Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О земельном налоге


О земельном налоге

     
     Н.О. Трофимова
     

Уплата земельного налога собственниками земельных долей (физическими лицами), получившими земельные участки сельскохозяйственного назначения в процессе приватизации сельскохозяйственных организаций, в отношении земельных участков, образованных в результате внесения земельных долей в уставный капитал сельскохозяйственных организаций

     
     Прежде чем приступить к рассмотрению данной темы, отметим, что приватизация земель сельскохозяйственного назначения, приватизация, реорганизация сельскохозяйственных предприятий, проводившаяся в 90-е годы прошлого столетия, осуществлялась в соответствии с действовавшими на тот период нормативными правовыми актами Российской Федерации. В ходе реорганизации колхозов, совхозов гражданам были выданы свидетельства о праве на земельную долю. В некоторых случаях свидетельства на ту же землю имели и сельскохозяйственные организации. При этом свои права на землю ни собственники земельных долей, ни сельскохозяйственные организации не оформили в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В отдельных случаях при реорганизации колхозов в кооперативы дольщики имущественных и земельных паев объединили свои паи учредительным договором в единые фонды для совместной работы. Поэтому на территориях отдельных муниципальных образований земельный налог уплачивается в вышеуказанном случае сельскохозяйственными организациями, в других муниципальных образованиях - физическими лицами - собственниками земельных долей.
     
     Принцип долевого распределения земель распространялся на земельные участки, переданные гражданами в коллективно-долевую собственность и в коллективно-совместную собственность колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, которая в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" (утратил силу с 25.02.2003) преобразовалась в общую (долевую) и общую совместную собственность членов сельскохозяйственных коммерческих организаций путем добровольного объединения принадлежащих им земельных участков, земельных долей (паев).
     
     В число лиц, имеющих право на земельную долю, были включены все участники: члены сельскохозяйственных некоммерческих организаций, созданных на базе реорганизованных колхозов и совхозов, в том числе уволенные из этих организаций по сокращению численности работников после 1 января 1992 года, пенсионеры, проживающие на территории, переданной сельскохозяйственной коммерческой организации, но вышедшие на пенсию в том хозяйстве, в пользовании которого эти земли находились ранее. В круг лиц, имеющих право на земельную долю, были также включены лица, занятые в социальной сфере села. Это работники предприятий и организаций здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, образовательных учреждений, расположенных на территории сельскохозяйственной коммерческой организации. К ним также относились временно отсутствующие работники сельскохозяйственных организаций: военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства, работники, направленные на повышение квалификации, лица, имевшие право возвратиться в соответствии с действующим законодательством на прежнее место работы, женщины, находившиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, руководители и специалисты сельскохозяйственных органов, специалисты сельскохозяйственного профиля органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, руководители и специалисты, проработавшие в сельскохозяйственных организациях не менее пяти лет.
     

     Сельскохозяйственные предприятия, членам коллективов которых земля принадлежала на праве общей совместной или общей долевой собственности, в двухнедельный срок с момента подачи членом коллектива заявления о выдаче свидетельства представляли в органы местной администрации списки собственников с указанием размеров принадлежащих им земельных долей (паев).
     
     Собственники земельных долей (паев) имели право без согласия других сособственников на выдел земельного участка в натуре для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, сдачи в залог и аренду, расширения до установленной нормы участка, используемого под личное подсобное хозяйство и индивидуальное жилищное строительство, а также имели право обменивать земельную долю (пай) на имущественный пай, передавать ее по наследству, получать стоимостное выражение (стоимость) земельной доли в случае выкупа принадлежащего коллективу на праве общей совместной или общей долевой собственности земельного участка и на возмещение причиненных убытков, включая упущенную выгоду. Они также имели право продавать земельные доли (паи) другим членам коллектива, иным гражданам и юридическим лицам для производства сельскохозяйственной продукции. При этом члены коллектива имели преимущественное право на приобретение земельных долей (паев) перед иными покупателями. Выдел земельной доли (пая) в натуре производился с учетом требований по рациональной организации территории и компактного землепользования.
     
     Долевое распределение земель сельскохозяйственного назначения сопровождалось выдачей каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия свидетельства о праве собственности на земельную долю с указанием площади земельной доли (пая) без ее выдела в натуре. Размер индивидуальной земельной доли устанавливался независимо от трудового вклада и стажа работы в пределах среднерайонной нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан.
     
     Таким образом, земельный участок мог находиться на праве общей совместной или общей долевой собственности одновременно у сельскохозяйственной организации и членов коллектива этой сельскохозяйственной организации.
     
     В соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
     

     Поэтому собственники земельных долей, получившие земельные участки сельскохозяйственного назначения в процессе приватизации как правообладатели и, следовательно, признаваемые плательщиками земельного налога, должны исполнять обязанности по уплате земельного налога. При этом налоговая база по земельным участкам физических лиц - собственников земельных долей определяется налоговыми органами на основании сведений, поступающих от органов, осуществляющих ведение земельного кадастра, органов Росрегистрации и органов муниципальных образований.
     
     Согласно п. 20 Рекомендаций о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.02.1995 N 96 (утратило силу с 27.01.2003), при внесении земельных долей в уставный капитал сельскохозяйственной коммерческой организации этой организации как юридическому лицу выдавались свидетельство на право собственности на земельный участок, площадь которого соответствовала внесенным земельным долям, и план этого участка. При этом свидетельство на право собственности на земельную долю лица, внесшего свою долю в уставный капитал вышеуказанной организации, теряло юридическую силу.
     
     В связи с этим при внесении земельных долей (паев) в уставный капитал сельскохозяйственной организации собственником земельного участка, площадь которого соответствует внесенным земельным долям, становится сельскохозяйственная организация, которая и исчисляет земельный налог согласно положениям главы 31 НК РФ.
     
     При этом налогоплательщикам необходимо учитывать п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", которым установлено, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки плательщики земельного налога определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
     
     Следует также отметить, что налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности, а налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, - для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.
     

     Таким образом, в отношении земельного участка, принадлежащего сельскохозяйственной организации и членам коллектива этой организации на праве общей совместной или общей долевой собственности, налогоплательщиками должны признаваться каждый из собственников этого земельного участка в отношении своей доли. В отношении земельного участка, образованного в результате внесения земельных долей в уставный капитал сельскохозяйственной организации, налогоплательщиком признается данная организация.
     

Определение налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой и в общей совместной собственности, а также в случае приобретения покупателем здания, сооружения или другой недвижимости

     
     При применении ст. 392 НК РФ налогоплательщикам следует иметь в виду, что данной статьей Кодекса установлены правила определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в собственности. При этом земельные участки подразделяются на участки, находящиеся в общей долевой и в общей совместной собственности.
     
     В отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, налоговая база устанавливается пропорционально доле каждого налогоплательщика в общей долевой собственности.
     
     Пример.
     
     Земельный участок, предоставленный Иванову А.Ю. и Ивановой А.С. для жилищного строительства, находится в общей долевой собственности (доля Иванова А.Ю. в праве на земельный участок составляет 40%, Ивановой А.С. - 60%). Кадастровая стоимость земельного участка - 300 000 руб.
     
     Налоговая база определяется следующим образом:
     
     - 300 000 руб. х 40% = 120 000 руб. - в части доли, закрепленной за Ивановым А.Ю.;
     
     - 300 000 руб. х 60% = 180 000 руб. - в части доли, закрепленной за Ивановой А.С.
     
     Сумма земельного налога составит:
     
     - для Иванова А.Ю. - 360 руб. (120 000 руб. х 0,3%);
     
     - для Ивановой А.С. - 540 руб. (180 000 руб. х 0,3%).
     
     Что касается земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, то налоговая база устанавливается для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.
     
     Пример.
     

     Земельный участок, предоставленный Новикову П.В. и Новиковой Н.А. для ведения личного подсобного хозяйства, находится в общей совместной собственности. Кадастровая стоимость земельного участка - 100 000 руб.
     
     Налоговая база определяется следующим образом:
     
     - 100 000 руб. х 50% = 50 000 руб. - в части доли, за-крепленной за Новиковым П.В.;
     
     - 100 000 руб. х 50% = 50 000 руб. - в части доли, за-крепленной за Новиковой Н.А.
     
     Сумма земельного налога составит:
     
     - для Новикова П.В. - 150 руб. (50 000 руб. х 0,3% );
     
     - для Новиковой Н.А. - 150 руб. (50 000 руб. х 0,3%).
     
     При переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу последнее приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.
     
     В случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком (ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации).
     
     В этой связи п. 3 ст. 392 НК РФ определено, что если организация приобретает здание, сооружение или другую недвижимость и, следовательно, к покупателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью, то налоговая база в этом случае определяется пропорционально его доле в праве собственности на этот земельный участок.
     
     Пример.
     
     ЗАО "Морозко" приобрело здание. Доля этой организации в праве собственности на земельный участок составляет 80%. Кадастровая стоимость всего земельного участка (в том числе и под приобретенным организацией зданием) - 2 000 000 руб.
     
     Налоговая база устанавливается в части доли в праве собственности на земельный участок под приобретенным организацией зданием следующим образом:
     
     - 2 000 000 руб. х 80% = 1 600 000 руб.
     

     Сумма земельного налога - 24 000 руб. (1 600 000 руб. х 1,5%).
     
     Если приобретателями (покупателями) здания, сооружения или другой недвижимости являются несколько лиц, то налоговая база в отношении части земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, устанавливается для вышеуказанных лиц пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на эту недвижимость.
     
     Пример.
     
     ООО "Новый" и ООО "Стрела" приобрели по договору купли-продажи в собственность здание. Кадастровая стоимость земельного участка под зданием - 2 000 000 руб. ООО "Новый" владеет 45%-й долей в праве собственности на здание, а ООО "Стрела" - 55%-й долей.
     
     Налоговая база по земельному участку, занимаемому объектом недвижимости ООО "Новый", равна 900 000 руб. (2 000 000 руб. х 45%).
     
     Налоговая база по земельному участку, занимаемому объектом недвижимости ООО "Стрела", равна 1 100 000 руб. (2 000 000 руб. х 55%).
     
     Сумма земельного налога составит:
     
     - для ООО "Новый" - 13 500 руб. (900 000 руб. х 1,5%);
     
     - для ООО "Стрела" - 16 500 руб. (1 100 000 руб. х 1,5%).
     

Применение пониженной налоговой ставки организацией, осуществляющей деятельность по производству, передаче тепло- и электроэнергии, по эксплуатации электрических и тепловых сетей

     
     Организация на основании лицензии осуществляет деятельность по производству, передаче тепло- и электроэнергии, по эксплуатации электрических и тепловых сетей, используя земельные участки под станциями (ВТЭЦ, ТЭЦ, АТЭЦ), электроподстанциями, линиями электропередач, бойлерными, насосными станциями и другими объектами, необходимыми для производства и передачи тепло- и электроэнергии. Вправе ли данная организация при расчете земельного налога за указанные земли применить пониженную налоговую ставку (не более 0,3%)?
     
     В соответствии со ст. 394 НК РФ налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства, и 1,5% - в отношении прочих участков.
     
     При определении состава объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса налогоплательщикам необходимо руководствоваться положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, другими документами, регламентирующими градостроительную деятельность. При этом сведения об объектах инженерной инфраструктуры и о благоустройстве территории включаются в информационные системы обеспечения градостроительной деятельности (ст. 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
     
     Согласно п. 13 раздела 3.1.5 "Генеральные планы" Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29.10.2002 N 150, на схеме инженерной инфраструктуры и благоустройства территории показываются существующие и проектируемые головные сооружения и магистральные сети инженерной инфраструктуры, а именно: водопровод, канализация, теплоснабжение, газоснабжение, ливневая канализация и иные сооружения инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий.
     
     В целях уточнения конкретного состава объектов, входящих в инженерную инфраструктуру жилищно-коммунального комплекса, налогоплательщикам следует использовать Классификатор работ и услуг в жилищно-коммунальном комплексе по видам деятельности, в том числе по виду деятельности "Эксплуатация инженерной инфраструктуры городов и других населенных пунктов", утвержденный постановлением Госстроя России от 25.05.2000 N 51.
     

     В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) электроэнергетикой признана отрасль экономики Российской Федерации, включающая комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему Российской Федерации), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам.
     
     При этом объектами электросетевого хозяйства признаются согласно Закону N 35-ФЗ линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование. Имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства, являются объектами электроэнергетики.
     
     Согласно ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) к системе коммунальной инфраструктуры относятся трубопроводы, линии электропередачи и иные объекты, используемые в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очист-ки сточных вод, расположенные (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенные для нужд потребителей этих муниципальных образований. При этом организацией коммунального комплекса является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы коммунальной инфраструктуры, используемой для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
     
     Однако Законом N 210-ФЗ не конкретизированы объекты, используемые в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, входящие в систему коммунальной инфраструктуры.
     
     В этой связи при рассмотрении вопроса об определении объектов электроснабжения, входящих в систему коммунальной инфраструктуры, налогоплательщикам следует руководствоваться Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17 (далее - Классификатор ОК 004-93).
     
     Согласно Классификатору ОК 004-93 к объектам предприятий жилищно-коммунального хозяйства отнесены объекты, используемые в сфере электроснабжения и указанные по кодам 4527341-4527345.
     
     Такие объекты, как электростанции, ТЭЦ, подстанция электрическая, в Классификаторе ОК 004-93 указаны соответственно по кодам 4521101-4521106, 4521111 и 4521123 и отнесены к объектам энергетических предприятий.
     
     Поэтому в отношении земельных участков, занятых электростанциями, ТЭЦ, подстанциями электрическими, не может применяться налоговая ставка в размере 0,3%, установленная для земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
     

Применение повышающего коэффициента при исчислении суммы земельного налога в отношении земельных участков, приобретаемых для жилищного строительства

     
     Статьей 396 НК РФ установлены правила применения повышающих коэффициентов при исчислении суммы земельного налога (суммы авансовых платежей по нему) в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами при осуществлении на них жилищного строительства. На основании какого документа подтверждается факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства? Будет ли применяться повышающий коэффициент при исчислении суммы земельного налога, в случае если юридическим лицом приобретен земельный участок для индивидуального жилищного строительства?
     
     Согласно нормам ст. 396 НК РФ в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы земельного налога (суммы авансовых платежей по нему) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
     
     В отношении таких земельных участков исчисление суммы земельного налога (суммы авансовых платежей по нему) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода проектирования и строительства, превышающего трехлетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
     
     В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы земельного налога (суммы авансовых платежей по нему) производится с учетом коэффициента 2 в течение периода проектирования и строительства, превышающего десятилетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
     
     Согласно ст. 25.3 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции объекта недвижимости не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства, являются:
     
     - документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
     
     - правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
     
     Представления правоустанавливающего документа на вышеуказанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее было зарегистрировано.
     
     Обязательным приложением к представляемым документам является кадастровый план земельного участка, на котором расположен соответствующий создаваемый или созданный объект недвижимого имущества.
     
     Представления кадастрового плана земельного участка не требуется:
     
     - если право на вышеуказанный земельный участок ранее зарегистрировано;
     
     - если вышеуказанный земельный участок предназначен для ведения дачного хозяйства или садоводства и если представлено заключение правления соответствующего садоводческого или дачного некоммерческого объединения, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимости расположен в пределах границ данного участка;
     
     - если для строительства, реконструкции соответствующего создаваемого или созданного объекта недвижимости не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдачи разрешения на строительство либо вышеуказанный земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства и если представлено заключение органа местного самоуправления соответствующего поселения или городского округа, подтверж-дающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ вышеуказанного земельного участка.
     
     Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется выдачи разрешения на строительство) и содержащим описание объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.
     
     Документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства, и содержащими описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, являются технический паспорт данного объекта индивидуального жилищного строительства и разрешение органа местного самоуправления на ввод этого объекта в эксплуатацию. Если указанный объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, требуется разрешение на строительство. До 1 января 2010 года технический паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта на вышеуказанном земельном участке.
     

     Применение данных повышающих коэффициентов не предусмотрено в отношении земельных участков, приобретенных в собственность юридическими лицами для индивидуального жилищного строительства.