Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на имущество организаций и земельном налоге


О налоге на имущество организаций и земельном налоге

     
     Н.А. Гаврилова,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

     

1. Налог на имущество организаций

    

Представление уточненной налоговой декларации

     
     Если результаты переоценки основных средств были отражены во II квартале 2006 года, необходимо ли было представлять уточненную налоговую декларацию за 2006 год и уточненный расчет за I квартал, так как стоимость основных средств по состоянию на 1 января 2007 года увеличилась? Можно ли руководствоваться письмом Минфина России от 17.04.2007 N 03-05-06-01/31 для бюджетных организаций?
     
     На основании п. 1 ст. 374 и п. 1 ст. 375 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций признаваемые объектом налогообложения основные средства учитываются по их остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
     
     Налоговая база по налогу на имущество организаций формируется согласно п. 4 ст. 376 НК РФ исходя из остаточной стоимости имущества по состоянию на 1-е число каждого месяца календарного года и на 1-е число месяца, следующего за налоговым периодом.
     
     Из п. 4 ст. 376 НК РФ во взаимосвязи с положениями п. 1 ст. 374 и п. 1 ст. 375 Кодекса следует, что при определении среднегодовой (средней) стоимости имущества за налоговый (отчетный) период остаточная стоимость имущества на 1-е число каждого месяца календарного года и на 1-е число месяца, следующего за налоговым периодом, должна учитываться в том значении, в котором она сформирована в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета на соответствующую дату.
     
     Согласно п. 15 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости. При этом результаты проведенной по состоянию на 1-е число отчетного года переоценки объектов основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно. Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.
     
     Поскольку иной порядок отражения результатов переоценки основных средств правилами ведения бухгалтерского учета не предусмотрен, результаты переоценки основных средств должны быть отражены в бухгалтерском учете исключительно на 1 января отчетного года, то есть на начало следующего налогового периода.
     
     Поэтому сформированная с учетом результатов переоценки остаточная стоимость основных средств на начало текущего года должна быть отражена в расчете налога на имущество организаций за предыдущий налоговый период на 1-е число месяца, следующего за данным налоговым периодом, а также в текущем налоговом (отчетном) периоде по состоянию на 1 января текущего года.
     
     Что касается письма Минфина России от 17.04.2007 N 03-05-06-01/31, то читателям журнала необходимо иметь в виду, что положения данного документа распространяются только на бюджетные организации, поскольку в документе учтены особенности ведения бухгалтерского учета основных средств и составления бухгалтерской отчетности в бюджетных организациях, а также порядок проведения переоценки основных средств в 2007 году, в том числе особенности отражения результатов переоценки основных средств в бюджетном учете, установленные приказом Минэкономразвития России N 306, Минфина России N 120н, Росстата N 139 от 02.10.2006, а также приказом Минэкономразвития России N 25, Минфина России N 6н, Минимущества России N 14, Госкомстата России N 7 от 25.01.2003.
     
     Одновременно обращаем внимание читателей журнала на то, что Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 216-ФЗ) в п. 4 ст. 376 НК РФ внесены поправки, которые вступают в силу с 1 января 2008 года и согласно которым среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, определяется за налоговый период как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
     
     Поэтому по окончании налогового периода в расчет налоговой базы по налогу на имущество организаций будут включаться данные остаточной стоимости имущества не по состоянию на 1 января календарного года, следующего за налоговым периодом, а по состоянию на последнее число календарного года, являющегося налоговым периодом (то есть на 31 декабря). При этом данный порядок исчисления среднегодовой стоимости имущества должен применяться при расчете налога на имущество организаций за 2008 год.
     

Представление налоговой декларации крупнейшими налогоплательщиками за 2007 год

     
     Федеральным законом от 30.12.2006 N 268-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 268-ФЗ) в ст. 80 и п. 1 ст. 386 НК РФ внесены изменения, согласно которым налогоплательщики, отнесенные в соответствии со ст. 83 настоящего Кодекса к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) по налогу на имущество организаций в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
     
     Согласно ст. 5 Закона N 268-ФЗ данный Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых ст. 5 Закона N 268-ФЗ установлены иные сроки вступления в силу. При этом определено, что абзац одиннадцатый п. 4 ст. 1 [в части представления всех налоговых деклараций (расчетов) по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков], п. 1, 3, 8, 9, 12-15 и 17 ст. 2 Закона N 268-ФЗ вступают в силу с 1 января 2008 года.
     
     Читателям журнала необходимо обратить внимание на то, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в действие в порядке, установленном для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (п. 5 ст. 5 НК РФ). Такие изменения внесены Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" и также вступают в силу с 1 января 2008 года. Закон N 216-ФЗ также внес изменения в отдельные главы НК РФ, в том числе в главу 30 "Налог на имущество организаций", которые вступают в силу с 1 января 2008 года (с нового налогового периода) и требуют внесения изменений в форму налоговой декларации (расчет) в части исчисления налоговой базы, исчисления и зачета налога, уплаченного российской организацией за имущество, находящееся за пределами Российской Федерации.
     
     Поэтому налоговая декларация по налогу на имущество организаций за 2007 год должна быть представлена крупнейшими налогоплательщиками по форме налоговой декларации, действующей до вступления в силу Закона N 268-ФЗ, то есть по форме налоговой декларации, утвержденной приказом МНС России от 23.03.2004 N САЭ-3-21/224.
     
     Налоговые декларации по вышеуказанной форме за 2007 год (в том числе по обособленным подразделениям, объектам недвижимого имущества) должны представляться крупнейшими налогоплательщиками в налоговые органы по месту постановки их на налоговый учет в качестве крупнейших налогоплательщиков.
     
     Учитывая, что порядок администрирования крупнейших налогоплательщиков в части представления налоговых деклараций (расчетов) с 1 января 2008 года изменился, а также то, что Законом N 216-ФЗ внесены изменения в НК РФ применительно к отдельным налогам, Минфин России и ФНС России готовят изменения в действующие налоговые декларации (расчеты) и порядки их заполнения.
     
     При этом новая налоговая декларация (расчет) вступит в действие начиная с расчетов по налогу на имущество организаций за I квартал 2008 года с учетом положений п. 3 и 5 ст. 5 НК РФ.
     

Налогообложение объекта недвижимого имущества

     
     Добыча нефти осуществляется организацией на месторождении в Каспийском море. В каком порядке уплачивается налог на имущество организаций за объект недвижимого имущества?
     
     Согласно п. 3 ст. 383 НК РФ в отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог на имущество организаций и авансовые платежи по нему подлежат уплате в бюджет по местонахождению этой организации с учетом особенностей, предусмотренных ст. 384 и 385 настоящего Кодекса.
     
     Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог на имущество организаций (авансовые платежи по нему) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ, находящегося на отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период согласно ст. 376 настоящего Кодекса, в отношении каждого обособленного подразделения (ст. 384 НК РФ).
     
     В соответствии со ст. 385 НК РФ организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог на имущество организаций (авансовые платежи по нему) в бюджет по мес-тонахождению каждого из вышеуказанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со ст. 376 настоящего Кодекса, в отношении каждого объекта недвижимого имущества.
     
     При этом читателям журнала необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 386 НК РФ в отношении имущества российской организации, имеющего местонахождение в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) за пределами территории Российской Федерации, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество организаций и налоговая декларация по этому налогу представляются в налоговый орган по местонахождению российской организации.
     
     Вопрос о местонахождении объекта недвижимого имущества в целях налогообложения и уплаты налога на имущество организаций должен решаться с учетом норм ст. 67 Конституции Российской Федерации, которой определено, что территория Российской Федерации включает территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.
     
     В отношении понятий "территория Российской Федерации", "континентальный шельф Российской Федерации" и "исключительная экономическая зона Российской Федерации" читателям журнала необходимо иметь в виду, что статус и правовой режим внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны Российской Федерации установлены Федеральным законом от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (далее - Закон N 155-ФЗ), в соответствии с п. 1 ст. 1 которого внутренние морские воды Российской Федерации - это воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации. Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 2 Закона N 155-ФЗ территориальное море Российской Федерации - это примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в ст. 4 Закона N 155-ФЗ. Иная ширина территориального моря может быть установлена в соответствии с положениями ст. 3 Закона N 155-ФЗ о делимитации территориального моря.
     
     Кроме того, статус континентального шельфа Российской Федерации определен Федеральным законом от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", а статус исключительной экономической зоны Российской Федерации - Федеральным законом от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации".
     
     Из положений вышеназванных документов можно сделать вывод, что территория субъекта Российской Федерации не включает внутренние воды, территориальное море Российской Федерации и определена административными границами, в связи с чем за объект недвижимого имущества, находящийся в указанных пределах в Каспийском море, налог на имущество организаций должен уплачиваться по месту нахождения организации (месту ее государственной регистрации).
     
     Аналогичный порядок уплаты налога на имущество организаций должен применяться в случаях, если расположенный в Каспийском море объект недвижимого имущества находится на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
     

Налогообложение служебного жилого фонда, находящегося на балансе таможенных органов

     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 4 ст. 374 НК РФ имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации, не признается объектом обложения налогом на имущество организаций.
     
     Перечень органов, в которых предусмотрена военная служба, определен в ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ), в частности военная служба исполняется гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках МВД России, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.
     
     Кроме того, согласно ст. 8 Закона N 53-ФЗ к воинской службе приравнена служба в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
     
     В то же время согласно Указу Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2253 "Об отнесении таможенных органов Российской Федерации к государственным военизированным организациям" и Федеральному закону от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" таможенные органы входят в систему правоохранительных органов Российской Федерации и отнесены к государственным военизированным организациям.
     
     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.07.2006 N 459 "О Федеральной таможенной службе" ФТС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. ФТС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через таможенные органы, и свои представительства за рубежом. С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности ФТС России имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты.
     

     Поэтому имущество ФТС России и ее территориальных органов, используемое с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности для обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации, не признается объектом обложения налогом на имущество организаций.
     
     Что касается налогообложения служебных квартир и квартир, предоставляемых сотрудникам таможенных органов по договорам социального найма, отмечаем, что на основании ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации данные объекты относятся к специализированному жилищному фонду и жилищному фонду социального использования, предназначенному для проживания граждан на соответствующих условиях пользования.
     
     В соответствии с п. 1 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.12.2002 N 897 (далее - Типовое положение), под служебным жилищным фондом понимается совокупность жилых помещений, предназначенных для проживания сотрудников (военнослужащих), которые в связи с характером исполнения ими служебных обязанностей (обязанностей военной службы) должны проживать по месту службы (военной службы) или в непосредственной близости от него. Служебное жилое помещение предоставляется сотруднику (военнослужащему) для создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей (обязанностей военной службы), а также трудовых обязанностей по месту службы (военной службы) (п. 7 Типового положения).
     
     Учитывая, что предоставление служебного жилого помещения сотрудникам (военнослужащим) в период их службы в таможенных органах является одним из условий прохождения службы и способствует повышению уровня безопасности и охраны правопорядка, считаем, что находящийся на балансе таможенных органов государственный жилищный фонд (в том числе служебные квартиры и квартиры, предоставляемые сотрудникам по договорам социального найма) и иные находящиеся в жилом фонде и используемые для бытовых целей основные средства (мебель, бытовые приборы и т.д.), не должны признаваться объектом обложения налогом на имущество организаций в соответствии с подпунктом 2 п. 4 ст. 374 НК РФ.
     

Налогообложение территориальных электрических сетей

     
     В соответствии с п. 11 ст. 381 НК РФ организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций в отношении находящихся на балансе железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью вышеуказанных объектов, в соответствии с перечнем имущества, относящегося к вышеуказанным объектам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504.
     
     Согласно ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
     
     В Основных направлениях реформирования электроэнергетики Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2001 N 526 и принятых в целях повышения эффективности функционирования электроэнергетики, установлены следующие основные понятия:
     
     - производство энергии (генерация) - это коммерческая деятельность организаций независимо от организационно-правовой формы по производству и продаже (поставке) электрической энергии (мощности) и (или) тепловой энергии (мощности) на оптовый или розничные рынки для дальнейшего преобразования, передачи, распределения и продажи (поставки) потребителям;
     
     - передача электрической энергии (мощности) - это оказание коммерческим организациям независимо от организационно-правовой формы - субъектам оптового рынка электроэнергии (мощности) услуг по передаче электроэнергии (мощности) по магистральным линиям электропередачи;
     
     - распределение электрической энергии (мощности) - это оказание коммерческим организациям независимо от организационно-правовой формы - субъектам оптового и розничных рынков услуг по поставке электрической энергии (мощности) потребителям по электрическим сетям;
     
     - сбыт энергии (мощности) - это продажа конечным потребителям, в том числе на основании договоров энергоснабжения, электрической энергии (мощности) производителями электрической энергии (мощности), получающими ее от собственных генерирующих источников, и сбытовыми компаниями.
     
     В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) электроэнергетика - это отрасль экономики Российской Федерации, включающая комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему Российской Федерации), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам.
     
     Согласно п. 1 ст. 5 Закона N 35-ФЗ технологическую основу функционирования электроэнергетики составляют единая национальная (общероссийская) электрическая сеть, территориальные распределительные сети, по которым осуществляется передача электрической энергии, и единая система оперативно-диспетчерского управления.
     
     Поэтому если организация осуществляет деятельность в сфере топливно-энергетического комплекса, обеспечивающего непрерывный производственный процесс снабжения потребителей электрической и тепловой энергией, в том числе по территориальным распределительным сетям, то она вправе использовать налоговую льготу, предоставленную согласно п. 11 ст. 381 НК РФ в отношении линий энергопередачи и сооружений, являющихся неотъемлемой частью указанных объектов.
     

Оформление отсрочки по уплате налога на имущество организаций и земельного налога в связи с задержкой финансирования из федерального бюджета

     
     Порядок предоставления налогоплательщикам отсрочки, рассрочки по уплате налогов и сборов утвержден приказом ФНС России от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@.
     
     Согласно п. 2.2 вышеуказанного Порядка в случае обращения налогоплательщика с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по основаниям, определенным подпунктом 2 п. 2 ст. 64 НК РФ, а именно из-за задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа, представляется документ, подтверждающий наличие соответствующих оснований.
     
     Налоговые органы при предоставлении бюджетной организации отсрочки по уплате налогов в связи с задержкой финансирования должны принимать во внимание гарантийные письма главных распорядителей средств федерального бюджета.
     
     При этом гарантийные письма главных распорядителей должны содержать не только информацию, подтверждающую задержку финансирования из федерального бюджета, но и сведения о сумме недофинансирования на уплату налогов конкретной бюджетной организации.
     
     При принятии решения о предоставлении (отказе) бюджетной организации отсрочки по вышеуказанному основанию налоговые органы должны согласовать это решение согласно требованиям ст. 63 и 64 НК РФ с соответствующим финансовым органом (по налогу на имущество организаций - финансовым органом субъекта Российской Федерации, по земельному налогу - финансовым органом муниципального образования).
     

2. Земельный налог

    

Налогообложение верховных судов республик, краев, областей, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей и автономных округов, а также управлений (отделений) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации

     
     В соответствии п. 3 ст. 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте согласно законодательству Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
     
     Согласно ст. 8 Закона РФ от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности" (далее - Закон N 2446-1) систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.
     
     В соответствии со ст. 10 Закона N 2446-1 в системе безопасности осуществляется разграничение полномочий органов власти. При этом судебные органы обеспечивают защиту конституционного строя в Российской Федерации, осуществляют правосудие по делам о преступлениях, обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, если их права в связи с деятельностью по обеспечению безопасности были нарушены.
     
     На основании ст. 1 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.
     
     Кроме того, согласно ст. 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами; эта статья содержит полный перечень судов Российской Федерации. В данный перечень не входит Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент).
     
     При этом в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.01.1998 N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" Судебный департамент является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности судов.
     
     Таким образом, Судебный департамент не является органом судебной власти и соответственно не относится к органам системы безопасности.
     
     Поэтому земельные участки, предоставленные органам судебной власти, осуществляющим свою деятельность в соответствии с Законом N 2446-1, признаются ограниченными в обороте и освобожденными от уплаты земельного налога.
     
     Земельные участки, предоставленные для размещения управлений (отделов) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, не являются ограниченными в обороте и подлежат налогообложению.
     

Налогообложение организаций Росгидромета

     
     В соответствии с подпунктом 3 п. 2 ст. 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте согласно законодательству Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
     
     В соответствии со ст. 8 Закона N 2446-1 систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.
     
     Кроме того, ст. 12 Закона N 2446-1 установлено, что силы обеспечения безопасности включают в том числе органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны и природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.
     
     В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Единая система ПЛЧС) объединяет органы управления различных уровней, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
     
     Согласно ст. 11 Федерального закона от 19.07.1998 N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" гидрометеорологическая служба входит в состав Единой системы ПЛЧС и осуществляет свою деятельность в чрезвычайных ситуациях в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
     
     Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" определен состав функциональных подсистем Единой системы ПЛЧС.
     
     Согласно приложению к Положению о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794, в перечень создаваемых Росгидрометом функциональных подсистем Единой системы ПЛЧС входят функциональные подсистемы:
     
     - наблюдения, оценки и прогноза опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлений и загрязнения окружающей природной среды;
     
     - предупреждения о цунами (совместно с Геофизической службой Российской академии наук, МЧС России, Мининформсвязи России, администрациями субъектов Российской Федерации в Дальневосточном регионе).
     
     Таким образом, создаваемые Росгидрометом функциональные подсистемы Единой системы ПЛЧС можно отнести к органам службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, являющимся силами обеспечения безопасности.
     
     Учитывая вышеизложенное, считаем, что не признаются объектом обложения земельным налогом согласно подпункту 3 п. 2 ст. 389 НК РФ только земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования подведомственным Росгидромету организациям и используемые для обеспечения деятельности создаваемой Росгидрометом функциональной подсистемы Единой системы ПЛЧС.
     

Налогообложение налоговых органов за земли, предоставленные для обеспечения безопасности (в том числе связи и информатизации)

     
     Согласно п. 2 ст. 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
     
     Земельный кодекс Российской Федерации (ЗК РФ) относит к ограниченным в обороте земельным участкам земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные, в частности, для обеспечения обороны и безопасности (п. 5 ст. 27 ЗК РФ).
     
     В соответствии со ст. 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воин-ских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
     
     Согласно ст. 8 Закона N 2446-1 систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.
     
     Кроме того, ст. 12 Закона N 2446-1 определено, что силы обеспечения безопасности включают Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; Государственную противопожарную службу, органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.
     
     Ст. 12 Федерального закона 20.04.1995 N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (далее - Закон N 45-ФЗ) установлено, что органами обеспечения безопасности в отношении налоговых органов являются органы внутренних дел, которые осуществляют свои полномочия во исполнение ст. 2 Закона N 45-ФЗ в соответствии с приказом МВД России от 20.12.1995 N 483 "О мерах по реализации Федерального закона "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", другими нормативными правовыми актами, а также Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2004 N 927.
     

     Таким образом, в силу ст. 12 Закона N 45-ФЗ, а также на основании Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", НК РФ, а также Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, налоговые органы, осуществляющие функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, не относятся к силам обеспечения безопасности налоговых органов.
     
     Вопросы обеспечения безопасности средств связи и информатизации урегулированы Федеральными законами от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон 126-ФЗ), от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, которыми определены службы, обеспечивающие безопасность средств связи и информации. При этом установлено, что правовое регулирование в области связи и информатизации осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области связи (п. 2 ст. 21 Закона N 126-ФЗ), которым согласно постановлению Правительства РФ от 26.06.2004 N 311 является Мининформсвязи России.
     
     Налоговые органы, являющиеся обладателями информации (операторами информационной системы) ограниченного распространения, информации, составляющей государственную и налоговую тайну, и осуществляющие защиту такой информации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, к службам по контролю за обеспечением безопасности средств связи и информации не относятся.
     
     Учитывая вышеизложенное, земельные участки, предоставленные налоговым органам на праве постоянного (бессрочного) пользования, признаются объектом обложения земельным налогом.