Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на прибыль

    
О налоге на прибыль

     
     А.А. Назаров
     

Представление заявления о снятии организации с учета в налоговом органе

     
     В мае 2007 года организация приняла решение о прекращении деятельности через свое обособленное подразделение до октября 2007 года. Обязана ли организация представить в налоговый орган по месту нахождения этого подразделения заявление о снятии организации с учета в связи с принятием такого решения?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
     
     В случае принятия организацией решения о прекращении деятельности (закрытии) своего обособленного подразделения снятие с учета организации по месту нахождения этого обособленного подразделения осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 10 дней со дня подачи такого заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее проведения (п. 5 ст. 84 НК РФ).
     
     Очевидно, под прекращением деятельности (закрытием) обособленного подразделения понимается прекращение такой деятельности именно на неопределенный срок. Иными словами, организация, принимающая решение о прекращении деятельности обособленного подразделения, не планирует возобновлять такую деятельность через некоторое время.
     
     В связи с вышеизложенным в случае принятия организацией решения о прекращении деятельности через свое обособленное подразделение на неопределенный срок (то есть без намерения через определенное время возобновить такую деятельность) организация обязана подать в налоговый орган по месту нахождения этого подразделения заявление о снятии с учета юридического лица в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения на территории Российской Федерации.
     
     Согласно п. 2 приказа МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178 "Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц" вышеуказанное заявление представляется по форме N 09-1-4 (приложение N 5 к данному приказу МНС России).
     
     Поскольку в рассматриваемом случае организация принимает решение о прекращении деятельности через свое обособленное подразделение на определенный срок (до октября 2007 года), она не обязана представлять в налоговый орган по месту нахождения этого подразделения соответствующее заявление в связи с принятием такого решения.
     

Представление декларации по налогу на прибыль ликвидируемой организацией

     
     Вправе ли организация, которая создана в 2002 году и будет ликвидирована в августе 2007 года, не представлять в налоговые органы налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за 2007 год?

     
     Пунктом 1 ст. 289 НК РФ установлено, что налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога на прибыль и (или) авансовых платежей по этому налогу, особенностей исчисления и уплаты налога на прибыль обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и по месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном вышеуказанной статьей Кодекса.
     
     Таким образом, налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган декларацию по налогу на прибыль по истечении каждого налогового периода.
     
     Обращаем внимание читателей журнала на то, что ст. 289 НК РФ установлена обязанность представлять декларацию по налогу на прибыль не за каждый отчетный и налоговый период, а по истечении каждого отчетного и налогового периода.
     
     Поэтому можно сделать вывод, что ликвидируемая организация обязана представить декларацию по налогу на прибыль за последний налоговый период по его истечении, то есть до истечения последнего налогового периода ликвидируемая организация имеет право не представлять декларацию.
     
     Пунктом 1 ст. 55 НК РФ определено, что под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.
     
     Согласно п. 1 ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год.
     
     Если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации) (п. 3 ст. 55 НК РФ).
     
     Таким образом, в рассматриваемом случае последним налоговым периодом для ликвидируемой организации является период времени с 1 января 2007 года до дня завершения ее ликвидации (в августе 2007 года), поскольку организация создана в 2002 году и, следовательно, 1 января 2007 года осуществляла свою деятельность.
     
     Это означает, что в данном случае речь идет о налоговом периоде, который короче календарного года.
     
     Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 289 НК РФ).
     
     В НК РФ не говорится о сроке представления налоговой декларации за последний налоговый период (в том числе декларации по налогу на прибыль) в случае ликвидации организации до конца календарного года, то есть в НК РФ не говорится о сроке представления декларации по налогу на прибыль за неполный календарный год.
     
     В связи с установленным ст. 289 НК РФ порядком организация имеет право не представлять декларацию по налогу на прибыль до 28 марта 2008 года.
     
     При этом организации следует учитывать, что согласно п. 7 ст. 6.1 НК РФ, если последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
     
     Понятие "ликвидация юридического лица" не определено ни в НК РФ, ни в Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ).
     
     Тем не менее, согласно п. 4 ст. 57 ГК РФ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
     
     Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК РФ).
     
     Поэтому очевидно, что с ликвидацией организации деятельность организации прекращается.
     
     Из вышеприведенного можно сделать вывод, что в рассматриваемом случае ликвидируемая организация имеет право не представлять декларацию по налогу на прибыль за 2007 год, поскольку срок ее представления - 28 марта 2008 года, а организация прекращает деятельность в день завершения ликвидации (то есть до истечения 2007 года).
     
     Обоснование этого вывода может быть и иным: организация обязана представить декларацию по налогу на прибыль за последний налоговый период по его истечении, но в последний день вышеуказанного периода деятельность организации прекращается.
     
     Однако этот вывод неверен, поскольку не учтено следующее.
     
     Согласно п. 2 ст. 63 ГК РФ после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
     
     Необходимость наличия в вышеуказанном балансе перечня предъявленных кредиторами требований означает, что промежуточный ликвидационный баланс должен содержать сведения о налоговых обязательствах ликвидируемой организации.
     
     После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (п. 5 ст. 63 ГК РФ).
     
     Подпунктом "б" п. 1 ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) установлено, что для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется ликвидационный баланс.
     
     Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 6 ст. 22 Закона N 129-ФЗ).
     
     Отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных Законом N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов (подпункт "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ).
     
     Следовательно, отсутствие в промежуточном ликвидационном балансе налоговых обязательств ликвидируемой организации препятствует составлению ликвидационного баланса, а непредставление ликвидационного баланса, в свою очередь, препятствует завершению ликвидации организации.
     
     Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
     
     Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 80 НК РФ).
     
     Таким образом, налоговые обязательства организации формируются на основании налоговых деклараций, в том числе декларации за последний налоговый период.
     
     В связи с изложенным декларация по налогу на прибыль ликвидируемой организации за последний налоговый период представляется до завершения ликвидации.
     
     Поэтому в рассматриваемом случае ликвидируемая организация обязана представить в налоговый орган декларацию по налогу на прибыль за 2007 год.
     

Порядок уплаты налога на прибыль

     
     До мая 2007 года организация имела единственное обособленное подразделение, которое находилось на территории другого субъекта Российской Федерации.  В мае 2007 года на этой же территории было создано несколько обособленных подразделений. Вправе ли налогоплательщик с мая 2007 года уплачивать налог на прибыль в соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 288 НК РФ?
     
     В соответствии с абзацем первым п. 2 ст. 288 НК РФ уплата авансовых платежей, а также сумм налога на прибыль, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения.
     
     Согласно абзацу второму п. 2 ст. 288 НК РФ если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, определяется в таком случае исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое он осуществляет уплату налога на прибыль в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении налоговые органы, в которых обособленные подразделения налогоплательщика стоят на налоговом учете.
     
     Следовательно, абзацами первым и вторым п. 2 ст. 288 НК РФ для целей налогообложения прибыли установлены различные способы исчисления налоговой базы, приходящейся на обособленные подразделения организации, поскольку согласно п. 1 ст. 274 настоящего Кодекса налоговой базой для целей главы 25 НК РФ признается денежное выражение прибыли.
     
     Статьей 313 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.
     
     Это означает, что различные способы исчисления налоговой базы для целей налогообложения прибыли, приходящейся на обособленные подразделения организации, являются различными способами ведения налогового учета.
     
     Согласно ст. 313 НК РФ порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.
     
     Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах - не ранее момента вступления в силу изменений норм законодательства.
     
     В связи с этим можно сделать вывод, что в рассматриваемом случае налогоплательщик не вправе с мая 2007 года изменить учетную политику для целей налогообложения прибыли и начать уплачивать налог в соответствии с абзацем вторым п. 2 ст. 288 НК РФ.
     
     Однако этот вывод неверен, поскольку не учтено следующее.
     
     Согласно ст. 313 НК РФ если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.
     
     Начало осуществления налогоплательщиком деятельности через созданные в мае 2007 года обособленные подразделения может быть признано началом осуществления им новых видов деятельности и, следовательно, основанием для внесения соответствующих изменений в учетную политику для целей налогообложения прибыли.
     
     Учитывая вышеизложенное, в рассматриваемом случае налогоплательщик имеет право с мая 2007 года уплачивать налог на прибыль в соответствии с абзацем вторым п. 2 ст. 288 НК РФ.
     

Исчисление штрафа за непредставление декларации по налогу на прибыль организаций

     
     Согласно декларации по налогу на прибыль организаций, представленной через 200 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока, сумма налога на прибыль, подлежавшая уплате, составляла 500 000 руб., а сумма налога на прибыль, подлежавшая доплате - 300 000 руб. В данном случае нарушение срока представления в налоговый орган данной декларации влечет взыскание штрафа. Исходя из какой суммы налога на прибыль исчисляется штраф: подлежавшей уплате (500 000 руб.) или подлежавшей доплате (300 000 руб.)?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в п. 2 данной статьи Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% вышеуказанной суммы и не менее 100 руб.
     
     Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня (п. 2 ст. 119 НК РФ).
     
     Срок представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций установлен ст. 289 НК РФ.
     
     Из вышеизложенного следует, что в рассматриваемом случае ответственность за непредставление налоговой декларации в течение 200 дней по истечении установленного срока предусмотрена п. 2 ст. 119 НК РФ, согласно которому штраф за непредставление налоговой декларации исчисляется исходя из суммы налога, подлежащей уплате [подчеркиваем, уплате, а не уплате (доплате), как в случае, рассматриваемом в п. 1 ст. 119 НК РФ] на основе этой налоговой декларации.
     
     Из этого можно сделать вывод, что в рассматриваемом случае штраф исчисляется исходя из суммы налога на прибыль, подлежащей уплате (500 000 руб.).          
     
     Однако этот вывод неверен, поскольку не учтено следующее.
     

     Из ст. 119 НК РФ следует, что п. 1 этой статьи Кодекса применяется в случае, если налогоплательщик задерживает представление налоговой декларации не более чем на 180 дней, а п. 2 - если налогоплательщик задерживает представление налоговой декларации более чем на 180 дней.
     
     В обоих случаях штраф должен исчисляться одинаковым образом, то есть или исходя из суммы налога, подлежащей уплате на основе непредставленной налоговой декларации (если в налоговой декларации не предусмотрено отражение суммы налога, подлежащей доплате), или исходя из суммы налога, подлежащей доплате на основе непредставленной декларации (если в налоговой декларации предусмотрено отражение суммы налога, подлежащей доплате).
     
     В налоговой декларации по налогу на прибыль, форма которой утверждена приказом Минфина России от 07.02.2006 N 24н, отражается как сумма налога на прибыль, подлежащая уплате (по строке 180 Листа 02), так и сумма этого налога, подлежащая доплате (по строке 270 Листа 02).
     
     Тем не менее, возможность исчисления штрафа исходя из суммы налога, подлежащей уплате на основе непредставленной декларации, п. 2 ст. 119 НК РФ не предусмотрена, что вызывает неустранимое сомнение в точности формулировки вышеуказанного положения Кодекса.
     
     Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (п. 7 ст. 3 НК РФ).
     
     В связи с вышеизложенным в рассматриваемом случае нарушение срока представления в налоговый орган декларации по налогу на прибыль влечет взыскание штрафа, исчисляемого исходя из суммы налога на прибыль, подлежащей доплате (300 000 руб.), а не из суммы этого налога, подлежащей уплате (500 000 руб.).
     
Д.В. Коновалов
     

Признание суммы переданных по договору займа денежных средств безнадежным долгом

     
     Организация-займодавец передала по договору займа денежные средства организации-заемщику. По истечении срока действия договора займа организация-заемщик не возвращает организации-займодавцу заемные денежные средства. Арбитражный суд, в который организация-займодавец обратилась с иском к организации-заемщику о взыскании дебиторской задолженности, принял решение об отказе в его удовлетворении. Имеет ли в связи с вышеуказанной ситуацией организация-займодавец право признать сумму переданных организации-заемщику по договору займа денежных средств безнадежным долгом и отнести ее к внереализационным расходам для целей налогообложения прибыли?
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 2 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, - суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.
     
     Согласно п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
     
     Учитывая вышеизложенное, организация-займодавец, в отношении дебиторской задолженности которой арбитражный суд принял решение об отказе во взыскании ее с организации-заемщика, не вправе признать сумму переданных по договору займа денежных средств организации-заемщику безнадежным долгом и отнести ее к внереализационным расходам для целей налогообложения прибыли организаций.
     

Учет вознаграждения, выплачиваемого агентству, оказывающему услуги по взысканию задолженности с заемщиков-должников

     
     Основной деятельностью кредитной организации является выдача кредитов юридическим и физическим лицам. В процессе осуществления данной деятельности возникают ситуации, при которых заемщики не возвращают суммы полученных кредитов. В связи с этим кредитная организация обращается в коллекторское агентство с целью получения помощи по взысканию задолженности. Вправе ли кредитная организация отнести к расходам для целей налогообложения прибыли организаций расходы, связанные с вознаграждением, выплачиваемым такому агентству?
     
     Согласно ст. 1005 и 1006 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. Принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленных в агентском договоре.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     
     Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные в том числе документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     Подпунктом 3 п. 1 ст. 264 НК РФ установлено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполненные сторонними организациями работы (предоставленные услуги).
     
     Учитывая вышеизложенное, организация-кредитор вправе отнести к расходам для целей налогообложения прибыли организаций расходы в виде вознаграждения, выплачиваемого в соответствии с агентским договором организации, оказывающей услуги по взысканию задолженности с заемщиков-должников организации-кредитора, при условии соответствия таких расходов критериям, установленным ст. 252 НК РФ.
     

Учет ценных бумаг

     
     Организация приобрела ценные бумаги, но не отразила их у себя на балансе. При этом документы, подтверждающие приобретение таких ценных бумаг, отсутствуют. Факт владения ценными бумагами подтверждается только выпиской из реестра акционеров акционерного общества. Будет ли в связи с вышеуказанной ситуацией доход в виде стоимости данных ценных бумаг признаваться доходом для целей налогообложения прибыли организаций в момент принятия этих ценных бумаг к учету?
     
     Подпунктом 7 п. 7 ст. 272 НК РФ установлено, что датой осуществления внереализационных и прочих расходов, в том числе расходов, связанных с приобретением ценных бумаг (включая их стоимость), признается, если иное не установлено ст. 261, 262, 266 и 267 настоящего Кодекса, дата реализации или иного выбытия ценных бумаг.
     
     Согласно п. 2 ст. 280 НК РФ доходы налогоплательщика от операций по реализации или иного выбытия ценных бумаг (в том числе погашения) определяются, в частности, исходя из цены реализации или иного выбытия ценной бумаги.
     
     Расходы при реализации (или ином выбытии) ценных бумаг определяются, в частности, исходя из цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение), затрат на ее реализацию.
     
     Согласно п. 1 ст. 44 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" в реестре акционеров общества приводятся сведения о каждом зарегистрированном лице, количестве и категориях (типах) акций, записанных на имя каждого зарегистрированного лица, иные сведения, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.
     
     Из п. 2 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного постановлением ФКЦБ России от 02.10.1997 N 27, следует, что зарегистрированным лицом является физическое или юридическое лицо, информация о котором внесена в реестр. При этом зарегистрированным лицом может быть владелец ценных бумаг - лицо, которому ценные бумаги принадлежат на праве собственности или на ином вещном праве.
     
     Учитывая вышеизложенное, у организации, не отразившей ранее у себя на балансе приобретенные ценные бумаги, но зарегистрированной в реестре акционеров в качестве владельца ценных бумаг, не возникает дохода для целей налогообложения прибыли в момент принятия этих бумаг к учету. В то же время если организация документально не подтвердит расходы, связанные с приобретением вышеуказанных ценных бумаг, то они должны быть приняты к учету в нулевой оценке.
          

Учет организацией-кредитором срочных, повышенных процентов в случае просрочки заемщиком исполнения обязательств

     
     Одним из видов деятельности, осуществляемой кредитной организацией, является выдача кредитов. Кредитным договором предусмотрено, что в случае просрочки исполнения обязательств заемщик обязан уплачивать повышенные проценты. До какого момента кредитной организации следует начислять срочные и повышенные проценты в случае досрочного расторжения кредитного договора в судебном порядке?
     
     Согласно п. 3 ст. 453 ГК РФ в случае изменения или расторжения договора в судебном порядке обязательства считаются измененными или прекращенными с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.
     
     Учитывая вышеизложенное, в случае досрочного расторжения кредитного договора в судебном порядке доход в виде срочных, а также повышенных процентов организации-кредитору следует начислять для целей налогообложения прибыли до даты вступления в законную силу решения суда о расторжении договора.
     

Определение дохода ООО в случае реализации его доли третьему лицу

     
     Организация, являющаяся единственным учредителем ООО, вносит дополнительный вклад в его уставный капитал. В связи с внесением дополнительного вклада в уставный капитал организацией-учредителем учредительные документы ООО не зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Как будет определяться доход организации-учредителя в случае реализации своей доли в таком обществе третьему лицу для целей налогообложения прибыли?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" не позднее одного месяца со дня окончания срока внесения дополнительных вкладов общее собрание участников ООО должно принять решение о внесении в учредительные документы общества изменений, связанных с увеличением размера уставного капитала ООО.
     
     Согласно п. 4 ст. 12 вышеназванного Федерального закона изменения, внесенные в учредительные документы ООО, подлежат государственной регистрации и приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации.
     
     В соответствии с подпунктом 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации имущественных прав (долей, паев) налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на цену приобретения данных имущественных прав (долей, паев) и на сумму расходов, связанных с их приобретением и реализацией.
     
     Учитывая вышеизложенное, если учредительные документы ООО в связи с внесением дополнительного вклада (взноса) учредителем в уставный капитал такого общества не зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, то доход учредителя от реализации доли третьему лицу будет определяться как разница между ценой реализации доли и первоначальным (зарегистрированным) вкладом (взносом), то есть сумма дополнительного взноса (вклада) будет признаваться доходом для целей налогообложения прибыли.