Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О едином социальном налоге и страховых взносах на обязательное пенсионное страхование


О едином социальном налоге и страховых взносах на обязательное пенсионное страхование


Е.В. Дорошенко
     

Налогообложение при утрате налогоплательщиком права на применение специального налогового режима

     
     Организация, будучи сельскохозяйственным товаропроизводителем, уплачивала в 2004 году все положенные по законодательству налоги, в том числе единый социальный налог. С 2005 года организация перешла на уплату единого сельскохозяйственного налога, но по итогам 2006 года выручка от реализации произведенной организацией сельскохозяйственной продукции составила 60%. Должна ли организация уплачивать единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и с какого периода?
     
     Согласно ст. 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) плательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном главой 26.1 настоящего Кодекса. Там же определено, что не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога организации, имеющие филиалы и (или) представительства, организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, и бюджетные учреждения.
     
     В соответствии со ст. 346.1 НК РФ организации, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль, налога на имущество организаций, единого социального налога. Организации, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог, не признаются плательщиками НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации).
     
     Организации, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Согласно п. 4 ст. 346.3 НК РФ если по итогам налогового периода доля дохода налогоплательщика от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную им из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составила менее 70% и (или) если в течение отчетного (налогового) периода было допущено несоответствие требованиям, установленным п. 6 ст. 346.2 настоящего Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение единого сельскохозяйственного налога с начала налогового периода, в котором допущено нарушение вышеуказанного ограничения и (или) несоответствие вышеуказанным требованиям.
     
     Налогоплательщик, утративший право на применение единого сельскохозяйственного налога, в течение одного месяца после истечения отчетного (налогового) периода, в котором допущено нарушение указанного в абзаце первом п. 4 ст. 346.3 НК РФ ограничения и (или) несоответствие требованиям, установленным п. 6 ст. 346.2 Кодекса, должен произвести перерасчет налоговых обязательств по НДС, налогу на прибыль, налогу на доходы физических лиц, единому социальному налогу, налогу на имущество организаций, налогу на имущество физических лиц за весь отчетный (налоговый) период в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. При этом вышеуказанный налогоплательщик не уплачивает пени и штрафы за несвое-временную уплату вышеуказанных налогов и авансовых платежей по ним.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 346.7 НК РФ для налогоплательщиков, уплачивающих единый сельскохозяйственный налог, налоговым периодом признается календарный год.
     
     Следовательно, в рассматриваемом случае организация должна была произвести в течение января 2007 года перерасчет налогового обязательства по единому социальному налогу начиная с 2006 года, представив декларацию по налогу в налоговый орган и уплатив налог, а также с текущего (2007) года уплачивать единый социальный налог и представлять налоговую отчетность.
     
     При этом читателям журнала следует иметь в виду, что в силу п. 5 ст. 346.3 НК РФ налогоплательщики обязаны сообщать в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения, осуществленном в соответствии с п. 4 данной статьи Кодекса, в течение пятнадцати дней по истечении отчетного (налогового) периода  (в данном случае - до 15 января 2007 года).
     
     Данная организация должна была уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, когда находилась (и находится) на общем режиме налогообложения и на специальном налоговом режиме в виде уплаты единого сельскохозяйственного налога, то есть в данном случае с 2004 года по настоящее время.
         

Налогообложение участников простого товарищества

    
     Две коммерческие организации являются участниками простого товарищества, причем одна из них применяет упрощенную систему налогообложения. Иногда физические лица, работающие в этих организациях, осуществляют работы, необходимые для их совместной деятельности. Каков порядок исчисления и уплаты единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в данном случае?
     
     Согласно п. 1 ст. 1041 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) в рамках до-говора простого товарищества (договора о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.
     
     Вкладом товарища признается все то, что он вносит в общее дело, в том числе деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи (ст. 1042 ГК РФ).
     
     В соответствии со ст. 1043 ГК РФ ведение бухгалтерского учета общего имущества может быть поручено одному из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц. При отражении в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности операций, связанных с участием в совместной деятельности (договоре простого товарищества), организация-товарищ руководствуется п. 13-16 Положения по бухгалтерскому учету "Информация об участии в совместной деятельности" ПБУ 20/03, утвержденного приказом Минфина России от 24.11.2003 N 105н, а товарищ, ведущий общие дела в соответствии с договором простого товарищества, руководствуется п. 17-21 ПБУ 20/03.
     
     Согласно ст. 235 НК РФ плательщиками единого социального налога признаются организации, производящие выплаты физическим лицам.
     
     Для целей налогообложения под российской организацией понимается юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 11 НК РФ).
     
     Таким образом, простое товарищество, представляющее собой объединение лиц для участия в совместной деятельности и не приводящее к образованию юридического лица, самостоятельным плательщиком единого социального налога (с учетом норм ст. 1041 ГК РФ, ст. 11 и 235 НК РФ) не является. Уплата единого социального налога производится каждым участником договора простого товарищества в порядке и сроки, которые установлены ст. 243 НК РФ.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
     
     Начисление и уплату единого социального налога с выплат в пользу физического лица, выполняющего работы в рамках осуществления организациями совместной деятельности по договору простого товарищества, осуществляет тот участник совместной деятельности (простого товарищества), с которым данное физическое лицо связано трудовым договором, договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским договором.
     
     Если один из участников совместной деятельности применяет упрощенную систему налогообложения, то он должен учитывать следующее.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение организациями упрощенной системы налогообложения предусматривает их освобождение от уплаты ряда налогов, в том числе единого социального налога.
     
     Учитывая вышеизложенное, выплаты, производимые организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, в пользу физического лица, связанного с данной организацией трудовым договором, договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским договором и выполняющего работы в рамках осуществления совместной деятельности по договору простого товарищества с организацией, находящейся на общем режиме налогообложения, обложению единым социальным налогом не подлежат.
     
     Однако в п. 2 ст. 346.11 НК РФ установлено, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации, и, следовательно, уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с выплат в пользу физических лиц по вышеуказанным договорам (трудовым, гражданско-правовым и авторским) должны производить участники совместной деятельности, находящиеся как на общем режиме налогообложения, так и на специальных режимах налогообложения.
     

Перечисление штрафа за непредставление документов налоговому органу

     
     В ходе проведения в организации выездной налоговой проверки правильности исчисления и уплаты единого социального налога сотрудниками территориального налогового органа г. Москвы, в котором организация состоит на учете, были запрошены необходимые для проверки документы (20 наименований), которые организацией не были представлены, и налоговый орган оштрафовал организацию на 1000 руб. Куда организация должна была перечислить этот штраф?
     
     Порядок проведения выездной налоговой проверки установлен ст. 89 НК РФ.
     
     Статья 93 НК РФ, определяющая порядок истребования документов при проведении налоговой проверки, дает возможность (право) налогоплательщику в случае несвоевременного представления истребуемых документов  (в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования) в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомить проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в вышеуказанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы, что и должна была сделать данная организация.
     
     В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа был вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов (или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение (форма решения утверждена приказом ФНС России от 06.03.2007 N ММ-3-06/106@  "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах").
     
     Однако ст. 93 НК РФ предусмотрено, что отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или их непредставление в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 настоящего Кодекса, согласно которой непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ, а непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб. (п. 2 ст. 126 НК РФ).
     
     Согласно п. 2 части 2 ст. 10 Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" суммы денежных взысканий (штрафов), предусмотренных ст. 116, 117 и 118, п. 1 и 2 ст. 120, ст. 125, 126, 128, 129, 129.1, 132, 133, 134, 135 и 135.1 НК РФ, подлежат распределению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по следующим нормативам:
     
     а) в федеральный бюджет - 50%;
     
     б) в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту нахождения суда, органа, должностного лица, принявших решение о наложении денежного взыскания (штрафа), - 50%.
     
     Следовательно, организация должна была перечислить в данном случае в федеральный бюджет 500 руб. и такую же сумму - в бюджет г. Москвы.
     

Налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей

     
     Просим разъяснить, какое определение понятия "сельскохозяйственный товаропроизводитель" в целях исчисления единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование следует применять начиная с 1 января 2007 года и отлично ли оно от определения, применявшегося ранее (в 2006 году), а также не изменился ли порядок их исчисления и уплаты данной категорией налогоплательщиков?
     
     При проверке правильности исчисления и уплаты единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование налоговые органы руководствуются главой 24 НК РФ, Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Закон N 193-ФЗ), Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон N 264-ФЗ), а также иными инструктивными и методическими документами, разъясняющими порядок проведения выездных и камеральных проверок отчетности по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
     
     Пунктом 1 ст. 241 НК РФ установлены пониженные ставки единого социального налога для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, к которым до 11 января 2007 года (даты вступления в силу Закона N 264-ФЗ) согласно ст. 1 Закона N 193-ФЗ относились рыболовецкие артели (колхозы), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которых составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона N 264-ФЗ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) согласно перечню, утверждаемому Правительством РФ, и реализацию этой продукции при условии, что в общем доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей доля от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% в течение календарного года.
     
     Вышеназванный Перечень сельскохозяйственной продукции утвержден постановлением Правительства РФ от 25.07.2006 N 458 "Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства".
     
     При оценке произведенной сельскохозяйственной продукции налогоплательщикам необходимо руководствоваться Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.
     
     Иными словами, до вступления в силу Закона N 264-ФЗ при отнесении налогоплательщика к сельскохозяйственному товаропроизводителю налогоплательщикам и налоговым органам следовало руководствоваться определением "сельскохозяйственный товаропроизводитель", установленным ст. 1 Закона N 193-ФЗ. Это подтверждается письмами Минфина России от 18.04.2006 N 03-05-02-03/16 и от 30.01.2007 N 03-04-07-02/3. С 1 января 2007 года определение "сельскохозяйственный товаропроизводитель" применяется в соответствии с Законом N 264-ФЗ.
     
     При исчислении и уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование налогоплательщикам необходимо учитывать следующее.
     
     В ст. 22 и 33 Закона N 167-ФЗ используется термин "организация, занятая в производстве сельскохозяйственной продукции", однако определение этой организации не дается, причем данными статьями Закона N 167-ФЗ установлены пониженные тарифы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для страхователей - организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции.
     
     Поскольку термины, приведенные в ст. 1 Закона N 193-ФЗ, ст. 3 Закона N 264-ФЗ и в Законе N 167-ФЗ, имеют одинаковый смысл и с учетом того, что объект обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и база для их начисления идентичны объекту налогообложения и налоговой базе по единому социальному налогу (п. 2 ст. 10 Закона N 167-ФЗ), при отнесении страхователей к организациям, занятым в производстве сельскохозяйственной продукции, и при предоставлении им права на применение пониженных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование налогоплательщикам следовало руководствоваться Законом N 193-ФЗ, а с января 2007 года - Законом N 264-ФЗ.
     
     Согласно ст. 241 НК РФ максимальная ставка единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей составляет 15,8% (как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам), причем подпунктом 2 п. 2 ст. 22 Закона N 167-ФЗ определены пониженные тарифы страхового взноса только для организаций-работодателей, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции.
     
     Индивидуальные предприниматели - страхователи, в том числе сельскохозяйственные товаропроизводители, применяют тарифы страховых взносов в соответствии с подпунктом 1 п. 2 ст. 22 и 33 Закона N 167-ФЗ.
     

Предоставление налоговых льгот на территории города Байконура

     
     Организация, являясь юридическим лицом, осуществляет деятельность на территории Российской Федерации (состоит на налоговом на учете в города Новосибирске), но в настоящее время она создает самостоятельный филиал с наличием расчетного счета на территории города Байконура, где она и будет рассчитываться с работниками. Будет ли эта организация иметь льготы при уплате единого социального налога?
     
     Согласно ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется вышеуказанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
     
     В соответствии со ст. 48 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" глава администрации города Байконура на основании полномочий, осуществляемых им в соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконура, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти, предоставляет налоговые льготы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при соблюдении ими следующих условий:
     
     - наличие расположенных на территории города Байконура (включая космодром Байконур) помещений, имущественных, производственных или других комплексов, необходимых для производства товаров (работ, услуг);
     
     - реализация продукции (работ, услуг) на территории города Байконура (включая космодром Байконур).
     
     В этом же нормативном акте установлено, что налоговые льготы не предоставляются по НДС, акцизам, налогу на прибыль организаций, единому социальному налогу, другим федеральным налогам и сборам и таможенным пошлинам. Что же касается индивидуальных налоговых льгот (льгот отдельным налогоплательщикам), то они на территории города Байконура не предоставляются.
     
     С учетом вышеизложенного обособленное подразделение организации, имеющее отдельный баланс, расчетный счет и начисляющее выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, в силу нормы п. 8 ст. 243 НК РФ будет исполнять обязанности организации по уплате единого социального налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения (в ИФНС России по городу Байконуру).
     
     При этом сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, будет определяться исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению.
     
     Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, устанавливается как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.