Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на добавленную стоимость


О налоге на добавленную стоимость


Е.С. Лобачева,
консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     

Освобождение от обложения НДС работ, не относящихся к НИОКР, но используемых в процессе выполнения таких работ, осуществляемых субподрядчиками за счет бюджетных средств

    
     Согласно подпункту 16 п. 3 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождаются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), в том числе выполняемые за счет средств бюджетов. В связи с этим от налогообложения освобождаются НИОКР, выполняемые за счет средств бюджетов как подрядчиками, так и субподрядчиками.
     
     Что касается работ, не относящихся к НИОКР, используемых в процессе выполнения последних, то такие работы облагаются НДС и соответственно оплачиваются с учетом налога в общеустановленном порядке.     
     

Восстановление сумм НДС по основным средствам и остаткам товаров в связи с прекращением предпринимательской деятельности

     
     Согласно подпункту 3 п. 2 и подпункту 2 п. 3 ст. 170 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов и имущественных прав, для осуществления операций лицами, не являющимися плательщиками НДС. В связи с этим суммы НДС по товарам, в том числе по основным средствам, ранее принятые к вычету, подлежат восстановлению при прекращении предпринимательской деятельности.
     
     Таким образом, требования налоговых органов о восстановлении сумм НДС по основным средствам и остаткам товаров в связи с прекращением предпринимательской деятельности действующему законодательству по НДС не противоречат.          

       

Вычет суммы НДС концессионером по товарам (услугам) при создании и (или) реконструкции недвижимого имущества

    
     Имеет ли право концессионер принять к вычету суммы НДС по товарам (работам, услугам) при создании и (или) реконструкции недвижимого имущества, определенного концессионным соглашением?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
     
     На основании п. 4 ст. 38 НК РФ работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы. Поэтому передача концессионером концеденту в установленном порядке результатов работ по созданию, реконструкции или улучшению объектов, определенных концессионным соглашением, является объектом обложения НДС.
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС.
     
     Учитывая вышеизложенное, у концессионера вычет сумм НДС по товарам (работам, услугам) возможен при передаче концессионером результатов этих работ концеденту.
         

Налогообложение НИОКР, выполняемых за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации

    
     В соответствии с подпунктом 16 п. 3 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождаются операции по реализации НИОКР, выполняемых за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; НИОКР, выполняемых учреждениями образования и научными организациями, на основе хозяйственных договоров. При этом согласно п. 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие вышеуказанные операции, вправе отказаться от освобождения от налогообложения.
     
     Таким образом, от обложения НДС освобождаются НИОКР, выполняемые за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации учреждениями образования и научными организациями при условии, что данные учреждения и организации не отказались от применения вышеназванной льготы в порядке, установленном п. 5 ст. 149 НК РФ. НИОКР, выполняемые другими организациями за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
     
В.С. Вандалов   
            

Освобождение от обложения НДС ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ, выполняемых на объектах памятников истории и культуры, охраняемых государством

    
     В соответствии с подпунктом 15 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ, выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций (за исключением археологических и земляных работ в зоне расположения памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; строительных работ по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; работ по производству реставрационных, консервационных конструкций и материалов; деятельности по контролю за качеством проводимых работ).
     
     Согласно п. 6 ст. 149 НК РФ вышеуказанные операции не подлежат обложению НДС (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой на основании законодательства Российской Федерации.
     
     Порядок лицензирования деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) предусмотрен постановлением Правительства РФ от 20.02.2007 N 117.
     
     Следовательно, подтверждением права на освобождение от обложения НДС операций по ремонтно-реставрационным, консервационным и восстановительным работам, выполняемым при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, является лицензия на осуществление данных операций.
     
     При этом в отношении памятников истории (объектов культурного наследия) читателям журнала необходимо учитывать следующее.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия.
     
     Согласно п. 1 ст. 20 Закона N 73-ФЗ ведение реестра включает присвоение регистрационного номера объекту культурного наследия в Реестре, мониторинг данных об объектах культурного наследия, внесенных в Реестр при регистрации объектов, документационное обеспечение Реестра и возлагается на соответствующий орган охраны объектов культурного наследия.
     
     Пунктом 1 ст. 21 Закона N 73-ФЗ установлено, что на объект культурного наследия, включенный в Реестр, собственнику объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия, куда вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в Реестре.
     
     Учитывая вышеизложенное, освобождение от обложения НДС, предусмотренное подпунктом 15 п. 2 ст. 149 НК РФ, применяется в отношении объектов культурного наследия, в том числе вновь выявленных, при наличии вышеуказанного паспорта и при наличии лицензии на операции по ремонтно-реставрационным, консервационным и восстановительным работам, выполняемым при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством.
          

Обложение НДС операций по реализации товаров в рамках оказания безвозмездной помощи в случае отсутствия на момент отгрузки товаров выписки банка

    
     Согласно ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
     
     При этом в соответствии с подпунктом 19 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров, реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 04.05.1999 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации".
     
     Реализация товаров (работ, услуг), указанных в подпункте 19 п. 2 ст. 149 НК РФ, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) при представлении в налоговые органы следующих документов:
     
     - контракта (копии контракта) налогоплательщика с донором (уполномоченной донором организацией) безвозмездной помощи (содействия) или с получателем безвозмездной помощи (содействия) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации. Если получателем безвозмездной помощи (содействия) является федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, в налоговый орган представляется контракт (копия контракта) с уполномоченной этим федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации организацией;
     
     - удостоверения (нотариально заверенной копии удостоверения), выданного в установленном порядке и подтверждающего принадлежность поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) к гуманитарной или технической помощи (содействию);
     
     - выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки на счет налогоплательщика в российском банке за реализованные донору безвозмездной помощи (содействия) (уполномоченной донором организации) или получателю безвозмездной помощи (содействия) (уполномоченной федеральным органом исполнительной власти организации) товары (работы, услуги).
     
     Согласно п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы по НДС, если иное не предусмотрено п. 3, 7-11, 13-15 ст. 167 НК РФ, является наиболее ранняя из следующих дат:
     
     - день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
     
     - день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
     
     Таким образом, при отсутствии у налогоплательщика на момент определения налоговой базы, устанавливаемой в соответствии с требованиями п. 1 ст. 167 НК РФ, любого из вышеуказанных документов, в том числе упомянутой выписки банка, освобождение от обложения НДС не предоставляется и деятельность налогоплательщика, осуществляемая им в рамках оказания безвозмездной технической помощи, подлежит обложению НДС.
     
     Учитывая, что налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п. 2 ст. 149 НК РФ, не вправе отказаться от освобождения данных операций от обложения НДС и, следовательно, не вправе предъявить соответствующую сумму налога покупателю товаров (работ, услуг), сумма НДС подлежит уплате в бюджет за счет собственных средств налогоплательщика.
     
     В случае последующего представления в налоговый орган необходимого пакета документов суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком в бюджет на момент определения налоговой базы по вышеуказанным операциям, вычету (возмещению) из бюджета не подлежат. При этом суммы НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным налогоплательщиком, принимаются к вычету в общеустановленном порядке.
       

Освобождение от обложения НДС государственных унитарных предприятий учреждений уголовно-исполнительной системы

    
     Согласно подпункту 11 п. 3 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождаются организации и учреждения уголовно-исполнительной системы при внутрисистемной реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) произведенных ими товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
     
     Перечень организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы приведен в ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и в постановлении Правительства РФ от 01.02.2000 N 89 "Об утверждении Перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему". К таким организациям и учреждениям относятся:
     
     - учреждения, исполняющие наказания;
     
     - территориальные органы уголовно-исполнительной системы;
     
     - центральный орган уголовно-исполнительной системы Минюста России;
     
     - базы материально-технического и военного снабжения;
     
     - управления строительства;
     
     - центральные ремонтно-механические мастерские и ремонтно-эксплуатационные предприятия;
     
     - межрегиональные ремонтно-восстановительные базы;
     
     - центры инженерно-технического обеспечения;
     
     - центральный узел связи;
     
     - автомобильные и железнодорожные хозяйства;
     
     - жилищно-коммунальные хозяйства;
     
     - подразделения технического надзора, лаборатории;
     
     - научно-исследовательские институты;
     
     - образовательные учреждения высшего, среднего, начального (учебные центры) профессионального и дополнительного образования;
     
     - санаторно-оздоровительные, амбулаторно-поликлинические и стационарные медицинские учреждения для персонала и членов их семей;
     
     - военно-врачебные комиссии;
     
     - центры санитарно-эпидемиологического надзора;
     
     - предприятия торговли;
     
     - редакции периодических изданий;
     
     - отделы специального назначения;
     
     - подразделения розыска, конвоирования, собственной безопасности, оперативно-технических и поисковых мероприятий;
     
     - военное представительство;
     
     - следственные изоляторы.
     
     Учитывая вышеизложенное, если государственные унитарные предприятия учреждений уголовно-исполнительной системы не включены в вышеуказанный Перечень, то данные организации не вправе воспользоваться освобождением от обложения НДС, предусмотренным подпунктом 11 п. 3 ст. 149 НК РФ.
     
     Одновременно сообщаем, что письмо Минфина России от 06.09.2006 N 03-06-01-02/37, доведенное до нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 23.11.2006 N ММ-6-21/1136@ с разъяснениями о порядке освобождения от обложения налогом на имущество организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы, не распространяется на порядок применения освобождения от обложения НДС.
          

Налогообложение при оплате за реализацию российским налогоплательщиком товаров, произведенной иностранным покупателем за счет заемных средств

    
     В ходе проведения проверки обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов по НДС налоговым органом установлено, что оплата за реализованные российским налогоплательщиком товары произведена иностранным покупателем со счета этого покупателя, открытого в российском банке, за счет заемных средств, полученных им по кредитному соглашению от российских банков, которым предоставлена государственная гарантия Российской Федерации. Не препятствует ли данное обстоятельство применению российским налогоплательщиком - продавцом товаров налоговой ставки 0% по операциям реализации этих товаров на экспорт?
     
     Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, представляются документы, перечисленные в п. 1 ст. 165 настоящего Кодекса. В числе этих документов налогоплательщик представляет выписку банка (копию выписки), подтверждающую фактическое поступление выручки от реализации вышеуказанных товаров иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке. При этом данная норма НК РФ не устанавливает особенностей в отношении источника финансирования иностранного лица для целей оплаты за реализованные ему товары.
     
     Следовательно, использование иностранным лицом заемных средств, полученных им в кредит от российских банков под государственные гарантии Российской Федерации для оплаты товаров, приобретаемых им по контракту с российским налогоплательщиком, не препятствует применению этим налогоплательщиком налоговой ставки 0% по операциям реализации вышеуказанных товаров на экспорт.
     
     В ходе проведения проверки обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов налоговый орган при необходимости проводит мероприятия налогового контроля в целях подтверждения достоверности фактического поступления выручки от реализации товаров иностранному покупателю на счет налогоплательщика.
     
     Сделать вывод о правомерности либо неправомерности применения налогоплательщиком налоговой ставки 0% и налоговых вычетов по НДС и принять соответствующее решение о возмещении путем зачета или возврата сумм НДС либо об отказе (полностью или частично) в возмещении налоговый орган должен на основании анализа всех имеющихся у него сведений (документов), в том числе полученных при проведении мероприятий налогового контроля.
     
 П.С. Кораблев
         

Налогообложение реализации манжет для цифровых измерителей артериального давления и частоты пульса

    
     Общество реализует на территории Российской Федерации цифровые измерители артериального давления и частоты пульса, а также манжеты для таких измерителей. В соответствии с сертификатом соответствия и регистрационным удостоверением данным манжетам присвоен код подгруппы Общероссийского классификатора продукции (ОК 005-93) 94 4130 "Приборы для измерения давления" группы 94 4100 "Приборы для функциональной диагностики измерительные". Вправе ли общество при реализации вышеуказанных манжет применять освобождение от обложения НДС, предусмотренное подпунктом 1 п. 2 ст. 149 НК РФ?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники.
     
     Постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 N 19 утвержден Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень).
     
     Код группы 94 4100 "Приборы для функциональной диагностики измерительные" Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93, утвержденного постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (далее - Классификатор ОК 005-93), в Перечне поименован. Таким образом, при реализации манжет общество имеет право применять освобождение от уплаты НДС, предусмотренное подпунктом 1 п. 2 ст. 149 НК РФ.
     
     В то же время название продукции, указанное в регистрационном удостоверении и сертификате соответствия на поименованную в ситуации продукцию, не совпадает с названием подгруппы 94 4130 "Приборы для измерения давления" группы 94 4100 "Приборы для функциональной диагностики измерительные" Классификатора ОК 005-93, поименованной в Перечне.
     
     В соответствии с письмом Минздрава России от 25.03.2002 N 2510/2698-02-23 в вышеуказанной ситуации это министерство может подтверждать, а равно опровергать принадлежность конкретной продукции к Перечню.
     
     В письме Росздравнадзора от 02.07.2007 N 01-12260/07 указано, что манжеты относятся к комплектующим (запасным частям) изделий медицинской техники и должны быть отнесены согласно Классификатору ОК 005-93 к коду 94 9413 "Запасные части к приборам для измерения давления в органах человека".
     
     Учитывая вышеизложенное, а также то, что вышеуказанный код в Перечне не поименован, при реализации манжет необходимо применять общеустановленную ставку НДС в размере 18%.
         

Налогообложение дошкольных учреждений

    
     Муниципальное предприятие проводит занятия с несовершеннолетними детьми в кружке "Занимательный французский" и в студии творческого развития "Сказка". Вправе ли данное предприятие воспользоваться освобождением от обложения НДС, предусмотренным подпунктом 4 п. 2 ст. 149 НК РФ, при оказании вышеуказанных услуг?
     
     Согласно подпункту 4 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях.
     
     Согласно п. 6 ст. 149 НК РФ перечисленные в данной статье Кодекса операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     В силу ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках не упомянута в числе видов деятельности, подлежащих лицензированию.
     
     Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" предусматривает лицензирование деятельности по дополнительному образованию.
     
     Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 N 796, установлен порядок и условия лицензирования образовательной деятельности. Согласно подпункту "а" п. 2 вышеназванного Положения не подлежит лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации.
     
     Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено лицензирование деятельности по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках и студиях; следовательно, оказание муниципальным предприятием услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружке "Занимательный французский" и в студии творческого развития "Сказка" не подлежит обложению НДС.