Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Особенности применения упрощенной системы налогообложения

     

Особенности применения упрощенной системы налогообложения


И.М. Андреев,
Государственный советник Российской Федерации 2 класса
     

1. Общие условия применения упрощенной системы налогообложения

     
     Предусмотренная главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) упрощенная система налогообложения (УСН) является специальным налоговым режимом, применяемым налогоплательщиками на добровольной основе.
     
     При применении УСН налогоплательщики уплачивают налог, исчисленный по результатам их хозяйственной деятельности за отчетный (налоговый) период [без учета результатов от осуществления видов предпринимательской деятельности, переведенных на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД)].
     
     Налогоплательщики, применяющие УСН, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных индивидуальными предпринимателями от осуществляемой предпринимательской деятельности), НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и в соответствии со ст. 174.1 НК РФ), налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого индивидуальными предпринимателями для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога с доходов, полученных индивидуальными предпринимателями, а также с выплат и иных вознаграждений, начисляемых налогоплательщиками в пользу нанятых ими физических лиц.
     
     При этом налогоплательщики, перешедшие на УСН, не освобождаются от обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предусмотренной Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), а также от обязанности по уплате иных установленных на территории Российской Федерации налогов.
     
     Кроме того, при применении УСН налогоплательщики не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных ст. 24 НК РФ, а также от обязанностей по ведению кассовых операций в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Банка России от 22.09.93 N 40, обязанностей по представлению статистической отчетности и обязанностей, предусмотренных Федеральным законом Российской Федерации от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
     

2. Налогоплательщики

     
     Плательщиками налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на этот специальный режим и применяющие данную систему налогообложения в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.
     
     В соответствии со ст. 11 НК РФ организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные согласно законодательству иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства вышеуказанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
     
     Индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
     
     Согласно п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательством этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и иные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
     
     Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
     
     Таким образом, при соблюдении условий и ограничений, предусмотренных п. 2 и 3 ст. 346.12 Кодекса, некоммерческие организации имеют право применять УСН на общих основаниях с коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями.
     
     Право перехода на УСН предоставляется организациям, получившим по итогам 9 месяцев года, предшествующего году начиная с которого организации переходят на данную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ и не превышающие 15 млн. руб.*1.
     _____
     *1 В соответствии с п. 2 ст. 346.12 НК РФ величина предельного размера доходов, ограничивающая право перехода организации на УСН, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее в соответствии с п. 2 ст. 346.12 настоящего Кодекса. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством РФ. Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2006 N 360 коэффициент-дефлятор на 2007 год установлен равным 1,241, поэтому для целей перехода с 1 января 2008 года на УСН ограничение по размеру полученных за 9 месяцев 2007 года доходов составляет 18 615 000 руб.
          

     Согласно ст. 248 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса и внереализационные доходы, определяемые на основании со ст. 250 НК РФ. При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).
     
     Таким образом, в целях применения УСН организации должны учитывать доходы от реализации и внереализационные доходы, полученные ими от всех осуществляемых видов предпринимательской деятельности, в том числе и от видов предпринимательской деятельности, переведенных на систему налогообложения в виде ЕНВД.
     
     Индивидуальные предприниматели вправе перейти на УСН независимо от размера полученных ими за указанный период времени доходов от осуществляемой предпринимательской деятельности.
     
     Кроме того, следует отметить, что в соответствии с п. 4 ст. 346.12 НК РФ налогоплательщики, переведенные по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности на систему налогообложения в виде ЕНВД, вправе применять УСН в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом установленные подпунктами 15 и 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ ограничения по средней численности наемных работников и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов определяются такими налогоплательщиками исходя из всех осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности, а установленное п. 2 данной статьи Кодекса для организаций ограничение по предельной величине доходов определяется только по тем видам предпринимательской деятельности, по которым организации применяют общий режим налогообложения.
     
     Не вправе применять УСН:
     
     - организации, имеющие филиалы и представительства.
     
     В соответствии со ст. 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
     
     Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
     
     Представительства и филиалы являются юридическими лицами, которые наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
     
     Согласно ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (места, созданные на срок более одного месяца).
     
     Таким образом, право перехода на УСН не предоставляется организациям, имеющим обособленные подразделения, которые являются юридическими лицами, наделенными имуществом, а также функциями филиалов и представительств и которые указаны в качестве таковых в учредительных документах создавших их организаций.
     
     Организации, имеющие иные обособленные подразделения, имеют право применять УСН на общих основаниях;
     
     - банки;
     
     - страховщики.
     
     Отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела или с их участием, отношения по осуществлению государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела, регулируются Законом РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации".
     
     Согласно ст. 4.1 Закона РФ от 27.11.1993 N 4015-1 участниками отношений, регулируемых этим нормативным актом, являются, в частности, страховые организации (страховщики), страховые агенты и страховые брокеры.
     
     В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 страховщиками признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном данным Законом порядке.
     
     Страховыми агентами признаются постоянно проживающие на территории Российской Федерации и осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правового договора физические лица или российские юридические лица (коммерческие организации), которые представляют страховщика в отношениях со страхователем и действуют от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями, а страховыми брокерами - постоянно проживающие на территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуальных предпринимателей физические лица или российские юридические лица (коммерческие организации), которые действуют в интересах страхователя (перестрахователя) или страховщика (перестраховщика) и осуществляют деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования (перестрахования) между страховщиком (перестраховщиком) и страхователем (перестрахователем), а также с исполнением вышеуказанных договоров. При оказании услуг, связанных с заключением вышеуказанных договоров, страховой брокер не имеет права одновременно действовать в интересах страхователя и страховщика.
     
     Согласно Закону РФ от 27.11.1992 N 4015-1 страховые брокеры вправе осуществлять иную, не запрещенную законом деятельность, связанную со страхованием, за исключением деятельности в качестве страхового агента, страховщика, перестраховщика.
     
     В соответствии со ст. 971 ГК РФ по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.
     
     Согласно ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
     
     По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
     
     По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
     
     Таким образом, деятельность, осуществляемая страховыми агентами и страховыми брокерами на основе заключенных со страховщиками (перестраховщиками, страхователями) договоров поручения, агентских и иных аналогичных договоров, должна рассматриваться в качестве вспомогательной деятельности в сфере страхового дела, а сами страховые агенты и страховые брокеры должны выступать в роли посредников (доверенных лиц) в правоотношениях между страховщиками (перестраховщиками) и страхователями.
     
     Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание то обстоятельство, что вспомогательная деятельность в сфере страхового дела не отнесена главой 26.2 НК РФ к видам предпринимательской деятельности, не подпадающим под действие УСН, страховые агенты, действующие от имени и по поручению страховщиков, а также страховые брокеры, действующие в интересах и по поручению страховщиков (перестраховщиков, страхователей), вправе перейти на УСН на общих с другими налогоплательщиками основаниях;
     
     - негосударственные пенсионные фонды;
     
     - инвестиционные фонды;
     
     - профессиональные участники рынка ценных бумаг.
     
     Особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг регулируются Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", в соответствии со ст. 2 которого профессиональными участниками рынка ценных бумаг являются только юридические лица, которые осуществляют виды деятельности, указанные в главе 2 вышеуказанного Закона.
     
     Исходя из этого индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность, связанную с извлечением доходов от совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, имеют право применять УСН на общих с другими налогоплательщиками основаниях;
     
     - ломбарды;
     
     - организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.
     
     К подакцизным товарам относятся товары, перечисленные в п. 1 ст. 181 НК РФ.
     
     Полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащая в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия вышеуказанных стандартов для отдельно добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия).
     
     Полезным ископаемым также признается продукция, являющаяся результатом разработки месторождения, получаемая из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ, а также перерабатывающих технологий, отнесенных в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным видам добычных работ (ст. 337 НК РФ).
     
     К общераспространенным полезным ископаемым относятся полезные ископаемые, включенные в региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых, определяемые федеральными органами государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования совместно с субъектами Российской Федерации (ст. 3 Закона РФ от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах");
     
     - налогоплательщики, занимающиеся игорным бизнесом.
     
     С 1 января 2007 года правовые основы государственного регулирования деятельности в сфере игорного бизнеса на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений некоторые законодательные акты Российской Федерации";
     
     - нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;
     
     - организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции.
     
     В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами согласно положениям вышеуказанного Федерального закона;
     
     - организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 НК РФ;
     
     - организации, доля участия в которых других организаций составляет более 25%. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%; на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с вышеуказанным Законом.
     
     Согласно ст. 48 ГК РФ в связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения. К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
     
     К коммерческим организациям с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом относятся хозяйственные товарищества и общества. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности (ст. 66 ГК РФ).
     
     Согласно ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. При этом в отличие от хозяйственных товариществ и обществ имущество государственного и муниципального унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
     
     В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
     
     Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов, решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия - уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления согласно актам, определяющим компетенцию таких органов.
     
     Учитывая, что вышеуказанные учредители унитарных предприятий не могут быть признаны организациями в том смысле, в котором ст. 11 НК РФ использует данный термин, а также то обстоятельство, что имущество унитарных предприятий не распределяется по вкладам (долям, паям), данные предприятия имеют право применять УСН на общих с другими налогоплательщиками основаниях.
     
     Что касается акционерных обществ, то читателям журнала необходимо иметь в виду следующее.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательные права участников общества (акционеров) по отношению к нему.
     
     Пунктом 1 ст. 10 Закона N 208-ФЗ установлено, что учредителями общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении.
     
     Согласно ст. 25 Закона N 208-ФЗ уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. При учреждении общества все его акции должны быть размещены среди учредителей.
     
     Учитывая то обстоятельство, что акционерные общества, в том числе созданные с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, наделены имуществом, разделенным на акции, на них не распространяются нормы подпункта 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ (письмо Минфина России от 12.03.2007 N 03-11-02/66).
     
     В соответствии с параграфом 5 главы 4 ГК РФ к некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы (ст. 116); общественные и религиозные организации (объединения) (ст. 117); фонды (ст. 118); учреждения (ст. 120), а также объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) (ст. 121).
     
     Согласно ст. 66 ГК РФ хозяйственными обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью;
     
     - организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек.
     
     Средняя численность нанятых работников устанавливается налогоплательщиками по состоянию на 1 октября года, в котором ими подано заявление о переходе на УСН и далее по итогам каждого отчетного (налогового) периода по налогу применительно к Порядку заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения, утвержденному постановлением Росстата от 20.11.2006 N 69;
     
     - организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. руб. При этом в их составе учитываются основные средства и нематериальные активы, подлежащие амортизации и признаваемые амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ.
     
     Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов определяется налогоплательщиками-организациями по состоянию на 1 октября года, в котором ими подано заявление о переходе на УСН и далее по итогам каждого отчетного (налогового) периода по налогу;
     
     - бюджетные учреждения.
     
     В соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетными учреждениями признаются организации, созданные органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов;
     
     - иностранные организации.
     
     Что касается налогоплательщиков, получивших в периоде применения общего режима налогообложения освобождение от исполнения обязанностей по уплате НДС, то следует отметить, что п. 2 и 3 ст. 346.12 НК РФ установлен исчерпывающий перечень условий и ограничений, при несоблюдении которых налогоплательщики лишаются права на применение УСН.
     
     Но главой 26.2 НК РФ к таким условиям и ограничениям не отнесено наличие у налогоплательщиков освобождения от исполнения обязанностей по уплате НДС.
     
     В связи с этим налогоплательщики, имеющие на дату перехода на УСН такое освобождение, вправе применять данный специальный налоговый режим на общих с другими налогоплательщиками основаниях.
     

3. Порядок и условия начала и прекращения применения УСН

     
     Переход налогоплательщиков на УСН осуществляется в заявительном порядке.
     
     В период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, с которого налогоплательщики изъявили желание применять УСН, они подают в налоговые органы по месту нахождения организаций или по месту жительства индивидуальных предпринимателей заявления о переходе на данную систему налогообложения по рекомендуемой форме N 26.2-1 (далее - заявление по форме N 26.2-1)*1.
     _____
     *1 Здесь и далее ссылки на рекомендуемые формы заявлений, уведомлений, сообщений, утвержденные приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495.
     
     Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиками до начала налогового периода, в котором они впервые применят УСН. В случае принятия решения об изменении ранее избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на УСН налогоплательщики обязаны в письменном виде уведомить об этом налоговые органы до 20 декабря года, предшествующего году, с которого они впервые применят данный специальный налоговый режим.
     
     Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели подают заявления по форме N 26.2-1 в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет, выданном налоговым органом в соответствии с абзацем вторым п. 2 ст. 84 НК РФ.
     
     В этом случае данные организации и индивидуальные предприниматели получают право применять УСН в текущем календарном году с даты их постановки на учет в налоговом органе.
     
     Каких-либо дополнительных условий и ограничений по процедуре перехода на УСН для данной категории налогоплательщиков НК РФ не установлено.
     
     В связи с этим налогоплательщики - физические лица, прошедшие в течение календарного года перерегистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей в связи с возобновлением ранее прекращенной ими предпринимательской деятельности, признаются вновь зарегистрированными индивидуальными предпринимателями и, следовательно, вправе перейти на УСН в вышеуказанном порядке.
     
     Организации и индивидуальные предприниматели, которые утратили согласно нормативным правовым актам муниципальных образований обязанность уплачивать до окончания текущего календарного года ЕНВД, вправе на основании заявления по форме N 26.2-1 перейти на УСН с начала того месяца, в котором они утратили обязанность по уплате ЕНВД.
     

     По результатам рассмотрения поданных налогоплательщиками заявлений по форме N 26.2-1 налоговые органы в месячный срок со дня их поступления (п. 12.2 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 N 452) в письменном виде уведомляют налогоплательщиков о возможности либо о невозможности применения УСН (рекомендуемые формы уведомлений N 26.2-2 и 26.2-3).
     
     В случае изменения решения о переходе на УСН налогоплательщики вправе до начала года (налогового периода по налогу), с которого они предполагают перейти на применение данного специального налогового режима, отозвать ранее поданные ими заявления. В этом случае исчисление и уплата налогов такими налогоплательщиками будет осуществляться в очередном календарном году в общеустановленном или в ином предусмотренном действующим законодательством о налогах и сборах порядке.
     
     Если же налогоплательщиками до начала налогового периода не отозвали ранее поданные ими заявления о переходе на УСН, то они считаются перешедшими с начала календарного года (налогового периода по налогу) на данную систему налогообложения.
     
     При этом читателям журнала следует иметь в виду, что налогоплательщики, перешедшие на УСН, не вправе до окончания налогового периода самостоятельно отказаться от ее применения и перейти на иной режим налогообложения.
     
     Исключением является система налогообложения в виде ЕНВД, на которую налогоплательщики обязаны перейти в случае осуществления на территории соответствующих муниципальных образований видов предпринимательской деятельности, предусмотренных п. 2 ст. 346.26 НК РФ.
     
     В то же время если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщиков, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и подпунктами 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ превысят 20 млн. руб.*1 и (или) в течение отчетного (налогового) периода налогоплательщиками будут нарушены условия и ограничения, предусмотренные п. 3 и 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 Кодекса, то такие налогоплательщики считаются утратившими право на применение УСН с начала того квартала, в котором ими допущены вышеуказанные превышение и (или) нарушения.
     _____
     *1 Величина предельного размера доходов, ограничивающая право налогоплательщиков на дальнейшее применение УСН, подлежит индексации в порядке, указанном в сноске 1 (в 2007 году величина предельного размера доходов (20 млн руб.) подлежит индексации на установленный Минэкономразвития России коэффициэнт-дефлятор (1,241) и составляет 24 820 000 руб.     

     
     Об утрате права на дальнейшее применение УСН и о переходе на иной режим налогообложения налогоплательщики обязаны в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором они допустили превышение (нарушение) вышеуказанных условий и ограничений, сообщить в письменном виде в налоговый орган (рекомендуемая форма сообщения N 26.2-5).
     
     По окончании налогового периода по налогу налогоплательщики вправе добровольно отказаться от применения УСН и перейти на иной режим налогообложения (за исключением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход), уведомив об этом в письменном виде налоговый орган (рекомендуемая форма уведомления N 26.2-4) не позднее 15 января года, в котором они предполагают перейти на иной режим налогообложения.
     
     При этом налогоплательщики, добровольно отказавшиеся от применения УСН, а равно и налогоплательщики, утратившие право на ее дальнейшее применение, могут (при соблюдении условий и ограничений, предусмотренных ст. 346.12 и 346.13 НК РФ) вновь вернуться к применению этой системы налогообложения не ранее чем с начала календарного года, следующего за календарным годом, в котором истек годичный срок после добровольного отказа от применения УСН (утраты права на применение данного специального налогового режима).
     

4. Объекты налогообложения

     
     Объектами налогообложения при применении УСН признаются доходы, а также доходы, уменьшенные на величину расходов.
     
     Налогоплательщики, изъявившие желание перейти на УСН, вправе самостоятельно избрать тот или иной объект налогообложения.
     
     При этом избранный объект налогообложения должен быть указан налогоплательщиками в заявлении о переходе на УСН по форме N 26.2-1.
     
     Данный порядок не распространяется на налогоплательщиков, являющихся участниками договоров простого товарищества (договоров о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом.
     
     Для таких налогоплательщиков установлен объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", который не подлежит изменению в течение всего периода времени применения УСН.
     
     Если налогоплательщики, применяющие в качестве объекта налогообложения доходы, заключили договоры простого товарищества текущем налоговом периоде, то согласно положениям п. 4 ст. 346.13 НК РФ они утрачивают право на дальнейшее применение УСН с начала того квартала, в котором они заключили такие договоры.
     

5. Порядок определения и признания доходов

     
     Налогоплательщики, перешедшие на УСН, при определении налоговой базы учитывают доходы от реализации, а также внереализационные доходы, которые определяются в соответствии с положениями ст. 249 и 250 НК РФ. При этом в составе вышеуказанных доходов налогоплательщики не учитывают доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ, доходы в виде полученных дивидендов, налогообложение которых осуществляется налоговыми агентами согласно положениям ст. 214 и 275 настоящего Кодекса, а также доходы в виде суммовых разниц в случае, если по условиям договоров обязательства (требования) выражены в условных денежных единицах.
     
     Согласно ст. 346.17 НК РФ датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщиком иным способом (кассовый метод).
     
     В связи с этим суммы денежных средств (имущество или имущественные права), полученные налогоплательщиками в периоде применения УСН от других лиц в счет предварительной оплаты товаров (работ, услуг), подлежат включению такими налогоплательщиками в состав доходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на дату их получения [согласно подпункту 1 п. 1 ст. 251 НК РФ данные суммы денежных средств (имущество или имущественные права) не учитываются в составе доходов только налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления].
     
     Налогоплательщики-организации, ранее исчислявшие налоговую базу по налогу на прибыль с использованием метода начисления, учитывают при переходе на УСН в составе вышеуказанных доходов также суммы денежных средств, полученные ими до перехода на данный специальный режим от других лиц в счет предварительной оплаты по договорам, которые они должны исполнить после перехода на УСН. При этом вышеуказанные налогоплательщики не включают в состав доходов денежные средства, полученные ими после перехода на данный специальный налоговый режим, если в соответствии с правилами налогового учета по методу начисления данные суммы денежных средств они включили в состав доходов, учитываемых ими при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.
     
     Налогоплательщики, исчислявшие до перехода на УСН налоговую базу по налогу на прибыль или по налогу на доходы физических лиц с использованием кассового метода признания доходов и расходов, включают в состав доходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу, все поступившие им в периоде применения УСН на расчетный счет и (или) в кассу денежные средства, а также полученное имущество и имущественные права в оплату товаров (работ, услуг), реализованных (выполненных, оказанных) ими до перехода на применение данного специального налогового режима.
     

     Вышеуказанные налогоплательщики учитывают такие доходы в том отчетном (налоговом) периоде применения УСН, в котором они фактически получили такие доходы.
     
     Налогоплательщики, переведенные в соответствии с главой 26.3 НК РФ по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности на систему налогообложения в виде ЕНВД, при применении УСН в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности не включают в состав доходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу, доходы, относящиеся к видам предпринимательской деятельности, облагаемым ЕНВД.
     
     При применении УСН доходом налогоплательщиков - участников договора простого товарищества признается внереализационный доход в виде распределенной по итогам отчетного (налогового) периода в их пользу доли дохода (прибыли), полученного (полученной) простым товариществом за данный отчетный (налоговый) период (п. 9 ст. 250 НК РФ).
     
     Для налогоплательщиков, получивших в оплату реализованных ими товаров (выполненных работ, оказанных услуг) собственные векселя покупателей (заказчиков) либо векселя третьих лиц, датой получения доходов признается дата оплаты (погашения) данных векселей (день поступления денежных средств от векселедателей либо иных обязанных лиц) или день передачи налогоплательщиками вышеуказанных векселей по индоссаменту третьим лицам.
     
     При возврате налогоплательщиками ранее полученных сумм предварительной оплаты поставленных ими товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав данные суммы уменьшают доходы того отчетного (налогового) периода, в котором осуществлен возврат.
     

(Окончание следует)