Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Советы юриста


Советы юриста


В.Н. Воробьева,
советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса
     

Обложение НДС образовательной деятельности в форме разовых лекций, стажировок, семинаров

     
     В соответствии с подпунктом 14 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) не подлежит обложению (освобождается от обложения) НДС реализация на территории Российской Федерации услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса.
     
     Следовательно, освобождение от налогообложения предоставляется некоммерческим образовательным организациям только по услугам в сфере образования по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии.
     
     Согласно п. 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 N 796, образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, лицензированию не подлежит.
     
     Таким образом, поскольку освобождение от обложения предоставляется некоммерческим образовательным организациям только по услугам в сфере образования по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии, и принимая во внимание, что образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, лицензированию не подлежит, данные услуги подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке.
     

Освобождение от обложения НДС агентских услуг по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах

     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     При этом ст. 149 НК РФ установлен перечень товаров (работ, услуг), операции по реализации которых на территории Российской Федерации не подлежат обложению НДС.
     
     Так, подпунктом 23 п. 2 ст. 149 НК РФ предусмотрено освобождение от обложения НДС операций по реализации работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), а также лоцманской проводки.
     
     Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17, агентское обслуживание относится к услугам по обслуживанию судов в период стоянки в портах.
     
     Учитывая вышеизложенное, агентские услуги по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах освобождаются от обложения НДС.
     

Учет в расходах суммы премии по итогам работы за год при определении налоговой базы по налогу на прибыль

     
     В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок.
     
     Согласно ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременые поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
     
     Следовательно, условия, сроки и размеры выплаты премии должны быть предусмотрены трудовыми и (или) коллективными договорами.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 255 НК РФ в целях налогообложения прибыли к расходам на оплату труда относятся начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели.
     
     Таким образом, если выплата премии по итогам работы за год предусмотрена трудовым и (или) коллективным договором, то такие расходы на основании ст. 255 НК РФ учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
     

Учет стоимости ликвидируемого недостроенного объекта для целей налогообложения прибыли

     
     В соответствии с п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся, в частности, расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр и другие аналогичные работы (подпункт 8 п. 1 ст. 265 НК РФ).
     
     Таким образом, стоимость ликвидируемого недостроенного объекта не учитывается для целей налогообложения прибыли в составе расходов организации.
     

Налогообложение субсидий, предоставленных физическому лицу за счет бюджетных средств для приобретения квартиры

     
     В соответствии со ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды.
     
     Пунктом 3 ст. 217 НК РФ установлен исчерпывающий перечень компенсационных выплат, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, при этом жилищная субсидия, предоставленная в том числе за счет средств бюджетной системы Российской Федерации на приобретение жилья, не входит в вышеупомянутый перечень.
     
     Таким образом, субсидии, предоставленные за счет бюджетных средств физическому лицу для приобретения квартиры, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
     

Освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой педагогическим работникам для обеспечения книгоиздательской продукцией

     
     В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в частности связанных с исполнением трудовых обязанностей.
     
     Согласно п. 8 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений (в том числе руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом) в целях содействия обеспечению их книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере 150 руб. в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, в размере 100 руб. - в других федеральных государственных образовательных учреждениях.
     
     Учитывая вышеизложенное, ежемесячная денежная компенсация, выплачиваемая педагогическим работникам федеральными государственными образовательными учреждениями для обеспечения книгоиздательской продукцией в пределах норм, предусмотренных Законом РФ "Об образовании", не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.
     

Обложение налогом на доходы физических лиц материальной выгоды от экономии на процентах при получении заемщиком беспроцентного займа

     
     В соответствии с п. 2 ст. 212 НК РФ по доходу в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, полученными налогоплательщиком от организаций или индивидуальных предпринимателей, налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.
     
     Согласно п. 1, 2 ст. 224 НК РФ налоговая ставка в размере 13% устанавливается в отношении доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиками целевыми займами (кредитами), полученными от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованными ими на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, на основании документов, подтверждающих целевое использование таких средств.
     
     Учитывая вышеизложенное, при наличии документов, подтверждающих использование всей суммы займа для приобретения квартиры, доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах при получении заемщиком беспроцентного займа подлежит налогообложению по ставке 13%.
     

Обязанности организации как налогового агента при обложении налогом на доходы физических лиц стоимости подарков, полученных физическим лицом от организации в налоговом периоде

     
     В соответствии со ст. 209 НК РФ объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками, в том числе от источников в Российской Федерации.
     
     Согласно п. 28 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы, не превышающие 4000 руб., полученные налогоплательщиком за налоговый период в виде подарков от организаций.
     
     Согласно ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
     
     Таким образом, при получении физическим лицом от организации дохода в виде подарка стоимостью не более 4000 руб. организация не признается налоговым агентом, поскольку в данном случае у нее отсутствует обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налога на доходы физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации.
     
     В то же время если физическое лицо в налоговом периоде получает подарки от организации общей стоимостью, превышающей 4000 руб., организация признается налоговым агентом и выполняет обязанности, предусмотренные для налоговых агентов ст. 226 НК РФ.
     

Обложение налогом на доходы физических лиц дохода, полученного акционерами в виде ценных бумаг в случае ликвидации акционерного общества

     
     В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между акционерами в очередности, определенной данной статьей этого Закона.
     
     Следовательно, при ликвидации акционерного общества у акционеров возникает доход в виде распределяемого имущества акционерного общества, который подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
     
     При этом доход, полученный акционерами в виде ценных бумаг от ликвидируемого акционерного общества, является доходом, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, и подлежит налогообложению на основании ст. 211 НК РФ.
     

Освобождение от обложения единым социальным налогом арендной платы, выплачиваемой работнику организации за аренду транспортного средства, и возмещения расходов по его эксплуатации

     
     В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков - лиц, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой), а также по авторским договорам.
     
     Но объектом налогообложения не являются выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество, а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества.
     
     К таким договорам могут быть отнесены, в частности, договоры аренды (за исключением договора аренды транспортного средства с экипажем).
     
     Учитывая вышеизложенное, арендная плата, выплачиваемая работнику организации за аренду транспортного средства, и возмещение расходов по его эксплуатации не являются объектом обложения единым социальным налогом.
     

Обложение единым социальным налогом выплат и вознаграждений, начисленных иностранной организацией физическому лицу по трудовому и гражданско-правовому договорам

     
     В соответствии с п. 1 ст. 235 НК РФ плательщиками единого социального налога являются, в частности, организации.
     
     Согласно ст. 11 НК РФ организацией признаются в том числе юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков - лиц, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой), а также по авторским договорам.
     
     Таким образом, выплаты и вознаграждения, начисленные организацией, в том числе иностранной организацией, физическому лицу по трудовому и гражданско-правовому договорам, облагаются единым социальным налогом в общеустановленном порядке, независимо от того, является данное физическое лицо согласно законодательству Российской Федерации о налогах и сборах налоговым резидентом или не является.
     

Основание для взимания земельного налога с организации или с физического лица

     
     В соответствии со ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
     
     Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
     
     Исходя из вышеизложенного основанием для взимания земельного налога с организации или с физического лица является документ, подтверждающий право собственности или право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
     

Возврат налоговыми органами копий документов, истребованных у организации при проведении налоговой проверки

     
     В соответствии с п. 1 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. Если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.
     
     При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ необходимые для проверки документы, которые представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий.
     
     При этом НК РФ не предусмотрена обязанность налоговых органов возвращать представленные налогоплательщиком копии документов.
     
     Согласно п. 12 ст. 89 НК РФ ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных ст. 94 настоящего Кодекса.
     
     Налоговый орган вправе изъять подлинники документов проверяемого налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ, если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий таких документов и у налоговых органов имеются достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены (п. 8 ст. 94 НК РФ).
     

Налоговая ответственность налогоплательщика за отказ представить налоговому органу запрашиваемые при проведении налоговой проверки документы или за их непредставление в установленные сроки

     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
     
     Согласно ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.
     
     Форма требования о представлении документов (информации) утверждена приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах". При этом в требовании указываются наименования, реквизиты документов, период, к которому они относятся.
     
     Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.
     
     Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования.
     
     Если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа об этом с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить эти документы. В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.
     
     Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или их непредставление в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ: взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ или взыскание штрафа в размере 5000 руб.
     

Отсутствие основания для начисления пени налогоплательщику - клиенту банка при представлении в налоговый орган документов, подтверждающих исполнение в установленном порядке налогоплательщиком обязанности по уплате налога, и устранении ошибки, допущенной банком

     
     В соответствии с п. 2 ст. 57 НК РФ при уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
     
     Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей Кодекса денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
     
     Обязанность по уплате налога считается в соответствии со ст. 45 НК РФ исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа, а также со дня вынесения налоговым органом в соответствии с Кодексом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога.
     
     Согласно п. 2 раздела V Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом", утвержденных приказом ФНС России от 16.03.2007 N ММ-3-10/138, если ошибка в расчетном документе возникла по вине банка при формировании электронных платежных документов, то налоговый орган после сверки расчетов с плательщиком через отдел финансового и общего обеспечения запрашивает банк о представлении в налоговый орган копии расчетного документа, оформленного плательщиком на бумажном носителе.
     
     При получении из банка копии расчетного документа, подтверждающего факт уплаты, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа с оформлением формы N 54, если уточнение требует проведения операции через счет Федерального казначейства.
     
     С учетом вышеизложенного в случае представления в налоговые органы документов, подтверждающих исполнение в установленном порядке налогоплательщиком обязанности по уплате налога, и устранения ошибки, допущенной банком, оснований для начисления пени налогоплательщику - клиенту банка не имеется.
     

Постановка на учет в налоговом органе организации при осуществлении деятельности в срок более одного месяца на территории, обособленной от места нахождения организации, посредством создания оборудованных рабочих мест

     
     В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего этой организации недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
     
     Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных либо иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Местом нахождения обособленного подразделения российской организации признается место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.
     
     Таким образом, если организация осуществляет деятельность в срок более одного месяца на территории, обособленной от места нахождения организации, посредством создания оборудованных рабочих мест, у нее возникает основание для постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения (создания) обособленного подразделения.
     
     В то же время, если организация осуществляет деятельность в срок не более одного месяца на территории, обособленной от места нахождения организации, и без оборудования рабочих мест, основание для ее постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения отсутствует.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
     
     Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц.