Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы


О налоге на прибыль


Л.В. Полежарова,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Российская организация через свое обособленное подразделение на территории иностранного государства выполняет проектные и пусконаладочные работы на электростанции и является плательщиком установленного законодательством этого иностранного государства налога с оборота. Можно ли в составе расходов по налогу на прибыль, уплачиваемому организацией в Российской Федерации, учитывать налог с оборота, исчисленный с выполненных объемов на территории иностранного государства и уплаченный в этом государстве?
     
     В соответствии с положениями ст. 311 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы в полном объеме (до их обложения налогом, идентичным налогу на прибыль организаций) с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.
     
     По общему правилу, установленному главой 25 НК РФ, при определении доходов в целях налогообложения прибыли из них исключаются суммы налогов, предъявленных налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).
     
     В соответствии со ст. 311 НК РФ расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами Российской Федерации, при определении налоговой базы вычитаются в порядке и размерах, установленных главой 25 НК РФ.
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 264 НК РФ начисленные суммы налогов и сборов учитываются при определении налоговой базы в составе прочих расходов налогоплательщика. Однако данная норма распространяется только на налоги и сборы, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, о чем имеется прямое указание в ст. 264 НК РФ.
     
     Что касается возможности отнесения к расходам налогов, взимаемых на территории иностранного государства, на основании подпункта 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (в качестве других, специально не поименованных расходов, связанных с производством и реализацией), то читателям журнала следует учитывать, что порядок отнесения к расходам сумм начисленных налогов имеет отдельное нормативное регулирование в ст. 264 настоящего Кодекса, и соответственно такие расходы могут приниматься при определении налоговой базы в порядке, предусмотренном специальным положением подпункта 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.
     
     Таким образом, в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке не учитываются суммы налога с оборота, установленного законодательством иностранного государства, предъявленные налогоплательщиком иностранному покупателю в связи с реализацией работ и услуг на территории данного иностранного государства.
     
     При этом уплаченный на территории иностранного государства налог с оборота при формировании налоговой базы по налогу на прибыль Российской Федерации также не учитывается.
     
     Организация пользуется услугами перевозчиков по доставке импортного товара из Европы в Москву автомобильным транспортом. Услуги оказываются перевозчиками - резидентами Российской Федерации, нерезидентами Российской Федерации и резидентами Республики Беларусь.
     
     Возникает ли у организации обязанность налогового агента по налогу на прибыль?
     
     При оплате услуг иностранных организаций (в том числе резидентов Республики Беларусь) по перевозке импортного товара из Европы в Москву автомобильным транспортом у российской организации - покупателя услуг возникает в соответствии со ст. 309-310 НК РФ обязанность налогового агента.
     
     Выплачиваемые в пользу иностранных организаций доходы, квалифицируемые согласно подпункту 8 п. 1 ст. 309 НК РФ как доходы от международных перевозок, являются доходами иностранных организаций от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов с полной суммы по ставке 10% без разделения дохода от международной перевозки на доли, приходящиеся на перевозку по территории иностранных государств и по территории Российской Федерации.
     
     Порядок удержания и перечисления в бюджет налога по доходам иностранных организаций от источников в Российской Федерации установлен ст. 310 НК РФ.
     
     В то же время порядок налогообложения доходов иностранных организаций от международных перевозок может регулироваться соглашением об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, действующим в отношениях между Российской Федерацией и соответствующим иностранным государством, резидентом которого является иностранная организация - перевозчик. Положения такого соглашения применяются с учетом норм ст. 312 НК РФ при представлении налоговому агенту подтверждения от иностранной организации, что последняя является лицом с постоянным местопребыванием в государстве, с которым у Российской Федерации имеется действующее международное соглашение, регулирующее вопросы налогообложения.
     
     В случае, если перевозчиками импортного груза являются российские организации, у российской организации - покупателя услуги обязанности налогового агента в целях главы 25 НК РФ не возникает.
     
     Статьей 4 Федерального закона от 30.12.2006 N 276-ФЗ в п. 2 ст. 251 НК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления, полученные некоммерческими организациями в связи с формированием и использованием их целевого капитала.
     
     Учитываются ли вышеуказанные целевые поступления при определении налоговой базы для исчисления налога на прибыль и авансовых платежей в 2007 году?
     
     Статьей 4 Федерального закона от 30.12.2006 N 276-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций”" (далее - Закон N 276-ФЗ) внесены изменения в п. 2 ст. 251 НК РФ, в соответствии с которыми при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления в виде:
     
     - денежных средств, полученных некоммерческими организациями на формирование целевого капитала, которое осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2006 N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций";
     
     - денежных средств, полученных некоммерческими организациями - собственниками целевого капитала от управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление имуществом, составляющим целевой капитал, в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 N 275-ФЗ;
     
     - денежных средств, полученных некоммерческими организациями от специализированных организаций управления целевым капиталом в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 N 275-ФЗ.
     
     Нормы Закона N 276-ФЗ вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль и распространяются, как это предусмотрено п. 4 ст. 5 Закона N 276-ФЗ, на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.
     
     Следовательно, новые положения п. 2 ст. 251 НК РФ вступят в силу только с 1 января 2008 года, но будут распространяться и на доходы, полученные в 2007 году. Это означает, что некоммерческие организации имеют право не включать вышеуказанные средства в состав доходов только при составлении в 2008 году налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2007 год.
     
     Областное государственное унитарное предприятие предоставляет в аренду недвижимое имущество, переданное ему в хозяйственное ведение.
     
     Должно ли оно учитывать в составе доходов в целях налогообложения прибыли суммы полученной арендной платы?
     
     В соответствии со ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления.
     
     Статьей 295 ГК РФ установлены права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении. В частности, определено, что предприятие не имеет права продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Что же касается собственника, то он имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
     
     Аналогичная по смыслу норма содержится в ст. 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ). Кроме того, Законом N 161-ФЗ установлено, что государственное или муниципальное предприятие перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
     
     В соответствии со ст. 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации к неналоговым доходам от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, учитываемым в доходах бюджетов, относятся, в частности, средства, получаемые в виде арендной платы либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
     
     Таким образом, законодательством предусмотрено перечисление в бюджет сумм средств, полученных от сдачи государственного (муниципального) имущества в аренду, по нормативу от суммы, оставшейся после уплаты налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
     
     В соответствии с главой 25 НК РФ при сдаче в установленном порядке в аренду федерального имущества, находящегося у областного государственного унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения, предприятие обязано учитывать доходы в виде арендной платы при формировании налоговой базы для исчисления налога на прибыль организаций в составе внереализационных доходов.
     
     Доходы от сдачи имущества в аренду включаются в налоговую базу по налогу на прибыль наряду со всеми другими доходами унитарного предприятия, учитываемыми в целях налогообложения, и облагаются налогом в общеустановленном порядке.
     
     При этом такие доходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль могут быть уменьшены на расходы (при их соответствии критериям, предусмотренным ст. 252 НК РФ), в состав которых включаются сумма налога на имущество, арендная плата за земельный участок, занимаемый организацией, в части, приходящейся на сдаваемое в аренду имущество, а также амортизация по этому имуществу и эксплуатационные расходы по его содержанию, не оплачиваемые арендатором.
     
     На балансе организации, осуществляющей транспортировку газа, числятся отдельные инвентарные объекты благоустройства компрессорной станции, а также промплощадки газораспределительной станции с благоустройством (забетонированное покрытие).
     
     Могут ли быть учтены в целях налогообложения прибыли расходы на ремонт объектов благоустройства промплощадки газораспределительной станции и компрессорной станции либо такие расходы не связаны с хозяйственной деятельностью и не являются экономически оправданными для организации?
     
     В соответствии с приказом Ростехнадзора от 25.04.2006 N 389 площадка компрессорной станции относится к опасным производственным объектам магистрального трубопроводного транспорта.
     
     Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения данного Закона, других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.
     
     На основании п. 3.5.4.107 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.06.2003 N 56, забор воздуха компрессором должен производиться вне помещения в зоне, не содержащей примеси горючих газов и пыли.
     
     Согласно п. 2.1.4 Правил технической эксплуатации магистральных газопроводов от 01.12.2000 N ВРД 39-1.10-006-2000 на территории производственных объектов должны отсутствовать источники запыления воздуха. Открытые участки земли вблизи компрессорного цеха со стороны воздухозаборных устройств газоперекачивающих агрегатов должны быть засеяны газонной травой или асфальтированы (бетонированы).
     
     Амортизируемым имуществом в целях главы 25 НК РФ признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено данной главой Кодекса), используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации.
     
     Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб.
     
     В соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, к седьмой амортизационной группе отнесены площадки производственные с покрытиями: щебеночными и гравийными, грунтовыми, стабилизированными вяжущими материалами, покрытиями и колейные железобетонные.
     
     В то же время согласно подпункту 4 п. 2 ст. 256 НК РФ объекты внешнего благоустройства не подлежат амортизации. Следовательно, в целях налогообложения прибыли капитальные расходы на их создание (приобретение) не учитываются. Расходы на благоустройство территории текущего характера также не учитываются в целях налогообложения прибыли, поскольку не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода и, следовательно, не удовлетворяют критериям признания расходов, предусмотренным ст. 252 НК РФ.
     
     В действующем законодательстве отсутствует определение понятия "благоустройство территории". Следовательно, организациям необходимо руководствоваться его общепринятым значением в контексте использования для целей налогового законодательства. Под расходами на объекты внешнего благоустройства понимаются расходы, направленные на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории организации. Такие расходы непосредственно не относятся к каким-либо производственным зданиям и сооружениям и напрямую не связаны с коммерческой деятельностью организации (например, устройство дорожек, скамеек, посадка деревьев и кустарников, устройство газонов и т.д.).
     
     Из ситуации следует, что производственные объекты благоустройства компрессорной станции и промплощадки газораспределительной станции (асфальтирование и посадка газонной травы) созданы в соответствии с требованиями актов нормативного правового регулирования безопасности и технической эксплуатации магистральных газопроводов, и, следовательно, расходы на ремонт и техническое обслуживание вышеуказанных объектов, производимые на основании дефектной ведомости в соответствии с требованиями вышеназванных нормативных правовых актов, могут быть учтены в составе прочих расходов налогоплательщика в соответствии с положениями ст. 260 НК РФ.
     
     На основании распоряжения собственника федерального имущества в лице Минимущества России и его территориальных управлений унитарное предприятие наделяется правом хозяйственного ведения на имущество, ранее правомерно изъятое у предыдущих балансодержателей. При этом изъятие имущества у предыдущих балансодержателей и его закрепление за унитарным предприятием происходит без изменения собственника.
     
     По какой стоимости унитарное предприятие должно принимать это имущество к налоговому учету?
     
     Деятельность унитарных предприятий регламентируется ст. 214, 294 и 295 ГК РФ и Законом N 161-ФЗ.
     
     Из положений вышеуказанных законодательных актов следует, что унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
     
     Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию и закрепляется за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения во владение, пользование и распоряжение.
     
     Согласно законодательству хозяйственное ведение - это форма предоставления государственного имущества унитарным предприятиям на особых условиях для осуществления функций и достижения целей, определенных собственником имущества.
     
     Из положений Закона N 161-ФЗ следует, что сведения о составе и стоимости имущества, предназначенного для закрепления за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, отражаются в учредительных документах такого предприятия (взнос в уставный фонд) и в установленном порядке представляются для государственной регистрации унитарного предприятия при его создании либо при увеличении уставного фонда унитарного предприятия.
     
     Статьей 295 ГК РФ установлены права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, и, в частности, определено, что собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
     
     Аналогичная по смыслу норма содержится в ст. 17 Закона N 161-ФЗ.
     
     Таким образом, закрепленное за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения федеральное имущество не является безвозмездно полученным и соответственно не может рассматриваться таковым в целях определения его налоговой учетной стоимости и начисления амортизации согласно ст. 257 НК РФ.
     
     В рассматриваемой ситуации унитарное предприятие должно принять амортизируемое имущество к налоговому учету по остаточной стоимости, отраженной предыдущим балансодержателем в акте приема-передачи основных средств по унифицированной форме, оформленном в соответствии с установленным порядком.
     
     При этом срок полезного использования объекта амортизируемого имущества устанавливается в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 259 НК РФ, как определенный предыдущим балансодержателем этого основного средства срок его полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим балансодержателем.
     
Р.Н. Митрохина,
консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики  Минфина России
     
     Правомерно ли включение в налоговую базу по налогу на прибыль в полном объеме сумм земельного налога, в том числе по земельным участкам, занятым непроизводственными объектами?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 264 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением расходов, перечисленных в ст. 270 настоящего Кодекса.
     
     Следовательно, сумма начисленного земельного налога признается для целей налогообложения прибыли расходом независимо от целевого использования земельных участков.
     
     Положениями подпункта 1 п. 7 ст. 272 НК РФ установлено, что для расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей, датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается дата начисления налогов (сборов).
     
     Таким образом, расходы в виде сумм земельного налога по земельным участкам, занятым непроизводственными объектами, начисленного в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации, должны учитываться в том отчетном периоде, в котором такой налог признается фактически начисленным.
     
     При проведении капитального ремонта здания гостиницы был произведен ремонт лифтовых шахт с полной заменой всего оборудования, стоимость которого включена в первоначальную стоимость здания гостиницы.
     
     Можно ли учесть расходы на ремонт лифта единовременно в составе расходов, учитываемых при определении налога на прибыль?
     
     В соответствии со ст. 252 НК РФ для целей налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     Согласно ст. 260 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль учитываются расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, которые рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
     
     Для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств налогоплательщики вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств в соответствии с порядком, установленным ст. 324 НК РФ.
     
     Поэтому организация должна сама определить в учетной политике для целей налогообложения прибыли, каким образом отражать расходы на ремонт основных средств.
     

О налоге на добавленную стоимость

     
     В.С. Вандалов
     
     Организация, применяющая общий режим налогообложения, планирует получить от учредителя частично беспроцентный заем и безвозмездные денежные средства для осуществления деятельности (доля организации в уставном капитале учредителя - 100%). Имеет ли организация право на налоговый вычет по НДС в случае использования этих денежных средств в расчетах с поставщиками? Имеет ли организация льготу по налогу на прибыль в отношении займа и безвозмездных денежных средств?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав на территории Российской Федерации.
     
     В целях главы 21 НК РФ передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увелечения доходов или иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
     
     Оказание учредителем налогоплательщика безвозмездной финансовой помощи по договорам безвозмездной передачи имущества не включено в исчерпывающий перечень операций, не подлежащих налогообложению в соответствии с НК РФ.
     
     При этом вышеприведенные положения ст. 162 НК РФ не применяются к операциям по реализации товаров (работ, услуг), которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), а также к товарам (работам, услугам), местом реализации которых в соответствии со ст. 147 и 148 настоящего Кодекса не является территория Российской Федерации.
     
     Учитывая вышеизложенное, если денежные средства, безвозмездно полученные российской организацией от учредителя, не связаны с оплатой товаров (работ, услуг), реализуемых российской организацией, то такие денежные средства в налоговую базу по НДС не включаются.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, если товары приобретаются для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС.
     

     Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ вышеуказанные налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных Кодексом. При этом вычеты НДС осуществляются после принятия на учет вышеуказанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных НК РФ, и при наличии соответствующих первичных документов.
     
     Таким образом, суммы НДС по товарам (работам, услугам), оплаченным за счет денежных средств, безвозмездно предоставленных учредителем, а также за счет денежных средств, полученных организацией по договору займа, принимаются к вычету в общеустановленном порядке.
     
     На основании подпункта 10 п. 1 ст. 251 НК РФ при исчислении налога на прибыль не учитываются доходы в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от способа оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований.
     
     В соответствии с подпунктом 11 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) передающей организации. При этом полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения только в случае, если в течение одного года со дня получения это имущество (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам.
     
     Таким образом, средства, полученные организацией по договору займа, а также денежные средства, безвозмездно полученные от организации-учредителя со 100%-й долей участия, для целей налогообложения прибыли не учитываются.
     
П.С. Кораблев
     

     Какие документы необходимы для подтверждения 10%-й ставки НДС при реализации конкретных наименований лекарственных средств?
     
     Согласно Федеральному закону от 28.12.2001 N 179-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2002 года налогообложение лекарственных средств, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления, осуществляется по ставке НДС в размере 10%. При этом в соответствии с подпунктом 4 п. 2 ст. 164 НК РФ коды видов вышеперечисленной продукции определяются Правительством РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301 (далее - Классификатор ОК 005-93), и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). До настоящего времени постановление Правительства РФ о применении вышеназванных кодов не принято.
     
     До утверждения Правительством РФ соответствующих кодов при реализации лекарственных средств, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления, в целях применения ставки НДС в размере 10% налогоплательщикам следует руководствоваться порядком, изложенным в письме ФНС России от 27.06.2006 N ШТ-6-03/644@ "О применении ставки НДС в размере 10 процентов при реализации изделий медицинского назначения и лекарственных средств", согласованном с Минфином России.
     
     В то же время налогоплательщикам необходимо учитывать, что согласно п. 1 Правил государственной регистрации лекарственных средств, утвержденных Минздравом России от 01.12.1998 N 01/29-14 (далее - Правила), лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы Минздравом России (в настоящее время - Минздравсоцразвития России).
     
     После проведения государственной регистрации лекарственного средства Минздрав России (Минздравсоцразвития России) выдает на имя организации - разработчика лекарственного средства или другого юридического лица по поручению организации - разработчика лекарственного средства регистрационное удостоверение с номером - кодовым обозначением, присваиваемым лекарственному средству (п. 11 Правил). Согласно п. 13 Правил срок действия государственной регистрации лекарственного средства составляет пять лет с последующей возможной перерегистрацией.
     
     Постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 N 416 утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, которое определяет порядок лицензирования этой деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включающей оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств.
     

     Учитывая вышеизложенное, при реализации конкретных наименований лекарственных средств ставка НДС в размере 10% применяется при наличии:
     
     - лицензии, дающей право на фармацевтическую деятельность;
     
     - регистрационного удостоверения на лекарственное средство;
     
     - государственного стандарта, отраслевого стандарта или технических условий с указанием соответствующего кода по Классификатору ОК 005-93.
     
     Одновременно налогоплательщикам необходимо иметь в виду, что согласно ст. 4 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" лекарственные средства - это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).
     
     Индивидуальный предприниматель осуществляет закупку, обжаривание, расфасовку и дальнейшую реализацию семян подсолнечника. Какую ставку НДС необходимо применять при реализации данной продукции?
     
     Согласно подпункту 1 п. 2 ст. 164 НК РФ при реализации маслосемян и продуктов их переработки [шротов(а), жмыхов] применяется ставка НДС в размере 10%.
     
     Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908 утвержден перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации (далее - Перечень).
     
     Маслосемена и продукты их переработки (шроты, жмыхи) поименованы в Перечне. Перечень продуктов переработки маслосемян является закрытым (шроты и жмыхи приведены в Классификаторе ОК 005-93 под кодами 91 4611, 91 4612, 91 4615).
     
     Как следует из вопроса, плательщик НДС осуществляет закупку, обжаривание, расфасовку и дальнейшую реализацию семян подсолнечника, то есть семена подсолнечника теряют сельскохозяйственное назначение и становятся продуктами пищевой промышленности.
     

     Обжаренные семена подсолнечника не являются ни шротами, ни жмыхами.
     
     В то же время такой вид продукции, как обжаренные семена подсолнечника, Классификатором ОК 005-93 не предусмотрен.
     
     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 N 164 "Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации" Минсельхоз России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая растениеводство, регулирование рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия, пищевую и перерабатывающую промышленность.
     
     Минсельхоз России письмом от 20.06.2007 N СМ-22/3428 сообщил следующее.
     
     Приказом Ростехрегулирования от 27.10.2005 N 1366 создан Технический комитет по общероссийским классификаторам (далее - Комитет), в сферу деятельности которого входит проведение работ по экспертизе изменений к общероссийским классификаторам. Учитывая, что в Классификаторе ОК 005-93 отсутствует код на обжаренные семена подсолнечника, Минсельхозом России будет направлено предложение в план работы Комитета по внесению изменений в Классификатор ОК 005-93.
     
     Учитывая вышеизложенное, до внесения изменений в Классификатор ОК 005-93 и при необходимости - в Перечень при реализации обжаренных семян подсолнечника должна применяться общеустановленная ставка НДС, то есть 18%.
     
     Вправе ли налоговый орган в ходе камеральной проверки истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов по НДС, при условии что суммы к возмещению согласно налоговой декларации нет?
     
     Согласно п. 7 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 настоящего Кодекса или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.
     
     В соответствии с п. 6 ст. 88 НК РФ при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.
     
     При подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с НК РФ. При этом налоговый орган согласно п. 8 ст. 88 НК РФ вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 Кодекса правомерность применения налоговых вычетов.
     
     В целях подтверждения права на получение возмещения при обложении НДС по налоговой ставке 0% налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета одновременно с налоговой декларацией представляются документы, перечисленные в ст. 165 НК РФ.
     
     Согласно п. 13 ст. 167 НК РФ при получении оплаты, частичной оплаты налогоплательщиком - изготовителем товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев (по перечню, определяемому Правительством РФ), в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией представляются контракт с покупателем (копия такого контракта, заверенная подписью руководителя и главного бухгалтера), а также документ, подтверждающий длительность производственного цикла товаров (работ, услуг), с указанием их наименования, срока изготовления, наименования организации-изготовителя, выданный вышеуказанному налогоплательщику-изготовителю федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного, оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов, подписанный уполномоченным лицом и заверенный печатью этого органа.
     
     Кроме того, в п. 3, 4 ст. 88 НК РФ указано, что если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля хозяйственной деятельности налогоплательщика, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. При этом налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
     
     Таким образом, если налогоплательщик представил в налоговый орган по месту учета налоговую декларацию по НДС, согласно которой сумма налога подлежит перечислению в бюджет, а не возмещению из бюджета, то налоговый орган в ходе камеральной проверки при выявлении ошибок, противоречий или несоответствий сообщает об этом налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
     

О налоге на доходы физических лиц

     
     Н.Я. Морозова
     
     Если отпуск сотрудника организации, например, с 15 августа по 10 сентября, то как и когда следует исчислять и удерживать налог на доходы физических лиц?
     
     Положениями ст. 223 НК РФ определено, что суммы отпускных, выплачиваемые работодателем своим работникам, должны учитываться при определении налоговой базы того периода, за который они начислены и выплачены. При расчете отпускных сумм бухгалтер обязан произвести расчет налоговой базы за каждый месяц отпуска и произвести расчет и соответственно исчислить сумму налога на доходы физических лиц. Удержание исчисленной суммы налога с дохода, полученного физическим лицом, производится в день выплаты отпускных сумм. Перечисление налога на доходы физических лиц в бюджет производится не позднее дня фактического получения в банке денежных средств на выплату таких доходов.
     
     При заполнении карточек по формам N 1-НДФЛ и N 2-НДФЛ суммы отпускных отражаются в поле того месяца, за который эти суммы начислены.  В ситуации, приведенной в вопросе, сумма, исчисленная за период с 15 по 31 августа, отражается в поле августа, а сумма, исчисленная с 1 по 10 сентября, - в поле сентября.
     
     Организация оплачивает профессиональную переподготовку своих специалистов на курсах повышения квалификации при высшем учебном заведении. Облагается стоимость обучения налогом на доходы физических лиц или эти суммы подпадают под действие п. 3 ст. 217 НК РФ?
     
     При определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика как в денежной, так и в натуральной форме. При этом к доходам в натуральной форме, в частности, относится оплата за физическое лицо товаров (работ, услуг), произведенная за него предприятием, учреждением или организацией.
     
     В то же время на основании п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в том числе связанных с возмещением расходов на повышение профессионального уровня работников.
     
     Согласно ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяется работодателем.
     
     Статьей 21 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" определена цель профессиональной подготовки, которой является ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнение им определенной работы, которое не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.
     
     Следовательно, если организация оплачивает за своих работников стоимость обучения, связанного с повышением их квалификации, а образовательный уровень работников не повышается, то сумма такой оплаты подпадает под действие п. 3 ст. 217 НК РФ и не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.
     
     Какие изменения вводятся в порядок обложения налогом на доходы физических лиц с 1 января 2008 года?
     
     Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" в главу 23 НК РФ внесен ряд изменений, вступающих в силу с 2008 года. Так, с 2008 года согласно ст. 212 НК РФ обязанность по определению налоговой базы по доходам в виде материальной выгоды от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств возложена на налогового агента.
     
     Внесены изменения в ст. 213 НК РФ, уточняющие нормы настоящего Кодекса, касающиеся особенностей определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц по договорам страхования.
     
     Изменения, внесенные в ст. 217 НК РФ, касаются, в частности, размера суточных, не облагаемых налогом на доходы физических лиц: они составят до 700 руб. для командировок по Российской Федерации и до 2500 руб. - для загранкомандировок. Внесены изменения в п. 9 ст. 217 НК РФ, уточняющие порядок налогообложения стоимости путевок, полностью или частично компенсированной работодателем налогоплательщику, а также в п. 27 ст. 217 НК РФ, касающиеся налогообложения процентов по банковским вкладам.
     
     Изменения, внесенные в ст. 220 НК РФ, предоставляют право налогоплательщику самостоятельно выбирать, какие виды расходов и в каких суммах учитывать в пределах максимальной величины социального налогового вычета, установленной в размере 100 000 руб. в налоговом периоде.
     
     Определена обязанность налогоплательщиков, получающих доходы в порядке наследования и дарения (в тех случаях, когда их налогообложение сохраняется), декларировать их и уплачивать налог на доходы физических лиц.
     
     Профсоюзный комитет оплачивает членам профсоюза стоимость путевок в дома отдыха и санатории. Облагается ли налогом на доходы физически лиц такая оплата?
     
     Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
     
     В ст. 217 НК РФ приведен исчерпывающий перечень доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).
     
     Так, в соответствии с п. 31 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению выплаты, производимые профсоюзными комитетами (в том числе материальная помощь) членам профсоюза за счет членских взносов, за исключением вознаграждений и иных выплат за выполнение трудовых обязанностей.
     
     Следовательно, при оплате профсоюзной организацией за счет членских взносов стоимости путевок, предоставляемых члену профсоюза и членам его семьи, не возникает дохода, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц.
     
     Если оплата за предоставленные членам профсоюза и членам их семей путевки произведена за счет иных источников, положения п. 31 ст. 217 НК РФ не применяются.
     

О налоге на добычу полезных ископаемых

     
     Е.В. Грызлова
     
     Как производится оценка стоимости добытых уникальных самородков драгоценных металлов?
     
     В соответствии с п. 6 ст. 340 НК РФ оценка стоимости добытых драгоценных камней производится исходя из их первичной оценки, проводимой в соответствии с законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях.
     
     При этом оценка стоимости добытых уникальных драгоценных камней и уникальных самородков драгоценных металлов, не подлежащих переработке, осуществляется исходя из цен их реализации без учета НДС, уменьшенных на суммы расходов налогоплательщика по их доставке (перевозке) до получателя. Порядок и критерии отнесения самородков драгоценных металлов к категории уникальных установлены постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1068.
     
     Как определить объект налогообложения при добыче драгоценных металлов?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 337 НК РФ к добытому полезному ископаемому относят концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий), получаемые при их извлечении из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений.
     
     Для того чтобы определить продукцию, признаваемую полезным ископаемым, в каждом конкретном случае необходимо руководствоваться лицензией на право пользования недрами и техническим проектом разработки месторождения. Так, полезными ископаемыми могут быть признаны концентраты золотосодержащие, золото лигатурное, шлиховые золото и платина, сплав Доре, осадки цинковые золотосодержащие, другие концентраты (полупродукты).
     
     Производство вышеуказанных видов продукции осуществляется на обогатительных и золотоизвлекательных фабриках, на промывочных установках и приборах, при доводке концентратов на шлихообогатительных фабриках и установках, на установках кучного и подземного выщелачивания и т.д. Минеральным сырьем при этом могут выступать добытые из недр руды коренных месторождений, пески россыпных месторождений, руды и пески техногенных месторождений.
     

О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности

     
     У.В. Бокова,
главный специалист - эксперт Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     ООО, являющееся плательщиком ЕНВД в отношении розничной торговли, приобрело в собственность земельный участок, который впоследствии был продан. Является ли данная сделка самостоятельным видом деятельности для общества?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД применяется в отношении, в частности, розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв.м по каждому объекту организации торговли, а также в отношении розничной торговли, осуществляемой через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.
     
     На основании ст. 346.27 НК РФ розничная торговля - это предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация подакцизных товаров, указанных в подпунктах 6-10 п. 1 ст. 181 НК РФ, продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без такой упаковки и расфасовки, в барах, ресторанах, кафе и других объектах организации общественного питания, а также продукции собственного производства (изготовления).
     
     Согласно п. 1 ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. В соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
     
     Как усматривается из ситуации, организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность в виде розничной торговли, переведена в отношении вышеуказанного вида деятельности на уплату ЕНВД. В то же время в результате разовой сделки эта организация получила доходы, не связанные с заключением договора розничной купли-продажи.
     

     Доходы, полученные данной организацией от осуществления деятельности, не связанной с розничной торговлей, не относятся к предпринимательской деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, и облагаются налогами в соответствии с иным режимом налогообложения (п. 7 ст. 346.26 НК РФ).
     

О транспортном налоге

     
     О.В. Петрова
     
     Как устанавливаются ставки транспортного налога на территориях субъектов Российской Федерации?
     
     Введенный с 1 января 2003 года в соответствии с главой 28 НК РФ законами субъектов Российской Федерации транспортный налог обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
     
     Транспортный налог относится к региональным налогам и полностью поступает в бюджеты субъектов Российской Федерации. Поэтому права по определению ставок и предоставлению льгот переданы законодательным (представительным) органам власти субъектов Российской Федерации.
     
     Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, от категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства, но не могут более чем в пять раз превышать (уменьшать) ставки, установленные ст. 361 НК РФ.
     
     Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 361 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.
     
     Надо ли уплачивать транспортный налог, если транспортное средство находится в неисправном состоянии?
     
     В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.
     
     Государственная регистрация автомототранспортных средств осуществляется в целях обеспечения их допуска к участию в дорожном движении. По сути, транспортный налог взимается в доход государства, в частности на содержание транспортной инфраструктуры с автомототранспортных средств, заявленных к дорожному движению.
     
     Статьей 358 НК РФ определен перечень транспортных средств, не признаваемых объектом налогообложения. В данный перечень не входят транспортные средства, находящиеся на ремонте; следовательно, эти транспортные средства подлежат обложению транспортным налогом.
     
     Транспортный налог относится к региональным налогам и полностью поступает в бюджеты субъектов Российской Федерации. Поэтому права по определению ставок и предоставлению налоговых льгот переданы законодательным (представительным) органам власти субъектов Российской Федерации.
     
     Обращаем внимание читателей журнала на то, что если транспортное средство находится в неисправном состоянии или не используется в дорожном движении, то оно может быть снято с государственной регистрации, и в этом случае такое транспортное средство не будет подлежать обложению транспортным налогом согласно ст. 357 НК РФ.
     
     Кто должен платить транспортный налог за транспортное средство, переданное (проданное) по доверенности?
     
     Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
     
     По зарегистрированным на физических лиц транспортным средствам, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы такие транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности вышеуказанных транспортных средств.
     
     Следует учитывать, что в соответствии со ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Следовательно, предметом доверенности не может быть передача права собственности. При этом срок действия доверенности не может превышать трех лет (ст. 186 ГК РФ).
     
     Таким образом, после истечения срока действия доверенности (выданной до момента официального опубликования Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ) обязанность по уплате транспортного налога возлагается на лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство.
     
     Одновременно обращаем внимание читателей журнала на то, что обязанность налогоплательщика по уплате транспортного налога прекращается с момента снятия транспортного средства с государственной регистрации в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.