Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Подакцизные товары как предмет налогообложения


Подакцизные товары как предмет налогообложения*1

     _____
     *1 Продолжение. Начало см.: Налоговый вестник. - 2007. - N 9. - С. 51; N 10. - С. 58.
     
И.А. Давыдова,
советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса
     

7. Легковые автомобили как предмет налогообложения

     
     Согласно Методическим рекомендациям по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО (N 001МР/СЭ), разработанным НИИАТ Минтранса России во исполнение постановления Правительства РФ от 24.04.2003 N 238  "Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств", легковые автомобили - это автотранспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие не более 8 мест для сидения, не считая места водителя.
     
     Налогообложение легковых автомобилей осуществляется согласно установленным ст. 193 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) ставкам акциза, дифференцированным в зависимости от мощности двигателя. При этом за единицу измерения принято 0,75 кВт, или одна лошадиная сила (1 л.с.).
     
     Так, в настоящее время в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя:
     
     - до 67,5 кВт (90 л.с.) включительно - применяется налоговая ставка в размере 0 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.);
     
     - свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) - установлена налоговая ставка в размере 18 руб. 20 коп. за 0,75 кВт (1 л.с.);
     
     - свыше 112,5 кВт (150 л.с.) - предусмотрена налоговая ставка 181 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.). По такой же налоговой ставке облагаются акцизами и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.).
     
     Таким образом, рассчитывать сумму акциза по легковым автомобилям (равно как и по вышеуказанным мотоциклам) можно по налоговой ставке как в расчете на 0,75 кВт, так и в расчете на 1 л.с.
     
     Как следует из вышеприведенного, налоговые ставки акциза на автомобили устанавливаются и зависят, во-первых, от категории этих транспортных средств и, во-вторых, от мощности их двигателя.
     
     Отнесение для целей исчисления акцизов того или иного вида автотранспортного средства к категории легковых автомобилей должно осуществляться в зависимости от категории транспортных средств в соответствии с классификацией, установленной Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968 и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII. Как следует из п. 5 приложения N 6 к вышеназванной Конвенции, автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и количество мест для сидения, помимо места водителя, не превышает восьми, относятся к категории "В".
     
     Категории транспортных средств определяются соответствующими регистрирующими органами, а основным документом, на основании которого устанавливается тип транспортного средства, является выданный этим органом паспорт транспортного средства (ПТС).
     
     ПТС на транспортные средства с рабочим объемом двигателя 50 куб.см и более и с максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час были введены постановлением Правительства РФ от 18.05.1993 N 477 с 1 июля 1993 года в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте.
     
     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.05.1993 N 477 приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (далее - Положение о ПТС), в котором отражена классификация транспортных средств, аналогичная классификации, приведенной в Конвенции о дорожном движении.
     
     Согласно приложению N 2 к Положению о ПТС по строке "Категория ТС" ПТС указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении (например, "В" - автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и которые имеют, кроме места водителя, не более 8 мест для сидения).
     
     В настоящее время для автотранспорта вводится новая классификация, принятая в международных правилах, разрабатываемых Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (Сводная резолюция о конструкции транспортных средств. Правила ЕЭК ООН N 36, N 52 и т.д.), где автомобили легкового класса также определены как автотранспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие не более 8 мест для сидения, кроме места водителя.
     
     В связи с этим в Положении о ПТС приведена Сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении, в соответствии с которой осуществляется перевод категорий транспортных средств, указываемых в ПТС, в категории транспортных средств по классификации Конвенции о дорожном движении или по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской Экономической Комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН).
     
     Так, в соответствии с вышеуказанной таблицей категория "В" транспортных средств по классификации Конвенции о дорожном движении соответствует категория М1 по классификации КВТ ЕЭК ООН.
     
     Таким образом, соответствующая запись в ПТС по строке "Категория ТС" является основой для решения вопроса об отнесении конкретного транспортного средства к легковым автомобилям.
     
     Производители микроавтобусов некоторых моделей нередко сталкиваются с проблемой их отнесения к той или иной категории транспортных средств. Кроме того, в ПТС такого транспортного средства нередко указывается "фургон". Из-за такой формулировки неясно, следует относить это транспортное средство к легковым автомобилям или к грузовым.
     
     В таких случаях налогоплательщикам следует иметь в виду, что если согласно сведениям, содержащимся в ПТС, транспортное средство отнесено к категории "В", то данное транспортное средство рассматривается для целей налогообложения как легковой автомобиль, исчисление акцизов по которому осуществляется исходя из мощности, указанной в этом ПТС.
     
     Кроме того, категория транспортного средства может быть установлена по его идентификационному номеру (VIN), приведенному в строке 1 ПТС, первая часть которого состоит из трех букв (или букв и цифр), обозначающих географическую зону, код страны и код изготовления транспортного средства, а вторая - является описательной частью идентификационного номера и состоит из шести знаков, обозначающих транспортное средство согласно конструкторской документации.
     
     Так, в соответствии с отраслевой нормалью автомобильной промышленности ОН 025 270-66 вторая цифра VIN указывает на тип автотранспортного средства (АТС): легковой автомобиль обозначается цифрой 1, автобус - 2, грузовой автомобиль или пикап - 3, седельный тягач -4, самосвал - 5, цистерна - 6, фургон - 7, резерв - 8, специальное АТС - 9.
     
     Таким образом, автотранспортные средства и их модификации с цифровыми обозначениями 3151, 3153, 3159, 3160, 3162 относятся к легковым автомобилям и сертифицируются по категории М1 ("В") - "Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не более 8 мест для сидения (кроме места водителя)", а транспортные средства с цифровыми обозначениями 2206, 3262 относятся к автобусам и сертифицируются по категории М2 ("D") - "Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места для водителя) и максимальная масса которых не более 5 тонн".
     
     Соответственно если микроавтобус имеет характеристики транспортного средства, относящегося к категории М2, а в его ПТС приведена категория "D", соответствующая классификации транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров и имеющих более 8 мест для сидения, помимо места водителя, то данное транспортное средство не отвечает понятию "легковой автомобиль" и, следовательно, оно (транспортное средство) не рассматривается как предмет обложения акцизами.
     
     Мощность двигателя - это величина, показывающая, какую работу двигатель совершает в единицу времени. Таким образом, поскольку мощность двигателя транспортного средства относится к его технической характеристике, ее величина приводится в технической документации транспортного средства. Так, в соответствии с п. 33 Положения о ПТС по строке 10 "Мощность двигателя, л.с. (кВт)" ПТС отражается мощность двигателя в лошадиных силах (киловаттах).
     
     Кроме того, в соответствии с Порядком заполнения налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, утвержденным приказом Минфина России от 14.11.2006 N 146н, для определения мощности двигателя в лошадиных силах налогоплательщику первоначально следует разделить объем реализованных легковых автомобилей в киловаттах на 0,75. Таким образом, определяющим для расчета налоговой базы по легковым автомобилям в лошадиных силах является показатель мощности их двигателя в киловаттах.
     
     На основании вышеизложенного сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет по легковым автомобилям, рассчитывается исходя из показателя мощности их двигателей в киловаттах, указанного в паспорте конкретного технического средства, и соответствующей ставки акциза.
     
     Например, если мощность двигателя легкового автомобиля определена в его техническом паспорте в размере 75 кВт, то независимо от того, какому количеству лошадиных сил согласно технической документации этот показатель соответствует, сумма акциза по данному автомобилю должна составить 1800 руб. [75 кВт (100 л.с.) : 0,75 кВт (1 л.с.) х 18 руб.].
     
     На практике встречаются случаи, при которых в ПТС мощность автомобиля приведена только в системных (метрических) единицах - киловаттах. Если имеется необходимость перевести киловатты во внесистемную единицу - лошадиные силы, налогоплательщику следует воспользоваться переводным коэффициентом - 1 кВт = 1,35962 л.с. При пересчете во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) округление производится с точностью до второго знака после запятой.
     
     Например, если легковой автомобиль имеет мощность двигателя в метрических единицах мощности 80 кВт, то в лошадиных силах мощность этого двигателя составит 108,77 л.с. (80 х 1,35962).
     
     При отсутствии данных о мощности двигателя в технической документации на транспортное средство для определения мощности двигателя к рассмотрению могут быть приняты экспертное заключение, представленное налогоплательщиком, либо результаты экспертизы, проведенной в соответствии со ст. 95 НК РФ.
     
     В случае невозможности определения мощности двигателя на основании справочной информации мощность двигателя может быть определена согласно следующей формуле:
     

Р = V х К,

     
     где
     
     Р - мощность двигателя автомобиля в лошадиных  силах;
     
     V - рабочий объем двигателя в кубических сантиметрах;
     
     К - коэффициент пересчета, равный 0,09 для бензиновых двигателей и 0,06 - для дизельных двигателей.
     
     Если налогоплательщик определит и документально подтвердит впоследствии способом, не вызывающим сомнений у налогового органа, фактическую мощность двигателя транспортного средства, то излишне уплаченные им суммы акциза подлежат возврату налогоплательщику в порядке, установленном НК РФ.
     

8. Нефтепродукты как предмет налогообложения


8.1. Общие положения

     
     Понятие "нефтепродукт" установлено межгосударственным стандартом ГОСТ 26098-84 "Нефтепродукты. Термины и определения", согласно которому это готовый продукт, полученный при переработке нефти, газоконденсатного, углеводородного и химического сырья (синтетический бензин).
     
     Основным источником получения нефтепродуктов является переработка нефти, представляющая собой сложный технологический процесс ее очистки (рафинирования) и включающая несколько ступеней, в том числе первичную (фракционную) перегонку нефти, или, иными словами, прямую перегонку, и вторичные процессы ее переработки - крекинг-процессы, представляющие собой деструктивные способы переработки нефти и (или) ее отдельных фракций с целью увеличения процента выхода легких фракций и повышения их качества.
     
     Производство нефтепродуктов определено в ГОСТ 26098-84 как совокупность технологических операций, технологического оборудования, а также систем обеспечения их функционирования (технического обслуживания и ремонта, метрологического обеспечения и т.д.), предназначенная для изготовления нефтепродуктов любыми способами, в том числе смешением двух или более марок нефтепродуктов. При этом установлено, что к производству не относится изготовление нефтепродукта для собственных нужд (не предназначенного для реализации).
     
     Поскольку в настоящее время технология и способы нефтепереработки непосредственно влияют как на отнесение тех или иных ее продуктов к подакцизным товарам, так и на порядок их обложения акцизами, приведем в данном разделе статьи краткую характеристику основных технологических процессов, составляющих в совокупности единый механизм получения нефтепродуктов из сырой нефти.
     
     Первичная (прямая) фракционная перегонка нефти (дистилляция) является первой ступенью очистки нефти, основанной на том, что каждое из составляющих сырую нефть углеводородных соединений характеризуется своей собственной температурой кипения.
     
     Группа углеводородов с примерно одинаковыми границами кипения называется нефтяной фракцией (или погоном). Границы кипения фракций - это температуры, при которых продукты перегонки нефти отделяются друг от друга. В частности, температура, при которой фракция начинает кипеть, называется точкой начала кипения (ТНК), а температура, при которой испаряется 100% данной фракции, - точкой выкипания (ТВ) этой фракции. Таким образом, каждая фракция имеет две границы, образующие интервал кипения этой фракции.
     
     Разделение нефтяных фракций по температурным интервалам их кипения является графиком (или кривой) разгонки нефти, на котором и основывается первичная (прямая) фракционная перегонка нефти, в процессе которой нефть, подвергнутая при атмосферном давлении нагреву (до 350-390С) и испарению, направляется в ректификационную колонну, в которой смесь, состоящая из горячей жидкости и пара, поднимаясь вверх, постепенно остывает и конденсируется. Вначале отделяются и опускаются на дно специальных тарелок тяжелые фракции нефти, затем последовательно конденсируются и оседают (выпадают, отделяются) более легкие фракции (дистилляты) нефти.
     
     Таким образом, под прямой (первичной) перегонкой нефти понимается процесс ее первичного разделения на составные части (фракции), выкипающие в определенном интервале температур, путем последовательного частичного испарения и конденсации образующихся паров.
     
     Как правило, при первичной фракционной перегонке сырой нефти получают следующие нефтяные фракции (нефтепродукты):
     
     - легкие углеводороды, точка выкипания (отделения) которых около 30С, представляющие собой углеводородные газы (метан, пропан, бутан, этан), которые поступают затем на установку газофракционирования;
     
     - фракции, состоящие из углеводородов, температурный интервал кипения которых находится в диапазоне 30-105С, представляющие собой бензиновые фракции (дистилляты), которые чаще всего называются бензином прямой (первичной) перегонки, или прямогонным бензином. При прямой перегонке нефти получают не более 5-14% вышеуказанных фракций от ее общего объема. Прямогонный бензин в качестве одного из базовых компонентов направляется на компаундирование (смешение) для получения автомобильного бензина, а также используется при повторной перегонке (в крекинг-процессах) для получения товарного автомобильного бензина с заданным октановым числом;
     
     - нафта (тяжелый бензин, лигроин), выделяющаяся в температурном интервале кипения 105-160С, которая на установках каталитического риформинга перерабатывается в высокооктановый бензин;
     
     - керосины, получаемые из фракции, выкипающей в интервале 160-230С, которые поступают на установку гидроочистки и служат сырьем для реактивного топлива;
     
     - тяжелые газойлевые (или соляровые) фракции, отделяющиеся при температуре 230-430С, которые используются для получения масел, дизельных топлив, а также дополнительного количества бензина на крекинг-установках.
     
     Остаток, получаемый после отгона из сырой нефти вышеперечисленных фракций, называется мазутом, который используется как жидкое топливо, а также как сырье для производства моторных топлив путем вакуумной перегонки.
     
     Поскольку полученные в результате первичной переработки сырой нефти нефтяные фракции не могут ни количественно, ни качественно удовлетворить потребности государства в светлых нефтепродуктах, вышеуказанные фракции направляются на другие переделы, в совокупности представляющие собой вторичный процесс переработки нефти.
     
     К таким переделам относятся процессы преобразования нефтяных фракций под действием высоких температур и катализаторов (термический и каталитический крекинги, гидрокрекинг, каталитический риформинг, вакуумная перегонка и др.).
     
     Так, основным методом получения высококачественного бензина является каталитический крекинг, представляющий собой процесс одновременного воздействия на исходное сырье (прямогонные фракции тяжелого газойля) высокой температуры и катализаторов. Каталитический крекинг позволяет получать бензины с высокой детонационной стойкостью (с октановым числом до 98) и химической стабильностью.
     
     Для улучшения качества прямогонных бензиновых фракций применяется каталитический риформинг, заключающийся в нагревании исходного сырья (прямогонного бензина и прямогонной нафты) в присутствии металлического катализатора (например, платины). Продуктами данного процесса являются высокооктановый ароматизированный бензин и индивидуальные ароматические углеводороды (бензол, толуол, ксилол и др.).
     
     В зависимости от применения на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) тех или иных способов производства светлых нефтепродуктов используются следующие схемы нефтепереработки: простая, сложная и очень сложная.
     
     Так, НПЗ, работающий по простой схеме, осуществляет перегонку сырой нефти, гидроочистку прямогонных фракций (удаление вредных примесей) и каталитический риформинг нафты. Сложная схема нефтепереработки включает, кроме вышеперечисленного, каталитическую крекинг-установку и установки алкилирования (процесс синтеза), в результате действия которых небольшие молекулы углеводорода превращаются в крупные, что позволяет их использовать в качестве ценных базовых компонентов бензина, а при очень сложной схеме переработки применяются еще и установки по производству олефинов.
     
     Соответственно чем сложнее схема переработки нефти, тем больше выход светлых нефтепродуктов. Так, при простой схеме выход светлых нефтепродуктов (бензина и ракетного топлива) составляет около 40%, при сложной - около 70%, при очень сложной - до 90%.
     
     Среди множества видов нефтепродуктов как предмет обложения акцизами рассматриваются:
     
     - автомобильный бензин;
     
     - дизельное топливо;
     
     - моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
     
     - прямогонный бензин.
     

8.2. Автомобильный бензин как предмет налогообложения

     
     Автомобильный бензин определяется как нефтяная фракция, представляющая собой сложную смесь легких углеводородов, выкипающих в широком интервале температур (от 30 до 160С).
     
     Современный товарный автомобильный бензин производится на НПЗ путем компаундирования (смешивания) нескольких базовых компонентов, представляющих собой бензиновые дистилляты, полученные различными способами переработки нефти (прямой перегонкой, на крекинг-установках, риформингом и др.).
     
     Автомобильные бензины различных марок получают разными способами, и каждая марка автомобильного бензина предназначена для определенных двигателей.
     
     Так, бензин марки А-72 получается в результате смешивания бензинов прямой перегонки и каталитического крекинга с добавлением бензина термического крекинга; для получения марки А-76 смешивают бензины каталитического крекинга и риформинга с добавлением легкого бензина прямой перегонки. Бензины марок АИ-92, АИ-93 и АИ-95 вырабатываются на базе каталитического риформинга (75-80%) с добавлением толуола и алкилбензола, а бензин марки АИ-98 получается полностью в результате каталитического крекинга.
     
     По мере повышения такого показателя качества бензинов, как октановое число (ОЧ), происходит снижение доли дистиллятов бензина прямой перегонки за счет увеличения доли бензиновых компонентов, являющихся продуктами каталитического крекинга и риформинга.
     
     Для обеспечения надежной работы двигателей в любых режимах автомобильные бензины должны удовлетворять следующим требованиям:
     
     - надежно и бесперебойно подаваться в систему питания двигателя;
     
     - хорошо испаряться и образовывать однородную и оптимальную по составу горючую смесь;
     
     - обеспечивать нормальное и полное сгорание полученной горючей смеси в двигателях без возникновения детонации;
     
     - обладать противокоррозионными свойствами;
     
     - иметь высокую физическую и химическую стабильность, то есть не изменять при длительном хранении своего состава и эксплуатационно-технических свойств.
     
     Соответствие автомобильных бензинов каждому из вышеперечисленных требований характеризуется одним или несколькими физико-химическими показателями качества, установленными в ГОСТах, регламентирующих производство этих бензинов.
     
     С одним из этих показателей качества автомобильных бензинов, а именно с показателем их детонационной стойкости, непосредственно увязано обложение данных нефтепродуктов акцизами.
     
     Детонационная стойкость - это одно из основных требований, предъявляемых к бензину. Выполнение этого требования обеспечивает нормальное и полное сгорание горючей смеси в автомобильных двигателях без возникновения детонации.
     
     Для того чтобы иметь более полное представление о таком явлении, как детонация, вспомним общую схему работы двигателя.
     
     После того как бензин всасывается из бензобака в карбюратор, там испаряется и смешивается с воздухом, полученная бензиново-воздушная смесь впрыскивается в цилиндр, когда поршень движется вниз (ко дну этого цилиндра). Далее поршень поднимается вверх, достаточно сильно сжимая эту смесь. В определенный момент свеча зажигания генерирует искру, что приводит к воспламенению горючей смеси. Образующиеся при ее сжигании газы давят на поршень, который вынужденно перемещается вниз, энергия его поступательного движения передается на коленчатый вал и преобразуется во вращательное движение, что представляет собой рабочий ход.
     
     Как следует из вышеизложенного, одно из условий нормальной работы двигателя заключается в том, что бензиново-воздушная горючая смесь должна воспламеняться в строго определенный момент положения поршня. В некоторых случаях эта смесь или ее часть может воспламениться самостоятельно в результате сильного сжатия без участия свечи зажигания и до того, как поршень достигнет верхней точки своего хода.
     
     При нормальном сгорании смеси скорость распространения образующихся при ее воспламенении газов составляет 25-35 м/с, при преждевременном - формируется ударная (детонационная) волна, двигающаяся со сверхзвуковой скоростью (1500-2000 м/с).
     
     Таким образом, детонация - это процесс очень быстрого завершения процесса сгорания бензиново-воздушной смеси в результате ее самовоспламенения и образования ударных волн, распространяющихся со сверхзвуковой скоростью. Признаками детонационного сгорания смеси являются характерные металлические стуки в цилиндрах (в результате отражения от его стенок ударных волн), вибрация, снижение мощности двигателя, периодически появляющийся черный дым в отработавших газах (в результате неполного сгорания смеси).
     
     Очевидно, что детонации следует избегать, поскольку она крайне отрицательно сказывается на мощности двигателя и износе его механических деталей.
     
     Избавиться от этого вредного явления можно подбором для двигателя определенной марки бензина с соответствующей детонационной стойкостью, позволяющего обеспечивать нормальное сгорание смеси путем воспламенения от свечи зажигания.
     
     Показателем детонационной стойкости бензина служит ОЧ.
     
     Для определения детонационной стойкости конкретного бензина используются специальные установки, в которых способность испытуемого бензина к детонации сравнивается с таким же показателем эталонного топлива, в состав которого входят смешанные в определенных пропорциях два углеводорода: изооктан и нормальный гептан. При этом детонационная стойкость изооктана, выраженная в ОЧ, принята за 100 единиц, а сильно детонирующего гептана - за 0 единиц. Соответственно смесь этих двух углеводородов имеет ОЧ, равное процентному содержанию в ней изооктана, и чем выше содержание в этой смеси изооктана, тем лучше ее детонационная стойкость.
     
     При определении ОЧ конкретного бензина его способность к детонации сравнивается с таким же показателем эталонного топлива - смеси изооктана и гептана определенного состава, которая сгорает в установках с той же интенсивностью детонации, что и испытуемый бензин. Испытуемому бензину присваивается значение ОЧ, которое соответствует процентному содержанию изооктана в эталонном топливе, сгоревшем с одинаковой с этим бензином интенсивностью детонации при той же степени сжатия. Например, если ОЧ автомобильного бензина 95, то это означает, что этот бензин показал при испытании на установке ту же детонационную стойкость, что и эталонное топливо, в котором доля изооктана составляет 95%, а гептана - 5%.
     
     Таким образом, ОЧ - это условная единица измерения детонационной стойкости бензинов, численно равная процентному (объемному) содержанию изооктана в смеси с нормальным гептаном, которая по своим антидетонационным свойствам аналогична (эквивалентна) испытуемому бензину.
     
     В зависимости от ОЧ автомобильные бензины облагаются акцизами по той или иной ставке. В настоящее время на эти бензины установлены в ст. 193 НК РФ два вида ставок акциза, дифференцированных по показателю их детонационной стойкости. Так, на бензин автомобильный с октановым числом до 80 включительно установлена ставка акциза в размере 2657 руб. за 1 тонну, а с иными октановыми числами - в размере 3629 руб. за 1 тонну.
     
     В то же время, как показывает практика, такой принцип установления ставок акциза на автомобильные бензины не совсем корректен по следующим причинам.
     
     Испытания по определению ОЧ бензинов проводятся двумя методами: исследовательским и моторным. При измерении ОЧ по моторному методу моделируется езда на легковом автомобиле в жестких условиях на большой скорости и при значительной нагрузке, а по исследовательскому - в более мягких городских условиях. Соответственно значение ОЧ одного и того же бензина, получаемое по моторному методу, несколько ниже, чем это значение, определенное по исследовательскому методу. Разница в ОЧ, определенных по исследовательскому и моторному методам, составляет 7-10 единиц. Например, для бензина АИ-98 значения ОЧ по исследовательскому и моторному методам составляют соответственно 98 и 89.
     
     Октановое число, приближенно соответствующее ОЧ по исследовательскому методу, может быть определено по следующей формуле:
     

ОЧ = 120 - 2 х [(Т - 58) : 5П],

     
     где
     
     П - плотность топлива при температуре +20С;
     
     Т - средняя температура разгонки топлива в градусах Цельсия, определенная по формуле (Т + Т) : 2 (Т - температура начала разгонки топлива в градусах Цельсия, а Т - температура конца разгонки  топлива в градусах Цельсия).
     
     Полученное значение ОЧ сравнивается с нормами, установленными в ГОСТах на автомобильные бензины.
     
     Название марки автомобильных бензинов состоит из буквы "А" и цифр, соответствующих минимальному значению ОЧ, определенному по одному из вышеназванных методов. Если ОЧ автомобильного бензина определено по исследовательскому методу, в названии марки бензина присутствует буква "И", например АИ-95 - это автомобильный бензин с октановым числом по исследовательскому методу не менее 95. Если же указано, что ОЧ бензина равно 76, то это означает, что оно определено моторным методом.
     
     Таким образом, принятая в ст. 193 НК РФ дифференциация ставок акциза на автомобильные бензины сориентирована, скорее, на названия их марок, в которых задействовано минимальное цифровое значение показателя детонационной стойкости данного бензина (ОЧ), установленное в ГОСТе (или ином нормативном документе), регламентирующем его производство, а не на фактическое значение ОЧ этой марки. При этом не совсем четкая редакция рассматриваемой нормы НК РФ приводит к некоторым несоответствиям.
     
     Дело в том, что ОЧ - крайне нестабильный показатель, на величину которого заметное влияние оказывают температура окружающей среды, атмосферное давление, влажность и т.д. Так, показатель ОЧ может быть снижен на единицу при понижении температуры воздуха на 10С или атмосферного давления на 10 мм рт.ст. Например, если при температуре окружающей среды -10С и атмосферном давлении 700 мм рт.ст. двигатель может работать на бензине с ОЧ 80, то при температуре окружающей среды -20С и атмосферном давлении 760 мм рт.ст. ему уже необходим бензин с ОЧ 90.
     
     Таким образом, поскольку при дальней транспортировке или при длительном сроке хранения бензинов значение их ОЧ под влиянием вышеуказанных факторов изменяется (улетучивается), производители вырабатывают автомобильные бензины с несколько завышенным ОЧ, с тем чтобы до потребителя доходил бензин с показателем не ниже минимального значения ОЧ, установленного требованиями нормативного документа.
     
     Как следует из утвержденной Минтопэнерго России 23.01.1997 Инструкции по учету нефтепродуктов на магистральных нефтепродуктопроводах РД 153-39-011-97, если фактический показатель качества нефтепродукта выше нормы по стандарту технических условий на этот нефтепродукт, то считается, что нефтепродукт имеет по этому показателю запас качества, величина которого определяется по разности значений фактического показателя качества и показателя по норме.
     
     При этом установлено, что наличие необходимого запаса качества по отдельным показателям, гарантирующим его сохранность при последовательной транспортировке, является одним из основных условий, обеспечивающих сохранность качества нефтепродуктов при приемо-сдаточных операциях.
     
     Запас качества нефтепродуктов по отдельным показателям, включая ОЧ, регламентируется условиями договоров на транспортировку (поставку) нефтепродуктов и включается в заводской паспорт качества отпускаемых нефтепродуктов.
     
     Согласно положениям Инструкции по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения, утвержденной приказом Минэнерго России от 19.06.2003 N 231, каждая партия нефтепродуктов, поступающая в организацию нефтепродуктообеспечения или отпускаемая этой организацией, должна сопровождаться паспортом качества, представляющим собой документ, устанавливающий соответствие численных значений показателей качества нефтепродукта, полученных в результате лабораторных испытаний.
     
     Таким образом, паспорт качества нефтепродукта является документом, удостоверяющим соответствие показателей качества конкретной партии нефтепродуктов требованиям нормативного документа, регламентирующего производство этих нефтепродуктов. Соответственно в паспорте качества указывается полученное в результате лабораторных испытаний фактическое значение ОЧ принимаемой или отпускаемой партии автомобильного бензина с учетом условий по запасу качества по данному показателю в соответствии с договором на транспортировку.
     
     В связи с этим у налоговых органов возникает вопрос: какую ставку акциза они должны применять на автомобильный бензин АИ-80, если согласно регламентирующему производство этого бензина нормативному документу его ОЧ должно составлять не менее 80, а в паспорте качества на партию такого бензина указано, что ОЧ фактически составляет 84, то есть более 80?
     
     С одной стороны, согласно положениям ст. 193 НК РФ на бензин с иными ОЧ, чем 80, установлена повышенная ставка акциза, и, следовательно, налоговые органы, применяя эту ставку к бензину, ОЧ которого согласно данным лабораторного анализа составляет 84 единицы, правомерно руководствуется данной нормой НК РФ.
     
     В то же время, с другой стороны, НПЗ производит согласно всей имеющейся у него документации и соответственно реализует все же бензин марки АИ-80. Таким образом, если на этот бензин применить ставку акциза, установленную на бензины с иными октановыми числами, то производитель будет вынужден сформировать отпускную цену на бензин АИ-80 с учетом суммы акциза, начисленной по этой ставке, и соответственно реализовать его по этой цене.
     
     В результате данный бензин будет неконкурентоспособен, так как покупатели вряд ли будут заинтересованы в приобретении бензина марки АИ-80 по цене бензинов с более высокими ОЧ.
     
     Такая налоговая политика может привести к тому, что производителям будет невыгодно предусматривать в производимых ими марках бензина с ОЧ 80 запас качества по данному показателю, в результате чего конечные потребители будут приобретать этот бензин с детонационной стойкостью, не соответствующей нормативным требованиям.
     
     Решением данной проблемы могло бы стать распространение ставки акциза, установленной на высокооктановый бензин, на все виды автомобильных бензинов, а также на прямогонный бензин.
     
     Единая ставка акциза на бензины как с высоким, так и с низким ОЧ (включая прямогонный бензин) позволит стимулировать как производство, так и потребление высококачественных бензинов, поскольку удельный вес акциза в цене более дорогого бензина будет ниже, что в итоге позволит не только улучшить экологическую обстановку в стране, но и увеличить доходы бюджета.
     
     Все горюче-смазочные материалы включены в утвержденный постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1013 Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации. В Номенклатуре продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация, введенной в действие постановлением Госстандарта России от 30.07.2002 N 64, определяющими нормативными документами, на соответствие которым проводится обязательная сертификация автомобильных бензинов в системе ГОСТ Р, обозначены следующие стандарты:
     
     - ГОСТ 2084-77 "Бензины автомобильные. Технические условия". При этом следует иметь в виду, что постановлением Госстандарта России от 25.12.2002 N 525-ст "О частичной отмене ГОСТ 2084-77 на территории Российской Федерации" вышеуказанный ГОСТ отменен с 1 января 2003 года на территории Российской Федерации в части марок автомобильных бензинов А-76 этилированный, А-72, АИ-91, АИ-93, АИ-95;
     
     - ГОСТ Р 51313-99 "Бензины автомобильные. Общие технические требования", принятый постановлением Госстандарта России от 24.08.1999 N 282-ст и введенный в действие с 1 июля 2000 года. Бензины, выпускаемые по государственным стандартам (ГОСТ, ГОСТ Р) с установленными в них обязательными требованиями и включенные в вышеуказанную Номенклатуру, сертифицируются на соответствие этих стандартов. Бензины, выпускаемые по какой-либо другой документации (например, предназначенные для вывоза на экспорт автомобильные бензины А-80, А-92 и А-96, вырабатываемые согласно ТУ 38.001165-97 "Бензины автомобильные экспортные. Технические условия", а также бензин АИ-98, производимый в соответствии с ТУ 38.401-58-122-95 и ТУ 38.401-58-127-95), сертифицируются на соответствие ГОСТ Р 51313-99;
     
     - ГОСТ Р 51105-97 "Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия", принятый и введенный в действие с 1 сентября 1999 года постановлением Госстандарта России от 09.12.1997 N 404. Этот стандарт разработан с целью повышения качества бензина до уровня европейских стандартов и предусматривает выпуск следующих марок неэтилированных автомобильных бензинов: "Нормаль-80", "Регуляр-91",  "Регуляр-92", "Премиум-95" и "Супер-98";
     
     - ГОСТ Р 51866-2002 (ЕН 228-99) "Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия", содержащий полный аутентичный текст европейского стандарта на автомобильные бензины EN 228-99 "Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Требования и методы испытаний". Вышеназванный ГОСТ решает, в первую очередь, вопросы безопасности жизни и здоровья людей и охраны окружающей среды. С этой целью ужесточены обязательные требования в части снижения концентрации вредных веществ (элементов).
     

(Окончание следует)