Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Как возместить расходы на благотворительные цели, обучение, лечение, приобретение медикаментов


Как возместить расходы на благотворительные цели, обучение, лечение, приобретение медикаментов*1

     _____
     *1 Окончание. Начало см.: Налоговый вестник. - 2007. - N 10. - С. 70.
     
Т.Ю. Левадная,
советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса
     

6. Социальные налоговые вычеты в связи с расходами, направленными на лечение и приобретение медикаментов


6.1. Общие положения

     
     Плательщики налога на доходы физических лиц (НДФЛ) вправе воспользоваться социальными налоговыми вычетами, предусмотренными подпунктом 3 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), в суммах, уплаченных ими в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные медицинскими учреждениями Российской Федерации как самому налогоплательщику, так и его супруге (супругу), его родителям и (или) его детям в возрасте до 18 лет, а также в размере стоимости медикаментов, назначенных им лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиками за счет собственных средств.
     
     С 1 января 2007 года в соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2006 N 144-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части создания благоприятных условий налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также внесения других изменений, направленных на повышение эффективности налоговой системы" при применении социального налогового вычета в связи с расходами на лечение, предусмотренного подпунктом 3 п. 1 ст. 219 НК РФ, учитываются суммы страховых взносов, уплаченные налогоплательщиком в налоговом периоде по договорам добровольного личного страхования. Эти договоры должны быть заключены со страховыми организациями, имеющими лицензии на ведение соответствующего вида деятельности. Причем договоры должны предусматривать оплату такими страховыми организациями исключительно услуг по лечению.
     
     Виды медицинских услуг и лекарственных средств, расходы по которым принимаются для уменьшения налоговой базы по НДФЛ, ограничены Перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 201 "Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета" (далее - Постановление N 201).
     
     При этом постановлением Правительства РФ от 26.06.2007 N 411 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 201", вступившим в силу с 8 июля 2007 года, в вышеназванный Перечень внесены изменения (подробнее о внесенных в Перечень изменениях см. в следующих подразделах настоящей статьи).
     

6.2. Статус медицинских учреждений

     
     В подпункте 3 п. 1 ст. 219 НК РФ указано, что социальный налоговый вычет на лечение предоставляется только по расходам на оплату услуг, оказанных медицинскими учреждениями Российской Федерации. В связи с этим налогоплательщику важно знать, какие именно организации имеют такой статус. В Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 понятие "медицинские учреждения" используется, но не раскрывается. Статьей 37.1 данного документа предусмотрено, что медицинская помощь оказывается в медицинских организациях, в том числе учрежденных физическими лицами, независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, получивших лицензию на медицинскую деятельность. Медицинская помощь предоставляется также лицами, занимающимися частной медицинской практикой, если у них есть лицензия на медицинскую деятельность.
     
     Понятие "медицинские учреждения" раскрывается в Законе РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", согласно ст. 2 которого к таким учреждениям относятся имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность (как индивидуально, так и коллективно).
     
     Организационно-правовая форма медицинского учреждения может быть различной: хозяйственное общество, учреждение, финансируемое собственником, и т.д., так же как и форма собственности, которая может быть государственной, муниципальной, частной. Таким образом, основным требованием к медицинскому учреждению является наличие лицензии на медицинскую деятельность.
     
     Согласно письму ФНС России от 31.08.2006 N САЭ-6-04/876@ "Об отдельных вопросах предоставления социальных налоговых вычетов" в силу выводов, содержащихся в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2004 N 447-О "По жалобе гражданина Кокорина Олега Валерьевича на нарушение его конституционных прав положениями подпункта 3 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации", в целях применения положений подпункта 3 п. 1 ст. 219 НК РФ под медицинскими учреждениями Российской Федерации понимаются находящиеся на ее территории медицинские организации (в том числе их обособленные подразделения) различных форм собственности, а также индивидуальные предприниматели, имеющие соответствующие лицензии, выданные в установленном порядке.
     
     Среди индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной медицинской практикой, преобладают специалисты, оказывающие стоматологические услуги. Поэтому налогоплательщики, оплатившие за счет собственных средств медицинские услуги по оказанию стоматологической помощи и зубному протезированию, подпадающие под действие вышеназванного Перечня, вправе воспользоваться социальным налоговым вычетом на лечение, если эти услуги и лечение оказаны налогоплательщику и (или) членам его семьи как медицинскими учреждениями Российской Федерации, так и индивидуальными предпринимателями, имеющими соответствующие лицензии.
     
     Таким образом, в целях предоставления социального налогового вычета под медицинскими учреждениями Российской Федерации понимаются находящиеся на ее территории медицинские организации (в том числе их обособленные подразделения) различных форм собственности, а также индивидуальные предприниматели, имеющие соответствующие лицензии, выданные в установленном порядке.
     
     В то же время если налогоплательщику и (или) членам его семьи медицинские услуги были оказаны иностранным медицинским учреждением, имеющим соответствующую лицензию на осуществление медицинской деятельности, социальный налоговый вычет на сумму оплаченной стоимости такого рода лечения и назначенных иностранными врачами лекарственных средств не предоставляется.
     
     В период с 1 января 2003 года и до 1 января 2007 года максимальная сумма социального налогового вычета по расходам на лечение и приобретение медикаментов составляла 38 000 руб. Это означает, что при подаче в 2007 году налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц формы 3-НДФЛ, утвержденной приказом Минфина России от 23.12.2005 N 153н (далее - декларация по НДФЛ, форма 3-НДФЛ), за 2004, 2005 или 2006 год в целях получения социального налогового вычета по расходам на лечение и приобретение медикаментов налогоплательщик вправе получить такой вычет в сумме, не превышающей 38 000 руб.
     
     Что же касается получения вычета по расходам на лечение и приобретение медикаментов (включая расходы на страховые взносы по договорам добровольного медицинского страхования) в размере 50 000 руб., то вычет в таком размере можно будет получить только по тем расходам на лечение и приобретение медикаментов (включая расходы на страховые взносы по договорам добровольного медицинского страхования), оплата которых произведена налогоплательщиком начиная с 1 января 2007 года. Следовательно, при подаче в 2008 году декларации по НДФЛ за 2007 год в целях получения социального налогового вычета по расходам на лечение и приобретение медикаментов (включая расходы на страховые взносы по договорам добровольного медицинского страхования) налогоплательщик вправе получить такой вычет в сумме, не превышающей 50 000 руб.
     
     Предоставление социального налогового вычета по суммам страховых взносов, уплаченным налогоплательщиком в предыдущих налоговых периодах по договорам добровольного личного страхования, неправомерно.
     
     По дорогостоящим видам лечения, предоставленным медицинскими учреждениями Российской Федерации, сумма социального налогового вычета принимается в размере фактически произведенных налогоплательщиками расходов, но ограничивается пределами подлежащего налогообложению дохода, учитываемого при определении налоговой базы по НДФЛ, облагаемой по ставке 13%.
     

6.3. Социальный налоговый вычет в связи с расходами на приобретение медикаментов

     
     В Перечень лекарственных средств, утвержденный Постановлением N 201, включены международные непатентованные названия лекарственных средств, приобретение которых за счет средств налогоплательщика дает ему право на получение социального налогового вычета.
     
     Международные непатентованные названия включенных в вышеуказанный Перечень лекарственных средств соответствуют данным Государственного реестра лекарственных средств, утвержденного приказом Минздрава России от 01.12.1998 N 01-29-15. В приложении N 3 к этому Государственному реестру приведены международные непатентованные названия лекарственных средств и соответствующие им синонимы, то есть торговые названия лекарственных средств, при этом у одного лекарственного средства может быть несколько торговых наименований.
     
     В Перечень, утвержденный Постановлением N 201, наряду с лекарственными средствами, отпускаемыми по рецептам, включены лекарственные средства, отпускаемые без рецепта врача на основании приказа Минздравсоцразвития России от 13.09.2005 N 578, и отдельные лекарственные средства (психотропные и наркотические), выписывание которых для отпуска аптечными учреждениями производится только на бланках рецепта формы N 148-1/у-88.
     
     Порядок назначения лекарственных средств и выписывания рецептов на них утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 N 110, согласно которому выписывание рецептов производится на латинском языке, при этом в рецепте указывается одно из торговых наименований лекарственного средства.
     
     Рецепты для получения социального налогового вычета выписываются лечащим врачом по требованию налогоплательщика на основании назначений, произведенных налогоплательщику либо его супругу (супруге), его родителям и (или) его детям в возрасте до 18 лет. В соответствии с порядком выписывания лекарственных средств, утвержденным приказом Минздрава России N 289, МНС России N БГ-3-04/256 от 25.07.2001 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 201 “Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета”" (далее - совместный приказ Минздрава России и МНС России от 25.07.2001), лекарственные средства выписываются лечащим врачом на рецептурном бланке формы N 107/у в двух экземплярах, один из которых налогоплательщик предъявляет в аптечное учреждение для получения лекарственных средств, а второй - в налоговый орган вместе с декларацией по НДФЛ за соответствующий налоговый период.
     
     На экземпляре рецепта, предназначенном для представления в налоговый орган, лечащий врач проставляет штамп "Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика", рецепт заверяется личной подписью и личной печатью врача, а также печатью учреждения здравоохранения. Некоторые лекарственные средства отпускаются без рецепта врача, но для подтверждения их оплаты в целях получения социального налогового вычета лечащему врачу необходимо оформлять рецептурный бланк формы N 107/у в двух экземплярах, притом что назначенные лекарственные средства отпускаются без рецепта. Кроме того, рецепты для представления в налоговые органы могут быть выписаны по требованию налогоплательщика лечащим врачом медицинского учреждения на основании записей в медицинской карте амбулаторного больного о назначении таких препаратов. Поэтому налогоплательщики вправе до окончания текущего налогового периода или в следующем налоговом периоде обратиться к лечащему врачу за соответствующими рецептами о назначениях лекарственных средств, если такие средства включены в Перечень, утвержденный Постановлением N 201.
     
     Выписанные рецепты со штампом "Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика" предназначены только для представления в налоговые органы, и отпуск лекарственных средств по ним не производится. Экземпляр рецепта со штампом "Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика" остается у налогоплательщика, оплатившего стоимость приобретенных им лекарственных средств, назначенных лечащим врачом ему или членам его семьи. Данный экземпляр рецепта представляется в налоговый орган по месту жительства вместе с кассовым и товарным чеками из аптечного учреждения, осуществившего отпуск лекарственных средств, с целью получения социального налогового вычета в связи с расходами на приобретение медикаментов.
     
     Постановлением Правительства РФ от 26.06.2007 N 411, вступившим в силу с 8 июля 2007 года, внесены изменения в Перечень лекарственных средств, назначенных лечащим врачом налогоплательщику и приобретенных им за счет собственных средств, размер стоимости которых учитывается при определении суммы социального налогового вычета, в частности, дополнен подраздел "Гормоны и антигормоны" раздела 6 Перечня.
     

6.4. Социальные налоговые вычеты в связи с расходами на лечение

     
     В Перечень медицинских услуг, утвержденный Постановлением N 201 и состоящий из пяти пунктов, включены платные услуги, оказываемые медицинскими учреждениями Российской Федерации, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, в частности услуги по диагностике и лечению при оказании скорой медицинской помощи; услуги по диагностике, профилактике, лечению и медицинской реабилитации при оказании амбулаторной или стационарной медицинской помощи, а также при оказании медицинской помощи в санаторно-курортных учреждениях; услуги по санитарному просвещению населения.
     
     В Перечень дорогостоящих видов лечения включены виды лечения, фактическая оплата которых за счет собственных средств налогоплательщиков учитывается при определении суммы социального налогового вычета на лечение. К дорогостоящим видам лечения относятся, в частности, хирургическое лечение врожденных аномалий (пороков развития), хирургическое лечение тяжелых форм болезней органов дыхания, хирургическое лечение осложненных форм болезней органов пищеварения, эндопротезирование и реконструктивно-восстановительные операции на суставах, реконструктивные, пластические операции, реплантация, имплантация протезов, металлических конструкций, электрокардиостимуляторов и электродов и т.д.
     
     Постановлением Правительства РФ от 26.06.2007 N 411 дополнен Перечень дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, размеры фактически произведенных налогоплательщиком расходов по которым учитываются при определении суммы социального налогового вычета, в частности, новый п. 27 предусматривает расширение этого Перечня за счет включения в него такого вида дорогостоящего лечения, как лечение бесплодия методом экстракорпорального оплодотворения, культивирования и внутриматочного введения эмбриона.
     
     Таким образом, по окончании 2007 года налогоплательщики могут обратиться в налоговый орган по месту жительства и представить декларацию по НДФЛ за 2007 год по форме 3-НДФЛ в целях получения социального налогового вычета в связи с расходами, направленными на оплату лечения бесплодия методом экстракорпорального оплодотворения, и соответственно уменьшения своих налоговых обязательств по НДФЛ за 2007 год.
     

6.5. Справка об оплате медицинских услуг

     
     Оплата услуг по лечению, оказанных учреждением здравоохранения, подтверждается справкой об оплате медицинских услуг, форма которой и порядок выдачи утверждены совместным приказом Минздрава России и МНС России от 25.07.2001.
     
     Справка об оплате медицинских услуг заполняется всеми учреждениями здравоохранения, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности и удостоверяет факт получения медицинской услуги и ее оплаты налогоплательщиком через кассу учреждения здравоохранения.
     
     В справке об оплате медицинских услуг указываются на основании кассового чека (приходного кассового ордера или иного документа, подтверждающего внесение налогоплательщиком денежных средств) стоимость медицинской услуги по коду 1 или дорогостоящего лечения - по коду 2, а также дата оплаты. Справка об оплате медицинских услуг выдается на руки налогоплательщику, а корешок к ней остается в учреждении здравоохранения.
     
     Учитывая, что совместным приказом Минздрава России и МНС России от 25.07.2001 не предусмотрена выдача справок об оплате медицинских услуг индивидуальными предпринимателями, имеющими соответствующую лицензию на осуществление медицинской деятельности, налогоплательщикам, намеревающимся обратиться за получением социального налогового вычета на лечение, услуги по которому были оказаны индивидуальным предпринимателем, следует получить в свободной письменной форме сведения о видах оказанных индивидуальным предпринимателем налогоплательщику услуг по лечению в соответствии с утвержденным Правительством РФ Перечнем медицинских услуг.
     
     Пунктом 4 Перечня медицинских услуг, утвержденного Постановлением N 201, предусмотрены услуги по диагностике, профилактике, лечению и медицинской реабилитации при оказании населению медицинской помощи в санаторно-курортных учреждениях.
     
     Вышеуказанный пункт Перечня может быть распространен в соответствии с письмом Минздрава России от 01.11.2001 N 2510/11153-01-23 на ту часть стоимости путевки, которая соответствует объему медицинских услуг, заложенному в стоимость путевки, а также на сумму оплаты медицинской помощи в санаторно-курортных учреждениях, не входящей в стоимость путевки, но оплаченной налогоплательщиком дополнительно.
     
     Подтверждением расходов по оплате медицинской помощи, оказанной налогоплательщику в санаторно-курортном учреждении, является Справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации, форма и порядок выдачи которой налогоплательщикам утверждены совместным приказом Минздрава России и МНС России от 25.07.2001. Справка выдается соответствующим санаторно-курортным учреждением на основании личного обращения налогоплательщика (или его уполномоченного представителя) при условии представления им документов, подтверждающих произведенные расходы по оплате путевки и дополнительно оказанных медицинских услуг.
     
     Справка может быть направлена санаторно-курортным учреждением по письменному заявлению налогоплательщика в его адрес заказным письмом с уведомлением о вручении. Документы, подтверждающие отправку вышеуказанного письма и его вручение налогоплательщику, подшиваются вместе с заявлением налогоплательщика к корешку Справки, остающемуся в санаторно-курортном учреждении.
     

6.6. Документы, подтверждающие право на получение вычета в связи с расходами на лечение

     
     Документами, подтверждающими право налогоплательщика на получение социального налогового вычета по расходам на свое лечение, в частности, могут являться договор налогоплательщика с медицинским учреждением Российской Федерации об оказании медицинских услуг или дорогостоящих видов лечения, если такой договор заключался; Справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации по утвержденной форме; платежные документы, подтверждающие внесение (перечисление) налогоплательщиком денежных средств медицинским учреждениям Российской Федерации; справка о доходах по форме N 2-НДФЛ, выданная налоговым агентом (организацией либо индивидуальным предпринимателем), от которого (в результате отношений с которым) налогоплательщик в соответствующем налоговом периоде получил доходы, облагаемые НДФЛ по ставке 13%; копия лицензии медицинского учреждения на осуществление медицинской деятельности, которая необходима только в случае, если в договоре с медицинским учреждением не содержится ссылки на реквизиты лицензии (письмо ФНС России от 31.08.2006 N САЭ-6-04/876@).
     
     Если же ссылка на реквизиты лицензии содержится в самом договоре на лечение, заключенном налогоплательщиком с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, или в выданной налогоплательщику медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем справке об оказанных услугах по лечению, налоговым органам не рекомендуется требовать от налогоплательщика представления копий соответствующих лицензий. Если же у налогового органа имеются основания для проверки наличия у медицинской организации лицензии, то ему необходимо направить запрос в данное медицинское учреждение либо в соответствующий лицензирующий орган.
     
     Согласно п. 12 Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 N 27, оплата медицинских услуг производится в учреждениях банков или в медицинском учреждении. Расчеты с населением осуществляются медицинскими учреждениями с применением контрольно-кассовой техники (ККТ). Если расчеты ведутся без применения ККТ, то медицинские учреждения должны использовать утвержденный в установленном порядке Минфином России в качестве документа строгой отчетности бланк приходного кассового ордера, подтверждающего прием организацией наличных денег.
     
     Если денежные средства в оплату услуг медицинского учреждения перечислены налогоплательщиком непосредственно с банковского счета, то произведенные расходы подтверждаются выпиской банка.
     
     Для получения социального налогового вычета по расходам на оплату медицинских услуг, оказанных членам семьи налогоплательщика, требуется представить документы, подтверждающие фактические затраты налогоплательщика на оплату лечения членов его семьи или на приобретение для них медикаментов либо на уплату за них страховых взносов, а также документы, свидетельствующие о степени родства налогоплательщика и лиц, за которых он произвел оплату.
     
     В частности, при оплате лечения супруга (супруги) или приобретения для него (нее) медикаментов необходимо представить свидетельство о заключении брака, поскольку супругами считаются лица, состоящие в зарегистрированном браке [п. 2 ст. 10 Семейного кодекса Российской Федерации (СК РФ)].
     
     Родство родителей и детей подтверждается свидетельством о рождении ребенка. Основание - ст. 23 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния".
     
     Усыновители и усыновленные приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению (п. 1 ст. 137 СК РФ). Значит, усыновители имеют право на вычет, если они оплатили лечение усыновленного ребенка или приобретение медикаментов, назначенных ему лечащим врачом. Статус усыновителя подтверждается свидетельством об усыновлении (ст. 43 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ). В то же время отчим или мачеха ребенка, которые не оформляли в установленном порядке его усыновление, юридически не приравнены к родителям. Следовательно, у них не имеется оснований для получения социального налогового вычета по расходам на лечение не усыновленного в установленном порядке ребенка.
     
     Читателям журнала следует обратить внимание на то, что на основании письма ФНС России от 31.08.2006 N САЭ-6-04/876@ в налоговый орган могут быть представлены не только нотариально удостоверенные копии документов, подтверждающих право налогоплательщика на получение социального налогового вычета по расходам на лечение и приобретение медикаментов (включая расходы на страховые взносы по договорам добровольного медицинского страхования), но и копии, заверенные самим налогоплательщиком (с расшифровкой подписи и датой заверения). Это возможно при условии, что налогоплательщик предъявил подлинники документов работнику отдела по работе с налогоплательщиками при подаче декларации по НДФЛ. Налоговый инспектор обязан сделать отметку о соответствии копий документов их подлинникам и поставить дату принятия копий налоговым органом.
     
     С 1 января 2007 года при применении социального налогового вычета в связи с расходами на лечение учитываются суммы страховых взносов, уплаченные налогоплательщиком в налоговом периоде по договорам добровольного личного страхования, заключенным им со страховыми организациями, имеющими лицензии на ведение соответствующего вида деятельности, предусматривающим оплату такими страховыми организациями исключительно услуг по лечению.
     
     При этом перечень документов, подтверждающих фактические затраты налогоплательщика на добровольное медицинское страхование, которые необходимо представить в налоговые органы для получения указанного социального налогового вычета, НК РФ не определен.
     
     В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Договор медицинского страхования является соглашением между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым последняя обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программам обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования.
     
     Согласно ст. 17 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 добровольное медицинское страхование осуществляется за счет личных средств граждан путем заключения договора. Размеры страховых взносов на добровольное медицинское страхование устанавливаются по соглашению сторон. Договор медицинского страхования считается заключенным с момента уплаты первого страхового взноса, если условиями договора не установлено иное (ст. 4 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1).
     
     Форма типового договора добровольного медицинского страхования граждан утверждена постановлением Правительства РФ от 23.01.1992 N 41.
     
     Статьей 5 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 предусмотрено, что каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования или который заключил такой договор самостоятельно, получает страховой медицинский полис. Страховой медицинский полис находится на руках у застрахованного. Форма страхового медицинского полиса добровольного страхования граждан также утверждена постановлением Правительства РФ от 23.01.1992 N 41.
     
     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 N 171 "Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" приказом Минфина России от 17.05.2006 N 80н, зарегистрированным в Минюсте России 20.06.2006 N 7942, утверждена форма бланка строгой отчетности, применяемого при оказании населению услуг по страхованию, - "Квитанция на получение страховой премии (взноса)" формы N А-7 по ОКУД - 0796205.
     
     Следовательно, документами, которые подтверждают фактические затраты налогоплательщика на добровольное медицинское страхование и которые необходимо представить в налоговые органы для получения социального налогового вычета, предусмотренного подпунктом 3 п. 1 ст. 219 НК РФ, могут являться договор добровольного медицинского страхования граждан, страховой медицинский полис добровольного страхования граждан, а также квитанции на получение страховой премии (взноса) формы N А-7, подтверждающие размер уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов.
     
     В соответствии с письмом ФНС России от 31.08.2006 N САЭ-6-04/876@ при предоставлении социального налогового вычета по дорогостоящим видам лечения в составе расходов по вышеуказанным видам лечения учитывается стоимость оплаченных налогоплательщиком необходимых дорогостоящих расходных медицинских материалов (например, эндопротезов, искусственных клапанов, хрусталиков и т.д.), если сама медицинская организация таковыми не располагает и соответствующим договором с медицинской организацией предусмотрено их приобретение за счет средств пациента.
     
     Основанием для предоставления социального налогового вычета может являться указание на использование в ходе лечения приобретенных пациентом соответствующих дорогостоящих расходных медицинских материалов в справке, выдаваемой медицинской организацией. При этом не имеет значения, на каких условиях (платно или бесплатно) медицинской организацией пациенту были оказаны медицинские услуги с использованием вышеуказанных расходных медицинских материалов.
     
     Пример.
     
     Налогоплательщик получил в 2006 году по месту основной работы доход в размере 360 000 руб. Кроме того, налогоплательщик получил доход в размере 60 000 руб. по договору гражданско-правового характера, заключенному с другой организацией.
     
     В 2006 году налогоплательщик произвел оплату за оказание медицинских услуг его 15-летней дочери автономной некоммерческой организацией "Здоровье" - в размере 7500 руб., ЗАО "Клиника семейного врача" - в размере 12 500 руб., за оказание стоматологических услуг налогоплательщику частнопрактикующим врачом - в размере 10 000 руб.
     
     Кроме того, налогоплательщик приобрел искусственный хрусталик на сумму 70 000 руб. для проведения дорогостоящей операции его матери в республиканском офтальмологическом медицинском центре; в соответствии с заключенным договором сама операция была произведена центром бесплатно.
     
     Таким образом, сумма фактически произведенных налогоплательщиком в 2006 году расходов на оплату услуг по лечению равна 30 000 руб. (7500 руб. + 12 500 руб. + 10 000 руб.).
     
     С учетом того, что максимальная сумма социального налогового вычета в связи с расходами на лечение в 2006 году составляла 38 000 руб., налогоплательщик вправе при наличии всех необходимых подтверждающих документов получить вычет в сумме 30 000 руб.
     
     Кроме того, ему следует обратиться в офтальмологический медицинский центр за получением справки об оплате дорогостоящих медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации по утвержденной форме с кодом услуги 2, в которой вместо суммы оплаты медицинскому учреждению будет содержаться указание на использование в ходе операции приобретенного налогоплательщиком дорогостоящего расходного материала.
     
     После получения такой справки налогоплательщик может обратиться в налоговый орган по месту жительства с заявлением о предоставлении полагающихся ему социальных налоговых вычетов и уменьшить в декларации по НДФЛ за 2006 год налоговую базу по этому налогу соответственно на сумму социального налогового вычета по расходам на оплату услуг по лечению в размере 30 000 руб. и на сумму социального налогового вычета по расходам на оплату дорогостоящих медицинских услуг в размере 70 000 руб., то есть на общую сумму 100 000 руб.
     
     Следовательно, после представления формы 3-НДФЛ и всех подтверждающих документов налогоплательщик вправе претендовать на возврат из бюджета 13 000 руб.
     
     Если денежные средства в оплату услуг по лечению согласно заключенному налогоплательщиком с медицинской организацией договору перечислены по заявлению налогоплательщика его работодателем (за счет денежных средств работодателя), но при этом работник возмещает работодателю произведенные по его заявлению расходы за счет выплачиваемых ему работодателем сумм вознаграждений, социальный налоговый вычет может быть предоставлен за тот налоговый период, в котором налогоплательщиком фактически были возмещены произведенные работодателем расходы. Факт возмещения налогоплательщиком денежных средств, перечисленных работодателем по заявлению работника в оплату лечения, подтверждается соответствующей справкой, выданной работодателем.
     
     Пример.
     
     Сотрудник организации заключил в октябре 2006 года договор с медицинским диагностическим центром на проведение комплекса обследований, стоимость которого составляет 60 000 руб. У работника имелась предварительная письменная договоренность с работодателем о том, что оплата за проведение комплекса обследований будет произведена за счет денежных средств работодателя, но от имени работника, который ежемесячно будет возмещать работодателю произведенные им расходы в размере 15 000 руб. при получении причитающейся ему заработной платы.
     
     Последнюю выплату в счет погашения своей задолженности работодателю сотрудник осуществил в феврале 2007 года, что подтверждается выданной работодателем справкой. Следовательно, налогоплательщик вправе представить в налоговый орган по месту жительства декларацию по НДФЛ за 2007 год с целью получения социального налогового вычета в связи с расходами на лечение. Однако размер вычета в данном случае не может превышать 38 000 руб., поскольку оплата медицинскому учреждению была произведена в 2006 году.