Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Письмо ФНС России от 01.06.2007 N ГВ-6-05/447@ "О направлении писем Минфина России от 25.12.2006 N 03-05-02-03/41 и от 28.05.2007 N 03-04-07-02/18"


ФНС России

    

Письмо

     

от 01.06.2007 N ГВ-6-05/447@

     

"О направлении писем Минфина России от 25.12.2006 N 03-05-02-03/41 и от 28.05.2007 N 03-04-07-02/18"

     
     Федеральная налоговая служба направляет для использования в работе письма Министерства финансов Российской Федерации от 25.12.2006 N 03-05-02-03/41 и от 28.05.2007 N 03-04-07-02/18.
     
     При этом пункт 2 письма от 25.12.2006 N 03-05-02-03/41 применяется с учетом дополнительных разъяснений, данных в пункте 1 письма от 28.05.2007 N 03-04-07-02/18.
     
     Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации и Межрегиональным инспекциям по крупнейшим налогоплательщикам довести указанное письмо до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.
     
Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы
В.В. Гусев
     

Приложение 1


Письмо Минфина России от 25.12.2006 N 03-05-02-03/41

     
     Минфин России рассмотрел письмо ФНС России от 09.10.2006 N 01-2-02/1018 о применении отдельных положений Федеральных законов от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (далее - Закон N 137-ФЗ) и N 144-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части создания благоприятных условий налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также внесения других изменений, направленных на повышение эффективности налоговой системы" (далее - Закон N 144-ФЗ), которыми были внесены изменения и дополнения в главу 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), и сообщает следующее.
     
     1. Письмом Минфина России от 11.12.2006 N 03-05-02-03/39 в адрес ФНС России было разъяснено, что положения Закона N 137-ФЗ вступают в силу с 1 января 2007 года. В связи с этим необходимости уточнения форм деклараций по единому социальному налогу (далее - ЕСН), в том числе для налогоплательщиков - членов крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - КФХ), включая главу КФХ, за налоговый период 2006 года не имеется.
     
     С 2007 года статьей 11 Кодекса к числу налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей отнесены главы КФХ, поэтому при разработке новых форм налоговых деклараций для этой категории налогоплательщиков, начиная с налогового периода 2007 года, будут учтены положения пункта 2 статьи 236 Кодекса, т.е. глава КФХ будет сдавать декларацию в отношении доходов всего хозяйства за вычетом расходов хозяйства, связанных с развитием КФХ.
     

     С учетом изложенного налоговая льгота, предусмотренная подпунктом 3 пункта 1 статьи 239 Кодекса, с 2007 года будет применяться в том случае, если сам глава КФХ является инвалидом I, II или III группы в части доходов всего хозяйства, не превышающих 100 000 рублей в течение налогового периода.
     
     Вместе с тем сообщаем, что в настоящее время в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации готовится ко второму чтению законопроект N 294450-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации. В числе поправок к данному законопроекту предлагаются изменения в абзац второй пункта 2 статьи 236 Кодекса и в подпункт 5 пункта 1 статьи 238 Кодекса, касающиеся исключения положений о членах КФХ.
     
     2. В соответствии со статьей 241 Кодекса (в редакции Закона N 144-ФЗ) с 2007 года начинают применяться положения, устанавливающие для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, пониженные ставки ЕСН. При этом в Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" изменения в части снижения тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование внесены не были.
     
     Исходя из расчетов у налогоплательщиков с налоговой базой в 150 000 рублей сумма ЕСН, начисляемая в федеральный бюджет по новой шкале ставок налога, составит сумму 20 925 рублей, что меньше, чем налоговый вычет в виде суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, составляющей 21 000 рублей. Таким образом, российские организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий и выполняющие указанные в пункте 8 статьи 241 Кодекса условия, при налоговой базе на каждое физическое лицо, превышающей 150 000 рублей, не будут уплачивать ЕСН в федеральный бюджет.
     
     Что касается периода, с которого организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, теряют право на применение ставок, установленных пунктом 6 статьи 241 Кодекса, то если по итогам отчетного (налогового) периода налогоплательщиком, упомянутым в пункте 7 статьи 241 Кодекса, допущено несоответствие требованиям, установленным пунктом 8 статьи 241 настоящего Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение налоговых ставок, указанных в пункте 6 статьи 241 Кодекса, с начала того отчетного (налогового) периода, в котором допущено такое несоответствие.
     
Заместитель министра финансов России
С.Д. Шаталов
    

Приложение 2

Письмо Минфина России от 28.05.2007 N 03-04-07-02/18

     
     Минфин России рассмотрел письмо ФНС России от 23.03.2007 N 01-2-02/352 об отдельных вопросах исчисления и уплаты единого социального налога (далее - ЕСН) и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
     

1. Об уплате ЕСН организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий

     
     Исходя из проведенных расчетов сумм ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате налогоплательщиками-организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, с учетом шкалы ставок ЕСН, установленной для данной категории налогоплательщиков пунктом 6 статьи 241 Кодекса, и тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленных статьями 21 и 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", возникает ситуация, при которо й с определенной налоговой базы сумма ЕСН, подлежащая уплате в федеральный бюджет, будет меньше суммы налогового вычета в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В таком случае для налогоплательщиков - российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий и выполняющих указанные в пункте 8 статьи 241 Кодекса условия, сумма ЕСН, подлежащая уплате в федеральный бюджет, будет равна нулю.
     
     Если по итогам отчетного (налогового) периода налогоплательщиками, упомянутыми в пункте 7 статьи 241 Кодекса, не будут соблюдены условия, установленные пунктом 8 статьи 241 Кодекса, такие налогоплательщики считаются утратившими право на применение налоговых ставок, указанных в пункте 6 статьи 241 Кодекса, с начала того налогового периода, в котором было допущено такое несоответствие установленным требованиям.
     

2. О начислении пеней на неуплаченные суммы авансовых платежей по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование

     
     Абзацем первым пункта 3 статьи 243 Кодекса предусмотрено исчисление ежемесячных авансовых платежей по ЕСН в течение отчетного периода.
     
     Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца безотносительно к отчетным периодам.
     
     Исчисление и уплата ежемесячных авансовых платежей по ЕСН производится от фактической базы, сложившейся с начала налогового периода по прошедший месяц, и по установленным ставкам, что позволяет рассматривать их как часть налога, подлежащего уплате в течение налогового периода и обеспечивающего регулярное (ежемесячное) поступление средств на цели финансирования пенсионного, социального, медицинского обслуживания граждан.
     
     Налоговая база для уплаты авансовых платежей по ЕСН ежемесячно формируется исходя из реальных финансовых результатов экономической деятельности налогоплательщика за прошедший месяц.
     
     В связи с изложенным пеня за неуплату (неполную уплату) ежемесячных авансовых платежей по ЕСН должна начисляться с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж.
     
     Кроме того, следует отметить, что с 1 января 2007 года Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" были внесены изменения в часть первую Кодекса, в том числе и в статью 58.
     
     Так, согласно пункту 3 статьи 58 Кодекса обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога. В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 Кодекса.
     
     В соответствии с пунктом 3 статьи 75 Кодекса пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
     
     Таким образом, учитывая, что статьей 243 Кодекса предусмотрены обязанность уплаты ежемесячных авансовых платежей по ЕСН и срок их уплаты, то пеня за неуплату (неполную уплату) ежемесячных авансовых платежей по налогу должна начисляться, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты авансового платежа.
     
     Аналогичный подход следует применять в части начисления пеней за неуплату (неполную уплату) авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, учитывая положения пункта 2 статьи 24 и пунктов 2 и 4 статьи 26 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".


3. Об учете декларационного платежа при проведении налоговыми органами контроля в части ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

     
     Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2006 N 269-ФЗ "Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами" установлено, что физические лица, получившие доходы от предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой, осуществившие уплату декларационного платежа в соответствии с настоящим Федеральным законом, в части дохода, исходя из которого рассчитан уплаченный декларационный платеж, считаются также исполнившими свои обязанности по уплате ЕСН (страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды) с полученных доходов, а также по представлению налоговой декларации по ЕСН с полученных ими доходов и иных документов, представление которых было обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах при подаче такой декларации.
     
     При этом статьей 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что страхователи - индивидуальные предприниматели, адвокаты и занимающиеся частной практикой нотариусы уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа, минимальный размер которого составляет 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты.
     
     Следовательно, у физических лиц, получивших до 1 января 2006 года доходы от предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой и не уплативших с них своевременно соответствующие налоги, обязанность по уплате ЕСН считается исполненной в части суммы дохода, исходя из которой был рассчитан размер декларационного платежа. Обязанность по уплате страховых взносов в данном случае будет считаться исполненной вне зависимости от суммы дохода, исходя из которой рассчитывается декларационный платеж, т.к. такие взносы уплачиваются указанной категорией плательщиков в виде фиксированного платежа.
     
     Таким образом, если в случае выездной налоговой проверки вышеуказанных лиц выявляются суммы дохода, исходя из которых по данным налоговых органов не был уплачен ЕСН, но уплачен декларационный платеж, то расчетным путем определяется сумма дохода, по которому обязанность по уплате ЕСН считается исполненной. Затем определяется разница между указанными суммами, на которую налоговыми органами должен быть доначислен ЕСН, а также пени и штрафы.


4. О порядке налогообложения единым социальным налогом выплат в размере среднего заработка, сохраняемого работнику в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в т.ч. за время прохождения военных сборов

     
     Объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков - лиц, производящих выплаты физическим лицам, согласно пункту 1 статьи 236 Кодекса признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц, в частности по трудовым договорам.
     
     Вместе с тем, в отдельных случаях, предусмотренных законодательством, работодатели обязаны начислять и производить выплаты работникам за период исполнения ими государственных (например, прохождение военных сборов) или общественных обязанностей и т.п. При этом такие выплаты не зависят от трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, в т.ч. от выполнения трудовых обязанностей и положений трудовых договоров, и производятся не за счет средств организации (работодателя), а за счет средств федерального бюджета или государственного органа и общественного объединения, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей.
     
     Учитывая изложенное, данные выплаты не являются объектом обложения единым социальным налогом. Соответственно, организации при направлении в военный комиссариат согласно "Правилам компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, сведений о фактических расходах в указанных случаях уведомляют об отсутствии необходимости компенсировать им суммы ЕСН, т.к. каких-либо начислений на фонд оплаты труда в этих случаях производиться не должно.
     
     Что касается других случаев, когда за работником сохраняется средний заработок в соответствии с законодательством Российской Федерации (например, в случае простоя по вине работодателя, в случае перерывов для кормления работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет), то в этих ситуациях такие выплаты непосредственно связаны с трудовыми отношениями работника и работодателя и, следовательно, являются объектом налогообложения единым социальным налогом.
     

5. О налогообложении ЕСН сумм вознаграждений авторам изобретения (полезной модели)

     
     В соответствии с пунктом 1 статьи 236 Кодекса объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой), а также по авторским договорам.
     
     Согласно пункту 2 статьи 8 Патентного закона Российской Федерации от 23.09.1992 N 3517-1 (далее - Патентный закон) право на получение патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные работником (автором) в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя (служебное изобретение, служебная полезная модель, служебный промышленный образец), принадлежит работодателю, если до-говором между ним и работником (автором) не предусмотрено иное.
     
     При этом работник (автор), которому не принадлежит право на получение патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, имеет право на вознаграждение. Размер вознаграждения и порядок его выплаты определяется договором между работником (автором) и работодателем.
     
     Договор о выплате вознаграждения автору служебного изобретения является видом гражданско-правового договора, не относящегося к гражданско-правовым договором, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, поэтому данное вознаграждение не является объектом обложения единым социальным налогом.
     
     В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Патентного закона патентообладатель может передать исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец (уступить патент) любому физическому или юридическому лицу.
     
     Абзацем третьим пункта 1 статьи 236 Кодекса установлено, что не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).
     
     Таким образом, выплаты, производимые в пользу физических лиц, как являющихся, так и не являющихся работниками организации по договорам передачи исключительных прав на изобретение, полезную модель или промышленный образец, охраняемых патентом Российской Федерации, не признаются объектом обложения единым социальным налогом.
     

Заместитель министра финансов России
С.Д. Шаталов