Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Вопросы на ответы


Вопросы на ответы

     

О налоге на прибыль

     
     Л.В. Полежарова,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Подлежит ли пересчету налог с доходов иностранной организации, выплаченных в предыдущем отчетном (налоговом) периоде, если в текущем отчетном (налоговом) периоде изменились коэффициент капитализации и сумма предельных процентов?
     
     Положительная разница между начисленными процентами и предельными процентами, исчисленными в соответствии со ст. 269 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода, приравнивается к дивидендам. В каждом последующем отчетном (налоговом) периоде сумма предельных процентов, признаваемых расходом, пересчитывается.
     
     При этом налог с дохода иностранной организации в виде вышеуказанных дивидендов, удержанный в предыдущем отчетном (налоговом) периоде при выплате процентного дохода, пересчету не подлежит, поскольку в соответствии с положениями ст. 310 НК РФ налог удерживается при каждой выплате дохода с суммы выплачиваемого дохода и, следовательно, при его удержании учитываются обстоятельства, сложившиеся на момент выплаты дохода. Определение налоговой базы по доходам иностранных организаций от источников в Российской Федерации, подлежащих налогообложению у источника выплаты, нарастающим итогом с начала года НК РФ не предусмотрено.
     
Г.В. Пирогова
     
     Пунктом 4 постановления Правительства РФ от 29.06.2006 N 398 определено, что при получении акцизных марок организация берет на себя обязательство об использовании до 30 марта 2007 года приобретенных акцизных марок в соответствии с их назначением. Однако организация имеет на своем складе алкогольную продукцию, маркированную акцизными марками старого образца, на которую отсутствуют акцизные марки нового образца. Может ли организация в случае изъятия из оборота этой продукции списать ее стоимость на расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли в соответствии с подпунктом 6 п. 2 ст. 265 НК РФ как потери от чрезвычайных ситуаций?
     
     Подпунктом 6 п. 2 ст. 265 НК РФ предусмотрено, что к внереализационным расходам приравниваются убытки в виде потерь от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий либо чрезвычайных ситуаций.
     

     При этом налоговым законодательством понятие "чрезвычайная ситуация" не определено.
     
     Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
     
     Для целей налогообложения прибыли организациям следует использовать определение чрезвычайной ситуации, закрепленное в ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", согласно которому чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
     
     Учитывая вышеизложенное, расходы организации в виде стоимости алкогольной продукции, изъятой из оборота в связи с тем, что она не соответствует установленным стандартам (маркирована марками старого образца), не могут быть отнесены к расходам, связанным с чрезвычайными ситуациями.
     
     Кроме того, в соответствии со ст. 252 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 настоящего Кодекса).
     
     Расходами признаются любые обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     Следовательно, учитывая, что расходы в виде стоимости алкогольной продукции, признанной не соответствующей установленным стандартам, не отвечают критериям признания расходов, определенным ст. 252 НК РФ, они не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.
     
Л.П. Павлова
     

     Организация осуществляет строительные работы. Цена работ в договоре определена в иностранной валюте. Возможно ли заполнение типовых форм N КС-2 и КС-3 в иностранной валюте?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли, должны быть экономически оправданны, подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     Согласно требованиям к составлению и оформлению первичных учетных документов, установленным Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ), одним из обязательных реквизитов данных документов должны быть измерители хозяйственных операций в натуральном и денежном выражении. При этом в соответствии с Законом N 129-ФЗ бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации - в рублях. Таким образом, первичный учетный документ должен быть составлен в валюте Российской Федерации. Аналогичные требования предъявляются к первичным учетным документам, являющимся основой для составления аналитических регистров налогового учета.
     
     Вышеизложенная позиция подтверждена письмом Минфина России от 11.11.2003 N 16-00-14/56.
     
     Унифицированные формы N КС-2 "Акт о приемке выполненных работ" и N КС-3 "Справка о стоимости выполненных работ и затрат", разработанные на основании ст. 9 Закона N 129-ФЗ и утвержденные постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ", содержат измерители хозяйственных операций - рубли.
     
     Следовательно, заполнение типовых форм N КС-2 и КС-3 в иностранной валюте будет являться нарушением требований законодательства Российской Федерации, предъявляемых к оформлению первичных учетных документов.
     
Д.В. Коновалов
     
     Иностранная организация передает в виде вклада в уставный капитал ООО основное средство. Вправе ли ООО включить для целей налогообложения прибыли в первоначальную стоимость такого основного средства расходы, связанные с оплатой таможенных пошлин и брокерского обслуживания?
     

     В соответствии с п. 1 ст. 277 НК РФ при внесении (вкладе) имущества (имущественных прав) физическими лицами и иностранными организациями его стоимостью (остаточной стоимостью) признаются документально подтвержденные расходы на его приобретение (создание) с учетом амортизации (износа), начисленной в целях налогообложения прибыли (дохода) в государстве, налоговым резидентом которого является передающая сторона, но не выше рыночной стоимости этого имущества (имущественных прав), подтвержденной независимым оценщиком, действующим в соответствии с законодательством вышеуказанного государства.
     
     Таким образом, ООО не имеет права для целей налогообложения прибыли включать в первоначальную стоимость основного средства, полученного в виде вклада в уставный капитал от иностранной организации-учредителя, расходы, связанные с оплатой таможенных пошлин и брокерского обслуживания.
     
     Иностранная организация, владеющая более чем 90% российской организации, передала последней денежные средства по договору займа. Вправе ли российская организация отнести к расходам для целей налогообложения прибыли расходы в виде выплаченных иностранной организации процентов по вышеуказанному договору займа, если собственный капитал российской организации, рассчитанный по правилам п. 2 ст. 269 НК РФ, равен нулю?
     
     Случаи, при которых непогашенная задолженность российской организации признается контролируемой задолженностью перед иностранной организацией, установлены абзацем первым п. 2 ст. 269 НК РФ, в соответствии с которым налогоплательщик обязан на последнее число каждого отчетного (налогового) периода исчислять предельную величину признаваемых расходом процентов по контролируемой задолженности путем деления суммы процентов, начисленных налогоплательщиком в каждом отчетном (налоговом) периоде по контролируемой задолженности, на коэффициент капитализации, рассчитываемый на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода.
     
     При этом коэффициент капитализации определяется путем деления величины соответствующей непогашенной контролируемой задолженности на величину собственного капитала, соответствующую доле прямого или косвенного участия этой иностранной организации в уставном (складочном) капитале (фонде) российской организации, и деления полученного результата на три (для банков и организаций, занимающихся лизинговой деятельностью, - на двенадцать с половиной).
     
     В целях п. 2 ст. 269 НК РФ при установлении величины собственного капитала в расчет не принимаются суммы долговых обязательств в виде задолженности по налогам и сборам, включая текущую задолженность по уплате налогов и сборов, суммы отсрочек, рассрочек и инвестиционного налогового кредита.
     

     Таким образом, если собственный капитал российской организации, рассчитанный в соответствии с нормами п. 2 ст. 269 НК РФ, равен нулю, российская организация не сможет определить коэффициент капитализации, а следовательно, предельную величину признаваемых расходом процентов по контролируемой задолженности.
     
     Поэтому российская организация не вправе отнести к расходам для целей налогообложения прибыли расходы в виде выплаченных иностранной организации процентов за полученные по договору займа денежные средства.
     
     Согласно п. 4 ст. 269 НК РФ положительная разница между начисленными процентами и предельными процентами, исчисленными в соответствии с порядком, установленным п. 2 ст. 269 настоящего Кодекса, приравнивается в целях налогообложения к дивидендам, уплаченным иностранной организации, в отношении которой существует контролируемая задолженность, и облагается налогом в соответствии с п. 3 ст. 284 НК РФ.
     
     Учитывая вышеизложенное, если собственный капитал российской организации, рассчитанный в соответствии с п. 2 ст. 269 НК РФ, равен нулю, выплаченные иностранной организации проценты приравниваются в целях налогообложения к дивидендам, к которым применяется процентная ставка налога на прибыль в размере 15%.
     
     Организация, не являющаяся профессиональным участником рынка ценных бумаг, приобретает и реализует вне организованного рынка обращающиеся на организованном рынке ценные бумаги, которые одновременно допущены к обращению на российской и лондонской фондовых биржах. Вправе ли организация при реализации таких ценных бумаг на территории Россий-ской Федерации использовать для целей налогообложения прибыли интервал между минимальной и максимальной ценами сделок с вышеуказанными ценными бумагами, зарегистрированными лондонской фондовой биржей на дату совершения соответствующей сделки?
     
     В соответствии с п. 5 ст. 280 НК РФ рыночной ценой ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, признается для целей налогообложения фактическая цена реализации или иного выбытия ценных бумаг, если эта цена находится в интервале между минимальной и максимальной ценами сделок (интервал цен) с вышеуказанной ценной бумагой, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения соответствующей сделки. В случае реализации ценной бумаги вне организованного рынка ценных бумаг датой совершения сделки считается дата определения всех существенных условий передачи ценной бумаги, то есть дата подписания договора.
     
     Согласно п. 3 ст. 280 НК РФ в целях главы 25 настоящего Кодекса ценные бумаги признаются обращающимися на организованном рынке ценных бумаг только при одновременном соблюдении следующих условий:
     
     - если они допущены к обращению хотя бы одним организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с национальным законодательством;
     
     - если информация об их ценах (котировках) публикуется в средствах массовой информации (в том числе электронных) либо может быть представлена организатором торговли или иным уполномоченным лицом любому заинтересованному лицу в течение трех лет после даты совершения операций с ценными бумагами;
     
     - если по ним рассчитывается рыночная котировка, когда это предусмотрено соответствующим национальным законодательством.
     
     В целях п. 3 ст. 280 НК РФ под национальным законодательством понимается законодательство того государства, на территории которого осуществляется обращение ценных бумаг (заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход права собственности на ценные бумаги, в том числе и вне организованного рынка ценных бумаг).
     
     Учитывая вышеизложенное, организация, реализуя вне организованного рынка обращающиеся на организованном рынке ценные бумаги на территории Российской Федерации, не имеет права использовать для целей налогообложения прибыли интервал между минимальной и максимальной ценами сделок с вышеуказанными ценными бумагами, зарегистрированными лондонской фондовой биржей на дату совершения соответствующей сделки.


О налоге на добавленную стоимость

     
     В.С. Вандалов
     
     Автономная некоммерческая организация финансируется из областного бюджета на осуществление уставной деятельности, а именно на организацию досуга и библиотечного обслуживания населения области. Следует ли в данном случае начислять НДС на выделенные бюджетные средства?
     
     Статьей 143 НК РФ установлено, что организации признаются плательщиками НДС. При этом под организациями понимаются согласно ст. 11 НК РФ в том числе юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что юридическими лицами могут быть организации, преследующие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
     
     С учетом вышеизложенного плательщиками НДС являются как коммерческие, так и некоммерческие организации.
     
     Объектом обложения НДС признаются согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации как на возмездной, так и на безвозмездной основе.
     
     Таким образом, все организации вне зависимости от форм собственности, ведомственной принадлежности и видов деятельности при осуществлении операций, подлежащих обложению НДС, обязаны уплачивать этот налог.
     
     Для организаций (юридических лиц), являющихся плательщиками НДС, ст. 149 НК РФ установлен перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).
     
     В соответствии с подпунктом 20 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации оказываемых учреждениями культуры и искусства услуг в сфере культуры и искусства; к таким услугам относятся:
     
     - услуги по предоставлению напрокат аудио-, видеоносителей из фондов вышеуказанных учреждений, звукотехнического оборудования, музыкальных инструментов, сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, постижерских принадлежностей, культинвентаря, животных, экспонатов и книг; услуги по изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов вышеуказанных учреждений; услуги по звукозаписи театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, по изготовлению копий звукозаписей из фонотек вышеуказанных учреждений; услуги по доставке читателям и приему у читателей печатной продукции из фондов библиотек; услуги по составлению списков, справок и каталогов экспонатов, материалов и других предметов и коллекций, составляющих фонд вышеуказанных учреждений; услуги по предоставлению в аренду сценических и концертных площадок другим бюджетным учреждениям культуры и искусства, а также услуг по распространению билетов, указанных в абзаце третьем подпункта 20 п. 2 ст. 149 НК РФ;
     
     - реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности;
     

     - реализация программ на спектакли и концерты, каталогов и буклетов.
     
     В целях главы 21 НК РФ к учреждениям культуры и искусства относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.
     
     Вышеуказанной нормой НК РФ определен исчерпывающий перечень услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых учреждениями культуры и искусства, освобождаемых от обложения НДС.
     
     Формы входных билетов на проводимые учреждениями культуры и искусства театрально-зрелищные, культурно-просветительные и зрелищно-развлекательные мероприятия приравниваются в целях главы 21 НК РФ к формам, утвержденным приказом Минфина России от 25.02.2000 N 20н "Об утверждении бланков строгой отчетности" и прилагаемым к этому документу: абонемента на посещение концертов и спектаклей (образец приведен в приложении 2); билета для театрально-концертных, культурно-просветительных организаций и учреждений и посещения спортивно-массовых мероприятий (образец приведен в приложении 3).
     
     Освобождение от обложения НДС при оказании перечисленных в подпункте 20 п. 2 ст. 149 НК РФ услуг в сфере культуры и искусства иными организациями предоставляется при наличии у организации соответствующего кода Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) (ОКВЭД), введенного с 1 января 2003 года на основании постановления Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, и при обеспечении требований, предусмотренных п. 4 ст. 149 Кодекса.
     
     Если работы (услуги) заказываются государственными учреждениями и бюджетные средства являются источником оплаты этих работ (услуг), НДС, подлежащий уплате в бюджет за выполненные работы (услуги), исчисляется и уплачивается в общеустановленном порядке.
     
     С учетом вышеизложенного выполненные автономной некоммерческой организацией работы или оказанные услуги, признаваемые объектом налогообложения в целях главы 21 НК РФ и не освобождаемые от налогообложения согласно ст. 149 настоящего Кодекса, подлежат обложению НДС.
     
     Организация использует производственные здания и сооружения для осуществления операций, как облагаемых НДС, так и освобождаемых от налогообложения. В каком порядке подлежат распределению суммы "входного" НДС?
     
     В соответствии с п. 1 и 2 ст. 171 НК РФ налогоплательщики имеют право уменьшать общую сумму НДС, исчисленную при осуществлении операций, облагаемых этим налогом, на налоговые вычеты.
     
     Так, согласно п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.
     
     Учитывая вышеизложенное, суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при приобретении земельного участка, используемого для осуществления операций, облагаемых этим налогом, должны приниматься к вычету в общеустановленном порядке. При этом вычетам подлежат суммы НДС, соответствующие стоимости площади земельного участка, на котором расположены производственные здания и сооружения, используемые для осуществления вышеуказанных операций.
     
     В случае использования производственных зданий и сооружений для осуществления операций, как облагаемых НДС, так и освобождаемых от налогообложения, суммы этого налога, соответствующие стоимости площади земельного участка, на котором расположены производственные здания и сооружения, подлежат распределению в порядке, установленном ст. 170 НК РФ.
     
     Организация оказывает услуги в сфере культуры и искусства. Может ли она воспользоваться освобождением от обложения НДС, если ей присвоен соответствующий код вида экономической деятельности (код по ОКВЭД)?
     
     В соответствии с подпунктом 20 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых учреждениями культуры и искусства, к которым, в частности, относятся:
     
     - театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки;
     
     - библиотеки, музеи, выставки;
     
     - дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора);
     
     - планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических  экскурсионных бюро);
     
     - заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.
     
     Учитывая изложенное, оказание услуг в сфере культуры и искусства организацией, не подпадающей под определение учреждения культуры и искусства, подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке.
     
     Вышеуказанный порядок освобождения от обложения НДС распространяется на перечисленные в подпункте 20 п. 2 ст. 149 НК РФ услуги в сфере культуры и искусства, оказываемые иными организациями, при наличии у них соответствующего кода по ОКВЭД.
     
     Таким образом, организации любой организационно-правовой формы и любой формы собственности, оказывающие услуги, перечисленные в подпункте 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, имеют право применять освобождение от обложения НДС в случае, если данной организации присвоен соответствующий код по ОКВЭД.


О налоге на имущество учреждений социальной сферы

     
     Н.А. Гаврилова,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Коммерческая больница имеет с 2001 года на балансе общежитие. Надо ли начислять по объекту жилищного фонда амортизацию в соответствии с приказом Минфина России от 12.12.2005 N 147н или следует продолжать начислять износ?
     
     Приказ Минфина России от 12.12.2005 N 147н "О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” ПБУ 6/01" предусматривает изменение правил начисления амортизации по объектам жилищного фонда только в отношении объектов, принятых организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств после вступления в силу этого приказа, который введен в действие с отчетности 2006 года.
     
     Поскольку новое правило начисления амортизации применяется к объектам жилищного фонда, приобретенным после 1 января 2006 года, порядок ведения бухгалтерского учета по объектам жилищного фонда, приобретенным до этой даты, с 2006 года не изменился, следовательно, по общежитию, учтенному на балансе в 2001 году, должен начисляться износ.


О специальных налоговых режимах

     
     У.В. Бокова,
главный специалист - эксперт Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Аптека осуществляет розничную торговлю на 1-м этаже жилого здания в двух помещениях, каждое из которых арендовано на основании отдельного договора аренды у одного арендодателя. В одном помещении располагается аптека, в другом - ортопедический салон. Каждое из помещений имеет отдельный вход; между собой помещения не сообщаются. В каждом договоре аренды выделена занимаемая площадь торгового зала.
     
     Какую площадь следует учитывать для целей применения единого налога на вмененный доход: площадь торгового зала по каждому договору отдельно или общую площадь торгового зала двух арендуемых помещений?
     
     В соответствии с подпунктом 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности могут переводиться налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв.м по каждому объекту организации торговли.
     
     Как следует из вопроса, организация осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли в двух арендованных помещениях жилого здания, при этом каждое помещение арендуется на основании отдельного договора аренды, имеет отдельный вход. Данные помещения используются как аптека и ортопедический салон.
     
     В связи с этим при определении возможности применения организацией системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности необходимо иметь в виду следующее.
     
     Согласно ст. 346.27 НК РФ под магазином понимается специально оборудованное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.
     
     Площадь торгового зала представляет собой часть магазина, занятую оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
     
     К инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у налогоплательщика документы на объект стационарной торговой сети, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом, в том числе договор аренды.
     
     В связи с тем что организацией арендуются два помещения в одном объекте недвижимости (жилом здании), для целей применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход организация должна учитывать общую площадь торгового зала двух арендуемых помещений, несмотря на то что аренда каждого помещения осуществляется на основании отдельного договора аренды.
     
     Если общая площадь торгового зала арендуемых помещений превышает 150 кв.м, то организация не может быть признана плательщиком единого налога на вмененный доход.
     
     В то же время площади торговых залов аптеки и ортопедического салона учитываются в целях применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход раздельно в случае, если в вышеуказанных объектах торговли установлены отдельные аппараты контрольно-кассовой техники.
     
     Если каждая из торговых точек, приведенных в предыдущем вопросе, зарегистрирована отдельно в качестве плательщика единого налога на вмененный доход, можно ли учитывать площадь торгового зала по каждому объекту отдельно? Учитывается ли для целей исчисления единого налога на вмененный доход в составе площади торгового зала площадь льготного отдела аптеки, расположенного отдельно от площади торгового зала с отдельным входом (осуществляется отпуск лекарств по рецептам врачей с 50%-й скидкой)?
     
     Если предпринимательская деятельность в виде розничной торговли в аптеке и ортопедическом салоне, о которых шла речь в предыдущем вопросе, осуществляется отдельными налогоплательщиками и площадь каждого объекта торговли не превышает 150 кв.м., то данные налогоплательщики могут быть переведены на уплату единого налога на вмененный доход.
     
     Как было указано выше, площадь торгового зала представляет собой часть магазина, занятую оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
     
     В этой связи полагаем, что площадь льготного отдела аптеки, расположенного отдельно от площади основного торгового зала, а также находящегося непосредственно на площади основного торгового зала, учитывается при определении общей площади торгового зала в целях исчисления единого налога на вмененный доход.
     
     В целях применения главы 26.3 НК РФ к розничной торговле относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами как за наличный, так и безналичный расчет по договорам розничной купли-продажи независимо от того, какой категории покупателей (физическим или юридическим лицам) реализуются эти товары. При этом определяющим признаком договора розничной купли-продажи в целях применения единого налога на вмененный доход является то, для каких целей налогоплательщик реализует товары организациям и физическим лицам: для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, или для использования этих товаров в целях ведения предпринимательской деятельности.
     
     Таким образом, реализация готовых лекарственных средств аптеками и другими аптечными учреждениями покупателям (физическим или юридическим лицам) по договорам розничной купли-продажи как за наличный расчет, так и за безналичный расчет, а также с использованием платежных карт для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью (то есть не для последующей перепродажи и т.д.), относится к розничной торговле и подлежит обложению единым налогом на вмененный доход.
     
     При реализации аптеками и аптечными учреждениями готовых лекарственных средств населению, имеющему право на получение дополнительной бесплатной помощи (по льготным и бесплатным рецептам), с условием возмещения их стоимости за счет средств федерального бюджета, иных бюджетов, медицинских организаций и т.д., организациям необходимо учитывать следующее.
     
     Деятельность аптек и аптечных учреждений по реализации лекарственных средств отдельным категориям населения, имеющим право на получение дополнительной бесплатной помощи (по льготным рецептам), за счет частичной оплаты (частичного возмещения стоимости) данных лекарственных средств (как наличным, так и безналичным путем) признается розничной торговлей и может быть переведена на уплату единого налога на вмененный доход.
     
     В этой связи площадь отдела аптеки, где производится реализация населению лекарственных средств по льготным рецептам (с частичной оплатой за счет средств федерального бюджета, иных бюджетов, медицинских организаций и т.д.), учитывается при определении общей площади торгового зала.