Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О применении единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и налога на игорный бизнес


О применении единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и налога на игорный бизнес


И.М. Андреев,
государственный советник Российской Федерации 2 класса

1. О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Определение места уплаты ЕНВД по договору бытового подряда

     
     Индивидуальный предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с оказанием населению услуг по изготовлению и ремонту мебели, в мастерской, расположенной на территории одного муниципального образования, а принимает заказы на изготовление и ремонт мебели в приемных пунктах, расположенных на территории других муниципальных образований.
     
     Где индивидуальный предприниматель должен уплачивать единый налог - во всех муниципальных образованиях или только в муниципальном образовании, на территории которого расположена его мастерская?
     
     В соответствии со ст. 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) для целей применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) к бытовым услугам относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные в группе услуг 01 "Бытовые услуги" Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (далее - Классификатор ОК 002-93).
     
     В частности, к бытовым услугам Классификатором ОК 002-93 отнесены услуги (работы) по изготовлению и ремонту мебели (код подгруппы услуг 014000).
     
     Согласно гражданскому законодательству оказание бытовых услуг является договорным обязательством, регулируемым нормами о бытовом подряде.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 730 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик - принять и оплатить работу.
     
     Таким образом, для целей главы 26.3 НК РФ местом оказания налогоплательщиком бытовых услуг (местом ведения данной предпринимательской деятельности) признается место исполнения им обязательств по договорам бытового подряда, то есть место нахождения объекта (объектов) нежилого недвижимого имущества, в котором (которых) осуществляется изготовление и ремонт мебели.
     
     Согласно ст. 346.28 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, установленные п. 2 ст. 346.26 настоящего Кодекса, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления вышеуказанной деятельности в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности и производить уплату ЕНВД, введенного в муниципальных районах, городских округах, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.
     
     На основании этой нормы индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по оказанию бытовых услуг [вне зависимости от количества имеющихся у них мест заключения договоров бытового подряда (пунктов приема заказов) и их территориального расположения], должны состоять на учете в качестве плательщиков ЕНВД только в налоговых органах по месту осуществления их деятельности и там же уплачивать исчисленные ими суммы ЕНВД.
     
     При этом согласно ст. 346.29 НК РФ налоговая база по ЕНВД исчисляется данными налогоплательщиками с использованием величины физического показателя базовой доходности "количество работников, включая индивидуального предпринимателя", определяемой исходя из средней (среднесписочной) численности всех работников, участвующих в этой деятельности, с учетом самого индивидуального предпринимателя как целой единицы.
     

Определение величины физического показателя базовой доходности "площадь зала обслуживания посетителей"

     
     Для оказания услуг общественного питания индивидуальный предприниматель арендовал в здании, используемом под магазин, одно из конструктивно обособленных помещений площадью 140 кв.м.
     
     Согласно инвентаризационным документам на здание арендованное индивидуальным предпринимателем помещение является торговым залом магазина, где также имеются два торговых зала площадью  90 и 100 кв.м, в которых предпринимательская деятельность не ведется.
     
     В соответствии с условиями договора аренды помещение используется индивидуальным предпринимателем в качестве зала обслуживания посетителей кафе.
     
     Как индивидуальный предприниматель должен определять в данном случае величину физического показателя базовой доходности "площадь зала обслуживания посетителей" для целей исчисления налоговой базы по ЕНВД: исходя из общей торговой площади магазина или исходя из площади арендованного им помещения (торгового зала) в магазине?
     
     В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных п. 2 данной статьи Кодекса, в том числе в отношении деятельности, связанной с оказанием услуг общественного питания через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв.м по каждому объекту организации общественного питания, а также с оказанием услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей.
     
     Согласно ст. 346.29 НК РФ при исчислении налоговой базы по ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг общественного питания в качестве физического показателя базовой доходности используется "площадь зала обслуживания посетителей (в квадратных метрах)" (для услуг общественного питания, оказываемых через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей) и "количество работников, включая индивидуального предпринимателя" (для услуг общественного питания, оказываемых через объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей).
     
     Понятия "объект организации общественного питания, имеющий зал обслуживания посетителей", "объект организации общественного питания, не имеющий зала обслуживания посетителей", а также физические показатели базовой доходности "площадь зала обслуживания посетителей" и "количество работников" установлены ст. 346.27 НК РФ.
     

     Согласно ст. 346.27 НК РФ величина физического показателя базовой доходности "площадь зала обслуживания посетителей" определяется налогоплательщиками на основании правоустанавливающих и инвентаризационных документов, к которым, в частности, относятся договоры купли-продажи нежилых помещений или их частей, технические паспорта на нежилые помещения, планы, схемы, экспликации, договоры аренды (субаренды) нежилых помещений или их частей, разрешения на право оказания услуг общественного питания на открытой площадке и другие подобные документы.
     
     Таким образом, если налогоплательщик арендовал для ведения предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг общественного питания в здании (строении) конструктивно обособленное помещение площадью не более 150 кв.м, в котором он разместил специальное оборудование, предназначенное для организации потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга, то используемым для вышеуказанных целей объектом организации общественного питания признается арендованное помещение, а правоустанавливающим документом на этот объект - заключенный с арендодателем до-говор аренды (субаренды).
     
     В этом случае исчисление налоговой базы по ЕНВД осуществляется налогоплательщиком с использованием величины физического показателя базовой доходности "площадь зала обслуживания посетителей", определяемой им на основании вышеупомянутых инвентаризационных документов на данное здание (строение) и договора аренды (субаренды) помещения.
     

Определение понятия "количество имеющихся у налогоплательщика на праве собственности или ином праве транспортных средств"

     
     Что следует понимать для целей главы 26.3 НК РФ под количеством имеющихся у налогоплательщика на праве собственности или на ином праве транспортных средств? Относятся ли к таким транспортным средствам автомобили, арендованные вместе с экипажем?
     
     В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и может применяться по решениям данных органов в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных п. 2 данной статьи Кодекса, в том числе в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве [пользования, владения и (или) распоряжения] не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
     
     Согласно ст. 346.27 НК РФ под транспортными средствами понимаются автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили).  К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.
     
     Под количеством имеющихся на праве собственности или ином праве [владения, пользования и (или) распоряжения] транспортных средств понимается количество автотранспортных средств (но не более 20 единиц), находящихся у налогоплательщиков на балансе либо арендованных ими (в том числе с экипажем) для осуществления предпринимательской деятельности по оказанию автотранспортных услуг.
     
     В связи с этим налогоплательщики, превысившие вышеуказанное ограничение по количеству имеющихся у них автотранспортных средств, а равно передавшие для целей соблюдения данного ограничения часть из имеющихся у них автотранспортных средств во временное владение и (или) пользование другим хозяйствующим субъектам, не подлежат переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД.
     
     Согласно ст. 346.29 НК РФ исчисление налоговой базы по ЕНВД в отношении данного вида предпринимательской деятельности осуществляется с использованием физического показателя базовой доходности "количество транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и грузов".
     
     В целях главы 26.3 НК РФ под вышеуказанным физическим показателем базовой доходности понимается количество автотранспортных средств (из числа имеющихся), которое могло использоваться налогоплательщиками в течение налогового периода по ЕНВД для осуществления перевозок пассажиров и грузов.
     
     Таким образом, при исчислении налоговой базы по ЕНВД в отношении данного вида предпринимательской деятельности налогоплательщик должен учитывать то количество имеющихся автотранспортных средств, которое он мог использовать в течение того или иного календарного месяца налогового периода по ЕНВД для оказания автотранспортных услуг.
     
     При этом для данных целей не имеет значения количество календарных дней использования автотранспортных средств в течение тех или иных календарных месяцев налогового периода.
     
     Автотранспортные средства (из числа имеющихся), не задействованные налогоплательщиками по тем или иным объективным причинам (нахождение в ремонте, прохождение технического осмотра и т.д.) в осуществляемой ими предпринимательской деятельности в течение всего налогового периода (календарного месяца налогового периода) или переданные ими с начала того или иного календарного месяца налогового периода во временное владение и (или) пользование другим хозяйствующим субъектам, не подлежат учету при определении величины данного физического показателя базовой доходности.


Определение фактической величины показателя базовой доходности "количество работников, включая индивидуального предпринимателя"

     
     В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных п. 2 данной статьи Кодекса, в том числе в отношении таких видов деятельности, как оказание бытовых услуг, оказание ветеринарных услуг, оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, развозная (разносная) торговля и оказание услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей.
     
     Согласно ст. 346.29 НК РФ при исчислении налоговой базы по ЕНВД в отношении вышеуказанных видов деятельности в качестве физического показателя базовой доходности используется количество работников, включая индивидуального предпринимателя.
     
     В соответствии со ст. 346.27 НК РФ количество работников - это среднесписочная (средняя) за каждый календарный месяц налогового периода численность работающих с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству, по договорам подряда и по другим договорам гражданско-правового характера.
     
     При этом величина вышеуказанного физического показателя базовой доходности определяется налогоплательщиком в отношении работников, занятых в тех сферах их деятельности, по которым он уплачивает ЕНВД, применительно к Порядку заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения, утвержденному постановлением Росстата от 20.11.2006 N 69.
     
     Таким образом, при осуществлении налогоплательщиками вышеуказанных видов предпринимательской деятельности с привлечением на основе гражданско-правовых договоров работников, в том числе работников, предоставленных им другими хозяйствующими субъектами по договорам аренды персонала (аутсорсингу), а также граждан, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, величина данного физического показателя базовой доходности принимается равной средней (среднесписочной) за каждый календарный месяц налогового периода численности всех (в том числе вышеупомянутых) работников, непосредственно участвующих в этих видах деятельности налогоплательщиков, с учетом индивидуального предпринимателя как целой единицы (если плательщиком ЕНВД является индивидуальный предприниматель).
     
     При определении величины данного физического показателя базовой доходности не учитываются индивидуальные предприниматели, использующие в своей деятельности труд наемных работников и заключившие в качестве хозяйствующих субъектов с вышеуказанными налогоплательщиками договоры гражданско-правового характера на выполнение (оказание) для них работ (услуг), а также индивидуальные предприниматели, заключившие с налогоплательщиками договоры гражданско-правового характера на выполнение (оказание) от своего имени работ (услуг), подпадающих под действие системы налогообложения в виде ЕНВД.
     

2. О налоге на игорный бизнес


Определение объекта налогообложения

     
     К какому объекту обложения налогом на игорный бизнес (к игровому столу или к игровому автомату) следует относить автоматическую игровую систему "Электронная рулетка", оборудованную несколькими автономными игровыми местами, если согласно технической документации и выданному сертификату она является игровым автоматом, но ведение на ней игры возможно только при участии представителя игорного заведения в качестве организатора данной игры?
     
     В соответствии с подпунктами 1 и 2 п. 1 ст. 366 НК РФ объектами обложения налогом на игорный бизнес, являются, в частности, игровой стол и игровой автомат.
     
     Согласно ст. 364 НК РФ под игровым автоматом понимается специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в этих играх представителей организатора игорного заведения.
     
     Игровым столом признается специально оборудованное у организатора игорного заведения место с одним или несколькими игровыми полями, предназначенное для проведения азартных игр с любым видом выигрыша, в которых организатор игорного заведения через своих представителей участвует как сторона или как организатор, а игровым полем - специальное место на игровом столе, оборудованное в соответствии с правилами азартной игры, где проводится азартная игра с любым количеством участников и только с одним представителем организатора игорного заведения, участвующим в указанной игре.
     
     Согласно технической документации и сертификатам, выдаваемым Ростехрегулированием, автоматические игровые системы "Электронная рулетка" (различных модификаций) являются электронными игровыми автоматами, оборудованными несколькими автономными игровыми местами.
     
     В то же время исходя из содержащегося в технической документации описания типа игрового автомата с денежным выигрышем заложенная в данных игровых автоматах программа, а также их конструктивные особенности позволяют игрокам вести игру только после перевода представителями игорных заведений (крупье) игровых автоматов из режима установки ставок в режим игры путем раскрутки колеса рулетки и запуска шара.
     
     Из этого следует, что ведение игры на вышеуказанных игровых автоматах без участия представителей игорных заведений в качестве организаторов игры не представляется возможным, поскольку у игроков отсутствует сама возможность вести игру на таких игровых автоматах.
     
     Учитывая данное обстоятельство, а также принимая во внимание вышеприведенные определения игрового автомата, игрового стола и игрового поля и отсутствие в определении игрового стола каких-либо ограничений по типам (видам) используемого для игры оборудования, автоматические игровые системы "Электронная рулетка" следует рассматривать для целей главы 29 НК РФ в качестве игровых столов, а каждое автономное игровое место этой системы - в качестве обособленного игрового поля.
     

Регистрация объектов обложения налогом на игорный бизнес

     
     Какие действия должны быть предприняты налоговым органом при получении от плательщиков налога на игорный бизнес заявлений о регистрации новых объектов обложения этим налогом по месту нахождения ранее зарегистрированных ими объектов налогообложения и заявлений о регистрации уменьшения количества объектов налогообложения?
     
     Должен ли налоговый орган руководствоваться в вышеуказанных случаях разъяснениями МНС России, содержащимися в письме от 30.07.2004 N 22-1-14/1345@, и изымать у налогоплательщиков ранее выданные им свидетельства о регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес, учитывая, что главой 29 НК РФ на налоговые органы такая обязанность не возложена?
     
     Согласно п. 2 и 3 ст. 366 НК РФ каждый объект обложения налогом на игорный бизнес подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта не позднее чем за два дня до даты его установки на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
     
     Налогоплательщик обязан также зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения любое изменение их количества не позднее чем за два дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.
     
     Заявление о регистрации в налоговом органе объектов обложения налогом на игорный бизнес подается налогоплательщиком по форме, утвержденной приказом Минфина России от 24.01.2005 N 8н, заявление о регистрации в налоговом органе изменений количества объектов обложения налогом на игорный бизнес - по форме, рекомендованной приказом МНС России от 08.01.2004 N ВГ-3-22/5@.
     
     В соответствии с п. 6 ст. 366 НК РФ налоговый орган обязан в течение пяти дней с даты получения заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения [регистрации изменений (уменьшения) количества объектов налогообложения] выдать налогоплательщику свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.
     
     Свидетельство о регистрации объекта (объектов) обложения налогом на игорный бизнес выдается налогоплательщику по форме, утвержденной приказом Минфина России от 24.01.2005 N 7н.
     

     При этом следует отметить, что данным приказом Минфина России также утверждено приложение к свидетельству о регистрации объекта (объектов) обложения налогом на игорный бизнес, подтверждающее регистрацию изменений (уменьшения) количества объектов.
     
     Таким образом, при подаче заявления о регистрации новых объектов обложения налогом на игорный бизнес налоговый орган выдает налогоплательщику дополнительное свидетельство о регистрации данных объектов налогообложения.
     
     При подаче заявления о регистрации изменений (уменьшения) количества объектов обложения налогом на игорный бизнес налоговый орган выдает налогоплательщику приложение к ранее выданному свидетельству о регистрации данных объектов налогообложения.
     
     Изъятие ранее выданных налогоплательщику свидетельств о регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес налоговым органом в этих случаях не производится.
     
     Что касается разъяснений, изложенных в письме МНС России от 30.07.2004 N 22-1-14/1345@, то необходимо иметь в виду, что они были даны до издания Минфином России приказа от 24.01.2005 N 7н, в связи с чем вышеуказанные разъяснения не подлежат в настоящее время применению.


Налогообложение предпринимательской деятельности, связанной с организацией и проведением турниров по интеллектуальным видам игр с призовым фондом для победителя

     
     Организация осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с организацией и проведением турниров по спортивному (клубному) покеру, бриджу, преферансу, нардам и шахматам, с призовым фондом для победителей. При этом для проведения турниров организацией не используется игровое оборудование, отнесенное главой 29 НК РФ к объектам обложения налогом на игорный бизнес. В то же время установленные правила проведения турниров в какой-то степени отвечают признакам азартной игры.
     
     В каком порядке в этом случае подлежат налогообложению результаты от осуществляемой организацией предпринимательской деятельности?
     
     Вправе организация перейти на упрощенную систему налогообложения или она должна уплачивать налог на игорный бизнес?
     
     Согласно ст. 364 НК РФ под игорным бизнесом для целей главы 29 Кодекса понимается предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг, а под азартной игрой для вышеуказанных целей - основанное на риске соглашение о выигрыше, за-ключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора) по правилам, установленным организатором игорного заведения (организатором тотализатора).
     
     В соответствии со ст. 365 НК РФ плательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
     
     Пунктом 1 ст. 366 НК РФ установлено, что объектами обложения налогом на игорный бизнес признаются игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов и кассы букмекерских контор.
     
     Таким образом, под действие главы 29 НК РФ подпадают только те организации и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, соответствующую вышеприведенному понятию предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса, с использованием объектов игорного бизнеса, отнесенных п. 1 ст. 366 НК РФ к объектам обложения налогом на игорный бизнес.
     
     Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность, не отвечающую хотя бы одному из таких условий, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке или в порядке и на условиях, предусмотренных главой 26.2 НК РФ.
     
     Как следует из ситуации, организация осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с организацией и проведением спортивных турниров по интеллектуальным видам игр [спортивный (клубный) покер, бридж, преферанс, нарды, шахматы], с призовым фондом без использования предусмотренных п. 1 ст. 366 НК РФ объектов обложения налогом на игорный бизнес.
     
     В этих условиях при соблюдении условий и ограничений, установленных главой 26.2 НК РФ, данная организация вправе перейти на упрощенную систему налогообложения.