Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Изменения, внесенные в систему обложения единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности


Изменения, внесенные в систему обложения единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности*1

     _____
     *1 Подробные комментарии к Федеральному закону от 17.05.2007 N 85-ФЗ публикуются в журнале "НВ: комментарии…": N 8 за текущий год - изменения, касающиеся обложения НДС; в следующих номерах - изменения, касающиеся применения специальных налоговых режимов.
     
Ю.В. Подпорин,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     

1. Общие положения

     
     Федеральным законом от 17.05.2007 N 85-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 85-ФЗ) внесены существенные изменения в порядок определения налоговой базы и исчисления единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), которые вводятся в действие с 1 января 2008 года.
     
     Эти изменения можно подразделить на три группы.
     
     Во-первых, уточнены виды предпринимательской деятельности, в отношении которых организации и индивидуальные предприниматели могут признаваться плательщиками ЕНВД [ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)].
     
     Во-вторых, внесены изменения в понятийный аппарат, применяемый при исчислении ЕНВД (ст. 346.27 НК РФ).
     
     В-третьих, изменены методика применения и виды физических показателей, используемых при исчислении ЕНВД (ст. 346.29 НК РФ).
     

2. Налогообложение услуг общественного питания

     
     Уточняя перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться система налогообложения в виде ЕНВД, законодатель счел необходимым вывести из-под обложения этим налогом услуги общественного питания, оказываемые учреждениями образования, здравоохранения и социального обеспечения.
     
     В связи с этим Закон N 85-ФЗ дополнил подпункт 8 п. 2 ст. 346.26 НК РФ соответствующей нормой, исключающей из услуг общественного питания, в отношении которых организации и индивидуальные предприниматели признаются плательщиками ЕНВД, услуги, оказываемые вышеназванными учреждениями.
     
     При этом читателям журнала следует иметь в виду, что не подлежат обложению ЕНВД услуги общественного питания, если они оказываются непосредственно учреждениями образования, здравоохранения и социального обеспечения через принадлежащие им объекты общественного питания (столовые, буфеты и т.д.). Однако если учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения передают в аренду помещения сторонним организациям для организации объектов общественного питания, то эти сторонние организации от уплаты ЕНВД не освобождаются.
     
     Законом N 85-ФЗ уточнено понятие "услуги общественного питания". К ним не относятся услуги по производству и реализации подакцизных товаров, указанных в подпунктах 3 и 4 п. 1 ст. 181 НК РФ, то есть алкогольной продукции (спирта питьевого, водки, ликероводочных изделий, коньяков, вина и иной пищевой продукции с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов) и пива.
     
     При этом читателям следует иметь в виду, что это исключение относится к производству и реализации вышеуказанных товаров и не распространяется на деятельность по реализации покупных товаров, например, в барах, кафе, ресторанах и т.д.
     

3. Налогообложение торговли

     
     Законом N 85-ФЗ уточнена редакция подпункта 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ. Предлагается осуществлять перевод на уплату ЕНВД субъектов предпринимательской деятельности, передающих в аренду не только торговые места в объектах стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, но и объекты нестационарной торговой сети (прилавки, палатки, ларьки, контейнеры, боксы и другие объекты), а также объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей.
     
     При этом читателям журнала следует иметь в виду, что согласно ст. 346.27 НК РФ к объектам нестационарной торговой сети, помимо объектов, функционирующих на принципах развозной и разносной торговли, относятся также иные объекты, не относящиеся к стационарной торговой сети, то есть объекты, не подсоединенные к инженерным коммуникациям.
     
     Закон N 85-ФЗ дополнил п. 2 ст. 346.26 НК РФ, содержащий перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых организации и индивидуальные предприниматели могут признаваться плательщиками ЕНВД, подпунктом 14, согласно которому на уплату ЕНВД могут переводиться налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для организации торговых мест в стационарной торговой сети, а также для размещения объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов) и объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей.
     
     В связи с внесенными в ст. 346.27 НК РФ изменениями к розничной торговле не относится реализация газа в баллонах, грузовых и специальных автомобилей, прицепов, полуприцепов, прицепов-роспусков, автобусов любых типов, товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети [в том числе почтовых отправлений (посылочная торговля), а также телемагазины и компьютерные сети], передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам.
     
     Таким образом, законодательно закреплены положения о нераспространении системы налогообложения в виде ЕНВД на отдельные виды торговли. Ранее аналогичные разъяснения на запросы налогоплательщиков неоднократно давались Минфином России.
     
     В соответствии с внесенными Законом N 85-ФЗ в ст. 346.27 НК РФ изменениями торговые автоматы отнесены к объектам стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а не к объектам общественного питания.
     
     Законом N 85-ФЗ изменена редакция понятия "торговое место", приведенного в ст. 346.27 НК РФ.
     
     Согласно Закону N 85-ФЗ под торговым местом предлагается понимать место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи.
     
     К торговым местам отнесены здания, строения, сооружения (их часть) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли (общественного питания), не имеющих торговых залов (залов обслуживания посетителей), прилавков, столов, лотков и других объектов.
     
     Законом N 85-ФЗ в ст. 346.27 НК РФ дано определение стационарного торгового места как места, используемого для совершения сделок купли-продажи в объектах стационарной торговой сети. К стационарным торговым местам отнесены также земельные участки, передаваемые в аренду организациям и индивидуальным предпринимателям для организации стационарной торговой сети.
     

4. Изменения, внесенные в определение корректирующего коэффициента К2

     
     Согласно поправкам, внесенным Законом N 85-ФЗ в ст. 346.27 НК РФ, при определении значений корректирующего коэффициента К2 представительные органы муниципальных образований и законодательные органы субъектов Российской Федерации, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга не обязаны учитывать фактический период времени осуществления предпринимательской деятельности.
     
     Это изменение связано с тем, что во многих муниципальных образованиях налогоплательщикам не разрешали проводить самостоятельно корректировку значений этого коэффициента в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 346.29 НК РФ, исходя из фактического периода осуществления предпринимательской деятельности в течение календарного месяца, мотивируя отказ тем, что при разработке значений коэффициента К2 временной фактор не учитывался.
     
     По мнению налоговых органов этих административных образований, налогоплательщики могли корректировать значения данного коэффициента только в случае, если временной фактор учитывался представительными (законодательными) органами при утверждении значений этого коэффициента, что противоречит положениям п. 6 ст. 346.29 НК РФ.
     

5. Уточнение понятия "услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств"

     
     Законом N 85-ФЗ уточнено понятие "услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств", предусмотренное ст. 346.27 НК РФ.
     
     Помимо услуг по заправке автотранспортных средств и их хранению на автостоянках, к услугам по ремонту и техобслуживанию автотранспортных средств не относятся также услуги по их гарантийному ремонту и обслуживанию.
     
     Услуги по гарантийному ремонту и обслуживанию облагаются налогами в соответствии с общим режимом налогообложения или упрощенной системой налогообложения.
     
     Это связано с тем, что данные услуги оказываются бесплатно за счет продавцов (изготовителей, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров).
     

6. Определение понятия "помещение для временного размещения и проживания"

     
     Согласно Закону N 85-ФЗ под помещением для временного размещения и проживания понимается помещение, используемое для временного размещения и проживания физических лиц [квартира, комната в квартире, частный дом, коттедж (их части), гостиничный номер, комната в общежитии и другие помещения].
     
     Общая площадь помещений для временного размещения и проживания определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов на объекты предо-ставления вышеназванных услуг [договоров купли-продажи, аренды (субаренды), технических паспортов, планов, схем, экспликаций и других документов].
     
     При определении общей площади помещений для временного размещения и проживания объектов гостиничного типа (гостиниц, кемпингов, общежитий и других объектов) не учитывается площадь помещений общего пользования проживающих (холлов, коридоров, вестибюлей на этажах, межэтажных лестниц, общих санузлов, саун и душевых комнат, помещений ресторанов, баров, столовых и других помещений), а также площадь административно-хозяйственных помещений.
     
     Под объектами предоставления услуг по временному размещению и проживанию понимаются здания, строения, сооружения (их части), имеющие помещения для временного размещения и проживания [жилые дома, коттеджи, частные дома, постройки на приусадебных участках, здания и строения (комплексы конструктивно обособленных (объединенных) зданий и строений, расположенных на одном земельном участке)], используемые под гостиницы, кемпинги, общежития и другие объекты.
     

7. Определение понятия "площадь стоянки"

     
     Законом N 85-ФЗ дано определение понятия "площадь стоянки", под которой понимается общая площадь земельного участка, на которой размещена платная стоянка, определяемая на основании правоустанавливающих и инвентаризационных документов.
     

8. Изменение физических показателей, применяемых при исчислении ЕНВД

     
     Следует обратить особое внимание организаций и индивидуальных предпринимателей на то, что по многим видам предпринимательской деятельности, при осуществлении которых они признаются плательщиками ЕНВД, изменены физические показатели, применяемые при исчислении этого налога.
     
     Так, при оказании автотранспортных услуг по перевозке пассажиров предлагается применять физический показатель "посадочное место" вместо ранее применявшегося показателя "количество транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и грузов". При этом базовая доходность в расчете на одно посадочное место в месяц установлена в размере 1500 руб.
     
     При осуществлении розничной торговли в объектах стационарной торговой сети, а также в объектах нестационарной торговой сети, площадь торгового места в которых не превышает 5 кв.м, в качестве физического показателя применяется показатель "торговое место", при превышении этой величины в качестве физического показателя применяется показатель "площадь торгового места в квадратных метрах". Базовая доходность в расчете на 1 кв.м установлена в размере 1800 руб. в месяц.
     
     Пример.
     
     Индивидуальный предприниматель арендует в торговом комплексе два торговых места, площадь которых составляет 5 и 20 кв.м.
     
     Сумма ЕНВД по розничной торговле за месяц составит 6300 руб. [(6000 руб. + 1800 руб. х 20 кв.м.) х 15%].
     
     В этом случае индивидуальный предприниматель должен заполнить раздел 2 "Расчет единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" налоговой декларации по ЕНВД отдельно по каждому торговому месту.
     
     Таким образом, в целях исключения манипуляций налогоплательщиков, осуществляющих розничную торговлю, с физическими показателями (площадь торгового зала в квадратных метрах или торговое место) законодательно установлен предельный размер площади торгового места, при котором применяется физический показатель "торговое место". При превышении предельного размера площади торгового места налогообложение осуществляется в размерах, аналогичных налогообложению площади торгового зала.
     
     Примерно такой же подход предусмотрен к обложению ЕНВД предпринимательской деятельности по передаче во временное владение и (или) пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов), а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей.
     
     Если площадь торгового места, или объекта нестационарной торговой сети, или объекта общественного питания не превышает 5 кв.м, то в качестве физического показателя применяется количество торговых мест, переданных во временное владение и (или) пользование; базовая доходность в расчете на одно торговое место на один месяц установлена в данном случае в размере 6000 руб.
     
     Если же площадь торгового места, или объекта нестационарной торговой сети, или объекта общественного питания превышает 5 кв.м, то налогообложение осуществляется исходя из площади переданных во временное владение и (или) пользование торговых мест в квадратных метрах. При этом базовая доходность в расчете на 1 кв.м площади торгового места на месяц установлена в размере 1200 руб.
     
     При передаче во временное владение и (или) пользование земельных участков для организации торговых мест в стационарной торговой сети, а также для размещения объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов) и объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей, если площадь земельного участка не превышает 10 кв.м, то в качестве физического показателя применяется количество земельных участков, переданных во временное владение и (или) пользование. Базовая доходность в расчете на один земельный участок на месяц установлена в размере 5000 руб.
     
     Если площадь передаваемого во временное владение и (или) пользование земельного участка превышает 10 кв.м, то в качестве физического показателя применяется площадь земельных участков, переданных во временное владение и (или) пользование (в квадратных метрах). При этом базовая доходность в расчете на один квадратный метр площади земельного участка на месяц установлена в размере 1000 руб.
     
     Пример.
     
     ОАО "Центральный рынок" осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг по передаче во временное владение и (или) пользование торговых мест и земельных участков для организации торговых мест.
     
     Во временное владение и (или) пользование передано 50 торговых мест, площадь каждого из которых не превышает 5 кв.м, 5 палаток, площадь каждой из которых составляет 10 кв.м, и 10 земельных участков, площадь каждого из которых составляет 15 кв.м.
     
     Сумма ЕНВД за месяц составит 76 500 руб. {[(6000 руб. х x 50 мест) + (1200 руб. х 5 пал. х 10 кв.м) + (1000 руб. х x 10 уч. х 15 кв.м)] х 15%}.
     
     Налогоплательщик обязан заполнить раздел 2 "Расчет единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" налоговой декларации по ЕНВД отдельно по торговым местам, палаткам и земельным участкам.
     

9. Неприменение ЕНВД

     
     Законом N 85-ФЗ изложен в новой редакции п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ, которым установлено, что ЕНВД не применяется в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой в рамках договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом. В соответствии с внесенными в п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ дополнениями ЕНВД не применяется также в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших в соответствии со ст. 83 Кодекса.
     
     Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ особенности отнесения налогоплательщиков к крупнейшим устанавливаются Минфином России.
     
     В настоящее время отнесение российских организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам регламентировано Критериями отнесения российских организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях, утвержденными приказом МНС России от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290@.


10. Условия перехода на ЕНВД

     
     Закон N 85-ФЗ дополнил ст. 346.26 НК РФ п. 8 и 9, регламентирующими порядок учета сумм НДС при переходе с общего режима налогообложения на специальный режим налогообложения в виде ЕНВД и возврате с вышеуказанного специального режима налогообложения на общий режим налогообложения.
     
     Так, в соответствии с п. 8 ст. 346.26 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели при переходе с общего режима налогообложения на уплату ЕНВД должны выполнять следующее правило: суммы НДС, исчисленные и уплаченные плательщиком этого налога с сумм оплаты (частичной оплаты), полученной до перехода на уплату ЕНВД в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав, осуществляемых в период после перехода на данный специальный налоговый режим, подлежат вычету в последнем налоговом периоде, предшествующем месяцу перехода плательщика НДС на уплату ЕНВД, при наличии документов, свидетельствующих о возврате сумм налога покупателем в связи с переходом плательщика на систему налогообложения в виде ЕНВД.
     
     Согласно п. 9 ст. 346.26 НК РФ плательщики ЕНВД при переходе на общий режим налогообложения должны выполнять следующее правило: суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, перешедшему на уплату ЕНВД, по приобретенным им товарам (работам, услугам, имущественным правам), которые не были использованы в деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, подлежат вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ для плательщиков НДС.