Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налогообложение добычи полезных ископаемых


Налогообложение добычи полезных ископаемых


А.И. Салина,
государственный советник Российской Федерации 1 класса, заслуженный экономист Российской Федерации
     
     Согласно Основным направлениям налоговой политики в Российской Федерации на 2008-2010 годы одним из приоритетных направлений налоговой реформы является реальное снижение налоговой нагрузки на экономику (по оценкам, номинальная налоговая нагрузка, исчисленная из 100% собираемости всех налогов и сборов, составляла перед началом налоговой реформы 41%).
     
     Как отмечается в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "О бюджетной политике в 2007 году", курс на снижение общей налоговой нагрузки на экономику России в целом был продолжен, в результате налоговая нагрузка снизилась до 27,4% ВВП.
     
     Однако проведенный анализ налоговой нагрузки по видам экономической деятельности свидетельствует, что самый высокий уровень налогового бремени, исчисляемый как отношение общей суммы налоговых поступлений к объему ВВП, произведенному в этих отраслях, имел место в секторе добычи полезных ископаемых и составил 51,6%.
     
     При этом самый высокий уровень налогового бремени в области добычи природных ресурсов отмечен в нефтедобыче.
     
     Среди основных причин роста налоговых доходов бюджетной системы от добычи полезных ископаемых можно назвать благоприятную конъюнктуру на товары российского экспорта, в первую очередь на нефть, газ.
     
     В структуре доходов федеральной казны доля поступлений от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) составила 33%, а от НДС - 31%.
     
     В 2006 году средняя цена на российскую нефть марки "Юралс" на мировом рынке составила 61,09 долл. США за баррель, что является абсолютным рекордом за всю историю наблюдений.
     
     При этом ставка НДПИ в размере 419 руб. за тонну с учетом поправочного коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть, достигала максимального значения в июле 2006 года - 2589,5 руб. (при курсе 26,9151 руб./долл. США; Кц - 6,1802) при цене 68,93 долл. США за баррель (96,21 долл. США за тонну) и позволила значительно увеличить суммы налоговых поступлений от НДПИ. В 2006 году вышеуказанные поступления пополнили федеральную казну на 1162 млрд руб., в 2005 году - на 801,4 млрд руб. (максимальная ставка НДПИ в августе 2005 года достигала 80 долл. США за тонну при курсе 28,5 руб./долл. США).
     
     Это обуславливает особый интерес государства к изъятию ренты при добыче нефти.
     

     Основным инструментом изъятия ценовой ренты является НДПИ, взимаемый по единой специфической (потонной) ставке. В текущей ситуации высоких цен на нефть НДПИ позволяет аккумулировать в государственном бюджете значительные средства, но при этом механизм изъятия ценовой ренты входит в противоречие с рентной природой нефтяных доходов.
     
     В период максимально высоких цен на нефть ставка НДПИ достигала почти 100 долл. США за тонну при себестоимости добычи в 20-25 долл. США за тонну.
     
     Это дало повод говорить о том, что наличие единой ставки НДПИ, "привязанной" к мировой цене на нефть, для всех месторождений и налогоплательщиков позволило резко увеличить суммы налоговых поступлений, обеспечив получение государством ценовой ренты, образующейся в условиях высоких мировых цен на нефть.
     
     Кроме того, ценовая рента стала эффективным средством борьбы с уклонением от налогообложения путем трансфертного ценообразования. Однако единая ставка НДПИ не позволяет учесть объективные факторы, обусловленные особенностями отдельных месторождений, то есть природную ренту (в частности, условия добычи, исходное качество сырья, стадии освоения месторождения, территориальный фактор).
     
     Учитывая, что в последние годы снижение налогового бремени на экономику составляло около 1% к ВВП ежегодно (без учета влияния изменения цен на нефть) и в таких же параметрах предполагается снижение налогового бремени в 2006-2008 годах, актуальным является совершенствование налогообложения нефтедобычи, и прежде всего НДПИ.
     
     Поэтому законодателем и был принят Федеральный закон от 27.07.2006 N 151-ФЗ "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", который направлен на решение первоочередных проблем развития нефтедобывающей отрасли, в частности на преодоление снижения темпов добычи нефти на выработанных месторождениях и на создание стимулов к освоению новых месторождений.
     
     В целях создания стимулов для активной разработки новых месторождений предусматривается установление нулевой ставки НДПИ по нефти при освоении таких месторождений, а также предложен механизм (формула) установления понижающего коэффициента к НДПИ при разработке месторождений со степенью выработанности выше 80%.
     
     Сокращение доходов бюджета на период 2007-2009 годы от применения понижающего коэффициента на выработанных месторождениях составит 66,8 млрд руб., а по новым месторождениям - 31,2 млрд руб. В связи с применением коэффициента, характеризующего степень выработанности участка недр применительно к условиям 2007 года (49 долл. США за баррель нефти; курс рубля - 27,5 руб./долл. США) ставка НДПИ составит 1765,9 руб. за тонну добытой нефти.
     

     Согласно прогнозу сумма НДПИ составит за 2007 год 811,4 млрд руб. при условии, что объем добычи нефти - 459,5 млн тонн.
     
     В связи с введением нулевой ставки НДПИ при добыче нефти на новых месторождениях сумма "выпадающих" доходов консолидированного бюджета в 2007 году составит 4,4 млрд руб., а на выработанных месторождениях с учетом применения понижающего коэффициента - 21,6 млрд руб. (сформированный трехлетний бюджет учитывает отрицательное влияние природной ренты - основной проблемы, на которой сфокусирован поиск баланса выгод в последние годы).
     
     Механизм изъятия рентного дохода в добыче нефти многообразен и не может основываться только на налогообложении. Более эффективно рентная составляющая учитывается через тендерные процедуры при установлении разовых и иных платежей на основе природных и технологических факторов.
     
     Применение различных механизмов изъятия как ценовой, так и природной (горной) ренты позволит государству выполнять задачу оперативного изъятия дополнительных доходов и создавать основу для устойчивого развития нефтяного сектора.
     
     В целях привлечения дополнительных средств в развитие отрасли в средствах массой информации представителями различных министерств и ведомств обсуждается вопрос о целесообразности введения "налоговых каникул" по НДПИ в отношении освоения месторождений российского шельфа.
     
     Менее значимой, с точки зрения бюджетных поступлений, является ставка НДПИ по газу.
     
     Статьей 342 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) установлены следующие налоговые ставки:
     
     - 0% - при добыче попутного газа;
     
     - 17,5% - при добыче газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья;
     
     - 147 руб. за 1000 куб.м - при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья.
     
     Расчет поступлений в бюджетную систему Российской Федерации по данным бюджета на 2007 год только по трем основным налогам (НДПИ, таможенная пошлина, акцизы) показывает, что налоговая нагрузка различна для  нефте- и газодобывающих предприятий.
     
     В частности, предполагается, что нефтяная отрасль перечислит в бюджет по 221,1 долл. США за тонну добытой нефти, а газовая отрасль - только 28,7 долл. США за 1 тыс. куб.м газа.
     

     Однако, несмотря на то что налоговая нагрузка в нефтяной отрасли значительно выше, чем в газовой, в структуре конечных цен на газ доля доходов, получаемых производителями на скважине (рассчитанная как "нетбэк" за минусом НДС), оказывается примерно одинаковой. Это связано с более высокими затратами на транспортировку газа (до 60% конечной цены на газ на внутреннем рынке) по сравнению с транспортировкой нефти.
     
     Существенное повышение НДПИ по газу нарушит сложившийся паритет экономической привлекательности обеих отраслей и сделает газовую добычу менее эффективной. Кроме того, как известно, российские организации поставляют газ исключительно на внутренний рынок, который, по сравнению с экспортными рынками, является и будет оставаться для добывающих организаций еще на протяжении ряда лет экономически менее привлекательным.
     
     Необходимо отметить, что размер прибыли российских нефтяных компаний составил порядка 40 млрд долл. США. В течение 2006 года в СМИ поднимался вопрос о необходимости изъятия дополнительных средств в размере 100 млрд долл. США из газовой отрасли, в том числе путем повышения ставки НДПИ, предусмотренной НК РФ.
     
     В связи с этим создана рабочая группа Экспертного сове та Российского газового общества по направлению "Налоговая политика в газовой отрасли", где обсуждаются различные предложения по совершенствованию НДПИ в отношении природного газа, в частности:
     
     - применение "налоговых каникул" для новых месторождений (Ямал, Восточная  Сибирь и т.д.);
     
     - установление специфической налоговой ставки с поправочным коэффициентом, учитывающим средневзвешенную цену на газ без учета транспортировки (цена - "нетбэк") по поставкам газа на экспорт и на внутренний рынок;
     
     - увеличение налоговой ставки со 147 руб. до 710 руб. (в 2010 году) за 1 тыс. куб.м газа с учетом принятого решения о повышении цен на газ на внутреннем рынке и т.д.
     
     Но Минпромэнерго России предложило отложить обсуждение этого вопроса до конца 2007 года. Руководство этого министерства считает, что для обсуждения вопроса о дифференциации НДПИ на газ необходимо утвердить формулу цены и все изменения тарифов до 1 января 2011 года. Предлагаемый механизм индексации НДПИ позволит смягчить инфляционное давление на экономику, вызываемое искусственным удорожанием налоговой составляющей в цене.
     
     Естественно, что наработки, связанные с совершенствованием НДПИ в нефтедобыче, предполагается использовать и в газовой отрасли, в том числе должны быть учтены некоторые элементы изъятия как ценовой, так и природной ренты. Развитие системы регулирования экономических отношений между государством и пользователем недр должно быть направлено на получение государством адекватной величины рентных доходов. Но при этом система регулирования экономических отношений не должна препятствовать эффективному освоению недр.
     

     В последнее время в СМИ обсуждаются во-просы о необходимости введения экономических санкций за сжигание компаниями попутного газа, о взимании налогов с запланированного объема нефти, указанного в лицензии на разработку месторождения, а не с фактического, о целесообразности отрыва ставки НДПИ от цены "Юралс" с последующей ориентацией на цену по фьючерсным контрактам "REBKO", о введении налога на дополнительный доход нефтяников и т.д.
     
     Разумеется, то или иное предложение имеет право на жизнь после всестороннего анализа, в том числе с точки зрения бюджетных последствий и сохранения баланса интересов государства и производителя. В частности, замена в формуле НДПИ по нефти цены "Юралс" на цену "REBKO" приведет к значительным потерям бюджета, так как цена "REBKO" ниже цены "Юралс" на 3-4,5 долл. США за баррель в 2007 году; кроме того, любые изменения формулы НДПИ дадут, по нашему мнению, отрицательный эффект. Однако введение налога на сжигаемый попутный газ даст, несомненно, положительный эффект для бюджета, но при этом должны быть учтены как технические, так и экономические возможности компаний.
     
     Предполагается, что в 2008-2009 годах произойдет переход к максимально широкому использованию специфических налоговых ставок, в первую очередь в отношении каменного угля, торфа, солей и т.д.
     
     Предлагаемые изменения НДПИ не нарушают целостность главы 26 НК РФ. Следовательно, дальнейшее совершенствование системы регулирования экономических отношений между государством и пользователем недр не должно подменяться внесением терминологических поправок в законодательство (например, роялти вместо НДПИ и т.д.) и изменением правового статуса налогов и платежей при добыче природных ресурсов.