Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на доходы физических лиц


О налоге на доходы физических лиц


Т.В. Воронова

1. Основания для применения к налоговым агентам мер налоговой ответственности и начисления пени

Применение налоговых санкций к обособленному подразделению, не уплатившему налог по месту своего нахождения

     
     Правомерно ли начисление пени в соответствии со ст. 75 НК РФ при нарушении организациями п. 7 ст. 226 Кодекса, имеющими обособленные подразделения и уплатившими налог на доходы физических лиц по месту своей регистрации, а не по месту нахождения своих обособленных подразделений?
     
     Согласно п. 7 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налоговый агент обязан перечислять в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения сумму налога, определяемую исходя из суммы дохода, выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения. Перечисление организацией налога в бюджет по месту регистрации головной организации, а не по месту нахождения обособленного подразделения приводит к непоступлению части налога в бюджет того региона, на территории которого расположены обособленные подразделения, в связи с чем обязанность налогового агента по перечислению налога не может считаться исполненной.
     
     В соответствии с постановлением Президиума ВАС РФ от 23.08.2005 N 645/05 неперечисление налоговым агентом налога, удержанного в соответствии с НК РФ с налогоплательщика, влечет обязанность перечисления налога по месту нахождения обособленных подразделений и начисление пеней без применения налоговых санкций, предусмотренных ст. 123 Кодекса.
     

2. Порядок перечисления налога на доходы физических лиц, а также заполнения и представления сведений о доходах физических лиц
    

Право обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс и расчетный счет, а также наделенного полномочиями по выплате своим работникам заработной платы, по исчислению, удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц, на представление сведений по форме 2-НДФЛ в налоговый орган по месту своего учета

     
     При решении вопроса о порядке представления сведений обособленными подразделениями организации налогоплательщикам следует руководствоваться письмом ФНС России от 21.02.2007 N ГИ-6-04/135@ "О порядке представления сведений о доходах физических лиц, представляемых налоговыми агентами - организациями, в том числе обособленными подразделениями", согласованным с Минфином России.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ налоговыми агентами, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и уплате суммы налогов, признаются, в частности, российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 Кодекса.
     
     Пунктом 2 ст. 230 НК РФ установлено, что налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
     
     В этой связи сведения о доходах физических лиц представляются в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет головной организации либо за всю организацию в целом (по доходам физических лиц, полученным как от головной организации, так и от всех обособленных подразделений организации), либо головной организацией о доходах физических лиц, полученных от головной организации, и каждым обособленным подразделением организации, уполномоченным исполнять обязанности по представлению сведений о доходах физических лиц, о доходах физических лиц, полученных от указанных обособленных подразделений.
     
     Согласно п. 7 ст. 226 НК РФ на налоговых агентов, имеющих обособленные подразделения, возлагается обязанность перечисления исчисленных и удержанных сумм налога на доходы физических лиц как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
     
     Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы подлежащего налогообложению дохода, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.
     
     В соответствии со ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
     
     Обособленное подразделение организации (юридического лица) является частью этой организации.
     
     Обособленное подразделение может выполнять часть или все функции юридического лица, а также представлять его интересы в отношениях с третьими лицами в пределах полномочий, предоставленных ему юридическим лицом. Руководители обособленного подразделения действуют в отношениях с третьими лицами на основании доверенности, выданной юридическим лицом.
     
     Следовательно, обособленное подразделение обязано исчислять, уплачивать и перечислять в бюджет по месту своего нахождения налог на доходы физических лиц; при этом не имеет значения факт отсутствия или наличия у этого обособленного подразделения отдельного баланса или расчетного счета.
     
     Если в трудовом договоре в качестве места работы указана головная организация, а работник фактически исполняет свои трудовые обязанности по месту нахождения обособленного подразделения, то налог на доходы физических лиц уплачивается по месту фактического исполнения работником трудовых обязанностей.
     
     При этом сведения о доходах физических лиц представляются налоговыми агентами только по месту учета головной организации.
     

Обязанность налогового агента по представлению по окончании календарного года сведений о доходах физических лиц, на которых в налоговом периоде суммы налога были переданы на взыскание в налоговый орган и налоговые обязательства этих лиц не изменились

     
     Согласно п. 5 ст. 226 НК РФ при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика.
     
     Следовательно, о всех выплатах, произведенных в течение одного месяца, с которых организация - налоговый агент не имела возможности удержать исчисленную сумму налога, может быть сообщено в налоговый орган один раз по итогам каждого месяца.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и о суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
     
     Таким образом, обязанность сообщать в налоговый орган о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика и обязанность представлять в налоговый орган сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и о суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов возложены НК РФ на налоговых агентов по отдельным основаниям.
     

3. Особенности налогообложения отдельных видов доходов


Налогообложение ежемесячной надбавки к заработной плате в размере 50%, выплачиваемой судьям

     
     Согласно п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
     
     Статьей 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации социальных пособий, субсидий, социальных услуг, жизненно необходимых товаров; социальное пособие - это безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; субсидия - это имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг.
     
     Федеральным законом от 10.01.1996 N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" ежемесячная надбавка к заработной плате не отнесена к государственным пособиям или выплатам и компенсациям, носящим характер государственной социальной помощи, социального пособия, субсидии или иных подобных выплат.
     
     Пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается и выплачивается в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Согласно ст. 2 данного Закона пенсия по государственному пенсионному обеспечению - это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными вышеуказанным Законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности).
     
     В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации).
     
     На основании ст. 3 Федерального закона от 10.01.1996 N 6-ФЗ судьям Российской Федерации, имеющим право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но продолжающим работать, выплачивается ежемесячная надбавка к заработной плате в размере 50% ежемесячного содержания, которое могло быть им начислено при выходе в отставку. Вышеуказанная надбавка не подпадает под действие п. 3 ст. 217 НК РФ и подлежит налогообложению по ставке 13%.


Налогообложение денежных выплат владельцам сносимых гаражей

     
     Согласно п. 1 и 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц государственные пособия, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. Однако компенсации физическим лицам при ликвидации их гаражей, находящихся на земельном участке, изымаемом для государственных или муниципальных нужд, действующим законодательством не предусмотрены.
     
     В то же время в соответствии со ст. 239 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) в случае, если изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством в порядке, предусмотренном ст. 279-282 ГК РФ.
     
     Выкуп недвижимого имущества возможен только у владельцев самовольно установленных гаражей, получивших после такой установки разрешительную документацию на их размещение на данном земельном участке. При отсутствии такого разрешения в соответствии с положениями ст. 76 Земельного кодекса Российской Федерации освобождение земельных участков от самовольно установленных гаражей осуществляется владельцами этих гаражей или за их счет уполномоченными органами без выкупа данного имущества государством.
     
     Исходя из положений ст. 281 ГК РФ с собственником имущества, находящегося на изымаемом в законном порядке земельном участке, заключается соглашение о выкупе, которое представляет собой обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое имущество его собственнику.
     
     Таким образом, выкупная цена, уплачиваемая в рамках соглашения о выкупе с собственником имущества, является доходом налогоплательщика от продажи имущества.
     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 228 НК РФ физические лица, получающие доходы от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, самостоятельно исчисляют и уплачивают налог по своему месту жительства.
     
     При этом подпунктом 1 п. 1 ст. 220 НК РФ установлено, что при получении налогоплательщиком в налоговом периоде сумм от продажи жилых домов, квартир, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в вышеуказанном имуществе или от продажи иного имущества налогоплательщик имеет право на получение соответствующего имущественного налогового вычета.
     
     К иному имуществу, в частности, могут быть отнесены и гаражи. При этом если гараж находился в собственности налогоплательщика менее трех лет, размер имущественного налогового вычета не может превышать 125 000 руб. Если гараж находился в собственности три года и более, имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной налогоплательщиком от продажи имущества.
     
     Имущественный налоговый вычет предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче им налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода.


Налогообложение сумм денежных поощрений в размере 100 тыс. руб., выплачиваемых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.04.2006 N 324 "О денежном поощрении лучших учителей"

     
     В соответствии со ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы в целях исчисления налога на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.
     
     Статьей 217 НК РФ определен перечень не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) доходов применительно к области науки и образования, культуры и искусства. В частности, от обложения налогом на доходы физических лиц освобождаются:
     
     - суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными или иностранными организациями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ;
     
     - суммы, получаемые налогоплательщиками в виде международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства по перечню премий, утверждаемому Правительством РФ.
     
     Согласно п. 28 ст. 217 НК РФ не подлежат также налогообложению полученные за налоговый период доходы, не превышающие 4000 руб., в виде:
     
     - стоимости подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей;
     
     - стоимости призов в денежной и натуральной форме, полученных налогоплательщиками на конкурсах и соревнованиях, проводимых в соответствии с решениями Правительства РФ, законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления;
     
     - суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту.
     
     Денежное поощрение, выплачиваемое лучшим учителям в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.04.2006 N 324, не отнесено к доходам, освобождаемым от налогообложения на основании ст. 217 НК РФ, и подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.


4. Предоставление стандартных налоговых вычетов

     
     Вправе ли граждане, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации и проходящие в настоящее время действительную военную службу, воспользоваться стандартным налоговым вычетом, установленным подпунктом 2 п. 1 ст. 218 НК РФ, в размере 500 руб. за каждый месяц налогового периода?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
     
     Подпунктом 2 п. 1 ст. 218 НК РФ предусмотрены стандартные налоговые вычеты ряду категорий налогоплательщиков, в том числе и военнослужащим.
     
     В частности, стандартный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц в размере 500 руб. за каждый месяц налогового периода был установлен для граждан, уволенных с военной службы или призывавшихся на военные сборы, выполнявших интернациональный долг в Республике Афганистан и других странах, в которых велись боевые действия.
     
     С 1 января 2007 года согласно поправкам, внесенным Федеральным законом от 18.07.2006 N 119-ФЗ "О внесении изменения в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" в подпункт 2 п. 1 ст. 218 НК РФ, данный стандартный налоговый вычет предоставляется также гражданам, принимавшим участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
     
     Стандартный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющимся источником выплаты доходов, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на получение данного налогового вычета.
     
     Таким образом, в НК РФ расширен перечень категорий налогоплательщиков, которым полагается стандартный налоговый вычет в размере 500 руб. за каждый месяц налогового периода (календарного года) независимо от суммы полученного дохода.
     
     Вышеуказанный налоговый вычет в размере 500 руб. предоставляется с 1 января 2007 года лицам, принимавшим участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации, как в случае, если гражданин уволился с военной службы, так и в случае, если он продолжает нести военную службу.