Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на прибыль


О налоге на прибыль

     
     А.А. Назаров
     

О представлении разделенной организацией налоговой декларации по налогу на прибыль за последний налоговый период

     
     Может ли составление разделительного баланса предшествовать представлению разделенной организацией налоговой декларации по налогу на прибыль за последний налоговый период?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
     
     Это означает, что разделение является одной из форм реорганизации юридического лица.
     
     Согласно п. 3 ст. 58 ГК РФ при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.
     
     В соответствии с п. 4 ст. 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
     
     Согласно п. 2 ст. 59 ГК РФ непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
     
     Поэтому можно сделать вывод, что составление разделительного баланса предшествует завершению разделения юридического лица.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 59 ГК РФ передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
     
     Согласно п. 6 ст. 50 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) юридические лица, возникшие в результате разделения, признаются правопреемниками реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов.
     
     Следовательно, разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве разделенной организации в части исполнения всех ее обязательств по уплате всех налогов, в том числе по уплате налога на прибыль.
     
     В связи с этим реорганизация в форме разделения не завершится, если в представленном разделительном балансе не будет положений о налоговых обязательствах по налогу на прибыль реорганизуемого юридического лица.
     
     Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
     
     Это означает, что обязанность по уплате налогов формируется на основе всех налоговых деклараций по всем налогам.
     
     Согласно п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном вышеуказанной статьей Кодекса.
     
     Таким образом, налогоплательщик обязан представить налоговую декларацию по налогу на прибыль (далее - декларация) по истечении последнего налогового периода.
     
     В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что представление разделенной организацией декларации за последний налоговый период предшествует составлению разделительного баланса.
     
     Но это заключение является ошибочным, поскольку не учтено следующее.
     
     Из п. 3 ст. 58 ГК РФ следует, что реорганизованное в форме разделения юридическое лицо прекращает свою деятельность в день завершения такой реорганизации.
     
     Если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, то последним налоговым периодом для нее является согласно п. 3 ст. 55 НК РФ период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации).
     
     Очевидно, что налоговая декларация не может быть представлена раньше, чем она будет составлена.
     
     Следовательно, налоговая декларация за последний налоговый период реорганизованного в форме разделения юридического лица не может быть представлена до завершения такой реорганизации.
     
     Из вышесказанного следует, что завершение разделения организации предшествует представлению разделенной организацией декларации за последний налоговый период.
     
     Поэтому составление разделительного баланса предшествует представлению декларации.


О возврате налога на прибыль организаций, излишне уплаченного по месту нахождения обособленного подразделения

     
     Налогоплательщик, производящий уплату налога на прибыль в соответствии с абзацем вторым п. 2 ст. 288 НК РФ, уточняет (корректирует) в 2007 году первичную налоговую декларацию по этому налогу в отношении ликвидированного в 2005 году обособленного подразделения, которая была представлена в налоговый орган по месту нахождения этого подразделения. Какой налоговый орган производит возврат сумм налога на прибыль, излишне уплаченных по месту нахождения этого обособленного подразделения?
     
     В соответствии с абзацем вторым п. 2 ст. 288 НК РФ если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то он может не распределять прибыль по каждому из этих подразделений. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, определяется в таком случае исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении налоговые органы, в которых обособленные подразделения налогоплательщика стоят на налоговом учете.
     
     Согласно абзацу первому п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном вышеназванной статьей Кодекса.
     
     Таким образом, при обнаружении в налоговой декларации ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан уточнить налоговую декларацию.
     
     Пунктом 2 ст. 78 НК РФ определено, что возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика.
     
     Это связано с тем, что вышеуказанный возврат производится на основании уточненной (корректирующей) налоговой декларации [налогоплательщик обязан уточнять (корректировать) налоговые декларации в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 81 НК РФ], а уточненная налоговая декларация представляется согласно п. 5 ст. 81 НК РФ налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета.
     
     Пунктом 1 ст. 83 НК РФ установлено, что в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.
     
     В связи с этим п. 1 ст. 289 НК РФ определено, что налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном вышеуказанной статьей Кодекса.
     
     Согласно п. 5 ст. 84 НК РФ в случае принятия организацией решения о прекращении деятельности (закрытии) своего обособленного подразделения снятие с учета организации по месту нахождения этого обособленного подразделения осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 10 дней со дня подачи такого заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее проведения.
     
     Поэтому в рассматриваемом случае возврат суммы излишне уплаченного налога не производится налоговым органом по месту нахождения ликвидированного обособленного подразделения организации, поскольку организация снята с учета в этом налоговом органе.
     
     Пунктом 1 ст. 289 НК РФ установлено в силу требований п. 1 ст. 83 настоящего Кодекса, что налогоплательщики обязаны представлять декларацию в налоговые органы не только по месту своего нахождения, но и по месту нахождения каждого обособленного подразделения.
     
     При этом согласно письму ФНС России от 31.10.2005 N ММ-6-02/916@ декларации не представляются по месту нахождения обособленных подразделений организации, через которые уплата налога в бюджет субъекта Российской Федерации производиться не будет.
     
     Следовательно, вышеуказанная организация представляет декларации (в том числе уточненные декларации) в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения, через которое осуществляется уплата налога в бюджет субъекта Российской Федерации.
     
     Однако письмом ФНС России от 28.12.2005 N ММ-6-02/2005@ не предусмотрена передача в этот налоговый орган материалов, касающихся данной организации (в том числе ее первичных деклараций), из налоговых органов, которыми осуществлено снятие организации с учета до 1 января 2006 года.
     
     Поэтому в рассматриваемом случае возврат организации суммы излишне уплаченного налога не производится налоговым органом по месту нахождения обособленного подразделения, через которое осуществляется вышеуказанная уплата налога.
     
     В связи с вышеизложенным возврат организации, которая уплачивает налог на прибыль с соответствии с абзацем вторым п. 2 ст. 288 НК РФ, сумм этого налога, излишне уплаченных по месту нахождения ликвидированного в 2005 году обособленного подразделения, производится налоговым органом по месту ее нахождения.
     
     Это означает, что уточненная декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации. Кроме того, в вышеуказанный налоговый орган организация подает соответствующее заявление по возврату согласно п. 6 ст. 78 НК РФ суммы излишне уплаченного налога. В свою очередь, вышеуказанный налоговый орган, получив данное заявление и уточненную декларацию, с целью оценки возможности осуществления возврата суммы излишне уплаченного налога запрашивает у налогового органа по месту нахождения ликвидированного обособленного подразделения организации данные первичной декларации по этому подразделению организации за 2005 год.


О признании лица налоговым агентом по налогу на прибыль организаций

     
     Может ли физическое лицо признаваться налоговым агентом по налогу на прибыль?
     
     Статьей 246 НК РФ установлено, что плательщиками налога на прибыль организаций признаются организации (то есть юридические лица).
     
     При этом в главе 25 НК РФ не говорится о том, что физические лица не могут признаваться налоговыми агентами.
     
     В то же время ст. 9 НК РФ предусмотрено, что участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми агентами.
     
     Иными словами, физическое лицо может признаваться согласно НК РФ налоговым агентом.
     
     В связи с вышеизложенным можно предположить, что физическое лицо может признаваться налоговым агентом по налогу на прибыль.
     
     Однако это предположение неверно.
     
     Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ свидетельство о постановке на учет в налоговом органе - это документ, выдаваемый налоговым органом организации или физическому лицу при постановке на учет в налоговом органе соответственно по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица.
     
     Это означает, что понятию "организация" соответствует понятие "место нахождения", а понятию "физическое лицо" - понятие "место жительства".
     
     В соответствии с п. 1 ст. 289 НК РФ налоговые агенты обязаны по истечении каждого отчетного (налогового) периода, в котором они производили выплаты налогоплательщику, представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые расчеты в порядке, определенном вышеназванной статьей Кодекса.
     
     Таким образом, понятие "налоговый агент по налогу на прибыль организаций" соотносится с понятием "место нахождения".
     
     Следовательно, физическое лицо не может признаваться налоговым агентом по налогу на прибыль организаций.
     

Об учете доходов от реализации имущества

     
     Кредитор присоединяемого юридического лица (российской организации) требует досрочного исполнения отраженного в передаточном акте обязательства, должником по которому является вышеуказанное юридическое лицо, и возмещения убытков. Для удовлетворения этого требования юридическое лицо продает свое имущество. Учитываются ли для целей налогообложения прибыли доходы от такой продажи?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица согласно передаточному акту.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 59 ГК РФ передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
     
     Таким образом, в передаточном акте отражаются все обязательства присоединенного юридического лица в отношении всех его кредиторов.
     
     Согласно п. 1 ст. 60 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 60 ГК РФ кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.
     
     Учитывая вышеизложенное, в рассматриваемом случае кредитор присоединяемого юридического лица, уведомленный о решении о реорганизации, имеет право требовать досрочного исполнения отраженного в передаточном акте обязательства, должником по которому является вышеуказанное юридическое лицо, и возмещения убытков.
     
     В свою очередь, присоединяемое юридическое лицо может удовлетворить это законное требование за счет доходов от продажи своего имущества.
     
     Согласно п. 2 ст. 38 НК РФ под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ.
     
     Согласно п. 3 ст. 38 НК РФ товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем считается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам в целях главы 25 настоящего Кодекса отнесены доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав.
     
     Это означает, что в рассматриваемом случае для целей НК РФ под доходами от продажи имущества понимаются доходы от реализации товаров.
     
     Статьей 247 НК РФ определено, что объектом обложения налогом на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
     
     Для российских организаций прибылью в целях главы 25 НК РФ признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.
     
     Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     Учитывая, что в рассматриваемом случае продажа (реализация) присоединяемой организацией своего имущества (товаров) производится не для получения прибыли, а для удовлетворения законного требования кредитора, можно сделать вывод, что для целей налогообложения прибыли доходы от такой продажи не учитываются.
     
     Однако этот вывод неверен, поскольку не учтено следующее.
     
     Статьей 251 НК РФ установлен закрытый перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы. В этом перечне отсутствуют доходы реорганизуемой организации от реализации (продажи) ее имущества (товаров), производимой для удовлетворения требований ее кредиторов.
     
     В связи с вышеизложенным следует признать, что в рассматриваемом случае доходы от такой продажи (реализации) учитываются для целей налогообложения прибыли.
     

О месте представления налоговых деклараций по налогу на прибыль крупнейшими налогоплательщиками

     
     Обязаны ли налогоплательщики, не имеющие обособленных подразделений и в соответствии со ст. 83 НК РФ отнесенные к категории крупнейших, представлять налоговые декларации по налогу на прибыль организаций за отчетные периоды 2007 года по месту своего нахождения?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации.
     
     Особенности представления крупнейшими налогоплательщиками налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций главой 25 НК РФ не предусмотрены.
     
     В частности, главой 25 НК РФ не установлено, что налогоплательщики, отнесенные в соответствии со ст. 83 настоящего Кодекса к категории крупнейших, не обязаны представлять декларации в налоговый орган по месту своего нахождения.
     
     Это означает, что согласно главе 25 НК РФ все налогоплательщики, не имеющие обособленных подразделений, в том числе крупнейшие налогоплательщики, обязаны представлять декларации только в налоговые органы по месту своего нахождения.
     
     В связи с этим можно сделать вывод, что вышеуказанные налогоплательщики обязаны представлять декларации за отчетные периоды 2007 года в налоговый орган по месту своего нахождения.
     
     Однако этот вывод неверен, поскольку не учтено следующее.
     
     Согласно п. 3 ст. 80 НК РФ (в редакции, действующей с 1 января 2007 года по 31 декабря 2007 года) налогоплательщики, отнесенные в соответствии со ст. 83 настоящего Кодекса к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
     
     Это означает, что эти налогоплательщики (в отличие от иных налогоплательщиков) обязаны представлять декларации не в налоговый орган по месту своего нахождения, а в налоговый орган по месту их учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 285 НК РФ отчетными периодами по налогу на прибыль признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
     
     Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.
     
     Пунктом 3 ст. 289 НК РФ определено, что налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
     
     Согласно п. 7 ст. 6.1 НК РФ, если последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
     
     Следовательно, срок представления декларации за последний отчетный период 2007 года налогоплательщиком, исчисляющим ежемесячные авансовые платежи исходя не из фактически полученной прибыли, - 29 октября 2007 года, а срок представления декларации за последний отчетный период 2007 года налогоплательщиком, исчисляющим ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, - 28 декабря 2007 года.
     
     Таким образом, все декларации за отчетные периоды представляются в порядке, установленном НК РФ в редакции, действующей в 2007 году.
     
     В связи с вышеизложенным налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, не обязаны представлять декларации за отчетные периоды 2007 года в налоговый орган по месту своего нахождения.
     
     Одновременно сообщаем, что все крупнейшие налогоплательщики, в том числе имеющие обособленные подразделения, отнесенные в соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ (в редакции, действующей с 1 января 2008 года) к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять согласно настоящему Кодексу, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
     
     Это означает, что с 1 января 2008 года каждый крупнейший налогоплательщик (в том числе имеющий обособленные подразделения) обязан представлять все свои декларации  (в том числе декларации по своим обособленным подразделениям) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.
     

О составе налоговой декларации по налогу на прибыль, представляемой организацией, перешедшей на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

     
     В 2006 году российская организация не являлась плательщиком налога на прибыль организаций (так как полностью перешла на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности), однако была налоговым агентом, который был обязан заполнять Лист 03 налоговой декларации по налогу на прибыль за 2006 год. Вправе ли эта организация включить в состав указанной декларации за 2006 год только Титульный лист (Лист 01) и Лист 03?
     
     Согласно ст. 246 НК РФ плательщиками налога на прибыль признаются, в частности, российские организации.
     
     В соответствии с п. 4 ст. 346.26 НК РФ уплата организациями единого налога на вмененный налог для отдельных видов деятельности (ЕНВД) предусматривает их освобождение в том числе от обязанности по уплате налога на прибыль  (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД).
     
     Это означает, что в рассматриваемом случае организация не является плательщиком налога на прибыль, так как ведет только деятельность, облагаемую ЕНВД.
     
     Пунктом 1 ст. 289 НК РФ установлено, что налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном вышеуказанной статьей Кодекса.
     
     Налоговые агенты обязаны по истечении каждого отчетного (налогового) периода, в котором они производили выплаты налогоплательщику, представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые расчеты в порядке, определенном ст. 289 НК РФ.
     
     Поэтому можно сделать вывод, что в рассматриваемом случае организация не была обязана представлять в налоговые органы налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2006 год, поскольку она не являлась плательщиком налога на прибыль, но была обязана представлять в налоговые органы налоговый расчет за 2006 год.
     
     Однако расчет налога на прибыль, удерживаемого налоговым агентом (источником выплаты доходов), является составной частью (Листом 03) декларации по налогу на прибыль организаций, форма которой утверждена приказом Минфина России от 07.02.2006 N 24н.
     
     В Титульном листе (Лист 01) декларации приводятся полное наименование организации, налоговый период, за который представляется декларация, а также наименование налогового органа, в который она представляется.
     
     В связи с вышеизложенным можно ли сделать вывод, что в рассматриваемом случае организация вправе включить в состав декларации за 2006 год только Титульный лист (Лист 01) и Лист 03?
     
     Пунктом 1.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного приказом Минфина России от 07.02.2006 N 24н (далее - Порядок заполнения декларации), установлено, что в состав декларации включаются в обязательном порядке Титульный лист (Лист 01), подраздел 1.1 Раздела 1, Лист 02, Приложения N 1 и N 2 к Листу 02.
     
     Подразделы 1.2 и 1.3 Раздела 1, Приложения N 3, N 4 и N 5 к Листу 02, а также Листы 03, 04, 05, 06, 07 включаются в состав декларации и представляются в налоговый орган только в случае, если налогоплательщик имеет доходы, расходы, убытки или средства, подлежащие отражению в вышеуказанных подразделах, листах и приложениях, осуществляет операции с ценными бумагами, является налоговым агентом или в его состав входят обособленные подразделения.
     
     Поэтому следует признать, что в рассматриваемом случае организация не имела права включить в состав декларации за 2006 год только Титульный лист (Лист 01) и Лист 03, поскольку в состав декларации всеми организациями должны включаться в том числе подраздел 1.1 Раздела 1, Лист 02, Приложения N 1 и N 2 к Листу 02.
     
Т.М. Гуркова


О выдаче удостоверений, подтверждающих принадлежность средств и иного имущества к технической и гуманитарной помощи (содействию)

     
     В соответствии с подпунктом 6 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом от 04.05.1999 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" (далее - Закон N 95-ФЗ).
     
     Статьей 1 Закона N 95-ФЗ предусмотрено, что налоговые льготы для всех участников реализации программ оказания безвозмездной помощи (содействия), предусмотренные ст. 2 этого Закона, предоставляются только при наличии удостоверения - документа, подтверждающего принадлежность средств, товаров, работ, услуг к технической или гуманитарной помощи (содействию).
     
     Решения о выдаче удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ, услуг к технической и гуманитарной помощи (содействию), принимаются Комиссией по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ.
     

О заполнении строки 100 Листа 02 налоговой декларации по налогу на прибыль

     
     Налогоплательщик получил в 1-м полугодии 2006 года убыток от основной деятельности. Из Листа 02 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций следовало, что значение строки 100 этого Листа определяется как разница показателей строки 060 и строк 070, 080, 090. Исходя из финансовых показателей организации значение строки 100 получилось отрицательным, то есть с "минусом". Какую величину в этом случае организации следовало отражать по строке 100 "Налоговая база" Листа 02 декларации: отрицательную (значение с "минусом") или ноль (0)?
     
     Согласно ст. 274 НК РФ налоговой базой по налогу на прибыль признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению. При этом налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в п. 1 ст. 284 НК РФ, определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.
     
     Исходя из вышеуказанных положений НК РФ и в соответствии с Порядком заполнения декларации в Листе 02 декларации исчисляется только налоговая база, облагаемая по ставке, установленной п. 1 ст. 284 настоящего Кодекса.
     
     При этом показатель налоговой базы по строке 100 Листа 02 декларации, определенный путем вычитания из показателей строки 060 показателей строк 070, 080 и 090, не включает величину налоговой базы по операциям, по которым предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка. Вышеуказанная налоговая база исчисляется в Листах 05 и 06 декларации и учитывается в составе показателя по строке 120 Листа 02 декларации.
     
     Таким образом, при определении в целом по налогоплательщику налоговой базы, облагаемой по ставке налога согласно п. 1 ст. 284 НК РФ, показатель строки 100 Листа 02 декларации может принимать как положительное, так и отрицательное (со знаком "минус") значение в зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности организации.
     
     Указание по строке 100 Листа 02 декларации вместо суммы убытка "0" (ноль) приведет к необоснованному завышению налоговой базы и соответственно налога на прибыль.


О налогообложении обособленных подразделений

     
     В соответствии с п. 2 ст. 288 НК РФ начиная с 1 января 2006 года налогоплательщик, имеющий несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, вправе перейти на исчисление суммы налога, подлежащей уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории данного субъекта Российской Федерации, и производить уплату налога на прибыль через одно из этих обособленных подразделений. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое он будет осуществлять уплату налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении налоговые органы, в которых обособленные подразделения налогоплательщика стоят на налоговом учете.
     
     Если организация и ее обособленные подразделения находятся на территории одного субъекта Российской Федерации, то налогоплательщик может принять решение об уплате им налога на прибыль в бюджет этого субъекта Российской Федерации за все свои обособленные подразделения (письмо Минфина России от 24.11.2005 N 03-03-02/132).
     
     Применяемый налогоплательщиком порядок уплаты налога на прибыль в бюджеты субъектов Российской Федерации указывается в учетной политике для целей налогообложения.
     
     При этом ст. 313 НК РФ предусмотрены случаи внесения изменений в учетную политику для целей налогообложения в течение налогового периода.
     
     Если по состоянию на 1 января организация не имела обособленных подразделений либо имела всего одно обособленное подразделение, а в течение налогового периода она соз-дает два новых обособленных подразделения, расположенных в одном субъекте Российской Федерации, она вправе принять решение об уплате налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым п. 2 ст. 288 НК РФ начиная с отчетного периода, в котором созданы эти обособленные подразделения, внеся соответствующее дополнение в учетную политику для целей налогообложения.
     
     Учитывая положения ст. 288 НК РФ, в случае создания в течение года обособленных подразделений организация обязана направлять налоговому органу уведомления об изменении порядка уплаты налога на прибыль, рекомендуемые формы которых приведены в письме ФНС России от 31.10.2005 N ММ-6-02/916@.
     
     При этом организациям необходимо иметь в виду, что согласно п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения).
     
     По месту нахождения обособленных подразделений, через которые уплата налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации производиться не будет, декларации по налогу на прибыль не представляются.
     
     Контроль за правильностью исчисления ежемесячных авансовых платежей и их распределения для уплаты в соответствующие бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется налоговым органом по месту учета головной организации.


О налогообложении реализации бюджетной организацией трудовых книжек своим работникам

     
     Бюджетная организация реализует своим работникам трудовые книжки, которые были приобретены организацией на средства федерального бюджета по цене 35 руб. за одну штуку.
     
     В соответствии со ст. 65 и 66 Трудового кодекса Российской Федерации приобретение и ведение трудовых книжек является обязанностью работодателя. При выдаче трудовой книжки оплата, взимаемая с работника, только покрывает расходы организации на приобретение этих документов согласно п. 47 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225.
     
     В соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н, трудовые книжки учитываются на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности" в условной оценке 1 рубль за 1 бланк вне зависимости от цены приобретения.
     
     Возникает ли объект обложения налогом на прибыль при реализации бюджетной организацией трудовых книжек своим работникам по цене приобретения?
     
     В соответствии со ст. 246 НК РФ плательщиками налога на прибыль признаются все российские организации.
     
     Согласно ст. 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль является прибыль, полученная налогоплательщиком, которой признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определенных в порядке, установленном главой 25 настоящего Кодекса.
     
     Статьей 321.1 НК РФ предусмотрено, что бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, а также получающие доходы от коммерческой деятельности, в целях налогообложения прибыли обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования, и доходов и расходов от коммерческой деятельности.
     
     Налоговая база определяется бюджетными учреждениями как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета НДС, акцизов по подакцизным товарам), то есть доходом, полученным от коммерческой деятельности, и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
     
     При этом сумма превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности до исчисления налога не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.
     
     Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы налогоплательщиков, в том числе средства целевого финансирования и целевые поступления, определены ст. 251 НК РФ, и их перечень является исчерпывающим.
     
     Исходя из вышеизложенного доходы, полученные бюджетным учреждением от реализации имущества, которым оно владеет, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
     
     Следовательно, средства, полученные бюджетным учреждением от реализации трудовых книжек, ранее приобретенных на средства федерального бюджета, своим работникам по цене 35 руб. за трудовую книжку, являются объектом обложения налогом на прибыль в порядке, установленном главой 25 НК РФ.