Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

    

О налоге на прибыль

     
     Д.Е. Балеевских,
ведущий специалист - эксперт Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Как учитываются для целей налогообложения прибыли расходы по возмещению ущерба объектам животного мира и водным биологическим ресурсам при осуществлении строительства и эксплуатации объектов?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 261 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) расходы на возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам землепользователями в процессе строительства и эксплуатации объектов, на переселение и выплату компенсаций за снос жилья в процессе разработки месторождений, а также на возмещение потерь сельскохозяйственного производства при изъятии земель для нужд, не связанных с сельскохозяйственным производством, при уничтожении, порче оленьих пастбищ относятся к расходам на освоение природных ресурсов.
     
     Расходы на освоение природных ресурсов подлежат включению в состав прочих расходов в соответствии с главой 25 НК РФ, если источником их финансирования не являются средства бюджета и (или) средства государственных внебюджетных фондов, и учитываются равномерно в порядке, установленном п. 2 ст. 261 настоящего Кодекса.
     
     Исходя из вышеприведенного расходы, связанные с возмещением ущерба объектам животного мира и водным биологическим ресурсам при осуществлении строительства и эксплуатации объектов, учитываются налогоплательщиком равномерно в течение пяти лет, но не более срока эксплуатации объектов.
     
С.А. Яковлева,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     
     Принимаются ли для целей налогообложения прибыли расходы на компенсационные выплаты работнику за не использованные им с 2001 по 2004 год отпуска в связи с его увольнением, а также работнику, который не увольняется?
     
     Согласно п. 8 ст. 225 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются денежные компенсации за неиспользованный отпуск в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
     
     При этом в силу п. 24 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы на оплату дополнительно предоставляемых работникам по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков.
     
     Трудовым кодексом Российской Федерации (ТК РФ) предусмотрены два случая выплаты компенсации за неиспользованные отпуска:
     
     - в соответствии со ст. 126 ТК РФ часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, может быть заменена по письменному заявлению работника денежной компенсацией;
     
     - согласно ст. 127 ТК РФ компенсация выплачивается при увольнении работнику, не использовавшему своего права на отпуск.
     
     В соответствии со ст. 127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
     
     По письменному заявлению работника неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев увольнения за виновные действия).
     
     Согласно ст. 420 и 424 ТК РФ настоящий Кодекс введен в действие с 1 февраля 2002 года и применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.
     
     Если правоотношения возникли до введения в действие ТК РФ, то он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие.
     
     Государственная инспекция труда в городе Москве в письме от 23.10.2006 N 6714 по рассматриваемому вопросу сообщила, что в соответствии с частью первой ст. 127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска независимо от того, какова их общая продолжительность и по каким основаниям прекращается трудовой договор.
     
     Исходя из вышеизложенного расходы на выплату денежных компенсаций увольняемому в 2006 году работнику за неиспользованные им с 2001 по 2004 год отпуска (за исключением компенсаций за отпуска, указанные в п. 24 ст. 270 НК РФ) включаются налогоплательщиком в расходы на оплату труда для целей налогообложения прибыли при условии соответствия вышеуказанных расходов требованиям ст. 252 и 255 настоящего Кодекса.
     
     Статьями 126 и 127 ТК РФ предусмотрен порядок выплаты денежной компенсации взамен ранее неиспользованного отпуска. Кроме того, ст. 126 ТК РФ установлены вышеприведенные ограничения по предоставлению таких компенсаций. Иных ограничений не предусмотрено ни трудовым, ни налоговым законодательством.
     
     Таким образом, суммы денежной компенсации, предоставленные по письменному заявлению работника за не использованную им ежегодно с 2001 года часть отпуска, превышающую 28 календарных дней, относятся к расходам на оплату труда в целях главы 25 НК РФ, при условии соответствия данных сумм требованиям ст. 252 настоящего Кодекса.
     
     Может ли организация-перевозчик, не являющаяся владельцем перевозимого груза, включать в расходы для целей налогообложения страховые взносы по заключенному ею договору добровольного страхования данного груза?
     
     В соответствии с п. 6 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде взносов на добровольное страхование, кроме взносов, указанных в ст. 255, 263 и 291 настоящего Кодекса.
     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 263 НК РФ в расходы на добровольное страхование имущества включаются страховые взносы по добровольному страхованию грузов.
     
     Согласно классификации видов страхования, принятой Законом РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон N 4015-1), одним из видов страхования является страхование грузов (подпункт 10 п. 1 ст. 32.9 Закона N 4015-1). При этом в соответствии с п. 2 ст. 4 Закона N 4015-1 объектом имущественного страхования являются, в частности, имущественные интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества), в рассматриваемом случае - грузом.
     
     Исходя из вышеизложенного если перевозчик груза не является владельцем, пользователем и распорядителем перевозимого им имущества, то он не имеет имущественных интересов, связанных с владением, пользованием и распоряжением данным имуществом.
     
     Вопросы перевозки грузов регулируются главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ)
     
     Согласно п. 2 ст. 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
     
     Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам устанавливаются соглашением сторон, если ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
     
     Согласно п. 1 ст. 796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после его принятия к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза либо багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
     
     При этом положения главы 48 ГК РФ предусматривают страхование ответственности за причинение вреда, в частности, согласно п. 1 ст. 931 ГК РФ по договору страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда имуществу других лиц, может быть застрахован риск ответственности самого страхователя или иного лица, на которое такая ответственность может быть возложена.
     
     Учитывая вышеизложенное, у организации-перевозчика, не являющегося владельцем, пользователем и распорядителем перевозимого груза, расходы в виде страховых взносов по договорам добровольного страхования груза не признаются для целей налогообложения прибыли.
     
Д.В. Коновалов
     
     Организация-кредитор предоставила организации-заемщику по процентному кредитному договору денежные средства (кредит). Арбитражный суд принял решение о признании организации-заемщика банкротом и об открытии конкурсного производства. До какого момента для целей налогообложения прибыли организация-кредитор может начислять доход в виде процентов по кредитному договору?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 328 НК РФ сумма дохода (расхода) в виде процентов по долговым обязательствам учитывается в аналитическом учете исходя из установленной по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде на дату признания доходов (расходов), определяемую согласно ст. 271-273 Кодекса.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:
     
     - считается наступившим срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника;
     
     - прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника.
     
     Учитывая вышеизложенное, если арбитражный суд принял решение о признании организации-заемщика банкротом и об открытии конкурсного производства, то организации-кредитору, предоставившей ранее по процентному кредитному договору денежные средства (кредит) организации-заемщику, следует начислять доход для целей налогообложения прибыли в виде процентов по такому договору до начала конкурсного производства.
     
     Организация получила акции акционерного общества в связи с передачей в его уставный капитал ценных бумаг сторонней организации. Впоследствии организация приняла решение о реализации этих акций. Что в данной ситуации должна учесть организация в составе расходов для целей налогообложения прибыли?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 277 НК РФ стоимость приобретаемых акций (долей, паев) для целей главы 25 Кодекса признается равной стоимости (остаточной стоимости) вносимого имущества, определяемой по данным налогового учета на дату перехода права собственности на вышеуказанное имущество, с учетом дополнительных расходов, которые для целей налогообложения признаются у передающей стороны при таком внесении.
     
     Статьей 280 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами.
     
     Согласно п. 2 ст. 280 НК РФ доходы налогоплательщика от операций по реализации или иного выбытия ценных бумаг (в том числе погашения) определяются, в частности, исходя из цены реализации или иного выбытия ценной бумаги.
     
     Расходы при реализации (или ином выбытии) ценных бумаг устанавливаются, в частности, исходя из цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение), затрат на ее реализацию.
     
     В связи с этим при реализации организацией-акционером ценных бумаг (акций) сторонней организации, переданных в уставный капитал акционерного общества, в составе расходов для целей налогообложения прибыли должна учитываться стоимость переданных акций, определенная по данным своего налогового учета на дату перехода права собственности на такие ценные бумаги.
     
     При этом стоимость ранее переданных организацией-акционером в уставный капитал акционерного общества ценных бумаг сторонней организации не должна корректироваться в налоговом учете у организации-акционера.
     
     Организация связана с производством и реализацией оборудования, которое приходится транспортировать в определенные города Российской Федерации. Вправе ли организация отнести расходы, связанные с добровольным страхованием транспортируемого оборудования, к расходам для целей налогообложения прибыли?
     
     В соответствии со ст. 32.9 Закона N 4015-1 одним из видов страхования, осуществляемого страховщиком, является страхование грузов.
     
     Согласно п. 6 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде взносов на добровольное страхование, кроме взносов, приведенных в ст. 255, 263 и 291 настоящего Кодекса.
     
     Подпунктом 2 п. 1 ст. 263 НК РФ установлено, что расходы на добровольное страхование грузов признаются расходами для целей налогообложения прибыли.
     
     Учитывая вышеизложенное, организация, являющаяся собственником транспортируемых грузов, вправе отнести к расходам для целей налогообложения прибыли расходы, связанные с уплатой страховщику страховых взносов на добровольное страхование таких грузов.
     

О налоге на добавленную стоимость

     
     В.С. Вандалов
     
     В каком порядке осуществляется обложение НДС вознаграждения, полученного оператором лотереи за услуги по ее проведению?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации как на возмездной, так и на безвозмездной основе, за исключением операций, не признаваемых объектом налогообложения согласно п. 2 вышеуказанной статьи настоящего Кодекса.
     
     Операции, не подлежащие обложению (освобождаемые от обложения) НДС, перечислены в ст. 149 НК РФ.
     
     Так, подпунктом 8.1 п. 3 ст. 149 НК РФ установлено, что операции по проведению лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа исполнительной власти, включая оказание услуг по реализации лотерейных билетов, освобождены от обложения НДС.
     
     При этом понятие "проведение лотерей" в НК РФ не определено.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
     
     Согласно п. 8 ст. 2 Федерального закона "О лотереях" от 11.11.2003 N 138-ФЗ (далее - Закон N 138-ФЗ) под проведением лотерей понимается осуществление мероприятий, включающих заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.
     
     В соответствии с п. 9 ст. 2 Закона N 138-ФЗ оператором лотереи является юридическое лицо, созданное согласно законодательству Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации, заключившее договор с организатором лотереи на проведение лотереи от его имени и по его поручению и обладающее соответствующими техническими средствами.
     
     На основании п. 5 ст. 13 Закона N 138-ФЗ организатор лотереи выплачивает оператору лотереи вознаграждение за услуги по ее проведению.
     
     При этом читателям журнала необходимо иметь в виду, что на основании п. 7 ст. 149 НК РФ освобождение от обложения НДС не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 156 НК РФ на операции по реализации услуг, оказываемых на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров и связанных с реализацией товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 настоящего Кодекса, не распространяется освобождение от налогообложения, за исключением посреднических услуг по реализации товаров (работ, услуг), указанных в п. 1, подпунктах 1 и 8 п. 2 и подпункте 6 п. 3 ст. 149 НК РФ.
     
     Таким образом, данная норма не предусматривает освобождение от обложения НДС услуг по проведению лотереи, оказываемых на основе договоров поручения, комиссии либо агентских договоров.
     
     В связи с вышеизложенным вознаграждение, полученное оператором лотереи за оказание услуг по проведению всероссийской государственной лотереи, подлежит обложению НДС на основании положения п. 2 ст. 156 НК РФ.
     
     В каком порядке осуществляется вычет НДС в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций?
     
     В соответствии с подпунктом 4 п. 3 ст. 39 и подпунктом 1 п. 2 ст. 146 НК РФ передача имущества в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций не признается реализацией товаров и не является объектом обложения НДС.
     
     В связи с этим, а также принимая во внимание положения ст. 170 НК РФ, суммы НДС, уплаченные таможенным органам российским учредителем организации при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, передаваемых в последующем на территории Российской Федерации в качестве вклада в уставный (складочный) капитал этой организации, к вычету не принимаются.
     
     Что касается передачи товаров в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организации иностранным учредителем, то, поскольку решение об осуществлении такой передачи принимается в момент, когда товары находятся за пределами территории Российской Федерации, вышеуказанная операция осуществляется также за пределами территории Российской Федерации.
     
     Учитывая вышеизложенное, суммы НДС, уплаченные таможенным органам за счет собственных средств российской организации, формирующей уставный капитал, принимаются к вычету в общеустановленном порядке
     
     Какие виды налогов предусмотрены при транспортировке и розничной торговле светлыми нефтепродуктами, в частности при торговле с автозаправщика-бензовоза?
     
     В соответствии со ст. 346.26 НК РФ розничная торговля попадает под систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД). При этом согласно ст. 346.27 НК РФ под обложение ЕНВД не подпадает реализация подакцизных товаров, указанных в подпунктах 6-10 п. 1 ст. 181 настоящего Кодекса.
     
     Согласно подпунктам 7-10 п. 1 ст. 181 НК РФ подакцизными товарами являются автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, прямогонный бензин.
     
     Следовательно, в отношении розничной реализации с автозаправщика-бензовоза светлых нефтепродуктов, являющихся подакцизными нефтепродуктами в соответствии с подпунктами 7-10 п. 1 ст. 181 НК РФ, предприниматель не может применять систему налогообложения в виде ЕНВД.
     
     Учитывая вышеизложенное, предпринимательская деятельность по реализации с автозаправщика-бензовоза светлых нефтепродуктов, относящихся к подакцизным товарам, должна облагаться налогами в рамках общего режима налогообложения (налогом на доходы физических лиц, НДС, единым социальным налогом) или в рамках упрощенной системы налогообложения (глава 26.2 НК РФ) при переходе на данный режим налогообложения.
     
     Если реализуемые светлые нефтепродукты не отнесены к подгруппам "Бензины" (код 02 5110), "Топливо дизельное" (код 02 5130), "Масла моторные" (код 02 5310) согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93, утвержденному постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301, а также к прямогонному бензину, определяемому по правилам ст. 181 НК РФ, они не могут классифицироваться как подакцизные нефтепродукты; следовательно, индивидуальный предприниматель может применять систему налогообложения в виде ЕНВД.
     
     Организация занимается скупкой у населения и юридических лиц лома цветных металлов (в частности неразделанных свинцовых аккумуляторных батарей со слитым электролитом) для последующей реализации. Может ли организация воспользоваться освобождением от обложения НДС при реализации данной продукции на территории Российской Федерации в соответствии с подпунктом 24 п. 3 ст. 149 НК РФ?
     
     Скупка у населения и юридических лиц лома цветных металлов для последующей реализации попадает под лицензирование. Согласно подпунктам 81 и 82 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" заготовка, переработка и реализация лома цветных и черных металлов подлежат лицензированию.
     
     В соответствии с подпунктом 24 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации лома и отходов черных и цветных металлов.
     
     Согласно п. 2 Положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.12.2006 N 766, под заготовкой лома цветных металлов понимается сбор, покупка лома цветных металлов у юридических и физических лиц и транспортировка заготовленного лома цветных металлов грузовым автомобильным транспортом, а под реализацией лома цветных металлов - продажа или передача заготовленного и (или) переработанного лома цветных металлов на возмездной или безвозмездной основе.
     
П.С. Кораблев
     
     Каким порядком необходимо руководствоваться плательщику НДС для применения п. 13 ст. 167 НК РФ в отношении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев?
     
     Согласно п. 13 ст. 167 НК РФ налогоплательщик - изготовитель товаров (работ, услуг), перечисленных в Перечне товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше 6 месяцев, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.07.2006 N 468 (далее - Перечень), вправе определять момент возникновения налоговой базы только на дату отгрузки (передачи) вышеуказанных товаров (выполнения работ, оказания услуг). При этом согласно п. 7 ст. 172 НК РФ право на применение налоговых вычетов возникает у данного налогоплательщика в том налоговом периоде, в котором он определяет налоговую базу при отгрузке вышеуказанных товаров (выполнении работ, оказании услуг).
     
     Право на применение такого порядка исчисления НДС возникает у налогоплательщика при наличии следующих документов:
     
     - контракта с покупателем (либо копии такого контракта, заверенной подписью руководителя и главного бухгалтера);
     
     - документа, подтверждающего длительность производственного цикла товаров (работ, услуг), с указанием их наименования, срока изготовления, наименования организации-изготовителя, выданного данному налогоплательщику-изготовителю федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного, оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов, подписанного уполномоченным лицом и заверенного печатью этого органа. Порядок выдачи вышеуказанного документа утвержден приказом Минпромэнерго России N 265, Росатома N 508, Роскосмоса N 124, зарегистрированным в Минюсте России 14.11.2006, регистр. N 8470.
     
     Кроме того, право на применение такого порядка исчисления НДС возникает у налогоплательщика (который одновременно осуществляет и другие операции) при наличии раздельного учета:
     
     - осуществляемых операций;
     
     - сумм НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций по производству товаров (работ, услуг) длительного производственного цикла и других операций.
     
     В связи с тем что Перечень утвержден Правительством РФ 28 июля 2006 года и его действие распространено на налоговые правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года, а порядок выдачи документа, подтверждающего шестимесячный цикл изготовления товаров (работ, услуг), утвержден 26 октября 2006 года, Минфин России письмом от 26.10.2006 N 03-04-15/194 сообщил следующее.
     
     Поскольку согласно п. 5 действие Перечня распространяется на налоговые правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года, налогоплательщики - изготовители товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше 6 месяцев, после получения документа, подтверждающего длительность производственного цикла таких товаров (работ, услуг), имеют право подать корректирующую декларацию по НДС за налоговый период, в котором получена оплата (частичная оплата).
     
     Общественная организация инвалидов реализует приобретенный товар. Может ли она получить освобождение от уплаты НДС, предусмотренное подпунктом 2 п. 3 ст. 149 НК РФ?
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация
     (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных в абзаце втором подпункта 2 п. 3 ст. 149 НК РФ общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%.
     
     Исходя из данной нормы НК РФ от обложения НДС освобождается реализация общественными организациями инвалидов только товаров, произведенных этими организациями.
     
     Реализация общественными организациями инвалидов приобретенных товаров не освобождается от обложения НДС.
     
     Данную позицию подтверждает также определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08.04.2003 N 156-О.
     

О налоге на доходы физических лиц

     
     Т.В. Воронова
     
     Подлежит ли налогообложению налогом на доходы физических лиц стоимость санаторно-курортных путевок, выданных организацией бесплатно своим бывшим работникам, являющимся в настоящее время пенсионерами?
     
     Статьей 217 НК РФ определен перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц.
     
     Так, в соответствии с п. 9 ст. 217 НК РФ освобождаются от налогообложения суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, выплачиваемые за счет средств работодателей, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль, либо за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
     
     Действие данной нормы НК РФ не распространяется на оплату таких путевок для физических лиц, не состоящих в трудовых и приравненных к ним отношениях с организацией, за исключением членов семьи работников и инвалидов.
     
     Поэтому оплата организацией стоимости санаторно-курортных путевок для бывших сотрудников, которые ушли на пенсию и в данный момент не работают в этой организации, учитывается при определении налоговой базы для исчисления налога на доходы физических лиц.
     

О едином социальном налоге

     
     Е.В. Дорошенко
     
     Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ в качестве обеспечения дополнительных гарантий гражданским служащим предусмотрена выплата единовременной субсидии на приобретение жилой площади. Будет ли облагаться единым социальным налогом аналогичная субсидия, выплачиваемая по Областному закону Ленинградской области от 25.02.2005 N 11-оз?
     
     Согласно ст. 53 Федерального законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", устанавливающей дополнительные государственные гарантии, гражданским служащим при соблюдении определенных условий, предусмотренных данным Законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилой площади один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства РФ и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
     
     В соответствии со ст. 17 Областного закона Ленинградской области от 25.02.2005 N 11-оз "О правовом регулировании государственной гражданской службы Ленинградской области" единовременная субсидия на приобретение жилой площади является государственной гарантией гражданского служащего.
     
     Порядок, условия предоставления и размер единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (жилой площади) государственным гражданским служащим Ленинградской области за счет средств областного бюджета Ленинградской области установлены Областным законом Ленинградской области от 13.10.2006 N 120-оз "О единовременных субсидиях государственным гражданским служащим Ленинградской области на приобретение жилых помещений" (далее - Закон N 120-оз).
     
     Так, согласно Закону N 120-оз единовременная субсидия на приобретение жилой площади (далее - субсидия) носит целевой характер и предоставляется безвозмездно один раз за весь период государственной гражданской службы, причем для ее предоставления заключается договор между гражданским служащим и Ленинградской областью (уполномоченным органом или организацией), которым регулируются отношения, связанные с предоставлением и использованием субсидии.
     
     Перечисление субсидии должно быть осуществлено уполномоченным органом (организацией) в течение пяти рабочих дней со дня заключения договора о предоставлении субсидии.
     
     Сумма субсидии по поручению гражданского служащего перечисляется в безналичном порядке собственнику или продавцу жилья, кредитной организации, застройщику или подрядчику (при строительстве жилого дома), указанному в договоре о предоставлении субсидии (ст. 8 Закона N 120-оз).
     
     Гражданский служащий, которому была предоставлена субсидия, обязан в течение 24 месяцев (при наличии уважительных причин срок может быть однократно продлен до 30 месяцев) со дня ее перечисления в полном размере представить в уполномоченный орган (организацию) выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в целях подтверждения его прав собственности на квартиру или жилой дом (часть жилого дома), которая (который) была приобретена (приобретен или построен) с использованием субсидии.
     
     Согласно ст. 9 Закона N 120-оз контроль за целевым расходованием субсидии и надлежащим исполнением договора о предоставлении субсидии осуществляется уполномоченным органом (организацией).
     
     В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
     
     Предоставление гражданскому служащему Ленинградской области единовременной субсидии на приобретение жилой площади производится не в качестве оплаты за его труд в организации, в которой он работает, а является дополнительной государственной гарантией гражданского служащего, и, следовательно, данная субсидия не является объектом обложения единым социальным налогом.
     
     При этом читателям журнала необходимо учитывать следующее.
     
     В соответствии со ст. 237 НК РФ налоговая база определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 236 настоящего Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
     
     При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 НК РФ) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 7 п. 1 ст. 238 НК РФ).
     
     Если выплата суммы единовременной субсидии на приобретение жилой площади предусмотрена в трудовом договоре государственного служащего с федеральным государственным органом (или государственным органом субъекта Российской Федерации), в котором он работает, то эта сумма подлежит обложению единым социальным налогом.
     
     Облагается ли единым социальным налогом выплата муниципальным служащим Красногорского района Московской области ежегодного пособия к отпуску на лечение и отдых?
     
     Положением о денежном содержании лиц, занимающих муниципальные должности и замещающих должности муниципальной службы органов местного самоуправления Красногорского муниципального района, утвержденным решением Совета депутатов Красногорского муниципального района Московской области от 30.03.2006 N 769/3, установлена выплата пособия к ежегодному оплачиваемому отпуску на лечение и отдых, размер которой устанавливается ежегодно Советом депутатов Красногорского муниципального района при утверждении бюджета:
     
     - для лиц, занимающих муниципальные должности, - исходя из размера средней стоимости путевки, установленной Губернатором Московской области для лиц, занимающих государственные должности Московской области;
     
     - для лиц, замещающих должности муниципальной службы, - исходя из размера средней стоимости путевки, установленной Губернатором Московской области для государственных гражданских служащих Московской области.
     
     Размер пособия определяется исходя из финансовых возможностей Красногорского муниципального района.
     
     Согласно п. 1 ст. 236 НК РФ для налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, объектом обложения единым социальным налогом признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 237 НК РФ при определении налоговой базы налогоплательщиком, производящим выплаты в пользу физических лиц, учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 НК РФ) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах.
     
     В подпункте 2 п. 1 ст. 238 НК РФ приведен перечень компенсационных выплат, устанавливаемых законодательством Российской Федерации, законодательным актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, которые не подлежат обложению единым социальным налогом (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством). Данный перечень является исчерпывающим.
     
     Понятие компенсации, а также случаи предоставления компенсаций, связанных с выполнением работником своих трудовых обязанностей, установлены ТК РФ.
     
     В соответствии со ст. 164 ТК РФ компенсацией признаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
     
     Поскольку выплата лицам, занимающим муниципальные должности и замещающим должности муниципальной службы Красногорского района Московской области, ежегодного единовременного пособия к ежегодному оплачиваемому отпуску на лечение и отпуск не связана с выполнением ими трудовых обязанностей, то подпункт 2 п. 1 ст. 238 НК РФ в отношении таких выплат не применяется.
     

О специальных налоговых режимах

     
     Л.А. Козлова,
консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Организация, применяющая систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, реализовала 100% доли общества с ограниченной ответственностью, ранее созданного ею, при этом цена реализации доли соответствует первоначальному взносу. Следует ли организации учитывать доходы от продажи доли в уставном капитале в целях обложения единым сельскохозяйственным налогом?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 346.5 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), учитывают доходы от реализации, определяемые согласно ст. 249 настоящего Кодекса, внереализационные доходы, устанавливаемые в соответствии со ст. 250 НК РФ, и не учитывают доходы, указанные в ст. 251 настоящего Кодекса.
     
     Согласно подпункту 4 п. 1 ст. 251 НК РФ в целях налогообложения прибыли при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в пределах вклада (взноса) участником хозяйственного общества или товарищества (его правопреемником либо наследником) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества либо при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками.
     
     Таким образом, в целях обложения единым сельскохозяйственным налогом организация не учитывает доходы от продажи доли в уставном капитале другого общества в пределах первоначального взноса.
     
У.В. Бокова,
главный специалист - эксперт Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Организация уплачивает единый сельскохозяйственный налог. Вправе ли она учесть в расходах затраты на оплату труда, которую работники получают на руки, и налог на доходы физических лиц, перечисляемый в бюджет?
     
     Налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 2 ст. 346.5 НК РФ, при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 настоящего Кодекса.
     
     Согласно подпункту 23 п. 2 ст. 346.5 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на суммы налогов и сборов, уплаченных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
     
     В то же время на основании п. 4 ст. 346.1 НК РФ организации, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных настоящим Кодексом.
     
     Положениями ст. 226 НК РФ определены порядок и сроки уплаты налога на доходы физических лиц налоговыми агентами, которые обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом самому налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. Уплата суммы налога на доходы физических лиц за счет средств налоговых агентов не допускается.
     
     Учитывая вышеизложенное, суммы налога на доходы физических лиц, удерживаемые из доходов работников, не могут включаться в состав расходов при определении налоговой базы организацией, применяющей систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (подпункт 23 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).
     
     Одновременно сообщаем, что согласно подпункту 6 п. 2 ст. 346.5 НК РФ расходами, уменьшающими налоговую базу, признаются расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль ст. 255 настоящего Кодекса.
     
     Поскольку в соответствии со ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами, суммы налога на доходы физических лиц учитываются налогоплательщиком в составе начисленных сумм оплаты труда.
     
     Индивидуальный предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения, осуществляя предпринимательскую деятельность по сдаче в аренду жилого помещения. Объектом налогообложения являются доходы. Сохранится ли ставка 6% с дохода от вышеуказанного вида деятельности в случае трудоустройства индивидуального предпринимателя в качестве штатного сотрудника коммерческой организации?
     
     Как следует из ситуации, индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, помимо доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, имеет доходы, полученные им от осуществления трудовой деятельности в качестве наемного работника (сотрудника) коммерческой организации.
     
     Согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ при применении упрощенной системы налогообложения налогоплательщики в составе доходов учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 249 и 250 главы 25 настоящего Кодекса. При этом доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ, в составе доходов не учитываются.
     
     Поскольку доходы, полученные индивидуальным предпринимателем от осуществления им трудовой деятельности на основании трудового договора, заключенного с коммерческой организацией, не являются доходами от реализации при осуществлении данным налогоплательщиком предпринимательской деятельности и не поименованы в качестве внереализационных доходов, данные доходы при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не учитываются.
     
     Индивидуальный предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения, сдавая в аренду жилое помещение. Какую отчетность и в какие сроки он должен представлять в налоговый орган при применении упрощенной системы налогообложения и при получении доходов от осуществления трудовой деятельности?
     
     Согласно ст. 346.23 НК РФ налогоплательщики - индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, представляют по истечении налогового периода налоговые декларации в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
     
     Форма налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 17.01.2006 N 7н (в ред. от 19.12.2006 N 176н).
     
     При этом в соответствии со ст. 346.24 НК РФ налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по единому налогу в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждены приказом Минфина России от 30.12.2005 N 167н (в ред. от 27.11.2006 N 152н).
     
     В налоговой декларации и в Книге учета доходов и расходов индивидуальный предприниматель должен отражать только доходы (расходы), полученные от предпринимательской деятельности, в отношении которой он перешел на применение упрощенной системы налогообложения.
     
     Доходы, полученные индивидуальным предпринимателем от осуществления трудовой деятельности в качестве наемного работника (сотрудника) коммерческой организации, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в рамках главы 23 НК РФ.