Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ


Лесной кодекс Российской Федерации

от 04.12.2006 N 200-ФЗ*1

     _____
     *1 В связи с большим объемом текст официального документа не приводится.

Комментарий*1

     _____
     *1 Окончание. Начало см.: НВ: коментарии... - 2007. - N 2. - С. 2-14.
     См. также статью автора комментария о плате за пользование лесным фондом в 2007 году // Налоговый вестник. - 2007. - N 3. - С. 57-62.

В.В. Петрунин,
государственный советник Российской Федерации III класса


***

     
     Главой 9 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (далее - Лесной кодекс) установлены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области лесных отношений.
     
     Наиболее обширными полномочиями обладают органы государственной власти Российской Федерации. Один их перечень состоит из 42 пунктов и поэтому здесь не приводится (см. ст. 81 Лесного кодекса). При этом следует заметить, что этот перечень фактически не является исчерпывающим. Так, в ст. 81 Лесного кодекса указано, что, помимо перечисленных, эти органы обладают и иными полномочиями, установленными как Лесным кодексом, так и другими федеральными законами.
     
     Кроме регулирования вопросов платности лесопользования, о которых речь пойдет ниже, органы государственной власти Российской Федерации устанавливают правила:
     
     - заготовки древесины, живицы, пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений, недревесных лесных ресурсов;
     
     - использования лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных и лекарственных растений;
     
     - осуществления научно-исследовательской деятельности и образовательной деятельности;
     
     - переработки древесины и иных лесных ресурсов;
     
     - пожарной безопасности.
     
     Органы государственной власти Российской Федерации определяют также порядок:
     
     - использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых;
     
     - использования лесных участков для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.
     
     Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений установлены ст. 82, а полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений - ст. 84 Лесного кодекса.
     

***

     
     Рассмотрим отдельно полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в части регулирования вопросов платности лесопользования.
     
     Так, в соответствии со ст. 81 Лесного кодекса к вышеуказанным полномочиям органов государственной власти Российской Федерации относятся:
     
     - установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в целях его аренды;
     
     - определение порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка;
     
     - установление ставок платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности;
     
     - определение порядка подготовки и заключения договоров купли-продажи лесных насаждений;
     
     - утверждение такс или методик исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства.
     
     Согласно ст. 82 Лесного кодекса к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в части регулирования вопросов платности лесопользования относится установление:
     
     - ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, в целях его аренды;
     
     - ставок платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
     
     - ставок платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан.
     
     Согласно ст. 47 прежнего Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ (далее - Лесной кодекс 1997 года) вышеуказанные органы обладали в этой части полномочиями по определению ставок лесных податей.
     
     В соответствии со ст. 84 Лесного кодекса к полномочиям органов местного самоуправления в части регулирования вопросов платности лесопользования относится установление:
     
     - ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды;
     
     - ставок платы за единицу объема древесины.
     
     В Лесном кодексе 1997 года полномочия органов местного самоуправления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (ст. 49) не содержали каких-либо прямых норм, позволяющих им устанавливать формы и размеры платы за лесопользование.
     

***

     
     Главой 10 Лесного кодекса регулируется порядок управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (ст. 85-93).
     
     К этим вопросам относится планирование использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, направленное на обеспечение устойчивого развития территорий и проводимое на основании лесного плана субъекта Российской Федерации (ст. 85), в котором определяются цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения (ст. 86 Лесного кодекса).
     
     Кроме того, основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка, порядок утверждения которого определяется ст. 87 Лесного кодекса.
     
     Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют в соответствии со ст. 12 Лесного кодекса проект освоения лесов, который подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст. 89 Лесного кодекса).
     
     Для выявления и прогнозирования развития процессов, оказывающих негативное воздействие на леса, для оценки эффективности мероприятий по их охране, защите, воспроизводству, а также в целях информационного обеспечения управления вышеуказанными видами деятельности проводится государственная инвентаризация лесов, порядок которой устанавливается Правительством РФ (ст. 90 Лесного кодекса).
     
     Статьей 91 Лесного кодекса предусмотрено ведение органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий Государственного лесного реестра в порядке, установленном Правительством РФ. Государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и лесопарках.
     
     Помимо Государственного лесного реестра осуществляется государственный кадастровый учет лесных участков в соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (в ред. от 30.06.2006 N 93-ФЗ) (ст. 92 Лесного кодекса).
     

***

     
     Говоря о реорганизации сферы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, следует также отметить, что Рослесхоз начал реформировать отрасль еще до принятия нового Лесного кодекса. Уже в 2005 году шла работа по разделению управленческих и хозяйственных функций, ведение лесного хозяйства передавалось арендаторам, решались вопросы о приватизации лесоустроительных предприятий. Все действия по реформированию следовали в русле административной реформы, направления которой определены соответствующими решениями Президента Российской Федерации и Правительства РФ. Кроме того, реформирование учреждений и других хозяйствующих субъектов было обусловлено рядом законодательных новаций в бюджетной политике.
     
     Ниже приводится схема оптимизации лесоуправления, которая была составлена исходя из положений нового Лесного кодекса*1.
     _____

     *1 См.: Гагарин Ю. Разделяя - приумножай // Лесная Россия. - 2005. - N 6.
     

Оптимизация лесоуправления. Современная модель лесоуправления

     


    
Принципы реструктуризации. Лесхозы (федеральная собственность)



Диаграмма 4

    
***

     
     Глава 11 Лесного кодекса состоит всего из двух статей: 94 "Платность использования лесов" и 95 "Оценка лесов".
     
     Не совсем ясно, была ли необходимость включения в Лесной кодекс этой отдельной главы, ведь ст. 94 Лесного кодекса частично повторяет положения других статей либо делает к ним отсылку. Так, на платность использования лесов указано в п. 11 ст. 1 Лесного кодекса, а порядок определения размера арендной платы и размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений регулируется ст. 73 и 76 настоящего Кодекса.
     
     Что касается оценки лесов, то она представляет собой оценку лесных участков и оценку имущественных прав, возникающих при использовании лесов, и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в ред. от 27.07.2006 N 157-ФЗ). При этом для целей Лесного кодекса может определяться кадастровая стоимость лесных участков в порядке, установленном Правительством РФ. Статьей 1 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что оценочная деятельность осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, данным Федеральным законом, а также другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности. При этом рассматриваемый Федеральный закон определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.
     
     Для целей Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости. Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
     

***

     
     Продолжая тему платности пользования лесами, целесообразно привести изменения в этой части законодательных актов, внесенные Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
     
     В соответствии со ст. 15 этого Федерального закона Правительство РФ должно до 1 июля 2007 года издать нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию положений Лесного кодекса. Кроме того, ст. 24 указанного Федерального закона внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ).
     
     Так, в соответствии с прежней редакцией абзацев восьмого и девятого ст. 51 БК РФ неналоговые доходы федерального бюджета формировались за счет:
     
     - платежей за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, - по нормативу 100%;
     
     - платы за перевод лесных земель в нелесные и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий - по нормативу 100%.
     
     В соответствии с новой редакцией ст. 51 БК РФ неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет платы за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений - по нормативу 100%, то есть исключена плата за перевод лесных земель в нелесные и за перевод земель лесного фонда в земли иных категорий.
     
     В ст. 57 "Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации" БК РФ было ранее предусмотрено, что к вышеуказанным доходам относились платежи за пользование лесным фондом в части, превышавшей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, - по нормативу 100%.
     
     Согласно новой редакции ст. 57 БК РФ к неналоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации относится плата за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, - по нормативу 100%.
     

***

     
     Федеральным законом "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" внесены также изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).
     
     С учетом внесенных изменений ниже приводится текст подпункта 17 п. 2 ст. 149 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" НК РФ (исключенные слова зачеркнуты):
     
     "2. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:
     
     ...17) услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами)..."
     

***

     
     В главе 25.2 "Водный налог" НК РФ изменения не существенны и не влияют на порядок исчисления этого налога. Так, слово "лесосплав" заменено по всему тексту на словосочетание "сплав древесины" в соответствующих падежах.
     

***

     
     Главой 12 Лесного кодекса определяются задачи государственного лесного контроля и надзора и устанавливаются права соответствующих должностных лиц, осуществляющих вышеуказанный контроль и надзор (ст. 96-98).
     
     Целью государственного лесного контроля и надзора является обеспечение соблюдения лесного законодательства.
     
     Должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор (государственные лесные инспектора), вправе:
     
     - пресекать и предотвращать нарушение лесного законодательства;
     
     - составлять по результатам проверок акты;
     
     - давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства и контролировать исполнение этих предписаний в установленные сроки;
     
     - осуществлять в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание;
     
     - предъявлять гражданам, юридическим лицам требования об устранении выявленных в результате проверок нарушений;
     
     - предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах их компетенции.
     
     Согласно ст. 96 Лесного кодекса решения органов исполнительной власти, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, являются обязательными для исполнения всеми участниками лесных отношений.
     
     На территории муниципального образования лесной контроль и надзор за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов осуществляются органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 16.10.2006 N 160-ФЗ).
     

***

     
     Говоря о новых подходах к организации государственного лесного контроля и надзора, целесообразно отметить, что Рослесхозом с участием академической и отраслевой науки была создана система дистанционного мониторинга за организацией лесопользования на всей территории интенсивного лесопользования России (около 140 млн га лесного фонда). Эта система основана на методике аналитико-измерительного дешифрования материалов космической и крупномасштабной аэрофотосъемки мест рубок главного пользования в многолесных районах. Современные аэрокосмические средства слежения позволяют предупреждать незаконную заготовку древесины на главном этапе контроля - лесосеке, что дает возможность в более полном объеме выявлять нарушения лесохозяйственных требований и незаконные рубки леса. В конечном счете, это дает возможность в полном объеме представлять к взысканию с нарушителей лесного законодательства сумм неустоек и ущерба, причиненного лесному хозяйству, а главное, полностью исключить возможность "неформальных договоренностей" недобросовестных лесопользователей и работников лесхозов.
     
     Здесь же целесообразно отметить, что в разрабатываемой Концепции Национального плана действий по предотвращению незаконных рубок и нелегального оборота древесины уточняются основные зоны ответственности органов федеральной власти и субъектов Российской Федерации. Ниже приведены соответствующие диаграммы*1.
     _____

     *1 См.: Рощупкин В.П. От зоны контроля до зоны ответственности // Лесная Россия. - 2006. - N 6.
     Он же. Лично ответственны перед государством // Лесная Россия. - 2005. - N 9.
     Он же. Инвестиций не ждут, их привлекают // Лесная Россия. - 2005. - N 6.
     

Основные зоны ответственности органов федеральной власти и субъектов РФ: локальный уровень

     


Диаграмма 5

Основные зоны ответственности органов федеральной власти и субъектов РФ: макроуровень
  


Диаграмма 6
    
***

     
     Главой 13 Лесного кодекса установлена ответственность за нарушение лесного законодательства (ст. 99 и 100).
     
     Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 99 Лесного кодекса). Это обычная отсылочная норма, используемая в аналогичных случаях и в других областях законодательства.
     
     В ст. 110 Лесного кодекса 1997 года содержалась аналогичная норма и было предусмотрено, что штрафы за административные правонарушения налагались должностными лицами федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере природопользования и его территориальных органов в пределах установленных законодательством Российской Федерации полномочий указанных должностных лиц. В новом Лесном кодексе такой нормы не содержится.
     
     Статьей 100 нового Лесного кодекса определено, что лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством РФ.
     
     Согласно ст. 84 Лесного кодекса 1997 года убытки, причиненные лесопользователям в связи с нарушением их прав, подлежали возмещению, а споры о возмещении убытков разрешались в судебном порядке. Кроме того, ст. 111 Лесного кодекса 1997 года было установлено, что граждане и юридические лица были обязаны возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
     

***

     
     Глава 14 Лесного кодекса содержит всего одну ст. 101, которой установлено, что споры в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов разрешаются в судебном порядке.
     
     Эта же норма содержалась в ст. 109 Лесного кодекса 1997 года, при этом в административном порядке данные споры разрешались только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
     

***

     
     Главой 15 Лесного кодекса определяется порядок отнесения лесов и их участков к защитным и особо защитным (ст. 102-107).
     
     С учетом особенностей правового режима защитных лесов ст. 102 Лесного кодекса определяются следующие категории вышеуказанных лесов:
     
     - леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;
     
     - леса, расположенные в водоохранных зонах;
     
     - леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов.
     
     К особо защитным участкам лесов, в частности, относятся:
     
     - берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов;
     
     - заповедные лесные участки;
     
     - места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных.
     
     В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, не совместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
     
     В ст. 103-107 Лесного кодекса определены правовые режимы лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов; ценных лесов; особо защитных участков лесов, а также лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях и в водоохранных зонах.
     
     В зависимости от вышеуказанных категорий лесов и их участков установлены различные ограничения в проведении лесопользования. В основном эти ограничения заключаются в запрете:
     
     - на проведение различных видов рубок лесных насаждений (или в резком их ограничении);
     
     - на использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях;
     
     - на ведение охотничьего хозяйства и сельского хозяйства;
     
     - на разработку месторождений полезных ископаемых;
     
     - на размещение объектов капитального строительства, за исключением лесных троп, гидротехнических сооружений.
     
     В ст. 55 Лесного кодекса 1997 года было указано, что в соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесного фонда, его местоположением и выполняемыми им функциями производятся разделение лесного фонда по группам лесов и разграничение лесов первой группы по категориям защитности. Напомним, что к лесам первой группы согласно Лесному кодексу 1997 года относились леса, основным назначением которых было выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий.
     
     Как видим, в новом Лесном кодексе этот вопрос регулируется несколько иначе, а именно: установлены отдельные правовые режимы для лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях (ст. 103), и лесов, расположенных в водоохранных зонах (ст. 104).
     

***

     
     В главе 16 Лесного кодекса установлен порядок отнесения лесов к эксплуатационным и резервным (ст. 108 и 109).
     
     К эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (ст. 108 Лесного кодекса).
     
     К резервным лесам относятся леса, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины. Использование резервных лесов допускается после их отнесения к эксплуатационным лесам или защитным лесам (ст. 109 Лесного кодекса).
     
     Согласно ст. 58 Лесного кодекса 1997 года леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение, относились к лесам третьей группы. Леса этой группы разделялись на освоенные и резервные леса.
     

***

    

О мировом опыте ведения лесного хозяйства

     
     В процессе политических и экономических реформ в европейских странах с переходной экономикой возникла значительная потребность в изменении организационных подходов к сохранению лесов и ведению лесного хозяйства. На уровне отдельных стран такие преобразования необходимы для создания структур, способных учитывать спрос местного уровня на услуги и продукты леса, а в глобальном контексте создание подобных институциональных систем необходимо для выполнения обязательств по сохранению лесов и биоразнообразия, взятых в рамках различных международных инициатив.
     
     Как отмечают эксперты (в частности, П. Девис - старший специалист по лесному сектору Всемирного банка*1), институциональные реформы открывают новые возможности для совершенствования всей системы управления в лесном секторе. Совершенствование управления на местном и глобальном уровнях радикально улучшает ситуацию в лесном секторе. На местном уровне леса могут играть роль катализатора действий, обеспечивающих прозрачность и реальные возможности для общественного контроля, участия местного населения и развития частного сектора. В глобальном измерении установление высоких стандартов в отношении сохранения лесов и лесного хозяйства соответствует условиям ряда международных соглашений и конвенций особого значения, например Конвенции о сохранении биоразнообразия и Киотского протокола.
     _____

     *1 Девис П. Институциональные преобразования открывают новые возможности для совершенствования всей системы управления в лесном секторе // Лесная Россия. - 2005. - N 9.
     
     Проведенный Всемирным банком сопоставительный анализ эволюции структур лесоуправления в 11 странах с переходной экономикой, включая Российскую Федерацию, и в 10 странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) позволяет сделать вывод, что необходимо более четкое определение стандарта эффективности работы лесохозяйственных организаций для его использования в качестве критерия оценки структурных реформ.
     
     Выше уже говорилось о неэффективности лесопользования в нашей стране. По оценкам лесопромышленников, ежегодно при рубках главного пользования заготавливается 0,14% общего запаса древесины, или 13,3% годичного прироста древесины в целом по стране. По всем показателям интенсивности пользования лесными ресурсами (использование расчетной лесосеки, годичного прироста древесины, объем заготовки древесины с 1 га при рубке главного пользования по сравнению со средним запасом древесины на 1 га) Российская Федерация находится на низком уровне. Если в нашей стране объем заготовленной древесины на 1 га покрытой лесом площади составляет в азиатской части 0,07 куб.м, в европейской - 0,62 куб.м, то в Канаде - 0,71 куб.м, в США - 2,3, в Финляндии - 2,8, в Швеции - 2,4, в Болгарии - 0,92, в Венгрии - 2,9, в Словакии - 2,9, в Чехии - 5,1, в Польше - 2,5, в Румынии - 2,2 куб.м. Другим показателем эффективности лесопользования является использование расчетной лесосеки. Так, если использование расчетной лесосеки в азиатской части Российской Федерации составляет 10%, в европейской - 32%, то в Канаде - 54%, в США - 52, в Финляндии - 77, в Швеции - 65, в Болгарии - 28, в Венгрии - 48, в Словакии - 43, в Чехии - 65, в Польше - 52, в Румынии - 43% (данные ВНИИЦлесресурса).
     
     Ниже рассмотрены другие особенности использования лесных ресурсов в других странах.
     
     Особого внимания заслуживает имеющийся богатый опыт федерализации лесных отношений в США и Канаде. Обе эти страны обладают большими лесными ресурсами, и их лесной сектор играет важную роль в экономике, хотя каждая из них пришла к существующим в настоящее время формам собственности на лес по-разному в силу исторически различных условий становления их государственности.
     
     В лесной политике США, которая не претерпела радикальных изменений за прошедшее столетие, производится жесткое законодательное разграничение прав собственности на федеральные леса и на леса, находящиеся в собственности штатов.
     
     Федеральное законодательство регулирует лесные отношения только на землях, находящихся в федеральной собственности. Оно не применяется для регулирования лесных отношений, если эти леса являются собственностью штатов или владениями частных собственников, где действуют другие правовые нормы.
     
     В 2005 году в федеральной собственности США находилось 17% общего запаса всех лесов страны. Отдельным штатам принадлежало в совокупности 14% американского леса. Остальные лесные земли в США составляли частную собственность компаний, юридических и физических лиц (более 6 млн частных лесовладельцев).
     
     Леса, находящиеся в собственности штатов, управляются, как правило, департаментами природных ресурсов и охраны окружающей среды, входящими в правительство штатов.
     
     Никаких совместных решений федеральных органов и органов власти штатов по управлению лесами не принимается ввиду их антиконституционности; соответственно нет и совместной ответственности за состояние лесных ресурсов.
     
     Федеральное правительство США отвечает только за состояние лесов на федеральных землях, правительство штатов - за состояние лесов, находящихся в их собственности, частный лесовладелец - за состояние лесов, принадлежащих ему на правах частной собственности.
     
     В Канаде Конституционным актом 1982 года все природные ресурсы страны (за небольшим исключением), в том числе лесные, переданы под юрисдикцию или в собственность провинций. Практически это означает, что права собственности на лесные ресурсы устанавливаются и реализуются законодательством провинций через структуры государственного управления, образуемые в составе органов их законодательной и исполнительной власти. Федеральное правительство Канады имеет под своей юрисдикцией только 11% продуктивных лесных земель, включая леса, контролируемые управлением национальной безопасности, индейские резервации. На федеральном уровне отсутствуют какие-либо законодательные акты, регулирующие отношения при использовании и воспроизводстве лесов, находящихся в собственности провинций. Управление лесами, находящимися в их собственности, организовано по схеме, близкой к схеме управления федеральными лесами в США.
     
     Права государственной собственности провинции реализуются через нижестоящие структуры управления, представленные лесными округами (в многолесных провинциях) и лесными районами. Как и в США, в Канаде границы лесных округов и районов выделены исключительно в целях создания удобств в управлении лесами с учетом географического, климатического, экологического и лесорастительного районирования, а также интенсивности лесопользования; границы лесных округов и районов не совпадают с административным делением провинций на муниципальные образования.
     
     Как отмечает М. Норекян*1, значение лесной и деревообрабатывающей промышленности в сегодняшней Германии трудно переоценить. По количеству работников эта отрасль экономики является лидирующей, в ней заняты более 1,1 млн человек, что больше, чем в автомобильной или химической промышленности.
     _____

     *1 См.: Норекян М. Богатая Германия бедна лесами // Лесная Россия. - 2006. - N 3.
     
     С населением 82 млн человек Германия является одной из самых густонаселенных стран Европы, естественный рост населения которой по ряду причин имеет почти отрицательную тенденцию. Объемы же гражданского и промышленного строительства неуклонно растут, что должно было бы негативно влиять на площади, занимаемые лесными насаждениями. Однако благодаря проводимой государством политике площадь лесов за последние десятилетия имеет хотя и незначительную, но тенденцию к росту.
     
     Леса Германии занимают более 11 млн га, что составляет треть территории всего государства. Однако в расчете на душу населения по лесистости страна относится к самым бедным в Европе, на семь человек приходится всего 1 га леса (для сравнения: в Финляндии на одного жителя приходится приблизительно 5 га леса).
     
     Ниже приведена диаграмма, характеризующая структуру собственности на лес в Германии.
     


Диаграмма 7

     
     Как видим, основная доля собственности на леса сосредоточена в частных владениях. Но при этом ведение лесного хозяйства очень жестко регулируется и финансово поддерживается государством. Согласно закону о лесе даже частные собственники получают государственные дотации. При этом они обязаны использовать свою собственность в соответствии с современными представлениями о лесе. Так как собственникам малых лесов невыгодно заниматься хозяйственной деятельностью на своих участках, они на добровольной основе создают объединения по уходу за лесом. В настоящее время создано свыше 5 тысяч этих объединений.
     
     Что касается возможности свободного доступа жителей страны в леса, то здесь возникают определенные проблемы, в том числе и в отношении лесов, находящихся в государственной собственности. Например, предприятие "Баварские государственные леса" установило различные виды платы за использование территории лесов, в том числе за проведение съемок в лесу, за установление в черте леса скамеек, за организацию туристических походов. Даже отряды добровольцев-спасателей, тренирующихся в лесу, должны платить за возможность готовиться к действиям в экстремальных условиях.
     
     Что касается Финляндии, то это самая лесистая страна Европы, 76% ее площади покрыто лесами. В основных лесных районах в южной и средней части страны частным лицам принадлежит 2/3 лесных массивов. Частников насчитывается около 900 тыс. человек. И так как одно хозяйство обычно принадлежит семье, то почти каждый пятый финн является лесовладельцем. Но из-за большого количества частных владений их размеры сравнительно небольшие - около 26 га леса.
     
     Ниже приведена диаграмма структуры владения лесами в этой стране*1.
     _____

     *1 См.: Парвиайнен Я. Работать по-фински // Лесная Россия. - 2005. - N 6.     
     

Структура лесовладений в Финляндии, %

     


Диаграмма 8

     
     Частная форма лесопользования является ключевым вопросом жизнедеятельности лесного хозяйства Финляндии. При этом лесное законодательство и принятая национальная программа по лесу, разнообразные формы объединений владельцев леса направлены на обеспечение устойчивого лесопользования и воспроизводство лесов. Так, законодательно запрещено истребление частных лесов. Если после рубки своевременно не было проведено лесовосстановление, то лесопользование временно приостанавливается, а средства на лесовосстановление взимаются в судебном порядке с владельца леса. Владельцам, обеспечивающим хороший уход за лесом, государство оказывает финансовую поддержку.
     
     В лесах Финляндии может свободно находиться каждый. Гражданам гарантируется возможность передвижения пешком, на лыжах, на велосипеде или верхом на лошади на землях, принадлежащих частным лицам, в то время как передвижение на моторизованных средствах требует разрешения владельца земли.
     
     В настоящее время лесное хозяйство и лесная промышленность страны составляет около 8% валового национального продукта. В финском экспорте доля лесной промышленности составляет в последние годы около 30%.
     

***

    

О перспективах развития лесопромышленного комплекса Российской Федерации

     
     Еще на стадии разработки нового Лесного кодекса делались различные варианты прогнозов развития лесной отрасли на ближайшую перспективу. Один из сценариев развития лесопромышленного комплекса (ЛПК) Российской Федерации, в работе над которым принимали участие члены Конфедерации ассоциаций и союзов лесной, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей и мебельной промышленности*1, предусматривает несколько путей развития лесной отрасли Российской Федерации.
     _____

     *1 См.: Сайковский В. Время собирать союзы // Лесная Россия. - 2006. - N 3.
     
     Вариант 1. Сценарий инерционного развития.
     
     Развитие отрасли возможно по этому сценарию при недостаточно благоприятном инвестиционном климате и нерешенности вопросов прав собственности и долгосрочной аренды лесных участков. Источниками роста отрасли в данной ситуации будут вялотекущие изменения на уровне отдельных предприятий, а также возможный долгосрочный рост мировых цен на древесину.
     
     При таких условиях хотя темпы роста отрасли до 2013 года будут ниже темпов роста экономики в целом, но они будут постепенно ускоряться и в 2010 году достигнут 4,5%, а к 2013-2015 годам - 5%. При этом вклад лесной промышленности в рост экономики страны будет ежегодно обеспечивать 0,1-0,2 процентного пункта прироста объемов выпуска в промышленности и 0,05-0,07 процентного пункта прироста ВВП.
     
     Вариант 2. Сценарий интенсивного развития.
     
     Это самый благоприятный сценарий, однако развитие событий по нему возможно только при существенном улучшении инвестиционного климата в ближайшие два-три года, защите инвестиций, а также благодаря возможностям долгосрочной аренды лесных участков на аукционной основе. Рост может также стать следствием крупных западных инвестиционных проектов, таких как вложение средств в строительство четырех крупных ЦБК на территории страны, а также благодаря российским и иностранным инвестициям в производство лесоматериалов и в лесозаготовку. Определенный рост будет обеспечен повышением мировых цен на древесину.
     
     При подобных условиях темпы роста отрасли будут быстро увеличиваться - до 7,5% к 2007 году. В период 2008-2013 годов отрасль будет развиваться, достигая на пике 19% роста к 2010 году, а после 2013 года темпы, скорее всего, снизятся, но по-прежнему останутся выше темпов роста ВВП. Лесная отрасль будет обеспечивать до 1,1 процентного пункта прироста объемов выпуска промышленности и до 0,37 процентного пункта прироста ВВП в период максимального быстрого темпа роста в 2010 году.
     
     Вариант 3. Сценарий отложенного развития.
     
     Этот сценарий предполагает улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации в ближайшей перспективе. Это произойдет при условии, что инвестиции в производство лесоматериалов и в лесозаготовку будут осуществляться в малых объемах, а рост мировых цен на древесину будет незначительным. Согласно такому сценарию выход лесной отрасли на значительные темпы роста будет происходить после 2010 года. Вклад же ЛПК Российской Федерации в рост российской экономики в целом будет достигнут лишь в 2013-2015 годах.
     
     Ниже приводятся диаграммы, в которых показаны индекс и темпы отраслевого роста ЛПК Российской Федерации.
     

Темпы отраслевого роста ЛПК, %

          


Диаграмма 9

Индекс отраслевого роста ЛПК (2003 = 100)



Диаграмма 10

    
***

     
     В заключение целесообразно отметить следующее.
     
     В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в 2007 году продолжают применяться отдельные положения Лесного кодекса 1997 года. Признаны утратившими силу раздел I, главы 4 и 5, ст. 31-37, ст. 42 [за исключением положений в части осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ], ст. 43-45, разделы III-VI и Особенная часть Лесного кодекса 1997 года.
     
     Также ст. 12 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что полностью Лесной кодекс 1997 года будет признан утратившим силу только с 1 января 2008 года.