Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об учете в целях налогообложения прибыли


Об учете в целях налогообложения прибыли

     
     Г.В. Пирогова
     

Учет расходов на использование товарного знака

     
     ОАО "Альянс" образовано путем преобразования ООО "Вал" и является его правопреемником. В январе 2007 года ООО "Вал" заключило с лицензиаром - компанией "Сокол", резидентом Республики Казахстан, соглашение о предоставлении прав на использование товарного знака.
     
     Возможно ли уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму понесенных затрат по использованию товарного знака ОАО "Альянс"?
     
     Согласно ст. 26 Закона РФ от 23.09.1992 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" право на использование товарного знака может быть предоставлено правообладателем (лицензиаром) другому юридическому лицу (лицензиату) или осуществляющему предпринимательскую деятельность физическому лицу по лицензионному договору в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован.
     
     В соответствии со ст. 1027 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания.
     
     Согласно п. 2 ст. 1028 ГК РФ договор коммерческой концессии регистрируется органом, осуществившим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, выступающего по договору в качестве правообладателя.
     
     Если правообладатель зарегистрирован в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя в иностранном государстве, регистрация договора коммерческой концессии производится органом, осуществившим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося пользователем.
     
     Договор коммерческой концессии на использование объекта, охраняемого в соответствии с патентным законодательством, подлежит регистрации также в федеральном органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков. При несоблюдении этого требования договор считается ничтожным.
     
     Статьей 1030 ГК РФ предусмотрено, что вознаграждение по договору коммерческой концессии может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки или в иной форме, предусмотренной договором.
     
     Исходя из норм ст. 559 ГК РФ товарный знак относится к средствам индивидуализации продавца и его товаров, работ или услуг.
     
     В соответствии с подпунктом 37 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности).
     
     Статьей 58 ГК РФ предусмотрено, что при реорганизации в форме преобразования юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
     
     При этом согласно ст. 59 ГК РФ передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
     
     У передаточного акта (разделительного баланса) нет установленной формы, поэтому он должен отвечать требования ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
     
     Таким образом, если в результате передачи по разделительному балансу реорганизуемым юридическим лицом правопреемнику имущества, прав и обязанностей, в том числе прав на использование товарного знака, то расходы в виде периодических (текущих) платежей за пользование товарным знаком могут быть отнесены к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу в соответствии с подпунктом 37 п. 1 ст. 264 НК РФ.
     
     Причем вышеуказанные расходы должны соответствовать критериям, предусмотренным п. 1 ст. 252 НК РФ (расходы должны быть экономически оправданны, документально подтверждены и произведены для деятельности, направленной на получение дохода).
     

Налогообложение вознаграждения за использование товарного знака

     
     Организация заключила с иностранной компанией лицензионный договор о производстве парфюмерной продукции, являющейся объектом интеллектуальной собственности, который принадлежит иностранной компании, имеющей постоянное местонахождение на территории Республики Кипр и не имеющей постоянного представительства на территории Российской Федерации. По условиям данного договора предусматривается ежемесячная выплата вознаграждения (роялти) за использование принадлежащих иностранной компании товарных знаков.
     
     Является ли российская организация налоговым агентом и должна ли она удерживать 20% от суммы роялти, подлежащего выплате иностранной компании, зарегистрированной на территории Республики Кипр?
     
     Иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации.
     
     Согласно ст. 247 НК РФ объектом налогообложения для вышеуказанной категории налогоплательщиков признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со ст. 309 настоящего Кодекса.
     
     Пунктом 1 ст. 309 НК РФ определены виды доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации (если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью этой организации через постоянное представительство в Российской Федерации), которые подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
     
     Согласно подпункту 4 п. 1 ст. 309 НК РФ к доходам иностранной организации, подлежащим обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты доходов в Российской Федерации, относятся доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности. На основании ст. 310 НК РФ налог с вышеуказанного вида дохода исчисляется по ставке, предусмотренной подпунктом 1 п. 2 ст. 284 НК РФ, то есть 20%.
     
     Однако ст. 7 НК РФ установлен приоритет правил и норм международных договоров, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, над нормами и правилами, предусмотренными настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.
     
     Статьей 12 Соглашения от 05.12.1998 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал предусмотрено, что доходы от авторских прав и лицензий (в том числе за использование или предоставление прав использования авторских прав на компьютерные программы), получаемые лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве, которое имеет на них фактическое право, облагаются налогом только в этом Государстве, если вышеуказанное лицо не осуществляет коммерческую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное в нем постоянное представительство, и право или имущество, в отношении которых выплачиваются доходы от авторских прав и лицензий, действительно не связаны с таким постоянным представительством.
     
     При этом п. 1 ст. 312 НК РФ предусмотрено, что при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение своего постоянного местонахождения в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.
     
     Если получающая доход иностранная организация представляет вышеуказанное подтверждение налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, то в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты.
     
     Таким образом, если на момент выплаты дохода российская организация - источник выплаты дохода не располагает подтверждением, предусмотренным п. 1 ст. 312 НК РФ, то она на основании положений ст. 309 НК РФ обязана произвести удержание налога на прибыль в порядке, установленном положениями ст. 310 НК РФ.
     
Л.П. Павлова
     

Учет сумм пеней и штрафов по реструктурированной кредиторской задолженности во внебюджетные фонды

     
     Подпунктом 21 п. 1 ст. 251 НК РФ установлено, что в составе доходов не учитываются суммы кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства РФ.
     
     Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2007 года) под бюджетами (бюджетом) в НК РФ понимались федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты), бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).
     
     Таким образом, внебюджетный фонд в целях НК РФ не был отнесен к бюджетам в смысле ст. 11 настоящего Кодекса.
     
     С 1 января 2007 года вышеуказанные понятия исключены из НК РФ.
     
     В связи с этим на основании п. 1 ст. 11 НК РФ в данном случае необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ).
     
     Так, в ст. 6 БК РФ в редакции, действующей с 1 января 2007 года, разделены понятия "бюджет" и "государственный внебюджетный фонд", а именно: под бюджетом понимается форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, а под государственным внебюджетным фондом - форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
     
     На основании вышеизложенного и учитывая, что в подпункте 21 п. 1 ст. 251 НК РФ внебюджетные фонды не поименованы, вышеуказанные положения настоящего Кодекса как до 1 января 2007 года, так и после 1 января 2007 года на суммы списанной кредиторской задолженности налогоплательщика перед бюджетами государственных внебюджетных фондов не распространяются.
     
     В соответствии с п. 18 ст. 250 НК РФ в состав внереализационных доходов включаются суммы кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 21 п. 1 ст. 251 настоящего Кодекса.
     
     В этой связи суммы списанных пеней и штрафов по реструктурированной кредиторской задолженности налогоплательщика перед бюджетами государственных внебюджетных фондов в соответствии с п. 18 ст. 250 НК РФ подлежат отражению в составе внереализационных доходов и облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке.
     

Учет прямых расходов

     
     Подпунктом 41 ст. 1 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ внесены изменения и дополнения в ст. 318 НК РФ. В абзаце пятом п. 1 слово "относятся" заменено словами "могут быть отнесены, в частности". Пункт 1 ст. 318 НК РФ дополнен также десятым абзацем следующего содержания: "Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг)".
     
     Руководствуясь этими изменениями, внесенными в ст. 318 НК РФ, некоторые организации не включили в состав прямых расходов амортизацию по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг, другие не учли в составе прямых расходов расходы на оплату труда.
     
     1. Если, руководствуясь изменениями, внесенными в ст. 318 НК РФ Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ, налогоплательщик не включил в состав прямых расходов амортизацию (в том числе оборудования, непосредственно участвующего в производстве) или расходы на оплату труда персонала (в том числе непосредственно участвующего в производстве), следует ли включить эти расходы в состав прямых расходов?
     
     2. Если в 2003-2004 годах (до внесения дополнений и изменений, позволяющих налогоплательщику самостоятельно определять перечень прямых расходов) организация не включила в состав прямых расходов, связанных с производством и реализацией, амортизацию здания цеха, в котором производится один вид продукции, следует ли при налоговой проверке увеличить размер прямых расходов на суммы вышеуказанной амортизации?
     
     1. В соответствии со ст. 318 НК РФ налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством и реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг).
     
     К прямым расходам могут быть отнесены, в частности:
     
     - материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ;
     
     - расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога и расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, начисленные на вышеуказанные суммы расходов на оплату труда;
     
     - суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.
     
     Минфин России письмом от 20.02.2006 N 03-03-02/42 разъяснил, что организация вправе установить один или несколько отдельных элементов прямых расходов в своей учетной политике для целей налогообложения в зависимости от своего производственного процесса с применением экономически обоснованных показателей.
     
     Кроме того, ст. 319 НК РФ предусмотрено, что если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению конкретного вида продукции (работ, услуг) невозможно, то налогоплательщик в своей учетной политике для целей налогообложения самостоятельно определяет механизм распределения вышеуказанных расходов с применением экономически обоснованных показателей.
     
     Из совокупности вышеуказанных обстоятельств, по мнению автора, следует, что в соответствии с налоговым законодательством организации имеют не право выбора отдельных категорий прямых расходов для их признания в целях налогообложения в качестве прямых расходов, а обязанность определять в учетной политике применительно к конкретному производству экономически оправданный перечень прямых расходов, непосредственно связанных с выпуском определенных видов продукции (работ, услуг), а также устанавливать экономически обоснованный критерий распределения иных производственных расходов между видами продукции.
     
     Аналогичными критериями организации руководствуются в бухгалтерском учете, что должно учитываться налогоплательщиками при применении перечня прямых расходов в налоговом учете.
     
     2. В соответствии с п. 1 ст. 318 НК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах") в состав прямых расходов включались суммы начисленной амортизации по объектам основных средств, использовавшихся при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг. При этом категории основных средств, которые следовало считать используемыми при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг, в целях налогообложения специально установлены не были. В таком случае на основании ст. 11 НК РФ следовало использовать значения понятий, которые применяются в соответствующих отраслях законодательства.
     
     Из пояснений к счетам 20 "Основное производство", 26 "Общехозяйственные расходы" и 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, следует, что основные средства, не связанные непосредственно с выпуском продукции (работ, услуг), а также основные средства, не используемые для управленческих и общехозяйственных нужд и не относящиеся к обслуживающим производствам и хозяйствам или вспомогательному производству, определяются как основные средства в производстве. При этом амортизация по ним учитывается в качестве общепроизводственных расходов, то есть расходов, связанных с производством.
     
     Таким образом, здание цеха, в котором производится продукция, следовало рассматривать как основное средство, использовавшееся при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг.
     
     В связи с вышеизложенным расходы в виде амортизации здания цеха, в котором производилась продукция до 2005 года (до вступления в силу изменений, внесенных в ст. 318 НК РФ), подлежали учету в составе прямых расходов, и вышеуказанный порядок не подлежал регулированию учетной политикой организации.
     
     С 1 января 2005 года налогоплательщик имеет право самостоятельно определять в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством и реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг), с учетом подходов, указанных в п. 1 данного ответа.
     
     Следовательно, амортизация по зданию цеха может быть, по нашему мнению, исключена из состава прямых расходов в случае, если налогоплательщик подтвердит экономическую обоснованность такого подхода.
     

Определение первоначальной стоимости объекта основных средств

     
     Согласно п. 2 ст. 277 НК РФ при ликвидации организации и распределении имущества ликвидируемой организации доходы налогоплательщиков - акционеров (участников, пайщиков) ликвидируемой организации определяются исходя из рыночной цены получаемого ими имущества (имущественных прав) на момент получения данного имущества за вычетом фактически оплаченной (вне зависимости от формы оплаты) соответствующими акционерами (участниками, пайщиками) этой организации стоимости акций (долей, паев).
     
     Исходя из какой стоимости определяется первоначальная стоимость объекта основных средств, полученного организацией-акционером при распределении имущества ликвидируемого акционерного общества:
     
     - если рыночная стоимость основного средства меньше фактически оплаченной стоимости акций;
     
     - если рыночная стоимость основного средства превышает фактически оплаченную стоимость акций?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. 8 ст. 250 настоящего Кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ.
     
     По нашему мнению, в случае ликвидации организации и распределения ее имущества такая операция для получателя основного средства не может рассматриваться в качестве безвозмездной, поскольку получатель одновременно теряет имущественное право, обусловленное его участием в уставном капитале ликвидируемой организации.
     
     Таким образом, при получении имущества ликвидируемой организации первоначальной стоимостью основного средства у получающей стороны будут фактические затраты, связанные с приобретением этого имущества. В рассматриваемом случае сумма фактических затрат на приобретение распределяемого имущества определяется расходами на получение имущественного права на участие в распределении имущества ликвидированной организации.
     
     Если взнос в ликвидируемую организацию ранее был внесен имуществом (имущественными правами), то фактическими расходами на приобретение распределенного в пользу участника основного средства признается стоимость имущества (имущественных прав), внесенного ранее в качестве вклада в уставный капитал.
     
Т.М. Гуркова
     

Налогообложение деятельности, связанной с использованием обслуживающих производств и хозяйств

     
     В состав ООО входит подразделение (санаторий), находящееся в другом субъекте Российской Федерации и осуществляющее деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств. Налоговая база по этому подразделению определяется отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности согласно ст. 275.1 НК РФ.
     
     Включаются ли в налоговую базу, определяемую по обслуживающим производствам и хозяйствам согласно ст. 275.1 НК РФ, полученные этим подразделением внереализационные доходы и расходы?
     
     В соответствии со ст. 275.1 НК РФ налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по вышеуказанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.
     
     Налоговой базой для целей главы 25 НК РФ признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со ст. 247 настоящего Кодекса, подлежащей налогообложению.
     
     Согласно ст. 247 НК РФ прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
     
     Пунктом 1 ст. 248 НК РФ установлено, что к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 252 НК РФ расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
     
     Исходя из вышеизложенного при определении налоговой базы по налогу на прибыль по деятельности подразделений, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, учитываются все доходы, в том числе внереализационные доходы, и все расходы, в том числе внереализационные расходы, связанные с данной деятельностью налогоплательщика. При этом налогоплательщик должен отдельно определять налоговую базу по деятельности подразделений обслуживающих производств и хозяйств.
     
     В этой связи доходы и расходы, перечисленные в ст. 250 и 265 НК РФ, могут быть учтены при определении налоговой базы в соответствии с требованиями ст. 275.1 настоящего Кодекса, если возникновение подобных доходов и расходов определено деятельностью, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств. При этом расходы должны отвечать критериям п. 1 ст. 252 НК РФ.
     
     Соответственно вышеуказанные доходы, в том числе внереализационные доходы, и расходы, в том числе внереализационные расходы, по деятельности налогоплательщика, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, отражаются по строкам 180-200 Приложения N 3 к Листу 02 декларации по налогу на прибыль.
     
     Бюджетная организация имеет на своем балансе общежития, спортивные лагеря, туристические базы, пансионаты, находящиеся на бюджетном финансировании.
     
     Следует ли учитывать финансирование из бюджета по обслуживающим хозяйствам при расчете расходов, принимаемых пропорционально объему средств, полученных от коммерческой деятельности, в общей сумме доходов?
     
     Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями установлены ст. 321.1 НК РФ.
     
     При применении п. 3 ст. 321.1 НК РФ в части определения бюджетными учреждениями доли доходов, полученных от реализации товаров, работ, услуг, в общей сумме доходов, для расчета в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль сумм расходов, покрываемых за счет двух источников, учитывается выручка от реализации товаров, работ, услуг (с учетом выручки, полученной подразделениями обслуживающих производств и хозяйств), и лимит бюджетных обязательств, установленный бюджетному учреждению (с учетом финансирования подразделений обслуживающих производств и хозяйств).
     
     Статьей 275.1 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по вышеуказанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.
     
     Вышеуказанная норма применяется бюджетными учреждениями, имеющими в своем составе подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, в общеустановленном порядке.
     

О переносе убытков на будущее

     
     Имел ли налогоплательщик право осуществлять перенос непогашенного убытка 1996 года до 2006 года?
     
     Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 110-ФЗ) сумма непогашенного убытка прошлых налоговых периодов по состоянию на 1 января 2001 года, уменьшавшая налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии с действовавшим до 1 января 2002 года законодательством, после вступления в силу главы 25 НК РФ признается убытком в целях налогообложения и переносится на будущее в порядке, установленном ст. 283 настоящего Кодекса.
     
     В соответствии с п. 14 ст. 1 Закона N 110-ФЗ часть вторая НК РФ дополнена главой 25. Закон N 110-ФЗ вступил в силу с 1 января 2002 года. Следовательно, глава 25 НК РФ вступила в силу с 1 января 2002 года.
     
     В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что сумма непогашенного убытка любого года, предшествовавшего 2001 году (в частности, 1996 года), переносится на будущее в порядке, установленном ст. 283 НК РФ.
     
     Согласно п. 2 ст. 283 НК РФ налогоплательщик имеет право осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.
     
     Из вышеизложенного можно сделать вывод, что налогоплательщик имел право осуществлять в течение 1997-2006 годов (то есть до 2006 года) перенос непогашенного убытка 1996 года.
     
     Однако этот вывод неверен, поскольку не учтено следующее.
     
     В соответствии с действовавшим до 1 января 2002 года законодательством (п. 5 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций") для предприятий и организаций, получивших в предыдущем году убыток (по данным годового бухгалтерского отчета), от уплаты налога освобождается часть прибыли, направленная на его покрытие, в течение последующих пяти лет.
     
     Это означает, что налогоплательщик имел право осуществлять перенос убытка на будущее только в течение пяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором был получен этот убыток.
     
     В частности, налогоплательщик имел право осуществлять перенос на будущее убытка 1996 года только в течение 1997-2001 годов. Поэтому сумма убытка 1996 года не могла быть перенесена на будущее в порядке, установленном ст. 283 НК РФ.
     
     Следовательно, налогоплательщик не имел права осуществлять перенос непогашенного убытка 1996 года до 2006 года.