Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О применении упрощенной системы налогообложения


О применении упрощенной системы налогообложения

     
     Л.А. Козлова,
консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     

Налогообложение участников договора доверительного управления

     
     Участники договора доверительного управления имуществом - учредитель управления и доверительный управляющий - применяют упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов". Выгодоприобретателями являются третьи лица, а именно: юридические лица, применяющие общий режим налогообложения; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, и т.д.
     
     Возможно ли применение упрощенной системы налогообложения налогоплательщиками, являющимися участниками договора доверительного управления?
     
     В соответствии со ст. 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).
     
     Согласно п. 3 ст. 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщики, являющиеся участниками договора доверительного управления имуществом, обязаны применять в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
     
     Таким образом, участники договора доверительного управления имуществом - учредитель управления и доверительный управляющий, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", могут применять упрощенную систему налогообложения независимо от того, кто является выгодоприобретателем по данному договору.
     
     При этом выгодоприобретатели - индивидуальные предприниматели или юридические лица, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы", обязаны сменить объект налогообложения на "доходы, уменьшенные на величину расходов". Если эти лица применяют объект налогообложения "доходы", то они утрачивают право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором стали являться участниками договора доверительного управления имуществом.
     

Учет расходов частной школы

     
     Частная школа, применяющая упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", приобрела плазменный телевизор и DVD, которые используются для проведения школьных мероприятий. Как учитываются расходы по приобретению этих объектов основных средств?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств (с учетом положений п. 3 и 4 настоящей статьи Кодекса).
     
     Пунктом 4 ст. 346.16 НК РФ установлено, что в состав основных средств и нематериальных активов включаются основные средства и нематериальные активы, которые относятся к амортизируемому имуществу в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса.
     
     Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб.
     
     В соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, телеаппаратура отнесена к четвертой амортизационной группе.
     
     Согласно подпункту 1 п. 3 ст. 346.16 НК РФ расходы на приобретение основных средств в период применения упрощенной системы налогообложения принимаются с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию. При этом в течение налогового периода расходы принимаются за отчетные периоды равными долями.
     
     В связи с этим при выполнении условия, что первоначальная стоимость плазменного телевизора и DVD (каждого основного средства) будет превышать 10 000 руб., расходы организации на приобретение телеаппаратуры могут учитываться при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в вышеуказанном порядке.
     

Учет оплаченных и переданных в производство материалов

     
     Вправе ли организация, применяющая упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", включать в состав расходов при расчете налога стоимость оплаченных и переданных в производство материалов, при условии что произведенная продукция не была передана покупателю, но оплата за нее поступила?
     
     В соответствии с подпунктом 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на материальные расходы.
     
     Согласно п. 2 ст. 346.16 НК РФ организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, учитывает материальные расходы применительно к порядку, предусмотренному ст. 254 настоящего Кодекса для исчисления налога на прибыль организаций. В частности, подпунктом 1 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам отнесены затраты налогоплательщика на приобретение сырья и (или) материалов, используемых при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг).
     
     В соответствии с п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.
     
     При этом материальные расходы принимаются в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения, и учитываются в составе расходов по мере списания данных материалов в производство.
     
     Учитывая вышеизложенное, при определении объекта налогообложения налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения, расходы по приобретению материалов принимаются при условии, что материалы оплачены и списаны в производство, независимо от факта оплаты и передачи готовой продукции покупателю.     


Учет доходов, полученных по договору безвозмездного пользования имуществом

     
     Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, получила в безвозмездное пользование имущество от учредителя - физического лица, доля которого в уставном капитале составляет 100%. Каким образом учитываются доходы по договору безвозмездного пользования имуществом, полученным от учредителя?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые согласно ст. 249 настоящего Кодекса, и внереализационные доходы, устанавливаемые в соответствии со ст. 250 НК РФ. При определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ, в частности, согласно подпункту 11 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно:
     
     - от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) передающей организации;
     
     - от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) получающей организации;
     
     - от физического лица, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) этого физического лица.
     
     При этом полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения только в случае, если в течение одного года со дня получения это имущество (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам.
     
     В соответствии с подпунктом 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%.
     
     Таким образом, если учредителем организации является физическое лицо с долей участия 100%, то доходы по договору безвозмездного пользования имуществом, полученным от учредителя, при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не учитываются.
     
У.В. Бокова,
главный специалист - эксперт Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     

Переход на общий режим налогообложения

     
     ООО применяет упрощенную систему налогообложения с февраля 2005 года с объектом налогообложения "доходы". Основным видом деятельности ООО является доверительное управление имуществом. Начиная с 1 января 2006 года организации, применявшие упрощенную систему налогообложения и являвшиеся участниками договоров доверительного управления, должны были изменить объект налогообложения.
     
     Каков порядок изменения объекта налогообложения?
     
     Согласно п. 3 ст. 346.14 НК РФ, вступившему в силу с 1 января 2006 года в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 101-ФЗ), налогоплательщики, являющиеся участниками до-говора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, обязаны применять в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
     
     В то же время согласно п. 2 ст. 346.14 НК РФ объект налогообложения не может меняться налогоплательщиками в течение трех лет с начала применения вышеуказанной системы налогообложения.
     
     Кроме того, п. 3 ст. 5 Закона N 101-ФЗ налогоплательщикам, перешедшим на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 года и выбравшим объектом налогообложения доходы, предоставлено право с 1 января 2006 года изменить объект налогообложения, уведомив об этом налоговые органы не позднее 20 декабря 2005 года.
     
     Таким образом, если налогоплательщик применял с 1 января 2003 года упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, то он имел право изменить с 1 января 2006 года объект налогообложения на доходы, уменьшенные на величину расходов, и являться участником простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом.
     
     Если налогоплательщик начал применять упрощенную систему налогообложения после 1 января 2003 года, то есть на 1 января 2006 года у него не истек трехлетний срок применения упрощенной системы налогообложения, то он мог изменить объект налогообложения только с начала нового налогового периода по истечении налогового периода, в котором истек трехлетний срок применения объекта налогообложения.
     
     Поэтому если у налогоплательщика, являющегося участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, выбравшего объектом налогообложения доходы, на 1 января 2006 года не истек трехлетний срок применения указанного объекта налогообложения, он должен был с 1 января 2006 года прекратить участие в до-говоре простого товарищества (договоре о совместной деятельности) или в договоре доверительного управления имуществом либо должен был перейти на общий режим налогообложения.
     
     Переход на применение общего режима налогообложения осуществляется вышеназванными налогоплательщиками путем представления в налоговые органы соответствующего уведомления, форма которого утверждена приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 (приложение N 4).
     

Переход на упрощенную систему налогообложения

     
     5 апреля 2007 года ООО "Альфа", находившееся на общем режиме налогообложения, прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме преобразования в ОАО "Гамма". ОАО "Гамма" подало 6 апреля 2007 года в налоговый орган заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения как вновь созданная организация. Возможен ли переход ОАО "Гамма" на упрощенную систему налогообложения с 5 апреля 2007 года?
     
     Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения установлены ст. 346.13 НК РФ. Поскольку при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (при изменении организационно-правовой формы) возникает новое юридическое лицо, то на него распространяется порядок перехода на упрощенную систему налогообложения, предусмотренный п. 2 ст. 346.13 НК РФ, то есть тот же порядок, что действует в отношении вновь созданных организаций.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 346.13 НК РФ вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абзацем вторым п. 2 ст. 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель имеют право применять упрощенную систему налогообложения с даты их постановки на учет в налоговом органе, указанной в этом свидетельстве.
     
     Таким образом, реорганизованная 5 апреля 2007 года организация, которая 6 апреля 2007 года подала заявление в налоговый орган о переходе на упрощенную систему налогообложения, вправе применять вышеуказанный специальный налоговый режим с 5 апреля 2007 года.
     

Определение дохода субагента

     
     ООО "Вояж" применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" и намеревается продавать железнодорожные билеты. ООО заключило субагентский договор с компанией-агентом ОАО "РЖД". Сумма, уплачиваемая клиентом ООО "Вояж" за билеты, формируется из стоимости билета, вознаграждения агента, вознаграждения субагента.
     
     Что является в рассматриваемом случае доходом субагента? Должно ли ООО "Вояж" учитывать в доходах всю сумму выручки, полученную от клиентов? Можно ли отнести стоимость билета и агентское вознаграждение на расходы?
     
     Согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ при применении организацией упрощенной системы налогообложения в составе доходов учитываются доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 249 и 250 настоящего Кодекса. При этом доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ, в составе доходов не учитываются.
     
     На основании подпункта 9 п. 1 ст. 251 НК РФ в составе доходов не учитываются денежные средства, поступившие комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору.
     
     Таким образом, при определении объекта налогообложения доходом организации-агента является сумма полученного агентского вознаграждения. Денежные суммы, которые организация-агент на основании заключенного агентского договора передает принципалу, являются доходами принципала, а не организации-агента.
     
     Полагаем, что вышеприведенное распространяется также на стороны субагентского договора. В этой связи доходом организации-субагента является сумма полученного субагентского вознаграждения. Денежные суммы, в том числе стоимость билетов и вознаграждение агента, которые организация-субагент на основании заключенного субагентского договора передает принципалу (агенту), являются доходами принципала (агента), а не организации-субагента.
     
     Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 настоящего Кодекса.
     
     На основании п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.
     
     Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     
     Под документально подтвержденными расходами понимаются в том числе затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Поскольку организация-субагент при осуществлении предпринимательской деятельности не несет фактических затрат на приобретение билетов и уплату агентского вознаграждения, данные расходы в целях налогообложения не учитываются.
     

Учет транспортировки и установки дополнительного оборудования основного средства

     
     Муниципальное унитарное предприятие, применяющее упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", получило от своего учредителя в хозяйственное ведение основное средство - трактор с навесным оборудованием. Учредитель возложил на предприятие обязанности по транспортировке трактора к месту эксплуатации, по регистрации и сертификации навесного оборудования, установленного на тракторе. Может ли это предприятие учесть данные расходы в составе своих расходов?
     
     Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 настоящего Кодекса.
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств (с учетом положений п. 3 и 4 данной статьи Кодекса).
     
     Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и исходя из положений подпункта 16 п. 3 ст. 346.12 и п. 4 ст. 346.13 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны вести учет основных средств в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете.
     
     На основании Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются в том числе суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования, и иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.
     
     Таким образом, расходы на транспортировку трактора, а также на осуществление регистрации и сертификации навесного оборудования к нему учитываются при определении первоначальной стоимости данного объекта основных средств (трактора с навесным оборудованием), которая списывается налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с требованиями п. 3 ст. 346.16 НК РФ.
     
     Однако, как усматривается из ситуации, организация, перешедшая на применение упрощенной системы налогообложения, фактически произвела только расходы на транспортировку трактора, а также на осуществление регистрации и сертификации навесного оборудования к нему, не произведя при этом расходов на приобретение трактора и навесного оборудования к нему, поскольку данный трактор и навесное оборудование были получены организацией в хозяйственное ведение от учредителя. В этой связи полагаем, что вышеуказанная организация не вправе учесть в целях налогообложения расходы на транспортировку трактора, а также на осуществление регистрации и сертификации навесного оборудования к нему.
     

Составление авансовых отчетов о расходах

     
     Обязано ли юридическое лицо, применяющее упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы", составлять авансовые отчеты о своих расходах?
     
     Согласно ст. 346.23 НК РФ налогоплательщики-организации по истечении налогового (отчетного) периода представляют налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в налоговые органы по месту своего нахождения. Форма налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 17.01.2006 N 7н (в ред. от 19.12.2006 N 176н).
     
     Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками-организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, налоговые декларации по итогам отчетного периода - не позднее 25 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
     
     При этом налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по единому налогу в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждены приказом Минфина России от 30.12.2005 N 167н (ст. 346.24 НК РФ).
     
     Таким образом, НК РФ и вышеназванными приказами Минфина России не предусмотрена обязанность налогоплательщика составлять и представлять в налоговые органы авансовые отчеты по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.