Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на доходы физических лиц


О налоге на доходы физических лиц

     
     Т.В. Воронова
     

1. Основания для применения к налоговым агентам мер налоговой ответственности и начисления пени

    

Применение штрафных санкций к организации по результатам выездной налоговой проверки

     
     По результатам выездной налоговой проверки установлен факт неправомерного неперечисления организацией - налоговым агентом сумм налога на доходы физических лиц, удержанного с ее работников. Организация в срок, установленный в требовании, не уплатила сумму штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога, сославшись на то, что на момент вынесения решения по выездной налоговой проверке об уплате штрафа сумма налога была ею перечислена в бюджет, что свидетельствует об отсутствии события налогового правонарушения и является обстоятельством, исключающим привлечение лица к налоговой ответственности. Является ли факт уплаты налога организацией при вышеуказанных обстоятельствах основанием для освобождения организации от ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ?
     
     В силу п. 6 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
     
     Факт неправомерного неперечисления налога установлен налоговым органом в период проведения выездной налоговой проверки и отражен в акте налоговой проверки в соответствии с требованиями п. 2 ст. 100 НК РФ.
     
     Пунктом 8 ст. 101 НК РФ предусмотрено, что решение налогового органа о привлечении к ответственности принимается на основании обстоятельств совершенного налогоплательщиком (налоговым агентом) налогового правонарушения, установленного проведенной проверкой. При этом в соответствии со ст. 89 НК РФ по окончании выездной проверки составляется справка, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.
     
     Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
     
     Поскольку событие налогового правонарушения, а также наличие вины лица в совершении налогового правонарушения устанавливаются на основании обстоятельств, выявленных при проведении проверки, факт уплаты налога организацией - налоговым агентом до вынесения решения о привлечении ее к налоговой ответственности не является при вышеуказанных обстоятельствах основанием для освобождения организации от ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ.
     

2. Порядок перечисления налога на доходы физических лиц, а также заполнения и представления сведений о доходах физических лиц

    

Отражение суммы отпускных выплат

     
     Каким образом отражаются в формах налоговой отчетности N 1-НДФЛ и 2-НДФЛ суммы отпускных выплат работнику организации, полученные в декабре 2006 года за период декабрь 2006 года - январь 2007 года, и пособия по временной нетрудоспособности, выплаченные работнику в январе 2007 года за период декабрь 2006 года - январь 2007 года?
     
     В соответствии со ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны вести учет выплаченных ими физическим лицам доходов, ежемесячно определять налоговую базу этих физических лиц, исчислять и удерживать налог на доходы физических лиц, а также перечислять в бюджет удержанные с этих доходов суммы налога.
     
     Исходя из положений ст. 223 НК РФ суммы оплаты отпуска, выплачиваемые организацией работникам, учитываются при определении налоговой базы того периода, за который они выплачены. При расчете отпускных сумм бухгалтерия организации обязана произвести расчет налоговой базы за каждый месяц отпуска и исчислить сумму налога. Удержание исчисленной суммы налога с доходов работников организации производится в день их выплаты, а перечисление налога - не позднее дня фактического получения в банке денежных средств на выплату таких доходов.
     
     В разделе 3 Порядка заполнения налоговой карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц, утвержденного приказом МНС России от 31.10.2003 N БГ-3-04/583, указано, что в случае выплаты налогоплательщику сумм в оплату очередного отпуска, других аналогичных выплат за неотработанное время, исчисляемых в установленном порядке исходя из среднего заработка, суммы таких выплат приводятся в поле того месяца налогового периода, за который они начислены.
     
     В случае выплаты отпускных, приходящихся на два налоговых периода, сумма отпускных за декабрь 2006 года будет отражаться в справке о доходах по форме N 2-НДФЛ по коду 2012 за декабрь 2006 года, а сумма отпускных за январь - по коду 2012 за январь 2007 года. При этом налог должен быть удержан и перечислен в бюджет в момент выплаты отпускных, то есть в декабре 2006 года.
     

Налогообложение материальной выгоды по займам

     
     Обязана ли организация, которая предоставляет своим работникам беспроцентные займы на приобретение квартиры, исполнять обязанности налогового агента по определению и налогообложению материальной выгоды по заемным средствам, облагаемой налогом по ставке 35%, если налогоплательщик не уполномочил ее на выполнение этих обязанностей?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 2 ст. 212 НК РФ доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является, в частности, материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей.
     
     Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислять, удерживать у налогоплательщика и уплачивать сумму налога на доходы физических лиц.
     
     Исключение составляют доходы, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. 214.1, 227 и 228 НК РФ.
     
     Таким образом, при получении налогоплательщиком в результате отношений с организацией дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными средствами данная организация признается на основании ст. 226 НК РФ налоговым агентом и обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц.
     

3. Особенности налогообложения отдельных видов доходов

    

Налогообложение дохода, полученного физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, в натуральной форме в виде оплаты представительских расходов

     
     Согласно п. 2 ст. 264 НК РФ к представительским расходам относятся расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания взаимного сотрудничества. К этим расходам также относятся расходы по приему участников, которые прибыли на заседание совета директоров (правления) налогоплательщика.
     
     В перечень издержек на официальный прием участников и их обслуживание вне зависимости от места проведения входят расходы:
     
     - на проведение официального приема (завтрак, обед или иное аналогичное мероприятие);
     
     - на транспортное обслуживание по доставке представителей других компаний к месту проведения мероприятия и обратно;
     
     - на буфетное обслуживание во время переговоров;
     
     - на оплату услуг переводчиков.
     
     Перечень представительских расходов является закрытым и расширенному толкованию не подлежит. К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.
     
     В составе представительских расходов не учитываются затраты на визовую поддержку, а также на оплату авиационных и железнодорожных билетов для представителей иностранных компаний, издержки, связанные с доставкой прибывших на мероприятие от вокзала до гостиницы, а также расходы по проживанию.
     
     Следовательно, при соответствующем документальном оформлении расходов по приему и обслуживанию представителей иностранных организаций, участвующих в переговорах с целью установления и (или) поддержания взаимовыгодного сотрудничества, такие расходы относятся к представительским расходам организации и не являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц.
     
     Расходы по оплате авиабилетов, счетов за проживание представителей иностранной организации не могут быть отнесены к представительским расходам, установленным п. 2 ст. 264 НК РФ, и включаются в налоговую базу в целях исчисления налога на доходы физических лиц по ставке 13% - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, и 30% - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
     
     Денежные средства на представительские расходы, как правило, выдаются из кассы организации сотрудникам под отчет на основании оформленного приказа руководителя или заявления работника с визой руководителя. Согласно приказу об установленных нормах расходования средств на отдельные виды представительских расходов составляется смета затрат на представительские расходы, которая утверждается руководителем.
     
     После утверждения такой сметы подотчетному лицу в виде аванса выдаются денежные средства по расходному кассовому ордеру. Из подотчета данные суммы списываются по истечении срока, на который они выданы, при представлении документов, подтверждающих понесенные расходы, в том числе исполнительной сметы или акта по каждому случаю приема делегации по утвержденной руководителем форме. Исполнительная смета должна содержать такие реквизиты, как дата, место и программа проведения деловых встреч, список участвующих лиц с обеих сторон, величина расходов. Все произведенные расходы должны быть обоснованы приложенными к исполнительной смете правильно оформленными первичными документами. Следовательно, осуществление представительских расходов должно быть оформлено первичными учетными документами, в которых указываются дата и место проведения деловой встречи (приема), приглашенные лица, участники со стороны организации, конкретное назначение расходов и их величина.
     
     В организациях должен быть установлен порядок расходования средств на представительство, их документального оформления и контроля, включая круг лиц, имеющих отношение к этой деятельности организации.
     
     Таким образом, при соответствующем документальном оформлении расходов по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранные), участвующих в переговорах с целью установления и (или) поддержания взаимовыгодного сотрудничества, такие расходы относятся к представительским расходам организации и у физических лиц объектом обложения налогом на доходы физических лиц не являются.
     

Налогообложение бесплатной выдачи молока отдельным категориям работников, занятым на работах с вредными условиями труда

     
     Пунктом 3 ст. 217 НК РФ предусмотрены виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, определенных согласно законодательству Российской Федерации), освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц.
     
     Согласно ст. 222 Трудового кодекса Российской Федерации на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты.
     
     Постановлением Правительства РФ от 29.11.2002 N 849 "О порядке утверждения норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питания" установлено, что работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов осуществляется в соответствии с перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов.
     
     Данный Перечень утвержден приказом Минздрава России от 28.03.2003 N 126.
     
     Следовательно, если условия работы на рабочих местах признаны вредными, то доход в виде бесплатной выдачи молока в целях профилактики работникам организации относится к компенсационным выплатам, освобождаемым от налогообложения в соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ.
     

Право налогового агента на удержание налога на доходы физических лиц, исчисленного с дохода в натуральной форме, выплаченного организацией и полученного иждивенцами - несовершеннолетними детьми работника

     
     В соответствии со ст. 207 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
     
     Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.
     
     Пунктом 2 ст. 211 НК РФ предусмотрено, что к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относится, в частности, оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 64, п. 1 ст. 80 Семейного кодекса Российской Федерации родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами без специальных полномочий и обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.
     
     Следовательно, если организация оплачивает предоставление услуг в интересах членов семей работников, находящихся на их иждивении (несовершеннолетних детей), в том числе на основании заявлений самих работников, то оплату вышеуказанных услуг следует рассматривать в целях налогообложения как получение дохода в интересах работника организации.
     
     В этом случае организация, являющаяся налоговым агентом, определяет налоговую базу, исчисляет и удерживает налог на доходы физических лиц из дохода налогоплательщика - работника организации, в интересах которого организацией произведена оплата услуги.
     

Налогообложение грантов (безвозмездной помощи), предоставляемых российскими организациями для поддержки науки и образования

     
     В соответствии с п. 6 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц суммы, полученные в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными или иностранными организациями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ.
     
     Таким образом, от налогообложения освобождаются только гранты, предоставленные международными или иностранными организациями, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 05.03.2001 N 165.
     
     Федеральным законом от 23.03.2007 N 38-ФЗ "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" внесено изменение в п. 6 ст. 217 НК РФ, в соответствии с которым с 1 января 2008 года от налогообложения будут освобождаться также гранты, предоставленные российскими организациями.
     
     Однако в целях реализации данной нормы НК РФ необходимо утверждение Правительством РФ перечня российских организаций, получатели грантов которых освобождаются от налогообложения.
     

4. Предоставление стандартных налоговых вычетов

    

Налогообложение доходов, полученных физическими лицами от продажи ценных бумаг

     
     Относятся ли для целей налогообложения в соответствии со ст. 214.1 НК РФ ценные бумаги, не включенные в котировальные листы, но являющиеся объектом сделок у организаторов торговли, к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг?
     
     Согласно п. 3 ст. 214.1 НК РФ к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, относятся ценные бумаги, допущенные к обращению у организаторов торговли, имеющих лицензию федерального органа, осуществляющего регулирование рынка ценных бумаг.
     
     Статьей 14 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ) предусматривается, что ценные бумаги могут быть допущены к торгам на фондовой бирже без прохождения процедуры листинга в соответствии с правилами допуска ценных бумаг к торгам без прохождения процедуры листинга. Согласно ст. 2 Закона N 39-ФЗ под обращением ценных бумаг понимается заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход прав собственности на ценные бумаги.
     
     Одним из случаев обращения ценных бумаг является публичное обращение ценных бумаг, которым в соответствии со ст. 2 Закона N 39-ФЗ признается в том числе обращение ценных бумаг на торгах фондовых бирж и/или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.
     
     В соответствии с п. 4.2 Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 22.06.2006 N 06-68/пз-н, допуск ценных бумаг к торгам у организатора торговли осуществляется путем их включения в список ценных бумаг, допущенных к торгам. Включение ценных бумаг в вышеуказанный список на фондовой бирже может осуществляться с прохождением и без прохождения процедуры листинга.
     
     Таким образом, к обращающимся ценным бумагам относятся не только ценные бумаги, включенные в котировальные листы (прошедшие процедуру листинга), но и ценные бумаги, являющиеся объектом совершаемых через организатора торговли сделок без включения в котировальные листы, и к ним соответственно применяются правила налогообложения, установленные ст. 214.1 НК РФ.