Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на добавленную стоимость


О налоге на добавленную стоимость

П.С. Кораблев
     

Отражение в декларации по НДС доходов от игорного бизнеса

     
     ООО осуществляет деятельность в области игорного бизнеса и сдает декларацию по НДС в налоговый орган по месту учета ежеквартально. Необходимо ли указывать в разделе 9 декларации по НДС сумму, полученную от использования игровых автоматов?
     
     Согласно подпункту 8 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации организация тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов) организациями игорного бизнеса.
     
     В разделе 4 налоговой декларации по НДС, форма которой утверждена приказом Минфина России от 28.12.2005 N 163н (в разделе 9 декларации по НДС, форма которой утверждена приказом Минфина России от 07.11.2006 N 136н), отражаются операции, не подлежащие обложению НДС (освобождаемые от налогообложения).
     
     Таким образом, если организация осуществляет операции, не подлежащие обложению НДС (освобождаемые от налогообложения), в частности организацию тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), то такие операции отражаются в разделе 4 налоговой декларации по НДС, форма которой утверждена приказом Минфина России от 28.12.2005 N 163н (в разделе 9 декларации по НДС, форма которой утверждена приказом Минфина России от 07.11.2006 N 136н).
     

Срок представления декларации по НДС

     
     В какой период (ежемесячно или ежеквартально) необходимо сдавать декларацию по НДС в налоговый орган по месту учета и зависит ли период сдачи от размера суммы, указанной в разделе 9 декларации по НДС?
     
     Согласно п. 5 ст. 174 НК РФ налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 настоящего Кодекса.
     
     Согласно ст. 163 НК РФ для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, не превышающими 2 млн руб., налоговый период устанавливается как квартал, а для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, превышающими 2 млн руб., - как месяц.
     
     Таким образом, порядок (ежемесячно или ежеквартально) подачи декларации по НДС зависит от ежемесячных в течение квартала сумм выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС.
     
     Учитывая вышеизложенное, если ежемесячные в течение квартала суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превышают 2 млн руб., декларация по НДС подается в налоговый орган по месту учета ежеквартально, а если ежемесячные в течение квартала суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС превышают 2 млн руб. - ежемесячно.
     

Возможность присвоения продукции двух кодов Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93

     
     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.11.2003 N 677 общероссийские классификаторы используются в правовых актах в социально-экономической области для однозначной идентификации объектов правоотношений путем прямого использования общероссийских классификаторов без изменения принятых в них кодов и наименований позиций. Определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
     
     В Общероссийском классификаторе продукции ОК 005-93 (ОКП), утвержденном постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301 (далее - Классификатор ОК 005-93), классификация продукции осуществляется по производственному признаку однородной продукции. Одновременное присвоение продукции двух кодов ОКП Классификатором ОК 005-93 не предусмотрено.
     
     Данная позиция подтверждена также письмом ФНС России от 25.04.2007 N ШТ-6-03/349@.
     

Налогообложение важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники

     
     Общество закупает автомобили у ОАО и дооборудует их в автомобили скорой медицинской помощи (устанавливает реанимационное оборудование, носилки и т.д.). В одобрении типа транспортного средства N РОСС ХХХХХХХ 8 указан код 45 1785 "Автобусы санитарные" по Классификатору ОК 005-93, в технических условиях ТУ 9451-ХХХХХХХ-2004 - код 94 5100 "Оборудование санитарно-гигиеническое, средства перемещения и перевозки". Вправе ли общество при дальнейшей реализации данных автомобилей (как автомобилей скорой медицинской помощи) применять освобождение от налогообложения, предусмотренное подпунктом 1 п. 2 ст. 149 НК РФ?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, перечень которой утвержден постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 N 19 (далее - Перечень).
     
     Согласно Перечню к важнейшей и жизненно необходимой медицинской технике, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению НДС, относятся изделия с кодами 94 5100 "Оборудование санитарно-гигиеническое, средства перемещения и перевозки" и, в частности, изделия с кодом 94 5150 "Средства перемещения и перевозки медицинские (носилки, тележки и др.)".
     
     В соответствии с примечанием к Перечню принадлежность отечественной медицинской техники к перечисленной в настоящем Перечне медицинской технике подтверждается соответствием кодов по классификации Классификатора ОК 005-93, приведенных в настоящем Перечне, кодам этого Классификатора, указанным в государственном стандарте, отраслевом стандарте, техническом условии.
     
     Таким образом, соответствие кодов Классификатора ОК 005-93, указанных в технической документации отечественной медицинской техники, кодам по классификации этого Классификатора, приведенным в Перечне, является основанием для применения освобождения при реализации данной техники от обложения НДС.
     
     В соответствии с п. 9 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.11.2003 N 677, определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
     
     Таким образом, организация самостоятельно определяет код продукции согласно Классификатору ОК 005-93 и, указывая этот код в технической документации, может применять при реализации данной техники освобождение от обложения НДС.
     
     Как следует из ситуации, общество закупает у ОАО автомобили, дооборудует их в автомобили скорой медицинской помощи (устанавливает реанимационное оборудование, носилки и т.д.), которые затем оно реализует.
     
     Обществу выдано одобрение типа транспортного средства N РОСС ХХХХХХХ 8, из которого следует, что транспортному средству присвоен код 45 1785 "Автобусы санитарные" по Классификатору ОК 005-93.
     
     В технических условиях ТУ 9451-ХХХХХХХ-2004 на автомобиль скорой медицинской помощи приведен код 94 5100 "Оборудование санитарно-гигиеническое, средства перемещения и перевозки" по Классификатору ОК 005-93.
     
     Таким образом, возникает спорная ситуация, так как код 94 5100 по Классификатору ОК 005-93 в Перечне поименован, а код 45 1785 - нет.
     
     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.05.2003 N 287 государственный контроль и надзор за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований государственных стандартов к продукции (товарам), работам и услугам осуществляет Госстандарт России (Ростехрегулирование).
     
     Согласно письму ФНС России от 25.04.2007 N ШТ-6-03/349@, основанному на разъяснениях Ростехрегулирования (письма от 16.03.2007 N ЕП-101-26/1223 и от 29.03.2007 N СП-101-26/1520), классификация и кодирование автомобилей скорой медицинской помощи в группировке 94 5150 "Средства перемещения и перевозки медицинские (носилки, тележки и др.)" по Классификатору ОК 005-93, относящейся к медицинскому оборудованию, является неправомерным. Данные автомобили должны относиться к группировке 45 1785 "Автобусы санитарные" этого Классификатора.
     
     Таким образом, при реализации автомобилей скорой медицинской помощи организация не имеет права применять освобождение от налогообложения, предусмотренное подпунктом 1 п. 2 ст. 149 НК РФ.
     

Освобождение от налогообложения главы крестьянского (фермерского) хозяйства

     
     Глава крестьянского (фермерского) хозяйства прошел процедуру перерегистрации из юридического лица в индивидуального предпринимателя. Имеет ли данное лицо право пользоваться освобождением от обложения НДС, предусмотренным ст. 145 НК РФ, без трехмесячного перерыва для подтверждения того, что выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн руб.?
     
     Согласно ст. 7 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ), зарегистрированные до введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) в качестве юридических лиц, обязаны привести свой правовой статус в соответствие с нормами части первой настоящего Кодекса.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 23 ГК РФ глава КФХ, осуществляющий деятельность без образования юридического лица (ст. 257 ГК РФ), признается предпринимателем с момента государственной регистрации хозяйства.
     
     В то же время ГК РФ, а также Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" не предусмотрена процедура приведения правового статуса КФХ в соответствие с частью первой ГК РФ.
     
     В связи с вышеизложенным, руководствуясь п. 2 постановления Правительства РФ от 16.10.2003 N 630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 и 439", МНС России был издан приказ от 03.12.2003 N БГ-3-09/664 "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств", которым утверждена форма Заявления о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о крестьянском (фермерском) хозяйстве, зарегистрированном до вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.
     
     В то же время согласно нормам ГК РФ прекращение деятельности юридического лица возможно только при реорганизации либо ликвидации юридического лица.
     
     Следовательно, приведение правового статуса КФХ в соответствие с частью первой ГК РФ означает только исключение сведений о КФХ из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с включением в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о вышеуказанном субъекте предпринимательской деятельности.
     
     Поскольку в соответствии со ст. 44 НК РФ прекращение обязательств по уплате налогов возможно только в случаях, установленных п. 3 вышеуказанной статьи Кодекса, то приведение правового статуса КФХ в соответствие с нормами части первой ГК РФ не прекращает обязательств по уплате обязательных платежей в бюджет.
     
     Согласно вышеуказанному приведение правового статуса КФХ в соответствие с нормами части первой ГК РФ не изменяет и не прекращает его права и обязанности.
     
     Таким образом, глава КФХ, прошедший процедуру перерегистрации из юридического лица в индивидуального предпринимателя, имеет право пользоваться освобождением от обложения НДС, предусмотренным ст. 145 НК РФ, без трехмесячного перерыва для подтверждения, что выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности 2 млн руб.
     

Принятие к вычету сумм НДС по приобретенным у поставщика товарам

     
     Правомерно ли принятие к вычету сумм НДС по приобретенным товарам (услугам) у поставщика, зарегистрированного до 1 июля 2002 года, но не прошедшего процедуру регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц?
     
     Согласно нормам ст. 169 НК РФ в счете-фактуре не предусмотрено наличие сведений о регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц.
     
     В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
     
     Согласно ст. 11 НК РФ под организациями понимаются, в частности, юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации).
     
     На основании п. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
     
     В соответствии с п. 4 Правил ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 110, снятие с учета организации при ликвидации, прекращении деятельности в результате реорганизации, прекращении унитарных предприятий, имущественный комплекс которых продан в порядке приватизации или внесен в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества, исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа осуществляется в налоговом органе по месту нахождения ликвидированного (прекратившего деятельность, исключенного) юридического лица на основании сведений, содержащихся в соответствующей записи Единого государственного реестра юридических лиц.
     
     Вышеизложенный порядок снятия с учета относится и к организации, зарегистрированной до 1 июля 2002 года и не представившей в регистрирующий орган сведения в соответствии с п. 3 ст. 26 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
     
     Учитывая вышеизложенное, организация состоит на учете в налоговом органе до момента внесения соответствующей записи о ее исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
     
     Таким образом, организация вправе принять к вычету НДС по приобретенным товарам (услугам) у поставщика (юридического лица), зарегистрированного до 1 июля 2002 года, но не прошедшего процедуру регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц, только в случае, если данный налогоплательщик (поставщик) не снят с налогового учета и не исключен из Единого государственного реестра юридических лиц.
     

Уплата НДС налоговым агентом

     
     По какому адресу налоговый агент уплачивает НДС: по адресу собственной постановки на учет или по адресу того лица, чьим налоговым агентом он является?
     
     Согласно п. 3 ст. 174 НК РФ налоговые агенты (организации и индивидуальные предприниматели) производят уплату суммы НДС по месту своего нахождения.
     
     Таким образом, индивидуальный предприниматель должен производить уплату НДС в бюджет по месту своего нахождения (то есть по месту жительства на территории Российской Федерации, где он поставлен на учет в налоговом органе), а не по месту нахождения, например, арендуемого имущества.
     
     Иного порядка уплаты НДС в бюджет для налоговых агентов действующим налоговым законодательством не предусмотрено.
     

Оформление счета-фактуры

     
     В выставленном в адрес покупателя счете-фактуре введен дополнительный реквизит - "уполномоченное лицо"; при этом реквизиты "Руководитель организации" и "Главный бухгалтер" остаются незаполненными. Правомерно ли принятие к вычету (возмещению) сумм НДС по счетам-фактурам, оформленным таким образом?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 настоящего Кодекса.
     
     Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. 5 и 6 вышеуказанной статьи Кодекса, не могут служить основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
     
     В п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ перечислены все обязательные реквизиты, которые должен содержать правильно оформленный счет-фактура.
     
     Так, согласно п. 6 ст. 169 НК РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
     
     Таким образом, требования, предусмотренные п. 6 ст. 169 НК РФ, считаются выполненными, если при выставлении счета-фактуры он будет подписан руководителем и главным бухгалтером организации - плательщика НДС либо иным лицом, уполномоченным на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
     
     Что касается подписания счета-фактуры уполномоченными лицами, то, учитывая, что на основании п. 6 ст. 169 НК РФ такие лица уполномочены подписывать счет-фактуру соответствующим распорядительным документом, в данном случае вместо фамилий и инициалов руководителя и главного бухгалтера организации после подписи необходимо указывать фамилию и инициалы лица, подписавшего соответствующий счет-фактуру. В то же время если в таком счете-фактуре присутствуют также фамилии и инициалы руководителя и главного бухгалтера организации, то такой счет-фактуру не следует рассматривать как составленный с нарушением требований НК РФ.
     
     Что касается отсутствия в счете-фактуре, выставленном организацией, реквизитов "Руководитель организации" и "Главный бухгалтер", то согласно п. 6 ст. 169 НК РФ и форме счета-фактуры, утвержденной постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, наличие вышеуказанных реквизитов при составлении счета-фактуры является обязательным.
     

Вычет НДС

     
     Имеет ли право плательщик НДС производить вычет налога в том налоговом периоде, в котором он получил счета-фактуры (счета-фактуры пришли с опозданием)?
     
     Пунктом 1 ст. 172 НК РФ установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм НДС, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. 3, 6-8 ст. 171 настоящего Кодекса.
     
     Согласно вышеуказанному право на вычет сумм НДС возникает у налогоплательщика при выполнении вышеперечисленных условий.
     
     Таким образом, по товарам (работам, услугам), имущественным правам, счета-фактуры по которым поступили с опозданием, но вышеуказанные условия уже выполнены, вычет НДС производится в том налоговом периоде, в котором фактически получены данные счета-фактуры.