Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 876 "О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности"


Постановление Правительства РФ

от 30.12.2006 N 876

"О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности" *1

     _____
     *1Текст официального документа не приводится. Отдельные фрагменты табличного материала постановления Правительства РФ от 30.12.2006 N 876 включены в текст комментария.
     
В.В. Петрунин,
государственный советник Российской Федерации III класса

     Частью 3 ст. 20 Водного кодекса Российской Федерации (ВК РФ) предусмотрено, что ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Во исполнение этой нормы Правительство РФ приняло постановление от 30.12.2006 N 876 "О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности" (далее - Постановление N 876).
     
     Порядок применения ставок, утвержденных Постановлением N 876, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.12.2006 N 764 "Об утверждении Правил расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности"*1 .
     _____
     *1 Комментарий к постановлению Правительства РФ от 14.12.2006 N 764 см.: НВ: комментарии... - 2007. - N 4. - С. 48-53.
     
     Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, утвержденные Постановлением N 876, приводятся в четырех разделах:
     
     - в разделе I - за забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов или их отдельных частей (за исключением морей) в пределах объема допустимого забора (изъятия) водных ресурсов, установленного договором водопользования;
     
     - в разделе II - за забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов или их отдельных частей в пределах объема допустимого забора (изъятия) водных ресурсов, установленного договором водопользования;
     
     - в разделе III - за использование водных объектов или их частей без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии;
     
     - в разделе IV - за использование акватории поверхностных водных объектов или их частей.
     

     У большинства водопользователей при рассмотрении этих ставок возникает вопрос: изменился ли их размер по сравнению с налоговыми ставками, введенными главой 25.2 "Водный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)? Поэтому при рассмотрении в настоящем комментарии структуры новых ставок одновременно проводится их сравнительный анализ с налоговыми ставками, введенными главой 25.2 НК РФ.
     

*** 

     
     В разделе I Постановления N 876 приведены ставки платы за забор водных ресурсов из поверхностных *1 водных объектов или их отдельных частей по речным бассейнам *2 конкретных рек или рек бассейнов соответствующих морей. Так, в этот раздел включены речные бассейны 11 конкретных рек; 13 бассейнов водных объектов, входящих в бассейны разных морей; реки бассейна Тихого океана, а также реки бассейна озера Байкал. Внутри каждого такого бассейна ставки дифференцированы по субъектам Российской Федерации.
     _____
     *1 В отличие от этих ставок налоговые ставки установлены как по поверхностным, так и по подземным водным объектам.
     *2 Статьей 1 ВК РФ дано следующее определение речного бассейна - это территория, поверхностный сток вод с которой через связанные водоемы и водотоки осуществляется в море или озеро.
     
     Рассмотрим, например, бассейн реки Невы. Здесь ставки установлены по восьми субъектам Российской Федерации:
     

Речные бассейны

Субъекты Российской Федерации

Ставка платы (рублей за 1 тыс. куб.м водных ресурсов)

Нева

Республика Карелия

264


 

Архангельская область

264


 

Вологодская область

264


 

Ленинградская область

258


 

Новгородская область

258


 

Псковская область

258


 

Тверская область

252


 

 г. Санкт-Петербург

258


     Предположим, что предприятие "АРГО", территориально расположенное в Тверской области, осуществляло в отчетный период забор 100 тыс. куб.м воды из водного объекта, входящего в бассейн реки Невы. В этом случае данное предприятие должно исчислять плату за забор воды, применяя ставку в размере 252 руб. за 1 тыс. куб.м. Сумма платы составила бы 25 200 руб. (252 руб. 100 тыс. куб.м).
     
     Допустим, что предприятие "АРГО" не заключило договор водопользования в 2007 году по правилам нового ВК РФ и, таким образом, должно уплачивать водный налог. Определим, какую сумму водного налога уплатило бы это предприятие при таких же объемах водопользования.
     
     В ст. 333.12 НК РФ приведены налоговые ставки за забор воды из поверхностных и подземных водных объектов по экономическим районам страны. В свою очередь, внутри каждого экономического района эти налоговые ставки дифференцированы по бассейнам рек и озер.
     
     Для определения размера налоговой ставки в рассматриваемом случае сначала следует посмотреть распределение субъектов Российской Федерации по экономическим районам (см. Общероссийский классификатор экономических регионов ОК 024-95, утвержденный постановлением Госстандарта России от 27.12.1995 N 640). В соответствии с этим Классификатором Тверская область входит в Центральный экономический район.
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ налоговые ставки за забор воды по Центральному экономическому району по бассейнам различных рек установлены в следующих размерах:
     

Экономический
Район

Бассейн реки, озера

Налоговая ставка в рублях
за 1 тыс. куб.м воды, забранной


 


 

из поверхностных водных объектов

из подземных
водных объектов

Центральный

Волга

288

360


 

Днепр

276

342


 

Дон

294

384


 

Западная Двина

306

354


 

Нева

252

306


 

Прочие реки и озера

264

336

     
     Из вышеприведенной таблицы следует, что по Центральному экономическому району установлены шесть налоговых ставок за забор воды из поверхностных водных объектов по бассейнам рек Волги, Днепра, Дона, Западной Двины, Невы и прочим рекам и озерам, причем по бассейну реки Невы - в размере 252 руб. за 1 тыс. куб.м.
     
     Таким образом, водный налог за забор воды исчисляется в рассматриваемом случае по той же ставке, что и плата за водопользование. Соответственно размер платежа не изменится и будет равен 25 200 руб. (252 руб. 100 тыс. куб.м).
     
     Заканчивая рассмотрение ставок раздела I Постановления N 876, обратим внимание читателей журнала на то, что эти ставки платы установлены только по поверхностным водным объектам. Таким образом, если предприятие "АРГО" будет осуществлять забор воды из подземных источников, то, несмотря на заключение договора водопользования по правилам нового ВК РФ, для расчета платы за водопользование применяются в данном случае нормы и другого законодательства.
     
     Так, ст. 5 ВК РФ предусмотрено, что к подземным водным объектам относятся бассейны подземных вод и водоносные горизонты. Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах. Согласно части 3 ст. 9 ВК РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
     
     В соответствии с Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах согласно указанной в ней цели в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Это норма относится и к случаям использования недр для добычи подземных вод.
     
     Главой 25.2 НК РФ установлены ставки налога за забор воды, в том числе из подземных водных объектов. При этом в соответствии с подпунктом 1 п. 2 ст. 333.9 НК РФ не признается объектом налогообложения забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые, природные лечебные ресурсы, а также термальных вод. Прямой забор указанных вод облагается налогом на добычу полезных ископаемых в порядке, установленном главой 26 НК РФ.
     
     Таким образом, если предприятие "АРГО" будет осуществлять в 2007 году забор из подземных водных объектов воды, не содержащей полезные ископаемые, природные лечебные ресурсы, и не будет добывать термальные воды, то оно должно исчислять и уплачивать водный налог в порядке, определенном главой 25.2 НК РФ. Предположим, что эта вода будет добываться из подземного водного объекта, относящегося к бассейну реки Невы. В этом случае водный налог должен исчисляться по ставке 306 руб./тыс. куб.м (см. вышеприведенную выборку из подпункта 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ).
     

***  

     
     Разделом II Постановления N 876 установлены ставки платы за забор водных ресурсов из территориального моря Российской Федерации в следующих размерах:
     

Водные объекты
(в пределах территориального моря Российской Федерации)

Ставка платы
(рублей за 1 тыс. куб.м водных ресурсов)

Моря:


 

Азовское

14,88

Балтийское

8,28

Баренцево

6,36

Белое

8,4

Берингово

5,28

Восточно-Сибирское

4,44

Карское

4,8

Каспийское

11,52

Лаптевых

4,68

Охотское

7,68

Черное

14,88

Чукотское

4,32

Японское

8,04

Тихий океан

5,64

     
     Этот раздел Постановления N 876 полностью соответствует структуре таблицы налоговых ставок и их размерам, установленным за забор воды из территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод главой 25.2 НК РФ (см. ст. 333.12). Здесь только в несколько ином порядке дается перечень наименований морей. Поэтому никаких дополнительных действий для сравнения новых ставок, установленных Постановлением N 876, с налоговыми ставками производить не надо.
     

***  

     
     Разделом III Постановления N 876 установлены ставки платы за использование водных объектов или их частей без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии; в частности, ставки по речным бассейнам наиболее крупных рек Российской Федерации, используемым для гидроэнергетики, установлены в следующих размерах (приводятся выборочно):
     

Речные бассейны

Ставка платы
(рублей за 1 тыс. кВтч электроэнергии)

Амур

9,24

Волга

9,84

Енисей

13,7

Лена

13,5

Обь

12,3

Урал

8,52

     
     Налоговые ставки за этот вид водопользования установлены почти по тем же бассейнам рек, озер и морей (см. подпункт 3 п. 1 ст. 333.12 НК РФ), что и в Постановлении N 876. И размеры налоговых ставок также совпадают со ставками, установленными Постановлением N 876. Однако, сравнивая таблицы "правительственных" и налоговых ставок за использование водных объектов для производства электроэнергии, следует отметить, что налоговые ставки за данный вид водопользования были установлены в том числе по бассейнам Невы, Немана, Северной Двины, которые не включены в раздел III Постановления N 876.
     

***  

     
     В разделе IV Постановления N 876 приведены ставки платы за использование 1 кв.км акватории поверхностных водных объектов или их частей. Эти ставки, так же как и в разделе III Постановления N 876, определены по речным бассейнам основных рек, а также по рекам бассейнов морей и Тихого океана. В частности, установлены следующие ставки (приводятся выборочно):
     

Водные объекты

Ставка платы
(тыс. рублей за 1 кв.км используемой акватории в год)

Речные бассейны


 

Амур

31,32

Волга

30,48

Дон

34,44

Енисей

28,2

Лена

31,32

Обь

30,24

реки бассейна Балтийского моря

33,96

     
     Такой порядок установления в Постановлении N 876 ставок платы за использование водной акватории отличается от порядка определения налоговых ставок в главе 25.2 НК РФ, где налоговые ставки за пользование акваторией предусмотрены только по экономическим районам (без указания бассейнов каких-либо водных объектов); в частности, в подпункте 2 п. 1 ст. 333.12 НК РФ приводятся следующие размеры налоговых ставок:
     

Экономический район

Налоговая ставка
(тыс. рублей в год) за 1 кв.км используемой акватории

Северный

32,16

Центральный

30,84

Волго-Вятский

29,04

Уральский

32,04

Западно-Сибирский

30,24

Дальневосточный

31,32

     
     Учитывая разницу в структуре ставок, в данном случае возможны изменения в объеме платежей за водопользование, если производить сравнительный расчет платежа по ставкам, установленным в Постановлении N 876, и по налоговым ставкам, определенным в главе 25.2 НК РФ. Как следует из вышеуказанного, ранее за использование акватории предприятие исчисляло водный налог по единой ставке независимо от количества используемых водных объектов, расположенных на территории соответствующего региона (экономического района). Так, уже упоминавшееся предприятие "АРГО", находящееся в Тверской области (Центральный экономический район), исчисляло бы водный налог по ставке 30,84 руб. за 1 кв.км используемой акватории в год при использовании для этих целей всех водных объектов, относящихся в том числе к разным речным бассейнам. Условие для этого только одно: используемые водные объекты должны были находиться на территории Тверской области и других субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный экономический район.
     
     В настоящее время при пользовании водными объектами, входящими в бассейны разных рек, предприятие "АРГО" должно применять разные ставки платы. Так, при пользовании акваторией водного объекта, относимого к бассейну реки Волги, ставка, установленная Постановлением N 876, составит 30,48 руб., а при использовании водного объекта, относимого к рекам бассейна Балтийского моря, - 33,96 руб. Соответственно изменится и сумма платы за этот вид водопользования.
     
     Что касается подпункта 4 п. 1 ст. 333.12 НК РФ, в котором приводятся налоговые ставки за использование водных объектов для целей лесосплава, то аналогичного раздела ставок в Постановлении N 876 не содержится, так как этот вид водопользования не является платным в соответствии с нормами нового ВК РФ.
     

*** 

     
     В заключение рассмотрим следующий вопрос: позволяют ли вновь принятые нормативно-правовые акты в сфере платности водопользования корректировать размер уже утвержденных ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной и иной собственности?
     
     Известно, что первый вариант ставок платы, представленных в Правительство РФ на утверждение, был выше налоговых ставок, применяемых для исчисления водного налога. Однако в результате было принято решение об уравнивании новых ставок с налоговыми ставками, с тем чтобы обеспечить плавный и достаточно быстрый переход на новые условия.
     
     В ином случае новые водопользователи оказались бы в заведомо неравных экономических условиях, так как были бы обязаны оформлять договоры, предусматривающие исчисление платы по более высоким ставкам, чем водопользователи, исчисляющие водный налог за те же виды пользования водными объектами.
     
     Что касается утверждения ставок на региональном уровне, то согласно части 3 ст. 20 ВК РФ ставки платы, а также порядок расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
     
     Устанавливая размер ставок платы, вышеуказанные органы должны руководствоваться общими принципами водного законодательства (ст. 3 ВК РФ) и принципами установления платы за пользование водными объектами (часть 2 ст. 20 ВК РФ). Эти принципы предусматривают стимулирование экономного использования водных ресурсов и их охрану. Кроме того, при определении платы за пользование водными объектами должны учитываться расходы водопользователей на мероприятия по охране водных объектов. Эти нормы ВК РФ дают возможность органам государственной власти субъектов Российской Федерации проводить соответствующую дифференциацию ставок платы с учетом вышеуказанных факторов. Что касается конкретного порядка изменения уже утвержденных ставок платы на региональном уровне, то здесь, видимо, возможен только вариант, предусматривающий внесение изменений в уже принятый нормативно-правовой акт субъекта Российской Федерации. При этом может возникнуть вопрос о роли бассейновых советов в этом процессе.
     
     Статьей 29 ВК РФ предусмотрено, что в целях обеспечения рационального использования и охраны водных объектов создаются бассейновые советы. Постановлением же Правительства РФ от 30.11.2006 N 727 "О порядке создания и деятельности бассейновых советов" предусмотрено, что в состав бассейнового совета входят в том числе представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Решения бассейнового совета принимаются простым большинством голосов членов бассейнового совета.
     
     Но следует ли из этого, что бассейновый совет может рассмотреть вопрос о необходимости уточнения порядка расчета и взимания платы за пользование водными объектами с целью более эффективного использования средств на охрану водных объектов и это решение должно найти свое отражение в соответствующем нормативно-правовом акте субъекта Российской Федерации?
     
     При решении вышеуказанного вопроса необходимо учитывать следующее.
     
     В соответствии со ст. 25 ВК РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений относятся в том числе установление ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, порядка расчета и взимания такой платы; участие в деятельности бассейновых советов.
     
     Но участие в деятельности бассейновых советов не означает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить выполнение тех или иных решений бассейновых советов. Деятельность этих советов ограничена определенным кругом рассматриваемых вопросов и носит рекомендательный характер. В соответствии со ст. 29 ВК РФ и постановлением Правительства РФ от 30.11.2006 N 727 бассейновые советы осуществляют разработку рекомендаций в области использования и охраны водных объектов, расположенных в границах бассейнового округа, которые направляются в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в области использования и охраны водных объектов.
     
     Таким образом, бассейновый совет не имеет права принимать каких-либо решений по вопросам исчисления и взимания платы за пользование водными объектами.