Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Вопросы на ответы


Вопросы на ответы


О налоге на прибыль

     
     М.М. Щербинина,
советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса
     

     Организация, являющаяся сельскохозяйственным товаропроизводителем, не перешедшая в 2004 году на уплату единого сельскохозяйственного налога по деятельности, связанной с реализацией произведенной ею сельскохозяйственной продукции, отдельно определяет налоговую базу по прибыли, полученной от сельскохозяйственной деятельности и от прочей деятельности, облагаемой по различным ставкам.
     
     Данная организация относилась в 2003 году к организациям индустриального типа, в связи с чем доходы, полученные этой организацией от реализации сельскохозяйственной продукции, облагались налогом на прибыль по ставке 24%. В целом организацией за 2003 год от сельскохозяйственной и прочей деятельности был получен убыток.
     
     Имела ли право данная организация уменьшать в 2004 году и в последующие годы прибыль, полученную от прочей деятельности, облагаемую по ставке 24%, на убытки 2003 года в соответствии со ст. 283 НК РФ, в том числе полученные и от сельскохозяйственной деятельности?
     
     Как следует из ситуации, организация, осуществляющая производство сельскохозяйственной продукции, относилась до 1 января 2004 года к организациям индустриального типа, в связи с чем подлежала обложению налогом на прибыль (в том числе и от реализации сельскохозяйственной продукции) по ставке 24%. Этой организацией за 2003 год от сельскохозяйственной и прочей деятельности получен убыток. С 2004 года указанная организация уплачивает налог на прибыль от реализации сельскохозяйственной продукции по ставке 0%, от прочей деятельности - по ставке 24%.
     
     Статьей 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (в ред. от 13.03.2006 N 39-ФЗ) налоговая ставка по налогу на прибыль для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, установлена в следующих порядке и размерах:
     
     - в 2004-2007 годах - 0%;
     

     - в 2008-2009 годах - 6%;
     
     - в 2010-2011 годах - 12%;
     
     - в 2012-2014 годах - 18%;
     
     - начиная с 2015 года - в соответствии с п. 1 ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
     
     Пунктом 2 ст. 274 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в п. 1 ст. 284 Кодекса, определяется налогоплательщиком отдельно. Он ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с главой 25 НК РФ предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.
     
     В связи с этим доходы и расходы (в том числе и внереализационные) должны учитываться раздельно для целей налогообложения по видам деятельности, облагаемым налогом на прибыль по разным ставкам.
     
     Учитывая, что убытки налогоплательщиком получены от деятельности, подлежащей обложению налогом на прибыль по ставке 24%  (в том числе и от сельскохозяйственной деятельности), они могли быть учтены в соответствии с п. 5 ст. 283 НК РФ в 2004 году в уменьшение налоговой базы от прочей деятельности, облагаемой налогом на прибыль по ставке 24%.
     
     Сельскохозяйственный товаропроизводитель взял в 2006 году кредит на приобретение семян для посева. Каков порядок учета в целях исчисления налога на прибыль расходов по выплате процентов за кредит?
     
     Пунктом 2 ст. 274 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в п. 1 ст. 284 настоящего Кодекса, определяется налогоплательщиком отдельно. Он ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с главой 25 НК РФ предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.
     
     В связи с этим внереализационные доходы (расходы) должны учитываться сельскохозяйственными товаропроизводителями раздельно для целей налогообложения по видам деятельности, облагаемым по разным ставкам.
     
     Учитывая, что сельскохозяйственный производитель взял кредит на осуществление деятельности, связанной с производством сельскохозяйственной продукции, расходы по выплате процентов за кредит относятся в уменьшение налоговой базы, связанной с этой деятельностью.
     
     Налогоплательщик, перешедший с 1 января 2006 года на новый порядок уплаты налога на прибыль (через ответственное обособленное подразделение), создал новые обособленные подразделения в течение текущего налогового периода. Может ли он уплачивать налог на прибыль по вновь созданным обособленным подразделениям через ответственное обособленное подразделение?
     

     Согласно абзацу второму п. 2 ст. 288 НК РФ (в ред. от 06.06.2005 N 58-ФЗ) если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то он может не производить распределение прибыли по каждому из этих подразделений. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, определяется в таком случае исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении налоговые органы, в которых обособленные подразделения налогоплательщика стоят на налоговом учете.
     
     Таким образом, поскольку налогоплательщик перешел на новый порядок уплаты налога на прибыль, то он распространяет данный порядок уплаты налога на все обособленные подразделения, включая вновь созданные им в течение налогового периода.
     
     При этом читателям журнала необходимо учитывать, что если у организации на территории субъекта Российской Федерации, где создано в течение налогового периода обособленное подразделение, ранее имелось только одно обособленное подразделение, налогоплательщик обязан уведомить о выборе обособленного подразделения, через которое он будет осуществлять уплату налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации, налоговые органы по месту нахождения этих обособленных подразделений.
     
А.А. Нестеров
     
     В 2007 году организация создает семь обособленных подразделений в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам. Постановка организации на учет осуществлена налоговым органом по месту нахождения только одного из этих подразделений. Означает ли это, что выездные налоговые проверки шести других обособленных подразделений организации вообще не будут проводиться?
     
     В соответствии с абзацем третьим п. 4 ст. 83 НК РФ, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемым организацией самостоятельно.
     
     Следовательно, в рассматриваемом случае шесть из семи созданных организацией обособленных подразделений будут находиться на территориях, не подведомственных налоговому органу, осуществившему постановку организации на учет.
     
     Понятие "территория, подведомственная налоговому органу" НК РФ не определено.
     
     Пунктом 1 ст. 11 НК РФ предусмотрено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
     
     Однако понятие "территория, подведомственная налоговому органу" в этих отраслях законодательства не используется.
     
     В каком же значении используется данное понятие в НК РФ?
     
     Согласно п. 1 ст. 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Кодексом.
     
     Налоговый контроль проводится налоговым органом в отношении налогоплательщиков, находящихся на определенной территории. Поэтому под территорией, подведомственной налоговому органу, понимается территория, на которой налоговый орган уполномочен проводить налоговый контроль.
     
     Согласно п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством, в частности, налоговых проверок.
     
     В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган имеет право проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика (п. 7 ст. 89 НК РФ).
     
     Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что в рассматриваемом случае выездные налоговые проверки шести из семи созданных обособленных подразделений организации вообще не будут проводиться, поскольку данные подразделения находятся на территориях, не подведомственных налоговому органу, осуществившему постановку на учет этой организации.
     
     Однако этот вывод неверен, поскольку не учтено следующее.
     
     Налоговый контроль осуществляется налоговым органом в отношении организаций, которые поставлены на учет в этом налоговом органе, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.
     
     При этом из абзаца первого п. 1 ст. 82 НК РФ следует, что контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах распространяется на всю деятельность налогоплательщика, в том числе на деятельность организации через каждое из ее обособленных подразделений.
     
     В связи с вышеизложенным в случае, предусмотренном абзацем третьим п. 4 ст. 83 НК РФ, к налоговому органу, который осуществляет постановку организации на учет (по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений), от налоговых органов, которые не осуществляют постановку организации на учет (по месту нахождения других обособленных подразделений), переходят полномочия в части налогового контроля.
     
     Это означает, что в рассматриваемом случае выездные налоговые проверки всех семи обособленных подразделений организации будут проводиться налоговым органом, который осуществит постановку организации на учет.
     
     Каковы отчетные периоды по налогу на прибыль для налогового агента - организации, являющейся налогоплательщиком, исчисляющим суммы ежемесячных авансовых платежей не по фактически полученной прибыли?
     
     Согласно п. 1 ст. 289 НК РФ налоговые агенты обязаны по истечении каждого отчетного (налогового) периода, в котором они производили выплаты налогоплательщику, представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые расчеты в порядке, определенном вышеуказанной статьей Кодекса.
     
     Это означает, что НК РФ установлены отчетные периоды для налоговых агентов по налогу на прибыль.
     
     Абзацем первым п. 2 ст. 285 НК РФ установлено, что отчетными периодами по налогу на прибыль признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
     
     Согласно абзацу второму п. 2 ст. 285 НК РФ отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и т.д. до окончания календарного года.
     
     Таким образом, п. 2 ст. 285 НК РФ предусмотрено два варианта признания отчетных периодов: либо I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, либо месяц, два месяца, три месяца и т.д. до конца календарного года. При этом в абзаце первом п. 2 ст. 285 НК РФ не определено, для кого (налогоплательщиков или для налоговых агентов) установлены соответствующие отчетные периоды, а в абзаце втором п. 2 ст. 285 НК РФ отчетные периоды определены только для налогоплательщиков, исчисляющих суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли.
     
     Однако из п. 2 ст. 286 НК РФ следует, что имеются как налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, так и налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей не по фактически полученной прибыли.
     
     Учитывая вышеизложенное, можно сделать следующий вывод: для налоговых агентов - организаций, являющихся налогоплательщиками, исчисляющими ежемесячные авансовые платежи не по фактически полученной прибыли, отчетные периоды установлены в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 289 НК РФ. Из этого следует, что для налогового агента - организации, являющейся налогоплательщиком, исчисляющим суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
     
     Однако вышеуказанный вывод неверен, поскольку не учтено следующее.
     
     В соответствии со ст. 313 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.
     
     Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.
     
     Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
     
     В связи с этим организация может выбрать только один вариант признания отчетных периодов из двух, установленных п. 2 ст. 285 НК РФ, поскольку он является элементом ее учетной политики для целей налогообложения.
     
     Следовательно, для налогового агента - организации, являющейся налогоплательщиком, исчисляющим суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, отчетными периодами признаются месяц, два месяца, три месяца и т.д. до окончания календарного года.
     
     Могла ли выездная налоговая проверка по налогу на прибыль организаций за 2006 год начаться после 28 марта 2007 года в случае непредставления налоговому органу налоговой декларации по этому налогу за 2006 год?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
     
     Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
     
     Следовательно, налоговые обязательства по налогу на прибыль определяются на основании налоговой декларации по этому налогу.
     
     Согласно п. 1 ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:
     
     - камеральные налоговые проверки;
     
     - выездные налоговые проверки.
     
     Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 87 НК РФ).
     
     Поэтому в ходе выездной налоговой проверки проверяется именно налоговая декларация.
     
     Пунктом 1 ст. 289 НК РФ установлено, что налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном вышеуказанной статьей Кодекса.
     
     Налоговым периодом по налогу признается календарный год (п. 1 ст. 285 НК РФ).
     
     Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 289 НК РФ).
     
     В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что выездная налоговая проверка по налогу на прибыль за 2006 год не могла начаться после 28 марта 2007 года в случае непредставления налоговому органу налоговой декларации за 2006 год.
     
     Однако этот вывод неверен, поскольку не учтено следующее.
     
     Подпунктом 7 п. 1 ст. 31 НК РФ установлено, что налоговые органы имеют право определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.
     
     Таким образом, налоговый орган имеет право определять сумму налога расчетным путем на основании имеющейся у него информации о налогоплательщике в случае непредставления в течение более двух месяцев по истечении срока представления налоговому органу налоговой декларации.
     
     Информация о налогоплательщике может быть получена в результате выездной налоговой проверки.
     
     Согласно п. 5 ст. 6.1 НК РФ срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.
     
     Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.
     
     Пунктом 7 ст. 6.1 НК РФ предусмотрено, что если последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
     
     Если последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
     
     Выходные и нерабочие праздничные дни установлены ст. 111 и 112 Трудового кодекса Российской Федерации.
     
     Это означает, что в случае непредставления налоговому органу налоговой декларации за 2006 год выездная налоговая проверка по налогу на прибыль за 2006 год не могла начаться в период с 28 марта по 28 мая 2007 года, но могла начаться после 28 мая 2007 года.
     

О налоге на добавленную стоимость

     
     О.Ф. Цибизова,
начальник отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Какие документы должна представить в налоговые органы организация - экспортер товаров для подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере 0 % в случае, если денежное требование к иностранному покупателю товаров уступлено экспортером банку по договору финансирования под уступку денежного требования и денежные средства от иностранного покупателя поступают на счет банка, а не на счет комиссионера?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 164 НК РФ обложение НДС по ставке в размере 0 % производится при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
     
     Статьей 165 НК РФ перечень документов, подтверждающих правомерность применения ставки НДС в размере 0 % при осуществлении финансирования экспортера под уступку денежного требования покупателю экспортируемых товаров, не установлен.
     
     Таким образом, применять в отношении вышеуказанных товаров ставку НДС в размере 0 % оснований не имеется.
     
     Организация, действуя в рамках договора купли-продажи в качестве продавца, отгружает покупателю товар. Товар не оплачен, то есть покупатель имеет перед организацией дебиторскую задолженность. По условиям договора покупатель вправе вернуть часть товаров, если товар не был им реализован. По истечении некоторого времени покупатель возвращает часть товаров. Надо ли покупателю при возврате товаров перечислять продавцу НДС отдельным платежным поручением?
     
     В соответствии п. 4 ст. 168 НК РФ сумма НДС, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг, имущественных прав), уплачивается налогоплательщику на основании платежного поручения на перечисление денежных средств при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг.
     
     Согласно п. 5 ст. 171 НК РФ в случае возврата товаров покупателем суммы налога, предъявляемые продавцом товаров покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, подлежат вычетам, а не покрываются за счет средств покупателя товаров.
     
     Таким образом, при возврате товаров их продавцу покупатель не должен перечислять сумму НДС отдельным платежным поручением.
     
Е.С. Лобачева,
консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Как правильно установить момент определения налоговой базы по НДС при оказании услуг по аренде имущества в случае, если сумма арендной платы определена соответствующим договором аренды и взимается за арендные периоды, например квартал, полугодие, в том числе с 15 января по 15 апреля и т.д., которые не совпадают с налоговыми периодами, а хозяйственная операция по сдаче имущества в аренду оформлена только актом приемки-передачи этого имущества без указания в нем стоимостной оценки хозяйственной операции? Когда в данной ситуации следует выставлять счета-фактуры?
     
     В соответствии с п. 5 ст. 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
     
     На основании положений ст. 54 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода.
     
     В соответствии со ст. 163 НК РФ налоговый период для плательщиков НДС установлен как календарный месяц. При этом для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими 2 млн руб., налоговым периодом является квартал.
     
     Согласно п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы по НДС является наиболее ранняя из дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг, имущественных прав) или день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав).
     
     Таким образом, моментом определения налоговой базы по НДС при оказании услуг по сдаче в аренду имущества является наиболее ранняя из дат: день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящего оказания услуг либо последний день налогового периода, в котором оказываются услуги, независимо от последующих сроков поступления арендной платы по периодам, установленным договором аренды.
     
     Что касается оформления счетов-фактур по вышеуказанным услугам, то согласно п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг, передаче имущественных прав) соответствующие счета-фактуры выставляются не позднее пяти календарных дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) или со дня передачи имущественных прав. В связи с этим при оказании услуг по сдаче в аренду имущества счета-фактуры должны выставляться не позднее пяти календарных дней считая со дня окончания налогового периода, в котором такие услуги оказаны.
     
     Что является основанием для освобождения от обложения НДС услуг по реализации лотерейных билетов всероссийских негосударственных лотерей, если услуги оказываются на основании договоров комиссии и агентских договоров?
     
     Согласно подпункту 8.1 п. 3 ст. 149 НК РФ проведение лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа исполнительной власти, включая оказание услуг по реализации лотерейных билетов, освобождается от обложения НДС.
     
     В соответствии с подпунктом 8 ст. 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ  "О лотереях" (далее - Закон N 138-ФЗ) под понятием "проведение лотерей" подразумевается осуществление мероприятий, включающих заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.
     
     Таким образом, посреднические услуги по реализации лотерейных билетов, в том числе на основании договоров комиссии и агентских договоров, не подлежат обложению НДС.
     
     Согласно п. 1 ст. 6 Закона N 138-ФЗ разрешение на проведение лотереи выдается заявителю соответствующим органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.
     
     В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 05.07.2004 N 338 "О мерах по реализации Федерального закона “О лотереях”" уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выдачу разрешений на проведение всероссийских лотерей, является ФНС России.
     
     Учитывая вышеизложенное, основанием для освобождения от обложения НДС услуг по реализации лотерейных билетов всероссийских негосударственных лотерей, которые оказываются на основании договоров комиссии и агент-ских договоров, является разрешение на проведение данных лотерей, выданное ФНС России.
     
М.Н. Хромова,
главный специалист - эксперт Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Имеет ли право доверительный управляющий применять вычет по НДС в отношении оказываемых им услуг в рамках договора доверительного управления имуществом?
     
     На основании п. 1 ст. 174.1 НК РФ при совершении операций в соответствии с договором доверительного управления имуществом обязанности налогоплательщика возлагаются на доверительного управляющего.
     
     Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 174.1 НК РФ налоговый вычет по товарам (работам, услугам, имущественным правам), признаваемым объектом налогообложения в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса, согласно договору доверительного управления имуществом предоставляется доверительному управляющему при наличии счетов-фактур, выставленных продавцами этому лицу, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
     
     Согласно договору доверительного управления вознаграждение, получаемое доверительным управляющим, является оплатой за услуги доверительного управляющего по управлению имуществом и облагается НДС в общеустановленном порядке.
     
     На основании п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшать общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 настоящего Кодекса, на установленные налоговые вычеты. При этом согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Поскольку услуги по доверительному управлению имуществом приобретает учредитель управления, то он имеет право на вычет НДС по данным услугам.
     
     В каком порядке следует применять вычеты НДС по многооборотной таре, приобретенной у завода-изготовителя?
     
     Согласно ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом в соответствии с п. 1 ст. 39 и п. 1 ст. 146 НК РФ реализацией товаров признается передача на возмездной или безвозмездной основе права собственности на товары.
     
     На основании п. 2 ст. 171 НК РФ суммы НДС по приобретенным товарам подлежат вычетам в случае, если товары приобретаются для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС.
     
     Согласно п. 7 ст. 154 НК РФ в налогооблагаемую базу по НДС не включаются залоговые цены многооборотной тары, если она подлежит возврату продавцу. Поэтому в случае невозврата тары покупателями сумма залога включается в налоговую базу по НДС.
     
     Поскольку многооборотная тара, как имеющая залоговые цены, так и не имеющая их, используется для осуществления операций по реализации товаров, облагаемых НДС, вычет сумм НДС по такой таре, приобретенной у завода-изготовителя, в случае невозврата тары покупателями осуществляется в общеустановленном порядке с учетом положений ст. 171 и 172 НК РФ.
     
     В каком порядке организациям - товариществам собственников жилья следует определять налоговую базу по НДС при получении платежей за жилищно-коммунальные услуги, на проведение текущего и капитального ремонта?
     
     В соответствии со ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) товариществом собственников жилья (ТСЖ) признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
     
     На основании п. 5 ст. 135 ЖК РФ ТСЖ является юридическим лицом с момента его государственной регистрации.
     
     Таким образом, в отношении ТСЖ нормы НК РФ применяются в общеустановленном порядке.
     
     В соответствии с уставом, утвержденным общим собранием членов ТСЖ, на товарищество возлагаются обязанности по обеспечению надлежащего санитарного, противопожарного и технического состояния жилого дома и придомовой территории; технической инвентаризации жилого дома; предоставлению коммунальных услуг; по содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений; капитальному ремонту жилого дома, и ТСЖ от своего имени по поручению членов ТСЖ или от имени и за счет членов ТСЖ заключает договоры с производителями (поставщиками) данных работ (услуг) (то есть является исходя из договорных обязательств посредником, приобретающим по поручению членов ТСЖ коммунальные услуги, услуги по обеспечению надлежащего санитарного, противопожарного и технического состояния жилого дома и придомовой территории; по технической инвентаризации жилого дома; по содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений; по капитальному ремонту жилого дома). Поэтому обложение НДС средств, поступающих на счета ТСЖ, осуществляется в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 156 НК РФ для организаций, осуществляющих посредническую деятельность.
     
     Согласно п. 1 ст. 156 НК РФ налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров.
     
     Таким образом, в данном случае ТСЖ определяет налоговую базу по НДС исходя из величины своего вознаграждения. При этом полученные платежи за жилищно-коммунальные услуги, на проведение текущего и капитального ремонта в налоговую базу по НДС не включаются.
     
     Каков порядок применения вычетов по НДС применительно к услугам по найму жилого помещения в период командировки?
     
     На основании п. 7 ст. 171 НК РФ вычету подлежит сумма НДС по услугам по найму жилого помещения в период командировки.
     
     Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг). При этом в соответствии с п. 7 ст. 168 НК РФ при реализации платных услуг непосредственно населению требования по выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.
     
     Пунктом 10 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, при приобретении услуг по найму жилых помещений в период служебной командировки работников в книге покупок, предназначенной для определения суммы НДС, предъявляемой к вычету, регистрируются заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности (или их копии) с выделенной отдельной строкой суммой налога, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке.
     
     Таким образом, основанием для принятия к вычету сумм НДС по услугам по найму жилого помещения в гостинице в период командировки являются бланки строгой отчетности установленной формы, выдаваемые гостиницами гражданам, находящимся в служебной командировке, с указанием в этих бланках сумм НДС. При этом документы, оформленные по услугам гостиниц в произвольной форме, не могут служить основанием для вычета НДС.
     

О налоге на добычу полезных ископаемых

     
     Е.В. Грызлова,
главный специалист - эксперт Депрартамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Адвалорные (пропорциональные) и специфические налоговые ставки установлены по видам полезных ископаемых и по отдельным полезным ископаемым. Предусмотрена ли при этом дифференциация данных налоговых ставок?
     
     Адвалорные (пропорциональные) и специфические налоговые ставки установлены, в основном, по видам полезных ископаемых и по отдельным полезным ископаемым.
     
     В то же время по отдельным полезным ископаемым налоговые ставки дифференцированы в зависимости от того, в каком соединении находится основной элемент в добытом полезном ископаемом. Так, налоговая ставка 8 % установлена в отношении кондиционных руд цветных металлов, за исключением сырья алюминия - нефелинов и бокситов, облагаемых по ставке 5,5 %. Другое сырье алюминия (например, алунит) облагается налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ) по ставке 8 %.
     
     Для концентратов и иных полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, установлена налоговая ставка 6,5 %, кроме золота, облагаемого НДПИ по ставке 6 %. По таким же ставкам облагаются НДПИ драгоценные металлы, являющиеся полезными компонентами многокомпонентных комплексных руд. К стоимости иных полезных компонентов, а также собственно многокомпонентных комплексных руд при их признании объектами налогообложения применяется ставка 8 %.
     

О платежах за природопользование

     
     И.К. Золотарева,
консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Организация осуществляет пользование водными объектами на территории нескольких субъектов Российской Федерации. Вправе ли организация как плательщик водного налога уплачивать водный налог и представлять налоговую декларацию централизованно в один налоговый орган по месту нахождения головной организации, учитывая, что сумма водного налога подлежит зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 %?
     
     Согласно п. 1 ст. 333.14 НК РФ общая сумма водного налога уплачивается по местонахождению объекта налогообложения в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 333.15 НК РФ налоговая декларация по водному налогу представляется налогоплательщиком в налоговый орган также по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога.
     
     Таким образом, порядок уплаты водного налога и представление налоговой декларации централизованно, по месту нахождения головной организации, главой 25.2 НК РФ не предусмотрены.
     
     Организация ежегодно получает лицензию на водопользование для целей рекреации и арендует территорию городского пляжа для организации отдыха и досуга граждан на период курортного сезона, определенного с мая по октябрь. Возникает ли обязанность по уплате водного налога в межсезонный период, когда пляжная территория и прилегающая к ней акватория не используются?
     
     При получении лицензии на водопользование для целей рекреации организация признается плательщиком водного налога.
     
     Согласно ст. 333.13 НК РФ сумма водного налога исчисляется как произведение налоговой базы, определяемой как площадь предоставленного водного пространства, и соответствующей налоговой ставки, установленной в тысячах рублей в год за 1 кв.км используемой акватории.
     
     В соответствии со ст. 333.14 НК РФ общая сумма водного налога уплачивается по местонахождению объекта налогообложения в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
     
     Положений, устанавливающих особый порядок уплаты суммы водного налога в зависимости от сезонного характера использования акватории водного объекта, в главе 25.2 НК РФ не содержится.
     
     Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, вносит платежи за загрязнение окружающей среды, которые не являются налоговыми платежами и не поименованы в ст. 346.16 НК РФ. Можно ли учитывать их в расходах при применении упрощенной системы налогообложения?
     
     Согласно подпункту 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ одним из видов расходов, учитываемых при определении объекта обложения единым налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения, являются материальные расходы.
     
     В целях исчисления единого налога материальные расходы принимаются применительно к порядку, предусмотренному ст. 254 НК РФ для исчисления налога на прибыль, согласно нормам которой к материальным расходам, учитываемым в целях налогообложения, относятся, в частности, платежи налогоплательщика за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы.
     
     Таким образом, платежи за загрязнение окружающей среды (в пределах утвержденных нормативов) могут приниматься у плательщиков единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в составе материальных расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения, несмотря на то что вышеуказанные платежи признаны в соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О неналоговыми платежами.
     

О государственной пошлине

     
     А.И. Новиков,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     
     До 1 января 2005 года плата за государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество зачислялась на счета, открытые в подразделениях расчетной сети Банка России или в кредитных организациях соответствующих учреждений юстиции.
     
     С 1 января 2005 года в связи с введением в действие главы 25.3 НК РФ вместо вышеуказанной платы взимается государственная пошлина за государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
     
     Какой орган вправе принять решение и возвратить излишне уплаченную до 1 января 2005 года плату за государственную регистрацию права собственности?
     
     В соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации администратором поступлений государственной пошлины, уплачиваемой за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, является Росрегистрация, и возврат излишне уплаченной (взысканной) до 1 января 2005 года платы за государственную регистрацию права собственности производится по решениям ее территориальных органов, осуществляющих юридически значимые действия, за которые уплачивается государственная пошлина.
     
     Возврат излишне уплаченной (взысканной) платы за государственную регистрацию права собственности осуществляется по коду бюджетной классификации 321 1 08 07020 01 0000 110 "Государственная пошлина за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
     
     Статьей 333.42 главы 25.3 НК РФ предусмотрено представление органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 333.16 Кодекса, в налоговые органы информации о совершенных юридически значимых действиях.
     
     Каков порядок представления такой информации?
     
     Вправе ли налоговые органы производить выездные и камеральные налоговые проверки судов по вопросам исчисления и уплаты государственной пошлины?
     
     Предусмотренные ст. 333.42 НК РФ проверки правильности исчисления и уплаты государственной пошлины нельзя отнести ни к камеральным, ни к выездным налоговым проверкам, проводимым в рамках осуществления налогового контроля, так как проверке подвергаются не налогоплательщики, не плательщики сборов и не налоговые агенты.
     
     Соответственно на такие проверки не распространяются положения, регламентирующие проведение налоговых проверок, в том числе о вынесении решения о проведении проверки, о продолжительности ее проведения, о проведении мероприятий налогового контроля (осмотр, истребование документов, выемка документов и предметов, экспертиза и т.д.), об оформлении и рассмотрении результатов проверки и т.д.
     
     Порядок проведения налоговыми органами проверки правильности исчисления и уплаты государственной пошлины в органах, осуществляющих юридически значимые действия, за которые уплачивается государственная пошлина, должен быть урегулирован НК РФ; об этом сообщено в письме Минфина России от 03.03.2005 N 03-02-07/2-24 (доведено до УФНС России по субъектам Российской Федерации письмом ФНС России от 05.04.2005 N ГИ-6-04/264).
     
     Согласно НК РФ органы и должностные лица, указанные в п. 1 ст. 333.16 настоящего Кодекса, должны представлять в налоговые органы информацию о совершенных юридически значимых действиях в порядке, установленном Минфином России. На настоящий момент этот порядок Минфином России не установлен.
     
     Учитывая вышеизложенное, до внесения соответствующих изменений и дополнений в НК РФ и до установления Минфином России порядка представления уполномоченными органами, организациями (должностными лицами) информации о совершенных юридических значимых действиях выездные и камеральные налоговые проверки правильности исчисления и уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами, налоговыми органами не осуществляются.