Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы


О налоге на прибыль


Т.М. Голованова
     

      Орган местного самоуправления в лице Комитета по управлению муниципальной собственностью сдает муниципальное имущество в аренду.

     
     В соответствии со ст. 41 и 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от аренды имущества, которое находится в государственной или муниципальной собственности, являются неналоговыми доходами бюджетов, поэтому арендная плата зачисляется в соответствующие бюджеты после уплаты налогов и сборов.
     
     В связи с тем что Комитет по управлению муниципальной собственностью не является юридическим лицом, должен ли орган местного самоуправления уплачивать налог на прибыль с доходов от сдачи муниципального имущества в аренду?
     
     Согласно ст. 246 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) плательщиками налога на прибыль организаций признаются все российские организации.
     
     Статьей 321.1 НК РФ предусмотрено, что бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, и получающие доходы от коммерческой деятельности, в целях налогообложения прибыли обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования, и доходов и расходов от коммерческой деятельности.
     
     Налоговая база определяется вышеуказанными учреждениями как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг и суммой внереализационных доходов (без учета НДС, акцизов по подакцизным товарам), то есть доходом, полученным от коммерческой деятельности, и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
     
     При этом сумма превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности до исчисления налога на прибыль не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.
     
     Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, в том числе средства целевого финансирования и целевые поступления, определены ст. 251 НК РФ, и их перечень является исчерпывающим.
     
     Согласно подпункту 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в частности в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.
     
     Таким образом, средствами целевого финансирования признаются средства, выделяемые бюджетному учреждению из бюджета по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.
     
     Плата, получаемая организациями за оказание услуг другим лицам на возмездной основе, является в соответствии со ст. 39 НК РФ выручкой от реализации товаров, работ или услуг и соответственно должна учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
     
     Следовательно, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, закрепленного за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления, являются доходами вышеназванных учреждений, передавших данное имущество в аренду.
     
     В соответствии с п. 4 ст. 250 НК РФ доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду) являются внереализационными доходами, если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном ст. 249 настоящего Кодекса. В связи с этим доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, закрепленного за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления, учитываются при формировании объекта обложения налогом на прибыль бюджетных учреждений в соответствии с положениями главы 25 НК РФ. При этом такие доходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль могут быть уменьшены на расходы, соответствующие критериям, предусмотренным ст. 252 НК РФ.
     
Д.В. Кузнецов
     
     Организация приобрела основное средство, которое она ликвидирует через определенный период времени. В каком отчетном периоде организации следует относить к расходам для целей налогообложения прибыли организаций расходы, связанные с ликвидацией основного средства?
     
     В соответствии с подпунктом 8 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр и другие аналогичные работы.
     
     Согласно п. 1 ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 настоящего Кодекса, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. 318-320 НК РФ. Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок.
     
     Учитывая вышеизложенное, организация, ликвидирующая выводимое из эксплуатации основное средство, должна относить к расходам для целей налогообложения прибыли расходы, связанные с такой ликвидацией, в том отчетном периоде, в котором произошла ликвидация основного средства.
     
А.А. Нестеров
     
     Распространяются ли на плательщиков сборов положения подпункта 3 п. 1 ст. 111 НК РФ?
     
     Подпунктом 3 п. 1 ст. 111 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2006 года) было установлено, что обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, признавалось выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относились к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов).
     
     При этом НК РФ не было предусмотрено, что вышеуказанное положение, применяемое к налогоплательщикам и налоговым агентам, распространялось и на плательщиков сборов.
     
     Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы (ст. 19 НК РФ).
     
     Таким образом, налогоплательщиками признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги, а плательщиками сборов признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать сборы.
     
     Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов (п. 1 ст. 24 НК РФ).
     
     Следовательно, понятие "плательщик сборов" не включается ни в понятие "налогоплательщик", ни в понятие "налоговый агент".
     
     В связи с вышеизложенным положения подпункта 3 п. 1 ст. 111 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2007 года) не распространялись на плательщиков сборов.
     
     Вышеуказанное заключение подтверждается следующим.
     
     Согласно подпункту 3 п. 1 ст. 111 НК РФ в редакции, вступившей в силу с 1 января 2007 года, обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, признается выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (вышеуказанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа).
     
     Положение подпункта 3 п. 1 ст. 111 НК РФ не применяется в случае, если вышеуказанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).
     
     Это означает, что законодатель счел необходимым внести изменение в ст. 111 НК РФ, с тем чтобы положения подпункта 3 п. 1 ст. 111 НК РФ (в редакции, действующей с 1 января 2007 года) распространялись на плательщиков сборов.
     

О налоге на добавленную стоимость

     
     З.А. Чехарина,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     При строительстве объекта подрядным способом в рамках договора простого товарищества суммы НДС по работам, выполняемым подрядной организацией, предъявляются участнику, ведущему общие дела простого товарищества. В рамках простого товарищества операции, признаваемые объектом обложения НДС, осуществляться не будут. Возникает ли у участника, ведущего общие дела простого товарищества, право на вычет вышеуказанных сумм НДС до прекращения договора простого товарищества?
     
     Согласно п. 1 и 2 ст. 171 НК РФ при исчислении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную по операциям, признаваемым объектами налогообложения, на суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, признаваемых объектами обложения этим налогом.
     
     Кроме того, ст. 174.1 НК РФ установлены особенности исчисления и уплаты в бюджет НДС при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества. Так, на основании п. 3 ст. 174.1 НК РФ участнику товарищества, на которого возлагается ведение общего учета операций, подлежащих обложению НДС, предоставляется налоговый вычет по товарам (работам, услугам), приобретаемым для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), признаваемых объектом налогообложения.
     
     Как указано в ситуации, в рамках простого товарищества операции, признаваемые объектом обложения НДС, осуществляться не будут. В связи с этим для вычетов НДС, предъявляемого подрядной организацией участнику, ведущему общие дела простого товарищества, правовых оснований не имеется.
     
     В каком порядке после 1 января 2006 года производится вычет НДС, уплаченного организацией при приобретении в декабре 2005 года объекта незавершенного капитального строительства?
     
     Статьей 3 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" особый порядок применения после 1 января 2006 года вычетов сумм НДС, уплаченных налогоплательщиками при приобретении ими до 1 января 2006 года объектов незавершенного капитального строительства, не установлен. Поэтому вышеуказанные суммы НДС подлежат вычетам в порядке, установленном п. 5 ст. 172 НК РФ в редакции, действовавшей до вступления в силу этого Закона, то есть с момента, указанного в абзаце втором п. 2 ст. 259 настоящего Кодекса, или при реализации объекта незавершенного капитального строительства.
     
     По каким товарам (работам, услугам) восстанавливаются суммы НДС в случае отсутствия у налогоплательщика, осуществляющего операции, как облагаемые НДС, так и освобождаемые от обложения этим налогом, раздельного учета сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам): по всем товарам (работам, услугам) или только по товарам (работам, услугам), относящимся, в частности, к общехозяйственным расходам, используемым для осуществления как облагаемых НДС, так и не подлежащих обложению этим налогом операций?
     
     В соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых НДС, так и освобожденных от обложения этим налогом операций.
     
     Кроме того, согласно вышеуказанной норме НК РФ при отсутствии у налогоплательщика раздельного учета суммы НДС вычету не подлежат и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль, не включаются.
     
     Что касается сумм НДС по товарам (работам, услугам), используемым исключительно для осуществления операций, облагаемых НДС, то на основании абзаца третьего п. 4 ст. 170 НК РФ данные суммы принимаются к вычету в соответствии со ст. 172 Кодекса, то есть независимо от наличия вышеуказанного раздельного учета.
     
     Учитывая вышеизложенное, при отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) восстановлению подлежат суммы НДС, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), относящимся, в частности, к общехозяйственным расходам, используемым для осуществления как облагаемых НДС, так и не подлежащих обложению этим налогом операций.
     
     По договору поставки российская организация, являющаяся плательщиком НДС, покупает товары у другой российской организации (с учетом НДС). После принятия приобретенных товаров на учет покупатель обнаруживает, что часть товаров не соответствует условиям договора о качестве и возвращает бракованные товары их продавцу.
     
     Возникает ли у покупателя обязанность по выставлению продавцу счета-фактуры на возвращаемые товары и по регистрации этого счета-фактуры в книге продаж?
     
     Согласно п. 16 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчете по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, в книге продаж регистрируются счета-фактуры, выставленные при возврате принятых на учет товаров.
     
     Таким образом, покупатель при отгрузке возвращаемых товаров, принятых им на учет, в том числе некачественных товаров, обязан в порядке, установленном п. 3 ст. 168 НК РФ, выставить продавцу этих товаров соответствующий счет-фактуру и зарегистрировать второй экземпляр счета-фактуры в книге продаж.
     
Е.С. Лобачева,
консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Являются ли с 1 января 2007 года плательщиками НДС нотариусы, занимающиеся частной практикой?
     
     В соответствии со ст. 143 НК РФ плательщиками НДС являются организации и индивидуальные предприниматели.
     
     Согласно ст. 11 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) с 1 января 2007 года частные нотариусы индивидуальными предпринимателями не признаются.
     
     Таким образом, с 1 января 2007 года нотариусы, занимающиеся частной практикой, плательщиками НДС не являются и при оказании услуг в рамках своей профессиональной деятельности этот налог не уплачивают.
     
     Необходима ли лицензия для применения освобождения от обложения НДС операций по реализации лома черных и цветных металлов, являющегося отходами собственного производства?
     
     В соответствии с подпунктом 24 п. 3 ст. 149 НК РФ операции по реализации на территории Российской Федерации лома и отходов черных и цветных металлов не подлежат обложению НДС. При этом согласно п. 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий вышеуказанные операции, имеет право отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не  позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.
     
     Пунктом 6 ст. 149 НК РФ предусмотрено, что в случае осуществления деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации, перечисленные в данной статье Кодекса операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий.
     
     Согласно п. 1 Положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов и п. 1 Положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома черных металлов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.12.2006 N 766, нормы данных документов не распространяются на реализацию лома черных и цветных металлов, образовавшегося у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе собственного производства.
     
     Учитывая вышеизложенное, для применения освобождения от обложения НДС налогоплательщиками, реализующими лом черных и цветных металлов, являющийся отходами собственного производства, наличие лицензии не требуется.
     

Об уплате акцизов по нефтепродуктам

     
     Т.А. Софрина,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики ФНС России
     
     Как определяется налоговая база при передаче произведенных налогоплательщиком из давальческого сырья нефтепродуктов?
     
     Согласно подпункту 1 п. 2 ст. 187 НК РФ налоговая база при передаче произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, определяется как объем переданных подакцизных товаров.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 195 НК РФ при передаче лицами произведенных ими из давальческого сырья подакцизных товаров собственнику вышеуказанного сырья либо другим лицам датой передачи признается дата подписания акта приема-передачи подакцизных товаров.
     
     Таким образом, налоговая база при передаче налогоплательщиком произведенных им из давальческого сырья нефтепродуктов собственнику этого сырья определяется исходя из объема произведенных и отгруженных (переданных) нефтепродуктов, отраженного в акте приема-передачи, дата подписания которого приходится на отчетный налоговый период. Поэтому в налоговую базу не включается объем нефтепродуктов, произведенных, но не отгруженных в данном налоговом периоде, то есть оставшихся на складе налогоплательщика-производителя.
     
     Кроме того, на основании положений ст. 184 НК РФ в налоговую базу, подлежащую обложению акцизами, не включаются объемы нефтепродуктов, помещенных под таможенный режим экспорта, при представлении в налоговый орган поручительства банка или банковской гарантии в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
     
     Как уплачиваются акцизы по нефтепродуктам, произведенным на давальческой основе?
     
     В соответствии с подпунктом 7 п. 1 ст. 182 НК РФ передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику вышеуказанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов), признается объектом налогообложения акцизами.
     
     Согласно п. 1 ст. 198 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий операции по передаче произведенных из давальческого сырья подакцизных товаров, обязан предъявить к оплате собственнику давальческого сырья соответствующую сумму акциза, которая согласно п. 2 данной статьи Кодекса в расчетных документах, первичных учетных документах и счетах-фактурах выделяется отдельной строкой.
     
     Таким образом, налогоплательщик, осуществляющий производство нефтепродуктов из давальческой нефти (далее - переработчик), и налогоплательщик (например, нефтебаза), осуществляющий на давальческой основе производство автомобильного бензина улучшенного качества с высокими октановыми числами (далее - переработчик 2), обязаны предъявить собственнику нефти (далее - организация) сумму акциза исходя из объема передаваемых нефтепродуктов.
     
     Пунктом 2 ст. 199 НК РФ предусмотрено, что суммы акциза, предъявленные налогоплательщиком собственнику давальческого сырья (материалов), относятся собственником давальческого сырья на стоимость подакцизных товаров, произведенных из вышеуказанного сырья (материалов), за исключением случаев передачи таких товаров для дальнейшего производства подакцизных товаров.
     
     Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 199 НК РФ не учитываются в стоимости переданного на давальческой основе подакцизного товара и подлежат вычету или возврату суммы акциза, предъявленные собственнику давальческого сырья (материалов) при передаче подакцизного товара, используемого для производства других подакцизных товаров.
     
     Согласно п. 3 ст. 200 НК РФ при передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, в случае, если давальческим сырьем являются подакцизные товары, вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные собственником этого давальческого сырья при его производстве. При этом в соответствии с п. 1 ст. 201 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании копий первичных документов, подтверждающих факт предъявления налогоплательщиком собственнику сырья (материалов) сумм акциза (акта приема-передачи произведенных подакцизных товаров, акта выработки, акта возврата в производство подакцизных товаров), и платежных документов с отметкой банка, подтверждающих факт оплаты собственником сырья стоимости изготовления подакцизного товара с учетом акциза.
     
     Таким образом, переработчик 2 имеет право уменьшить сумму акциза по нефтепродуктам улучшенного качества на сумму акциза, предъявленную переработчиком и уплаченную организацией, при наличии вышеуказанных копий первичных документов, подтверждающих факт предъявления переработчиком сумм акциза по нефтепродуктам организации, и платежных документов с отметкой банка, подтверждающих факт оплаты организацией стоимости изготовления нефтепродуктов с учетом акциза. В связи с этим переработчику 2 следует предъявить организации для оплаты сумму акциза, исчисленную по нефтепродуктам улучшенного качества, исходя из объема передаваемых нефтепродуктов, за вычетом суммы акциза, предъявленной переработчиком и уплаченной организацией.
     
     Суммы акциза, предъявленные переработчиком и переработчиком 2 и уплаченные организацией, относятся организацией на стоимость нефтепродуктов улучшенного качества.
     
     Что касается применения акцизов при передаче организацией нефтепродуктов, произведенных переработчиком, для дальнейшего производства нефтепродуктов улучшенного качества, а также при реализации организацией нефтепродуктов, произведенных на давальческой основе, сообщаем, что в соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 182 НК РФ объектом обложения акцизами признается реализация лицами произведенных ими подакцизных товаров и в соответствии с подпунктом 12 п. 1 ст. 182 НК РФ объектом обложения акцизами признается передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе.
     
     Поскольку организация не является производителем нефтепродуктов, передача организацией переработчику 2 нефтепродуктов, произведенных на давальческих условиях переработчиком, а также реализация организацией нефтепродуктов, произведенных на давальческой основе, объектами обложения акцизами не признаются. В связи с этим при реализации вышеуказанных нефтепродуктов сумма акциза в расчетных документах и в счетах-фактурах отдельной строкой не выделяется.
     

О налогообложении внешнеэкономической деятельности

     
     Л.В. Полежарова,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     
     Акционерами ЗАО "СНН" являются российская компания (51 % акций) и американская компания (49 % акций). Основными видами деятельности ЗАО "СНН" является выдача займов организациям, являющимся дочерними или зависимыми по отношению к нему. По какой ставке должен удерживаться налог у источника выплаты с суммы процентов, выплачиваемых в пользу ЗАО "СНН"? В какой момент заемщик должен начислять и уплачивать налог на прибыль по ставке 15 % по положительной разнице между начисленными процентами и предельными: в момент начисления или в момент фактической уплаты? Увеличивает ли сумму задолженности по налогам и сборам при расчете собственного капитала организации задолженность по единому социальному налогу?
     
     1. Если организация, признаваемая в соответствии с законодательством Российской Федерации аффилированным лицом иностранной организации (в данном случае резидента США), владеющей более 20 % уставного (складочного) капитала российской организации, выдает займы организациям, являющимся дочерними или зависимыми по отношению к ней, в целях налогообложения прибыли проценты признаются с учетом норм ст. 269 НК РФ.
     
     В частности, согласно п. 4 ст. 269 НК РФ положительная разница между начисленными процентами и предельными процентами, исчисленными в соответствии с порядком, установленным п. 2 данной статьи Кодекса, приравнивается в целях налогообложения к дивидендам, уплаченным иностранной организации, в отношении которой существует контролируемая задолженность, и облагается налогом на прибыль в соответствии с п. 3 ст. 284 НК РФ по ставке 15 %.
     
     Согласно п. 1 ст. 310 НК РФ налог с доходов иностранной организации от источников в Российской Федерации исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход иностранной организации, при каждой выплате доходов в валюте выплаты дохода и перечисляется в федеральный бюджет в порядке, предусмотренном ст. 310 настоящего Кодекса.
     
     2. В целях п. 2 ст. 269 НК РФ при определении величины собственного капитала в расчет не принимаются суммы долговых обязательств в виде задолженности по налогам и сборам, включая текущую задолженность по уплате налогов и сборов, суммы отсрочек, рассрочек и инвестиционного налогового кредита.
     
     Согласно ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
     
     В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
     
     Таким образом, страховые пенсионные взносы на обязательное пенсионное страхование не являются налогом или сбором в целях НК РФ и, следовательно, учитываются при определении величины собственного капитала в целях ст. 269 настоящего Кодекса.
     
     Представительство иностранной организации в Российской Федерации не занимается предпринимательской деятельностью и существует за счет финансирования головного офиса организации.
     
     В настоящее время оно ремонтирует арендованное помещение подрядным способом, а также осуществляет капитальный и текущий ремонт частных объектов недвижимости, используемых для размещения сотрудников головного офиса, прибывающих в командировку в г. Москву.
     
     Приводит ли такая деятельность представительства к образованию постоянного представительства в целях налогообложения прибыли?
     
     В соответствии со ст. 246 НК РФ плательщиками налога на прибыль признаются, в частности, иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство.
     
     Критерии понятия "постоянное представительство иностранной организации" установлены ст. 306 НК РФ, п. 2 которой предусмотрено, что под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей налогообложения прибыли понимается в том числе любое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную с проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования.
     
     Особенности налогообложения иностранных организаций при осуществлении деятельности на строительной площадке установлены ст. 308 НК РФ. При этом данная статья НК РФ применяется к организациям, выполняющим (оказывающим) строительно-монтажные работы (услуги) по договорам с другими лицами, то есть в случае, если иностранная организация является продавцом вышеуказанных работ (услуг).
     
     Согласно ситуации представительство иностранной организации на территории Российской Федерации не занимается предпринимательской деятельностью и является покупателем строительно-монтажных работ и услуг для собственных нужд, а не их продавцом.
     
     Такая деятельность иностранной организации не приводит к образованию постоянного представительства в целях налогообложения прибыли.
     
А.Н. Лозовая,
главный специалист - эксперт Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Российская организация заключила до- говор комиссии с иностранной фирмой, согласно которому комиссионер совершает от своего имени за комиссионное вознаграждение операции по оплате железнодорожного тарифа на экспортные грузовые перевозки. Оплата по договору производится комитентом на валютный счет комиссионера. Подлежат ли у российской организации включению в налоговую базу по НДС денежные средства, полученные от комитента? Возможно ли применение ставки в размере 0 % в отношении уплаты сумм комиссионного вознаграждения как операций по реализации услуг на экспорт?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 156 НК РФ в налоговую базу по НДС у комиссионера включаются денежные средства, являющиеся его вознаграждением за оказание услуг в рамках договора комиссии. Денежные средства, поступающие на счет комиссионера от комитента для оплаты железнодорожного тарифа, в налоговую базу у комиссионера не включаются и соответственно в декларации по НДС не отражаются.
     
     Что касается размера ставки НДС, применяемой в отношении посреднических услуг, оказываемых в рамках договоров комиссии, то согласно п. 3 ст. 164 НК РФ данные услуги подлежат обложению НДС по ставке в размере 18 %.
     
     Российская судоходная компания берет в аренду у иностранного лица, не имеющего представительства на территории Российской Федерации, сухогрузное судно без экипажа по договору бербоут-чартера. Должна ли данная российская компания выступать в качестве налогового агента в целях применения НДС при перечислении иностранному лицу арендной платы за сухогрузное судно?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     При определении места реализации работ (услуг) в целях применения НДС налогоплательщикам следует руководствоваться нормами ст. 148 НК РФ. Так, согласно подпункту 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг, непосредственно связанных с фрахтованием, оказываемых иностранными организациями, территория Российской Федерации не признается, и соответственно такие услуги не являются объектом обложения НДС на территории Российской Федерации.
     
     Таким образом, при приобретении вышеуказанных услуг российская судоходная компания налоговым агентом не признается, и соответственно исчислять и удерживать НДС из сумм, уплачиваемых иностранной организации за оказание услуг, она не должна.
     
     Российская организация, выступая покупателем, заключила с иностранной организацией контракт на поставку товаров. Согласно контракту иностранный продавец товаров поставляет товары на условиях DDP, Москва, Российская Федерация. Таким образом, продавец доставляет товары в Москву и уплачивает все таможенные платежи, в том числе НДС, путем перечисления денежных средств со своего счета на расчетный счет российской таможни. Учитывая, что в соответствии со ст. 328 Таможенного кодекса Российской Федерации любое лицо имеет право уплатить таможенные пошлины, налоги за товары, перемещаемые через таможенную границу, имеет ли право российская организация принять к вычету НДС, уплаченный иностранной организацией в бюджет Российской Федерации?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в случае использования товаров для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС. В связи с тем что в вышеприведенной ситуации НДС уплачивается при ввозе товаров не российским налогоплательщиком, приобретающим товары, а иностранным лицом, уплаченные суммы НДС к вычету у российского налогоплательщика не принимаются.
     

О едином сельскохозяйственном налоге

     
     Л.А. Козлова,
консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Каким образом при исчислении единого сельскохозяйственного налога за 2006 год учитывались в расходах материалы, полученные и уплаченные в 2006 году, и остатки полученных и оплаченных по состоянию на 1 января 2006 года материалов, не включенные в расходы при исчислении единого сельскохозяйственного налога в предыдущих налоговых периодах и списанные в производство в 2006 году?
     
     Начиная с 1 января 2007 года в соответствии с подпунктом 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. Оплатой товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав считается прекращение обязательства налогоплательщика - приобретателя вышеуказанных товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и (или) передачей имущественных прав.
     
     При этом материальные расходы, в том числе расходы на приобретение сырья и материалов (включая расходы на приобретение семян, рассады, саженцев и другого посадочного материала, удобрений, кормов, медикаментов, биопрепаратов и средств защиты растений), а также расходы на оплату труда учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения.
     
     Действие этой законодательной нормы распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года.
     
     Таким образом, если оплата приобретаемых материалов произведена в 2006 году, то организация имела право учесть такие расходы при расчете единого сельскохозяйственного налога за налоговый период 2006 года, то есть при составлении налоговой декларации за 2006 год.
     
     Что касается учета расходов по полученным и оплаченным материалам до 1 января 2006 года, но не учтенным в расходах соответствующего периода и списанным в производство в 2006 году, то организация, применяющая систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, при исчислении налоговой базы вправе учесть такие расходы за 2006 год.
     
У.В. Бокова,
главный специалист - эксперт Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Организация уплачивает единый сельскохозяйственный налог. Согласно ст. 346.5 НК РФ основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости, определяемой по данным бухгалтерского учета. ПБУ 6/01 и ст. 257 НК РФ содержат нормы, согласно которым первоначальная стоимость имущества изменяется в случае его реконструкции. Организация считает, что имеет право учесть в расходах по единому сельскохозяйственному налогу расходы на реконструкцию. Права ли она?
     
     Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, не освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета.
     
     На основании п. 8 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
     
     В соответствии с п. 14 ПБУ 6/01 затраты на реконструкцию объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств.
     
     Как следует из ситуации, организация произвела расходы по проведению реконструкции объекта основных средств. Учитывая вышеизложенное, расходы на реконструкцию данного основного средства должны быть отнесены на увеличение первоначальной стоимости этого имущества и должны учитываться в составе расходов организации в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 346.5 НК РФ.
     

О государственной пошлине

     
     А.И. Новиков,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     
     В каком размере уплачивается государственная пошлина при подаче в арбитражный суд искового заявления, содержащего одновременно требования:
     
     - о признании ненормативного правового акта недействительным, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными;
     
     - о совершении действий, связанных с возвратом денежных средств либо имущества?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 333.22 НК РФ при подаче в арбитражные суды исковых заявлений, содержащих одновременно требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, определенная для исковых заявлений неимущественного характера.
     
     В связи с этим при подаче в арбитражный суд искового заявления, содержащего одновременно требования о признании ненормативного правового акта недействительным, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными и требования о совершении действий, связанных с возвратом денежных средств либо имущества, государственная пошлина должна быть уплачена по ставкам, установленным подпунктом 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ (для физических лиц - в размере 100 руб., для организаций - в размере 2000 руб.) и подпунктом 1 п. 1 ст. 333.21 настоящего Кодекса для искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, в зависимости от цены иска.
     
     В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины и в случае, если по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными арбитражный суд в решении в соответствии с п. 3 части 4 и п. 3 части 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указывает на необходимость устранения этими органами и лицами допущенных нарушений (в частности, на необходимость возврата денежных средств или имущества заявителю).
     
     Каков порядок возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины?
     

     Федеральным законом от 31.12.2005 N 201-ФЗ "О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" установлен следующий порядок возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины:
     
     - заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины (за исключением государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями) подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина;
     
     - заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело;
     
     - к заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины (за исключением государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями) прилагаются подлинные платежные документы, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, и копии вышеуказанных платежных документов, если она подлежит возврату частично. К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, мировыми судьями, помимо вышеуказанных документов прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины;
     
     - решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины (за исключением государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями) принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина;
     

     - решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, принимает соответствующий налоговый орган;
     
     - возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства;
     
     - заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы;
     
     - возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится за счет средств бюджета, в который произведена переплата, в течение одного месяца со дня подачи вышеуказанного заявления о возврате.