Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об упрощенной системе налогообложения


Об упрощенной системе налогообложения

     

Определение налоговой базы

     
      Л.А. Козлова,
консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Имеет ли право организация, применяющая упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", учитывать суммы налога на доходы физических лиц, удерживаемые из доходов работников, при определении налоговой базы?
     
     В соответствии с подпунктом 22 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при определении объекта налогообложения налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на суммы налогов и сборов, уплаченных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
     
     Согласно п. 5 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных настоящим Кодексом.
     
     Нормами ст. 226 НК РФ предусмотрено, что исчисление сумм и уплата налога на доходы физических лиц производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога на доходы физических лиц непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
     
     Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога на доходы физических лиц производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при их фактической выплате.
     
     Уплата суммы налога на доходы физических лиц за счет средств налоговых агентов не допускается.
     
     Учитывая вышеизложенное, суммы налога на доходы физических лиц, удерживаемые из доходов работников, не могут включаться в качестве расходов при определении налоговой базы организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения (подпункт 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
     
     Расходы на оплату труда принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль (ст. 255 НК РФ). К таким расходам относятся любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, предусмотренные требованиями законодательства Российской Федерации, расходы, предусмотренные трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
     
     При этом налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, имеет право согласно подпункту 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении налоговой базы уменьшить полученные доходы на расходы на оплату труда.
     

Учет расходов организацией, оказывающей услуги общественного питания

     
     Признаются ли у организации, оказывающей услуги общественного питания и применяющей упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", затраты на профилактические медицинские осмотры сотрудников, на дератизацию, дезинсекцию и дезинфекцию, на санитарно-микробиологические исследования питьевой воды в составе расходов?
     
     В соответствии с подпунктом 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уменьшают полученные доходы на сумму материальных расходов, учитываемых применительно к порядку, указанному в ст. 254 настоящего Кодекса.
     
     Согласно подпункту 6 п. 1 ст. 254 НК РФ в состав материальных расходов включаются расходы на оплату услуг сторонних организаций, в том числе по контролю за соблюдением установленных технологических процессов и по техническому обслуживанию основных средств.
     
     Пунктом 2.4 Санитарных правил "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10.07.2001, к производственному контролю отнесены в том числе организация медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, а также контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек работников.
     
     В связи с этим у организации, оказывающей услуги общественного питания, расходы на оплату услуг сторонних организаций по санитарно-микробиологическим исследованиям, по обучению работников с занесением записей в медицинские книжки работников, проведению медицинского осмотра персонала и дератизации помещений и оборудования могут учитываться при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
     

Учет услуг сторонней организации по ведению кадрового учета

     
     Относятся ли к расходам при применении организацией упрощенной системы налогообложения затраты на оплату услуг по ведению кадрового учета, осуществляемых сторонней организацией?
     
     Пунктом 1 ст. 346.16 НК РФ установлен закрытый перечень расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения.
     
     Учитывая, что в вышеуказанном перечне расходы на оплату осуществляемых сторонней организацией услуг по ведению кадрового учета (ввиду отсутствия отдела кадров) отсутствуют, налогоплательщик не имеет права включать их в расходы, учитываемые при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.     
     

Учет дохода от совместной деятельности

     
     Организация и индивидуальный предприниматель, применяющие упрощенную систему налогообложения, решили заключить договор простого товарищества в целях осуществления совместной деятельности в виде розничной торговли.
     
     Каким образом учитывается доход от совместной деятельности у участников простого товарищества, применяющих упрощенную систему налогообложения?
     
     Согласно п. 1 ст. 1041 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.
     
     Простое товарищество представляет собой объединение лиц для участия в совместной деятельности, которое не приводит к образованию юридического лица и не может являться самостоятельным налогоплательщиком, в том числе не может уплачивать налог в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
     
     В рамках договора простого товарищества определяются финансовые результаты от совместной деятельности в целях их распределения между участниками. Учет доходов, расходов и финансовых результатов осуществляется в общеустановленном порядке.
     
     Вне рамок договора простого товарищества каждый участник ведет учет своих доходов и расходов в соответствии с применяемой им системой налогообложения. Так, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, осуществляют налоговый учет согласно главе 26.2 НК РФ. При этом доход, распределяемый в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе, учитывается в порядке, предусмотренном ст. 278 НК РФ.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые согласно ст. 249 настоящего Кодекса, и внереализационные доходы, устанавливаемые в соответствии со ст. 250 НК РФ. При этом не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.
     
     Согласно п. 9 ст. 250 НК РФ внереализационным доходом налогоплательщика признается в том числе доход, распределяемый в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе и учитываемый в порядке, предусмотренном ст. 278 настоящего Кодекса.
     
     Исходя из вышеизложенного доход от совместной деятельности у участника простого товарищества, применяющего упрощенную систему налогообложения, учитывается при формировании налоговой базы в составе доходов и облагается налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения.     
     

Определение чистой прибыли ООО, применяющего упрощенную систему налогообложения

 
  У.В. Бокова,
главный специалист - эксперт Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Должно ли ООО, применяющее упрощенную систему налогообложения и образующее резервный фонд, определять чистую прибыль в соответствии с правилами бухгалтерского учета?
     
     Согласно ст. 346.24 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих данную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждены приказом Минфина России от 30.12.2005 N 167н. В этой книге в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом отражаются все хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период.
     
     Налогоплательщики должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета в книге учета доходов и расходов показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога.
     
     В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество может создавать резервный фонд в порядке и размерах, предусмотренных уставом общества.
     
     Источником для образования резервного фонда ООО является чистая прибыль налогоплательщика.
     
     Таким образом, несмотря на то что в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, ООО, применяющее упрощенную систему налогообложения и образующее резервный фонд путем ежегодных отчислений от суммы чистой прибыли, должно определять чистую прибыль в соответствии с правилами бухгалтерского учета.
     
     Определение чистой прибыли осуществляется в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
     

Учет расходов при заключении с физическим лицом договора безвозмездного пользования легковым автомобилем

     
     ООО применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов". ООО заключило с физическим лицом договор безвозмездного пользования легковым автомобилем при условии, что расходы по ремонту, техническому обслуживанию, страхованию и приобретению ГСМ несет общество. Может ли ООО учитывать вышеперечисленные расходы при определении налоговой базы?
     
     Как усматривается из ситуации, организация получила от физического лица в безвозмездное пользование объект основных средств - автомобиль. При этом договором безвозмездного пользования предусмотрено, что расходы на содержание и эксплуатацию данного автомобиля (расходы на ремонт, техническое обслуживание, приобретение ГСМ, страхование) несет организация-ссудополучатель.
     
     Правоотношения сторон по договору безвозмездного пользования регулируются главой 36 ГК РФ. Статьей 689 ГК РФ определено, что по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном до- говором. По общему правилу, ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание (ст. 695 ГК РФ).
     
     Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
     
     Согласно подпункту 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходами, уменьшающими налоговую базу, признаются материальные расходы, которые принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль ст. 254 настоящего Кодекса.
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты на производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели).
     
     Расходы на содержание автомобиля, переданного налогоплательщику в безвозмездное пользование, являющегося основным средством, по нашему мнению, являются материальными расходами на эксплуатацию основных средств (в части расходов на техническое обслуживание автомобиля, на покупку ГСМ).
     
     При этом на основании подпункта 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе учесть в целях налогообложения расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных).
     
     Таким образом, обоснованные и документально подтвержденные расходы налогоплательщика-ссудополучателя на ремонт, техническое обслуживание, на покупку ГСМ для автомобиля уменьшают налоговую базу при применении вышеуказанного специального налогового режима.
     

Начало применения упрощенной системы налогообложения

     
     Вправе ли организация начать применять упрощенную систему налогообложения после того, как она подала в налоговый орган соответствующее заявление в сроки, установленные НК РФ?
     
     Согласно п. 1 ст. 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.
     
     Приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения" в целях реализации положений главы 26.2 НК РФ утвержден перечень форм документов, рекомендуемых для применения организациями и индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения, в частности формы N 26.2-1 "Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения", N 26.2-2 "Уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения" и N 26.2-3 "Уведомление о невозможности применения упрощенной  системы налогообложения".
     
     Таким образом, выдача налогоплательщику специального документа, подтверждающего право применять упрощенную систему, НК РФ не предусмотрена, поскольку переход на данный специальный налоговый режим осуществляется в уведомительном порядке.
     
     Учитывая вышеизложенное, организация, желающая перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на данную систему налогообложения после подачи заявления по форме N 26.2-1 в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщик планирует перейти на специальный налоговый режим. При этом направляемые налоговыми органами уведомления о возможности или невозможности применения упрощенной системы налогообложения (форма N 26.2-2 или N 26.2-3) на право налогоплательщика применять данный специальный налоговый режим не влияют.
     

Переход на упрощенную систему налогообложения по виду деятельности "услуги по обучению и репетиторству"

     
     В едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за индивидуальным предпринимателем закреплены следующее виды деятельности: консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления; образование для взрослых и прочие виды образования, не включенные в другие группы; предоставление прочих услуг; прочая деятельность в области спорта; исследование конъюнктуры рынка и выявление общественного мнения.
     
     Может ли индивидуальный предприниматель перейти на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента по виду деятельности "услуги по обучению и репетиторству"? В своей деятельности индивидуальный предприниматель не привлекает наемных работников.
     
     Как усматривается из ситуации, индивидуальный предприниматель, не привлекающий в своей предпринимательской деятельности наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, осуществляет услуги по консультированию по вопросам коммерческой деятельности и управления, образования для взрослых, прочие услуги, прочую деятельность в области спорта, исследование конъюнктуры рынка и выявление общественного мнения.
     
     Согласно п. 1 ст. 346.25.1 НК РФ индивидуальные предприниматели, осуществляющие один из видов предпринимательской деятельности, перечисленных в п. 2 данной статьи Кодекса, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента. В этом случае на них распространяются нормы, установленные ст. 346.11-346.25 НК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 346.25.1 настоящего Кодекса.
     
     В соответствии с подпунктом 47 п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения на основе патента разрешается индивидуальным предпринимателям, не привлекающим в своей предпринимательской деятельности наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, в отношении оказания услуг по обучению и репетиторству. При этом полагаем, что услуги по консультированию по вопросам коммерческой деятельности и управления, предоставлению прочих услуг, прочая деятельность в области спорта, исследование конъюнктуры рынка и выявление общественного мнения не относятся к услугам по обучению и репетиторству, а являются самостоятельными видами предпринимательской деятельности (постановление Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст).
     
     Следовательно, в рассматриваемом случае индивидуальный предприниматель может либо применять упрощенную систему налогообложения, предусмотренную ст. 346.11-346.25 НК РФ, либо уплачивать налоги в соответствии с общим режимом налогообложения.