Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об изменении с 1 января 2007 года законодательства по единому социальному налогу


Об изменении с 1 января 2007 года законодательства по единому социальному налогу

     
     В.И. Янченко
     
     В целях дальнейшего совершенствования налогового законодательства Федеральными законами от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (далее - Закон N 137-ФЗ) и от 27.07.2006 N 144-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части создания благоприятных условий налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также внесения других изменений, направленных на повышение эффективности налоговой системы" (далее - Закон N 144-ФЗ) внесены значительные изменения в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), которые вступили в силу с 1 января 2007 года и непосредственно коснулись порядка исчисления единого социального налога.
     
     Рассмотрим некоторые из них.
     
     Исключив в п. 1 ст. 55 НК РФ слова ", по итогам которых уплачиваются авансовые платежи", законодатель определил, что налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.
     
     С принятием такой поправки подтверждается правомерность ежемесячного начисления авансовых платежей по единому социальному налогу.
     
     Новая редакция п. 3 ст. 58 НК РФ ввела в налоговое законодательство понятие "авансовые платежи по налогам" и охарактеризовала их как предварительный платеж, который уплачивается в течение налогового периода, а обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.
     
     Практически в новой редакции изложена ст. 80 НК РФ.
     
     В ней, в частности, определено, что налогоплательщики, у которых отсутствует финансово-хозяйственная деятельность, представляют налоговые декларации по упрощенной форме, утверждаемой Минфином России.
     
     Законодатель закрепил в НК РФ право налогоплательщика представлять отчетность через уполномоченного представителя.
     
     Согласно новой редакции ст. 88 НК РФ, если камеральной проверкой выявлены ошибки в налоговых расчетах или в декларациях или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, а также сведениями, имеющимися в налоговом органе, то налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести исправление в установленный срок.
     
     Налогоплательщик вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового или бухгалтерского учета либо иные документы, подтверждающие достоверность приведенных в отчетности данных.
     
     Если после рассмотрения представленных пояснений либо при отсутствии таковых установлен факт совершения налогового правонарушения, налоговым органом составляется акт проверки согласно ст. 100 НК РФ.
     
     С 1 января 2007 года при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не имеет права требовать от налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если представление таких документов вместе с декларацией (или с расчетом) не предусмотрено НК РФ.
     
     Пунктом 6 ст. 88 НК РФ для налогового органа установлено право истребовать документы, подтверждающие право налогоплательщиков на налоговые льготы.
     
     Статьей 93 НК РФ определен порядок истребования налоговым органом документов. При этом п. 5 этой статьи НК РФ установлено, что налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении налогового контроля. Таким образом, в целях подтверждения льготы по единому социальному налогу согласно п. 1 ст. 239 НК РФ копии справок по инвалидности, подтверждающие налоговые льготы, выданные "бессрочно", налоговые органы не вправе истребовать дважды.
     
     Законом N 137-ФЗ внесены изменения в главу 24 НК РФ.
     
     Согласно п. 2 ст. 235 НК РФ нотариусы, занимающиеся частной практикой, выделены в отдельную категорию налогоплательщиков, в то время как до 1 января 2007 года они исчисляли и уплачивали единый социальный налог в качестве индивидуальных предпринимателей.
     
     Закон N 137-ФЗ исключил из главы 24 НК РФ положение, согласно которому члены крестьянского (фермерского) хозяйства приравнивались в целях исчисления единого социального налога к индивидуальным предпринимателям.
     
     В то же время ст. 11 НК РФ глава крестьянского (фермерского) хозяйства отнесен с 1 января 2007 года к категории "индивидуальный предприниматель", а нотариусы выделены из состава индивидуальных предпринимателей и в настоящее время являются самостоятельной категорией плательщиков единого социального налога.
     
     Пунктом 8 ст. 244 НК РФ установлено, что нотариусы, занимающиеся частной практикой, в случае прекращения деятельности должны представить в двенадцатидневный срок в налоговый орган декларацию по единому социальному налогу за период с начала налогового периода по день подачи включительно.
     
     До 1 января 2007 года нотариусами в качестве индивидуальных предпринимателей такая декларация должна была представляться в течение пяти дней.
     
     Законодателем также уточнен срок уплаты единого социального налога, исчисленного по такой декларации, а именно: уплата этого налога должна быть произведена не позднее 15 календарных дней после ее подачи.
     
     Внесены также изменения в п. 4 ст. 241 НК РФ, в соответствии с которыми нотариусы, занимающиеся частной практикой, должны уплачивать единый социальный налог по ставкам, которые до 1 января 2007 года применялись только адвокатами.
     
     В связи с этим с 1 января 2007 года нотариусы, занимающиеся частной практикой, уплачивают единый социальный налог в федеральный бюджет по более низким ставкам (при этом ставки уплаты этого налога в фонды обязательного медицинского страхования не изменились), а именно: ставка единого социального налога с выплат до 280 000 руб. в связи с применением нотариусами, занимающимися частной практикой, п. 4 (вместо п. 3) ст. 241 НК РФ снижена с 7,3 до 5,3%.
     
     Закон N 144-ФЗ внес изменения в порядок исчисления единого социального налога для налогоплательщиков-организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий; эти изменения заключаются в следующем. Для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, п. 6 ст. 241 НК РФ установлены специальные ставки единого социального налога, а шкала налоговой базы для применения максимальной ставки единого социального налога составляет до 75 000 руб. (вместо 280 000 руб., установленной для других налогоплательщиков).
     
     При этом если налоговая база физического лица нарастающим итогом с начала года не превышает 75 000 руб., совокупная ставка единого социального налога составляет 26%.
     
     Совокупная ставка единого социального налога при налоговой базе физического лица от 75 001 руб. до 600 000 руб. составит 19 500 руб. + 10% с суммы, превышающей 75 000 руб., а если налоговая база больше 600 000 руб., то ставка единого социального налога составит 72 000 руб. + 2% с суммы, превышающей 600 000 руб.
     
     Законодателем определены условия и критерии, которые необходимо соблюдать организациям, осуществляющим деятельность в области информационных технологий, в целях правомерного применения вышеуказанных специальных ставок. Если по итогам отчетного (налогового) периода организация не выполняет хотя бы одно условие, закрепленное п. 7 ст. 241 НК РФ, то она лишается права применять ставки, установленные п. 6 ст. 241 Кодекса.