Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О транспортном налоге и налоге на имущество организаций


О транспортном налоге и налоге на имущество организаций

     
     Н.А. Гаврилова,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     

Налогообложение владельцев морских судов

     
     В каком порядке предоставляется налоговая льгота по налогу на имущество организаций и по транспортному налогу в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов в сентябре 2006 года?
     
     Федеральным законом от 20.12.2005 N 168-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов" (далее - Закон N 168-ФЗ) в главу 30 "Налог на имущество организаций", а также в главу 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) внесены изменения, которыми предусмотрено освобождение от обложения налогом на имущество организаций (п. 18 ст. 381 НК РФ) и транспортным налогом (п. 9 ст. 358 НК РФ) судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (далее - РМРС).
     
     Согласно п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
     
     В то же время в соответствии с п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
     
     Согласно п. 2 ст. 4 Закона N 168-ФЗ вышеназванные изменения, внесенные в НК РФ, вступили в силу с 1 января 2006 года, но не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Таким образом, данный акт законодательства о налогах прямо предусматривает дату, с которой установленные им нормы должны были вступить в силу. Закон N 168-ФЗ был опубликован 23 декабря 2005 года.
     
     Учитывая, что Закон N 168-ФЗ установил налоговые льготы, то есть улучшил положение налогоплательщиков, являющихся владельцами судов, зарегистрированных в РМРС, данный нормативный акт вступил в силу с 24 января 2006 года.
     
     Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, в том числе водные транспортные средства.
     
     Согласно Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ в РМРС регистрируются суда, которые используются для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа, а также для оказания иных связанных с осуществлением вышеуказанных перевозок услуг (в том числе для сдачи судов в аренду для оказания таких услуг). Регистрация судов в РМРС производится капитанами морских торговых портов, перечень которых утверждается Правительством РФ, на имя собственника судна или на имя фрахтователя судна по бербоут-чартеру.
     
     Пунктом 1 ст. 16 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации установлено, что судно приобретает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации с момента его регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации, в том числе в РМРС.
     
     Регистрация судна в РМРС подлежит ежегодному подтверждению. Порядок ежегодного подтверждения регистрации судна в РМРС устанавливается правилами регистрации судов и прав на них в морских торговых портах. При этом Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах утверждены приказом Минтранса России от 21.07.2006 N 87, которым установлена форма свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации, выдаваемого при регистрации судна в РМРС.
     
     В этой связи льгота по транспортному налогу, предусмотренная п. 9 ст. 358 НК РФ, предоставляется налогоплательщикам только при наличии свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации с даты регистрации судна в РМРС и ежегодного подтверждения такой регистрации. Согласно п. 3 ст. 362 НК РФ месяц регистрации транспортного средства принимается за полный месяц.
     
     Учитывая это, а также то, что приобретенные организацией, о которой говорится в ситуации, суда зарегистрированы в РМРС в сентябре 2006 года, налоговая льгота по транспортному налогу должна была предоставляться налогоплательщику в 2006 году с даты государственной регистрации судов в РМРС за период с 1 сентября по 31 декабря 2006 года.
     
     В отношении налога на имущество организаций отметим, что на основании ст. 374 и 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость основных средств (движимого и недвижимого имущества), находящихся на балансе налогоплательщика.
     
     При этом п. 4 ст. 376 НК РФ установлено, что среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, определяется за налоговый (отчетный) период как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и на 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.
     
     Учитывая это, а также то, что право плавания под Государственным флагом Российской Федерации возникло в данном случае у организации с даты регистрации судов в РМРС (в сентябре 2006 года), налоговая льгота должна была быть предоставлена налогоплательщику согласно п. 18 ст. 381 НК РФ в 2006 году с 1 октября по 31 декабря 2006 года. При исчислении среднегодовой (средней) стоимости не облагаемого налогом имущества за отчетный период (9 месяцев) и за налоговый период (2006 год) остаточная стоимость зарегистрированных в РМРС судов должна была быть включена в расчет по состоянию на 1 октября 2006 года.
     

Определение плательщика транспортного налога при продаже автотранспортного средства

     
     Согласно ст. 223 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. Если отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации. При этом вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя, если иное не предусмотрено договором купли-продажи (ст. 224, 458, 489 ГК РФ).
     
     В соответствии со ст. 130 ГК РФ автотранспортное средство относится к движимому имуществу, и при его продаже государственная регистрация прав на это имущество не требуется, поэтому основанием для снятия и постановки на баланс организации этого имущества является выполнение всех условий по договору купли-продажи транспортного средства.
     
     Аналогичное мнение по данному вопросу высказано Верховным Судом Российской Федерации, которым в мотивировочной части решения от 13.08.1999 N ГКПИ 99-566 определено, что право собственности на транспортное средство возникает из сделок дарения, купли-продажи и тому подобных сделок после их заключения и передачи имущества, а не после регистрации транспортного средства органами внутренних дел. Регистрация транспортного средства не является государственной регистрацией имущества в том смысле, который в силу закона порождает права собственности (ст. 164, 223 ГК РФ).
     
     Однако следует отметить, что от момента снятия с баланса транспортного средства зависит его обложение налогом на имущество организаций в соответствии с главой 30 НК РФ, поскольку объектом обложения этим налогом является движимое и недвижимое имущество. На основании п. 1 ст. 374 и п. 1 ст. 375 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций признаваемые объектом налогообложения основные средства учитываются по их остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Основанием для снятия с баланса транспортных средств будет являться полная оплата товара и его приемка новым собственником.
     
     Что касается транспортного налога, то в соответствии со ст. 358 НК РФ объектом обложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Признание физических и юридических лиц плательщиками транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которые они зарегистрированы, поступивших в налоговые органы в порядке, предусмотренном ст. 362 НК РФ, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.
     
     Таким образом, если транспортные средства зарегистрированы на организацию, то вне зависимости от их передачи новому собственнику по договору купли-продажи продавец является плательщиком транспортного налога.
     
     Обращаем также внимание читателей журнала на то, что ФАС Уральского округа и ФАС Дальневосточного округа (постановления от 06.05.2002 по делу N Ф 09-906/02-АК, от 17.01.2001 по делу N Ф 03-А16/00-2/2457) рассматривались дела в отношении налога с владельцев транспортных средств, плательщиками которого в соответствии со ст. 6 Закона РФ от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" признавались юридические и физические лица, имевшие транспортные средства, то есть собственники транспортных средств. При этом судами отмечалось, что основанием для уплаты налога с владельцев транспортных средств служит факт наличия транспортных средств у организаций, а не факт регистрации транспортных средств в органах ГИБДД.
     
     Главой 28 НК РФ, как отмечалось выше, предусмотрено, что основанием для уплаты транспортного налога служит факт регистрации транспортных средств в органах Госавтоинспекции МВД России.
     

Налогообложение владельцев воздушных судов

     
     Организация, зарегистрированная в  г. Москве, приобрела в собственность воздушное судно и передает его в аренду ЗАО, которое согласно договору аренды является эксплуатантом судна. Местом нахождения воздушного судна является аэропорт в Московской области. В то же время воздушное судно еще не прошло государственную регистрацию. Каков порядок уплаты транспортного налога в данной ситуации?
     
     Согласно ст. 83 НК РФ местом нахождения воздушных транспортных средств признается место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника имущества.
     
     В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых согласно законодательству Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса.
     
     Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в частности, самолеты, вертолеты и другие воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     В рассматриваемой ситуации воздушное судно приобретено для сдачи в аренду, не прошло государственную регистрацию, но уже передано собственником судна эксплуатанту (ЗАО).
     
     Согласно ст. 61 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ эксплуатант - это гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие вышеуказанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.
     
     До тех пор пока воздушное судно не будет зарегистрировано на арендатора (ЗАО), плательщиком транспортного налога должен признаваться арендодатель - собственник воздушного судна.
     
     При этом если регистрация воздушного судна будет осуществлена на арендатора, то плательщиком транспортного налога с даты регистрации должен признаваться арендатор.
     
     В соответствии со ст. 363 НК РФ уплата транспортного налога и авансовых платежей по нему производится налогоплательщиками по месту нахождения воздушного судна, в данном случае в Московской области, в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
     
     Обращаем внимание читателей журнала, что плательщиком налога на имущество организаций вне зависимости от того, на кого зарегистрировано воздушное судно, является балансодержатель воздушного судна.
     

Налогообложение при передаче автотранспортного средства по договору лизинга

     
     Уплачивается ли транспортный налог организациями, эксплуатирующими автотранспортные средства по договору лизинга, если по условиям договора они учитываются на балансе у лизингодателя? Кто должен уплачивать налог, если лизингодатель не является резидентом Российской Федерации?
     
     В соответствии со ст. 358 НК РФ объектом обложения транспортным налогом, в частности, признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
     
     Обязанность государственной регистрации транспортных средств установлена Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
     
     Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными приказом МВД России от 27.01.2003 N 59, предусмотрена возможность регистрации транспортных средств, используемых по договору лизинга, за одним из участников договора по их письменному соглашению. В этом случае транспортный налог уплачивается участником договора лизинга, за которым зарегистрировано транспортное средство.
     
     Вышеуказанными Правилами предусмотрена также возможность временной, на срок действия договора лизинга, регистрации за лизингополучателем транспортного средства, зарегистрированного за лизингодателем. В этом случае транспортный налог должен уплачиваться лизингодателем.
     
     В то же время, если лизингодатель, на которого зарегистрировано транспортное средство, не является резидентом Российской Федерации, транспортный налог уплачивается лизингополучателем, на которого в соответствии с законодательством Российской Федерации временно зарегистрировано транспортное средство, если иное не предусмотрено международными соглашениями об избежании двойного налогообложения.
     

Определение ставок транспортного налога

     
     Какие ставки транспортного налога применяются по транспортным средствам, на которых установлены различное оборудование, агрегаты и установки, краны? Можно ли применять ставки налога, установленные для категории транспортных средств "другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу"?
     
     Согласно положениям ст. 11 НК РФ институты, понятия, термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они применяются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. При этом специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях НК РФ.
     
     Для целей применения главы 28 НК РФ ст. 358 настоящего Кодекса определено, что объектом обложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Как следует из вышеуказанной нормы НК РФ, объектом налогообложения признаются любые автомобили независимо от целей, для которых они используются (перевозка пассажиров, грузов или иные цели); понятие "автомобиль" же и понятие "другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу" различны.
     
     В целях правильного применения ставок транспортного налога при определении категории автомобиля читателям журнала необходимо учитывать следующее.
     
     Российская Федерация является договаривающейся стороной международного Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, заключенного в Женеве 20 марта 1958 года.
     
     В отличие от классификации транспортных средств, используемой Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, а также Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301, в классификации транспортных средств, используемой вышеуказанным Соглашением, оборудование, перевозимое специальными автомобилями, считается грузом.
     
     Классификация транспортных средств, введенная Женевским соглашением, используется в Российской Федерации при сертификации транспортных средств.
     
     Таким образом, специальные автомобили различных марок, моделей и модификаций, на шасси которых установлено различное оборудование, агрегаты и установки, не могут быть отнесены к категории "другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу".
     
     Поэтому к таким автомобилям должны применяться налоговые ставки, предусмотренные для грузовых автомобилей в зависимости от мощности их двигателя.
     

Налогообложение транспортных средств, находящихся в угоне

     
     Согласно подпункту 7 п. 2 ст. 358 НК РФ транспортные средства, находящиеся в розыске, не являются объектом налогообложения при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.
     
     Документом, подтверждающим факт угона (кражи) транспортного средства, является справка об угоне (краже) транспортного средства, выданная органами МВД России, осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств.
     
     Вышеуказанный документ выдается лицу, на которое зарегистрировано транспортное средство. Следовательно, владелец транспортного средства для подтверждения факта его угона (кражи) должен представить в налоговый орган подлинник выданного ему документа (справки).
     При этом такое транспортное средство не будет являться объектом налогообложения только с даты угона, указанной в документе, выдаваемом уполномоченным органом.
     
     Поэтому если транспортное средство в течение всего налогового периода (то есть с 1 января по 31 декабря календарного года) числилось в угоне, у владельца транспортного средства отсутствует обязанность по уплате транспортного налога.     

    

     Если транспортное средство было угнано и находилось в розыске, например, с 1 июля по 31 декабря, то транспортный налог уплачивается за период с 1 января по июнь включительно.