Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Порядок и сроки уплаты НДС и акцизов при применении различных таможенных режимов


Порядок и сроки уплаты НДС и акцизов при применении различных таможенных режимов


Е.В. Боровикова,
доцент кафедры налогов и налогообложения ВГНА Минфина России, к.э.н.
     

1. Сущность и законодательное регулирование таможенных режимов

     
     Внешнеэкономическая деятельность организаций регулируется Таможенным кодексом Российской Федерации (ТК РФ) и Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ), федеральными законами (в частности, Федеральным законом от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулировании внешнеторговой деятельности", Законом РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе", Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", Федеральным законом от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле"), международными двусторонними и многосторонними договорами Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам.
     
     Налогообложение внешнеэкономических операций зависит от выбора таможенного режима, под который помещается объект сделки, от определения таможенной стоимости и таможенных платежей (в том числе таможенных сборов).
     
     Содержание и механизм применения таможенных режимов установлены подразделом 2 раздела II ТК РФ.
     
     Согласно п. 22 ст. 11 ТК РФ таможенный режим представляет собой таможенную процедуру, определяющую совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами. Помещение товаров под таможенный режим осуществляется с разрешения таможенного органа (п. 1 ст. 157 ТК РФ). При этом в качестве гарантии соблюдения таможенного режима таможенный орган имеет право требовать предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей, предоставления обязательства об обратном вывозе временно ввезенных товаров и других гарантий (ст. 160 ТК РФ).
     

2. Исчисление таможенных платежей при реализации различных таможенных режимов


2.1. Общие положения

     
     При перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов возникает у организации в случае ввоза товаров - с момента пересечения таможенной границы, а в случае вывоза товаров - с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации. Объектом обложения таможенными платежами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Совокупность таможенных платежей включает (п. 1 ст. 318 ТК РФ):
     
     - ввозную таможенную пошлину;
     
     - вывозную таможенную пошлину;
     
     - НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
     
     - акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
     
     - таможенные сборы.
     
     От уплаты таможенных пошлин и налогов освобождаются организации при применении следующих таможенных режимов: международный таможенный транзит, таможенный склад, уничтожение, отказ в пользу государства, беспошлинная торговля, перемещение припасов, иные специальные таможенные режимы (ст. 167, 215, 243, 248, 258, 264, 268 ТК РФ).
     
     Полное условное освобождение товаров от уплаты таможенных пошлин и налогов предусмотрено для следующих таможенных режимов: переработка на таможенной территории, переработка для внутреннего потребления, временный вывоз (ст. 173, 187, 252 ТК РФ).
     
     Полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов предусмотрено для следующих режимов: переработка вне таможенной территории, временный ввоз (ст. 197, 209 ТК РФ).
     
     Режим экспорта предполагает уплату ввозных таможенных пошлин, а также освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ст. 166 ТК РФ). Режим выпуска для внутреннего потребления предусматривает уплату таможенных пошлин и налогов, установленных законодательно (ст. 163 ТК РФ).
     
     К завершающим таможенную процедуру режимам относятся реэкспорт и реимпорт. Реимпорт - это таможенный режим, при котором товары, ранее вывезенные с таможенной территории Российской Федерации, ввозятся на эту территорию в установленные сроки без уплаты таможенных пошлин и налогов (ст. 234 ТК РФ). Реэкспорт - это таможенный режим, при котором товары, ранее ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, вывозятся с этой территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин и налогов (ст. 239 ТК РФ).
     

2.2. НДС при осуществлении внешнеэкономических операций

     
     Статья 150 НК РФ устанавливает следующие категории товаров, ввоз которых не облагается НДС:
     
     - товары (за исключением подакцизных товаров), ввозимые в качестве безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом от 04.05.1999 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации";
     
     - материалы для изготовления медицинских иммунобиологических препаратов для диагностики, профилактики и (или) лечения инфекционных заболеваний (по перечню, утверждаемому Правительством РФ);
     
     - художественные ценности, передаваемые в качестве дара учреждениям, отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации к особо ценным объектам культурного и национального наследия народов Российской Федерации;
     
     - все виды печатных изданий, получаемые государственными и муниципальными библиотеками и музеями по международному книгообмену, а также произведения кинематографии, ввозимые специализированными государственными организациями в целях осуществления международных некоммерческих обменов;
     
     - товары, произведенные в результате хозяйственной деятельности российских организаций на земельных участках, являющихся территорией иностранного государства с правом землепользования Российской Федерации на основании международного договора;
     
     - технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, ввозимые в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций;
     
     - необработанные природные алмазы;
     
     - товары, предназначенные для официального пользования иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств, а также для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними;
     
     - валюта Российской Федерации и иностранная валюта, банкноты, являющиеся законными средствами платежа (за исключением предназначенных для коллекционирования), а также ценные бумаги - акции, облигации, сертификаты, векселя и т.д.
     

     НДС уплачивается в полном объеме в отношении ввоза товаров, помещенных под режимы выпуска для свободного обращения, реимпорта, переработки для внутреннего потребления. При помещении товаров под режимы транзита, таможенного склада, реэкспорта, беспошлинной торговли, свободной таможенной зоны, свободного склада, уничтожения, отказа в пользу государства, перемещения припасов НДС не уплачивается (ст. 151 НК РФ).
     
     При вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта НДС не уплачивается. Данный порядок налогообложения применяется при помещении товаров под таможенные режимы таможенного склада и свободной таможенной зоны в целях последующего вывоза этих товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта (подпункт 1 п. 2 ст. 151 НК РФ). При вывозе товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме реэкспорта уплаченные при ввозе суммы НДС возвращаются налогоплательщику (подпункт 2 п. 2 ст. 151 НК РФ).
     
     Для расчета подлежащей уплате суммы НДС при ввозе товаров важным является порядок определения налоговой базы, в соответствии с которым она устанавливается как сумма таможенной стоимости этих товаров, подлежащей уплате таможенной пошлины, подлежащих уплате акцизов (п. 1 ст. 160 НК РФ).
     
     Рассмотрим несколько примеров обложения НДС товаров в рамках таможенных режимов.
     
     Пример 1
     
     1 февраля 2007 года на территорию Российской Федерации поступила из Федеративной Республики Германия партия вентиляционного оборудования для перемещения в приграничное государство. Товар был помещен под режим международного таможенного транзита. Стоимость партии по условиям сделки - 45 тыс. долл. США. Стоимость всех транспортных расходов - 10 тыс. долл. США.
     
     Декларируемая таможенная стоимость партии вентиляционного оборудования составляет в данном случае 55 тыс. долл. США (45 тыс. долл. США + 10 тыс. долл. США). Поскольку товар помещен под режим международного таможенного транзита, НДС не уплачивается.
     
     Пример 2
     

     3 февраля 2007 года на территорию Российской Федерации была ввезена в режиме реимпорта партия бумаги для офиса. Таможенная стоимость партии бумаги - 1000 тыс. руб. Ставка ввозной таможенной пошлины - 5%.
     
     Уплате в бюджет подлежит в данном случае сумма таможенной пошлины, равная 50 тыс. руб.  (1000 тыс. руб. х 5%).
     
     Применение режима реимпорта предполагает уплату суммы НДС, от которой налогоплательщик был освобожден, равной 180 тыс. руб. (1000 тыс. руб. х 18 %). Общая сумма таможенных платежей составит 230 тыс. руб. (50 тыс. руб. + 180 тыс. руб.).
     
     Пример 3
     
     12 сентября 2006 года на территорию Российской Федерации была ввезена партия строительных материалов, которые были помещены под режим отказа в пользу государства. Стоимость партии - 3 млн. руб.
     
     В данном случае нормами ТК РФ и НК РФ предусмотрено освобождение от уплаты таможенной пошлины и НДС.
     
     Пример 4
     
     В магазине беспошлинной торговли реализуются следующие канцелярские товары: блокноты по 15 руб. за 1 шт., ручки - по 10 руб. за 1 шт. Ежедневный оборот магазина составляет 300 шт. товаров каждого наименования.
     
     Сумма ежедневной выручки магазина составляет 7500 руб. (15 руб. х 300 шт. + 10 руб. х 300 шт.). В соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 151 НК РФ при данном таможенном режиме НДС не уплачивается.
     
     Пример 5
     
     В сентябре 2006 года на таможенную территорию Российской Федерации поступили материалы для изготовления медицинских иммунобиологических препаратов, а также печатные издания, предназначенные для передачи одной из муниципальных библиотек г. Тулы. Общая стоимость товаров - 1,5 млн. руб.
     
     Согласно п. 3 и 5 ст. 150 НК РФ ввоз данных категорий товаров не подлежит обложению НДС.
     
     Пример 6
     
     Партия металлоконструкций привезена по железной дороге на таможенную территорию Российской Федерации и помещена под режим выпуска для внутреннего потребления. Груз состоит из 20 партий (комплекты специальных контейнеров, погруженных на железнодорожную платформу или в полувагон). Таможенная стоимость каждой партии - 4000 долл. США. Таможенный сбор за таможенное оформление товара взимается в размере 14 долл. США за партию при курсе Банка России 28,7 руб. за 1 долл. США.
     
     Сумма таможенного сбора составляет в этом случае 8036 руб. (20 парт. х 14 долл. США х 28,7 руб./долл. США).
     

     Таможенная стоимость всех партий - 2 296 000 руб. (4000 долл. США х 20 парт. х 28,7 руб./долл. США).
     
     НДС - 413 280 руб. (2 296 000 руб. х 18%).
     
     Сумма таможенных платежей по данной партии - 421 316 руб. (8036 руб. + 413 280 руб.).
     
     Пример 7
     
     На таможенную территорию Российской Федерации ввезены два комплекта оборудования на условиях поставки "с завода" и помещены под режим выпуска для внутреннего потребления. Ставка ввозной таможенной пошлины - 10 %. Ставка НДС - 18 %. В счете-фактуре продавцом указана сумма 10 000 долл. США, подлежащая уплате за поставленный товар. В связи с тем что при данном условии поставки в счет-фактуру не вошли расходы по доставке товара до таможенной границы Российской Федерации и декларантом не представлены документы, позволяющие определить стоимость доставки товара, таможенным органом осуществляется условная таможенная оценка ввозимого товара с учетом возможных расходов на доставку. В соответствии с произведенной оценкой таможенная стоимость товара определена в сумме 13 000 долл. США при курсе 28,7 руб. за 1 долл. США.
     
     Таможенная стоимость оборудования в рублевом эквиваленте составляет 373 100 руб. (13 000 долл. США х x 28,7 руб./долл. США).
     
     Сумма таможенной пошлины - 37 310 руб. (373 100 руб. х 10%).
     
     Сумма НДС - 73 874 руб. [(373 100 руб. + 37 310 руб.) х 18%].
     
     Сумма всех таможенных платежей (НДС и таможенной пошлины) - 111 184 руб. (37 310 руб. + 73 874 руб.).
     
     Необходимо отметить, что один из наиболее распространенных предметов налоговых споров, касающихся внешнеэкономической деятельности, связан с применением ставки 0% по экспорту. Допустим, что 5 февраля 2007 года партия строительных материалов была доставлена до таможенного поста на территории Российской Федерации автомобильным транспортом. Стоимость партии - 3 500 000 руб., стоимость услуг по транспортировке - 15 000 руб. Через два часа после прибытия на таможенную границу партия была помещена под таможенный режим экспорта. Вывозная таможенная пошлина, рассчитанная налогоплательщиком, составила 50 000 руб. Требуется определить, каков порядок обложения НДС экспортируемого товара и услуг по его перевозке.
     
     Комментируя вышеприведенную ситуацию, следует обратить внимание читателей журнала на два наиболее важных аспекта.
     

     Во-первых, для подтверждения права на применение налоговой ставки 0 % и налоговых вычетов при экспортных операциях налогоплательщик должен представить в налоговые органы следующие документы (п. 1 ст. 165 НК РФ):
     
     - контракт (копию контракта) с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации;
     
     - выписку банка (копию выписки), подтверждающую фактическое поступление выручки от реализации вышеуказанного товара иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке;
     
     - таможенную декларацию (ее копию) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации.
     
     На основании п. 9 ст. 165 НК РФ документы, подтверждающие правомерность применения ставки 0 %, представляются в налоговые органы в срок не позднее 180 дней считая с даты помещения товара под режим экспорта. Если по истечении установленного срока документы не представлены, операция по реализации товара подлежит обложению НДС.
     
     Во-вторых, ставка НДС в размере 0 % применяется к услугам по перевозке товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации, при представлении в налоговые органы документов, предусмотренных п. 4 ст. 165 НК РФ, в том числе транспортных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы Российской Федерации. Таким образом, услуги по перевозке товаров по территории Российской Федерации до момента их помещения под таможенный режим экспорта не относятся к этому случаю и облагаются НДС по ставке 18 % на основании п. 3 ст. 164 НК РФ.
     
     Учитывая вышеизложенное, сумма НДС, уплачиваемая по транспортным услугам, в рассмотренном случае составляет 2700 руб. (15 000 руб. х 18 %).
     

2.3. Акцизы при осуществлении внешнеэкономических операций

     
     Особенности взимания акцизов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации установлены ст. 183, 184, 185, 186, 191 НК РФ. Не подлежат обложению акцизами операции по передаче подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации; операции по реализации подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли. Освобождены от обложения акцизами также:
     
     - первичная реализация (передача) конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение;
     
     - ввоз на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 184 НК РФ налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при реализации произведенных им подакцизных товаров и (или) передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого  сырья, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации при представлении в налоговый орган поручительства банка или банковской гарантии. Такое поручительство банка (банковская гарантия) должно (должна) предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случаях непредставления в порядке и сроки, которые установлены НК РФ, налогоплательщиком документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, и неуплаты им акциза и (или) пеней. При отсутствии поручительства банка (банковской гарантии) налогоплательщик обязан уплатить акциз в порядке, предусмотренном для операций по реализации подакцизных товаров на территории Российской Федерации.
     
     Налогообложение ввоза и вывоза подакцизных товаров зависит также и от таможенного режима, под который они помещены.
     

     При помещении подакцизных товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории акциз не уплачивается при условии, что продукты переработки будут вывезены в определенный срок. При помещении подакцизных товаров под таможенные режимы транзита, таможенного склада, реэкспорта, беспошлинной торговли, свободного склада, уничтожения и отказа в пользу государства акциз не уплачивается (подпункты 3, 4 п. 1 ст. 185 НК РФ).
     
     При выпуске подакцизных товаров для свободного обращения и при помещении их под таможенные режимы переработки для внутреннего потребления и свободной таможенной зоны акциз уплачивается в полном объеме (подпункт 1 п. 1 ст. 185 НК РФ).
     
     При помещении подакцизных товаров под таможенный режим реимпорта налогоплательщик уплачивает суммы акциза, от уплаты которых он был освобожден (подпункт 2 п. 1 ст. 185 НК РФ).
     
     При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта за пределы таможенной территории Российской Федерации акциз не уплачивается. Не уплачивается акциз также при помещении товаров под режим таможенного склада в целях последующего вывоза этих товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта и при помещении товаров под режим свободной таможенной зоны (подпункт 1 п. 2 ст. 185 НК РФ).
     
     При вывозе товаров в таможенном режиме реэкспорта уплаченные при ввозе товаров суммы акциза возвращаются налогоплательщику.
     
     Согласно ст. 191 НК РФ при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации налоговая база определяется:
     
     - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения), - как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении;
     
     - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, - как сумма:
     
     - их таможенной стоимости;
     
     - подлежащей уплате таможенной пошлины.
     
     Налоговая база устанавливается отдельно по каждой ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации партии подакцизных товаров.
     
     Рассмотрим различные ситуации, связанные с обязанностью по уплате акцизов при совершении внешнеэкономических операций.
     

     Пример 8
     
     10 февраля 2007 года через таможенный пост Российской Федерации проходила партия моторных масел для дизельных двигателей, перевозимая в режиме экспорта в Республику Польша. Стоимость партии, указанная в де-кларации, - 2 млн руб.
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 2 ст. 151 НК РФ по данной операции применяется ставка НДС 0 %. На основании подпункта 1 п. 2 ст. 185 НК РФ акциз не уплачивается.
     
     Пример 9
     
     12 февраля 2007 года под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления была помещена партия легковых автомобилей (100 ед.) с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.). Сумма ввозной таможенной пошлины составила 50 000 руб. Таможенная стоимость автомобилей - 25 000 000 руб.
     
     Данный режим предполагает уплату акцизов и НДС.  В соответствии со ст. 193 НК РФ налоговая ставка акциза в этом случае составляет 167 руб. за 1 л.с. Сумма акциза по всей партии автомобилей - 2 505 000 руб.
     
     Сумма НДС по партии автомобилей - 4 959 900 руб. [(25 000 000 руб. + 50 000 руб. + 2 505 000 руб.) х 18 %].
     
     Пример 10
     
     С таможенной территории Российской Федерации вывезена в таможенном режиме реэкспорта партия прямогонного бензина (15 тонн). Таможенная стоимость 1 тонны бензина - 18 000 руб.
     
     С учетом особенностей данного таможенного режима налогоплательщику возвращаются суммы НДС и акциза, уплаченные при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации. В соответствии с НК РФ ставка акциза - 2657 руб. за 1 тонну.
     
     Акциз - 39 855 руб. (15 тонн х 2657 руб.).
     
     Налоговая база по НДС определяется как сумма таможенной стоимости и акциз. НДС равен 55 773, 9 руб. [(18 000 руб. х 15 тонн + 39 855 руб.) х 18 %].
     
     Пример 11
     
     ОАО "Лидер" получило партию сигар (5000 шт.), приобретенных у иностранного поставщика. Товар был помещен под режим выпуска для внутреннего потребления. Стоимость товара по контракту составила 20 000 долл. США. Таможенная пошлина составляет 10 %. Товар облагается НДС по ставке 18 %. Право собственности на товары к ООО "Лидер" перешло 1 февраля 2006 года.  В этот же день российская организация передала ино-странному поставщику простой вексель, который был погашен 1 апреля 2006 года. Номинальная стоимость векселя составляет 20 000 долл. США. За время обращения векселя по нему начисляются проценты в размере 12 %. Требуется определить сумму таможенных платежей, подлежащую уплате в бюджет; расходы векселедателя по обслуживанию векселя; сумму налога на прибыль организаций, подлежащую уплате в бюджет с доходов, полученных иностранным поставщиком, принимая для расчета курс Банка России 28,7 руб./долл. США.
     
     Ставка акциза на сигары - 16 руб. 35 коп. за 1 шт. Сумма акциза на партию сигар - 81 750 руб.
     

     Таможенная стоимость партии в рублевом выражении - 574 000 руб. (20 000 долл. США х 28,7 руб./долл. США).
     
     Таможенная пошлина - 57 400 руб. (574 000 руб. х 10%).
     
     Сумма НДС - 113 652 руб. [(574 000 руб. + 57 400 руб.) x 18%].
          
     Проценты по векселю до момента его погашения, то есть расходы векселедателя по обслуживанию векселя, - 11 134 руб. [(574 000 руб. х 12% : 365 дн.) х (28 дн. + 31 дн.)].
     
     Проценты по векселю являются доходом иностранной организации и в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат обложению налогом на прибыль, который должен быть удержан ОАО "Лидер" как налоговым агентом. На основании абзаца четвертого п. 1 ст. 310 и подпункта 1 п. 2 ст. 284 НК РФ процентный доход облагается по ставке 20%. Сумма налога на прибыль составляет в данном случае 2227 руб. (11 134 руб. х 20 %).
     

3. Сроки уплаты таможенных платежей

     
     Статья 329 ТК РФ регулирует сроки уплаты таможенных пошлин, налогов. При ввозе товаров таможенные пошлины и налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия.
     
     При вывозе товаров таможенные пошлины должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации, если иное не установлено ТК РФ.
     
     При нарушении требований и условий таможенных процедур, которое в соответствии с ТК РФ влечет обязанность уплатить таможенные пошлины, налоги, сроком уплаты таможенных платежей для целей исчисления пеней считается день совершения такого нарушения. Если такой день установить невозможно, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день начала действия соответствующей таможенной процедуры.
     
     Статья 330 ТК РФ предусматривает возможность внесения авансовых платежей, под которыми понимаются денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров. Авансовые платежи могут быть внесены в кассу или на счет таможенного органа в валюте Российской Федерации, а также в иностранной валюте в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.
     
     Возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным ТК РФ для возврата таможенных пошлин и налогов, если заявление об их возврате подано в течение трех лет со дня их внесения в кассу или поступления на счет таможенного органа.
     
     Обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов считается исполненной:
     
     - с момента списания денежных средств со счета плательщика в банке;
     
     - с момента внесения наличных денежных средств в кассу таможенного органа;
     
     - с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, а если такой зачет производится по инициативе плательщика - с момента принятия заявления о зачете;
     
     - с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин и налогов авансовых платежей или денежного залога, а если такой зачет производится по инициативе плательщика - с момента получения таможенным органом распоряжения о зачете;
     
     - с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин и налогов денежных средств, уплаченных банком, иной кредитной организацией либо страховой организацией в соответствии с банковской гарантией или договором страхования, а также поручителем в соответствии с договором поручительства;
     
     - с момента обращения взыскания на товары, в отношении которых не уплачены таможенные платежи, либо на предмет залога или иное имущество плательщика, если размер сумм вышеуказанных денежных средств не менее суммы задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов.
     

4. Изменение сроков уплаты таможенных пошлин

     
     Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин и налогов может предоставляться по одному либо по нескольким видам таможенных пошлин и налогов, а также в отношении всей подлежащей уплате суммы либо ее части.
     
     Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин и налогов предоставляется при условии обеспечения уплаты таможенных платежей в порядке, предусмотренном главой 31 ТК РФ. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин и налогов принимается в срок, не превышающий 15 дней со дня подачи заявления об этом.
     
     Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин и налогов предоставляется на срок от одного до шести месяцев (п. 6 ст. 333 ТК РФ).
     
     Существуют следующие основания для предоставления плательщику таможенных пошлин, налогов отсрочки или рассрочки их уплаты (ст. 334 ТК РФ):
     
     - причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
     
     - задержка этому лицу финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;
     
     - товары, перемещаемые через таможенную границу, являются товарами, подвергающимися быстрой порче;
     
     - осуществление лицом поставок по межправительственным соглашениям.
     
     В ст. 335 ТК РФ изложены обстоятельства, исключающие предоставление отсрочки или рассрочки лицу, претендующему на эту льготу:
     
     - против него возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушениями таможенного законодательства Российской Федерации;
     
     - против него возбуждена процедура банкротства.
     
     За предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин и налогов взимаются проценты, начисляемые на сумму задолженности по уплате таможенных пошлин и налогов исходя из ставки рефинансирования Банка России, действующей в период отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов (ст. 336 ТК РФ).
     

5. Обеспечение уплаты таможенных платежей

     
     Исполнение обязанности уплаты таможенных пошлин и налогов обеспечивается в случае:
     
     - предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин и налогов;
     
     - условного выпуска товаров;
     
     - перевозки и (или) хранения иностранных товаров;
     
     - осуществления деятельности в области таможенного дела.
     
     Существуют следующие способы обеспечения уплаты таможенных платежей:
     
     - залог товаров и иного имущества;
     
     - банковская гарантия;
     
     - внесение денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог);
     
     - поручительство;
     
     - договор страхования.
     
     Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов составляет менее 20 тыс. руб., а также в случае, если таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, будут выполнены (п. 2 ст. 337 ТК РФ).
     
     Возврат обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов осуществляется не позднее трех дней после того, как таможенный орган удостоверится в исполнении обеспеченных обязательств, либо после прекращения деятельности, условием которой является обеспечение уплаты таможенных платежей, за исключением денежного залога, возврат которого осуществляется в соответствии со ст. 357 ТК РФ.
     
     Размер обеспечения уплаты таможенных платежей определяется таможенным органом исходя из сумм таможенных платежей, процентов, подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения или их вывозе согласно таможенному режиму экспорта, и не может превышать размера указанных сумм (ст. 338 ТК РФ).
     
     Размеры обеспечения уплаты таможенных платежей при осуществлении деятельности в качестве таможенного брокера, владельца склада временного хранения, владельца таможенного склада и таможенного перевозчика не могут быть менее (п. 2 ст. 339 ТК РФ):
     
     - 50 млн руб. - для таможенного брокера;
     
     - 2,5 млн руб. и дополнительно 1000 руб. за 1 м полезной площади, если в качестве склада используется открытая площадка, или 300 руб. за 1 м полезного объема помещения, если в качестве склада используется помещение, - для владельцев складов временного хранения и таможенных складов открытого типа;
     

     - 2,5 млн руб. - для владельцев складов временного хранения и таможенных складов закрытого типа;
     
     - 20 млн руб. - для таможенного перевозчика.
     

6. Взыскание таможенных платежей

     
     В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин и налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины и налоги принудительно.  В соответствии с п. 2 ст. 349 ТК РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления применяется ставка рефинансирования Банка России.     

   

     Требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) проценты (п. 1 ст. 350 ТК РФ). Требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику не позднее 10 дней со дня обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей. Срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 дней со дня получения требования.