Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Практика применения единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

    

Практика применения единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности


И.М. Андреев,
государственный советник Российской Федерации 2 класса
     

Налогообложение платных услуг по транспортировке

     
     Подлежит ли переводу на уплату ЕНВД оказание услуг по транспортировке (с использованием принадлежащего налогоплательщику автоэвакуатора) автотранспортных средств до места, определенного заказчиком, в том числе до автосервиса, а также по транспортировке задержанных сотрудниками ГИБДД автотранспортных средств на специализированные автостоянки?
     
     В соответствии со ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных п. 2 данной статьи Кодекса, в том числе в отношении деятельности, связанной с оказанием услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, а также с оказанием автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве [пользования, владения и (или) распоряжения] не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
     
     Согласно ст. 346.27 НК РФ для целей главы 26.3 настоящего Кодекса к услугам по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам и организациям по перечню услуг, предусмотренному Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (далее - Классификатор ОК 002-93), в подгруппе услуг 017000 группы услуг 01 "Бытовые услуги" (за исключением услуг по заправке автотранспортных средств, а также услуг по хранению автотранспортных средств на платных автостоянках).
     
     К услугам по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств Классификатором ОК 002-93 отнесены, в частности, и услуги по транспортированию неисправных транспортных средств к месту их ремонта или стоянки (код услуги 017610).
     
     Следовательно, предпринимательская деятельность, связанная с оказанием таких услуг, подлежит переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД на общих основаниях.
     
     Согласно ст. 346.29 НК РФ при исчислении налоговой базы по ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, в качестве физического показателя базовой доходности используется показатель "количество работников, включая индивидуального предпринимателя".
     

     При этом под данным физическим показателем базовой доходности понимается среднесписочная (средняя) за каждый календарный месяц налогового периода численность работающих (с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера) в тех сферах предпринимательской деятельности налогоплательщика, по которым им уплачивается ЕНВД, определяемая применительно к Порядку заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения, утвержденному постановлением Росстата от 03.11.2004 N 50 (ст. 346.27 НК РФ).
     
     Таким образом, исходя из вышеприведенных норм НК РФ в величине данного физического показателя базовой доходности индивидуальный предприниматель в любом случае учитывается как целая единица.
     
     В целях главы 26.3 НК РФ под автотранспортными услугами по перевозке пассажиров и грузов понимаются платные услуги, классифицированные в Классификаторе ОК 002-93 по кодам подгрупп услуг 021520-021550 и 022500, оказываемые физическим лицам и хозяйствующим субъектам на основе заключенных договоров перевозки или договоров возмездного оказания услуг.
     
     Постановлением Правительства РФ от 18.12.2003 N 759 "Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации" установлено, что задержание транспортных средств осуществляется в случаях, предусмотренных частью 1 ст. 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
     
     Задержание транспортного средства представляет собой временное принудительное прекращение использования транспортного средства, включающее (в случае невозможности устранения причины задержания на месте выявления административного правонарушения) его помещение на специализированную стоянку - специально отведенное охраняемое место хранения задержанных транспортных средств (далее - специализированная стоянка).
     
     Должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о соответствующем административном правонарушении, осуществляет в пределах своей компетенции необходимые действия по отстранению водителя (судоводителя) от управления транспортным средством и направлению транспортного средства на специализированную стоянку.
     
     Таким образом, в соответствии с нормами ст. 27.13 КоАП РФ и постановления Правительства РФ от 18.12.2003 N 759 транспортировка задержанных транспортных средств на специализированные стоянки является одной из мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и, следовательно, не предполагает заключения с их владельцами вышеуказанных возмездных договоров.
     

     В этой связи данная деятельность не может быть отнесена к предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов и, следовательно, не может быть переведена на систему налогообложения в виде ЕНВД.
     
     Результаты от занятия такой деятельностью подлежат налогообложению в общеустановленном порядке или в порядке и на условиях, предусмотренных главой 26.2 НК РФ, на основе данных раздельного учета имущества, обязательств и хозяйственных операций.
     

Налогообложение организации, занимающейся пошивом форменной одежды

     
     Организация занимается предпринимательской деятельностью по индивидуальному пошиву форменной одежды для высшего и среднего командного состава силовых ведомств.
     
     Для целей пошива форменной одежды с каждого военнослужащего снимаются его размеры и осуществляются две примерки. На каждое изделие заполняются именная квитанция (бланк строгой отчетности по форме БО-4), а также счет-заказ. При получении изделий каждый военнослужащий расписывается в квитанции. Оплата выполненных заказов производится вещевыми службами силовых ведомств по безналичному расчету на основе заключенных с организацией договоров возмездного оказания услуг.
     
     Признается ли в этом случае осуществляемая организацией в вышеуказанном порядке деятельность предпринимательской деятельностью по оказанию бытовых услуг для целей применения системы налогообложения в виде ЕНВД?
     
     В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных п. 2 данной  статьи Кодекса, в том числе в отношении деятельности по оказанию бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Классификатором ОК 002-93.
     
     Согласно ст. 346.27 НК РФ под бытовыми услугами для целей главы 26.3 настоящего Кодекса понимаются платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Классификатором ОК 002-93.
     
     Отношения между потребителями и исполнителями в сфере бытового обслуживания регулируются Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1025 (далее - Правила бытового обслуживания) в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
     
     В соответствии с п. 1 Правил бытового обслуживания под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать либо заказывающий или использующий работы (услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а под исполнителем - организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
     
     Правила бытового обслуживания распространяются на отношения, вытекающие из договора бытового подряда.
     

     Согласно п. 1 ст. 730 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу.
     
     При этом в соответствии с п. 4 и 6 Правил бытового обслуживания договор об оказании услуги (выполнении работы) оформляется в письменной форме (в виде квитанции или иного документа).
     
     Потребитель обязан оплатить оказанную исполнителем услугу или выполненную им работу в сроки и в порядке, которые указаны в договоре. Выполненная исполнителем работа полностью оплачивается потребителем после ее окончательной сдачи или при заключении договора (путем внесения аванса либо полностью).
     
     Исходя из этого одним из основных признаков договора бытового подряда является условие оплаты выполненных (оказанных) подрядчиком (исполнителем) работ (услуг) непосредственно заказчиком (потребителем).
     
     Пунктом 5 ст. 346.26 НК РФ установлено, что налогоплательщики, применяющие систему налогообложения в виде ЕНВД, не освобождаются от обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ  "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ).
     
     Согласно ст. 2 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
     
     В соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
     
     Во исполнение данного положения Закона N 54-ФЗ Правительство РФ постановлением от 31.03.2005 N 171 утвердило Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение), которым установлен порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам.
     

     Согласно Положению к бланкам строгой отчетности, приравненным к кассовым чекам, относятся квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае оказания услуг населению.
     
     Формы бланков строгой отчетности утверждаются Минфином России по обращению заинтересованных органов государственной власти, Банка России и организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг.
     
     При этом п. 2 постановления Правительства РФ от 31.03.2005 N 171 установлено, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности согласно Положению, но не позднее 1 сентября 2007 года.
     
     В настоящее время при оформлении заказов на услуги и работы по индивидуальному пошиву, обновлению и крупному ремонту одежды, по вязке трикотажных изделий, по изготовлению головных уборов, корсетных, кожаных, меховых и других изделий применяется форма бланка строгой отчетности БО-4 ("Наряд-заказ", "Квитанция"), утвержденная Минфином России (письмо от 20.04.1995 N 16-00-30-33) в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.1993 N 745 и содержащая все необходимые реквизиты, предусмотренные п. 4 Правил бытового обслуживания.
     
     Согласно действующему в настоящее время Положению по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденному постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.1993 N 745, заказчик (потребитель) должен получить в подтверждение оплаты за услугу (работу) чек контрольно-кассовой машины либо квитанцию установленного образца. При этом выдача квитанции установленного образца для соответствующего вида бытовых услуг не требует наличия контрольно-кассовой машины, а наличие контрольно-кассовой машины не освобождает исполнителя услуги от оформления договора (квитанции) в соответствии с п. 4 Правил бытового обслуживания, если указанные там реквизиты не печатаются на чеке контрольно-кассовой машины.
     
     Таким образом, оформленная в установленном порядке квитанция (в том числе по форме БО-4) является не только письменной формой заключенного договора на выполнение работы (оказание услуги) для бытовых нужд заказчика (потребителя), но и документом, подтверждающим факт произведенной непосредственно заказчиком (потребителем) оплаты выполненной подрядчиком (исполнителем) работы или оказанной им услуги.
     

     В этих условиях выдача подрядчиками (исполнителями) заказчикам (потребителям) таких квитанций (бланков строгой отчетности) на выполнение работ (оказание услуг), оплачиваемых за них в централизованном порядке министерствами, ведомствами и т.д., не может служить основанием для квалификации деятельности по выполнению (оказанию) данных работ (услуг) в качестве бытового подряда и, следовательно, для отнесения такой деятельности для целей главы 26.3 НК РФ к предпринимательской деятельности, связанной с оказанием бытовых услуг.
     
     Исходя из этого налогообложение результатов данной деятельности должно осуществляться в общеустановленном порядке или в порядке и на условиях, предусмотренных главой 26.2 НК РФ, на основе данных раздельного учета доходов и расходов.
     

Налогообложение доходов в виде процентов за пользование кредитом

     
     Организация осуществляет розничную торговлю промышленными товарами и применяет в отношении этой деятельности систему налогообложения в виде ЕНВД. При этом организация реализует часть товаров покупателям в кредит. За пользование кредитом организация взимает с покупателей проценты. При этом взимание процентов осуществляется в соответствии с условиями заключенных с покупателями договоров розничной купли-продажи. Других договоров (кредита или займа) между организацией - розничным продавцом и покупателями не заключается.
     
     Относится ли в этом случае деятельность организации, связанная с извлечением доходов в виде процентов за пользование кредитом, к предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли или данная деятельность должна рассматриваться в качестве иного вида деятельности, результаты от занятия которым подлежат обложению налогом на прибыль и НДС?
     
     В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных п. 2 данной  статьи Кодекса, в том числе в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв.м по каждому объекту организации торговли, а также в отношении розничной торговли, осуществляемой через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, и объекты нестационарной торговой сети.
     
     Согласно ст. 346.27 НК РФ под розничной торговлей для целей главы 26.3 НК РФ понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.
     
     В соответствии со ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
     
     Если договором купли-продажи предусмотрена оплата товара через определенное время после его передачи покупателю (продажа товара в кредит), покупатель должен произвести оплату в срок, предусмотренный договором, а если такой срок договором не предусмотрен - в срок, определенный в соответствии со ст. 314 ГК РФ. При этом данным договором может быть предусмотрена обязанность покупателя уплачивать проценты на сумму, соответствующую цене товара, начиная со дня передачи товара продавцом (ст. 488 ГК РФ).
     
     Таким образом, предпринимательская деятельность, связанная с продажей товаров на основе договоров розничной купли-продажи, предусматривающих оплату проданных товаров в кредит и уплату процентов на сумму, соответствующую цене товаров, признается для целей главы 26.3 НК РФ предпринимательской деятельностью в сфере розничной торговли на общих основаниях.
     
     В этих условиях исходя из положений п. 4 ст. 346.26 НК РФ обязанность по уплате налога на прибыль и НДС в отношении результатов от осуществления вышеуказанной предпринимательской деятельности у налогоплательщиков не возникает.