Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О земельном налоге и особенностях его исчисления


О земельном налоге и особенностях его исчисления


Е.В. Боровикова,
доцент кафедры налогов и налогообложения ВГНА Минфина России, к.э.н.
     

1. Земельный налог как доходный источник местных бюджетов в Российской Федерации

     
     Налоговые платежи являются наиболее устойчивым доходным источником формирования бюджетов всех уровней. В соответствии с принципами бюджетного федерализма за каждым уровнем власти закреплены соответствующие налоговые полномочия и расходные обязательства. Согласно ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) земельный налог относится наряду с налогом на имущество физических лиц к местным налогам. Доля поступлений земельного налога в совокупном поступлении имущественных налогов в местные бюджеты составляет 79,2 % (см. рисунок).
     


Поступление имущественных налогов в местные бюджеты (по состоянию на 1 ноября 2006 года)

     
     До 1 января 2005 года основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате земельного налога были установлены Законом РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю". Налоговой базой служила площадь земельных участков, действовал сложный механизм определения платы за землю. Это в определенной степени затрудняло как исчисление земельного налога, так и контроль за правильным расчетом налоговых обязательств по нему. Для большинства плательщиков земельный налог не был обременительным, и суммы взимаемого налога не покрывали затрат по его сбору.
     
     Развитие рыночных отношений и введение Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ потребовали изменения принципов платного пользования землей.  С 1 января 2005 года Федеральным законом от 29.11.2004 N 141-ФЗ была введена в действие глава 31 "Земельный налог" НК РФ. Принципиальное отличие от прежней системы налогообложения землепользования заключается в исчислении земельного налога исходя из кадастровой стоимости земельного участка, величина которой определяется органами Роснедвижимости. Залогом успешного администрирования земельного налога является предусмотренная НК РФ обязанность органов исполнительной власти, Роснедвижимости и муниципальных образований представлять в налоговые органы сведения о лицах, зарегистрировавших права на земельные участки, и о земельных участках (местонахождение, кадастровая стоимость).
     

2. Налогоплательщики, налоговая база, ставки при исчислении земельного налога

     
     Плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного либо бессрочного пользования или же на праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в части тех земельных участков, которые находятся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданы им по договору аренды.
     
     Объектом обложения земельным налогом являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, а также городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территории которых введен данный налог.
     
     В соответствии со ст. 389 НК РФ не могут облагаться этим налогом земельные участки, изъятые из оборота согласно российскому законодательству. К ним относятся земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, а также объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками. Ограниченные в обороте в соответствии с законодательством земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, также не являются объектами обложения земельным налогом.
     
     Налоговая база определяется как установленная российским законодательством кадастровая стоимость земель по состоянию на начало года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации обязаны определять налоговую базу самостоятельно на основе сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного пользования.
     
     Для отдельных категорий налогоплательщиков предусмотрено уменьшение налоговой базы на не облагаемую земельным налогом сумму в размере 10 тыс. руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования и городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. В частности, согласно п. 5 ст. 391 НК РФ право на такой вычет имеют Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды I, II, III групп, инвалиды с детства и т.д.
     
     Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. При этом они не могут превышать установленных НК РФ пределов.
     
     В соответствии со ст. 394 НК РФ по земельным участкам, отнесенным к землям сельскохозяйственного назначения или землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства, ставка земельного налога не может быть более 0,3 %. Такая же ставка установлена по земельным участкам, занятым жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, а также по участкам, предоставленным физическим лицам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства. В отношении прочих земель ставка налога не может превышать 1,5 %.
     
     Федеральным законодательством определен ограниченный перечень налоговых льгот по земельному налогу. От уплаты этого налога освобождаются организации уголовно-исполнительной системы, организации в части земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования, а также религиозные организации. Освобождением от уплаты земельного налога пользуются организации народных художественных промыслов применительно к земельным участкам, находящимся в местах бытования народных художественных промыслов, и др.
     
     НК РФ предусмотрен порядок исчисления авансовых платежей по земельному налогу.
     
     При исполнении обязанностей налогоплательщика читателям журнала следует учитывать изменения налогового законодательства, вступившие в силу с 1 января 2007 года. Так, согласно п. 1 и 2 ст. 398 НК РФ индивидуальные предприниматели должны сдавать налоговые декларации и расчеты авансовых платежей только по земельным участкам, используемым в предпринимательской деятельности. В соответствии с п. 9 ст. 395 НК РФ резиденты особых экономических зон не уплачивают земельный налог только по тем земельным участкам, которые расположены на территории этих зон. Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 394 НК РФ в отношении дачных земельных участков земельный налог уплачивается по ставке, не превышающей 0,3 %.
     

3. Особенности установления обязанности по уплате земельного налога

     
     1. Налогообложение территорий парков, скверов, стадионов и других зон общественного отдыха, а также автомобильных дорог общего пользования местного значения.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 389 НК РФ объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Плательщиком данного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Если земельные участки находятся в собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а они не могут рассматриваться в качестве организации и физического лица, то до предоставления или продажи этих участков на соответствующих правах организациям или физическим лицам в отношении этих участков налогоплательщики отсутствуют.
     
     2. Исчисление и уплата земельного налога по участкам, находящимся под линейными предприятиями (например, под трубопроводами, линиями электропередачи) и проходящим по территории нескольких муниципальных образований.
     
     Сумма земельного налога исчисляется как произведение налоговой базы, рассчитанной для соответствующей площади земельного  участка, и налоговой ставки, установленной на территории муниципального образования. Очевидно, что доля площади земельного участка, приходящаяся на конкретное муниципальное образование, может быть определена территориальным органом Роснедвижимости на основании планово-картографических материалов. В данном случае налоговая база определяется как доля кадастровой стоимости земельного участка, пропорциональная доле площади, занимаемой земельным участком на территории соответствующего муниципального образования.
     
     Необходимо обратить при этом внимание читателей на то, что согласно Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы муниципальных образований должны вести землеустроительную и градостроительную документацию. Таким образом, для получения информации о площади земельного участка налогоплательщик может обращаться в органы местного самоуправления.
     
     3. Порядок и сроки уплаты земельного налога в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности.

     Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость. В соответствии с п. 1 и 2 ст. 392 НК РФ налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок пропорционально этим долям, если налогоплательщиками признаются разные лица.
     
     Согласно ст. 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве постоянного пользования. Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу в том же порядке, что и налогоплательщики-организации. Налоговая база для каждого налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Земельный налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в порядке и сроки, установленные нормативными актами представительных органов муниципальных образований с учетом положений ст. 397 НК РФ.