Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов и животного мира


Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов и животного мира


И.К. Золотарева,
консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     

1. Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов

Применение налоговой ставки в размере 0% при осуществлении мер по регулированию численности отдельных объектов животного мира

     
     Статьей 27 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" установлено, что в целях охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, предотвращения нанесения ущерба народному хозяйству, животному миру и среде его обитания осуществляются меры по регулированию численности отдельных объектов животного мира.
     
     Таким образом, налоговая ставка сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в размере 0 % может применяться в случае, если в лицензии (разрешении) на изъятие этих ресурсов из среды их обитания указаны объемы их вылова в целях регулирования видового и количественного состава. В остальных случаях обложение сбором за пользование объектами водных биологических ресурсов производится в общеустановленном порядке.
     

Уплата сбора за осуществление вылова (добычи) водных биологических ресурсов в Норвежском море и в исключительной экономической зоне Норвегии

     
     Пунктом 2 ст. 333.1 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) установлено, что плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.
     
     Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие промысел в Норвежском море и в исключительной экономической зоне Норвегии, не являются плательщиками сбора за пользование водными биологическими ресурсами.


Применение пониженной ставки сбора

     
     Пунктом 7 ст. 333.3 НК РФ предусмотрено применение пониженной ставки сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов градо- и поселкообразующими российскими рыбохозяйственными организациями.
     
     Для этого необходимо наличие всех факторов, перечисленных в п. 7 ст. 333.3 НК РФ, или достаточно одного из них?
     
     Согласно нормам ст. 333.3 НК РФ для того чтобы градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации могли применять пониженную ставку сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов, они должны соответствовать требованиям, приведенным в абзаце третьем п. 7 ст. 333.3 НК РФ. Только наличие у вышеуказанных организаций всех факторов, поименованных в ст. 333.3 НК РФ, является основанием для их включения в перечень, утверждаемый Правительством РФ и дающий право на применение соответствующей пониженной ставки сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов.
     
     Применение данной льготы возможно только после вступления в силу соответствующего постановления Правительства РФ.


Уплата сбора при выдаче лицензии (разрешения) на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на срок, не превышающий один месяц

     
     Согласно ст. 333.5 НК РФ плательщики уплачивают сумму сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в виде разового и регулярных взносов.
     
     Сумма разового взноса определяется как 10%-я доля исчисленной суммы сбора.
     
     Уплата разового взноса производится при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов.
     
     Оставшаяся сумма сбора, устанавливаемая как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового взноса, уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов ежемесячно не позднее 20-го числа.
     
     Если лицензия (разрешение) на вылов (добычу) водных биологических ресурсов выдана на срок, не превышающий один месяц, уплата сбора осуществляется путем внесения разового взноса в размере 10 % от исчисленной суммы сбора при получении лицензии (разрешения), а оставшейся части - в срок не  позднее 20-го числа месяца, в течение которого действует лицензия (разрешение) на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.
     

Уплата сбора коренными малочисленными народами Севера

     
     Согласно ст. 333.2 НК РФ не признаются объектами обложения сбором объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (по перечню, утверж-даемому Правительством РФ). Вышеуказанная льгота распространяется и на лиц, не относящихся к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающих в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Такое право распространяется на количество (объем) объектов водных биологических ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков. Лимиты и квоты на вылов (добычу) объектов водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
     
     Таким образом, для данной категории граждан объектом обложения сбором не признается количество объектов водных биологических ресурсов в пределах установленных лимитов и квот.
     
     При добыче водных биологических ресурсов в объемах, превышающих установленные лимиты и квоты, возникает объект обложения сбором и, следовательно, обязанность по уплате сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в отношении вышеуказанных объемов в общеустановленном порядке.


Срок уплаты разового платежа

     
     Согласно ст. 333.1 НК РФ плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.
     
     Плательщики сбора уплачивают сумму сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в виде разового и регулярных взносов. Сумма разового взноса определяется как 10%-я доля исчисленной суммы сбора и уплачивается при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов.
     
     Исходя из вышеизложенного разовый взнос должен быть исчислен и уплачен на момент получения разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.
     
     При этом согласно ст. 45 НК РФ обязанность по уплате сбора плательщик вправе исполнить досрочно.
     
     Таким образом, разовый взнос может быть уплачен в любое время до момента выдачи разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.


Возврат суммы уплаченного сбора

     
     Согласно главе 25.1 НК РФ сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов исчисляется в отношении каждого объекта водных биологических ресурсов, для которого установлена соответствующая ставка сбора, исходя из объемов, указанных в разрешении на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, и уплачивается в бюджетную систему Российской Федерации в виде разового взноса при получении разрешения и регулярных взносов - в течение всего срока его действия.
     
     Корректировка суммы сбора, подлежащей уплате в бюджетную систему Российской Федерации, если объем фактически добытых (выловленных) водных биологических ресурсов меньше объемов, установленных в разрешении, главой 25.1 НК РФ не предусмотрена.
     
     Внесение изменений в выданное разрешение в части увеличения объемов, разрешенных к добыче (вылову), для целей исчисления и уплаты сбора рассматривается как вновь выданное разрешение.
     
     Следовательно, сведения о выданных (полученных) разрешениях, суммах сбора и сроках его уплаты, составленные в отношении дополнительно выделенных объемов, представляются плательщиком сбора и соответствующим лицензирующим органом как по вновь выданным разрешениям. В этом случае вместо реквизитов разрешения (серия, номер и дата выдачи разрешения) в сведениях рекомендуется указывать реквизиты соответствующих телеграфных отправлений или распоряжений соответствующего лицензирующего органа, на основании которых в ранее выданные разрешения были внесены изменения.


Уплата сбора при осуществлении любительского и спортивного рыболовства

     
     В соответствии со ст. 333.1 НК РФ плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов.
     
     Согласно ст. 1, 11, 31 и 35 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон N 166-ФЗ) разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов является документом, удостоверяющим право на добычу (вылов) определенного объема водных биологических ресурсов, на основании которого возникает право пользования водными биологическими ресурсами и в котором должны быть указаны, в частности, сведения о пользователе водными биологическими ресурсами, виды водных биологических ресурсов, разрешенных для добычи (вылова), в также квоты их добычи (вылова), распределяемые между пользователями водными биологическими ресурсами в порядке, предусмотренном данным Законом.
     
     Что касается граждан, то в соответствии со ст. 24 Закона N 166-ФЗ любительское и спортивное рыболовство осуществляется ими без разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, за исключением рыболовства на водных объектах или их частях, специально предоставленных для организации любительского и спортивного рыболовства, осуществляемого на основании разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов. В данном случае исходя из анализа положений Закона N 166-ФЗ для осуществления любительского и спортивного рыболовства на вышеуказанных водных объектах необходимо в установленном порядке заключить договор пользования рыбопромысловым участком, получить квоту добычи (вылова) водных биологических ресурсов и разрешение на их добычу (вылов).
     
     Таким образом, исходя из норм НК РФ и Закона N 166-ФЗ, по нашему мнению, плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов являются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие любительское и спортивное рыболовство на водных объектах на основании соответствующего разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, договора пользования рыбопромысловым участком в вышеуказанных целях и на основании выделенных для данного вида рыболовства квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов. Сумма сбора рассчитывается исходя из объемов водных биологических ресурсов, указанных в разрешении на их добычу (вылов), и соответствующих размеров ставок сбора, установленных ст. 333.3 НК РФ.
     
     Граждане, осуществляющие любительское и спортивное рыболовство в соответствии с п. 1 ст. 24 Закона N 166-ФЗ без разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, плательщиками сбора не являются.
     
     Плательщиками сбора не являются также граждане, осуществляющие любительское и спортивное рыболовство на водных объектах или их частях, специально предоставленных для организации данного вида рыболовства, на основании разрешений (лицензий, путевок), выданных организациями - организаторами любительского и спортивного рыболовства, поскольку в таких случаях плательщиками сбора являются такие организации.


Уплата сбора организацией любительского и спортивного рыболовства, которая самостоятельно не осуществляет добычу (вылов) водных биологических ресурсов и не имеет разрешения на их добычу (вылов), но получила квоту добычи (вылова) водных биологических ресурсов

     
     В соответствии со ст. 24 Закона N 166-ФЗ любительское и спортивное рыболовство на водных объектах или их частях, специально предоставленных для организации любительского и спортивного рыболовства, осуществляется на основании разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.
     
     Отсутствие оформленного в установленном порядке разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов у организации, которая заключила договор на пользование рыбопромысловым участком для организации любительского и спортивного рыболовства и которой выделены для этой цели квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, является нарушением действующего законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов. Однако нарушение законодательства, по нашему мнению, не освобождает данную организацию от уплаты сбора.
     

2. Сбор за пользование объектами животного мира

Уплата сбора за пользование объектами животного мира в 2007 году

     
     Федеральным законом от 27.07.2006 N 144-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части создания благоприятных условий налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также внесения других изменений, направленных на повышение эффективности налоговой системы", вступившим в силу с 1 января 2007 года, внесены изменения в ст. 333.5 и 333.7 НК РФ в части изменения порядка уплаты сбора за пользование объектами животного мира и порядка представления сведений о выданных (полученных) разрешениях (лицензиях) на пользование объектами животного мира.
     
     Так, с 1 января 2007 года все пользователи объектами животного мира (физические, юридические лица, индивидуальные предприниматели) производят уплату сбора за пользование объектами животного мира по месту нахождения органа, выдавшего лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира.
     
     Сведения о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира, суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченных сборов также представляются организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пользование объектами животного мира, в налоговый орган по месту нахождения органа, выдавшего вышеуказанную лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира, и в этот же налоговый орган организации и индивидуальные предприниматели вправе обратиться за зачетом или возвратом сумм сбора по нереализованным лицензиям (разрешениям) на пользование объектами животного мира при истечении срока их действия.


Взыскание с организации штрафа и пени в случае неполной или несвоевременной уплаты сбора

     
     Согласно ст. 333.1 НК РФ плательщиками сбора за пользование объектами животного мира, за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологических ресурсов, признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории Российской Федерации.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 23 НК РФ плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязательства, установленные законодательством о налогах и сборах.
     
     Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате сбора должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате сбора является основанием для направления налоговым органом плательщику сбора требования об уплате сбора.
     
     Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей Кодекса денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
     
     Таким образом, начисление и взимание налоговыми органами пени в случае несвоевременной уплаты сбора за пользование объектами животного мира правомерно.
     
     Что касается взыскания штрафа за неуплату или неполную уплату сбора за пользование объектами животного мира, то следует отметить, что согласно ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий влечет взыскание штрафа в соответствующих размерах.