Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Особенности проведения налоговых проверок по налогу на имущество организаций


Особенности проведения налоговых проверок по налогу на имущество организаций


Е.Е. Смирнова,
к.э.н.

1. Общие положения

     
     Удельный вес налога на имущество организаций в доходах консолидированного бюджета немногим больше 3%. Однако в структуре имущественных налогов он является основным и составляет 96,4%, в то время как налог на имущество физических лиц - 1,8%. Таким образом, поступления в бюджет от налога на имущество организаций в 53 раза больше поступлений от налога на имущество физических лиц. Доминирующая роль налога на имущество организаций объясняется тем, что его объекты налогообложения являются в своей совокупности более дорогостоящими по сравнению с объектами обложения другими налогами, официально входящими в систему имущественного налогообложения.
     
     Проводимая в настоящее время налоговая реформа затронула систему имущественных налогов и внесла значительные изменения в механизмы их исчисления. Однако роль налога на имущество организаций в территориальных бюджетах по сравнению с другими налогами по-прежнему достаточно велика, так как этот налог зачисляется в региональные бюджеты и в значительной степени обеспечивает формирование доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации.
     
     Полнота и своевременность поступлений в бюджет налога на имущество организаций обеспечиваются при осуществлении налогового контроля, в том числе посредством проведения камеральных и выездных проверок. При этом следует отметить, что внесенные с 1 января 2007 года поправки в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) изменили и порядок проведения проверок по всем налогам, следовательно, и по налогу на имущество организаций.
     

2. Этапы проведения камеральной налоговой проверки

     
     Как правило, камеральная налоговая проверка проводится в несколько этапов:
     
     1) прием налоговой отчетности - налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком;
     
     2) проверка налоговой отчетности, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа:
     
     - проверка полноты представленных документов;
     
     - визуальная проверка правильности оформления документов;
     
     3) проверка своевременности представления налоговой отчетности;
     
     4) проверка правильности арифметического подсчета итоговых сумм. При этом налогоплательщик вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров бухгалтерского учета, а также иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет);
     
     5) проверка обоснованности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, а также их соответствия действующему законодательству, проверка наличия лицензии и срока ее действия, ведения раздельного учета. Кроме того, при камеральной налоговой проверке работники налоговых органов учитывают налоговые льготы, которые предусмотрены региональным законодательством. Например, Законом г. Москвы от 05.11.2003 N 64 установлено, что налог на имущество организаций не уплачивается, например, организациями городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси, в том числе маршрутного) и метрополитена, получающими ассигнования из бюджета г. Москвы; организациями - в отношении многоэтажных гаражей-стоянок, в отношении объектов жилищного фонда; жилищными кооперативами, жилищно-строительными кооперативами, товариществами собственников жилья, действующими в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации; организациями, получившими Паспорт благотворительной организации в соответствии с Законом г. Москвы от 05.07.1995 N 11-46 "О благотворительной деятельности". Если имущество не используется по назначению (например, имущество сдается в аренду и используется для других целей), льгота по налогу на имущество организаций не применяется;
     
     6) проверка правильности исчисления налоговой базы.
     

     Среднегодовая стоимость имущества рассчитывается следующим образом:
     
     - за I квартал:
     

, (1)

     
     где  - остаточная стоимость имущества на 1-е число   каждого месяца;
     
     - за полугодие:
     

, (2)

     
     - за 9 месяцев:
     

, (3)

     
     - за год:
     

. (4)


     Расчет авансовых платежей с учетом налоговой ставки 2,2% осуществляется следующим образом:
     
     - за I квартал: АПI кв. = 1/4 х х 2,2%, (5)
     
     - за полугодие: АП6 мес. = 1/4 х х 2,2%, (6)
     
     - за 9 месяцев: АП9 мес. = 1/4 х х 2,2%. (7)
     
     Доплата за год ДНгод. = - - - (8)
     
     В табл. 1 приведен расчет за 2006 год авансовых платежей и налога на имущество  ООО "Велл", которое имеет оборудование в Зеленограде. Так как это административный округ г. Москвы, применяется ставка налога на имущество организаций, установленная Законом г. Москвы от 05.11.2003 N 64 в размере 2,2%. Предположим, что организация не применяет налоговые льготы. Учетной политикой предусмотрен линейный способ начисления амортизации, то есть равномерно в течение срока полезного использования (83 руб. в месяц). Остаточная стоимость имущества на 1 января 2006 года составляет 830 000 руб.
     
     Отметим, что ООО "Велл" должно было уплатить авансовый платеж за I квартал до 30 апреля 2006 года (но так как это выходной день - до 2 мая 2006 года), за полугодие - до 30 июля 2006 года (но так как это выходной день - до 1 августа 2006 года), за 9 месяцев - до 30 октября 2006 года, а уплату налога за 2006 год (то есть разницу между начисленной за год суммой налога и уплаченными в течение года авансовыми платежами) должно будет уплатить до 30 марта 2007 года. В эти же сроки необходимо было представить налоговые расчеты (в течение 2006 года), а также налоговую декларацию (по данным за год).
     

    Таблица 1

     

Расчет авансовых платежей и налога на имущество за 2006 год ООО "Велл"

    

2006 год

Остаточная стоимость на 1-е число месяца, руб.

Аморти-
зация в месяц,
руб.

Средняя стоимость имущества, руб.

Авансовые платежи по ставке 2,2%, руб.

Налог на имущество по ставке 2,2%, руб.

Доплата за 2006 год,
руб.

Январь

830 000 ()

83


 


 


 


 

Февраль

829917()

83


 


 


 


 

Март

829834()

83


 


 


 


 

Апрель

829 751 ()

83


 


 


 


 

за I квартал


 


 

829876()

4564(АПIкв.)


 


 

Май

829 668 ()

83


 


 


 


 

Июнь

829 585 ()

83


 


 


 


 

Июль

829 502 ()

83


 


 


 


 

за полугодие


 


 

829751()

4564(АП6 мес)


 


 

Август

829 41 9 ()

83


 


 


 


 

Сентябрь

829 336 ()

83


 


 


 


 

Октябрь

829253()

83


 


 


 


 

за 9 месяцев


 


 

829627()

4563(АП9 мес)


 


 

Ноябрь

829 170 ()

83


 


 


 


 

Декабрь

829087()

83


 


 


 


 

Январь (2007 год)

829004()


 


 


 


 

ДНгод.

Итого за 2006 год


 

996

829 502 ()


 

18249

4558

          
     Если организация начала хозяйственную деятельность в календарном году или приобрела (реализовала) имущество в течение года, может возникнуть вопрос: какой показатель должен приводиться в знаменателе формулы (4)?
     
     В соответствии с письмами Минфина России от 16.09.2004 N 03-06-01-04/32 и от 30.12.2004 N 03-06-01-02/26 (совместно с письмом ФНС России от 19.05.2005 N ГВ-6-21/418@) в знаменателе приводится общее количество месяцев в календарном году, ввиду того что налоговой базой по налогу на имущество организаций является среднегодовая стоимость имущества организации, то есть средняя стоимость имущества за год, а не за период деятельности организации или за период нахождения у нее основного средства.
     
     Приведем пример расчета налога на имущество ООО "Гууд" за 2006 год (имущество находится на территории Зеленограда, как и в предыдущем примере).
     
     Остаточная стоимость основных средств - 160 000 руб., сумма амортизации (исчисленная линейным способом) составляет в месяц 20 000 руб. В табл. 2 произведен расчет налога на имущество организации, а также авансовых платежей в течение налогового периода.
     

    Таблица 2

     

Расчет авансовых платежей и налога на имущество за 2006 год ООО "Гууд"

2006 год

Остаточная стоимость на 1-е число месяца, руб.

Амортиза-
ция в
месяц, руб.

Средняя стоимость имущества, руб.

Авансовые платежи по ставке 2,2%, руб.

Налог на имущество по ставке 2,2%, руб.

Доплата за 2006 год, руб.

Январь

160000()

20000


 


 


 


 

Февраль

1 40 000 ()

20000


 


 


 


 

Март

1 20 000 ()

20000


 


 


 


 

Апрель

1 00 000 ()

20000


 


 


 


 

за 1 квартал


 


 

130 000()

715(АПIкв.)


 


 

Май

80 000 ()

20000


 


 


 


 

Июнь

60 000 ()

20000


 


 


 


 

Июль

40 000 ()

20000


 


 


 


 

за полугодие


 


 

100000()

550 (АП6 мес.)


 


 

Август

20 000 ()

20000


 


 


 


 

Сентябрь

0()

0


 


 


 


 

Октябрь

0 ()

0


 


 


 


 

за 9 месяцев


 


 

72000()

396 (АП9 мес.)


 


 

Ноябрь

0()

0


 


 


 


 

Декабрь

0()

0


 


 


 


 

Январь (2007 год)

0()


 


 


 


 

ДНгод.

Итого за 2006 гол


 

160000

55 385 ()


 

1218

-443


     Из приведенных в табл. 2 данных следует, что на 1 сентября 2006 года остаточная стоимость имущества составила 0 руб., следовательно, если организация не приобрела до конца года имущество, которое является объектом налогообложения, остаточная стоимость на 1 октября, 1 ноября, 1 декабря 2006 года и на 1 января 2007 года тоже составила 0 руб. Однако ООО "Гууд" должно было рассчитать и уплатить в бюджет авансовый платеж за 9 месяцев (в размере 396 руб.).
     
     Сумма налога по итогам налогового периода составила 1218 руб. С учетом сумм авансовых платежей, уплаченных в бюджет по окончании отчетных периодов (соответственно - 715 руб. за I квартал, 550 руб. - за полугодие и 396 руб. - за 9 месяцев), у ООО "Гууд" образовалась переплата в бюджет (443 руб.). В соответствии со ст. 78 НК РФ эта сумма подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам (которые зачисляются в региональный бюджет, то есть в бюджет г. Москвы), погашения недоимки либо возврату налогоплательщику.
     
     Например, если по результатам выездной налоговой проверки ООО "Гууд" будут начислены пени по налогу на имущество, то данную сумму (443 руб.) можно направить на погашение пени. Следует отметить, что при наличии у налогоплательщика переплаты по налогу на имущество организаций налоговый орган не вправе начислить ему штраф в соответствии со ст. 122 НК РФ за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).
     
     Кроме того, при проверке правильности определения налоговой базы налоговыми органами принимаются во внимание основные положения учетной политики, которые влияют на расчет налога на имущество.
     
     Прежде всего речь идет о способе начисления амортизации, закрепленном в учетной политике для целей бухгалтерского учета, который влияет на расчет остаточной стоимости имущества. Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, определяет четыре способа