Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     

О налоге на прибыль

     
     Т.М. Гуркова
     
     Вправе ли организация применять централизованный порядок уплаты сумм налога на прибыль в соответствии с п. 2 ст. 288 НК РФ при создании нового обособленного подразделения в течение налогового периода в том же субъекте Российской Федерации, где находится ответственное подразделение?
     
     Согласно п. 2 ст. 288 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщик, имеющий несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, может не производить распределение прибыли по каждому из этих подразделений. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, определяется в таком случае исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации.
     
     При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации (ответственное обособленное подразделение), уведомив о принятом решении налоговые органы, в которых обособленные подразделения налогоплательщика состоят на налоговом учете.
     
     Согласно письму ФНС России от 31.10.2005 N ММ-6-02/916@ вышеуказанные уведомления направляются в налоговые органы по месту учета обособленных подразделений до начала следующего налогового периода.
     
     Таким образом, поскольку организация переходит на новый порядок уплаты налога на прибыль, то данный порядок уплаты налога распространяется соответственно на все ее обособленные подразделения, включая вновь созданные ею в течение налогового периода.
     
     При этом необходимо учитывать, что НК РФ не предусматривает обязанность налогоплательщика уведомлять о применяемом им порядке уплаты налога налоговый орган по месту нахождения вновь созданного в течение налогового периода обособленного подразделения, если на территории данного субъекта Российской Федерации уже имеется ответственное обособленное подразделение.
     
     В связи с этим вопрос о порядке уплаты налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации должен быть решен налоговым органом при постановке налогоплательщика на учет по месту нахождения вновь созданного обособленного подразделения.
     
     Обособленное подразделение организации ликвидировано в феврале 2005 года. Как должна была определяться средняя остаточная стоимость основных средств по данному обособленному подразделению при составлении декларации по налогу на прибыль за I квартал 2005 года?
     
     Каков порядок определения удельного веса среднесписочной численности работников для определения доли прибыли, приходящейся на ликвидируемое обособленное подразделение?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 286 НК РФ по итогам каждого отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного периода.
     
     Отчетными периодами по налогу признаются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года (п. 2 ст. 285 НК РФ).
     
     Согласно п. 2 ст. 288 НК РФ уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 настоящего Кодекса, в целом по налогоплательщику.
     
     В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 288 НК РФ Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", с 1 января 2005 года удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества устанавливается исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств организаций и их обособленных подразделений за отчетный (налоговый) период.
     
     Остаточная стоимость основных средств за отчетный (налоговый) период характеризуется показателем средней (среднегодовой) остаточной стоимости основных средств, относящихся к амортизируемому имуществу.
     
     Средняя (среднегодовая) остаточная стоимость вышеуказанных основных средств за отчетный (налоговый) период определяется аналогично порядку, изложенному в п. 4 ст. 376 НК РФ, как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости основных средств на 1-е число каждого месяца отчетного (налогового) периода и 1-е число следующего за отчетным (налоговым) периодом месяца, на количество месяцев в отчетном (налоговом) периоде, увеличенное на единицу.
     
     Согласно п. 84 Порядка заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения: N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации", утвержденного постановлением Росстата от 03.11.2004 N 50 и действующего начиная с отчета за январь 2005 года, среднесписочная численность работников за месяц исчисляется путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца, то есть с 1-го по 30 или 31-е число (для февраля - по 28 или 29-е число), включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца.
     
     Учитывая вышеизложенное, при ликвидации обособленного подразделения уплата авансовых платежей за последующие отчетные периоды и налога за текущий налоговый период по бывшему месту нахождения этого обособленного подразделения не производится.
     
     Таким образом, в случае, приведенном в рассматриваемой ситуации, при ликвидации одного из обособленных подразделений организации в феврале 2005 года сумма исчисленного за I квартал авансового платежа должна была распределяться для уплаты в соответствующие бюджеты субъектов Российской Федерации по месту нахождения организации и ее действующих обособленных подразделений.
     
     Если организация исчисляла ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, то в целях правильного распределения прибыли по организации без обособленных подразделений и по входящим в ее состав обособленным подразделениям налоговая база в целом по организации за последующие отчетные периоды и текущий налоговый период, подлежавшая распределению, должна была быть определена без учета налоговой базы ликвидированного обособленного подразделения в размере, исчисленном и отраженном в декларации по налогу на прибыль организаций за отчетный период, предшествовавший месяцу, в котором подразделение было ликвидировано (то есть за январь 2005 года).
     
     Таким образом, для распределения налоговой базы между организацией и ее обособленными подразделениями исчисление удельного веса среднесписочной численности работников и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества производится без учета вышеуказанных показателей по ликвидированному обособленному подразделению.
     
     В случае если налоговая база в целом по организации нарастающим итогом с начала года снижается по сравнению с предыдущим отчетным периодом, в котором действовало ликвидированное впоследствии обособленное подразделение, уменьшению подлежит ранее исчисленный налог на прибыль как в целом по организации, так и по обособленным подразделениям, включая ликвидированное обособленное подразделение. Для этого организация определяет налоговую базу по ликвидированным обособленным подразделениям исходя из размера долей, определенных за последний отчетный период, в котором действовали подразделения.
     
     Далее налоговая база в целом по организации уменьшается на размер уточненной налоговой базы по ликвидированному подразделению. Оставшаяся налоговая база принимается за 100% и распределяется между организацией без обособленных подразделений и действующими обособленными подразделениями.
     
     Если же организацией за последующие отчетные (налоговый) периоды получен убыток, то вся начисленная за это время сумма авансовых платежей по налогу на прибыль подлежит уменьшению, в том числе в доле, приходящейся на ликвидированное обособленное подразделение.
     
Д.В. Коновалов
     
     ООО объявило об увеличении своего уставного капитала за счет нераспределенной прибыли. При этом размер доли участника ООО остается неизменным. Будет ли в вышеуказанной ситуации доход в виде увеличения номинальной стоимости доли участника ООО в уставном капитале общества признаваться доходом участника ООО для целей налогообложения прибыли?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов.
     
     В ст. 251 НК РФ содержится закрытый перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
     
     Согласно подпункту 15 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде стоимости дополнительно полученных организацией-акционером акций, распределенных между акционерами по решению общего собрания акционерного общества пропорционально количеству принадлежащих им акций, либо разницы между номинальной стоимостью новых акций, полученных взамен первоначальных, и номинальной стоимостью первоначальных акций акционера при распределении между акционерами акций при увеличении уставного капитала акционерного общества (без изменения доли участия акционера в этом акционерном обществе).
     
     Вышеуказанное положение регулирует только отношения, возникающие при увеличении уставного капитала в акционерном обществе.
     
     Учитывая вышеизложенное, в случае если размер доли участника
     
     ООО остается неизменным, доход в виде увеличения номинальной стоимости доли участника в уставном капитале общества, возникающий в связи с увеличением уставного капитала за счет нераспределенной прибыли, будет признаваться доходом участника ООО для целей налогообложения прибыли организаций.
     
     Рекламное агентство на основании возмездного договора изготовляет и распространяет путем размещения на транс-портных средствах рекламу продукта организации. Вправе ли организация отнести вышеуказанные расходы к расходам на рекламу для целей налогообложения прибыли? Будут ли такие расходы организации признаваться расходами на иную наружную рекламу?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
     
     Согласно п. 1 ст. 19 Закона N 38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований ст. 19 Закона N 38_ФЗ.
     
     Согласно п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях главы 25 настоящего Кодекса относятся:
     
     - расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
     
     - расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
     
     - расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
     
     Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором - четвертом п. 4 ст. 264 НК РФ, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, признаются для целей налогообложения в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 Кодекса.
     
     Учитывая вышеизложенное, реклама, размещаемая на транспортных средствах, не будет признаваться наружной рекламой; следовательно, расходы организации, направленные на изготовление и распространение вышеуказанной рекламы, будут признаваться для целей налогообложения прибыли организаций в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой согласно ст. 249 НК РФ.
     
     Организация-займодавец установила в основном договоре займа "плавающую" процентную ставку, изменяющуюся ежемесячно. Конкретная величина процентной ставки определяется на каждый месяц дополнительными соглашениями, заключаемыми к основному договору займа. Какая доходность будет признаваться в вышеуказанной ситуации первоначальной доходностью для целей налогообложения прибыли? Должна ли организация-займодавец, заключая новый договор займа, установить в нем первоначальную доходность исходя из первоначальной доходности, определенной в предыдущем (прекратившемся) договоре займа?
     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком с учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 настоящего Кодекса, а также процентов, уплачиваемых в связи с реструктуризацией задолженности по налогам и сборам в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ.
     
     При этом расходом признаются проценты по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа [текущего и (или) инвестиционного]. Расходом признается только сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования заемными средствами (фактическое время нахождения вышеуказанных ценных бумаг у третьих лиц), и первоначальной доходности, установленной эмитентом (ссудодателем) в условиях эмиссии (выпуска, до- говора), но не выше фактической.
     
     В соответствии со ст. 453 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) при изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде.
     
     В случае изменения или расторжения до-говора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не следует из соглашения или характера изменения договора.
     
     Таким образом, организация вправе внести в договор изменения, касающиеся процентной ставки, установленной по договору займа, путем заключения дополнительного соглашения.
     
     Учитывая вышеизложенное, в случае заключения дополнительного соглашения, изменяющего процентную ставку по основному договору займа, первоначальной доходностью для целей налогообложения прибыли будет признаваться доходность, установленная в дополнительном соглашении на определенный период времени.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Поэтому организация, заключая новый договор займа, вправе установить первоначальную доходность, отличную от той доходности, которая была определена в предыдущем договоре займа. При этом расходы в виде начисленных процентов будут признаваться для целей налогообложения прибыли в размере и на условиях, установленных ст. 269 НК РФ.
     
     Акционерное общество, начислившее своим акционерам дивиденды, приняло решение о размещении среди них дополнительных акций вместо выплачиваемых им дивидендов. Облагаются ли налогом на прибыль дополнительно размещаемые среди акционеров акции?
     
     Согласно п. 1 ст. 42 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) общество обязано выплатить объявленные по акциям каждой категории (типа) дивиденды. Дивиденды выплачиваются деньгами, а в случаях, предусмотренных уставом общества, - иным имуществом.
     
     Пунктом 1 ст. 27 Закона N 208-ФЗ установлено, что уставом общества могут быть определены количество, номинальная стоимость, категории (типы) акций, которые общество вправе размещать дополнительно к размещенным акциям (объявленные акции), и права, предоставляемые этими акциями. При отсутствии в уставе общества этих положений общество не вправе размещать дополнительные акции.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 275 НК РФ если источником дохода налогоплательщика является российская организация, то она признается налоговым агентом.
     
     Согласно п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
     
     Пунктом 1 ст. 250 НК РФ предусмотрено, что внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы от долевого участия в других организациях, за исключением дохода, направляемого на оплату дополнительных акций (долей), размещаемых среди акционеров (участников) организации.
     
     Учитывая вышеизложенное, если уставом акционерного общества предусмотрены положения, установленные п. 1 ст. 27 Закона N 208_ФЗ, то акционерное общество (налоговый агент), начислившее дивиденды своим акционерам, но размещающее среди них вместо выплачиваемых дивидендов дополнительные акции, не обязано удерживать у таких акционеров и перечислять в бюджет налог на прибыль. Иными словами, дополнительно размещаемые акционерным обществом акции выдаются акционерам на полную сумму начисленных дивидендов без удержания налога на прибыль организаций.
     
     Среди работающих и получающих заработную плату сотрудников российской организации, получившей разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, имеются иностранные граждане. Вправе ли организация относить с момента окончания срока действия вышеуказанного разрешения до момента получения нового (продленного) разрешения к расходам для целей налогообложения прибыли организаций сумму начисленной иностранным гражданам заработной платы?
     
     Согласно ст. 16 и 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
     
     Трудовой договор представляет собой соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
     
     Статьей 255 НК РФ установлено, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
     
     Согласно п. 1 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда в целях главы 25 настоящего Кодекса относятся суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми у налогоплательщика формами и системами оплаты труда.
     
     Учитывая вышеизложенное, если граждане иностранных государств осуществляют трудовую деятельность в российской организации на основании трудовых договоров, то российская организация - работодатель вправе принять к расходам на оплату труда для целей налогообложения прибыли сумму начисленной заработной платы гражданам иностранных государств. При этом наличие у российской организации - работодателя разрешения на привлечение иностранной рабочей силы для целей налогообложения прибыли не имеет значения.
     
     Организация приобретает основное средство. Вправе организация учесть расходы в виде уплаченной таможенной пошлины для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, либо она должна включать такие расходы в первоначальную стоимость приобретенного основного средства?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, - как сумма, в которую оценено такое имущество согласно п. 8 ст. 250 настоящего Кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ.
     
     Учитывая вышеизложенное, расходы в виде уплаченных таможенных пошлин за приобретенное основное средство должны включаться организацией в первоначальную стоимость такого основного средства, так как они являются расходами, непосредственно связанными с приобретением основного средства.
     
А.В. Трунов
     
     Российская организация получила долгосрочный валютный кредит от иностранной кредитной организации. Одним из требований кредитора является представление отчетности, составленной согласно МСФО, в совокупности с аудиторским заключением по данной отчетности. Может ли организация учесть в целях налогообложения прибыли затраты по составлению отчетности согласно МСФО и по ее аудиту?
     
     Перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, приведенный в ст. 264 НК РФ, является открытым, и организация может учесть расходы по составлению отчетности согласно Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, если эти расходы удовлетворяют требованиям ст. 252 настоящего Кодекса в части экономической обоснованности.
     
     Следовательно, если налогоплательщик сможет аргументированно доказать экономическую обоснованность составления отчетности согласно МСФО и проведения ее аудита (такими аргументами в данном случае могут служить более низкая процентная ставка по кредиту по сравнению с российскими кредитными организациями, длительный срок предоставленного кредита и т.д.), то затраты по составлению отчетности согласно МСФО и ее аудиту могут учитываться в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в соответствии с подпунктом 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.
     

О налоге на добавленную стоимость

     
     З.А. Чехарина,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Оплата услуг агента, оказываемых принципалу, осуществляется при расчетах за услуги, оказываемые агентом по агентскому договору, в форме удержания агентом своего вознаграждения с учетом НДС из денежных средств, подлежащих перечислению принципалу. Применяется в данном случае норма п. 4 ст. 168 НК РФ?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала, либо от имени и за счет принципала.
     
     При проведении расчетов между принципалом и агентом в порядке, приведенном в ситуации, оплата услуг агента, оказываемых принципалу, осуществляется в форме удержания агентом своего вознаграждения с учетом НДС из денежных средств, подлежащих перечислению принципалу. Поэтому расчеты за услуги агента производятся в данном случае денежными средствами.
     
     С 1 января 2007 года согласно п. 4 ст. 168 НК РФ сумма НДС, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, уплачивается налогоплательщику на основании платежного поручения на перечисление денежных средств при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг, то есть при безденежных формах расчетов.
     
     Таким образом, при проведении расчетов между принципалом и агентом в порядке, приведенном в ситуации, норма п. 4 ст. 168 НК РФ не применяется.
     
     По недвижимому имуществу, полученному в качестве вклада в уставный капитал, налогоплательщик правомерно применил вычеты по НДС, а в дальнейшем это имущество стало использоваться для осуществления операций, не облагаемых этим налогом. Следует ли при восстановлении НДС по такому имуществу применять нормы п. 6 ст. 171 НК РФ?
     
     Согласно подпункту 1 п. 3 ст. 170 НК РФ в случае передачи имущества в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативов подлежат восстановлению суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам, в том числе по основным средствам, в порядке, преду-смотренном главой 21 настоящего Кодекса.
     
     На основании п. 11 ст. 171 НК РФ у налогоплательщика, получившего в качестве вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал (фонд) имущество, суммы НДС, которые были восстановлены акционером (участником, пайщиком) в порядке, определенном п. 3 ст. 170 НК РФ, подлежат вычетам в случае использования этого имущества для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС. Поэтому если по недвижимому имуществу, полученному налогоплательщиком в качестве вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал (фонд) налогоплательщик ранее правомерно применил налоговые вычеты, а в дальнейшем это имущество стало использоваться для осуществления операций, не облагаемых НДС, суммы налога по этому имуществу должны быть восстановлены согласно подпункту 2 п. 3 ст. 170 НК РФ в том налоговом периоде, в котором полученное имущество стало использоваться для осуществления таких операций.
     
     Таким образом, нормы п. 6 ст. 171 НК РФ в данном случае не применяются.
     

М.Н. Хромова,     
главный специалист - эксперт Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

     
     Как определяется налоговая база по НДС, если организация - товарищество собственников жилья взимает со своих членов денежные средства, предназначенные для оплаты жилищно-коммунальных услуг?
     
     Статьями 153 и 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) на членов товарищества собственников жилья (ТСЖ) возложена обязанность внесения платы за жилое помещение, которая включает плату за содержание и ремонт жилого помещения, плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги.
     
     Согласно п. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги состоит из платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление, теплоснабжение. При этом п. 2 ст. 157 ЖК РФ определено, что размер платы за вышеуказанные коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
     
     Таким образом, можно сделать вывод, что организации ТСЖ выполняют только функции по сбору платы за коммунальные услуги. ТСЖ выполняют аналогичные функции в рамках договоров на выполнение работ, оказание услуг по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляемых сторонними организациями и индивидуальными предпринимателями.
     
     Следует отметить, что положениями уставов ТСЖ предусмотрено, что товарищество имеет право осуществлять хозяйственную деятельность в соответствии с целями и предметом деятельности, предусмотренными уставом, в том числе заключать договоры с физическими и юридическими лицами на выполнение работ по содержанию и ремонту жилого дома и придомовой территории.
     
     Кроме того, ТСЖ обязано выступать заказчиком коммунальных услуг и заключать договоры с соответствующими организациями на оказание услуг, производить их полную оплату, а также предоставлять услуги членам товарищества по содержанию и ремонту принадлежащих им на праве собственности жилых и нежилых помещений за счет этих членов товариществ.
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.
     

     Кроме того, на основании подпункта 2 п. 1 ст. 162 НК РФ обложению НДС подлежат полученные налогоплательщиком денежные средства, связанные с оплатой реализованных этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг).
     
     На основании ст. 171 и 172 НК РФ плательщики НДС имеют право на вычеты по данному налогу по операциям, облагаемым НДС.
     
     Таким образом, при включении в налоговую базу по НДС, определяемую ТСЖ в общеустановленном порядке, средств, взимаемых товариществом со своих членов в оплату работ (услуг) по обеспечению надлежащего санитарного, противопожарного и технического состояния жилого дома и придомовой территории; технической инвентаризации жилого дома; коммунальных услуг; работ (услуг) по содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений, по капитальному ремонту жилого дома, ТСЖ будет являться плательщиком НДС по вышеуказанным работам (услугам), фактически осуществляемым сторонними организациями и индивидуальными предпринимателями в рамках договоров, которые заключены этими налогоплательщиками с ТСЖ и в которых товарищество выступает заказчиком. При этом ТСЖ будет иметь право на вычеты по данному налогу.
     
     При фактическом выполнении вышеуказанных работ (оказании услуг) сторонними организациями ТСЖ выполняет только функции по сбору платы за выполненные работы (оказанные услуги), в том числе коммунальные.
     
     Следует также отметить, что согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 06.04.2000 N 7349/99 ТСЖ не может являться энергоснабжающей организацией, поскольку исходя из положений устава само в качестве абонента получает электроэнергию у энергоснабжающей организации.
     
     Кроме того, в подобном случае могут возникнуть ситуации, при которых ТСЖ будет обязано взимать с членов товарищества денежные средства, превышающие стоимость работ (услуг) на сумму НДС (например, по капитальному и текущему ремонту), предъявленную налогоплательщиком, фактически выполняющим эти работы и применяющим упрощенную систему налогообложения.
     
     Таким образом, в налоговую базу по НДС у ТСЖ должна включаться стоимость работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно этой организацией.
     
     Правомерно ли применение ставки НДС в размере 10% в отношении ввозимых на территорию Российской Федерации дезинфицирующих средств медицинского применения?
     

     Согласно подпункту 4 п. 2 ст. 164 НК РФ налогообложение лекарственных средств, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления, и изделий медицинского назначения осуществляется по ставке НДС в размере 10%. При этом коды видов вышеперечисленной продукции определяются Правительством РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (ОКП) и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).
     
     Поскольку до настоящего времени постановление Правительства РФ о применении вышеназванных кодов не принято, то на основании письма ФНС России от 27.06.2006 N ШТ-6-03/644@ до утверждения Правительством РФ вышеназванных кодов при реализации лекарственных средств, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления, изделий медицинского назначения в целях применения налоговой ставки 10% налогоплательщикам следует руководствоваться кодами ОКП, перечисленными в письме Минфина России N 03-04-07, Госналогслужбы России N ВЗ-4-03/31н от 10.04.1996 "О порядке освобождения от налога на добавленную стоимость медицинской продукции", зарегистрированном в Минюсте России 07.05.1996, регистр. N 1081.
     
     Согласно п. 5 ст. 164 НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации применяются те же размеры налоговых ставок, которые используются при реализации товаров на территории Российской Федерации.
     
     В связи с вышеизложенным в отношении ввозимых на территорию Российской Федерации дезинфицирующих средств медицинского применения, коды которых предусмотрены в вышеуказанном письме Минфина России и Госналогслужбы России, применяется ставка НДС в размере 10%.
     

О налогообложении внешнеэкономической деятельности

     
     О.И. Шапошникова,
консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Каков порядок налогообложения услуг по организации транспортировки товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации, оказываемых в рамках договора транспортной экспедиции?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 164 НК РФ услуги по организации транспортировки товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, облагаются НДС по налоговой ставке в размере 0%. При этом для обоснования права на применение налоговой ставки НДС в размере 0% в отношении вышеуказанных услуг налогоплательщики должны представить в налоговые органы документы, предусмотренные п. 4 ст. 165 НК РФ, в том числе копии транспортных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
     
     Таким образом, налоговая ставка НДС в размере 0% применяется в случае оказания российскими организациями или индивидуальными предпринимателями услуг по организации транспортировки вывозимых на территорию иностранного государства товаров между пунктами, один из которых расположен на территории Российской Федерации, а другой - за ее пределами, и при наличии документов, предусмотренных п. 4 ст. 165 НК РФ. При этом налоговая ставка НДС в размере 0% применяется к стоимости всей оказываемой налогоплательщиком услуги по организации транспортировки - как по территории Российской Федерации, так и по территории иностранного государства. Поэтому разбивать стоимость оказываемой услуги отдельно на стоимость организации транспортировки до и после границы Российской Федерации не следует.
     

Об имущественных налогах

     
     Н.А. Гаврилова,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, советник Налоговой службы Российской Федерации II ранга
     
     Облагается ли налогом на имущество организаций переданный на реализацию по договору комиссии автомобиль, который числится в качестве объекта основных средств на счете 01 "Основные средства" и стоимость которого списана на счет 45 "Товары отгруженные"?
     
     Пунктом 1 ст. 990 ГК РФ установлено, что по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.
     
     На основании п. 1 ст. 996 ГК РФ во взаимосвязи с п. 1 и 2 ст. 396 ГК РФ вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего. При этом комиссионер имеет право в соответствии со ст. 359 ГК РФ удерживать находящиеся у него вещи, которые подлежат передаче комитенту либо лицу, указанному комитентом, в обеспечение своих требований по договору комиссии.
     
     Как следует из ситуации, организация по договору комиссии передала на реализацию автомобиль, числящийся в качестве объекта основных средств на счете 01 "Основные средства", и списала его стоимость на счет 45 "Товары отгруженные".
     
     Относительно списания стоимости основного средства - автомобиля по договору комиссии при его передаче комиссионеру на реализацию на счет 45 обращаем внимание читателей журнала на то, что счет 45 не корреспондирует со счетом 01, поскольку предназначен для учета отгруженной продукции (товаров), выручка от продажи которой определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете (например, при экспорте продукции), учтенной на счете 41 "Товары", а также для учета готовых изделий, переданных другим организациям для продажи на комиссионных началах, учтенных на счете 43 "Готовая продукция".
     
     В этой связи стоимость автомобиля может быть по договору комиссии списана на счет 45 только в случае, если автомобиль учтен в бухгалтерском учете комитента в качестве готовой продукции, что возможно только при осуществлении комитентом деятельности по производству автомобилей.
     
     В соответствии со ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств согласно установленному порядку ведения бухгалтерского учета.
     
     Признание активов организации объектом обложения налогом на имущество организаций производится с момента их признания основными средствами в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета основных средств, которые, в частности, определены Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, а также Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
     
     Поэтому в рассматриваемом случае при передаче комиссионеру учтенного в качестве основного средства автомобиля, являющегося собственностью комитента, в целях его дальнейшей реализации по договору комиссии, стоимость автомобиля не списывается с бухгалтерского учета и учитывается (до его реализации комиссионером покупателю) на балансе комитента в составе основных средств на счете 01. Для учета выбытия объектов основных средств, в частности при продаже, к счету 01 может открываться субсчет "Выбытие основных средств", на котором отражается стоимость выбывающего объекта.
     
     В этой связи комитент должен учесть остаточную стоимость основного средства - автомобиля для целей исчисления налога на имущество организаций по состоянию на 1-е число каждого месяца налогового периода начиная с 1 января по 1-е число месяца, следующего за месяцем, в котором объект выбыл по условиям договора купли-продажи.
     

О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности

     
 У.В. Бокова,
 главный специалист - эксперт Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Индивидуальный предприниматель осуществляет торговлю с торговой площади менее 150 кв.м и переведен на уплату ЕНВД. Торговля осуществляется как за наличный, так и за безналичный расчет. В некоторых случаях (при продаже товаров юридическим лицам) товары продаются по накладным за безналичный расчет, но для собственных нужд организаций. Подпадает ли вышеуказанная деятельность под систему налогообложения в виде ЕНВД?
     
     Согласно подпункту 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении, в частности, розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв.м по каждому объекту организации торговли.
     
     В соответствии со ст. 346.27 НК РФ розничная торговля - это предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация подакцизных товаров, указанных в подпунктах 6-10 п. 1 ст. 181 НК РФ, продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без такой упаковки и расфасовки, в барах, ресторанах, кафе и других объектах организации общественного питания, а также продукции собственного производства (изготовления).
     
     Пунктом 1 ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
     
     К розничной торговле не относится реализация товаров в соответствии с договорами поставки. Так, согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые либо закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
     
     Из содержания ст. 492 и 506 ГК РФ следует, что основным критерием, позволяющим отличить розничную торговлю от оптовой, является конечная цель использования приобретаемого покупателем товара.
     

     Читателям журнала следует также иметь в виду, что согласно п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки" под целями, не связанными с личным использованием, понимается в том числе приобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве организации или гражданина-предпринимателя (оргтехники, офисной мебели, транспортных средств, материалов для ремонтных работ и т.д.). Однако если данные товары приобретаются покупателем у продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, отношения сторон регулируются нормами о розничной купле-продаже.
     
     НК РФ не устанавливает для организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих товары, обязанности осуществления контроля за последующим использованием покупателем приобретаемых товаров (для предпринимательской деятельности или для личного, семейного, домашнего либо иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью).
     
     Таким образом, к розничной торговле в целях главы 26.3 НК РФ относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами как за наличный, так и за безналичный расчет по договорам розничной купли-продажи, независимо от того, какой категории покупателей (физические или юридические лица) реализуются эти товары. При этом определяющим признаком договора розничной купли-продажи в целях применения ЕНВД является то, для каких целей налогоплательщик реализует товары организациям и физическим лицам: для личного, семейного, домашнего либо иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, или для использования этих товаров в целях ведения предпринимательской деятельности.
     
     Если при реализации товаров покупателям выписываются накладные, выставляются счета-фактуры с выделением в них сумм НДС, то вышеуказанная предпринимательская деятельность не относится к розничной торговле для целей главы 26.3 НК РФ.
     
     Учитывая вышеизложенное, осуществляемая предпринимательская деятельность по реализации товаров организациям с выпиской накладных и за безналичный расчет не может облагаться ЕНВД.
     
     Индивидуальный предприниматель занимается оптовой и розничной торговлей прохладительными напитками и применяет упрощенную систему налогообложения. Товар, реализуемый за наличный расчет, подпадает под систему налогообложения в виде ЕНВД. Имеет ли право индивидуальный предприниматель учитывать выручку, не превышающую 20 млн руб., полученную от продажи товаров по безналичному расчету, отдельно от выручки, полученной от продажи товаров в розницу? Может ли выручка, полученная от продажи за наличный расчет, составлять любую сумму, так как она не влияет на расчет ЕНВД?
     
     Согласно п. 4 ст. 346.12 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с главой 26.3 настоящего Кодекса на уплату ЕНВД по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом в соответствии с нормами главы 26.2 НК РФ по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям ограничения определяются исходя из всех осуществляемых видов деятельности только по численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов.
     
     Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и переведенные по отдельным видам деятельности на уплату ЕНВД, ведут раздельный учет доходов и расходов применительно к разным специальным налоговым режимам (п. 8 ст. 346.18 НК РФ).
     
     Таким образом, в случае, указанном в ситуации, требуется вести раздельный учет выручки, полученной от продажи товаров по безналичному расчету (в отношении которой применяется упрощенная система налогообложения) и выручки, полученной от продажи товаров в розницу (в отношении которой уплачивается ЕНВД).
     
     Кроме того, при определении предельного размера доходов, позволяющего применять упрощенную систему налогообложения (20 млн руб.), установленного п. 4 ст. 346.13 НК РФ, доходы от реализации товаров в розницу, в отношении которых уплачивается ЕНВД, не учитываются.
     
     Индивидуальный предприниматель занимается торговлей через торговый зал магазина площадью менее 150 кв.м. Товар реализуется юридическим и физическим лицам.
     
     Уплачивается ли ЕНВД в случае, если покупатель покупает товар в магазине и рассчитывается наличными деньгами? При этом ему выдается товарно-кассовый чек ККМ, подтверждающий оплату товара, а договор розничной купли-продажи заключается путем устного соглашения о сделке.
     
     В соответствии со ст. 346.27 НК РФ розничная торговля - это предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация подакцизных товаров, указанных в подпунктах 6-10 п. 1 ст. 181 НК РФ, продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без такой упаковки и расфасовки, в барах, ресторанах, кафе и других объектах организации общественного питания, а также продукции собственного производства (изготовления).
     
     Таким образом, к розничной торговле в целях главы 26.3 НК РФ относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами как за наличный, так и за безналичный расчет по договорам розничной купли-продажи, независимо от того, какой категории покупателей (физическим или юридическим лицам) реализуются эти товары. При этом определяющим признаком договора розничной купли-продажи в целях применения ЕНВД является то, для каких целей налогоплательщик реализует товары организациям и физическим лицам: для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, или для использования этих товаров в целях ведения предпринимательской деятельности.
     
     В то же время если при реализации товаров покупателям выписываются накладные, вы-ставляются счета-фактуры с выделением в них сумм НДС, то вышеуказанная предпринимательская деятельность к розничной торговле для целей главы 26.3 НК РФ не относится.
     
     Отсутствие между продавцом и покупателем при реализации товаров заключенного до- говора поставки может свидетельствовать о том, что реализация осуществляется на основании договора розничной купли-продажи. При этом в целях главы 26.3 НК РФ наличие за-ключенного в письменной форме договора розничной купли-продажи не обязательно.
     
     В соответствии с нормами ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
     
     При осуществлении розничной купли-продажи в качестве оправдательных документов могут быть использованы кассовые и товарные чеки.
     
     ООО реализует сжиженный газ населению и организациям из газозаправщиков с открытых площадок, расположенных на арендованных земельных участках. К какому виду деятельности в целях применения главы 26.3 НК РФ относится данная предпринимательская деятельность: к розничной торговле или к развозной торговле?
     
     Статьей 346.27 НК РФ определено, что стационарная торговая сеть - это торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях, сооружениях, подсоединенных к инженерным коммуникациям. Под нестационарной торговой сетью понимается торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, а также объекты организации торговли, не относимые главой 26.3 НК РФ к стационарной торговой сети.
     
     При этом развозная торговля представляет собой розничную торговлю, осуществляемую вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только с транспортным средством. К данному виду торговли относится торговля с использованием автомобиля, автолавки, автомагазина, тонара, автоприцепа, передвижного торгового автомата.
     
     Согласно ст. 346.29 НК РФ при осуществлении розничной торговли через объекты нестационарной торговой сети исчисление ЕНВД производится с использованием физического показателя базовой доходности "торговое место".
     
     При этом в соответствии со ст. 346.27 НК РФ под торговым местом понимается место, используемое для совершения сделок купли-продажи, а под открытой площадкой - специально оборудованное для торговли место, расположенное на земельном участке.
     
     Таким образом, если налогоплательщик использует для ведения розничной торговли автогазозаправщики, расположенные на открытой площадке, данный вид предпринимательской деятельности не соответствует понятию "развозная торговля". По нашему мнению, осуществление розничной торговли через автогазозаправщики, расположенные на открытой площадке, рассматривается для целей исчисления ЕНВД в качестве предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через объект нестационарной торговой сети.