Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О порядке налогообложения земельных участков в 2006-2007 годах


О порядке налогообложения земельных участков в 2006-2007 годах*1

     _____
     *1 Окончание. Начало см.: Налоговый вестник.-2007.- N 3. - с. 50.
     
Трофимова Н.Г.

7.4. Налогообложение земельных участков, занятых многоквартирными домами

     
     В соответствии с п. 2 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) земельный участок как объект земельных отношений - это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
     
     Согласно ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
     
     Если земельный участок, на котором расположены многоквартирные дома и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, то на основании решения общего собрания собственников помещений дома любое уполномоченное общим собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного  участка, на котором расположен дом.
     
     С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в доме.
     
     Статьей 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" установлено, что государственный кадастровый учет земельных участков - это описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
     
     На основании ст. 392 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
     

     Пунктом 1 ст. 36 ЖК РФ установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на данном земельном участке.
     
     Согласно п. 1 ст. 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади вышеуказанного помещения.
     
     Если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении его проведен государственный кадастровый учет, а также имеются правоподтверждающие документы о государственной регистрации участка, а при их отсутствии - документы, подтверждающие право собственности на жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, то налогоплательщиками должны признаваться собственники жилых и нежилых помещений этого дома.
     
     Понятие "нежилые помещения" приведено в ст. 36 ЖК РФ, согласно которому собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на вышеуказанном земельном  участке. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
     
     При этом с учетом положения п. 1 ст. 37 ЖК РФ доля налогоплательщика в праве на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, определяется как доля общей площади жилого и нежилого помещения, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, в общей площади всех помещений многоквартирного дома.
     

     Исчисленная сумма земельного налога (сумма авансовых платежей по налогу) доводится до физических лиц - собственников жилых помещений в многоквартирном доме уведомлением, направляемым налоговыми органами.
     
     Учитывая вышеприведенные нормы законодательства, рассмотрим на примере порядок расчета земельного налога под многоквартирными жилыми домами.
     
     Пример.
     
     Исходные данные.
     
     Площадь всего жилого дома (жилые и все нежилые помещения), по которому определены границы земельного участка, - 2000 кв.м.
     
     Площадь жилых и нежилых помещений, находящихся в собственности налогоплательщиков, - 1500 кв.м.
     
     Площадь помещений, являющихся общей долевой собственностью налогоплательщиков (лестницы, чердаки, подвалы и т.д.), - 500 кв.м (2000 кв.м - 1500 кв.м).
     
     Кадастровая стоимость земельного участка под домом - 150 000 руб.
     
     На первом этаже расположены нежилые помещения (магазин) - 150 кв.м.
     
     В доме десять двухкомнатных квартир общей площадью по 55 кв.м каждая и десять трехкомнатных квартир общей площадью по 80 кв.м каждая.
     
     Налоговая ставка за земельный участок под домом установлена в размере 0,3%.
     
     Расчет земельного налога.
     
     1. Рассчитаем сумму земельного налога за весь земельный участок под домом, которая составит 450 руб. (150 000 руб. х 0,3%).
     
     2. Доля площади нежилого помещения, занятого магазином, в общей площади жилых и нежилых помещений, находящихся в собственности налогоплательщиков, - 0,1 (150 кв.м : 1500 кв.м).
     
     3. Доля площади одной двухкомнатной квартиры в общей площади жилых и нежилых помещений, находящихся в собственности налогоплательщиков, - 0,037 (55 кв.м : 1500 кв.м).
     
     4. Доля площади одной трехкомнатной квартиры в общей площади жилых и нежилых помещений, находящихся в собственности налогоплательщика, - 0,053 (80 кв.м : : 1500 кв.м).
     
     5. Определяем площадь общего имущества, которое принадлежит на праве общей долевой собственности:
     
     а) владельцу магазина: 500 кв.м х 0,1 = 50 кв.м;
     

     б) владельцу двухкомнатной квартиры: 500 кв.м х  0,037 = 18,5 кв.м;
     
     в) владельцу трехкомнатной квартиры: 500 кв.м х 0,053 = 26,5 кв.м.
     
     6. Определяем, какая площадь приходится во всем земельном участке:
     
     а) на владельца магазина: 150 кв.м + 50 кв.м = 200 кв.м;
     
     б) на владельца двухкомнатной квартиры: 55 кв.м + 8,5 кв.м = 73,5 кв.м;
     
     в) на владельца трехкомнатной квартиры: 80 кв.м + 26,5 кв.м = 106,5 кв.м.
     
     7. Определяем долю площади помещений, принадлежащих во всей площади дома:
     
     а) владельцу магазина: 200 кв.м : 2000 кв.м = 0,1;
     
     б) владельцу двухкомнатных квартир: 73,5 кв.м : : 2000 кв.м = 0,037;
     
     в) владельцу трехкомнатных квартир: 106,5 кв.м : : 2000 кв.м = 0,053.
     
     8. Расчет земельного налога осуществляется следующим образом:
     
     а) для владельца магазина: 150 000 руб. х 0,1 х 0,3% = = 45 руб.;
     
     б) для владельцев двухкомнатных квартир:
     
     150 000 руб. х 0,037 х 0,3% х 10 (квартир) = 166,5 руб.;
     
     в) для владельцев трехкомнатных квартир:
     
     150 000 руб. х 0,053 х 0,3% х 10 (квартир) = 238,5 руб.
     
     9. Проверим расчет земельного налога по всему земельному участку под домом:
     
     45 руб. + 166,5 руб. + 238,5 руб. = 450 руб.
     
     В отношении порядка уплаты земельного налога в случае закрепления земельного участка под многоквартирным домом на праве постоянного (бессрочного) пользования за юридическим лицом читателям журнала необходимо иметь в виду следующее.
     
     Юридическое лицо, созданное в форме ЖСК, ТСЖ, признается плательщиком земельного налога только в отношении доли земельного участка, приходящейся на долю площади помещений, принадлежащих юридическому лицу в многоквартирном доме, в общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома. При этом налогообложение земельного участка, занятого многоквартирным домом, осуществляется с момента присвоения ему кадастрового номера.
     
     Если в многоквартирном доме имеются помещения, находящиеся в муниципальной собственности (неприватизированные квартиры и иные помещения), то в отношении доли земельного участка, приходящейся на эти помещения, находящиеся в муниципальной казне, налогоплательщик отсутствует. В случае закрепления муниципальной собственности (земельного участка, доли земельного участка) под многоквартирным домом на праве постоянного (бессрочного) пользования за юридическим лицом плательщиком земельного налога должна признаваться организация-правообладатель на основании правоустанавливающих документов на земельный участок (долю земельного участка) до государственной регистрации прекращения прав данной организации на земельный участок.


7.5. Уплата земельного налога ФСКН России, ее территориальными органами и бюджетными организациями, подведомственными этой службе

     
     Пунктом 2 ст. 389 НК РФ определены земельные участки, которые не признаются объектом обложения земельным налогом. К таким земельным участкам, в частности, отнесены земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
     
     На основании подпункта 5 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд.
     
     Согласно ст. 12 Закона РФ от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности" к силам обеспечения безопасности отнесены органы охраны здоровья населения.
     
     В соответствии с Положением о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 28.07.2004 N 976, ФСКН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту. ФСКН России специально уполномочена на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан.
     
     Согласно п. 5 вышеуказанного Положения ФСКН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в ее систему региональные управления ФСКН России, управления (отделы) ФСКН России по субъектам Российской Федерации, иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством порядке для реализации задач, возложенных на ФСКН России.
     
     Принимая во внимание задачи, на решение которых уполномочена ФСКН России в соответствии с Положением о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, и положение ст. 12 Закона РФ "О безопасности", согласно которому к силам обеспечения безопасности относятся органы охраны здоровья населения, ограниченные в обороте земельные участки, предоставленные ФСКН России и ее территориальным органам для обеспечения безопасности, не являются объектом обложения земельным налогом.
     
     В отношении иных организаций (в том числе бюджетных учреждений), подведомственных ФСКН России и не относящихся к органам, являющимся силами обеспечения безопасности в соответствии со ст. 12 Закона РФ "О безопасности", отмечаем, что предоставленные им земельные участки не могут рассматриваться как ограниченные в обороте, предоставленные для обеспечения безопасности, и поэтому подлежат обложению земельным налогом.


7.6. Налогообложение земельных участков, право собственности [постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения] на которые прекращено в течение налогового (отчетного) периода

     
     В соответствии с п. 7 ст. 396 НК РФ в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности [постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения] на земельный участок (его долю) исчисление суммы земельного налога (суммы авансового платежа по земельному налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности [постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении] налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено ст. 396 настоящего Кодекса. При этом если возникновение (прекращение) вышеуказанных прав произо-шло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то за полный месяц принимается месяц возникновения этих прав. Если возникновение (прекращение) данных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, то за полный месяц принимается месяц прекращения вышеприведенных прав.
     
     В этой связи если право на земельный участок прекращено до 15-го числа месяца, то налогоплательщик должен уплатить налог за период с 1 января до 1-го числа месяца прекращения права, если право на земельный участок прекращено после 15-го числа месяца, то налогоплательщик должен уплатить земельный налог с 1 января до 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения права.
     
     В случае прекращения в течение налогового периода права на земельный участок налогоплательщик вправе по окончании отчетного периода, в котором произошло прекращение права, произвести не уплату авансового платежа, а уплату земельного налога, исчисленного за налоговый период с учетом коэффициента владения земельным участком (), и представить в налоговый орган налоговую декларацию до установленного срока представления налоговой декларации.
     
     Если налогоплательщик не воспользовался правом досрочного исполнения обязанности по уплате земельного налога, то излишне уплаченная сумма подлежит возврату (зачету).
     

7.7. Применение налоговой ставки в отношении дачных земельных участков

     
     В соответствии со ст. 394 НК РФ ставки земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
     
     - 0,3% - в отношении в том числе земельных участков:
     
     - занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства;
     
     - предоставленных для садоводства, огородничества или животноводства;
     
     - 1,5% - в отношении прочих земельных участков.
     
     В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" под дачным земельным участком понимается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
     
     Садовым земельным участком признается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
     
     Огородным земельным участком является земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории).
     
     Таким образом, понятие "дачный земельный участок" аналогично понятиям "садовый земельный участок" и "огородный земельный участок" в той лишь связи, что эти земли используются для выращивания сельскохозяйственных культур.
     
     В то же время если обратиться к ЖК РФ, то можно сделать вывод, что согласно ст. 19 этого Кодекса жилищным фондом признается совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
     

     При этом под индивидуальным жилищным фондом понимается совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на вышеуказанных условиях пользования.
     
     В этой связи право возведения жилого дома на дачных земельных участках с правом регистрации проживания в нем соответствует использованию данных земельных участков, так же как и земельных участков, занятых жилищным фондом.
     
     Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что если собственником дачного земельного участка зарегистрировано право проживания в жилом доме, возведенном на этом земельном участке, то с учетом ст. 19 ЖК РФ при исчислении земельного налога в отношении этого дачного земельного участка может быть применена налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, не превышающих 0,3%, как для земельного участка, занятого жилищным фондом.


7.8. Уплата земельного налога садоводческими, огородническими товариществами и дачными объединениями

     
     Учитывая положения п. 1 ст. 388 НК РФ, в соответствии с которым плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, за земельные участки, используемые физическими лицами - членами садоводческих, огороднических товариществ, при наличии у них права собственности или постоянного (бессрочного) пользования (возникшее до введения в действие ЗК РФ) и пожизненного наследуемого владения на земельные участки и документов, их удостоверяющих, в том числе актов, изданных органами местного самоуправления о предоставлении земельных участков, земельный налог взимается с вышеуказанных лиц в общеустановленном порядке, то есть посредством направления им налоговых уведомлений на уплату земельного налога, исчисленного по сведениям, представляемым налоговым органам органами Роснедвижимости, Росрегистрации и органами местного самоуправления.
     
     При этом льготы, установленные п. 5 ст. 391 НК РФ в виде не облагаемой земельным налогом суммы в размере 10 000 руб., на физических лиц, имеющих документы, удостоверяющие право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения за земельные  участки, предоставленные этим лицам, распространяются, поскольку налогоплательщиками в отношении этих земель признаются физические лица.
     
     В вышеуказанном случае на физических лиц распространяются также льготы, устанавливаемые нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), которые в соответствии со ст. 388 НК РФ могут также устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая определение размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
     
     До выдачи свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования земельными участками членам садоводческих, огороднических товариществ, дачных хозяйств плательщиками земельного налога являются данные товарищества, которые представляют налоговые декларации по земельному налогу в налоговые органы того административного района, на территории которого находятся земельные участки вышеуказанных товариществ.
     
     В то же время льготы, установленные п. 5 ст. 391 НК РФ в виде не облагаемой земельным налогом суммы в размере 10 000 руб., на физических лиц, не имеющих документов, удостоверяющих право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения за земельные участки, предоставленные товариществам, не распространяются, поскольку налогоплательщиками в отношении этих земель признаются данные товарищества, являющиеся юридическими лицами. Вышеуказанная льгота также не распространяется на земли общего пользования садоводческих, огороднических товариществ и дачных хозяйств.


7.9. Применение налоговой ставки в отношении земельных участков, предоставленных муниципальным унитарным предприятием, имеющим в пользовании земельные участки, занятые городскими свалками

     
     В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" организацией коммунального комплекса признается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы коммунальной инфраструктуры, используемой для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
     
     Поэтому в отношении земельных участков, которые находятся у муниципальных унитарных предприятий на праве постоянного (бессрочного) пользования и заняты городскими свалками, должна применяться налоговая ставка, установленная для земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, то есть 0,3%.


7.10. Применение налоговой ставки в отношении земельных участков, занятых объектами жилищного фонда и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса

     
     Если на земельном участке, предназначенном для промышленного производства, расположены, кроме промышленных объектов, объекты жилищного фонда и объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, то исчисление земельного налога в отношении данного земельного участка должно осуществляться с применением двух разных налоговых ставок. К площади земельного  участка, занятой объектами жилищного фонда и объектами инженерной ннфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, применяется налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, не превышающих 0,3% кадастровой стоимости земельного участка. Что же касается остальной площади этого земельного участка, то к ней применяется налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, не превышающих 1,5% его кадастровой стоимости.
     
     Исходным материалом для определения площади под соответствующими объектами должна быть карта (план) земельного участка, выданная территориальным органом Роснедвижимости.
     
     Если на земельном участке, принадлежащем налогоплательщику на праве собственности и предоставленном для жилищного строительства, кроме объектов жилищного фонда, расположены иные объекты, не относящиеся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального ком-плекса (например, магазин), то при исчислении земельного налога должна применяться налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, не превышающих 0,3% кадастровой стоимости, в отношении всего земельного участка.


7.11. Начисление пени за неуплату земельного налога (авансовых платежей по налогу) налогоплательщикам, осуществляющим платежи на основании налогового уведомления

     
     Если налоговое уведомление на уплату налога (авансовых платежей по налогу) направлено налоговым органом и получено налогоплательщиком в сроки, установленные ст. 52 НК РФ, то есть не позднее 30 дней до наступления определенного нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований срока платежа, то за неуплату налога (авансовых платежей по нему) в установленный срок должна начисляться пеня начиная со дня, следующего за установленным нормативными правовыми актами днем уплаты налога (авансовых платежей по налогу).
     
     Если налоговое уведомление направлено налогоплательщику в более поздние сроки, чем определено ст. 52 НК РФ, в результате чего налогоплательщик не смог исполнить обязанность по уплате налога (авансовых платежей по нему) в установленные сроки, то налогоплательщик обязан уплатить налог (авансовые платежи по налогу) в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, а начисление пени должно осуществляться по истечении одного месяца со дня получения налогового уведомления.


7.12. Уплата земельного налога собственниками земельных долей, получившими земельные участки сельскохозяйственного назначения в процессе приватизации сельскохозяйственных организаций

     
     По сообщениям налоговых органов, земельный налог уплачивается на территориях отдельных муниципальных образований непосредственно сельскохозяйственными организациями, а не собственниками земельных долей - физическими лицами, что неверно.
     
     В соответствии с главой 31 НК РФ плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Поэтому собственники земельных долей, получившие земельные участки сельскохозяйственного назначения в процессе приватизации как правообладатели и, следовательно, признаваемые плательщиками земельного налога, должны исполнять обязанности по уплате налога.
     
     При этом налоговая база по земельным участкам собственников земельных долей - физических лиц определяется налоговыми органами на основании сведений, поступающих от органов, осуществляющих ведение земельного кадастра, органов Росрегистрации и представительных органов муниципальных образований.
     
     В этой связи налоговые органы могут активизировать работу в этом направлении:
     
     - с сельскохозяйственными организациями, являющимися арендаторами земельных долей, - на предмет представления списков дольщиков в поселковые советы;
     
     - с органами муниципальных образований - относительно представления в налоговые органы сведений о лицах, являющихся собственниками земельных долей.


7.13. Обмен сведениями, поступающими в налоговые органы от органов Роснедвижимости, Росрегистрации, органов муниципальных образований, необходимыми для правильного исчисления земельного налога

     
     Для обеспечения администрирования земельного налога в п. 11-14 ст. 396 НК РФ содержатся положения об обязанности органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, органов, производящих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органов муниципальных образований представлять в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения.
     
     Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, обязаны сообщать ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом; сведения представляются по форме, утвержденной приказом Минфина России от 20.06.2005 N 75н.
     
     В форме Сведений приводится кадастровый номер земельного участка, который присваивается каждому земельному участку, формируемому и учитываемому в качестве объекта имущества, права на который подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Присвоение земельным участкам кадастровых номеров осуществляется согласно Правилам присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.09.2000 N 660.
     
     Обмен сведениями осуществляется на региональном уровне посредством представления сведений в электронном виде в соответствии с утвержденными требованиями к структуре и содержанию сведений файлов.
     
     После получения сведений о земельных  участках УФНС России по субъекту Российской Федерации распределяет сведения по налоговым инспекциям по территориальному признаку.
     
     При получении вышеуказанных сведений территориальный налоговый орган проводит сверку с имеющейся базой данных налоговых органов. В случае расхождения сведений по земельным участкам, права на которые были оформлены до 1998-2000 годов, территориальный налоговый орган подготавливает запрос в орган местного самоуправления, на территории которого находится данный земельный участок, об уточнении сведений о земельном участке и о правообладателе земельного участка.
     
     Налоговый орган контролирует своевременность представления вышеуказанных сведений органами местного самоуправления. При получении уточненных сведений налоговый орган вносит необходимые изменения в базу данных и извещает орган Роснедвижимости о выявленных органами местного самоуправления расхождениях и о необходимости корректировки данных земельного кадастра.
     
     В случае представления сведений о земельных участках органами Роснедвижимости с указанием принадлежности конкретного кадастрового квартала нескольким муниципальным образованиям налоговый орган делает запрос в органы местного самоуправления с просьбой распределить земельные участки, расположенные в данном кадастровом квартале, между муниципальными образованиями и присвоить соответствующий код ОКАТО земельным участкам вышеуказанного кадастрового квартала.
     
     Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, а также о лицах, на которых зарегистрировано право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на эти земельные участки, в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.
     
     Сведения о земельных участках, а также о лицах, на которых зарегистрировано право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения, представляются в налоговые органы по форме, утвержденной Минфином России приказом от 07.09.2005 N 112н.
     
     Обмен сведениями между органами Росрегистрации и налоговыми органами на региональном уровне предусмотрен посредством представления сведений в электронном виде.
     
     В случае невозможности передачи сведений в электронном виде они представляются на бумажных носителях.
     
     После получения сведений от органов Росрегистрации УФНС России по субъекту Российской Федерации проводит распределение сведений о земельных участках по налоговым инспекциям по территориальному признаку.
     
     При получении от органов Росрегистрации информации о правообладателях земельных участков территориальный налоговый орган сопоставляет полученную информацию со сведениями о земельных участках, полученными от органов Роснедвижимости. Основным идентификатором является кадастровый номер.
     
     В случае невозможности идентифицировать земельный участок по кадастровому номеру сведения сопоставляются по другим показателям.
     
     При отсутствии сведений по отдельным правообладателям или при расхождении сведений территориальный налоговый орган делает запрос в орган местного самоуправления с целью уточнения информации о земельном участке.
     
     Органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
     
     Сведения о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования, представляются в налоговые органы по установленной форме, утвержденной приказом Минфина России от 23.03.2006 N 47н.
     
     Сведения, которые содержат данные из актов (решений, постановлений) о выделении (предоставлении) земельного участка, представляются в соответствующий налоговый орган, в ведении которого находится территория муниципального образования.
     
     При невозможности представления сведений в электронном виде они представляются на бумажных носителях.
     
     В случае необходимости уточнения сведений у органов местного самоуправления о земельном участке налоговый орган делает запрос в орган местного самоуправления с просьбой заполнить конкретный лист вышеуказанной формы по конкретному земельному участку или по конкретному правообладателю.
     
     Если поступившие в налоговые органы сведения из Роснедвижимости и сведения от органов местного самоуправления не совпадают, налоговые органы обращаются в органы местного самоуправления с просьбой провести сверку с органами Роснедвижимости и внести изменения в земельный кадастр.
     
     При этом по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января календарного года доводится до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позд-нее 1 марта этого года.
     
     В этой связи в случае разногласий с налогоплательщиками по вопросу кадастровой оценки земельного участка налоговый орган должен рекомендовать налогоплательщикам обращаться в органы Роснедвижимости.
     
     Для организации взаимодействия налоговых и финансовых органов по представлению установленной информации издан приказ Минфина России N 28н, ФНС России N САЭ-3-10/58 от 25.02.2005 "Об утверждении периодичности, сроков и формы представления информации в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2004 г. N 410", которым установлены структура и формат информации, передаваемой налоговыми и финансовыми органами в электронном виде.
     
     В соответствии со ст. 34.2 НК РФ органы  местного самоуправления, уполномоченные в области финансов, дают письменные разъяснения по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о земельном налоге. В компетенцию финансовых органов по разъяснению применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления входят следующие вопросы:
     
     - применение налоговых ставок;
     
     - порядок и сроки уплаты налога;
     
     - применение дополнительных налоговых льгот, установленных нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
     
     При выявлении фактических земельных участков, по которым собственники, землепользователи, землевладельцы не установлены, проводится сверка с базой данных, которая была сформирована в налоговых органах.