Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налог на добычу полезных ископаемых


Налог на добычу полезных ископаемых*1

     _____
     *1 Окончание. Начало см.: Налоговый вестник. - 2007. - N 3. - с. 42.
          
Е.В. Грызлова,
главный специалист - эксперт Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

7. Оценка стоимости добытого полезного ископаемого

     
     Оценка стоимости добытого полезного ископаемого осуществляется посредством двух величин: количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого и стоимости единицы добытого полезного ископаемого.
     
     В соответствии с нормами ст. 340 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) стоимость единицы добытого полезного ископаемого может быть получена одним из трех методов:
     
     1) исходя из цен реализации без учета государственных субвенций, компенсирующих разницу между оптовой ценой и расчетной стоимостью;
     
     2) исходя из цен реализации;
     
     3) исходя из расчетной стоимости.
     
     Первые два метода оценки зависят от цены реализации. Третий метод оценки предполагает определение расходов налогоплательщика, связанных с добычей полезных ископаемых.
     
     Сам налогоплательщик не может выбрать один из вышеуказанных методов для расчета и последующего определения налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Если в отношении какого-либо полезного ископаемого в налоговом периоде имел факт реализации хотя бы одного процента продукции, добытой в налоговом периоде или в предыдущем налоговом периоде, оценка всего добытого полезного ископаемого производится в данном налоговом периоде по ценам реализации. И только при полном отсутствии реализации в конкретном месяце оценка стоимости добытой продукции производится расчетным способом. Данная норма должна учитываться организациями, которые имеют разветвленную сеть обособленных подразделений.
     
     Пример.
     
     Реализацию строительного песка осуществляет только одно обособленное подразделение дорожно-строительной организации, а остальные подразделения используют песок для строительства дорог. НДПИ исчисляется в данном случае по ценам реализации в отношении всего песка, добытого в целом организацией.
     
     Для определения стоимости единицы добытого полезного ископаемого исходя из цен реализации выручка от реализации (без НДС и расходов, указанных ниже) налогового периода должна быть разделена на количество полезного ископаемого, реализованного в этом налоговом периоде. Если в конкретном налоговом периоде реализация не имела места, для расчета принимаются цены реализации предшествующего налогового периода.
     
     При определении выручки учитываются все сделки налогоплательщика по реализации добытых полезных ископаемых, по которым цена сделки определялась в данном налоговом периоде. Причем порядок расчета не зависит от того, реализованы полезные ископаемые на внутреннем или на внешнем рынке. Выручка, которая была получена налогоплательщиком в иностранной валюте, подлежит пересчету в валюту Российской Федерации по курсу на дату реализации добытого полезного ископаемого.
     

     Цены реализации добытых полезных ископаемых принимаются к расчету без НДС и акциза. Если цены реализации добытого полезного ископаемого устанавливаются налогоплательщиком с учетом расходов по доставке до получателя, то они уменьшаются на суммы расходов по доставке, к которым в соответствии со ст. 340 НК РФ относятся:
     
     - расходы на уплату таможенных пошлин и сборов при внешнеторговых сделках;
     
     - расходы по доставке (перевозке) добытого полезного ископаемого от склада готовой продукции (узла учета, входа в магистральный трубопровод, пункта отгрузки потребителю или на переработку, границы раздела сетей с получателем и тому подобных условий) до получателя;
     
     - расходы по обязательному страхованию грузов, исчисленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Пример.
     
     Налогоплательщик добыл в налоговом периоде 560 т полезного ископаемого и реализовал за этот же период 630 т полезного ископаемого, добытого в отчетном и предшествующих периодах, на сумму 920 000 руб. (без НДС). Сумма расходов на доставку продукции до потребителя составила 245 000 руб.
     
     Таким образом, стоимость единицы добытого полезного ископаемого составит 1071,43 руб. [(920 000 руб. - 245 000 руб.) : 630 т].
     
     Налоговая база по данному полезному ископаемому (стоимость) будет равна 600 000,8 руб. (560 т х 1071,43 руб.).
     
     Выручка от реализации полезных ископаемых не уменьшается на иные расходы. Примером таких расходов являются расходы по до- ставке добытого полезного ископаемого до склада готовой продукции (до входа в магистральный трубопровод, до пункта отгрузки потребителю или на переработку, до границы раздела сетей с получателем).
     
     Если налогоплательщик осуществляет доставку полезного ископаемого до получателя самостоятельно собственной системой магистральных трубопроводов, выручка от реализации уменьшается на расходы по доставке.
     
     Оценка стоимости производится в отношении каждого полезного ископаемого, добытого налогоплательщиком. При этом используются цены реализации именно этого полезного ископаемого. Так, если организация добывает песок природный строительный, гальку, гравий, то она рассчитывает стоимость каждого из вышеуказанных полезных ископаемых исходя из цены реализации конкретного полезного ископаемого.
     
     Рассмотрим третий метод оценки стоимости добытого полезного ископаемого, который применяется при полном отсутствии реализации этого полезного ископаемого в налоговом периоде.
     

     Расчетная стоимость полезного ископаемого представляет собой сумму расходов на добычу полезных ископаемых, перечень которых приведен в п. 4 ст. 340 НК РФ.
     
     При этом порядок определения расходов, поименованных в этом перечне, аналогичен порядку, установленному главой 25 НК РФ. При определении расчетной стоимости добытых полезных ископаемых не учитываются согласно главе 26 НК РФ расходы, не связанные с добычей.
     
     В соответствии с НК РФ можно выделить три группы расходов:
     
     1) прямые расходы - материальные расходы (п. 1 и 4 ст. 254 НК РФ), расходы на оплату труда (ст. 255 НК РФ), амортизация (ст. 258-259 НК РФ) и суммы единого социального налога (ст. 264 НК РФ). Эти расходы, произведенные налогоплательщиком в течение налогового периода, распределяются между добытым полезным ископаемым и остатками незавершенного производства на конец налогового периода;
     
     2) косвенные расходы, относящиеся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым, - материальные расходы (все пункты ст. 254 НК РФ, кроме п. 1 и 4), расходы на ремонт основных средств (ст. 260 НК РФ), расходы на освоение природных ресурсов (ст. 261 НК РФ), прочие расходы (ст. 264 НК РФ). Все косвенные расходы, относящиеся к добытым полезным ископаемым, в полном объеме включаются в расчетную стоимость этих ископаемых;
     
     3) сумма косвенных расходов, относящихся как к добыче полезных ископаемых, так и к другим видам деятельности. Помимо вышеперечисленных затрат к таким расходам могут быть отнесены расходы на научно-исследовательские и (или) опытно-конструкторские разработки (ст. 262 НК РФ) и расходы, связанные с реализацией имущества (ст. 268 НК РФ). Эти расходы должны быть распределены между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов.
     
     Сумма вышеуказанных расходов позволяет определить расходы по добыче всех полезных ископаемых. Для установления расчетной стоимости отдельного полезного ископаемого из общей суммы расходов выделяется часть расходов, приходящаяся на количество этого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых.
     
     Пример.
     

     ООО осуществляет добычу известняка (30 т) и песка (12 т). Реализация песка в налоговом периоде не производилась.
     
     Остаток незавершенного производства на начало налогового периода - 3000 руб., а на конец - 6000 руб.
     
     Расходы на оплату работ производственного характера по добыче полезных ископаемых, выполняемых сторонними организациями, - 4800 руб.
     
     Расходы на оплату труда работников, занятых при добыче полезных ископаемых, а также сумма единого социального налога, начисленного на вышеуказанные суммы расходов, - 9300 руб.
     
     Суммы начисленной амортизации по амортизируемому имуществу, используемому при добыче полезных ископаемых, - 1600 руб.
     
     Расходы на ремонт основных средств, используемых при добыче полезных ископаемых, - 3000 руб.
     
     Расходы на освоение природных ресурсов - 1400 руб.
     
     Расходы на управление организацией - 5500 руб.
     
     Общая сумма прямых расходов, включая иные виды деятельности, - 14 000 руб.
     
     Прямые расходы по добыче полезных ископаемых (извест- няка и песка) составляют 10 900 руб. (9300 руб. + 1600 руб.).
     
     Сумма прямых расходов, относящаяся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым, с учетом остатков незавершенного производства - 7900 руб. (10 900 руб. + 3000 руб. - 6000 руб.).
     
     Сумма косвенных расходов, относящаяся к добытым полезным ископаемым, - 9200 руб. (4800 руб. + 3000 руб. + 1400 руб.).
     
     Косвенные расходы (расходы на управление организацией), связанные как с добычей полезных ископаемых, так и с другими видами деятельности, составляют 5500 руб.
     
     Доля косвенных расходов, приходящаяся на добытые в налоговом периоде полезные ископаемые, - 4282,14 руб. [5500 руб. х (10 900 руб. : 14 000 руб.)].
     
     Общая сумма косвенных расходов, приходящаяся на добытые полезные ископаемые, - 13 482,14 руб. (9200 руб. + 4282,14руб.).
     
     Общая сумма расходов по добыче полезных ископаемых (прямых и косвенных) - 21 382,14 руб. (7900 руб. + 13 482,14 руб.).
     
     Доля добытого песка в общем количестве добытых полезных ископаемых - 0,2857 [12 т : (30 т + 12 т)].
     

     Сумма расходов по добыче песка и его расчетная стоимость - 6108,88 руб. (21 382,14 руб. х 0,2857).
     
     Пункты 5 и 6 ст. 340 НК РФ устанавливают особый порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней. Стоимость единицы концентрата, содержащего драгоценные металлы, определяется как произведение двух элементов. Первым элементом является стоимость единицы реализованного химически чистого металла, которая определяется как результат деления выручки от реализации за налоговый период химически чистого драгоценного металла на количество реализованного металла. Выручка принимается к расчету без НДС, а также за вычетом расходов по аффинажу драгоценных металлов и расходов по до- ставке аффинированного металла до покупателя. При отсутствии в налоговом периоде реализации химически чистого драгоценного металла для расчета НДПИ принимаются цены, которые сложились в ближайшем из предыдущих налоговых периодов.
     
     Вторым элементом является доля содержания драгоценного металла в добытом полезном ископаемом (концентрате, ином полупродукте). Этот показатель устанавливается налогоплательщиком самостоятельно.
     
     Пример.
     
     Организация добыла в налоговом периоде 1500 г золотосодержащего полупродукта, в котором, по данным лаборатории организации, содержится 1350 г химически чистого золота. В налоговом периоде аффинированное золото реализовано в количестве 1480 г на сумму 510 600 руб. (без НДС), расходы на аффинаж составили 15 000 руб., расходы на доставку золота до покупателя - 5000 руб.
     
     Стоимость единицы химически чистого металла, используемая в целях налогообложения, равна 331,48 руб. за 1 грамм [(510 600 руб. - 15 000 руб. - 5000 руб.) : 1480 г].
     
     Доля содержания химически чистого металла в добытом полезном ископаемом (полупродукте) составляет 0,9 (1350 г : 1500 г).
     
     Стоимость единицы добытого полезного ископаемого с учетом доли содержания золота в концентрате - 298,33 руб. (331,48 руб. х 0,9).
     
     Налоговая база (стоимость концентрата золотосодержащего) составит 447 495 руб. (298,33 руб. х 1500 г).
     
     Особенность оценки стоимости драгоценных камней заключается в том, что если по проведенной первичной классификации камней они были отнесены к определенному классу, то оценка стоимости добытого полезного ископаемого осуществляется исходя из цен реализации камней данного класса в этом налоговом периоде. Если же по результатам первичной классификации драгоценных камней они не отнесены к определенному классу, а проводится их индивидуальная первичная оценка, то вышеуказанная оценка применяется при определении стоимости этого вида полезных ископаемых.
     
     Оценка стоимости добытых уникальных самородков драгоценных металлов, не подлежащих переработке, и уникальных драгоценных камней производится в порядке, предусмотренном для других полезных ископаемых. Это означает, что они оцениваются по ценам реализации без учета НДС с уменьшением цен реализации на суммы расходов налогоплательщика по их доставке до получателя.


8. Налоговый период

     
     Согласно ст. 341 НК РФ налоговым периодом по НДПИ является календарный месяц. Именно за отдельно взятый месяц налогоплательщик должен определить налоговую базу и рассчитать сумму налога. Нарастающим итогом определение налогового обязательства не производится.
     

9. Налоговые ставки

     
     Статьей 342 НК РФ установлено три типа налоговых ставок:
     
     - ставка 0% (0 руб.);
     
     - адвалорные (пропорциональные) ставки;
     
     - специфическая ставка (по природному газу). Специфическая ставка (по нефти) установлена также Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации" (далее - Закон N 126-ФЗ).
     
     НК РФ предусматривает ряд оснований, по которым налогоплательщик вправе применять налоговую ставку 0%. Поэтому налогоплательщик должен раздельно учитывать количество полезных ископаемых, облагаемых по различным ставкам. К полезным ископаемым, добыча которых облагается НДПИ по ставке 0%, относятся:
     
     - полезные ископаемые в пределах величины нормативных потерь. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 N 921 обязанности по утверждению нормативов потерь твердых полезных ископаемых возложены на МПР России. Предварительно эти нормативы должны быть согласованы с Ростехнадзором. Об утвержденной величине нормативов потерь МПР России сообщает в 10-дневный срок в ФНС России, а ФНС России доводит, в свою очередь, эту информацию до нижестоящих налоговых органов.
     
     В настоящее время Минфин России согласовал представленный Ростехнадзором проект постановления Правительства РФ "Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения", в соответствии с которым признается утратившим силу постановление Правительства РФ от 29.12.2001 N 921. Согласно проекту вышеуказанных Правил нормативы потерь будут ежегодно разрабатываться пользователем недр и утверждаться Ростехнадзором в составе годовых планов (годовых программ) развития горных работ.  В 30-дневный срок с даты представления недропользователем годовых планов (годовых программ) развития горных работ Ростехнадзор будет утверждать их или направлять недропользователю предложения по корректировке представленных материалов.
     
     В части углеводородного сырья действует аналогичная схема с тем отличием, что решение по величине нормативов принимается в настоящее время Минпромэнерго России по согласованию с МПР России и Ростехнадзором;
     

     - попутный газ;
     
     - подземные промышленные воды, которые извлекаются в связи с разработкой других видов полезных ископаемых и при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;
     
     - полезные ископаемые из некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых. Решение об отнесении запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам принимается Роснедра (ранее эти функции осуществлялись МПР России) на основании постановления Правительства РФ от 26.12.2001 N 899. Данная норма не распространяется на случаи ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения. В отношении месторождений углеводородного сырья необходимо дополнительное согласование с Минпромэнерго России. О принятом решении по отнесению запасов полезных ископаемых к некондиционным Роснедра извещают ФНС России в 10-дневный срок со дня принятия решения;
     
     - полезные ископаемые, которые остаются во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств в связи с отсутствием в Российской Федерации промышленной технологии их извлечения;
     
     - полезные ископаемые, которые добыты из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах. Согласно постановлению Правительства РФ от 26.12.2001 N 899 вышеуказанные нормативы утверждаются в составе проектной документации.
     
     По мнению финансовых и налоговых органов, собственно образование отходов при разработке месторождения полезного ископаемого не дает оснований для применения налогоплательщиками налоговой ставки 0% (кроме случая отсутствия в Российской Федерации технологии извлечения полезных ископаемых из отходов). При этом количество полезного ископаемого, остающегося в отходах, подлежит налогообложению в общеустановленном порядке. В случае же добычи полезных ископаемых из собственных отвалов или отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке, вышеуказанные полезные ископаемые не признаются согласно подпункту 4 п. 2 ст. 336 НК РФ объектом налогообложения и налоговая ставка 0% к ним не применяется. Таким образом, применение налогоплательщиком налоговой ставки 0% возможно только при добыче полезных ископаемых из отходов добывающего производства, образовавшихся в результате деятельности других лиц. В настоящее время протоколами Роснедра утверждаются нормативы содержания полезного ископаемого в отходах перерабатывающего производства применительно к содержанию данного полезного ископаемого в перерабатываемой руде (золото) или применительно к объемам переработки других полезных ископаемых. В вышеуказанных протоколах Роснедра отсутствует информация о содержании полезных ископаемых в отходах, необходимая для применения налоговой ставки 0%. В то же время оспаривать методику определения Роснедра нормативов содержания не представляется возможным. В связи с этим если налогоплательщики не осуществляют добычу полезных ископаемых из отходов, налоговая ставка 0% применяться не может, но образование отходов при разработке месторождений полезных ископаемых дает основание для применения налоговой ставки 0% в случае отсутствия в Российской Федерации технологии извлечения полезных ископаемых из отходов;
     
     - минеральные воды, используемые налогоплательщиком исключительно в лечебных и курортных целях без их непосредственной реализации;
     

     - подземные воды, которые используются исключительно в сельскохозяйственных целях.
     
     Если в налоговой декларации по НДПИ налогоплательщик впервые указывает количество полезного ископаемого, облагаемого по налоговой ставке 0%, к декларации прилагаются документы, подтверждающие правомерность применения этой ставки, в том числе решения об отнесении запасов полезных ископаемых к некондиционным, об утверждении нормативов содержания полезных ископаемых в отходах и т.д.
     
     Адвалорные (пропорциональные) и специфические налоговые ставки установлены в основном по видам полезных ископаемых и по отдельным полезным ископаемым.
     
     В то же время по отдельным полезным ископаемым налоговые ставки дифференцированы в зависимости от того, в каком соединении находится основной элемент в добытом полезном ископаемом. Так, налоговая ставка 8% установлена в отношении кондиционных руд цветных металлов, за исключением сырья алюминия - нефелинов и бокситов, облагаемых НДПИ по ставке 5,5%. Другое сырье алюминия (например, алунит) облагается НДПИ по ставке 8%.
     
     Для концентратов и иных полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, установлена налоговая ставка 6,5%, кроме золота, облагаемого НДПИ по ставке 6%. По такой же налоговой ставке (6,5%) облагаются драгоценные металлы, являющиеся полезными компонентами многокомпонентных комплексных руд. К стоимости иных полезных компонентов, а также собственно многокомпонентных комплексных руд при их признании объектами налогообложения применяется налоговая ставка 8%.
     
     До 1 января 2007 года порядок определения налоговой ставки по нефти был установлен ст. 5 Закона N 126-ФЗ.
     
     До 1 января 2004 года налоговая ставка при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений составляла согласно ст. 5 Закона N 126-ФЗ 340 руб. за 1 тонну.
     
     Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" базовая ставка НДПИ при добыче нефти была увеличена с 340 руб. до 347 руб. за 1 тонну. Срок действия вышеуказанной специфической ставки продлевался по 31 декабря 2006 года.
     
     В данный период налоговая база при добыче нефти определялась как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.
     

     С 1 января 2004 года Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ была установлена адвалорная ставка НДПИ при добыче газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья в размере 17,5%.
     
     В связи с установлением с 1 января 2004 года адвалорной ставки НДПИ при добыче газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений с вышеуказанного периода для данного вида продукции установлен общий порядок определения налоговой базы в соответствии со ст. 338 НК РФ.
     
     Федеральным законом от 18.08.2004 N 102-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Закон N 102-ФЗ) с 1 января 2005 года базовая ставка НДПИ при добыче нефти была увеличена с 347 руб. до 419 руб. за 1 тонну.
     
     Налоговая ставка корректировалась на коэффициент Кц, характеризующий динамику мировых цен на нефть, который определяется согласно следующей формуле:
   

Кц = (Ц - 9) х Р : 261,

     
     где Ц - средний за налоговый период уровень цен сор-  та нефти "Юралс" в долларах США за баррель;
     
     Р - среднее значение за налоговый период курса   доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Банком России.
     
     Коэффициент Кц рассчитывается с точностью до четвертого знака после запятой.
     
     Средний уровень цен нефти сорта "Юралс" представляет собой результат деления величины средних арифметических цен покупки и продажи на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за все дни торгов на количество дней торгов. Информация о средней месячной цене ежемесячно публикуется в срок не позднее 15-го числа следующего месяца в "Российской газете". За публикацию этих данных отвечает Минэкономразвития России. При отсутствии информации об уровне цен в официальных источниках средний уровень цен сорта нефти "Юралс" налогоплательщик определяет самостоятельно.
     
     Среднее значение курса доллара США к рублю Российской Федерации устанавливается как среднеарифметическое значение за все календарные дни соответствующего налогового периода.
     
     ФНС России осуществляет публикацию ставок налога на добычу нефти.
     
     Порядок определения налоговой базы при добыче нефти был установлен на период до 31 декабря 2006 года. Поэтому при добыче нефти с 1 января 2007 года должна применяться адвалорная налоговая ставка 16,5% от стоимости нефти.
     
     Такой налоговый механизм, использующий "плоскую" ставку НДПИ, приводит, по мнению некоторых хозяйствующих субъектов, к неравным условиям для компаний, разрабатывающих "старые" месторождения, и компаний, имеющих множество лицензий и доступ к лучшим месторождениям, что создает конкурентные преимущества для ряда компаний и негативно влияет на экономическую эффективность разработки месторождений со сложными природно-геологическими условиями.
     
     Особенно было заметно различие в затратах на добычу нефти на месторождениях, находящихся на заключительных стадиях разработки.
     
     Месторождения с выработанностью запасов более 80% характеризуются низкими дебитами, высокой обводненностью продукции, что приводит к существенному возрастанию эксплуатационных затрат на добычу нефти.
     
     Добыча нефти из низкодебитных месторождений осуществляется в настоящее время за счет средств, получаемых от реализации нефти, добытой из высокоэффективных скважин, и от экспортной реализации.
     

     Для совершенствования налогообложения доходов от добычи нефти с целью создания равноконкурентных и справедливых условий деятельности нефтедобывающих предприятий и обеспечения рационального недропользования было предложено ввести к действующим ставкам НДПИ поправочные коэффициенты, учитывающие качество месторождения, степень выработанности месторождения, его расположение, наличие инфраструктуры и другие факторы. Именно на четком установлении факторов, влияющих на размер природной ренты и на рентабельность месторождения, и определении подходов к измерению степени их воздействия на экономическую эффективность разработки месторождений основывалось построение модели дифференцированного обложения НДПИ.
     
     Дифференцированные ставки НДПИ должны обеспечивать:
     
     - простое, прозрачное администрирование начисления и уплаты налога;
     
     - максимальную полноту учета горно-геологических, экономико-географических и этапных (по стадиям разработки месторождений) характеристик, а также физических и химических характеристик добываемой нефти, оказывающих влияние на уровень текущих и инвестиционных затрат, связанных с добычей и реализацией нефти;
     
     - максимальный технологически возможный и экономически оправданный уровень отбора нефти на месторождениях;
     
     - проведение геолого-разведочных работ за счет собственных средств нефтедобывающих организаций;
     
     - ввод в разработку новых нефтяных месторождений и новых нефтедобывающих регионов.
     
     Результатом работы заинтересованных министерств и ведомств стало принятие Федерального закона от 27.07.2006 N 151-ФЗ  "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 151-ФЗ), который направлен на решение первоочередных проблем развития нефтедобывающей отрасли, в частности на преодоление снижения темпов добычи нефти на выработанных месторождениях и на создание стимулов к освоению новых месторождений.
     
     В целях создания стимулов для активной разработки новых месторождений установлена ставка НДПИ 0% по нефти при освоении новых месторождений и применяется механизм (формула) определения понижающего коэффициента к НДПИ при разработке месторождений со степенью выработанности выше 80%.
     

     Так, налоговая ставка 419 руб. за 1 тонну добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), и на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв), который определяется в случае, если степень выработанности запасов конкретного участка недр, устанавливаемая с использованием прямого метода учета количества добытой нефти на конкретном участке недр, больше или равна 0,8 и меньше или равна 1 согласно следующей формуле:
     


     
     где N - сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) по   данным государственного баланса запасов полезных ископаемых за календарный год, предшествующий   налоговому периоду, в котором происходит применение коэффициента Кв;
     
     V - начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста   и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче) и   определяемые как сумма запасов категорий А, В, и по конкретному участку недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 года.
     
     Если степень выработанности запасов участка недр, определяемая с использованием прямого метода учета количества добытой нефти на конкретном участке недр, превышает 1, коэффициент Кв принимается равным 0,3.
     
     В иных случаях коэффициент Кв принимается равным 1.
     
     При этом степень выработанности запасов участка недр (Св) должна рассчитываться налогоплательщиком самостоятельно на основании данных утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых за календарный год, предшествующий налоговому периоду, в котором происходит применение коэффициента Кв, как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) (N) на начальные извлекаемые запасы нефти (V). При этом начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче), определяются как сумма запасов категорий А, В, и по конкретному участку недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 года.
     
     Рассчитанный в вышеуказанном порядке Кв округляется до 4-го знака в соответствии с действующим порядком округления.
     
     Для новых месторождений предусматривается установление ставки НДПИ 0% по нефти при условии достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн т на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает 10 лет или равен 10 годам для лицензии на право пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых и не превышает 15 лет или равен 15 годам для лицензии на право пользования недрами одновременно для геологического изучения (поиска, разведки) и добычи полезных ископаемых с даты государственной регистрации соответствующей лицензии на пользование недрами, при использовании прямого метода учета количества добытой нефти на конкретных участках недр.
     
     Для участков недр, лицензия на право пользования которыми выдана до 1 января 2007 года и степень выработанности запасов (Св) которых на 1 января 2007 года меньше или равна 0,05, налоговая ставка 0 руб. в отношении количества добытого на конкретном участке недр полезного ископаемого применяется до достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн т на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает 10 лет или равен 10 годам начиная с 1 января 2007 года при использовании прямого метода учета количества добытой нефти на конкретных участках недр.
     

     Кроме того, ставка НДПИ 0% применяется при исчислении НДПИ при добыче сверхвязкой нефти, добываемой из участков недр, содержащих нефть вязкостью более 200 мПа x с (в пластовых условиях), при использовании прямого метода учета количества добытой  нефти на конкретных участках недр.
     
     Предполагается, что нормы, принятые Законом N 151-ФЗ, должны дать максимальный эффект в условиях применения специфической ставки НДПИ, действие которой в соответствии с Законом N 151-ФЗ закреплено на постоянной основе.
     
     Кроме того, ст. 1 Закона N 151-ФЗ подпункт 1 п. 1 ст. 342 НК РФ дополнен абзацем следующего содержания: "В случае, если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов потерь применяются нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, установленном абзацем вторым настоящего подпункта, а по вновь разрабатываемым месторождениям - нормативы потерь, установленные техническим проектом". При этом положения подпункта 1 п. 1 ст. 342 НК РФ (в ред. Закона N 151-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года.
     
     В связи с принятием Закона N 151-ФЗ у налогоплательщиков возникают вопросы, связанные с применением налоговых льгот по НДПИ.
     
     Согласно Закону N 151-ФЗ соответствующие льготы по НДПИ применяются при наличии прямого учета количества добытой нефти на участке недр. В соответствии с п. 2 ст. 339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется прямым методом посредством применения измерительных средств и устройств или косвенным методом [расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье]. Согласно ст. 339 НК РФ при прямом методе требуется использование измерительных средств и устройств в отношении соответствующего количества добытого полезного ископаемого. Косвенный метод состоит в определении количества добытого полезного ископаемого по данным о его содержании в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье. При косвенном методе не учитываются фактические потери полезного ископаемого.
     
     При прямом методе фактические потери учитываются как разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого. При косвенном методе фактические потери включены в расчетные данные содержания полезного ископаемого в минеральном сырье. Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений.
     

     В то же время Законом N 151-ФЗ предусмотрено, что налоговые льготы по НДПИ при добыче нефти на новых месторождениях и месторождениях с выработанностью 80% и более предоставляются только при наличии прямого учета количества добытой нефти, то есть по каждому участку недр, предоставленному налогоплательщику в пользование.
     
     Таким образом, при подготовке нефти, поступающей с разных участков недр, на одном узле (установке) налогоплательщик не имеет права на использование льгот по НДПИ, предоставляемых по конкретным участкам недр.
     
     Одним из рассматриваемых вариантов применения вышеуказанных льгот, по мнению налогоплательщиков, является поочередная по времени подготовка нефти из разных участков недр на одной установке подготовки и поочередное измерение количества нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной с помощью узла коммерческого учета на выходе данной установки подготовки. Для реализации данной схемы подготовки организуются раздельный сбор нефти с различных участков недр, ее раздельное накопление в резервуарах на входе установки подготовки и поочередная подача через автоматизированный узел переключения (синхронизированный с узлом учета) на блок подготовки нефти, на выходе которого организуется измерение количества обезвоженной, обессоленной и стабилизированной нефти отдельно с каждого участка недр. Данный вариант предлагается реализовать на основании проекта, прошедшего метрологическую экспертизу. Процедуру накопления нефти, переключения потоков, подготовки, измерения количества нефти и администрирования учета предлагается описать в регламенте, согласованном с соответствующими надзорными органами. Определение количества нефти предлагается производить на выходе установки подготовки с использованием систем измерения количества и показателей качества нефти, полностью отвечающих требованиям действующей нормативно-технической документации к коммерческому учету нефти. Возможно ли применение данной схемы подготовки и учета для целей применения понижающего коэффициента, характеризующего степень выработанности запасов конкретного участка недр, при расчете НДПИ в соответствии с Законом N 151-ФЗ?
     
     Вышеуказанная схема предполагает процедуру накопления нефти, переключения потоков, подготовки и измерения количества нефти через механизм, установленный в регламенте налогоплательщика и согласованный с соответствующими надзорными органами.
     

     Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 56 НК РФ нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
     
     Законом N 151-ФЗ предусмотрено, что налоговые льготы по НДПИ при добыче нефти на новых месторождения и на месторождениях со степенью выработанности 80% и более предоставляются только при наличии прямого учета количества добытой нефти и, следовательно, при подготовке нефти, поступающей с разных участков недр, на одном узле (установке) налогоплательщик не имеет права на использование льгот по НДПИ, предоставляемых по конкретным участкам недр.
     
     Поскольку согласно нормам главы 26 НК РФ применение коэффициента выработанности возможно только при раздельном учете подготовки добываемой нефти до требований стандарта по конкретным участкам недр, а также принимая во внимание сложившуюся практику подготовки нефти из нескольких месторождений на едином технологическом объекте, вопрос применения данного коэффициента для выработанных месторождений решен законодательно.
     
     Федеральным законом от 30.12.2006 N 268-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в п. 4 ст. 342 НК РФ, согласно которым для нефти, добытой на участках недр, по каждому из которых степень выработанности превышает 0,8, в случае ее подготовки до соответствия требованиям п. 1 ст. 337 настоящего Кодекса на едином технологическом объекте, налогоплательщики имеют право применять максимальное из значений коэффициента Кв для суммарного количества нефти, поступающей на данный технологический объект.
     
     В то же время в соответствии с п. 2 ст. 56 НК РФ налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы по налогообложению либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.
     
     Согласно п. 5 ст. 338 НК РФ в отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке. Соответственно НК РФ допускает возможность определения количества добытой нефти, подлежащей налогообложению по налоговой ставке 0 руб., по всем участкам недр при наличии раздельного учета. В рассматриваемом случае в этих целях будет применяться прямой метод.
     
     Что касается метода определения количества добытого ископаемого в случае разработки налогоплательщиком нескольких участков недр и подготовки извлекаемой нефти на едином пункте сбора, то измерение количества товарной нефти (обезвоженной, обессоленной и стабилизированной), добытой на участке недр, в этом случае не производится, в связи с чем должны использоваться данные о ее содержании в общем количестве товарной нефти. Кроме того, в процессе подготовки нефти происходят потери полезного ископаемого.
     

     В целях применения налоговых льгот, установленных подпунктами 8 и 9 п. 1 и п. 4 ст. 342 НК РФ (в ред. Закона N 151-ФЗ), используется понятие "участок недр".
     
     Согласно ст. 7 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" участок недр предоставляется пользователю в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых в виде горного отвода - геометризованного блока недр. При этом на основании ст. 12 вышеуказанного Закона РФ в лицензии на право пользования недрами отражаются пространственные границы (топографический план) участка недр, предоставляемого в пользование.
     
     Таким образом, для целей главы 26 НК РФ участок недр принимается в виде геометризованного блока, определенного конкретной лицензией.
     
     В соответствии со ст. 1 Закона N 151-ФЗ степень выработанности запасов (Св) конкретного участка недр рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно на основании данных утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых за календарный год, предшествующий налоговому периоду.
     
     Федеральным законом от 30.12.2006 N 268-ФЗ внесены изменения в части определения степени выработанности запасов (Св) конкретного участка недр. Так, с 1 января 2007 года Св рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно на основании данных утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых в соответствии с п. 4 ст. 342 НК РФ.
     
     Определение степени выработанности запасов должно производиться по всему участку недр в целом, пространственные границы которого указаны в лицензии на право пользования недрами, а не по отдельным объектам разработки - пластам, залежам, горизонтам или месторождениям соответствующего участка.
     
     В связи со вступлением в силу Закона N 151-ФЗ возможно внесение в учетную политику изменений, уточняющих, в отношении каких участков недр и для каких целей (для применения налоговой ставки 0 руб. по какому-либо из оснований или понижающего коэффициента) применяется прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого.
     
     По вопросу о применении налоговой ставки 0% при добыче сверхвязкой нефти читателям необходимо иметь в виду следующее.
     

     В соответствии с подпунктом 9 п. 1 ст. 342 НК РФ налоговая ставка 0% применяется при добыче сверхвязкой нефти из участков недр, содержащих нефть вязкостью более 200 мПа x с (в пластовых условиях), при использовании прямого метода учета количества добытой нефти на конкретных участках недр.
     
     Таким образом, НК РФ установлена необходимость определения показателя вязкости нефти в пластовых условиях, то есть по конкретным пластам. В связи с этим при условии использования прямого учета количества добытой нефти налоговая ставка 0% по вышеуказанному основанию применяется по отношению к конкретным пластам нефти. Определение вязкости нефти по всем пластам участка недр НК РФ не предусмотрено.
     
     Что касается применения налоговой ставки 0% в части нормативных потерь, то согласно подпункту 1 п. 1 ст. 342 НК РФ при добыче полезных ископаемых в части их нормативных потерь налогообложение производится по налоговой ставке 0% (0 руб. в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется в соответствии со ст. 338 настоящего Кодекса как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении).
     
     При этом нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством РФ.
     
     Абзацем третьим подпункта 1 п. 1 ст. 342 НК РФ (в ред. Закона N 151-ФЗ) установлено, что если на момент наступления срока уплаты НДПИ по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, то впредь до утверждения вышеуказанных нормативов потерь применяются нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, определяемом Правительством РФ, а по вновь разрабатываемым месторождениям - нормативы потерь, установленные техническим проектом.
     
     В этой связи законодательство не предусматривает перерасчет НДПИ в случае утверждения нормативов потерь, имеющих отличие (в ту или иную сторону) от предыдущих.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона N 151-ФЗ настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2007 года. При этом согласно п. 2 ст. 3 Закона N 151-ФЗ положения подпункта 1 п. 1 ст. 342 НК РФ (с учетом внесенных изменений) распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года.
     

     Таким образом, с 1 января 2007 года в случае, если на момент наступления срока уплаты НДПИ по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения вышеуказанных нормативов потерь применяются нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 N 921. Учитывая, что данное положение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года, при отсутствии утвержденных на 2006 и 2007 годы нормативов потерь, налогоплательщик вправе впредь до их утверждения при исчислении НДПИ применять нормативы потерь последние из утвержденных в установленном порядке, а по вновь разрабатываемым месторождениям - нормативы потерь, установленные техническим проектом.
     
     С 1 января 2005 года ставка НДПИ при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья увеличена в соответствии со ст. 1 Закона N 102-ФЗ со 107 руб. до 135 руб. за 1000 куб.м газа, а с 1 января 2006 года согласно Федеральному закону от 21.07.2005 N 107-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" - до 147 руб. за 1000 куб.м газа.
     
     Пункт 2 ст. 342 НК РФ предусматривает также возможность уплаты налога с понижающим коэффициентом 0,7 при одновременном соблюдении следующих условий:
     
     - осуществление налогоплательщиком за счет собственных средств поиска и разведки разрабатываемых месторождений полезных ископаемых или полное возмещение всех расходов государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых;
     
     - наличие освобождения по состоянию на 1 июля 2001 года в соответствии с федеральными законами от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в отношении соответствующих месторождений полезных ископаемых.


10. Порядок исчисления и уплаты НДПИ

     
     В соответствии со ст. 343 НК РФ сумма НДПИ исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому полезному ископаемому, добытому в этом периоде, в том числе по попутным компонентам. НДПИ исчисляется перемножением двух показателей - налоговой базы и налоговой ставки, в том числе и нулевой. При наличии права на применение понижающего коэффициента 0,7 полученный результат дополнительно умножается на этот коэффициент.
     
     НДПИ исчисляется в отношении всех полезных ископаемых, которые:
     
     - добыты из недр (отходов, потерь) в соответствующем налоговом периоде, то есть в отношении которых завершен весь комплекс технологических операций, предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых. Кроме того, полезные ископаемые должны быть доставлены до склада готовой продукции;
     
     - заключены в минеральном сырье, добытом из недр и реализованном (использованном на собственные нужды) в налоговом периоде.
     
     Уплата НДПИ производится по месту нахождения каждого участка недр. Напомним, что место нахождения участка недр определяется как территория субъекта Российской Федерации. Поэтому при нахождении участков недр на территории одного субъекта Российской Федерации организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие добычу полезных ископаемых, могут уплатить налог по месту постановки на налоговый учет в качестве налогоплательщика, то есть по месту нахождения (месту жительства). Если участки недр находятся на территориях разных субъектов Российской Федерации, то НДПИ уплачивается по месту нахождения каждого участка пропорционально доле полезного ископаемого, добытого в каждом субъекте Российской Федерации.
     
     Пример.
     
     Организация добывает подземную минеральную воду на двух участках недр, находящихся в разных субъектах Российской Федерации.
     
     В налоговом периоде на участках недр добыто 270 тыс. куб.м и 560 тыс. куб.м воды соответственно. Цена реализации 1 тыс. куб.м воды в данном налоговом периоде составила 50 руб. (без НДС).
     
     Таким образом, общее количество полезного ископаемого, добытого налогоплательщиком, составляет 830 тыс. куб.м (270 тыс. куб.м + 560 тыс. куб.м). Доля полезного ископаемого, добытого на территории первого субъекта Российской Федерации, в общем количестве составляет 0,325 (270 тыс. куб.м : 830 тыс. куб.м), на территории второго субъекта Российской Федерации - 0,675 (560 тыс. куб.м : 830 тыс. куб.м).
     

     Исчисление НДПИ производится исходя из общего количества воды - 830 тыс. куб.м. Налоговая база составит 41 500 руб. (830 тыс. куб.м х 50 руб.), и при налоговой ставке 7,5% сумма НДПИ будет равна 3112,5 руб.
     
     Из общей суммы налога в первом субъекте Российской Федерации подлежат уплате 1011,56 руб. (3112,5 руб. х 0,325), во втором - 2100,94 руб. (3112,5 руб. х 0,675).
     
     При добыче полезных ископаемых за пределами территории Российской Федерации сумма НДПИ уплачивается налогоплательщиком по месту нахождения (месту жительства).
     
     Уплата НДПИ осуществляется раздельно по каждому полезному ископаемому, в отношении которого за данный налоговый период исчислен налог. Согласно ст. 344 НК РФ предельный срок уплаты НДПИ - 25-е число месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
     
     На практике часто возникает ситуация, при которой участок недр, предоставленный налогоплательщику в пользование, располагается на территории нескольких поселений, при этом в лицензии на право пользования недрами указывается информация только о муниципальных районах.
     В этом случае вменение налогоплательщику в обязанность исчислять и уплачивать НДПИ по поселениям не относится к сфере налоговых правоотношений и противоречит нормам законодательства о налогах и сборах (ст. 21, 23 НК РФ) и нормам главы 26 Кодекса. Перераспределение средств, поступающих от НДПИ, по поселениям должно осуществляться органами федерального казначейства с учетом нормативов отчислений, установленных законами субъектов Российской Федерации.
     
     Порядок зачисления НДПИ зависит от вида полезного ископаемого.
     
     По общераспространенным полезным ископаемым НДПИ зачисляется полностью в бюджеты субъектов Российской Федерации.
     
     По остальным твердым полезным ископаемым поступления делятся между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации в соотношении 40 и 60%.
     
     По нефти поступления делятся между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации в соотношении 95 и 5%, а по газу 100% поступлений зачисляется в федеральный бюджет.


11. Налоговая декларация

     
     Правила представления налоговой декларации по НДПИ установлены ст. 345 НК РФ. Первая налоговая декларация по НДПИ должна представляться за тот налоговый период, в котором была начата добыча полезных ископаемых по конкретной лицензии.