Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на доходы физических лиц


О налоге на доходы физических лиц


Т.В. Воронова

Уточнение налогового статуса физических лиц в целях применения ставки 13 или 30%

     
     В июле 2006 года бухгалтерия российской организации пересчитала иностранным работникам организации налог на доходы физических лиц, начисленный с начала года по ставке 13%; в результате образовалась переплата налога в бюджет. Можно ли на основании письменных заявлений работников произвести им возврат излишне удержанного налога в 2006 году, уменьшив сумму перечисляемого в бюджет налога на доходы физических лиц, исчисленного и удержанного со всех работников организации, так как уплата этого налога за счет средств налогового агента не допускается?
     
     Согласно ст. 231 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога на доходы физических лиц подлежат возврату налоговым агентом по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления.
     
     В соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты вышеуказанной суммы.
     
     Для осуществления данного возврата налоговый агент вправе уменьшить текущие платежи в бюджет по налогу на доходы физических лиц на сумму налога, подлежащую возврату налогоплательщикам, либо в соответствии с положениями ст. 78 НК РФ обратиться в налоговый орган с письменным заявлением о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы налога.
     
     При осуществлении возврата налога путем уменьшения текущих платежей в бюджет читателям журнала необходимо учитывать, что налог с доходов, полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, уплачивается по коду бюджетной классификации 182 1 01 02030 01 0000 110 "Налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации", тогда как налог с доходов, облагаемых по налоговой ставке в размере 13%, - по коду бюджетной классификации 182 1 01 02021 01 0000 110 "Налог на доходы физических лиц с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением доходов, полученных физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и других лиц, занимающихся частной практикой".


Возможность компенсации физическому лицу затрат на лечение за счет налога на доходы физических лиц

     
     В соответствии со ст. 219 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение социальных налоговых вычетов в части расходов на лечение при исчислении налога на доходы физических лиц.
     
     Согласно подпункту 3 п. 1 ст. 219 НК РФ при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, подлежащей налогообложению по ставке 13%, налогоплательщик имеет право на получение социальных налоговых вычетов в сумме, уплаченной им в налоговом периоде (календарном году) за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями Российской Федерации, а также в сумме, уплаченной за услуги по лечению супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях Российской Федерации (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством РФ), а также в размере стоимости медикаментов (согласно перечню лекарственных средств, утверждаемому Правительством РФ), которые назначены им лечащим врачом и приобретаются налогоплательщиками за счет собственных средств.
     
     Вышеуказанный социальный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику, если оплата лечения и приобретенных медикаментов не была произведена организацией за счет средств работодателей.
     
     Перечень медицинских услуг и перечень лекарственных средств, суммы оплаты которых учитываются при определении суммы социального налогового вычета, утверждены постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 201.
     
     Вычет сумм оплаты стоимости лечения предоставляется налогоплательщику, если лечение производится в медицинских учреждениях, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на лечение и приобретение медикаментов.
     
     Согласно п. 2 ст. 219 НК РФ социальные налоговые вычеты предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче им налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода. Общая сумма вышеуказанного социального налогового вычета по доходам за 2006 год не может превышать 38 000 руб. С 2007 года размер данного социального вычета увеличен Федеральным законом от 27.07.2006 N 144-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части создания благоприятных условий налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также внесения других изменений, направленных на повышение эффективности налоговой системы" до 50 000 руб. за налоговый период.
     
     По дорогостоящим видам лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации сумма налогового вычета принимается в размере фактически произведенных расходов. Перечень дорогостоящих видов лечения утвержден постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 201. Общий размер вычета не может превышать сумму полученного в налоговом периоде дохода, подлежащего налогообложению по налоговой ставке 13%.
     

     При этом читателям журнала следует иметь в виду, что возврату из бюджета подлежит не сумма в размере предоставленного социального вычета, а только соответствующая ему излишне уплаченная в бюджет сумма налога на доходы физических лиц (13%), образовавшаяся в результате уменьшения налогооблагаемого дохода.


Налогообложение выплат по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам добровольного имущественного страхования

     
     Вправе ли негосударственный пенсионный фонд при исчислении налога на доходы физических лиц уменьшить налоговую базу на сумму пенсионных взносов, с которых физическими лицами налог был уплачен в период до 1 января 2005 года, при выплатах физическим лицам негосударственных пенсий либо выкупных сумм при расторжении договоров негосударственного пенсионного обеспечения?
     
     Пунктом 3 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2004 N 204-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" часть вторая НК РФ дополнена ст. 213.1 "Особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами".
     
     В соответствии с п. 2 ст. 213.1 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются суммы пенсий, выплачиваемые физическим лицам по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами.
     
     Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2004 N 204-ФЗ положения п. 2 ст. 213.1 НК РФ распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.
     
     Таким образом, с 1 января 2005 года суммы выплачиваемых негосударственными пенсионными фондами пенсий подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по налоговой ставке 13% независимо от даты возникновения гражданско-правовых отношений по негосударственному пенсионному обеспечению.
     
     Что касается вычета сумм взносов по негосударственному пенсионному обеспечению при определении налоговой базы, то такая возможность предусмотрена в абзаце четвертом п. 2 ст. 213.1 НК РФ только для случаев получения физическим лицом выкупных сумм при досрочном расторжении вышеуказанных договоров при условии, что суммы взносов вносились самим физическим лицом в свою пользу.
     
     Подлежат ли обложению налогом на доходы физических лиц денежные средства в виде страхового возмещения, полученные налогоплательщиком по договору страхования транспортного средства, заключенного со страховой компанией, в случае угона транспортного средства?
     
     Согласно п. 4 ст. 213 НК РФ по договору добровольного имущественного страхования [включая страхование гражданской ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц и (или) страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств] при наступлении страхового случая доход налогоплательщика, подлежащий налогообложению, определяется в случаях:
     
     - гибели или уничтожения застрахованного имущества (имущества третьих лиц) как разница между полученной страховой выплатой и рыночной стоимостью застрахованного имущества на дату заключения вышеуказанного договора (на дату наступления страхового случая - по договору страхования гражданской ответственности), увеличенной на сумму уплаченных страховых взносов по страхованию этого имущества;
     
     - повреждения застрахованного имущества (имущества третьих лиц) как разница между полученной страховой выплатой и расходами, необходимыми для проведения ремонта (восстановления) этого имущества (в случае, если ремонт не осуществлялся), или стоимостью ремонта (восстановления) этого имущества  (в случае осуществления ремонта), увеличенными на сумму уплаченных на страхование этого имущества страховых взносов.
     
     Учитывая вышеприведенную редакцию нормы НК РФ, в иных случаях, в том числе в случае угона или хищения автотранспортных средств, дохода налогоплательщика, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц, не возникает.
     

Предоставление налогоплательщикам имущественных налоговых вычетов

     
     Работник организации находился с января по апрель 2006 года в трудовых отношениях с ОАО "Заря", которое с мая 2006 года было реорганизовано путем присоединения к ОАО "Вымпел". Имеет ли право организация предоставить сотруднику имущественный налоговый вычет в связи с покупкой квартиры со всех доходов, полученных сотрудником как в ОАО "Заря", так и в ОАО "Вымпел", если право на имущественный налоговый вычет подтверждено уведомлением налоговой инспекции, выданным для представления в ОАО "Вымпел"?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 220 НК РФ имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 2 п. 1 ст. 220 настоящего Кодекса, может быть предоставлен налогоплательщику до окончания текущего налогового периода при его обращении к работодателю (налоговому агенту) с письменным заявлением. При этом к письменному заявлению должно прилагаться полученное налогоплательщиком в налоговом органе по месту жительства уведомление, подтверждающее его право на получение вышеуказанного имущественного налогового вычета за текущий налоговый период (далее - уведомление).
     
     Учитывая, что налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета только у одного работодателя, в выдаваемом налоговым органом уведомлении указывается наименование конкретного работодателя, имеющего право предоставлять налогоплательщику в текущем налоговом периоде имущественный налоговый вычет. Таким образом, уведомление выдается налогоплательщику на текущий налоговый период только один раз и передаче другому работодателю не подлежит.
     
     Следовательно, ОАО "Вымпел", о котором идет речь в ситуации, вправе предоставить своему сотруднику имущественный налоговый вычет на основании уведомления, выданного для предоставления в ОАО "Вымпел", только с сумм доходов, полученных налогоплательщиком у этого работодателя.


Предоставление налоговым агентом стандартных налоговых вычетов

     
     Правомерно ли бухгалтерия организации удержала налог на доходы физических лиц с суммы материальной помощи на протезирование зубов и со стоимости подарков, выданных бывшему работнику организации - инвалиду Великой Отечественной войны к Дню пожилых людей?
     
     Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.
     
     В соответствии с нормами главы 23 НК РФ налог на доходы физических лиц уплачивается всеми без исключения категориями граждан независимо от их профессиональной, социальной или какой-либо иной принадлежности.
     
     Виды доходов, при получении которых у налогоплательщиков не возникает обязанности по уплате налога, перечислены в ст. 217 НК РФ. К доходам, полностью не облагаемым налогом на доходы физических лиц, относятся такие выплаты, как государственные пособия, компенсационные выплаты, пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии.
     
     Кроме того, налогоплательщики имеют право уменьшить налоговую базу на стандартные налоговые вычеты в соответствии со ст. 218 НК РФ.
     
     В частности, для инвалидов Великой Отечественной войны размер максимального стандартного налогового вычета составляет 3000 руб. в месяц независимо от суммы полученного дохода с начала налогового периода.
     
     Согласно п. 3 ст. 218 НК РФ стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из работодателей, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.
     
     Если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись, то по окончании налогового периода на основании заявления налогоплательщика, прилагаемого к налоговой декларации, и документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговым органом производится перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых вычетов в размерах, предусмотренных ст. 218 НК РФ.
     
     Следовательно, если инвалид Великой Отечественной войны при получении доходов в виде материальной помощи и подарков не представил в бухгалтерию организации заявление на получение стандартных налоговых вычетов и документы, подтверждающие право на их предоставление, то налог на доходы физических лиц удерживается с вышеуказанных доходов без уменьшения налоговой базы на суммы стандартных налоговых вычетов.
     

     Организация ежемесячно выплачивает из чистой прибыли доплату к пенсии в размере 500 руб. бывшим работникам, уволившимся из организации в связи с выходом на пенсию. В каком порядке следует удерживать налог на доходы физических лиц с данного вида выплат?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой согласно ст. 212 настоящего Кодекса.
     
     Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13%, налоговая база устанавливается как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218-221 настоящего Кодекса.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 218 НК РФ при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение стандартных налоговых вычетов. Согласно п. 3 ст. 218 НК РФ стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.
     
     Таким образом, при выплате бывшим работникам доходов в виде доплаты к пенсии организация - источник выплаты дохода имеет право на предоставление вышеуказанным физическим лицам стандартных налоговых вычетов на основании их письменных заявлений.
     
     Доходы, полученные физическими лицами в виде доплаты к пенсии, отражаются в разделе 3 Справки о доходах физического лица по форме N 2-НДФЛ, утвержденной приказом ФНС России от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@, с указанием кода дохода 4800 "Иные доходы" согласно Справочнику "Коды доходов" (Приложение N 2 к форме N 2-НДФЛ).
     
     Применяется ли нарастающим итогом с начала календарного года стандартный налоговый вычет, установленный подпунктом 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, если сотрудница организации находилась в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет и приступила к работе в октябре текущего года?
     
     При исчислении налога на доходы физических лиц налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218-221 НК РФ.
     

     Установленные ст. 218 НК РФ стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику за каждый месяц налогового периода, то есть стандартный налоговый вычет предоставляется путем уменьшения в каждом месяце налогового периода налоговой базы на соответствующий установленный размер вычета.
     
     Если в отдельные месяцы налогового периода у налогоплательщика не было доходов, облагаемых налогом по налоговой ставке 13%, то сумма стандартного налогового вычета в этом налоговом периоде накапливается и подлежит суммированию нарастающим итогом. Это касается и тех месяцев, когда сотрудник организации находился, например, в отпуске за свой счет, в отпуске по уходу за ребенком. Если сумма стандартного налогового вычета за отчетный календарный год окажется больше суммы дохода, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю и на следующий налоговый период разница между суммой вычета и суммой дохода не переносится.
     
     Кроме того, читателям журнала следует учитывать, что стандартный налоговый вычет в размере 400 руб. и стандартные вычеты на детей предоставляются налогоплательщику ежемесячно до тех пор, пока его доход с начала года не достигнет установленного предела, соответственно на себя - 20 000 руб. или 40 000 руб. - на детей.
     
     Физическое лицо заключило с банком брокерский договор, согласно которому на брокерский счет физического лица поступили денежные средства в виде дохода от операций с ценными бумагами за 2006 год. Как в этом случае должны физическому лицу предоставляться стандартные налоговые вычеты: за каждый месяц календарного года или только за те месяцы, в которых был получен доход?
     
     Согласно п. 3 ст. 210 НК РФ при исчислении налога на доходы физических лиц налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218-221 настоящего Кодекса.
     
     В соответствии с п. 4 ст. 218 НК РФ если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено настоящей статьей Кодекса, то по окончании налогового периода на основании заявления налогоплательщика, прилагаемого к налоговой декларации, и документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговый орган производит перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых вычетов в размерах, предусмотренных ст. 218 НК РФ.
     
     При этом читателям журнала следует иметь в виду, что стандартный налоговый вычет предоставляется физическому лицу за каждый месяц налогового периода, в течение которого между налоговым агентом - работодателем и физическим лицом - работником заключен трудовой договор или договор гражданско-правового характера.
     

     Физическому лицу, не состоявшему с организацией в трудовых отношениях, предоставляется стандартный налоговый вычет только за те месяцы налогового периода, в которых налогоплательщик получил налогооблагаемый доход.
     
     Если налогоплательщик не состоял в трудовых отношениях с организацией, выплатившей доход, стандартный налоговый вычет может предоставляться только за те месяцы, в которых налогооблагаемый доход был получен.


Представление сведений о доходах физических лиц в налоговые органы

     
     Банк имеет в разных регионах Российской Федерации обособленные подразделения в виде филиалов, которые уполномочены им выполнять функции налоговых агентов по исчислению, удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц. В какой налоговый орган необходимо представлять сведения о доходах физических лиц и суммах удержанных налогов по форме N 2-НДФЛ в отношении сотрудников и клиентов - физических лиц этих обособленных подразделений банка: в налоговый орган по месту нахождения каждого такого подразделения либо в налоговый орган по месту нахождения головной организации банка?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ налоговыми агентами, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет суммы налога на доходы физических лиц, признаются, в частности, российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 настоящего Кодекса. При этом п. 4 ст. 226 НК РФ предусмотрено, что налоговые агенты обязаны удерживать исчисленную сумму налога на доходы физических лиц непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
     
     Согласно п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты обязаны вести учет доходов, полученных от них физическими лицами, а также представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
     
     В соответствии с п. 7 ст. 226 НК РФ налоговые агенты, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога на доходы физических лиц как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
     
     Сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.
     Статьей 11 НК РФ предусмотрено, что обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Обособленное подразделение организации признается таковым независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется вышеуказанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
     
     Если обособленное подразделение организации производит выплату дохода своим сотрудникам, а его руководитель уполномочен юридическим лицом представлять по доверенности интересы юридического лица в налоговых органах по месту нахождения обособленного подразделения, то такое обособленное подразделение исполняет обязанности юридического лица как налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет по месту своего учета налога на доходы физических лиц с доходов своих сотрудников.
     
     В таких случаях обособленные подразделения, действующие в качестве налогового агента, должны представлять по форме N 2-НДФЛ сведения о доходах физических лиц - работников обособленного подразделения - в налоговые органы по месту их учета.