Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на прибыль


О налоге на прибыль

     
     Р.Н. Митрохина,
консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     

Учет расходов по договорам добровольного медицинского страхования

     
     Организация заключила два договора добровольного медицинского страхования с двумя страховыми организациями. При этом каждый договор заключен на срок свыше одного года и список сотрудников в нем не повторяется (часть сотрудников проходит по одним договорам, другая часть - по другим договорам, заключенным с другим страховщиком).
     
     Вправе ли организация учитывать в целях налогообложения прибыли расходы по двум договорам добровольного медицинского страхования сотрудников?
     
     В соответствии с п. 16 ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) к расходам на оплату труда относятся суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников.
     
     Взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 3% от суммы расходов на оплату труда.
     
     По нашему мнению, работодатель вправе заключать договоры добровольного личного медицинского страхования с несколькими страховщиками одновременно, при условии что общая сумма страховых взносов по всем договорам не превышает 3% от суммы расходов на оплату труда, а с каждым работником заключен только один договор добровольного медицинского страхования и срок каждого заключенного договора составляет не менее одного года.


Учет расходов на проведение юбилейных торжеств

     
     В связи с юбилейными торжествами общество произвело расходы на проведение празднования: на оформление помещения, музыкальное сопровождение, на разработку программы мероприятий, на праздничный банкет и т.д.
     
     Это мероприятие имело четко направленную тематику и предоставляло обществу возможность напомнить клиентам о своем существовании, привлечь их внимание к предоставляемым услугам.
     
     Вправе ли общество отнести вышеуказанные затраты по проведению юбилейных мероприятий на расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли?
     
     В соответствии со ст. 252 НК РФ расходами в целях налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 настоящего Кодекса, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     Затраты, понесенные в связи с организацией и проведением обществом юбилейных торжественных мероприятий, не являются производственными расходами, связанными с осуществлением деятельности, направленной исключительно на получение дохода.
     
     Данные расходы, по нашему мнению, неправомерно также рассматривать в качестве расходов на рекламные мероприятия, поскольку такие расходы не отвечают требованиям п. 4 ст. 264 НК РФ и понятию "реклама", установленному Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
     
     В связи с этим расходы, связанные с организацией и проведением юбилейных мероприятий, не признаются экономически оправданными расходами и поэтому не учитываются в целях налогообложения прибыли.
     

Учет расходов на командировку

     
     Сотрудники представительства российской организации, находящегося на территории иностранного государства, выезжают в командировки в другие зарубежные страны.
     
     В настоящее время многие зарубежные авиакомпании завершают переход от документарной формы авиабилетов к электронной (бездокументарной) форме.
     
     Просим объяснить, что в данном случае будет служить основанием для отнесения затрат по авиаперелету к расходам на командировку?
     
     При перемещении сотрудников представительства российской организации из одной зарубежной страны в другую в странах Евросоюза отсутствуют визы и отметки о пересечении границ (упрощенное пересечение границ в рамках Евросоюза). Какой документ в этом случае служит подтверждением фактического времени нахождения работника в загранкомандировке для отнесения суточных на расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли?
     
     В соответствии со ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными согласно обычаям делового оборота, применяемым в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     Таким образом, если работник для поездки в командировку в зарубежное государство воспользовался услугами иностранной авиакомпании и приобрел авиабилет, оформленный в бездокументарной форме, то оправдательными документами для признания расходов в целях налогообложения прибыли могут быть распечатка электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе и посадочный талон.
     
     В соответствии со ст. 168 Трудового кодекса Российской Федерации порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации.
     
     В настоящее время к документам, которые требуется оформить до начала командировки, относятся приказ о направлении работника в командировку и командировочное удостоверение.
     
     Если в командировку едет один сотрудник, приказ составляют по форме N Т-9, если несколько работников - по форме N Т-9а; командировочное удостоверение оформляется по форме N Т-10 (формы утверждены постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1).
     
     Если в случае, приведенном в ситуации, отсутствуют командировочное удостоверение с отметками о дате прибытия и выбытия и отметки в загранпаспорте о датах пересечения границ каждого иностранного государства, то документами, служащими основанием для выплаты работнику суточных, будут являться приказ руководителя организации о командировании работника, распечатка на бумажном носителе электронного авиабилета, посадочные талоны, счета за проживание в гостинице.
     

Определение даты признания дохода агента

     
     В какой момент по агентскому договору у агента признается в целях налогообложения прибыли доход в виде вознаграждения, если принципал задерживает расчеты по этому договору, а агент из-за этого не отсылает принципалу отчет?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
     
     Статьей 1006 ГК РФ установлено, что принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленных в агентском договоре.
     
     При отсутствии в договоре условий о порядке уплаты агентского вознаграждения принципал обязан уплачивать вознаграждение в течение недели с момента представления ему агентом отчета за прошедший период, если из существа договора или обычаев делового оборота не следует иной порядок уплаты вознаграждения.
     
     Согласно ст. 1008 ГК РФ в ходе исполнения агентского договора агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором. При отсутствии в договоре соответствующих условий отчеты представляются агентом по мере исполнения им договора либо по окончании действия договора.
     
     Законодательство о налогах и сборах не регулирует сроки представления агентом отчета об исполнении агентского договора: они вытекают из условий сделки (договора).
     
     Допустим, в рассматриваемой ситуации агент учитывает доходы и расходы для целей налогообложения прибыли по методу начисления. Это означает, что независимо от фактического поступления от принципала на счет агента сумм вознаграждения датой признания доходов в целях налогообложения прибыли для агента будет являться дата представления агентом отчета (в сроки, обусловленные договором) или дата подписания акта об оказании услуг (в зависимости от того, какая форма отчета агента перед принципалом оговорена условиями агентского договора).
     
     В соответствии с п. 1 ст. 271 НК РФ доходы в целях налогообложения прибыли признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).
     
     При реализации товаров (работ, услуг) по договору комиссии (агентскому договору) налогоплательщиком-комитентом (принципалом) датой получения дохода от реализации признается дата реализации принадлежащего комитенту (принципалу) имущества (имущественных прав), указанная в извещении комиссионера (агента) о реализации и (или) в отчете комиссионера (агента).
     
     Учитывая вышеизложенное, для агента в целях налогообложения прибыли датой признания дохода в виде вознаграждения является дата представления принципалу отчета в сроки, указанные в агентском договоре.
     

Признание дохода от реализации при переходе права собственности на реализуемый товар

     
     При методе начисления доходы от реализации должны признаваться в целях налогообложения прибыли исходя из срока перехода права собственности на реализуемые товары (работы, услуги), и до этого момента доходы признаваться не должны.
     
     Справедливо ли это положение и для случая, когда договор поставки предусматривает более поздний момент перехода права собственности на реализуемый товар, например в договоре указано, что право собственности переходит к покупателю после полной оплаты товара?
     
     Как следует из ситуации, условиями договора поставки переход права собственности на реализованные товары осуществляется после полной оплаты товара.
     
     В соответствии со ст. 271 НК РФ в целях налогообложения прибыли доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).
     
     Кроме того, для доходов от реализации, если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ, датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату.
     
     Следует отметить, что согласно п. 7 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98), договоренность сторон о сохранении за продавцом права собственности, не отражающая их фактические отношения и реальные финансово-экономические результаты деятельности, не может учитываться для целей налогообложения. Поэтому при учете дохода от реализации товара для целей налогообложения не должны приниматься во внимание положения договора о сохранении права собственности за продавцом до момента полной оплаты товара.
     
     В этой связи в рассматриваемой ситуации полагаем, что выручка от реализации товаров в целях налогообложения прибыли должна признаваться на дату фактической передачи товара покупателям и выставления им расчетных документов, поскольку такой подход позволяет отразить фактические отношения, сложившиеся между продавцом и покупателем товара, полученного по договору купли-продажи с особым порядком перехода права собственности.

Учет расходов на рекламу

     
     В соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ расходами организации на рекламу признаются расходы на проведение рекламных мероприятий через средства массовой информации.
     
     Относятся ли к вышеуказанным расходам расходы на изготовление листовок, лифлетов, флайерсов и иной печатной продукции рекламного характера?
     
     В соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях налогообложения прибыли относятся, в частности, расходы на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, а также расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети.
     
     Согласно положениям Федерального закона "О рекламе" реклама доводится до потребителя посредством опубликования информации в средствах массовой информации и (или) размещения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети Интернет).
     
     Учитывая вышеизложенное, расходы на изготовление лифлетов и флайерсов, содержащих рекламную информацию об организации или об отдельных услугах, оказываемых организацией, относятся к расходам на рекламу, учитываемым при налогообложении прибыли. К данным расходам относятся также расходы по размещению рекламной продукции в сети Интернет.
     

Учет расходов на капитальный ремонт

     
     Организация арендует имущество. Договор аренды предусматривает обязанность арендатора осуществлять текущий и капитальный ремонт за счет собственных средств без возмещения арендодателем. Капитальный ремонт производится подрядным и хозяйственным способами.
     
     Учитываются ли расходы на капитальный ремонт как текущие расходы арендатора и включаются ли они в налоговую базу по налогу на прибыль?
     
     Нормы главы 25 НК РФ по определению налоговой базы не ставят расходы, связанные с ремонтом, в зависимость от вида произведенного ремонта (текущего, среднего, капитального) или способа его осуществления (хозяйственный или подрядный).
     
     Пунктом 1 ст. 260 НК РФ установлено, что расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осущест-влены, в размере фактических затрат.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 260 НК РФ нормы этой статьи Кодекса применяются также в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение вышеприведенных расходов арендодателем не предусмотрено.
     
     Таким образом, все расходы, связанные с ремонтом амортизируемых основных средств, арендуемых налогоплательщиком, учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
     
     При этом читателям журнала следует иметь в виду, что при проведении особо дорогих и сложных видов ремонта налогоплательщик для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств имеет право создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств в соответствии с порядком, установленным ст. 324 НК РФ.
     
А.А. Назаров
     

Проведение налоговой проверки при реорганизации (ликвидации) организации

     
     Преобразование ЗАО в ОАО было начато и завершено в 2006 году. Правомерен ли охват 2006 года проводившейся в 2006 году выездной налоговой проверкой ЗАО?
     
     В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
     
     Из этого можно сделать вывод, что в рассматриваемом случае последний год деятельности ЗАО (2006 год) не мог быть охвачен выездной налоговой проверкой, поскольку он не предшествовал году проведения проверки (2006 год) (в рассматриваемом случае тремя календарными годами деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшими году проведения выездной налоговой проверки, являются 2003, 2004 и 2005 годы).
     
     Однако вышеуказанный вывод неверен, поскольку не учтено следующее.
     
     Согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (при изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
     
     В соответствии с п. 4 ст. 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
     
     Согласно п. 2 ст. 59 ГК РФ непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
     
     Это означает, что в рассматриваемом случае непредставление передаточного акта, а также отсутствие в нем положений о правопреемстве по налоговым обязательствам ЗАО повлекли бы отказ в государственной регистрации ОАО, то есть препятствовали бы завершению реорганизации ЗАО.
     
     Пунктом 1 ст. 59 ГК РФ предусмотрено, что передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами.
     
     Таким образом, передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем налоговым обязательствам реорганизованного (в частности, преобразованного) юридического лица, включая обязательства, возникшие в течение последнего года деятельности этого лица.
     
     Очевидно, что вышеуказанные обязательства могут оспариваться сторонами только после проведения налогового контроля.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Кодексом.
     
     Согласно ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, плательщика сбора - организации, а также вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки.
     
     Следовательно, в рассматриваемом случае в ходе выездной налоговой проверки следовало уточнить налоговые обязательства ЗАО, возникшие в 2006 году.
     
     В связи с вышеизложенным в данном случае охват 2006 года выездной налоговой проверкой ЗАО правомерен.


Уплата штрафов и пеней при выделении юридического лица

     
     Если в результате выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате пеней и штрафов и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате пеней и штрафов, то может ли суд обязать выделившиеся юридические лица солидарно исполнять вышеуказанную обязанность реорганизованного лица?
     
     В соответствии с п. 8 ст. 50 НК РФ если в результате выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц налогоплательщик не имел, например в 2006 году, возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов и такая реорганизация была направлена на неисполнение этой обязанности, то по решению суда выделившиеся юридические лица могли солидарно исполнять обязанность по уплате налогов реорганизованного лица.
     
     При этом НК РФ не было установлено, что в вышеуказанном случае по решению суда выделившиеся юридические лица могли солидарно исполнять обязанность по уплате пеней и штрафов реорганизованного лица.
     
     Поэтому можно сделать вывод, что если в 2006 году в результате выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц налогоплательщик не имел возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате пеней и штрафов и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанности именно по уплате пеней и штрафов, то суд не мог обязать выделившиеся юридические лица солидарно исполнять обязанность по уплате пеней и штрафов реорганизованного лица.
     
     Вышеуказанный вывод подтверждается следующим.
     
     Согласно подпункту "б" п. 30 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (далее - Закон N 137-ФЗ) п. 8 ст. 50 НК РФ после слов "по уплате налогов" дополнен словами "(пеней, штрафов)".
     
     Пунктом 1 ст. 7 Закона N 137-ФЗ установлено, что настоящий Закон вступил в силу с 1 января 2007 года, за исключением положений, для которых указанной статьей Закона N 137-ФЗ установлены иные сроки вступления в силу.
     
     В связи с этим в соответствии с п. 8 ст. 50 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2007) если в результате выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате пеней и штрафов и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате пеней и штрафов, то суд может обязать выделившиеся юридические лица солидарно исполнять вышеуказанную обязанность реорганизованного лица.
     

Сообщение о ликвидации организации

     
     В соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщик-организация обязан письменно сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о решении реорганизовать организацию. Следует ли налогоплательщику-организации письменно сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения о решении ликвидировать организацию?
     
     НК РФ не установлена обязанность налогоплательщика-организации письменно сообщать в налоговый орган о решении ликвидировать организацию.
     
     Из этого можно сделать вывод, что налогоплательщик-организация не обязан письменно сообщать в налоговый орган о решении ликвидировать организацию.
     
     Однако этот вывод неверен, поскольку не учтено следующее.
     
     В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
     
     Согласно п. 1 ст. 20 Закона N 129-ФЗ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
     
     В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
     
     В связи с вышеизложенным учредители  (участники) организации-налогоплательщика или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом налоговый орган по месту нахождения ликвидируемой организации.
     

Определение дня ликвидации организации

     
     Если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована раньше календарного года, следующего за годом ее создания, то на какой день приходится для нее последний день налогового периода: на день начала ликвидации, на день завершения ликвидации или какой-либо день между этими днями?
     
     В соответствии с абзацем третьим п. 3 ст. 55 НК РФ, если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована (реорганизована) раньше календарного года, следующего за годом ее создания, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) данной организации.
     
     Это означает, что если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована раньше календарного года, следующего за годом создания, то для нее последний день налогового периода приходится на день ликвидации.
     
     В вышеуказанном случае НК РФ не определено, какой из дней ликвидации имеется в виду: день начала ликвидации, день завершения ликвидации или какой-либо день между этими днями.
     
     В соответствии с абзацем первым п. 3 ст. 55 НК РФ, если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации).
     
     Таким образом, если организация была ликвидирована до конца календарного года, для нее последний день последнего налогового периода приходится на день завершения ликвидации.
     
     В этом случае речь идет об определенном дне, относящемся к процессу ликвидации организации (о дне завершения ликвидации).
     
     Правила, предусмотренные абзацами первым и третьим п. 3 ст. 55 НК РФ, аналогичны.
     
     В связи с вышеизложенным если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована раньше календарного года, следующего за годом создания, то для нее последний день налогового периода приходится на день завершения ликвидации.


Возврат (зачет) излишне уплаченных сумм налога

     
     Налоговый орган не отражает в карточке расчетов с бюджетом (карточке "РСБ") налогоплательщика данные из корректирующих налоговых деклараций за периоды, по которым истек трехлетний срок для проведения налоговых проверок. Однако НК РФ не ограничивает каким-либо сроком право налогоплательщика на корректировку налоговых деклараций. В этой связи может ли быть осуществлен возврат (зачет) излишне уплаченных налогоплательщиком сумм налога на основании вышеуказанных корректирующих налоговых деклараций?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
     
     Согласно п. 2 ст. 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации.
     
     Внесение налогоплательщиком изменений в налоговые декларации, согласно которым уменьшаются исчисленные ранее суммы налога, и отражение налоговым органом сумм уменьшения налога по карточкам "РСБ" приводит к образованию по данному виду налога переплаты (то есть излишне уплаченного налога) или к зачету налога в счет погашения недоимки (при ее наличии).
     
     В соответствии с п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика.
     
     Однако при этом читателям журнала следует иметь в виду, что согласно п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты вышеуказанной суммы.
     
     Заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком также в течение трех лет со дня излишней уплаты налога. Данная позиция нашла подтверждение в постановлении Президиума ВАС РФ от 29.06.2004 N 2046/04, где определено, что по своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика, поэтому к требованию налогоплательщика о зачете излишне уплаченных сумм налоговых платежей и к требованию об их возврате должен применяться единый правовой режим.
     
     Учитывая вышеизложенное, а также разъяснения Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 24.08.2004 N 03-02-07/15, налогоплательщик вправе внести изменения в налоговую декларацию за налоговый период, после окончания которого истек трехлетний срок, а налоговый орган обязан принять данную декларацию. При этом возврат (зачет) излишне уплаченных налогоплательщиком сумм налога может быть осуществлен, если со дня уплаты вышеуказанных сумм налога не истек трехлетний срок.


Начисление пени за неуплату ежемесячных авансовых платежей

     
     Начисляются ли пени на суммы ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль, подлежавших уплате в течение отчетного периода 2006 года, но не уплаченных в установленный срок?
     
     Пунктом 3 ст. 75 НК РФ установлено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
     
     Пунктом 2 ст. 11 НК РФ определено следующее: недоимка - это сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
     Таким образом, на недоимку начисляется пеня.
     
     Согласно п. 4 ст. 45 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
     
     В соответствии с п. 5 ст. 45 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) правила настоящей статьи Кодекса применяются также в отношении сборов.
     
     Это означает, что принудительному взысканию подлежит только недоимка.
     
     Согласно п. 12 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (приложения к информационному письму Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98), налоговый орган вправе направить налогоплательщику требование об уплате ежемесячных авансовых платежей, исчисляемых в течение отчетного периода, а также осуществить меры по принудительному взысканию задолженности по данным платежам за счет имущества налогоплательщика.
     
     Следовательно, ежемесячные авансовые платежи, подлежавшие уплате в течение отчетного периода 2006 года, но не уплаченные в установленный срок, признаются недоимкой, поскольку подлежат принудительному взысканию.
     
     В связи с вышеизложенным на эти платежи начисляется пеня.