Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на прибыль

    

О налоге на прибыль

     
     Д.Е. Балеевских,
ведущий специалист - эксперт Департамента налоговой  и таможенно-тарифной политики Минфина России

Учет расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки

     
     Организацией был закончен и внедрен комплекс опытно-конструкторских разработок, давший положительный результат и используемый в собственном производстве. Расходы равномерно включались в состав прочих расходов. Полностью расходы не были списаны в связи с реализацией данных опытно-конструкторских разработок. Как учитывается оставшаяся (недосписанная) сумма расходов?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 262 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (далее - НИОКР) признаются для целей налогообложения прибыли после завершения этих исследований или разработок (завершения отдельных этапов работ) и подписания сторонами акта сдачи-приемки в порядке, предусмотренном ст. 262 НК РФ.
     
     Расходы на НИОКР будут включаться в состав прочих расходов равномерно в течение одного года в полном размере с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены НИОКР, при условии использования  НИОКР в производстве и (или) при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг).
     
     Таким образом, НК РФ установлено обязательное условие для признания расходов на НИОКР для целей налогообложения прибыли - использование результатов НИОКР в производстве и (или) при реализации.
     
     Пунктом 3 ст. 271 НК РФ предусмотрено, что для доходов от реализации, если иное не предусмотрено главой 25 настоящего Кодекса, датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств [иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав] в их оплату.
     
     Согласно п. 1 ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 настоящего Кодекса, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. 318-320 НК РФ.
     
     Из рассматриваемой ситуации следует, что расходы на НИОКР не были полностью списаны в порядке, предусмотренном ст. 262 НК РФ, из-за реализации данного результата НИОКР. Следовательно, неучтенная сумма расходов на НИОКР должна быть списана единовременно в момент реализации результата НИОКР.
     

Учет расходов на оплату труда работников столовой

     
     Предприятие имеет в своем составе структурное подразделение (столовую), находящееся на территории предприятия, вход на которое - строго по пропускам, и обслуживает исключительно сотрудников предприятия. При этом работники столовой состоят в штате предприятия. Можно ли учитывать расходы на оплату труда работников столовой?
     
     В соответствии со ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
     
     Согласно подпункту 48 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика, связанные с содержанием помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы (включая суммы начисленной амортизации, расходы на проведение ремонта помещений, расходы на освещение, отопление, водоснабжение, электроснабжение, а также на топливо для приготовления пищи), если подобные расходы не учитываются в соответствии со ст. 275.1 настоящего Кодекса.
     
     Из рассматриваемой ситуации следует, что столовая находится на территории предприятия и обслуживает его работников; следовательно, расходы, связанные с содержанием помещения объекта общественного питания (столовой), подлежат включению в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подпункта 48 п. 1 ст. 264 НК РФ.
     
     При этом, учитывая, что работники столовой состоят в штате предприятия, расходы на оплату их труда учитываются для целей налогообложения прибыли в соответствии с положениями ст. 255 НК РФ.
     

Учет расходов на доставку товара от станции отправления до станции назначения

     
     Между продавцом и покупателем заключен договор поставки, согласно которому право собственности на товар переходит на станции отправления. В соответствии с условиями договора продавец оплачивает стоимость доставки товара от станции отправления до станции назначения. Может ли продавец отнести данные расходы в уменьшение облагаемой базы по налогу на прибыль?
     
     При определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик - российская организация уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ.
     
     При этом ст. 252 НК РФ предусмотрены критерии, в соответствии с которыми осуществленные затраты (за исключением расходов, указанных в ст. 270 настоящего Кодекса) признаются расходами для целей налогообложения и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
     
     Так, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты  (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     
     Под документально подтвержденными расходами, произведенными на территории Российской Федерации, понимаются затраты, подтвержденные в том числе документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.
     
     Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     Подпунктом 6 п. 1 ст. 254 НК РФ предусмотрено, что в составе материальных расходов учитываются расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.
     
     При этом к работам (услугам) производственного характера относятся в том числе транспортные услуги сторонних организаций и структурных подразделений самого налогоплательщика по перевозкам грузов внутри организации, в частности перемещение сырья (материалов), инструментов, деталей, заготовок, других видов грузов с базисного (центрального) склада в цеха (отделения) и доставка готовой продукции в соответствии с условиями договоров (контрактов).
     
     Как следует из данной ситуации, по условиям договора продавец оплачивает стоимость доставки товара до станции назначения. При этом согласно договору поставки стороны определили, что право собственности на товар переходит к покупателю на станции отгрузки (отправления).
     
     Поэтому расходы по доставке товара поставщиком до станции назначения могут быть учтены для целей налогообложения прибыли в составе материальных расходов налогоплательщика при условии, что стоимость доставки включена в стоимость (цену) товара или что покупатель возмещает поставщику стоимость такой доставки.


Применение повышающего коэффициента амортизации в отношении основных средств, расположенных на объектах нефтедобычи

     
     Вправе ли организация применять повышающий коэффициент амортизации в отношении амортизируемых основных средств, относящихся к 4-10-й группам и расположенных на объектах нефтедобычи, поскольку вышеуказанные объекты находятся в контакте со взрыво-, пожароопасной, токсичной или иной агрессивной технологической средой и эксплуатируются в многосменном режиме?
     
     Согласно п. 7 ст. 259 НК РФ в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, к основной норме амортизации налогоплательщик вправе применять специальный коэффициент, но не выше 2. Данное положение не распространяется на основные средства, относящиеся к 1, 2 и 3-й амортизационным группам, если амортизация по ним начисляется нелинейным методом.
     
     Налогоплательщики, использующие амортизируемые основные средства для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, вправе использовать специальный коэффициент, указанный в п. 7 ст. 259 НК РФ, только при начислении амортизации в отношении вышеуказанных основных средств.  В целях главы 25 НК РФ под агрессивной средой понимается совокупность природных и (или) искусственных факторов, влияние которых вызывает повышенный износ (старение) основных средств в процессе их эксплуатации. К работе в агрессивной среде приравнивается также нахождение основных средств в контакте с взрыво-, пожароопасной, токсичной или иной агрессивной технологической средой, которая может послужить причиной (источником) инициирования аварийной ситуации.
     
     Учитывая вышеизложенное, в отношении амортизируемых основных средств, относящихся к 4-10-й амортизационным группам и находящихся в контакте с взрывопожароопасной, токсичной или иной агрессивной технологической средой и эксплуатирующихся в многосменном режиме, налогоплательщиком может быть применен повышающий коэффициент амортизации, но не выше 2.
     

Учет надбавок к заработной плате за наставничество

     
     При найме новых работников у организации возникает необходимость их обучения и стажировки в процессе производства при непосредственном участии работников, имеющих значительный трудовой стаж и профессиональный опыт (выполнение этими работниками наставнических функций). Может ли организация учесть расходы в виде надбавок к заработной плате, произведенные наставнику на основании локального положения об оплате труда и премировании?
     
     В соответствии со ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, преду-смотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
     
     При этом согласно п. 21 ст. 270 НК РФ в составе расходов не учитываются расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов).
     
     Согласно части второй ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
     
     Таким образом, организация может учесть в составе расходов в целях налогообложения прибыли суммы надбавок за наставничество, выплачиваемых работникам на основании локального положения об оплате труда и премировании работников, при условии, что такие выплаты предусмотрены коллективным и (или) трудовым договорами.
     
А.А. Назаров
     

Об уплате ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль в течение отчетного периода

     
     Организация создана 1 июня 2006 года (дата ее государственной регистрации). Выручка от реализации за июнь 2006 года составила 1,5 млн руб., а за III квартал 2006 года - 2,5 млн руб. Обязана ли была организация начать уплачивать ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль с октября 2006 года?
     
     В соответствии с п. 5 ст. 287 НК РФ вновь созданные организации уплачивают авансовые платежи за соответствующий отчетный период при условии, что выручка от реализации не превышала 1 млн руб. в месяц либо 3 млн руб. в квартал. В случае превышения вышеуказанных ограничений налогоплательщик начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором такое превышение имело место, начинает уплачивать авансовые платежи в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 287 НК РФ с учетом требований п. 6 ст. 286 настоящего Кодекса.
     
     Пунктом 1 ст. 287 НК РФ предусмотрено, что ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.
     
     Требования п. 6 ст. 286 НК РФ состоят в следующем: организации, созданные после вступления в силу главы 25 Кодекса, начинают уплачивать ежемесячные авансовые платежи по истечении полного квартала с даты их государственной регистрации.
     
     В рассматриваемом случае полный квартал с даты государственной регистрации организации истек 30 сентября 2006 года.
     
     В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что в данном случае налогоплательщик был обязан начать уплату ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль с октября 2006 года (в срок не позднее 30 октября 2006 года), поскольку октябрю 2006 года предшествует июнь 2006 года, в котором выручка от реализации превысила 1 млн руб.
     
     Однако этот вывод неверен, поскольку не учтено следующее.
     
     Согласно п. 5 ст. 287 НК РФ в случае превышения указанных в этом пункте данной статьи Кодекса ограничений налогоплательщик уплачивает ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль начиная с месяца, непосредственно следующего за месяцем, в котором такое превышение имело место. Правомерность такого вывода связана с положениями п. 7 ст. 3 НК РФ, которым предусмотрено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
     
     Очевидно, что положения п. 5 ст. 287 НК РФ неоднозначны, и поэтому налогоплательщик вправе толковать их в свою пользу.
     
     В рассматриваемом случае такой месяц - июль 2006 года. Поскольку в силу положений п. 6 ст. 286 НК РФ организация имела право не уплачивать ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль в течение III квартала 2006 года, следует признать, что она не была обязана начать с октября 2006 года уплачивать ежемесячные авансовые платежи налога на прибыль (так как июнь непосредственно предшествует не октябрю, а июлю).
     
     При этом обращаем внимание читателей журнала на то, что вышеуказанная организация была бы обязана начать уплату данных платежей с октября 2006 года только в случае, если бы выручка от реализации за III квартал превысила 3 млн руб.
     

Об исполнении обязанностей реорганизованного юридического лица - налогового агента

     
     Исполняется ли обязанность реорганизованного юридического лица - налогового агента по перечислению удержанных налогов его правопреемником (правопреемниками)?
     
     Согласно подпункту 1 п. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства.
     
     При этом в НК РФ не говорится о порядке исполнения обязанности по перечислению удержанных налогов при реорганизации юридического лица - налогового агента.
     
     В связи с этим можно сделать вывод, что обязанность реорганизованного юридического лица - налогового агента по перечислению удержанных налогов его правопреемником (правопреемниками) не исполняется.
     
     Однако этот вывод неверен, поскольку не учтено следующее.
     
     Пунктом 4 ст. 24 НК РФ установлено, что налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.
     
     Обязанность налогоплательщика по уплате налогов установлена подпунктом 1 п. 4 ст. 23 НК РФ.
     
     Статьей 50 НК РФ предусмотрен порядок исполнения обязанности по уплате налогов (пеней, штрафов) при реорганизации юридического лица - налогоплательщика.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 50 НК РФ обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками).
     
     Поэтому обязанность реорганизованного юридического лица - налогового агента по перечислению удержанных налогов исполняется его правопреемником (правопреемниками).

О переходе на новый порядок уплаты налога на прибыль

     
     Является ли уведомление налоговых органов о переходе в 2007 году на новый порядок уплаты налога на прибыль организаций в соответствии с абзацем вторым п. 2 ст. 288 НК РФ условием такого перехода?
     
     Согласно абзацу первому п. 2 ст. 288 НК РФ уплата авансовых платежей, а также сумм налога на прибыль, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.
     
     Согласно абзацу второму п. 2 ст. 288 НК РФ если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений он может не производить. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, определяется в таком случае исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое он осуществляет уплату налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации (ответственное обособленное подразделение), уведомив о принятом решении налоговые органы, в которых обособленные подразделения налогоплательщика стоят на налоговом учете.
     
     Из вышеприведенных положений п. 2 ст. 288 НК РФ можно сделать вывод, что абзацем вторым п. 2 ст. 288 НК РФ установлено условие перехода налогоплательщика, имеющего несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, с уплаты налога на прибыль в бюджет этого субъекта Российской Федерации по месту нахождения каждого обособленного подразделения на уплату налога по месту нахождения ответственного обособленного подразделения. Таким условием является уведомление налоговых органов о решении налогоплательщика выбрать ответственное обособленное подразделение. В связи с вышеизложенным уведомление налоговых органов о переходе в 2006 году на новый порядок уплаты налога на прибыль организаций должно рассматриваться в качестве условия такого перехода.
     
     Однако этот вывод неверен, поскольку не учтено следующее.
     
     Из третьего предложения абзаца второго п. 2 ст. 288 НК РФ можно также сделать вывод, что самостоятельный выбор налогоплательщиком ответственного обособленного подразделения является безусловным правом налогоплательщика, а уведомление налоговых органов, в которых обособленные подразделения налогоплательщика стоят на налоговом учете, о таком выборе (о принятом решении) является обязанностью налогоплательщика.
     
     То, что из вышеприведенных положений НК РФ можно сделать прямо противоположные выводы, свидетельствует об их неоднозначности (неясности).
     
     Пунктом 7 ст. 3 НК РФ предусмотрено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
     
     Поэтому необходимо признать, что уведомление налоговых органов о переходе в 2007 году на новый порядок уплаты налога на прибыль в соответствии с абзацем вторым п. 2 ст. 288 НК РФ не является условием такого перехода.
     
     С 1 января 2007 года организация перешла на уплату налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым п. 2 ст. 288 НК РФ после соответствующего уведомления налоговых органов в декабре 2006 года. Эта организация создала 1 марта 2007 года еще одно обособленное подразделение на территории вышеуказанного субъекта Российской Федерации. Должна ли организация уведомить налоговый орган по месту нахождения такого подразделения о том, что по этому месту она не будет уплачивать налог в бюджет вышеуказанного субъекта Российской Федерации или такое уведомление необязательно и до-статочно прежнего уведомления о переходе на новый порядок уплаты налога, произведенного в декабре 2006 года?
     
     В соответствии с абзацем вторым п. 2 ст. 288 НК РФ если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений он может не производить. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое он осуществляет уплату налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении налоговые органы, в которых обособленные подразделения налогоплательщика стоят на налоговом учете.
     
     Таким образом, о способе уплаты налога в соответствии с абзацем вторым п. 2 ст. 288 НК РФ налогоплательщик должен уведомить все налоговые органы, в которых состоит на учете.
     
     Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.
     
     Это означает, что организация подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения вновь созданного обособленного подразделения.
     
     В связи с вышеизложенным в рассматриваемом случае налогоплательщик должен после постановки на учет созданного 1 марта 2007 года обособленного подразделения уведомить налоговый орган по месту нахождения этого подразделения о том, что по этому месту налог на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации уплачиваться не будет.


Об учете доходов в виде неимущественных прав, имеющих денежную оценку

     
     Учитываются ли при определении налоговой базы по налогу на прибыль доходы в виде неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в пределах вклада (взноса) участником хозяйственного общества или товарищества (его правопреемником или наследником) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества либо при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками?
     
     В НК РФ не говорится о том, что при определении налоговой базы учитываются доходы в виде неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в пределах вклада (взноса) участником хозяйственного общества или товарищества (его правопреемником или наследником) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества либо при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками.
     
     Тем не менее подпунктом 4 п. 1 ст. 251 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в пределах вклада (взноса) участником хозяйственного общества или товарищества (его правопреемником или наследником) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества либо при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками.
     
     Таким образом, в подпункте 4 п. 1 ст. 251 НК РФ речь идет о доходах в виде имущества и о доходах в виде имущественных прав.
     
     Относятся ли к вышеуказанным доходам доходы в виде неимущественных прав, имеющих денежную оценку?
     
     В соответствии со ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
     
     Таким образом, имущественные права относятся к имуществу.
     
     При этом в ГК РФ упоминаются только личные неимущественные права.
     
     Пунктом 1 ст. 150 ГК РФ определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
     
     Это означает, что неимущественные права относятся к нематериальным благам.
     
     Согласно ст. 128 ГК РФ имущество и нематериальные блага являются различными объектами гражданских прав, и поэтому нематериальные блага не относятся к имуществу.
     
     Следовательно, неимущественные права (в том числе имеющие денежную оценку) не относятся к имуществу.
     
     В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль учитываются доходы в виде неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в пределах вклада (взноса) участником хозяйственного общества или товарищества (его правопреемником или наследником) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества либо при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками.
     
Т.М. Гуркова
     

Учет расходов по оплате проезда к месту проведения отпуска и обратно

     
     Имеет ли право организация учитывать в расходах для целей налогообложения прибыли затраты по оплате проезда лиц, находящихся у работников организации на иждивении, к месту использования отпуска совместно с работником организации на территории Российской Федерации и обратно, если вышеуказанные расходы не были предусмотрены трудовыми договорами?
     
     В соответствии с п. 7 ст. 255 НК РФ для целей налогообложения прибыли организаций, не финансируемых из соответствующих бюджетов, учитываются фактические расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном работодателем.
     
     Согласно ст. 179 ТК РФ под иждивенцами понимаются нетрудоспособные члены семьи, находящиеся на полном содержании работника или получающие от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.
     
     Таким образом, фактические расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, то есть нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно включаются в состав расходов налогоплательщика - организации, не финансируемой из бюджета, если вышеуказанные расходы предусмотрены работодателем, то есть определены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами, в соответствии с положениями ст. 255 НК РФ.


Документальное подтверждение затрат на выдачу наличных денег за принятый от сдатчиков металлолом

     
     Организация осуществляет прием металлолома от населения. Просим разъяснить, что является в целях налогообложения прибыли документальным подтверждением затрат на выдачу наличных денег сдатчикам металлолома из кассы организации.
     
     Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" не предусмотрено освобождение от обязательного применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих прием от населения металлолома (абзац тринадцатый п. 3 ст. 2 вышеуказанного Федерального закона), и, следовательно, наличные денежные расчеты при приеме от населения металлолома должны производиться с применением ККТ.
     
     Кассовый чек, выданный при применении ККТ, является документом, подтверждающим исполнение обязательств по договору купли-продажи (оказания услуг) между покупателем (клиентом) и соответствующим юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и составляется в момент совершения операции, как того требует Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". В связи с этим кассовый чек является первичным учетным документом.
     
     Фиксируемые в фискальной памяти ККТ данные о выручке будут соответствовать суммам, выданным сдатчикам металлолома. В этом случае в кассовом чеке должна пробиваться сумма, выданная сдатчику за принятый металлолом. Что же касается порядка снятия сменного Z-отчета и фискального отчета, то он регламентирован технической документацией на применяемую ККТ. В графе 10 формы N КМ-4 (журнал кассира-операциониста) данные будут соответствовать сумме выданных денег за принятый от сдатчиков металлолом и должны отражаться в расходах организации.
     
     Конкретный порядок оформления документов на выдачу наличных денег сдатчикам металлолома из кассы организации может быть конкретизирован принятой учетной политикой по организации в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете.
     
     В соответствии со ст. 313 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по налогу на прибыль по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.
     
     Порядок формирования налоговой базы по налогу на прибыль установлен нормами главы 25 НК РФ. При этом согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 настоящего Кодекса, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные в том числе документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Таким образом, при формировании налоговой базы по налогу на прибыль доходы, полученные организацией при дальнейшей реализации принятого от сдатчиков металлолома, уменьшаются в том числе на величину произведенных расходов, связанных с выплатой сдатчикам за принятый металлолом денежных средств, подтвержденных кассовым чеком.


Учет средств, уплачиваемых членами гаражно-строительного кооператива на обеспечение эксплуатации построенного гаражного комплекса

     
     Организация является гаражно-строительным кооперативом. Являются ли для нее средства, полученные от своих членов на обеспечение эксплуатации построенных гаражных комплексов, паевыми взносами, то есть целевыми поступлениями, не облагаемыми единым налогом, уплачиваемым при применении упрощенной системы налогообложения, на основании подпункта 1 п. 2 ст. 251 НК РФ, или данные средства являются выручкой, подлежащей включению в объект обложения единым налогом, уплачиваемым при применении данного специального налогового режима?
     
     Отношения, связанные с созданием и деятельностью потребительских кооперативов (в том числе гаражно-строительных), регулируются ст. 116 ГК РФ, которой определено, что потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Устав потребительского кооператива должен содержать условия о размере паевых взносов членов кооператива, о составе и порядке внесения ими паевых взносов и об ответственности членов кооператива за нарушение обязательства по внесению паевых взносов.
     
     Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, в том числе целевые поступления, определены в ст. 251 НК РФ, и их перечень является исчерпывающим.
     
     К целевым поступлениям, не учитываемым при определении налоговой базы, относятся в том числе целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные вышеуказанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели вышеуказанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений (п. 2 ст. 251 НК РФ).
     
     Согласно подпункту 1 п. 2 ст. 251 НК РФ к целевым поступлениям отнесены осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые вклады.
     
     Таким образом, вступительные взносы, членские взносы и паевые вклады не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль у тех организационно-правовых форм некоммерческих организаций, которые вправе их аккумулировать в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях, согласно которому они созданы.
     
     Статьей 116 ГК РФ предусмотрено, что потребительские кооперативы создаются путем объединения его членами паевых имущественных взносов.
     
     Паевые имущественные взносы, поступившие от членов гаражно-строительного кооператива, объединившихся в этом кооперативе на основе вышеуказанных взносов, являются целевыми поступлениями в соответствии с подпунктом 1 п. 2 ст. 251 НК РФ.
     
     Взимание потребительскими кооперативами вступительных и членских взносов с членов кооператива законодательством не предусматривается.
     
     Средства, поступившие от членов гаражно-строительных кооперативов в оплату стоимости содержания, обслуживания и ремонта имущества, а также в оплату коммунальных услуг, целевыми поступлениями в смысле п. 2 ст. 251 НК РФ не являются. Они являются выручкой, полученной гаражно-строительными кооперативами за оказанные ими услуги, которая в установленном главой 25 НК РФ порядке подлежит учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
     
     Аналогичный подход применяется также при решении вопроса о порядке определения доходов гаражно-строительными кооперативами при применении упрощенной системы налогообложения.