Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Приказ Минфина России от 09.02.2007 N 13н "Об утверждении формы Расчета авансовых платежей по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, и Порядка ее заполнения"


Минфин России

Приказ

от 09.02.2007 N 13н

"Об утверждении формы Расчета авансовых платежей по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, и Порядка ее заполнения"*1

     _____
     *1 Текст официального документа не приводится.
     

Зарегистрирован в Минюсте России 15 марта 2007 года, регистр. N 9118

    

Комментарий к представлению отчетности по единому социальному налогу за 6 месяцев 2007 года*1

     _____
     *1 Для удобства пользования в текст комментария включены фрагменты заполнения Расчета авансовых платежей по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, формы по КНД 1151050 [Раздел 2 (в извлечениях)] и Индивидуальной карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налогового вычета).
     
В.И. Янченко
     

1. Общие положения

     
     В соответствии со ст. 240 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налоговым периодом по единому социальному налогу (ЕСН) признается календарный год, а отчетными периодами считаются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.
     
     В случае начисления выплат в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, заключенным на выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам (помимо организаций) такие налогоплательщики, как индивидуальные предприниматели, адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, нотариусы, занимающиеся частной практикой, должны также заполнить и представить в налоговый орган по итогам 6 месяцев 2007 года Расчет авансовых платежей по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, - с выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц. Форма такого Расчета утверждена приказом Минфина России от 09.02.2007 N 13н (далее - Расчет авансовых платежей по ЕСН).
     

2. Особенности представления отчетности по ЕСН отдельными организациями

     
     Если организация включает обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, то на основании п. 8 ст. 243 НК РФ такие обособленные подразделения исполняют обязанность организации по уплате ЕСН, а также по представлению отчетности, в том числе Расчетов авансовых платежей по ЕСН по месту своего нахождения в части выплат и вознаграждений в пользу физических лиц, относящихся к соответствующему обособленному подразделению.
     
     Таким образом, и головная организация, и ее обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, обязаны представить по итогам 6 месяцев 2007 года в налоговые органы по месту своего нахождения Расчеты авансовых платежей по ЕСН.
     
     Если организация включает обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса, расчетного счета и не начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, или если у них отсутствует хотя бы один из вышеперечисленных признаков, то отчетность по ЕСН представляется организацией в налоговый орган по месту своего нахождения в централизованном порядке с учетом данных всех обособленных подразделений.
     
     Иностранная организация может осуществлять деятельность в нескольких местах на территории Российской Федерации через свои представительства.
     
     Иностранная организация, осуществляющая деятельность на территориях, подконтрольных различным налоговым органам, обязана встать на учет в каждом налоговом органе той территории, на которой она осуществляет свою деятельность.
     
     Если на территории Российской Федерации расположено несколько представительств иностранной организации, то на одно из них, имеющее отдельный баланс, расчетный счет и начисляющее выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, иностранной организацией может быть возложена обязанность головного представительства, производящего уплату налогов и представление налоговой отчетности по месту своего нахождения за себя и за представительства, не имеющие отдельного баланса, расчетного счета и не начисляющие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
     
     В данном случае головное представительство иностранной организации должно представить налоговую отчетность по ЕСН в налоговый орган по месту своего нахождения, включая представительства, не имеющие отдельного баланса, расчетного счета и не начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
     

3. Представление отчетности по ЕСН через законного или уполномоченного представителя

     
     Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, полномочия которого согласно ст. 26 НК РФ должны быть документально подтверждены.
     
     Пунктом 2 ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту.
     
     В случае отсутствия у бюджетной организации расчетного счета централизованная бухгалтерия указывает при оформлении расчетных документов на уплату ЕСН в полях ИНН и КПП плательщика соответственно значения показателей ИНН и КПП бюджетной организации, которые присвоены ей в установленном порядке, а в поле "Плательщик" - наименование централизованной бухгалтерии, которой открыт счет в банке для учета операций со средствами федерального бюджета, с которого будут списаны денежные средства.
     

4. Представление отчетности в случае ликвидации (реорганизации) организации

     
     Если организация ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, то последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации). За этот период организация должна представить налоговую декларацию по ЕСН.
     
     Пример
     
     Если организация реорганизована 25 мая 2007 года, то она должна за этот период представить не Расчет авансовых платежей по ЕСН, а декларацию по ЕСН.
     
     Обращаем внимание плательщиков ЕСН на то, что порядок формирования налоговой базы и применения регрессивных ставок ЕСН в случае присоединения к организации реорганизованного юридического лица изложен в письмах Минфина России от 13.03.2002 N 04-04-04/31, от 23.11.2004 N 03-05-02-04/59, от 29.04.2005 N 03-05-02-04/85, от 20.11.2006 N 03-05-02-04/179.
     
     Главой 24 НК РФ не предусмотрено специальных положений, регулирующих порядок определения налоговой базы, исчисления и уплаты ЕСН организацией в случае ее реорганизации. В то же время часть первая НК РФ содержит ряд положений, регулирующих налоговые правоотношения, возникающие в связи с реорганизацией организации.
     
     Так, согласно п. 2 ст. 50 НК РФ исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом вышеуказанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.
     
     В соответствии с п. 3 и 5 ст. 50 НК РФ при присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо, которое должно исполнить эту обязанность в установленные для присоединенного лица сроки.
     
     Следовательно, по смыслу ст. 50 НК РФ присоединяющая организация является правопреемником в части уплаты тех налогов, обязанность по которым не исполнена присоединенным юридическим лицом до завершения реорганизации.
     
     Правопреемства в части формирования налоговой базы, в частности, по ЕСН, а также правопреемства в части применения пониженных ставок ЕСН законодательством не предусмотрено.
     
     В соответствии со ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
     
     Пунктом 3 ст. 55 НК РФ установлено, что если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации). Предусмотренные п. 3 ст. 55 НК РФ правила не применяются в отношении организации, созданной путем реорганизации в форме преобразования (вновь возникшее юридическое лицо - правопреемник реорганизованного юридического лица).
     
     Таким образом, вновь возникшая организация - правопреемник реорганизованного юридического лица (как новый налогоплательщик) при определении налоговой базы по ЕСН не имеет права учитывать выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц реорганизованным юридическим лицом, и у нее не имеется правовых оснований для применения регрессивной шкалы ставок ЕСН к выплатам и вознаграждениям, начисленным физическим лицам вновь возникшей организацией с учетом выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц реорганизованного юридического лица. По данному вопросу имеется положительная судебная практика арбитражных судов федеральных округов. Однако определения и решений ВАС РФ по этой проблеме в пользу налогоплательщика до настоящего времени не имеется.
     

5. Представление отчетности в случае прекращения деятельности индивидуального предпринимателя и адвоката

     
     Если индивидуальный предприниматель, осуществляющий выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц, прекращает свою деятельность до конца налогового периода, то он обязан в пятидневный срок со дня подачи в регистрирующий орган заявления о прекращении деятельности представить в налоговый орган налоговую декларацию по ЕСН для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за период с начала года по день подачи вышеуказанного заявления включительно.
     
     В случае прекращения либо приостановления статуса адвоката он должен в двенадцатидневный срок со дня принятия соответствующего решения уполномоченным органом представить в налоговый орган не Расчет авансовых платежей по ЕСН, а налоговую декларацию по ЕСН за период с начала налогового периода по день прекращения либо приостановления статуса адвоката включительно.
     

6. Исправление ошибок (искажений) в отчетности

     
     В соответствии с положениями ст. 54 и 81 НК РФ в случае обнаружения ошибок (искажений) налогоплательщик вправе пересчитать налоговые обязательства и представить в налоговый орган корректирующий Расчет авансовых платежей по ЕСН.
     
     Такая отчетность представляется в налоговый орган на бланке установленной формы, действующей в том отчетном или налоговом периоде, за который производится перерасчет налоговых обязательств по ЕСН.
     
     Таким образом, если после представления отчетности по итогам 6 месяцев 2007 года налогоплательщик обнаружит ошибки, он будет вправе исправить свои ошибки и представить в налоговый орган корректирующий Расчет авансовых платежей по ЕСН с учетом дополнений и изменений.
     

7. Особенности исчисления доли ЕСН, подлежащей уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации

     
     Особенностью расчета доли ЕСН, подлежащей уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ), является уменьшение исчисленного налога на сумму расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных налогоплательщиком.
     
     Кроме того, в расчете этой доли ЕСН учитываются суммы возмещений произведенных расходов, полученных налогоплательщиком от исполнительного органа ФСС РФ.
     
     Если в ходе контрольных мероприятий, проведенных органом ФСС РФ, по итогам 6 месяцев 2007 года часть произведенных налогоплательщиком расходов на цели обязательного социального страхования не принята ФСС РФ к зачету, налогоплательщик обязан пересчитать и увеличить сумму ЕСН к уплате в ФСС РФ и также представить корректирующую отчетность по ЕСН за тот период, в котором допущено неправомерное завышение расходов.
     
     Если в период времени, когда налогоплательщик перешел на специальные налоговые режимы и уже не являлся плательщиком ЕСН, от исполнительного органа ФСС РФ получены сведения о суммах расходов на цели социального страхования, не принятых к зачету, или о суммах таких расходов, возмещенных вышеуказанным органом ФСС РФ, налогоплательщик обязан также внести изменения в бухгалтерский учет и представить корректирующую отчетность по ЕСН за тот период, в котором расходы были им завышены, или за период, за который расходы были возмещены ФСС РФ, то есть когда такой налогоплательщик был плательщиком ЕСН.
     
     Читателям журнала следует иметь в виду, что поскольку строки 0700-0840 декларации по ЕСН, которую будут заполнять налогоплательщики, и их достоверность контролируются исполнительным органом ФСС РФ, то эти строки корректируются только с учетом камерально проверенных сумм ФСС РФ.
     
     После проверки и принятия органом ФСС РФ вышеуказанных сумм , которые также отражаются в расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ), утвержденной постановлением ФСС РФ от 22.12.2004 N 111, представляемой налогоплательщиком-страхователем в ФСС РФ, налогоплательщик теряет право на их корректировку.
     

8. Уплата ЕСН при переходе на общий режим налогообложения

     
     Если налогоплательщик, применявший упрощенную систему налогообложения, утрачивает право на ее применение в течение налогового периода, то согласно п. 4 ст. 346.13 НК РФ он считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала квартала, в котором он потерял право на применение специального налогового режима.
     
     При этом налогоплательщик рассчитывает все налоги в порядке, предусмотренном для вновь созданных организаций.
     
     Пример
     
     Если налогоплательщик допустил превышение дохода 20 млн руб. в период до 25 февраля 2007 года, то он с 1 января 2007 года считается перешедшим на общий режим налогообложения и должен представить в налоговый орган Расчет авансовых платежей по ЕСН за I квартал по исчисленным суммам этого налога за январь, февраль и март 2007 года; за полугодие - без каких-либо особенностей.
     
     В рассматриваемом примере налоговая база по ЕСН на каждого отдельного работника формируется нарастающим итогом с 1 января 2007 года, а база по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (ОПС) - с 1 января 2007 года.
     
     Пунктом 2 ст. 243 НК РФ предусмотрено, что сумма ЕСН (сумма авансового платежа по ЕСН), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на ОПС (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом законодателем не установлено каких-либо особенностей расчета страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на ОПС (налогового вычета) налогоплательщиком, утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения и перешедшим на общий режим налогообложения.
     

9. Представление в налоговые органы отчетности по ЕСН в случае отсутствия объекта налогообложения

     
     Обязанность представлять налоговую отчетность по ЕСН обусловлена не наличием суммы этого налога к уплате, а положениями главы 24 НК РФ, которыми соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков ЕСН.
     
     Главой 24 НК РФ налогоплательщику не предоставлено право не сдавать отчетность по ЕСН в случае отсутствия суммы этого налога к уплате.
     
     Налогоплательщик в случае отсутствия у него налоговой базы обязан представить в налоговый орган нулевую декларацию по ЕСН или Расчет авансовых платежей по ЕСН.
     
     В то же время если лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляет операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеет по этим налогам объектов налогообложения, то это лицо представляет в составе с другими налогами, в том числе и по итогам отчетного периода по таким налогам, единую (упрощенную) налоговую декларацию.
     
     Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются Минфином России.
     
     Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.
     

10. Общие требования, предъявляемые к заполнению Расчета авансовых платежей по ЕСН

     
     Расчет авансовых платежей по ЕСН должен быть заполнен шариковой или перьевой ручкой, черным либо синим цветом; Расчет можно также распечатать на принтере.
     
     Расчет авансовых платежей по ЕСН представляется налогоплательщиком в налоговый орган на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Расчет авансовых платежей по ЕСН на бумажном носителе может быть представлен налогоплательщиком лично или через своего представителя, направлен в виде почтового отправления с описью вложения или передан по телекоммуникационным каналам связи.
     
     При отправке Расчета авансовых платежей по ЕСН по почте днем его представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения, при передаче по телекоммуникационным каналам связи - дата его отправки.
     
     Обращаем внимание читателей на некоторые общие правила заполнения Расчета авансовых платежей по ЕСН.
     
     В каждую строку и в соответствующие ей графы вписывается только один показатель. В случае отсутствия каких-либо показателей, предусмотренных Расчетом авансовых платежей по ЕСН, в строке и соответствующей графе ставится прочерк. Все значения денежных показателей отражаются в полных рублях. Сумма авансовых платежей по ЕСН менее 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.
     
     Если на страницах Расчета авансовых платежей по ЕСН, которые должны быть представлены налогоплательщиком, какие-либо таблицы не заполняются, то в полях этих таблиц ставятся прочерки.
     
     Для исправления ошибок налогоплательщик должен перечеркнуть неверное значение показателя, вписать правильное значение показателя и поставить свою подпись под исправлением с указанием его даты. Все исправления заверяются печатью организации (штампом - для иностранных организаций) или подписью индивидуального предпринимателя, физического лица, не признаваемого индивидуальным предпринимателем, или их представителей. Не допускается исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства.
     
     После заполнения Расчета авансовых платежей по ЕСН налогоплательщик должен проставить сквозную нумерацию заполненных страниц в поле "Стр.".
     
     В верхней части каждой заполняемой страницы Расчета авансовых платежей по ЕСН указываются:
     
     - для российской и иностранной организаций:
     
     - идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП), который присвоен организации тем налоговым органом, в который налогоплательщик представляет Расчет. Поскольку ИНН организации состоит из десяти знаков, в зоне из двенадцати ячеек, отведенной для записи этого показателя, в первых двух ячейках проставляются нули (00);
     
     - для российской организации:
     
     - ИНН и КПП по месту нахождения организации указываются налогоплательщиком согласно утвержденной форме;
     
     - КПП по месту нахождения обособленного подразделения согласно Уведомлению о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения обособленного подразделения на территории Российской Федерации;
     
     - для иностранной организации:
     
     - ИНН и КПП по месту нахождения отделения иностранной организации, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации;
     
     - для физического лица:
     
     - ИНН в соответствии со Свидетельством о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации.
     
     В комплект Расчета авансовых платежей по ЕСН входят титульный лист, Разделы 1, 2, 2.1, 3, 3.1.
     
     Титульный лист, Разделы 1, 2, 2.1 Расчета авансовых платежей по ЕСН представляются всеми налогоплательщиками. В Разделе 2.1 Расчета авансовых платежей по ЕСН налогоплательщики (за исключением организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий и уплачивающих авансовые платежи по ЕСН по ставкам, установленным п. 6 ст. 241 НК РФ) заполняют таблицу для отражения налоговой базы по интервалам до 280 000 руб. и выше. Организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий и уплачивающие авансовые платежи по налогу по ставкам, установленным п. 6 ст. 241 НК РФ, в Разделе 2.1 Расчета авансовых платежей по ЕСН заполняют таблицу для отражения налоговой базы по интервалам до 75 000 руб. и выше. Разделы 3, 3.1 Расчета авансовых платежей по ЕСН заполняются налогоплательщиками, применяющими налоговые льготы в соответствии с подпунктом 1, абзацами вторым и третьим подпункта 2 п. 1 ст. 239 НК РФ.
     
     Достоверность и полнота сведений, указанных в Расчете авансовых платежей по ЕСН, подтверждаются налогоплательщиками или их представителями в нижней части титульного листа, а также каждого заполняемого раздела Расчета авансовых платежей по ЕСН.
     
     Налогоплательщик заполняет все разделы титульного листа Расчета авансовых платежей по ЕСН (кроме раздела "Заполняется работником налогового органа"), при этом указываются:
     
     - в поле "Вид документа" при представлении первичного Расчета авансовых платежей по ЕСН в первой ячейке - код 1, при этом вторая ячейка не заполняется.
     
     При представлении в налоговый орган Расчета авансовых платежей по ЕСН, в котором отражены налоговые обязательства с учетом внесенных дополнений и изменений, в поле "Вид документа" проставляется код 3 (корректирующий) с отражением через дробь номера, указывающего, какой по счету Расчет с учетом внесенных изменений и дополнений представляется налогоплательщиком в налоговый орган (например, 3/1, 3/2, 3/3 и т.д.);
     
     - отчетный период, за который представляется Расчет авансовых платежей по ЕСН. Отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года, которые обозначаются соответственно как "3", "6" и "9";
     
     - текущий налоговый период - календарный год, за отчетный период которого представляется Расчет авансовых платежей по ЕСН;
     
     - наименование налогового органа и его код;
     
     - полное наименование российской организации в соответствии с учредительными документами (при наличии в наименовании латинской транскрипции таковая указывается) либо полное наименование отделения иностранной организации, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации; при подаче Расчета индивидуальным предпринимателем или физическим лицом, не признаваемым индивидуальным предпринимателем, - фамилия, имя, отчество (полностью, без сокращений, в соответствии с документом, удостоверяющим личность);
     
     - номер контактного телефона налогоплательщика;
     
     - количество страниц, на которых составлен Расчет авансовых платежей по ЕСН;
     
     - количество прилагаемых к Расчету авансовых платежей по ЕСН листов подтверждающих документов и (или) их копий, включая копию документа, подтверждающего полномочия представителя налогоплательщика в случае подписания Расчета не налогоплательщиком.
     
     При заполнении Расчета авансовых платежей по ЕСН организацией на титульном листе ставится подпись руководителя организации, которая заверяется печатью организации, и указывается дата сдачи Расчета в налоговый орган. При этом фамилия, имя, отчество руководителя организации-налогоплательщика на титульном листе в поле "Руководитель" указываются полностью.
     
     Расчет авансовых платежей по ЕСН, представляемый индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, не признаваемым индивидуальным предпринимателем, подписывается налогоплательщиком в соответствующем поле титульного листа с проставлением даты подписания Расчета.
     
     При подтверждении достоверности и полноты сведений, указанных в Расчете авансовых платежей по ЕСН, представителем налогоплательщика на титульном листе Расчета в поле "Представитель" приводятся полное наименование организации или имя, фамилия и отчество физического лица - представителя налогоплательщика.
     
     При подтверждении достоверности и полноты сведений, указанных в Расчете авансовых платежей по ЕСН, организацией - представителем налогоплательщика на титульном листе в соответствующем поле ставится подпись руководителя уполномоченной организации, которая заверяется печатью указанной организации, и проставляется дата подписания Расчета.
     
     При подтверждении достоверности и полноты сведений, указанных в Расчете авансовых платежей по ЕСН физическим лицом - представителем налогоплательщика на титульном листе в соответствующем поле ставится подпись физического лица и проставляется дата подписания Расчета; кроме того, на титульном листе отражается наименование документа, подтверждающего полномочия представителя, и прилагается указанный документ или его копия.
     
     Подпись налогоплательщика либо его представителя и дата подписания Расчета авансовых платежей по ЕСН проставляются также в конце каждого Раздела Расчета.
     
     В случае отсутствия ИНН у физического лица - налогоплательщика приводится его место жительства в Российской Федерации в соответствии с документом, удостоверяющим личность; при отсутствии у иностранных граждан и лиц без гражданства места жительства на территории Российской Федерации указывается место пребывания таких лиц, определяемое адресом, по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
     

11. Заполнение Раздела 1 Расчета авансовых платежей по ЕСН

     
     Прежде чем приступить к заполнению Раздела 1 "Сумма авансовых платежей по налогу, подлежащая уплате в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, по данным налогоплательщика" Расчета авансовых платежей по ЕСН, налогоплательщик должен выверить все данные налогового учета, то есть порядок отражения данных индивидуальных и сводных карточек, в которых во исполнение п. 4 ст. 243 НК РФ налогоплательщик ведет учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм ЕСН, относящихся к ним, сумм налоговых вычетов, сумм, не подлежащих налогообложению, налоговых льгот, других показателей, необходимых для расчета ЕСН, по каждому физическому лицу, в пользу которого начислялись выплаты.
     
     В Разделе 1 налогоплательщик должен отразить информацию об исчисленных им суммах авансовых платежей по ЕСН, подлежащих уплате в федеральный бюджет и в бюджеты государственных внебюджетных фондов за последние три месяца отчетного периода (за апрель, май, июнь)*1.
     _____
     *1 Напоминаем читателям журнала, что в настоящем комментарии рассматривается порядок заполнения и представления отчетности по ЕСН за 6 месяцев 2007 года.
     
     При заполнении Раздела 1 налогоплательщик должен учитывать категорию налогоплательщиков, к которой он относится.
     
     Так, для применения пониженных ставок ЕСН к выплатам и вознаграждениям, начисленным в пользу физических лиц после 1 января 2007 года, сельскохозяйственные товаропроизводители, включая организации, индивидуальных предпринимателей и глав крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ), должны соответствовать критерию, указанному в ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон N 264-ФЗ).
     
     В целях Закона N 264-ФЗ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, и реализацию этой продукции при условии, что в общем доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей доля от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% в течение календарного года.
     
     Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также:
     
     - сельскохозяйственные потребительские кооперативы [перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные], созданные в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации";
     
     - КФХ в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
     
     При этом согласно ст. 4 Закона N 264-ФЗ под сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг.
     
     До 1 января 2007 года действовала иная норма, а именно: в соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" сельскохозяйственным товаропроизводителем признавалось физическое или юридическое лицо, осуществлявшее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляла в стоимостном выражении более 50% общего объема производившейся продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляли в стоимостном выражении более 70% общего объема производившейся продукции.
     
     Ставки налога, установленные таблицей 2 п. 1 ст. 241 НК РФ, применяются организациями и индивидуальными предпринимателями налогоплательщиками - сельскохозяйственными товаропроизводителями в отношении выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым договорам за выполненные работы, оказанные услуги, по авторским договорам. При этом налогоплательщиками - сельскохозяйственными товаропроизводителями и выступающими в качестве работодателей организациями, занятыми в производстве сельскохозяйственной продукции, признаются лица, которые соответствуют понятию "сельскохозяйственный товаропроизводитель", установленному ст. 3 Закона N 264-ФЗ.
     
     Под сельскохозяйственной продукцией понимается продукция, определенная в Общероссийском классификаторе продукции ОК 005-93, утвержденном постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301, позициями 97 0000 "Продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства" (кроме классов продукции 97 7000 "Семена деревьев и кустарников, семена в плодах", 97 8000 "Сеянцы деревьев и кустарников", 97 9000 "Саженцы деревьев и кустарников") и 98 0000 "Продукция животноводства" [кроме классов 98 8100 "Продукция рыбоводства прудового, озерного, речного", 98 9930 "Продукция рыбная, вылов рыбы и других водных биоресурсов рыболовецкими артелями (колхозами)"].
     
     Организациям, которые относят себя к организациям народных художественных промыслов, необходимо иметь в виду следующее.
     
     Согласно ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 N 3612-1 художественные промыслы отнесены к культурным ценностям.
     
     В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.01.1999 N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах" (далее - Закон N 7-ФЗ) отношения в области народных художественных промыслов на территории Российской Федерации регулируются данным Федеральным законом. Участниками вышеуказанных отношений являются граждане и юридические лица любых организационно-правовых форм и форм собственности.
     
     Статьей 3 Закона N 7-ФЗ определено понятие "народный художественный промысел", под которым подразумевается одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов.
     
     Согласно ст. 3 Закона N 7-ФЗ территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его социально-бытовая инфраструктура и могут находиться необходимые сырьевые ресурсы, является местом традиционного бытования народного художественного промысла.
     
     В соответствии со ст. 3 Закона N 7-ФЗ к изделию народного художественного промысла отнесено художественное изделие утилитарного и (или) декоративного назначения, изготовленное в соответствии с традициями данного промысла, уникальным изделием народного художественного промысла является единственное в своем роде, имеющее высокую художественную ценность изделие народного художественного промысла.
     
     Согласно п. 1 ст. 4 Закона N 7-ФЗ экономические, социальные и иные условия для сохранения, возрождения и развития организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается Правительством РФ, обеспечиваются федеральными органами государственной власти.
     
     Пунктом 2 ст. 4 Закона N 7-ФЗ определено, что поддержку народным художественным промыслам (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается Правительством РФ) оказывают органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона N 7-ФЗ основной задачей деятельности организаций народных художественных промыслов является сохранение, возрождение и развитие традиций народных художественных промыслов.
     
     Пунктом 2 ст. 5 Закона N 7-ФЗ к организациям народных художественных промыслов отнесены организации (юридические лица) любых организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме отгруженных (подлежащих реализации путем поставки или иной продажи либо обмена) товаров собственного производства (работ, услуг, выполненных, оказанных своими силами) которых изделия народных художественных промыслов, по данным федерального государственного статистического наблюдения за предыдущий год, составляют не менее 50%.
     
     Согласно п. 1 и 2 ст. 7 Закона N 7-ФЗ отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов осуществляется на основе решений художественно-экспертных советов по народным художественным промыслам, принимаемых по результатам рассмотрения представленных типовых образцов и уникальных изделий народных художественных промыслов. Эти решения принимаются в соответствии с перечнем видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, который утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
     
     Субъекты Российской Федерации с учетом положений Закона N 7-ФЗ устанавливают порядок отнесения изделий, изготовляемых на их территориях, к изделиям народных художественных промыслов. При этом п. 3 ст. 7 Закона N 7-ФЗ определен перечень изделий, которые не могут быть отнесены к изделиям народных художественных промыслов.
     
     Таким образом, если организация соответствует вышеуказанным положениям, то она исчисляет и уплачивает ЕСН по ставкам, приведенным в таблице 2 п. 1 ст. 241 НК РФ с выплат и вознаграждений в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым, авторским договорам.
     
     При отнесении организации к родовым, семейным общинам коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, она должна учитывать следующее.
     
     Вышеуказанные общины отличаются от территориально-соседских общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов.
     
     Согласно ст. 1 Федерального закона от 20.07.2000 N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (далее - Закон N 104-ФЗ) к коренным малочисленным народам Севера Российской Федерации относятся народы, проживающие в районах Севера на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
     
     Статьей 5 Закона N 104-ФЗ определено, что деятельность общин малочисленных народов носит некоммерческий характер.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 8 Закона N 104-ФЗ созданная община малочисленных народов подлежит обязательной государственной регистрации. После государственной регистрации община малочисленных народов приобретает права юридического лица.
     
     Согласно п. 1 ст. 11 Закона N 104-ФЗ община малочисленных народов основана на членстве, которое может быть коллективным [членство семей (родов)] и индивидуальным (членство лиц, относящихся к малочисленным народам).
     
     С учетом положений Закона N 104-ФЗ взаимоотношения членов общины малочисленных народов основаны на гражданско-правовых отношениях.
     
     При этом такие общины могут для выполнения работ, оказания услуг привлекать по трудовым договорам работников и производить оплату их труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
     
     Согласно п. 2 ст. 22 Закона N 104-ФЗ общины малочисленных народов подлежат ликвидации в том числе в случае прекращения осуществления традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами.
     
     Если родовые, семейные общины малочисленных народов Севера занимаются традиционными промыслами, то они могут отвечать понятию организации народных художественных промыслов согласно положениям ст. 5 Закона N 7-ФЗ при условии, что имеют место традиционного бытования народного художественного промысла - территорию, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его социально-бытовая инфраструктура и могут находиться необходимые сырьевые ресурсы (ст. 3 Закона N 7-ФЗ), а также изготавливают изделия народных художественных промыслов, соответствующие понятию, определенному ст. 3 Закона N 7-ФЗ.
     
     Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" дано понятие "резидент технико-внедренческой особой экономической зоны".
     
     Статьей 241 НК РФ для налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории этой зоны, с 2006 года введены пониженные ставки ЕСН. При этом вышеуказанные налогоплательщики исчисляют ЕСН только в федеральный бюджет.
     
     Федеральным законом от 27.07.2006 N 144-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части создания благоприятных условий налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также внесения других изменений, направленных на повышение эффективности налоговой системы" для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, за исключением налогоплательщиков, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, установлена специальная шкала налоговых ставок ЕСН, при использовании которой регрессивные ставки начинают применяться к налоговой базе, превышающей 75 000 руб.
     
     Аналогичные изменения в части тарифов страховых взносов на ОПС у них отсутствуют.
     
     Такие налогоплательщики должны иметь среднесписочную численность работающих в организации не менее 50 человек, документы, подтверждающие статус организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, и правомерность уплачивать ЕСН по установленным п. 6 ст. 241 НК РФ ставкам, а также должны иметь документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, полученный в порядке, установленном Правительством РФ.
     
     Кроме того, они должны подтвердить, что по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату ЕСН по специальным ставкам, доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению вышеуказанных программ для ЭВМ, баз данных составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации за вышеуказанный период, в том числе от иностранных лиц - не менее 70%.
     
     Для вновь созданных организаций доля доходов от реализации вышеуказанной продукции, услуг (работ) должна составлять не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период, в том числе от иностранных лиц не менее 70%, по итогам отчетного (налогового) периода.
     
     При этом в целях применения п. 6 ст. 241 НК РФ сумма доходов определяется в соответствии со ст. 248 НК РФ.
     
     Согласно ст. 241 НК РФ место осуществления деятельности покупателя определяется как место фактического присутствия покупателя на территории иностранного государства на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства, если программы для ЭВМ и базы данных, услуги (работы) и имущественные права приобретались через это постоянное представительство, места жительства физического лица.
     
     В целях подтверждения права уплачивать ЕСН по установленным п. 6 ст. 241 НК РФ ставкам налогоплательщик должен иметь договор (копию договора), заключенный с иностранным лицом, и документы, подтверждающие факт оказания услуг (выполнения работ), или таможенную декларацию (ее копию) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации.
     
     С учетом вышерассмотренного налогоплательщик должен указать:
     
     - по строке 001:
     
     - для организаций (кроме организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на этой территории; сельскохозяйственных товаропроизводителей; организаций народных художественных промыслов; родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий и уплачивающих налог по ставкам, установленным п. 6 ст. 241 НК РФ), облагаемых налогами по общему налоговому режиму, - 01;
     
     - для организаций (кроме организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории этой зоны; сельскохозяйственных товаропроизводителей; организаций народных художественных промыслов; родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий и уплачивающих налог по ставкам, установленным п. 6 ст. 241 НК РФ), одновременно применяющих общий режим налогообложения и специальные налоговые режимы, - 11;
     
     - для организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории этой зоны, - 21;
     
     - для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий и уплачивающих авансовые платежи по налогу по ставкам, установленным п. 6 ст. 241 НК РФ, - 31;
     
     - для адвокатских образований, представляющих Расчет авансовых платежей по ЕСН с выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, - 41;
     
     - для сельскохозяйственных товаропроизводителей (организаций и индивидуальных предпринимателей), организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, облагаемых налогами по общему налоговому режиму, - 02;
     
     - для сельскохозяйственных товаропроизводителей (организаций и индивидуальных предпринимателей), организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, одновременно применяющих общий режим налогообложения и специальные налоговые режимы, - 12;
     
     - для индивидуальных предпринимателей, облагаемых налогами по общему налоговому режиму, - 03;
     
     - для индивидуальных предпринимателей, одновременно применяющих общий режим налогообложения и специальные налоговые режимы, - 13;
     
     - для индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории этой зоны, - 23;
     
     - для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, - 04.
     
     Затем заполняются строки 010-050 Раздела 1, по которым указываются:
     
     - по строке 010 - код муниципального образования, на территории которого осуществляется уплата авансовых платежей по ЕСН, в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления ОК 019-95, утвержденным постановлением Госстандарта России от 31.07.1995 N 413;
     
     - по строкам 020 - коды бюджетной классификации (КБК), на которые зачисляются суммы авансовых платежей по ЕСН, в соответствии с законодательством Российской Федерации о бюджетной классификации;
     
     - по строкам 030 - суммы авансовых платежей по ЕСН, подлежащие уплате в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды за апрель отчетного периода (шесть месяцев 2007 года).
     
     В строки 030 налогоплательщиком переносятся значения из Раздела 2 Расчета авансовых платежей по ЕСН в части:
     
     - федерального бюджета (ФБ) - из графы 3 строки 0620;
     
     - ФСС РФ - из графы 3 строки 0920;
     
     - Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) - из графы 5 строки 0620;
     
     - территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) - из графы 6 строки 0620;
     
     - по строкам 040 - суммы авансовых платежей по ЕСН, подлежащие уплате в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды за май отчетного периода (шесть месяцев 2007 года).
     
     Значения по строкам 040 заполняются налогоплательщиком на основе данных из Раздела 2 Расчета авансовых платежей по ЕСН в части:
     
     - федерального бюджета - из графы 3 строки 0630;
     
     - ФСС РФ - из графы 3 строки 0930;
     
     - ФФОМС - из графы 5 строки 0630;
     
     - ТФОМС - из графы 6 строки 0630;
     
     - по строкам 050 - суммы авансовых платежей по ЕСН, подлежащие уплате в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды за июнь отчетного периода (шесть месяцев 2007 года).
     
     В строки 050 налогоплательщиком переносятся значения из Раздела 2 Расчета авансовых платежей по ЕСН в части:
     
     - федерального бюджета - из графы 3 строки 0640;
     
     - ФСС РФ - из графы 3 строки 0940;
     
     - ФФОМС - из графы 5 строки 0640;
     
     - ТФОМС - из графы 6 строки 0640.
     

12. Заполнение Раздела 2 Расчета авансовых платежей по ЕСН

     
     Раздел 2 "Расчет авансовых платежей по единому социальному налогу" Расчета авансовых платежей по ЕСН за шесть месяцев текущего года заполняется всеми плательщиками ЕСН в следующем порядке.
     
     По строке 0100 отражается налоговая база для расчета авансовых платежей по ЕСН нарастающим итогом соответственно за I квартал, полугодие, 9 месяцев текущего налогового периода. Строка 0100 заполняется в соответствии со ст. 237 НК РФ. В соответствии с п. 3 ст. 236 НК РФ выплаты и вознаграждения не признаются объектом обложения ЕСН:
     
     - если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном периоде. Перечень выплат, относящихся к расходам, не учитываемым в целях налогообложения прибыли, установлен ст. 270 НК РФ;
     
     - если у налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, или физических лиц такие выплаты не уменьшают в соответствии с главой 23 НК РФ налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном периоде.
     
     Вышеуказанные суммы не подлежат отражению по строке 0100 Расчета авансовых платежей по ЕСН.
     
     В налоговую базу по строке 0100 не включаются суммы, не подлежащие налогообложению в соответствии со ст. 238 НК РФ, например:
     
     - государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;
     
     - все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, определенных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных:
     
     - с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
     
     - с бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;
     
     - с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
     
     - с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;
     
     - с увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;