Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об имущественных налогах


Об имущественных налогах

     
     Н.А. Гаврилова,
зам. начальника отдела Департамента налоговой  и таможенно-тарифной политики Минфина России, советник налоговой службы Российской Федерации II ранга     
     

О земельном налоге

     

Налогообложение в случае возникновения (прекращения) прав на земельный участок

     
     Как исчисляется земельный налог согласно п. 10 ст. 396 НК РФ в случае возникновения (прекращения) прав на земельный  участок в течение года?
     
     Из содержания п. 10 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) следует, что если право на земельный участок прекращено до 15-го числа месяца, то налогоплательщик должен уплатить налог за период с 1 января до 1-го числа месяца прекращения права. При этом налогоплательщик, у которого возникло право до 15-го числа месяца, должен уплатить земельный налог за полный месяц начиная с 1-го числа месяца возникновения права на земельный участок.
     
     Если право на земельный участок прекращено после 15-го числа месяца, то налогоплательщик должен уплатить налог с 1 января до 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения права. При этом налогоплательщик, у которого возникло право после 15-го числа месяца, должен уплатить налог с 1-го числа месяца, следующего за месяцем возникновения права на земельный участок.
     
     Пример.
     
     Земельный участок был приобретен в собственность 10 февраля 2006 года, о чем была сделана запись в государственном реестре прав. Кадастровая стоимость  участка - 900 000 руб., ставка земельного налога установлена в размере 1,5 %.
     
     В этом случае налогоплательщик должен уплатить налог за 11 месяцев.
     
     Коэффициент владения земельным участком на правах собственности за налоговый период (К2) определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находится в собственности, к числу календарных месяцев: К2 = 11 мес. : 12 мес. = = 0,92.
     
     Сумма налога за налоговый период должна была составить 12 420 руб. (900 000 руб. х 1,5 % х 0,92).
     
     При этом продавец данного земельного участка, который был исключен из реестра прав на земельный участок 10 февраля 2006 года, должен был уплатить земельный налог за один месяц.
     

Уплата земельного налога в случае отсутствия свидетельства о государственной регистрации прав на земельные участки

     
     Согласно ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
     
     В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) вышеуказанные права на земельные участки удостоверяются документами, которые и являются основанием для взимания земельного налога с правообладателей земельных участков.
     
     Пунктом 1 ст. 6 Закона N 122-ФЗ определено, что права на недвижимое имущество, возникшие до 31 января 1998 года, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной вышеназванным Законом. При этом государственная регистрация прав, проведенная в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях уполномоченными государственными органами и организациями до вступления в силу Закона N 122-ФЗ, является юридически действительной. В то же время, по данным Роснедвижимости, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним и ведение соответствующего государственного реестра прав в соответствии с Законом N 122-ФЗ осуществляются фактически с 2000 года.
     
     Одновременно читателям журнала необходимо иметь в виду, что ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлено, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о существующих правах на земельные участки налогоплательщики определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных как физическим, так и юридическим лицам до вступления в силу Закона N 122-ФЗ, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
     
     В этой связи в случае отсутствия государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества основанием для взимания земельного налога будут являться правоустанавливающие документы, по которым осуществлена государственная регистрация наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним и к которым относятся согласно ст. 17 Закона N 122-ФЗ:
     
     - акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
     
     - договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
     
     - акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные согласно законодательству, действовавшему в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
     
     - свидетельства о праве на наследство;
     
     - вступившие в законную силу судебные акты;
     
     - акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
     
     - иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
     
     - иные документы, которые согласно законодательству Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
     
     Если земельные участки выделялись организации после вступления в силу Закона N 122-ФЗ и соответствующие права на земельные участки не были своевременно зарегистрированы в государственном реестре, то, учитывая положения ст. 387 НК РФ об обязательности уплаты земельного налога и ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации о платности использования земли, организации, своевременно не оформившие правоудостоверяющие документы на фактически используемые ими земельные участки или договоры аренды и не уплачивающие земельный налог либо арендную плату за землю, должны привлекаться к административной ответственности за уклонение от регистрации соответствующих прав на недвижимое имущество, предусмотренной, в частности, ст. 19.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), а также к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ.
     
     Поэтому при наличии документа о выделении земельного участка земельный налог должен уплачиваться организацией в общеустановленном порядке, поскольку проведение государственной регистрации, которая в соответствии с Законом N 122-ФЗ является обязательной, зависит исключительно от волеизъявления юридического лица.
     

О налоге на имущество организаций

     

Учет и налогообложение объектов недвижимости, право собственности на которые не зарегистрировано

     
     В каком порядке подлежат учету и налогообложению объекты недвижимости, полученные в качестве вклада в уставный капитал либо приобретенные по договору купли-продажи, которые фактически эксплуатируются, но на которые не зарегистрированы в установленном законодательством порядке права собственности?
     
     В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются условия, установленные п. 4 ПБУ 6/01:
     
     - объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
     
     - объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
     
     - организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
     
     - объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
     
     Пунктом 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, по объектам недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию и которые фактически эксплуатируются, амортизация начисляется в общем порядке с 1-го числа месяца, следующего за месяцем введения объекта в эксплуатацию. Такие объекты допускается принимать к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету учета основных средств.
     
     Данная норма во взаимодействии с п. 38 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств устанавливает право для руководителя организации принимать решение о принятии основных средств к бухгалтерскому учету. В то же время установленные нормы также определяют, что объект недвижимого имущества сформирован в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета в качестве объекта основных средств, что является основанием для его признания объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ.
     
     Согласно п. 41 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, к незавершенным капитальным вложениям относятся не оформленные актами приемки-передачи основных средств и иными документами (включая документы, подтверждающие государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях) затраты на строительно-монтажные работы, приобретение зданий, оборудования, транспортных средств, инструмента, инвентаря, иных материальных объектов длительного пользования, прочие капитальные работы и затраты (проектно-изыскательские, геологоразведочные и буровые работы, затраты по отводу земельных участков и переселению в связи со строительством, на подготовку кадров для вновь строящихся организаций и другие).
     
     Кроме того, согласно Положению по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденному приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, поступления от продажи основных средств признаются в бухгалтерском учете в порядке, аналогичном порядку признания в бухгалтерском учете выручки, то есть при наличии следующих условий:
     
     а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
     
     б) сумма выручки может быть определена;
     
     в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации;
     
     г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);
     
     д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.
     
     При этом вопрос о переходе права собственности решается исходя из норм гражданского законодательства.
     
     Например, организация получила 1 января 2005 года в качестве вклада в уставный капитал от учредителя объекты недвижимости (автозаправочные станции) по акту приема-передачи, ввела их в эксплуатацию и отразила в бухгалтерском учете их стоимость на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы". В составе основных средств на бухгалтерском счете 01 "Основные средства" данное имущество было учтено только в марте 2005 года после государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества.
     
     Согласно ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" устав общества, который представляется при государственной регистрации создаваемого юридического лица [ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ)], должен содержать сведения о размере уставного капитала общества. Изменения, вносимые в учредительные документы общества, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном ст. 13 Закона N 129-ФЗ, и приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных этим Законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию обществ.
     
     Учитывая вышеизложенное, а также факт ведения хозяйственной деятельности организации на объектах недвижимого имущества (ввод в эксплуатацию), первоначальная стоимость которых сформирована на дату передачи документов на государственную регистрацию прав собственности, полагаем, что объект, полученный в качестве вклада в уставный капитал, обладает всеми признаками основного средства, установленными п. 4 ПБУ 6/01. Пунктом 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств указанные объекты также классифицируются как основные средства, и, следовательно, вопрос об их включении в объект налогообложения не зависит от волеизъявления налогоплательщика, а определяется экономической сущностью объекта.
     
     По сделкам купли-продажи объектов недвижимого имущества следует учитывать нормы ПБУ 9/99, в соответствии с которыми продавец не может списать данный объект с баланса и признать выручку от его реализации в бухгалтерском учете до перехода прав на объект недвижимого имущества; следовательно, факт государственной регистрации прав является основанием для перевода в состав основных средств объекта недвижимого имущества при условии сформированной первоначальной стоимости основного средства (в том числе объектов незавершенного строительства, объектов, требующих капитальных вложений на реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение). В то же время организация может перевести в состав основных средств объект недвижимого имущества, приобретенный по договору купли-продажи, согласно условиям, предусмотренным п. 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, то есть при условии ввода в эксплуатацию и передачи документов на государственную регистрацию прав на объект недвижимости.
     
     Что касается государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества, предусмотренной Законом N 122-ФЗ, читателям журнала необходимо иметь в виду, что она является обязательной, однако носит заявительный характер; в связи с этим, если учитываемые на счете 08 объекты недвижимого имущества, права на которые длительное время не регистрируются в соответствии с законодательством, фактически используются организацией для производства продукции, оказания услуг или управленческих нужд, вышеуказанное имущество подлежит обложению налогом на имущество организаций.
     
     В этой связи письмом ФНС России от 25.08.2004 N ШС-14-21-121 ДСП налоговым органам даны следующие указания: при установлении фактов уклонения от государственной регистрации объектов недвижимого имущества при проведении контрольных мероприятий привлекать таких налогоплательщиков путем обращения в суд к уплате налога на имущество организаций и применять меры ответственности при совершении умышленного (по неосторожности) налогового правонарушения, предусмотренного ст. 122 НК РФ. При этом меры административной ответственности за уклонение от регистрации соответствующих прав на недвижимое имущество предусмотрены ст. 19.21 КоАП РФ.
     

Учет процентов для целей обложения налогом на имущество организаций кредита/займа, взятого для рефинансирования (погашения) ранее взятого кредита/займа, предназначенного для приобретения или строительства объектов недвижимости

     
     В соответствии со ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
     
     Поэтому при формировании остаточной стоимости основных средств для целей обложения налогом на имущество организаций необходимо руководствоваться ПБУ6/01, а также Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств.
     
     Кроме того, при формировании в бухгалтерском учете информации о затратах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам, в том числе на строительство или приобретение инвестиционного актива, налогоплательщикам необходимо учитывать нормы Положения по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" ПБУ 15/01, утвержденного приказом Минфина России от 02.08.2001 N 60н.
     
     Пунктом 27 ПБУ 15/01 установлено, что включение затрат по полученным займам и кредитам в первоначальную стоимость инвестиционного актива производится при наличии следующих условий:
     
     а) возникновение расходов по приобретению и (или) строительству инвестиционного актива;
     
     б) фактическое начало работ, связанных с формированием инвестиционного актива;
     
     в) наличие фактических затрат по займам и кредитам или обязательств по их осуществлению.
     
     Пунктом 30 ПБУ 15/01 также определено, что включение затрат по полученным займам и кредитам в первоначальную стоимость инвестиционного актива прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия актива к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств или имущественного комплекса (по соответствующим видам активов, формирующих имущество комплекса). При прекращении работ, связанных со строительством инвестиционного актива, в течение срока, превышающего три месяца, включение затрат по полученным займам и кредитам, использованным для формирования вышеуказанного актива, приостанавливается (п. 28 ПБУ 15/01).
     
     Кроме того, если инвестиционный актив не принят к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств или имущественного комплекса (по соответствующим статьям активов), но на нем начаты фактический выпуск продукции, выполнение работ, оказание услуг, то включение затрат по предоставленным займам и кредитам в первоначальную стоимость инвестиционного актива прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем фактического начала эксплуатации (п. 31 ПБУ 15/01).
     
     Что касается кредита/займа, взятого для рефинансирования (погашения) ранее взятого кредита/займа для приобретения или строительства объектов недвижимости, то затраты по этому полученному займу/кредиту в первоначальную стоимость инвестиционного актива для целей обложения налогом на имущество организаций не включаются.
     

Налогообложение адвокатского бюро

     
     Адвокатское бюро сдает часть принадлежащего ему имущества в аренду. Имеет ли оно право в данном случае воспользоваться льготой по налогу на имущество организаций?
     
     Согласно ст. 373 НК РФ плательщиками налога на имущество организаций признаются российские и иностранные организации, в том числе адвокатские бюро.
     
     В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Закон N 63-ФЗ) адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, в порядке, установленном данным Законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.
     
     Статьей 20 Закона N 63-ФЗ установлено, что адвокаты могут осуществлять адвокатскую деятельность только через адвокатские образования, к которым относится, в частности, адвокатское бюро.
     
     Отношения, возникающие в связи с деятельностью адвокатского бюро, во взаимосвязи положений п. 2 ст. 23 и п. 18 ст. 22 Закона N 63-ФЗ регулируются Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", согласно ст. 2 которого некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
     
     Формой адвокатского бюро - некоммерческой организации - в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О некоммерческих организациях" является некоммерческое партнерство, учрежденное гражданами для содействия ее членам в осуществлении адвокатской деятельности и основанное на членстве. При этом адвокатское бюро вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.
     
     Кроме того, адвокаты, учредившие адвокатское бюро, обязуются в соответствии со ст. 23 Закона N 63-ФЗ соединить по партнерскому договору свои усилия для оказания юридической помощи от имени всех партнеров. Общие дела адвокатского бюро ведутся управляющим партнером, если иное не установлено партнерским договором. Следовательно, ответственность адвоката за неисполнение им своих обязанностей по договору с клиентом несет адвокатское бюро в период партнерского договора, то есть несет финансовые риски как юридическое лицо - некоммерческая организация.
     
     Пунктом 14 ст. 381 НК РФ установлено, что от обложения налогом на имущество организаций освобождается имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций.
     
     Данная норма НК РФ во взаимосвязи с нормами Закона N 63-ФЗ и Федерального закона "О некоммерческих организациях", из которых следует, что адвокатское бюро - некоммерческое партнерство - имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано (в том числе сдавать имущество в аренду), не предусматривает зависимость налоговой льготы от целевого использования имущества в деятельности адвокатского бюро.
     
     Из ст. 374 НК РФ следует, что объектом обложения налогом на имущество являются основные средства, находящиеся на балансе организации.
     
     Следовательно, адвокатское бюро освобождается от обложения налогом на имущество организаций в отношении имущества, находящегося на его балансе, вне зависимости от сдачи имущества в аренду.
     

Налогообложение унитарных предприятий

     
     Федеральное государственное унитарное предприятие "НИС" сдает часть находящегося на его балансе и фактически не используемого федерального имущества в аренду по распоряжению территориального федерального органа по управлению государственным имуществом. Арендная плата полностью перечисляется арендатором в федеральный бюджет. Может ли организация включить в арендную плату от использования находящегося в федеральной собственности имущества сумму налога на имущество организаций, земельного налога и амортизационных отчислений в отношении сданных в аренду объектов недвижимого имущества? Кто должен уплачивать налоги за такое имущество - арендатор или арендодатель?
     
     Статьей 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) установлено, что порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Кроме того, согласно ст. 616 ГК РФ при заключении договора аренды должны быть определены обязанности сторон по содержанию арендованного имущества.
     
     В соответствии со ст. 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации к доходам от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, учитываемым в доходах бюджетов, относятся, в частности, средства, получаемые в виде арендной платы либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
     
     Следовательно, при заключении договора аренды между организацией (арендатором), федеральным государственным унитарным предприятием - балансодержателем федерального имущества и территориальным органом по управлению федеральным имуществом арендные платежи должны уплачиваться непосредственно федеральному государственному унитарному предприятию (далее - ФГУП).
     
     Ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете устанавливается, что доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности, в размере 100 % доходов являются одним из источников формирования федерального бюджета. Поэтому платежи от сдачи федерального имущества в аренду ФГУП должно уплачивать в установленном порядке в федеральный бюджет.
     
     В соответствии со ст. 113 ГК РФ имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
     
     Кроме того, ст. 295 ГК РФ установлены права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, и, в частности, определено, что предприятие не имеет права продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника, а собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
     
     Аналогичная по смыслу норма содержится в ст. 17 "Порядок реализации собственником имущества унитарного предприятия права на получение прибыли от использования имущества, принадлежащего унитарному предприятию" Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Кроме того, вышеуказанным Федеральным законом установлено, что государственное или муниципальное предприятие перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
     
     В соответствии с нормами главы 25 НК РФ при сдаче в установленном порядке в аренду федерального имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения, ФГУП обязано учитывать доходы в виде арендной платы при формировании налоговой базы для исчисления налога на прибыль в составе внереализационных доходов.
     
     При этом читателям журнала следует учитывать, что в соответствии со ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, которые должны быть обоснованны, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     В состав расходов включаются уплаченные унитарным предприятием налоги, в том числе налог на имущество организаций, земельный налог за земельный участок, занимаемый организацией, включая приходящиеся на сдаваемое в аренду имущество, а также расходы по его содержанию.
     
     Согласно ст. 256 НК РФ амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке, установленном главой 25 настоящего Кодекса. При сдаче в аренду имущества, находящегося в государственной собственности и закрепленного за ФГУП на праве хозяйственного ведения, ФГУП вправе при определении налоговой базы по налогу на прибыль принять к вычету расходы в виде амортизационных отчислений по такому имуществу.
     
     Обращаем внимание читателей журнала на то, что плательщиками налога на имущество признаются организации в отношении находящегося на их балансе имущества, являющегося объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ.
     
     Таким образом, ФГУП, являющиеся балансодержателями федерального имущества, при сдаче его в аренду признаются плательщиками налога на имущество организаций.
     
     В аналогичном порядке балансодержатели федерального имущества являются в соответствии со ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве постоянного (бессрочного) пользования, включая земельные участки под объектами, сданными в аренду.