Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об обложении НДС внешнеэкономической деятельности


Об обложении НДС внешнеэкономической деятельности

     
     О.Ф. Цибизова,
начальник отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики  Минфина России
     

Состав пакета документов для подтверждения ставки НДС в размере 0 %

     
     Организация, оказывающая услуги по транспортировке товаров, вывозимых за пределы таможенной территории Российской Федерации через границу Российской Федерации с Республикой Беларусь в  третьи страны, представляет в налоговые органы следующие документы: договор международной перевозки грузов; выписку банка о перечислении денежных средств; копию грузовой таможенной декларации с отметкой "Выпуск разрешен" и личной печатью таможенного инспектора; международный товаротранспортный документ (CMR) с отметкой российского таможенного органа "Выпуск разрешен", отметкой белорусского таможенного органа "Выпуск дозволен", отметками таможенных органов в странах транзита и отметкой получателя товаров в стране назначения. Является ли данный пакет документов достаточным для подтверждения налоговой ставки НДС в размере 0 %?
     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) услуги по транспортировке товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации, облагаются НДС по налоговой ставке в размере 0 %. При этом для обоснования правомерности применения этой налоговой ставки в отношении услуг по транспортировке, оказанных автомобильным транспортом, в налоговые органы представляются документы, предусмотренные п. 4 ст. 165 НК РФ.
     
     Так, в налоговые органы должны быть представлены в том числе контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг; выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя вышеуказанных услуг на счет налогоплательщика в российском банке - в случае безналичных расчетов; копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.
     
     Следует отметить, что на основании п. 4 ст. 165 НК РФ представление вышеназванных транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 4 п. 1 этой статьи Кодекса, в соответствии с которым при вывозе товаров через границу Российской Федерации с Республикой Беларусь в третьи страны на копиях транспортных и товаросопроводительных документов должны проставляться отметки таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление вывоза товаров.
     
     Учитывая вышеизложенное, документы, перечисленные в ситуации, могут быть представлены в налоговый орган в качестве обоснования правомерности применения налоговой ставки НДС в размере 0 %.
     

О.И. Шапошникова,
консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     

Налогообложение при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь

     
     Российская организация оказывает услуги по транспортировке железнодорожным транспортом российских товаров с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь. Каков порядок обложения НДС этих услуг? Применяется ли в отношении таких услуг ставка НДС в размере 0 %?
     
     Согласно положениям ст. 5 Соглашения от 15.09.2004 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Соглашение от 15.09.2004) порядок взимания НДС при выполнении работ (оказании услуг) устанавливается отдельным протоколом. До подписания и вступления в силу такого протокола в отношении операций по выполнению работ (оказанию услуг) действуют нормы национальных законодательств государств - участников Соглашения.
     
     Поскольку до настоящего времени вышеуказанный протокол не вступил в силу, при определении порядка обложения НДС услуг по транспортировке железнодорожным транспортом российских товаров, вывозимых с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, следует руководствоваться нормами главы 21 НК РФ.
     
     Так, п. 1 ст. 164 НК РФ определен перечень работ и услуг, реализация которых подлежит обложению НДС по налоговой ставке в размере 0 %. В данный перечень включены работы (услуги) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров, выполняемые российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте. При этом перечень документов, обосновывающих правомерность применения налоговой ставки в размере 0 % в отношении таких операций, определен ст. 165 НК РФ. В данный перечень включены в том числе транспортные (товаросопроводительные) или иные документы с отметками таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
     
     Что касается обложения НДС иных работ (услуг), то на основании п. 3 ст. 164 НК РФ они подлежат обложению НДС по налоговой ставке в размере 18 %.
     
     Учитывая, что в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 25.05.1995 N 525 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь" и постановления Правительства РФ от 23.06.1995 N 583 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 25 мая 1995 г. N 525 “Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь”" в отношении товаров, происходящих из Российской Федерации и Республики Беларусь, таможенный контроль на российско-белорусской границе отменен, то услуги по транспортировке железнодорожным транспортом российских товаров, вывозимых с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, в отношении которых таможенный контроль отменен, подлежат обложению НДС по налоговой ставке в размере 18 %. При этом суммы НДС, предъявленные при приобретении вышеуказанных услуг, использованных для осуществления операций по реализации российских товаров с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, подлежат вычету в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 171, 172 НК РФ.
     
     Российская организация оказывает услуги по предоставлению в пользование вагонов для транспортировки железнодорожным транспортом российских товаров с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь. Каков порядок обложения НДС этих услуг?
     
     Пунктом 1 ст. 164 НК РФ определен перечень работ и услуг, реализация которых подлежит обложению НДС по ставке в размере 0 %.  В данный перечень включены работы и услуги по организации и сопровождению перевозок вывозимых за пределы территории Российской Федерации товаров, выполняемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, а также работы (услуги) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров, в том числе выполняемые российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте. При этом на основании ст. 165 НК РФ налогообложение товаров, работ, услуг по ставке НДС в размере 0 % осуществляется только при наличии документов, предусмотренных данной статьей Кодекса, в том числе транспортных (товаросопроводительных) или иных документов с отметками таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
     
     Перечень документов, подтверждающих правомерность применения налоговой ставки НДС в размере 0 % по услугам по предоставлению в пользование вагонов для перевозки российских товаров, вывозимых с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь железнодорожным транспортом, в отношении которых таможенный контроль отменен, ст. 165 НК РФ не предусмотрен. Поэтому на основании п. 3 ст. 164 НК РФ вышеуказанные услуги подлежат обложению НДС по ставке в размере 18 %. При этом в соответствии с положениями ст. 171 и 172 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), использованных для осуществления налогооблагаемых операций, принимаются к вычету после принятия на учет таких товаров (работ, услуг) и при наличии счетов-фактур, выставленных продавцами вышеуказанных товаров (работ, услуг). Поэтому суммы НДС по вышеуказанным услугам, использованным для осуществления операций по реализации российских товаров, вывозимых с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, подлежат вычету в общеустановленном порядке.
     
     Российская организация реализует товары на территории Российской Федерации через белорусского посредника в рамках агентского договора. Каков порядок применения НДС в отношении ввозимых на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь товаров, являющихся собственностью российской организации, которые ранее были вывезены этой российской организацией на территорию Республики Беларусь для реализации через посредника?
     
     Порядок определения места реализации товаров в целях применения НДС установлен нормами ст. 147 НК РФ, согласно которым местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, если товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.
     
     Учитывая, что в рассматриваемом случае при осуществлении операций по реализации товаров в рамках агентского договора транспортировка данных товаров начинается на территории Российской Федерации, то местом их реализации признается территория Российской Федерации и операции по реализации таких товаров подлежат обложению НДС на территории Российской Федерации в общеустановленном порядке согласно положениям главы 21 НК РФ.
     
     Что касается норм Соглашения от 15.09.2004, регулирующих порядок взимания НДС при ввозе товаров, в том числе продуктов переработки, на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, то данные нормы применяются в отношении товаров, местом реализации которых территория Российской Федерации не признается, а также в отношении продуктов переработки ранее вывезенных с территории Российской Федерации товаров, которые подверглись переработке за пределами территории Российской Федерации. Учитывая, что в рассматриваемом случае местом реализации товаров является территория Российской Федерации и что переработка товаров на территории Республики Беларусь не осуществляется, то нормы Соглашения от 15.09.2004 и Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, являющегося неотъемлемой частью Соглашения, в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь в рамках агентского договора с российской организацией, не применяются.
     
     Российская организация оказывала в 2006 году проектные услуги белорусской организации. Каков порядок обложения НДС этих услуг?
     
     На основании подпункта 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации инжиниринговых услуг, в том числе проектных, считается территория Российской Федерации, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. При этом местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг) на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянного действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства [если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство], места жительства физического лица.
     
     Учитывая, что местом деятельности покупателя проектных услуг, оказываемых российской организацией, территория Российской Федерации не является, местом реализации данных услуг территория Российской Федерации не признается и соответственно вышеуказанные услуги не подлежат обложению НДС.
     
     Что касается документов, подтверждающих место реализации услуг за пределами территории Российской Федерации, то согласно п. 4 ст. 148 НК РФ такими документами являются контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами, и любые другие документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).
     

Принятие к вычету сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации

     
     Российская организация ввозит на территорию Российской Федерации суда в качестве вклада в уставный капитал организации и уплачивает при их ввозе НДС таможенным органам. Подлежит ли вычету НДС, уплаченный таможенным органам?
     
     Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ суммы НДС, уплаченные налоговыми агентами при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, подлежат вычетам в случае использования вышеуказанных товаров для осуществления производственной деятельности или иных операций, облагаемых НДС. При этом в соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, производятся в полном объеме после принятия вышеуказанных товаров к учету.
     
     Таким образом, НДС, уплаченный таможенным органам по судам, ввозимым на территорию Российской Федерации в качестве вклада учредителя в уставный капитал организации, принимается к вычету в общеустановленном порядке при соблюдении условий, установленных ст. 171 и 172 НК РФ.
     

Налогообложение услуг, оказываемых иностранной авиакомпанией

     
     Иностранная авиакомпания, имеющая на территории Российской Федерации представительство, оказывает услуги по международным перевозкам грузов. При этом представительство данной компании услуги по воздушным перевозкам не оказывает, а осуществляет только взаимодействие с российскими агентствами по реализации билетов. Каков порядок налогообложения услуг по перевозкам грузов воздушным транспортом, оказываемых иностранной авиакомпанией?
     
     До 1 января 2006 года согласно ст. 148 НК РФ место реализации услуг, связанных с международной перевозкой товаров воздушным транспортом, определялось по месту осуществления деятельности организации, оказывающей такие услуги. При этом согласно абзацу второму п. 2 ст. 148 НК РФ при оказании услуг по перевозке воздушным транспортом товаров между пунктом, находящимся на территории Российской Федерации, и пунктом, находящимся за пределами ее территории, местом осуществления деятельности организации и соответственно местом реализации этих услуг являлась территория Российской Федерации.
     
     Таким образом, оказание иностранной компанией услуг по перевозке товаров воздушными судами в международном сообщении являлось объектом обложения НДС на территории Российской Федерации. При этом поскольку представительство иностранной авиакомпании на территории Российской Федерации указанные услуги не оказывало, то это представительство не являлось плательщиком НДС на территории Российской Федерации по таким услугам.
     
     На основании норм ст. 161 НК РФ при приобретении у иностранной авиакомпании услуг по перевозке товаров, местом реализации которых признавалась территория Российской Федерации, НДС уплачивался в бюджет налоговыми агентами, которыми являлись российские организации и индивидуальные предприниматели.
     
     С 1 января 2006 года порядок применения НДС при оказании вышеуказанных услуг изменился.
     
     Так, согласно подпункту 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ (в ред. Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ) с 1 января 2006 года местом реализации услуг, которые непосредственно связаны с перевозкой товаров, оказываемых иностранными организациями, и не перечислены в подпунктах 4.1 и 4.2 п. 1 этой статьи Кодекса, территория Российской Федерации не признается.
     
     Таким образом, местом реализации услуг по международной перевозке товаров воздушным транспортом, оказываемых иностранной компанией, не зарегистрированной на территории Российской Федерации, территория Российской Федерации не признается и соответственно оказание таких услуг объектом обложения НДС на территории Российской Федерации не является.
     

Налогообложение услуг по сертификации качества товаров

     
     Российская организация оказывает услуги по сертификации качества товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и ввозимых на территорию Российской Федерации. Каков порядок обложения НДС вышеуказанных услуг?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом ставки НДС, применяемые к таким операциям, установлены ст. 164 НК РФ.
     
     Нормами главы 21 НК РФ не предусмотрен особый порядок обложения НДС услуг по проведению сертификации качества товаров. Поэтому вышеуказанные услуги подлежат обложению НДС на основании п. 3 ст. 164 НК РФ по ставке в размере 18 %.
     
     Что касается вычета НДС по вышеуказанным услугам, то суммы этого налога принимаются к вычету в порядке, предусмотренном ст. 172 НК РФ.     


Налогообложение услуг, оказывавшихся в морском порту, по погрузке и перегрузке товаров

     
     Российская организация оказывала в 2005 году в морском порту услуги по погрузке и перегрузке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории. Каков порядок обложения НДС этих услуг?
     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 164 НК РФ  (в редакции, действовавшей до 1 января 2006 года) НДС по ставке в размере 0 % облагались услуги по погрузке и перегрузке товаров, экспортируемых за пределы территории Российской Федерации, выполнявшиеся российскими перевозчиками, и иные подобные услуги. При этом для обоснования права на применение налоговой ставки НДС в размере 0 % в отношении вышеуказанных услуг налогоплательщики должны были представить в налоговые органы документы, предусмотренные п. 4 ст. 165 НК РФ, в том числе таможенные декларации и транспортные документы с отметками пограничных таможенных органов, подтверждавшие вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта.
     
     Таким образом, при оказании российскими налогоплательщиками услуг по погрузке, перегрузке и хранению товаров налоговая ставка НДС в размере 0 % применялась только в случае вывоза вышеуказанных товаров за пределы территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта и при наличии документов, предусмотренных п. 4 ст. 165 НК РФ.
     
     Что касается услуг по погрузке и перегрузке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории, оказанных на территории Российской Федерации в 2005 году в морском порту, то на основании п. 3 ст. 164 НК РФ такие услуги подлежали обложению НДС по налоговой ставке в размере 18 %.
     

Налогообложение услуг по организации перевозок товаров на территории Российской Федерации

     
     Российская организация приобретает у иностранной компании товары, которые доставляются на территорию Российской Федерации морским транспортом в российский торговый порт. Вышеуказанные товары перегружаются в порту на автомобили и транспортируются по территории Российской Федерации до склада российской организации. Правомерно ли применение налоговой ставки НДС в размере 0 % в отношении услуг по организации перевозок и по перевозке автомобильным транспортом по территории Российской Федерации указанных товаров?
     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 164 НК РФ  (в редакции, действующей с 1 января 2006 года) услуги по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации автомобильным транспортом, выполняемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, облагаются НДС по налоговой ставке в размере 0 %. При этом для обоснования права на применение налоговой ставки НДС в размере 0 % в отношении вышеуказанных услуг налогоплательщики должны представить в налоговые органы документы, предусмотренные п. 4 ст. 165 НК РФ, в том числе транспортные документы с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающие ввоз товаров на территорию Российской Федерации.
     
     Таким образом, при оказании российскими организациями или индивидуальными предпринимателями услуг по организации перевозок и по перевозке товаров автомобильным транспортом налоговая ставка НДС в размере 0 % применяется в случае ввоза этими налогоплательщиками товаров на территорию Российской Федерации при наличии документов, предусмотренных п. 4 ст. 165 НК РФ.
     
     Что касается услуг по организации перевозок и перевозке импортных товаров автомобильным транспортом между двумя пунктами, находящимися на территории Российской Федерации, то на основании п. 3 ст. 164 НК РФ такие услуги подлежат обложению НДС по ставке в размере 18 %.
     
 А.Н. Лозовая,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     

Налогообложение услуг по организации перевозок товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита

     
     По какой ставке НДС облагаются после 1 января 2006 года оказываемые российскими организациями услуги по организации перевозок товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита?
     
     В соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 164 НК РФ обложение НДС производится по ставке в размере 0 % при выполнении работ (оказании услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита. На услуги по организации перевозок товаров, помещенных под данный таможенный режим, положения подпункта 3 п. 1 ст. 164 НК РФ не распространяются.
     
     Учитывая вышеизложенное, услуги по организации перевозок товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, подлежат обложению НДС по ставке в размере 18 %.