Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы


О налоге на прибыль

     
     Л.В. Полежарова,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     
     В соответствии с положениями главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ иностранные организации являются плательщиками налога на прибыль в Россий-ской Федерации в случае, если осуществляют деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство.
     
     Вместе с тем из положений НК РФ не вполне понятно, в каких случаях деятельность иностранной организации рассматривается как постоянное представительство, а в каких - нет. Как правильно применять положения главы 25 НК РФ в целях определения наличия постоянного представительства иностранной организации?
     
     В соответствии с положениями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и получающие доходы от источников в Российской Федерации, являются плательщиками налога на прибыль.
     
     Статья 246 НК РФ, определяющая плательщиков налога на прибыль, устанавливает два принципа налогообложения прибыли иностранных организаций в Российской Федерации, согласно одному из которых прибыль иностранных организаций подлежит налогообложению только в случаях, если они осуществляют коммерческую деятельность (выполняют работы, оказывают услуги) на территории Российской Федерации, то есть источник дохода находится в Российской Федерации.
     
     Другим основополагающим принципом является налогообложение прибыли иностранной организации от коммерческой деятельности в Российской Федерации только в случае, если такая прибыль получена через постоянное представительство. Это означает, что прибыль иностранной организации от выполнения работ, оказания услуг на территории Российской Федерации может облагаться налогом на прибыль в Российской Федерации только в случае, если ее деятельность подпадает под определение "постоянное представительство". Таким образом, для определения дохода и измерения объема налоговых обязательств иностранной организации в Российской Федерации используется понятие "постоянное представительство".
     
     Наличие или отсутствие постоянного представительства иностранной организации в Российской Федерации определяется исходя из положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Если иностранная организация является лицом с постоянным местопребыванием в государстве, с которым у Российской Федерации (СССР) существует действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, то при определении наличия постоянного представительства следует руководствоваться положениями соответствующего международного договора, положения которого приоритетны по отношению к положениям внутреннего законодательства Российской Федерации.
     
     Соглашения об избежании двойного налогообложения определяют термин "постоянное представительство", включая в это понятие общие признаки его наличия.
     
     Так, для целей соглашений об избежании двойного налогообложения термин "постоянное представительство" обычно означает постоянное место деятельности, через которое предприятие одного договаривающегося государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве. Таким образом, соглашения об избежании двойного налогообложения устанавливают совокупность признаков постоянного представительства, которыми являются наличие места деятельности, осуществление предпринимательской деятельности, постоянный характер ее ведения.
     
     Кроме того, в соглашениях об избежании двойного налогообложения устанавливаются правила, согласно которым строительные площадки, сборочные и монтажные объекты могут признаваться постоянными представительствами в случае превышения срока их существования над сроком, установленным в соглашении для признания такой деятельности постоянным представительством.
     
     В соответствии с соглашениями об избежании двойного налогообложения постоянным представительством может быть признана не только самостоятельная деятельность иностранной организации, но и ее деятельность через иное лицо, признаваемое зависимым агентом.
     
     Понятие "постоянное представительство" в целях законодательства Российской Федерации о налогах и сборах приводится в ст. 306 НК РФ, на основании положений которой можно установить, что под постоянным представительством для целей налога на прибыль понимается любое обособленное подразделение или иное место деятельности иностранной организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации.
     
     Как следует из ст. 306 НК РФ, основные признаки понятия "постоянное представительство" полностью согласуются с его признаками, данными в соглашениях об избежании двойного налогообложения.
     
     Постоянным представительством иностранной организации признается в НК РФ, в частности, филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство или любое иное место регулярного осуществления предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, связанной с пользованием недрами, разведкой или разработкой природных ресурсов, проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов, осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, если такая деятельность не является подготовительной или вспомогательной в пользу самой же иностранной организации, а также постоянным представительством иностранной организации признается деятельность иных лиц, удовлетворяющая установленным настоящим Кодексом признакам.
     
     Таким образом, постоянным представительством иностранной организации может быть признано любое место самостоятельной деятельности иностранной организации, а также деятельность иных лиц, удовлетворяющая установленным главой 25 НК РФ признакам.
     
     Как следует из вышеприведенной нормы НК РФ, законодательство, не устанавливая полноценного определения термина "постоянное представительство", приводит только перечень видов деятельности и видов имущественной базы, посредством которой деятельность представительства организована. Налогоплательщик, таким образом, используя этот перечень, должен самостоятельно выявить и систематизировать существенные составляющие понятия "постоянное представительство" и сделать вывод о его наличии или отсутствии применительно к конкретной ситуации.
     
     Понятие "постоянное представительство" имеет в налоговом законодательстве специальное значение, отличное от созвучных гражданско-правовых терминов, таких как "представительство юридического лица", "представитель субъекта права", определяемых ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
     
     Это понятие, не имея организационно-правового значения, устанавливает так называемый налоговый статус иностранной организации, то есть обязанность по уплате налога на прибыль в Российской Федерации.
     
     Критерии и признаки наличия постоянного представительства установлены в разных подпунктах ст. 306 НК РФ и включают наличие обособленного подразделения или любого иного места деятельности иностранной организации в Российской Федерации, осуществление иностранной организацией предпринимательской деятельности через такое обособленное подразделение, осуществление такой деятельности на регулярной основе. При этом в Методических рекомендациях налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных приказом МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-23/150 (далее - Методические рекомендации), указано, что деятельность иностранной организации может быть признана постоянным представительством при наличии совокупности признаков постоянного представительства, а не на основе существования какого-либо отдельно взятого признака.
     
     Одним из определяющих критериев для квалификации деятельности иностранной организации в Российской Федерации как осуществляемой через постоянное представительство является регулярность осуществления деятельности.
     
     Так, п. 3 ст. 306 НК РФ установлено, что постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности. При этом если иностранная организация осуществляет в Российской Федерации деятельность, связанную с пользованием недрами или использованием других природных ресурсов, или деятельность на строительной площадке, НК РФ четко устанавливает, с какого момента постоянное представительство считается образованным. В частности, в соответствии с п. 3 ст. 306 НК РФ при пользовании недрами и (или) использовании других природных ресурсов постоянное представительство иностранной организации считается образованным с более ранней из следующих дат: даты вступления в силу лицензии (разрешения), удостоверяющей право этой организации на осуществление соответствующей деятельности, или даты фактического начала такой деятельности.
     
     Началом существования строительной площадки, как это установлено п. 3 ст. 308 НК РФ, считается более ранняя из следующих дат: дата подписания акта о передаче площадки подрядчику или дата фактического начала работ.
     
     Для всех иных случаев осуществления деятельности иностранной организацией постоянное представительство считается образованным с начала регулярного осуществления деятельности. Сам по себе критерий "регулярность" в налоговом законодательстве не определен.
     
     В соответствии с п. 2.2.1 Методических рекомендаций под регулярной деятельностью иностранной организации понимается, в частности, деятельность обособленных подразделений иностранных организаций, вставших или обязанных встать на учет в налоговых органах в соответствии с п. 2.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124. В таком порядке на учет в налоговом органе встают иностранные организации, осуществляющие или намеревающиеся осуществлять деятельность в Российской Федерации через обособленное подразделение в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности).
     
     Таким образом, определение регулярности в смысле Методических рекомендаций привязано к продолжительности деятельности.
     
     Пункт 2.2.1 Методических рекомендаций предусматривает возможность установления критерия "регулярная деятельность" на основе анализа фактического осуществления деятельности самой иностранной организации или иных организаций либо физических лиц в пользу иностранной организации в каждом конкретном случае. В то же время в Методических рекомендациях указано, что единичные факты совершения каких-либо хозяйственных операций в Российской Федерации, например отдельные факты продажи в Российской Федерации принадлежащего иностранной организации на праве собственности недвижимого имущества, не могут рассматриваться как регулярная деятельность и, следовательно, не могут приводить к образованию постоянного представительства и возникновению обязанности по уплате налога на прибыль от деятельности через постоянное представительство.
     
     Таким образом, налоговое законодательство Российской Федерации устанавливает следующие признаки постоянного представительства, при наличии совокупности которых деятельность иностранной организации в Российской Федерации считается постоянным представительством:
     
     1) наличие любого места деятельности иностранной организации в Российской Федерации (причем это не обязательно должен быть офис);
     
     2) осуществление иностранной организацией в этом месте предпринимательской деятельности;
     
     3) осуществление иностранной организацией такой деятельности на регулярной основе.
     
     Часть штатных сотрудников, работающих в банке, являются гражданами иностранных государств. Согласно трудовым договорам, заключенным между банком и иностранными гражданами, банк обязуется обеспечить их жильем надлежащего качества, оплатить расходы, связанные с получением российской визы для въезда на территорию Российской Федерации, расходы по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества на территорию Российской Федерации для работы в банке, а также стоимость проезда сотрудников и членов их семей в период отпуска к месту постоянного проживания и обратно.
     
     Вышеназванные расходы являются в соответствии с заключенными трудовыми договорами формой оплаты труда данных сотрудников.
     
     Могут ли вышеуказанные расходы учитываться банком при формировании налоговой базы по налогу на прибыль в составе расходов на оплату труда?
     
     В соответствии со ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда, учитываемые в целях налогообложения, включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
     
     При этом согласно п. 25 ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда могут включаться любые виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренные трудовым договором и (или) коллективным договором.
     
     Исходя из вышеизложенного расходы банка на оплату жилья сотрудников - иностранных граждан, а также расходы, связанные с получением российской визы для въезда на территорию Российской Федерации, предусмотренные в трудовых договорах, могут учитываться банком при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
     
     Что касается иных из вышеперечисленных расходов банка на оплату труда иностранных сотрудников, следует учитывать, что порядок их отнесения к расходам в целях налогообложения прибыли имеет отдельное нормативное регулирование и соответственно такие расходы могут приниматься при определении налоговой базы в порядке, предусмотренном специальными положениями главы 25 НК РФ.
     
     Так, согласно подпункту 5 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы выплаченных подъемных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Кроме того, п. 37 ст. 270 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде сумм выплаченных подъемных сверх норм, установленных законодательством Российской Федерации.
     
     В контексте главы 25 НК РФ под подъемными понимается компенсация работодателем расходов по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения) в связи с его переездом на работу в другую местность, а также расходов по обустройству на новом месте жительства.
     
     Постановлением Правительства РФ от 02.04.2003 N 187 утверждены размеры возмещения расходов работникам в связи с их переездом на работу в другую местность, осуществляемого организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета.
     
     Принимая во внимание, что глава 25 НК РФ ограничивает данный вид расходов для всех категорий налогоплательщиков, полагаем, что до утверждения соответствующих норм все организации должны признавать затраты по возмещению расходов работникам в связи с их переездом на работу в другую местность в составе прочих расходов на производство и реализацию в пределах размеров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.04.2003 N 187.
     
     Пунктом 7 ст. 255 НК РФ предусмотрено, что в расходы налогоплательщика на оплату труда могут включаться фактические расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно, включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль на оплату проезда работников налогоплательщика и членов их семей к месту отпуска и обратно организациями, расположенными в иных местностях Российской Федерации, НК РФ не предусмотрено.
     
А.А. Нестеров
     
     Реорганизация юридического лица в форме присоединения была завершена 1 февраля 2006 года. 28 апреля 2006 года организация-правопреемник представила в налоговый орган декларацию присоединенной организации за 2005 год. Нарушен ли срок представления декларации?
     
     В соответствии с п. 4 ст. 289 НК РФ налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
     
     Согласно п. 1 ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу признается календарный год.
     
     Из этого можно сделать неверный вывод, что в рассматриваемом случае срок представления декларации присоединенной организации за 2005 год не был нарушен.
     
     Согласно п. 2 ст. 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 59 ГК РФ передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами.
     
     Таким образом, передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам присоединяемой организации, в том числе по всем налоговым обязательствам (включая обязательства по налогу на прибыль).
     
     Пунктом 1 ст. 80 НК РФ определено, что декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
     
     Это означает, что налоговые обязательства налогоплательщика (в том числе по уплате налога на прибыль) формируются на основе деклараций (в частности, на основе декларации по налогу на прибыль).
     
     Следовательно, в рассматриваемом случае в передаточном акте необходимо было учесть данные, содержащиеся в декларации.
     
     В связи с вышеизложенным декларация должна была быть представлена в налоговый орган до завершения реорганизации, то есть срок представления декларации был в данном случае нарушен.
     
     Какие иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации, не обязаны представлять декларации в налоговые органы?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие декларации.
     
     Таким образом, декларации представляются только плательщиками налога на прибыль.
     
     Согласно ст. 246 НК РФ плательщиками налога на прибыль организаций признаются:
     
     - российские организации;
     
     - иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
     
     Это означает, что иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации не через постоянные представительства и не получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являются плательщиками налога на прибыль.
     
     Следовательно, иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации не через постоянные представительства и не получающие доходы от источников в Российской Федерации, не обязаны представлять в налоговые органы декларации по налогу на прибыль.
     
     В Листе 01 декларации по налогу на прибыль организаций для записи показателя "N месяца" отведена зона из двух ячеек. Каким из следующих способов следовало заполнить вышеуказанную зону в декларации за январь - апрель 2006 года:
     
     1) первую ячейку не заполнять, во второй ячейке проставить четверку;
     
     2) в первой ячейке проставить ноль, во второй - четверку;
     
     3) в первой ячейке проставить четверку, вторую ячейку не заполнять?
     
     Пунктом 2 ст. 285 НК РФ установлено, что отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.
     
     Согласно п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие декларации в порядке, определенном указанной  статьей Кодекса.
     
     Таким образом, в рассматриваемом случае налогоплательщик по истечении отчетного периода "январь - апрель 2006 года" был обязан представить декларацию по налогу на прибыль организаций (далее - декларация), форма которой утверждена приказом Минфина России от 07.02.2006 N 24н.
     
     В соответствии с подпунктом 3 п. 3.2 раздела III Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного тем же приказом Минфина России, при заполнении Титульного листа (Листа 01) декларации необходимо указать налоговый (отчетный) период, за который представлена декларация.
     
     Реквизит "N месяца" заполняется только организациями, исчисляющими ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, посредством указания порядкового номера отчетного периода. При этом по реквизиту "Налоговый (отчетный) период" проставляется "1". Реквизит "N месяца" в декларации за налоговый период не заполняется, при этом по реквизиту "Налоговый (отчетный) период" проставляется "0".
     
     Читателям журнала следует иметь в виду, что в вышеназванном Порядке более ничего не говорится о заполнении реквизита "N месяца".
     
     Согласно данным таблицы 7 из раздела 3 "Формат представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронном виде" части II Формата представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде (версия 3.00), утвержденного приказом МНС России от 22.12.2003 N БГ-3-13/705@ (в ред. от 07.03.2006 N САЭ-3-13/132@), реквизит "Номер месяца" принимает значения от 01 до 12.
     
     В связи с вышеизложенным зона из двух ячеек, отведенная для записи показателя "N месяца", в Листе 01 декларации за январь - апрель 2006 года должна заполняться следующим образом: в первой ячейке проставляется "0", во второй ячейке - "4".
     
     По какой форме представляются уточненные в 2006 году декларации за 2003-2005 годы по ликвидированному (в 2006 году) обособленному подразделению организации?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 81 НК РФ если налогоплательщик обнаружит в поданной им налоговой декларации неотражение или неполноту отражения сведений, а равно ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате, он обязан внести в декларацию необходимые изменения и представить в налоговый орган уточненную декларацию.
     
     Согласно п. 1 ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится за период, в котором были совершены ошибки (искажения).
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 3.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций внесение дополнений и изменений налогоплательщиком (налоговым агентом) в декларацию при обнаружении в текущем отчетном (налоговом) периоде ошибок (искажений), допущенных в прошлых отчетных (налоговых) периодах при исчислении налоговой базы, применении налоговой ставки, определении суммы налога на прибыль, или иных ошибок, повлекших занижение (завышение) сумм этого налога, подлежащих уплате в бюджет, производится путем представления корректирующей декларации, в которой отражаются налоговые обязательства с учетом дополнений и изменений.
     
     Декларация представляется в налоговый орган на бланке установленной формы, действовавшей в отчетном (налоговом) периоде, за который производится перерасчет налоговых обязательств.
     
     В связи с вышеизложенным корректирующие (уточненные) декларации за 2003-2005 годы по ликвидированному (в 2006 году) обособленному подразделению организации представляются по форме, утвержденной приказом МНС России от 11.11.2003 N БГ-3-02/614.


О налоге на добавленную стоимость

     
     З.А. Чехарина,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Продавец выплачивает покупателю товаров премии по результатам продаж за определенный период без изменения цены товара. Подлежат ли обложению НДС премии, полученные покупателем товаров от продавца?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.
     
     Кроме того, на основании подпункта 2 п. 1 ст. 162 НК РФ обложению НДС подлежат полученные налогоплательщиком денежные средства, связанные с оплатой реализованных этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг).
     
     Если денежные средства, полученные налогоплательщиком, не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), то они обложению НДС не подлежат. Поэтому премии, полученные покупателем товаров от продавца по результатам продаж за определенный период, НДС не облагаются.
     

О налогообложении внешнеэкономической деятельности

     
     С.В. Плужникова,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Российская организация (заказчик) заключила с иностранной организацией - резидентом Германии (экспедитор) договор на транспортно-экспедиторские услуги. По указанию заказчика экспедитор выполняет транспортно-экспедиторские услуги, связанные с международными перевозками грузов клиентов заказчика. Подлежат ли обложению налогом на доходы у источника выплаты в Российской Федерации доходы иностранного экспедитора и по какой ставке?
     
     Как следует из ситуации, российская организация (заказчик) по договору транспортной экспедиции поручает иностранному юридическому лицу - резиденту Германии (экспедитору) выполнить транспортно-экспедиторские услуги, связанные с международными перевозками грузов клиентов заказчика.
     
     В соответствии со ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
     
     Согласно подпункту 8 п. 1 ст. 309 НК РФ доходы от международных перевозок, полученные иностранной организацией (если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью иностранной организации через постоянное представительство в Российской Федерации), относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
     
     Под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случая, если перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации.
     
     В ст. 8 "Доходы от международных морских и воздушных перевозок" Соглашения от 29.05.1996 между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (далее - Соглашение) предусмотрено, что доходы резидента Договаривающегося Государства от эксплуатации морских или воздушных судов в международных морских и воздушных перевозках могут облагаться налогом только в этом Договаривающемся Государстве.
     
     Для целей Соглашения доходы от международных перевозок включают доходы, полученные от использования, содержания или сдачи внаем контейнеров (включая трейлеры и сопутствующее оборудование для контейнерного транспорта), если такое использование, содержание или сдача внаем относится к эксплуатации морских, речных или воздушных судов в международных морских и воздушных перевозках.
     
     Таким образом, услуги, предоставляемые резидентом Германии, не подпадают под действие ст. 8 "Доходы от международных морских и воздушных перевозок" Соглашения.
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 309 НК РФ транспортно-экспедиторские услуги не относятся к международным перевозкам и по законодательству Российской Федерации.
     
     Таким образом, доходы, выплачиваемые иностранному юридическому лицу на основании договора о транспортно-экспедиторских услугах, могут подлежать обложению налогом на прибыль в случае, если они оказываются через постоянное представительство в Российской Федерации в соответствии со ст. 7 "Прибыль от предпринимательской деятельности" Соглашения.
     
     Иностранная компания имеет филиал в г. Москве. Филиал оказывает услуги российским организациям с соответствии с договором по месту нахождения российских организаций в другом субъекте Российской Федерации. Иностранная компания зарегистрирована в налоговых органах по месту осуществления этой деятельности. Имеет ли право иностранная компания рассчитывать налогооблагаемую прибыль, относящуюся к ее деятельности через отделения на территории Российской Федерации, в целом по группе таких отделений в соответствии со ст. 307 НК РФ?
     
     Как следует из ситуации, иностранная компания имеет филиал в г. Москве. Филиал оказывает услуги российским организациям по договорам по месту нахождения российских организаций в других субъектах Российской Федерации. Иностранная компания зарегистрирована в налоговых органах по месту осуществления этой деятельности.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту нахождения каждого обособленного подразделения налоговые декларации независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация представляется в налоговые органы всеми иностранными организациями, имеющими отделения в Российской Федерации, независимо от того, привела их деятельность к образованию постоянного представительства или нет.
     
     Согласно ст. 307 НК РФ если иностранная организация осуществляет деятельность через отделения в рамках единого технологического процесса (или в других аналогичных случаях по согласованию с ФНС России), то она имеет право рассчитывать налогооблагаемую прибыль, относящуюся к ее деятельности через отделение на территории Российской Федерации, в целом по группе таких отделений.
     
     Согласно п. 4 ст. 307 НК РФ иностранная компания не может рассчитывать в вышеприведенной ситуации налогооблагаемую прибыль, относящуюся к ее деятельности через отделения на территории Российской Федерации, в целом по деятельности всех отделений, поскольку ее деятельность на территории Российской Федерации в рамках единого технологического процесса не осуществляется. Поэтому данная иностранная компания должна рассчитывать налогооблагаемую прибыль в соответствии с нормами ст. 289 НК РФ.
     
     Кипрская компания, имеющая представительство, которое состоит на налоговом учете в г. Москве, приобрела в собственность в другом субъекте Российской Федерации недвижимое имущество, которое используется для деятельности представительства данной компании. В каком территориальном налоговом органе она должна ставить на учет недвижимое имущество - по месту регистрации представительства или по месту нахождения имущества?
     
     Согласно порядку, установленному в Положении об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, постановке на учет подлежат иностранные и международные организации, имеющие в Российской Федерации недвижимое имущество, принадлежащее им на праве собственности или на правах владения, и/или пользования, и/или распоряжения.
     
     Если иностранная организация состоит на учете в налоговом органе в связи с наличием отделения и имеет (приобретает) недвижимое имущество, которое находится на территории, подконтрольной другому налоговому органу, иностранная организация информирует оба налоговых органа (по месту нахождения имущества и по месту нахождения отделения, к которому это имущество относится) путем направления сообщения по установленной форме в соответствии с п. 2.4.5 вышеуказанного Положения.
     
     В течение пяти дней с момента получения сообщения от иностранной организации налоговый орган по месту нахождения имущества этой организации выдает ей информационное письмо с указанием соответствующего КПП.
     
     Каков порядок подтверждения постоянного местонахождения нерезидента при применении положений международных договоров?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 312 НК РФ при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, заверенное компетентным органом соответствующего государства подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения.
     
     При представлении иностранной организацией, имеющей право на получение дохода, подтверждения налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором (соглашением) Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам.
     
     Налоговому агенту представляется только одно подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации за каждый календарный год выплаты доходов независимо от количества и регулярности таких выплат. При этом вышеуказанный период должен соответствовать тому периоду, за который причитаются доходы, выплачиваемые иностранной организации.
     
     Российская организация заключила агентский договор на продажу авиабилетов с иностранной авиакомпанией, которая не имеет постоянного представительства в Российской Федерации. Будет ли российская организация являться налоговым агентом по налогу на прибыль?
     
     В соответствии с подпунктом 8 п. 1 ст. 309 НК РФ доходы, полученные иностранными авиакомпаниями от международных перевозок и не связанные с предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и согласно подпункту 2 п. 2 ст. 284 НК РФ подлежат обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты по ставке 10 %.
     
     При этом освобождение от обязанностей налогового агента возникает в случае, если иностранная организация представляет налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор, регулирующий вопросы налогообложения (ст. 312 НК РФ).


О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности

     
     Л.А. Козлова,
консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики  Минфина России
     
     Каким образом распределяются расходы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей, уплачиваемые индивидуальным предпринимателем, осуществляющим виды деятельности, облагаемые единым налогом на вмененный доход, и применяющим упрощенную систему налогообложения?
     
     В соответствии со ст. 346.16 НК РФ плательщики единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уменьшают полученные ими доходы в том числе на сумму расходов на обязательное страхование работников и имущества, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Согласно ст. 28, ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" индивидуальные предприниматели уплачивают за себя суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) в виде фиксированных платежей.
     
     В соответствии с п. 8 ст. 346.18 НК РФ налогоплательщики, переведенные по отдельным видам деятельности на уплату ЕНВД согласно главе 26.3 настоящего Кодекса, ведут раздельный учет доходов и расходов по деятельности, переведенной на разные специальные налоговые режимы. В случае невозможности разделения расходов при исчислении налоговой базы по налогам, исчисляемым по разным специальным налоговым режимам, эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении вышеуказанных специальных налоговых режимов.
     
     Данный порядок распространяется и на расходы по пенсионному страхованию в виде фиксированных платежей, уплачиваемых индивидуальным предпринимателем за себя в ПФР.
     
У.В. Бокова,
главный специалист - эксперт Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     По договорам с физическими лицами организация производит в строящихся жилых квартирах отделочные, ремонтные, в том числе и укрупненные, работы. Кроме того, организация также осуществляет работы по переносу, демонтажу некапитальных стен квартир, изготавливает отверстия под сантехразводку. Подпадает ли данная деятельность под систему налогообложения в виде ЕНВД?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в том числе в отношении оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (далее - Классификатор ОК 002-93).
     
     При этом ст. 346.27 НК РФ определено, что под бытовыми услугами понимаются платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Классификатором ОК 002-93.
     
     В соответствии с рассматриваемой ситуацией организация осуществляет предпринимательскую деятельность по производству отделочных, ремонтных, в том числе и укрупненных, работ в строящихся квартирах. Кроме того, организация также осуществляет работы по переносу, демонтажу некапитальных стен квартир, изготавливает отверстия под сантехразводку.
     
     На основании положений Классификатора ОК 002-93 вышеназванные работы относятся к бытовым услугам, оказываемым населению.
     
     Таким образом, осуществляемая предпринимательская деятельность, связанная с проведением вышеперечисленных видов работ по договорам с физическими лицами, соответствует установленному ст. 346.27 НК РФ понятию "бытовые услуги" и подлежит обложению ЕНВД.
     
     Общество с ограниченной ответственностью предоставляет в пользование торговые места, расположенные на территории мини-рынков. При этом договоры по передаче в аренду данных торговых мест не заключаются и количество торговых мест и самих торгующих ежедневно меняется. Является ли в данном случае общество с ограниченной ответственностью плательщиком ЕНВД?
     
     В соответствии с подпунктом 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ на систему налогообложения в виде ЕНВД может переводиться деятельность в сфере оказания услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей.
     
     Под стационарным торговым местом понимается торговое место, используемое для совершения сделок купли-продажи, которое расположено в стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, то есть торговой сети, расположенной в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов.
     
     К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски и другие аналогичные объекты, в том числе обособленные объекты организации розничной торговли, размещенные на земельных участках и не подлежащие перемещению в течение всего периода времени, предусмотренного договорами на их размещение (установку) и (или) договорами их аренды или субаренды (палатки, ларьки, контейнеры, боксы и т.д.).
     
     Таким образом, предпринимательская деятельность по передаче в аренду (субаренду) стационарных торговых мест в вышеуказанных объектах организации торговли может быть переведена на уплату ЕНВД.
     
     Учитывая вышеизложенное, предпринимательская деятельность по предоставлению в пользование торговых мест, расположенных на металлических столах мини-рынков, подпадает под обложение ЕНВД.
     
     Однако если при предоставлении организацией в пользование продавцам, торгующим на мини-рынках, торговых мест, которые расположены на металлических столах, договоры аренды не заключаются, то есть отсутствует документальное (правовое) подтверждение предоставления организацией услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, такая деятельность организации не подпадает под обложение ЕНВД.
     
     Как понимать смысл подпункта 12 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, а именно слова "использующими в каждом объекте предоставления услуг"? Если, например, гостиница (кемпинг или автокемпинг) расположена в нескольких зданиях (не под одной крышей), но эти здания имеют при этом общее название, общий адрес, общего хозяина, то можно ли сказать, что это один объект предоставления услуг по временному размещению и проживанию, или все эти здания и строения являются разными объектами?
     
     Согласно подпункту 12 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении предпринимательской деятельности в виде оказания услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь спальных помещений не более 500 кв.м.
     
     Под спальным помещением следует понимать помещение, используемое для временного размещения и проживания (квартира, комната, строение, часть дома и т.п.), а под общей площадью спальных помещений - общую площадь вышеуказанных помещений, которая определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов: договоров купли-продажи квартир, домов, гостиниц, пансионатов и других объектов временного размещения и проживания граждан; технических паспортов, планов, схем, экспликаций и договоров аренды (субаренды) на объекты временного размещения и проживания и других документов, содержащих информацию о вышеуказанных объектах обложения ЕНВД.
     
     При этом при расчете площади спальных помещений объектов гостиничного типа (гостиниц, кемпингов, пансионатов и т.п.) из общей площади данных объектов исключается площадь помещений, находящихся в общем пользовании проживающих (общие коридоры и санузлы, хозяйственные и офисные помещения, комнаты для бытового обслуживания, столовые и т.д.).
     
     В соответствии с рассматриваемой ситуацией организация предоставляет услуги по временному размещению и проживанию в кемпингах (автокемпингах), которые представляют собой отдельно стоящие домики. В данном случае объектом предоставления вышеуказанных услуг является весь кемпинг (автокемпинг), состоящий из нескольких домиков.
     
     В связи с вышеизложенным организация может быть переведена на уплату ЕНВД по оказанию услуг по временному размещению и проживанию в принадлежащих ей домиках, входящих в состав кемпинга (автокемпинга), в случае, если общая площадь кемпинга (автокемпинга), рассчитанная в вышеназванном порядке, не превышает 500 кв.м.
     
     Индивидуальный предприниматель занимается реализацией товаров за наличный расчет в арендованном помещении площадью 40 кв.м. Вправе ли данный предприниматель применять систему налогообложения в виде ЕНВД?
     
     Согласно подпункту 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв.м по каждому объекту организации торговли.
     
     В соответствии со ст. 346.27 НК РФ розничная торговля - это предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами  (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация подакцизных товаров, указанных в подпунктах 6-10 п. 1 ст. 181 НК РФ, продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без такой упаковки и расфасовки, в барах, ресторанах, кафе и других объектах организации общественного питания, а также продукции собственного производства (изготовления).
     
     Пунктом 1 ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
     
     К розничной торговле не относится реализация товаров в соответствии с договорами поставки. Так, согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
     
     Из содержания ст. 492 и 506 ГК РФ следует, что основным критерием, позволяющим отличить розничную торговлю от оптовой, является конечная цель использования приобретаемого покупателем товара.
     
     Однако НК РФ не устанавливает для организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих товары, обязанности по осуществлению контроля за последующим использованием покупателем приобретаемых товаров (для предпринимательской деятельности или для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью).
     
     Таким образом, к розничной торговле в целях главы 26.3 НК РФ относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами как за наличный, так и за безналичный расчет по договорам розничной купли-продажи, независимо от того, какой категории покупателей (физическим или юридическим лицам) реализуются эти товары. При этом определяющим признаком договора розничной купли-продажи в целях применения ЕНВД является то, для каких целей налогоплательщик реализует товары организациям и физическим лицам: для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, или для использования этих товаров в целях ведения предпринимательской деятельности.
     
     Учитывая вышеизложенное, осуществляемая предпринимательская деятельность по реализации товаров физическим лицам за наличный расчет по договорам розничной купли-продажи должна облагаться ЕНВД.
      
     С 2005 года организация переведена с общего режима налогообложения на уплату ЕНВД в части оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов и оказания услуг общественного питания. В этой связи были восстановлены и уплачены в бюджет суммы НДС, ранее принятые к вычету с остаточной стоимости основных средств и со стоимости остатков товарно-материальных ценностей.
     
     Может ли организация учесть восстановленный НДС в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подпункта 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, как сумму налогов, начисленных в установленном законодательством Российской Федерации порядке?
     
     На основании подпункта 1 п. 2 ст. 171 НК РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиками по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, облагаемых этим налогом, подлежат возмещению.
     
     Согласно п. 3 ст. 346.26 НК РФ организации, являющиеся плательщиками ЕНВД, в отношении операций, признаваемых объектами обложения НДС в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса и осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, не признаются плательщиками НДС, и соответственно операции по реализации товаров (работ, услуг), подлежащие обложению ЕНВД, НДС не облагаются.
     
     Таким образом, суммы НДС, уплаченные по основным средствам, товарам и материалам, используемым организацией при осуществлении операций, облагаемых ЕНВД, вычету не подлежат и должны быть уплачены в бюджет.
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль, относятся расходы налогоплательщика в виде сумм налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 настоящего Кодекса.
     
     При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
     
     Из ситуации следует, что организация, применявшая общий режим налогообложения, переведена в отношении осуществлявшихся ею отдельных видов предпринимательской деятельности на уплату ЕНВД.
     
     Поскольку расходы организации в виде восстановленных и уплаченных в бюджет сумм НДС по основным средствам, товарам и материалам, используемым организацией при осуществлении операций, облагаемых ЕНВД, произведены в целях осуществления предпринимательской деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, данные расходы в целях уплаты налога на прибыль организаций не учитываются.