Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об учете в целях налогообложения прибыли


Об учете в целях налогообложения прибыли

     
     Г.В. Пирогова
     

Учет расходов на оплату услуг по охране

     
     Согласно подпункту 6 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности, а также расходы на содержание собственной службы безопасности по выполнению функций экономической защиты банковских и хозяйственных операций и сохранности материальных ценностей (за исключением расходов на экипировку, приобретение оружия и иных специальных средств защиты). Организация уменьшала налоговую базу на прибыль на величину вышеуказанных расходов. По результатам выездной налоговой проверки налоговой инспекцией установлен факт занижения налоговой базы по налогу на прибыль в результате неправомерного отнесения в 2003-2004 годах в состав расходов организации затрат на оплату услуг по охране объекта отделом вневедомственной охраны. В связи с тем что эти средства являлись целевыми, организация не имела права учитывать их в составе расходов. Так ли это?
     
     Согласно п. 17 ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) в составе расходов не учитываются расходы в виде стоимости имущества, переданного в рамках целевого финансирования в соответствии с подпунктом 14 п. 1 ст. 251 настоящего Кодекса. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, они рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемым бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, но не использованным по целевому назначению в течение налогового периода либо использованным не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.
     
     К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами:
     
     - в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения;
     
     - в виде полученных грантов. В целях главы 25 НК РФ грантами признаются денежные средства или иное имущество, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:
     
     - гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально не защищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований;
     
     - гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным представлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта;
     
     - в виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
     
     - в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии их использования в течение одного календарного года с момента получения;
     
     - в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов;
     
     - в виде средств, полученных обществом взаимного страхования от организаций - членов общества взаимного страхования;
     
     - в виде средств, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций;
     
     - в виде средств, поступивших на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике";
     
     - в виде средств, полученных предприятиями и организациями, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, из резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии. Вышеуказанные средства подлежат включению в состав внереализационных доходов в случае, если получатель фактически использовал такие средства не по целевому назначению либо не использовал по целевому назначению в течение одного года после окончания налогового периода, в котором они поступили;
     
     - в виде средств сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации, полученных специально уполномоченным органом в области гражданской авиации;
     
     - в виде страховых взносов банков в фонд страхования вкладов в соответствии с федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации;
     
     - в виде средств, получаемых медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц.
     
     В соответствии с постановлением Президиума ВАС РФ от 21.10.2003 N 5953/03 (далее - Постановление N 5953/03) средства, поступающие подразделениям вневедомственной охраны в качестве платы за услуги по охранной деятельности, носят целевой характер и не могут быть признаны доходами в смысле, придаваемом им ст. 41 НК РФ, и соответственно не подлежат обложению налогом на прибыль.
     
     Исходя из того, что Постановлением N 5953/03 вышеуказанные средства признаны у получающей стороны (подразделений вневедомственной охраны) целевыми, то и у передающей стороны (коммерческих организаций) данные средства также необходимо признать целевыми, которые на основании п. 17 ст. 270 НК РФ не учитываются в составе расходов при налогообложении прибыли.
     
     В то же время, принимая Постановление N 5953/03, Президиум ВАС РФ руководствовался положениями ст. 35 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (далее - Закон N 1026-1), которой было предусмотрено, что подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел финансируются в том числе за счет средств, поступающих на основе договоров.
     
     Постановлением N 5953/03 определено, что по существу Законом N 1026-1 предусмотрен особый способ целевого финансирования подразделений вневедомственной охраны за счет средств, полученных от организаций и граждан за оказанные им платные услуги.
     
     Однако с 1 января 2004 года действие ст. 35 Закона N 1026-1 в части того, что подразделения вневедомственной охраны финансируются за счет средств, поступающих на основе договоров, было законодательно приостановлено.
     
     Таким образом, особый способ целевого финансирования подразделений вневедомственной охраны за счет средств, полученных от организаций и граждан за оказанные им платные услуги, в 2004 году законодательством не был предусмотрен.
     
     Исходя из вышеизложенного средства, полученные подразделениями вневедомственной охраны за услуги по охранной деятельности в 2004 году, не могли рассматриваться как особый способ целевого финансирования подразделений вневедомственной охраны, то есть не являлись целевыми и могли быть учтены коммерческими организациями в составе расходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.
     
     В то же время с даты принятия Президиумом ВАС РФ Постановления N 5953/03 (21.10.2003) и до даты изменения положения ст. 35 Закона N 1026-1 (01.01.2004) вышеуказанные средства являлись целевыми и в составе расходов коммерческих организаций не учитывались.
     
     Учитывая вышеизложенное, решение налоговой инспекции в отношении непризнания затрат на охрану объекта отделом вневедомственной охраны для целей налогообложения прибыли в 2004 году, по нашему мнению, неправомерно.
     
     С 1 января 2004 года вышеуказанные затраты учитываются в составе расходов для целей налогообложения.
     

Учет лизингового имущества

     
     Организация осуществляет деятельность по предоставлению в лизинг оборудования и транспортных средств. Приобретаемое для лизинговой деятельности имущество учитывается на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности" в течение всего срока договора лизинга.
     
     Имела ли право организация с 1 января 2006 года при формировании налоговой базы по налогу на прибыль включать в состав расходов отчетного (налогового) периода 10% от первоначальной стоимости имущества, приобретенного для предоставления за плату во временное пользование (лизинг) с целью получения дохода?
     
     Для налогоплательщиков, заключивших договор лизинга, главой 25 НК РФ предусмотрен специальный порядок налогообложения прибыли, полученной при совершении лизинговых операций. В частности, в соответствии с п. 8 ст. 259 НК РФ налогоплательщик, учитывающий на своем балансе предмет лизинга, при его амортизации вправе применять к основной норме специальный коэффициент не выше 3.
     
     В соответствии с п. 1.1 ст. 259 НК РФ налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно) и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 настоящего Кодекса.
     
     Согласно п. 3 ст. 272 НК РФ расходы в виде капитальных вложений, предусмотренные п. 1.1 ст. 259 настоящего Кодекса, признаются в качестве расходов того отчетного (налогового) периода, на который в соответствии с главой 25 НК РФ приходится дата начала амортизации (дата изменения первоначальной стоимости) основных средств, в отношении которых были осуществлены капитальные вложения.
     
     Порядок учета объектов основных средств на балансе организаций (за исключением кредитных и бюджетных) регулируется Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н. В соответствии с вышеуказанными документами для учета движимого и недвижимого имущества, учитываемого на балансе в качестве объектов основных средств, используется счет 01 "Основные средства".
     
     При этом исходя из требований вышеназванных документов Минфина России в случае принятия организацией изначально к бухгалтерскому учету материально-вещественных ценностей, отвечающих требованиям их признания основными средствами (здания, сооружения, иное имущество), но предназначенных не для использования непосредственно в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, а для предоставления организацией за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода, вышеуказанные объекты рассматриваются в качестве доходных вложений в материальные ценности и учитываются на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности".
     

     В соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ под основными средствами в целях главы 25 настоящего Кодекса понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией.
     
     Таким образом, по нашему мнению, оборудование, приобретенное для передачи в лизинг и числящееся на балансе организации-лизингодателя на счете 03, не может рассматриваться для целей НК РФ как капитальные вложения, которые налогоплательщик вправе учесть в составе расходов в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств.
     
     На лизингополучателя, учитывающего предмет лизинга на своем балансе, положения п. 1.1 ст. 259 НК РФ также не распространяются.


Учет расходов на вознаграждение за использование неисключительных прав по лицензионному соглашению с иностранной организацией

     
     ОАО "Цвет" заключило с иностранной организацией (резидентом США), владеющей 100% его акций, лицензионное соглашение, согласно которому ОАО выплачивает вознаграждение в размере 3% от ежегодных продаж товаров в обмен на доступ к технологии и ноу-хау и неисключительную лицензию на товарные знаки.
     
     Иностранная организация не осуществляет деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации. Имеет ли право ОАО "Цвет" включать расходы на вышеуказанное вознаграждение в состав расходов, связанных с производством и реализацией, и обязано ли оно удерживать налог с дохода, выплаченного иностранной организации в виде вознаграждения в размере 3% от ежегодных продаж товаров, как источник выплаты дохода, учитывая положения ст. 7 Договора между Российской Федерацией и США об избежании двойного налогообложения (стопроцентную зависимость)?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ для целей налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 настоящего Кодекса).
     
     Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     Согласно подпункту 37 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся также периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности).
     
     Таким образом, если выплата вознаграждения иностранному лицу - правообладателю ноу-хау и товарных знаков по лицензионному договору осуществляется в виде периодических (текущих) платежей за доступ к технологии и ноу-хау и за пользование товарными знаками, то такие расходы могут учитываться в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подпункта 37 п. 1 ст. 264 НК РФ при условии их соответствия требованиям ст. 252 Кодекса.
     
     При этом в соответствии со ст. 246 НК РФ иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации.
     

     Согласно ст. 247 НК РФ объектом налогообложения для вышеуказанной категории налогоплательщиков признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые устанавливаются в соответствии со ст. 309 Кодекса.
     
     Пунктом 1 ст. 309 НК РФ определены виды доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации (если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью этой организации через постоянное представительство в Российской Федерации), которые подлежат обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты доходов.
     
     Согласно подпункту 4 п. 1 ст. 309 НК РФ к доходам иностранной организации, подлежащим обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты доходов в Российской Федерации, относятся доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности. На основании ст. 310 НК РФ налог на прибыль с вышеуказанного вида дохода исчисляется по ставке, предусмотренной подпунктом 1 п. 2 ст. 284 НК РФ, то есть 20%.
     
     Однако ст. 7 НК РФ установлен приоритет правил и норм международных договоров, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, над нормами и правилами, предусмотренными настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.
     
     Пунктом 1 ст. 7 Договора от 17.06.1992 между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (далее - Договор от 17.06.1992) предусмотрено, что в случае, если лицо, являющееся лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве, прямо или косвенно участвует в управлении, контроле или капитале лица с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве и в любом случае между двумя лицами в их коммерческих или финансовых отношениях имеются или введены условия, отличающиеся от тех, которые имели бы место между независимыми лицами, то любой доход, который был бы зачислен одному из лиц, но не был зачислен из-за таких условий, может быть включен в доход этого лица и соответственно обложен налогом.
     
     Однако ОАО "Цвет" зачислило доход в виде вознаграждения иностранной организации в размере 3% от ежегодных продаж товаров в обмен на доступ к технологии и ноу-хау и неисключительную лицензию на четыре товарных знака.
     

     Учитывая вышеизложенное, положения ст. 7 Договора от 17.06.1992 не применимы к представленной в вопросе ситуации.
     
     Таким образом, доход, выплаченный ОАО "Цвет" иностранной организации в виде периодических (текущих) платежей за пользование ноу-хау и товарными знаками, признается доходом этой организации от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности в соответствии с п. 4 ст. 309 НК РФ и подлежит обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты доходов.
     
     При этом согласно ст. 12 Договора от 17.06.1992 доходы от авторских прав и лицензий (в том числе за использование или предоставление прав использования авторских прав на компьютерные программы), получаемые лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве, которое имеет на них фактическое право, облагаются налогом только в этом Государстве, если вышеуказанное лицо не осуществляет коммерческую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное в нем постоянное представительство, и право или имущество, в отношении которых выплачиваются доходы от авторских прав и лицензий, действительно не связано с таким постоянным представительством.
     
     При этом п. 1 ст. 312 НК РФ предусмотрено, что при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение своего постоянного местонахождения в том государстве, с которым Российская Федерация заключила международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения. Данное подтверждение  должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.
     
     Если иностранная организация, получающая доход, представляет вышеуказанное подтверждение налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, то в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты.
     
     Таким образом, если на момент выплаты дохода российская организация - источник выплаты дохода не располагает подтверждением, предусмотренным п. 1 ст. 312 НК РФ, то она на основании положений ст. 310 настоящего Кодекса обязана произвести с дохода иностранной организации удержание налога на прибыль в порядке, установленном положениями ст. 310 НК РФ.
     
Л.П. Павлова
     

Учет норм естественной убыли нефтепродуктов при приеме, хранении, отпуске и транспортировке

     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 7 ст. 254 НК РФ к материальным расходам для целей налогообложения приравниваются потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ, а также технологические потери при производстве и (или) транспортировке.
     
     Согласно вышеназванной норме НК РФ принято постановление Правительства РФ от 12.11.2002 N 814 "О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материально-производственных запасов" (далее - Постановление N 814), устанавливающее порядок разработки и утверждения вышеуказанных норм заинтересованными министерствами и ведомствами.
     
     Постановлением N 814 предусмотрено, что нормы естественной убыли разрабатываются министерствами и ведомствами с учетом технологических условий хранения и транспортировки материально-производственных запасов, климатического и сезонного факторов, влияющих на их естественную убыль. Однако для большинства отраслей экономики эти нормы пока не разработаны.
     
     В то же время в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" до утверждения норм естественной убыли в порядке, установленном подпунктом 2 п. 7 ст. 254 НК РФ, применяются нормы естественной убыли, утвержденные ранее соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Действие данного положения распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года.
     
     Нормы естественной убыли нефтепродуктов при приеме, хранении, отпуске и транспортировании утверждены постановлением Госснаба СССР от 26.03.1986 N 40.
     
     Согласно Порядку применения норм естественной убыли нефтепродуктов при приеме, отпуске, хранении и транспортировании, утвержденному вышеуказанным постановлением Госснаба СССР (далее - Порядок), нормы естественной убыли определяются отдельно при приеме, хранении, отпуске и транспортировании.
     
     Пунктом 1.6 Порядка определено, что нормы естественной убыли являются предельными и применяются только в случае фактической недостачи нефтепродуктов.
     
     В связи с вышеизложенным исходя из норм подпункта 2 п. 7 ст. 254 НК РФ для целей налогообложения прибыли учитываются только потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке нефтепродуктов в пределах норм естественной убыли, утвержденных вышеуказанным постановлением Госснаба СССР. При этом эти расходы должны отвечать требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ.
     

Учет выплат членам совета директоров и членам правления общества

     
     В соответствии с п. 2 ст. 64 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) по решению общего собрания акционеров членам совета директоров (наблюдательного совета) общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждения и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими функций членов совета директоров (наблюдательного совета) общества.
     
     Таким образом, принятие решения общим собранием общества о выплате вознаграждений членам советов директоров является правом акционерного общества, а не его обязанностью.
     
     Размеры таких вознаграждений устанавливаются решением общего собрания акционеров.
     
     В соответствии с подпунктом 11 п. 1 ст. 48 Закона N 208-ФЗ к компетенции общего собрания акционеров относится распределение прибыли, то есть чистой прибыли акционерного общества, остающейся после уплаты налога на прибыль, включая возможность направления части нераспределенной прибыли общества на выплату вознаграждений членам советов директоров. Кроме того, члены совета директоров не состоят с акционерным обществом в трудовых отношениях.
     
     Вследствие этого акционерное общество не может гарантировать в обязательном порядке выплату вознаграждений членам совета директоров общества.
     
     В соответствии со ст. 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Следовательно, состав расходов акционерного общества, принимаемых к вычету для целей налогообложения, устанавливается только нормами главы 25 НК РФ и не может регламентироваться неналоговым законодательством, в частности нормами Закона N 208-ФЗ.
     
     В соответствии с п. 21 ст. 270 НК РФ при налогообложении прибыли не учитываются расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов).
     
     Таким образом, в составе расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, учитываются выплаты членам совета директоров, если данные выплаты предусмотрены трудовым договором.
     
     Что касается порядка учета в целях налогообложения прибыли вознаграждений членам правления общества, то необходимо иметь в виду следующее.
     
     Согласно ст. 69 Закона N 208-ФЗ руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией). Исполнительные органы подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) общества и общему собранию акционеров.
     
     Уставом общества, предусматривающим наличие одновременно единоличного и коллегиального исполнительных органов, должна быть определена компетенция коллегиального органа.
     
     При этом согласно п. 3 ст. 69 Закона N 208-ФЗ права и обязанности единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), управляющей организации или управляющего по осуществлению руководства текущей деятельностью общества определяются Законом N 208-ФЗ, иными правовыми актами Российской Федерации и договором, заключаемым каждым из них с обществом.
     
     Исходя из вышеизложенного если уставом общества предусмотрено, что руководство текущей деятельностью общества осуществляется одновременно единоличным исполнительным органом (генеральным директором) и коллегиальным исполнительным органом (правлением), то выплата вознаграждений членам правления учитывается в целях налогообложения прибыли в порядке, аналогичном порядку выплат членам совета директоров.


Учет недоначисленной амортизации по объектам нематериальных активов

     
     Имеет ли право организация в целях налогообложения прибыли включать в состав внереализационных расходов суммы недоначисленной амортизации по объектам нематериальных активов, списанных в связи с непригодностью к дальнейшему использованию?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 257 НК РФ нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).
     
     Для признания нематериального актива необходимо наличие способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности [в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака].
     
     В связи с тем что нематериальные активы не имеют материально-вещественной (физической) структуры, то у организации отсутствует возможность осуществлять ликвидацию нематериального актива и учитывать суммы недоначисленной амортизации в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль.
     
     Данный вывод подтверждается нормой подпункта 8 п. 1 ст. 265 НК РФ.