Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности и налоге на игорный бизнес


О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности и налоге на игорный бизнес


И.М. Андреев,
государственный советник Российской Федерации 2 класса
     

1. О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

    

Налогообложение организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих товары по безналичному расчету. Налогообложение аптечных учреждений

     
     Признаются ли плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) организации и индивидуальные предприниматели, реализующие через розничную торговую сеть товары хозяйствующим субъектам по безналичному расчету?
     
     Подлежит ли переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД деятельность аптечных учреждений, связанная с реализацией (бесплатной передачей) по льготным рецептам готовых лекарственных препаратов, а также с реализацией изготовленных ими лекарственных препаратов?
     
     В соответствии со ст. 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация подакцизных товаров, указанных в подпунктах 6-10 п. 1 ст. 181 НК РФ, продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без такой упаковки и расфасовки, в барах, ресторанах, кафе и других объектах организации общественного питания, а также продукции собственного производства (изготовления).
     
     Статьей 492 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) установлено, что по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
     
     При этом согласно разъяснениям, содержащимся в п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18, под целями, не связанными с личным использованием, понимается в том числе приобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве организации или гражданина - индивидуального предпринимателя (оргтехники, офисной мебели, транспортных средств, материалов для ремонтных работ).
     
     Однако если данные товары приобретаются вышеуказанным покупателем у продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, отношения сторон регулируются нормами о розничной купле-продаже (параграф 2 главы 30 ГК РФ).
     
     Исходя из этого розничными продавцами и, следовательно, плательщиками ЕНВД признаются налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность, связанную с торговлей товарами и оказанием услуг покупателям на основе договоров розничной купли-продажи (параграф 2 главы 30 ГК РФ) вне зависимости от используемых ими в процессе ведения данной деятельности форм расчетов, ассортимента реализуемых товаров, а также категорий лиц - покупателей данных товаров.
     
     В аналогичном порядке рассматривается деятельность аптечных учреждений, связанная с реализацией (передачей) населению по льготным рецептам (льготным ценам или бесплатно) готовых лекарственных препаратов.
     
     Такие аптечные учреждения признаются плательщиками ЕНВД только в части операций по реализации на основе договоров розничной купли-продажи отдельным категориям граждан готовых лекарственных препаратов по льготным ценам.
     
     Операции, связанные с отпуском (передачей) отдельным категориям граждан по льготным рецептам бесплатных готовых лекарственных препаратов, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке или в порядке и на условиях, предусмотренных главой 26.2 НК РФ на основе данных раздельного учета доходов и расходов.
     
     Что касается деятельности аптечных учреждений, связанной с реализацией изготовленных ими лекарственных препаратов, то следует отметить, что исходя из вышеприведенных положений ст. 346.27 НК РФ с 1 января 2006 года реализация продукции собственного производства не относится к предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли. Поэтому результаты данной деятельности аптечных учреждений подлежат налогообложению в вышеуказанном порядке.
     

Налогообложение автостоянок

     
     Подлежит ли переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД деятельность специализированных автостоянок, связанная с хранением принудительно эвакуированных по решению органов ГИБДД автотранспортных средств?
     
     В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных п. 2 данной  статьи Кодекса, в том числе в отношении оказания услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках.
     
     В целях главы 26.3 НК РФ под данными услугами понимаются платные услуги, оказываемые автостоянками физическим лицам и хозяйствующим субъектам на основе заключенных с ними договоров хранения (параграф 1 главы 47 ГК РФ).
     
     Постановлением Правительства РФ от 18.12.2003 N 759 "Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации" установлено, что задержание транспортных средств осуществляется в случаях, предусмотренных частью 1 ст. 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
     
     Задержание транспортного средства представляет собой временное принудительное прекращение использования транспортного средства, включающее (в случае невозможности устранения причины задержания на месте и выявления административного правонарушения) его помещение на специализированную стоянку - специально отведенное охраняемое место хранения задержанных транспортных средств (далее - специализированная стоянка).
     
     Должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о соответствующем административном правонарушении, осуществляет в пределах своей компетенции необходимые действия по отстранению водителя (судоводителя) от управления транспортным средством и направлению транспортного средства на специализированную стоянку.
     
     Таким образом, хранение принудительно эвакуированных в соответствии с нормами ст. 27.13 КоАП РФ и с постановлением Правительства РФ от 18.12.2003 N 759 транспортных средств на специализированных стоянках является одной из мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и, следовательно, не предполагает заключения с их владельцами возмездных договоров хранения.
     
     В этой связи данная деятельность не может быть отнесена к вышеуказанному виду предпринимательской деятельности и, следовательно, не может быть переведена на систему налогообложения в виде ЕНВД.
     
     Результаты от занятия такой деятельностью подлежат налогообложению в общеустановленном порядке или в порядке и на условиях, предусмотренных главой 26.2 НК РФ.
     

Налогообложение услуг по доставке товаров покупателям

     
     Организация осуществляет розничную торговлю промышленными товарами через принадлежащий ей на праве собственности магазин с площадью торгового зала 140 кв.м, а также оптовую торговлю данными товарами через арендованный ею оптовый склад.
     
     Кроме того, организацией оказываются услуги по доставке товаров покупателям служебным автотранспортом (три грузовых автомобиля и два микроавтобуса).
     
     При этом в пределах городской черты данные услуги оказываются без дополнительной оплаты (стоимость доставки включена в цену товаров). Доставка же товаров за пределы городской черты осуществляется организацией на платной основе в соответствии с условиями заключенных с покупателями договоров.
     
     В отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли организация применяет систему налогообложения в виде ЕНВД, а в отношении оптовой торговли - общий режим налогообложения.
     
     Каков порядок налогообложения деятельности, связанной с оказанием услуг по доставке товаров покупателям?
     
     Подлежит ли организация переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД в отношении таких услуг?
     
     В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных п. 2 данной статьи Кодекса, в том числе в отношении предпринимательской деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
     
     В целях применения главы 26.3 НК РФ под вышеуказанными услугами понимаются платные услуги по перевозке пассажиров и грузов, оказываемые физическим лицам и хозяйствующим субъектам на основе заключенных договоров перевозки или договоров возмездного оказания услуг.
     
     Таким образом, данные услуги подлежат переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД только в случае их оказания в качестве самостоятельного вида предпринимательской деятельности.
     
     Деятельность, связанная с оказанием таких услуг в рамках иных договоров гражданско-правового характера, например договоров купли-продажи с условием доставки товаров покупателям (ст. 499 и 510 ГК РФ), не может быть отнесена к вышеуказанному виду предпринимательской деятельности и, следовательно, не может быть переведена на систему налогообложения в виде ЕНВД.
     
     Результаты от оказания автотранспортных услуг на основе договоров розничной купли-продажи подлежат обложению ЕНВД (в рамках предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли), а на основе договоров поставки - в общеустановленном порядке либо в порядке и на условиях, предусмотренных главой 26.2 НК РФ (в рамках предпринимательской деятельности в сфере оптовой торговли).
     
     Как следует из ситуации, организация осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с реализацией товаров на основе договоров розничной купли-продажи и договоров поставки с условием доставки товаров покупателям, а также оказывает услуги по до-ставке реализованных товаров на основе возмездных договоров, то есть оказывает их в качестве самостоятельного вида предпринимательской деятельности.
     
     Учитывая данное обстоятельство, в отношении оказываемых на основе возмездных до-говоров услуг по доставке покупателям товаров организация подлежит переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД.
     

Налогообложение реализации бутилированной питьевой воды

     
     Организация осуществляет реализацию питьевой воды в бутылях большой емкости, а также сопутствующих товаров за наличный расчет с использованием специально оборудованных для торговли автотранспортных средств (имеются витрины и контрольно-кассовая техника). Данные товары доставляются по месту нахождения покупателей - хозяйствующих субъектов, которые приобретают такие товары для использования в хозяйственных нуждах.
     
     Подпадает ли деятельность организации под действие системы налогообложения в виде ЕНВД?
     
     В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных п. 2 данной  статьи Кодекса, в том числе в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв.м по каждому объекту организации торговли, а также в отношении розничной торговли, осуществляемой через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, и объекты нестационарной торговой сети.
     
     Согласно ст. 346.27 НК РФ под нестационарной торговой сетью понимается торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, а также объекты организации торговли, не относимые к стационарной торговой сети.
     
     Развозная торговля - это розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только с транспортным средством. К данному виду торговли относится торговля с использованием автомобиля, автолавки, автомагазина, тонара, автоприцепа, передвижного торгового автомата.
     
     Под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.
     
     Таким образом, торговля товарами, осуществляемая налогоплательщиками на основе договоров розничной купли-продажи (параграф 2 главы 30 ГК РФ) в развозном порядке с использованием специально оборудованных для ведения торговли автотранспортных средств, признается для целей главы 26.3 НК РФ развозной торговлей.
     
     Согласно п. 3 ст. 346.29 НК РФ исчисление налоговой базы по ЕНВД в отношении данного вида предпринимательской деятельности производится налогоплательщиками с использованием физического показателя базовой доходности "количество работников, включая индивидуального предпринимателя".
     

Определение величины физического показателя базовой доходности "торговое место"

     
     Индивидуальный предприниматель осуществляет розничную торговлю промышленными товарами через арендованные им в здании крытого рынка торговые места, представляющие собой равные по размеру части единого бетонного прилавка, отделенные друг от друга съемными фанерными перегородками. Каждое торговое место имеет свой порядковый номер.
     
     Индивидуальный предприниматель заключил два договора аренды торговых мест. По одному договору ему переданы во временное пользование два рядом находящихся торговых места, а по другому - одно.
     
     Каким образом индивидуальный предприниматель должен в этом случае определять фактическую величину физического показателя базовой доходности "торговое место" при исчислении налоговой базы по ЕНВД - исходя из количества заключенных им договоров аренды или исходя из количества арендованных им по данным договорам торговых мест?
     
     В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных п. 2 данной статьи Кодекса, в том числе в отношении розничной торговли, осуществляемой через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.
     
     Согласно п. 3 ст. 346.29 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие розничную торговлю через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (крытые рынки, ярмарки, торговые комплексы), а также через объекты нестационарной торговой сети (палатки, ларьки, контейнеры), при исчислении налоговой базы по ЕНВД используют в качестве физического показателя базовой доходности "торговое место".
     
     В соответствии со ст. 346.27 НК РФ торговым местом для целей главы 26.3 настоящего Кодекса признается место, используемое для совершения сделок купли-продажи.
     
     Налогоплательщики, осуществляющие розничную торговлю через объекты стационарной торговой сети (их части), не имеющие торговых залов, определяют фактическую величину вышеуказанного физического показателя базовой доходности за каждый календарный месяц налогового периода на основании имеющихся у них правоустанавливающих и инвентаризационных документов.
     
     В частности, для налогоплательщиков, осуществляющих розничную торговлю через арендованные ими обособленные торговые места, расположенные в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, такими документами являются заключенные с арендодателями договоры аренды (субаренды) обособленных торговых мест, а также копии документов технической инвентаризации данных объектов.
     
     При этом читателям журнала следует иметь в виду, что количество арендованных для ведения розничной торговли обособленных торговых мест определяется налогоплательщиками в соответствии с условиями заключенных ими договоров аренды (субаренды).
     
     Если по условиям одних договоров аренды (субаренды) налогоплательщику передается во временное владение и (или) пользование одно обособленное торговое место, а по условиям других - несколько обособленных торговых мест, то при определении величины физического показателя базовой доходности "торговое место" им должно учитываться общее количество арендованных в соответствии с этими договорами обособленных торговых мест.     


Уплата ЕНВД и представление отчетности индивидуальным предпринимателем, перешедшим на этот режим налогообложения в декабре

     
     Налогоплательщик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в середине декабря. С этого же момента он приступил к осуществлению предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, подпадающей под действие системы налогообложения в виде ЕНВД.
     
     Какую налоговую отчетность он должен представлять в налоговый орган и какие налоги он должен уплачивать по доходам, полученным им за декабрь, исходя из положений п. 10 ст. 346.29 НК РФ?
     
     Согласно ст. 346.28 НК РФ плательщиками ЕНВД признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую ЕНВД.
     
     Налогоплательщики, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, установленные п. 2 ст. 346.26 НК РФ, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления вышеуказанной деятельности в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности и производить уплату единого налога.
     
     В соответствии с п. 10 ст. 346.29 НК РФ размер вмененного дохода за квартал, в течение которого осуществлена соответствующая государственная регистрация налогоплательщика, рассчитывается исходя из полных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем государственной регистрации.
     
     Исходя из вышеизложенного вновь зарегистрированный в течение декабря календарного года индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность, облагаемую ЕНВД, признается с момента его государственной регистрации в этом качестве переведенным на систему налогообложения в виде ЕНВД.
     
     При этом обязанность исчислять налоговую базу по ЕНВД и представлять налоговую декларацию по этому налогу за IV квартал календарного года у данного индивидуального предпринимателя не возникает. Такая обязанность у него возникнет начиная с I квартала следующего календарного года.
     

2. О налоге на игорный бизнес

     

Налогообложение детских аттракционов с выдачей поощрительных призов

     
     Индивидуальный предприниматель организовал детский развлекательный центр в городском парке культуры и отдыха.
     
     На выделенной для этих целей территории парка он установил оборудование для проведения детских аттракционов и развивающих игр.
     
     В целях привлечения посетителей на некоторых детских аттракционах предусмотрена автоматическая выдача всем посетителям этих аттракционов призовых билетов, предоставляющих им право на получение поощрительных призов в виде детских игрушек.
     
     Признаются ли эти детские аттракционы игровыми автоматами и, следовательно, объектами обложения налогом на игорный бизнес?
     
     Согласно ст. 365 НК РФ плательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
     
     Пунктом 1 ст. 366 НК РФ установлено, что объектами обложения налогом на игорный бизнес являются игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов и кассы букмекерских контор.
     
     В соответствии со ст. 364 НК РФ игровым автоматом считаются специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведение азартных игр с любым видом выигрыша (в том числе в виде игрушки, сувенира, призовой игры и т.д.) без участия в вышеуказанных играх представителей организатора игорного заведения; а под азартной игрой - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора) по правилам, установленным организатором игорного заведения (организатором тотализатора).
     
     Согласно Правилам проведения испытаний игровых автоматов с денежным выигрышем с целью утверждения типа и контроля за их соответствием утвержденному типу, принятым приказом Госстандарта России от 24.01.2000 N 22, под игровым автоматом с денежным выигрышем (далее - игровой автомат) понимается специальное устройство, которое после внесения в него денежной ставки предоставляет игроку право провести игру с возможностью получения денежного выигрыша, под электронным игровым автоматом с денежным выигрышем - игровой автомат, в котором результат игры устанавливается электронной схемой под воздействием заложенной игровой программы, а под ставкой понимается вносимая в игровой автомат сумма, выраженная в рублях или средствах, их заменяющих (например, в жетонах), и позволяющая провести игру.
     
     Игровой автомат должен иметь центральный блок управления, под которым подразумевается функциональный блок, содержащий устройства, определяющие процесс игры (микропроцессор, микроконтроллер, постоянные и оперативные запоминающие устройства, интерфейсы ввода-вывода информации и др.), а также специальные устройства - акцептор и хоппер для приема и идентификации, а также для накопления и выплаты монет, денежных купюр и их заменителей.
     
     Из вышеприведенного следует, что специальное оборудование, используемое для проведения детских аттракционов и развивающих игр (метание колец и мячей, стрельба в электронном тире, качели, карусели и т.д.) и предусматривающее выдачу в некоторых случаях посетителям аттракционов и участникам игр призовых билетов, предоставляющих им право на получение поощрительных призов в виде детских игрушек, не соответствует понятию и признакам игровых автоматов. Кроме того, это оборудование не предназначено для проведения азартных игр.
     
     Поэтому предпринимательская деятельность, связанная с извлечением доходов от использования вышеуказанного оборудования, не признается для целей главы 29 НК РФ предпринимательской деятельностью в сфере игорного бизнеса, а само оборудование - объектом обложения налогом на игорный бизнес.
     
     Налогообложение результатов данной предпринимательской деятельности осуществляется согласно общему режиму налогообложения или в порядке и на условиях, предусмотренных главой 26.2 НК РФ.


Определение даты представления в налоговый орган заявления о регистрации (выбытии) объекта обложения налогом на игорный бизнес

     
     Согласно разъяснениям, приведенным в письме Минфина России от 07.07.2006 N 03-06-05-02/06, датой представления в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) обложения налогом на игорный бизнес в виде почтового отправления считается шестой день начиная с даты его отправки.
     
     При этом в соответствии с нормами главы 29 НК РФ объект обложения налогом на игорный бизнес подлежит регистрации в налоговом органе по месту его установки не позднее чем за два дня до даты такой установки и считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о его регистрации. Любое изменение количества объектов обложения налогом на игорный бизнес подлежит регистрации в налоговом органе также не позднее чем за два дня до даты установки новых объектов или выбытия ранее зарегистрированных объектов.
     
     Следует ли из вышеизложенного, что налогоплательщику, пожелавшему направить в налоговый орган вышеуказанное заявление почтовым отправлением, необходимо отправить его не позднее чем за восемь дней до планируемой даты установки (выбытия) объекта обложения налогом на игорный бизнес?
     
     Позиция арбитражных судов по вопросу определения даты, с которой у налогоплательщика, осуществляющего предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, возникает (прекращается) обязанность по уплате налога на игорный бизнес, изложена Президиумом ВАС РФ в постановлении от 22.03.2006 N 11390/05, согласно которому обязанность налогоплательщика по исчислению и уплате налога на игорный бизнес возникает не с даты фактической установки объекта (объектов) обложения налогом на игорный бизнес, а с даты представления им в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
     
     Соответственно вышеуказанная обязанность у налогоплательщика прекращается не с даты фактического выбытия объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес, а с даты представления им в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшения) количества объектов налогообложения.
     
     Учитывая данное обстоятельство, а также принимая во внимание разъяснения Минфина России, приведенные в письме от 07.07.2006 N 03-06-05-02/06, для налогоплательщика, направившего в налоговый орган заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения и (или) заявление о регистрации изменений (уменьшения) количества объектов налогообложения в виде почтового отправления, датой его представления в налоговый орган, а следовательно, датой регистрации (выбытия) объекта (объектов) налогообложения в налоговом органе в любом случае признается шестой день начиная с даты отправки данного почтового отправления.
     
     В этих условиях налоговый орган на основании п. 6 ст. 366 НК РФ в течение пяти рабочих дней с вышеуказанной даты представления таких заявлений или с фактической даты получения почтового отправления (если почтовое отправление получено по истечении 11 дней начиная с даты отправки) обязан выдать налогоплательщику свидетельство о регистрации объекта (объектов) налогообложения или внести в ранее выданное ему свидетельство изменения, связанные с уменьшением количества объектов налогообложения.
     

Налогообложение организации, имеющей букмекерскую контору

     
     Организация имеет букмекерскую контору, которая осуществляет свою деятельность через сеть пунктов приема ставок и выплаты выигрышей.
     
     В каждом пункте приема ставок и выплаты выигрышей установлена специальная компьютерная программа, позволяющая работникам пунктов принимать и учитывать ставки, передавать в букмекерскую контору информацию о принятых данным пунктом суммах ставок, а также получать из букмекерской конторы ежедневную информацию о подлежащих выплате суммах выигрышей, результатах спортивных мероприятий и о событиях, на которые могут приниматься ставки.
     
     Для учета общей суммы ставок и определения сумм выигрышей, подлежащих выплате участникам игр, букмекерской конторой привлекается по договору индивидуальный предприниматель.
     
     По условиям договора индивидуальный предприниматель учитывает в автоматизированном режиме общую сумму внесенных ставок, определяет суммы подлежащих выплате выигрышей, а также направляет сведения о выигрышах в букмекерскую контору, которая передает их по компьютерной сети во все пункты.
     
     Признается ли в этом случае организация плательщиком налога на игорный бизнес?
     
     В соответствии со ст. 366 НК РФ касса букмекерской конторы является одним из объектов обложения налогом на игорный бизнес.
     
     Согласно ст. 364 НК РФ под кассой букмекерской конторы понимается специально оборудованное место у организатора игорного заведения, где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате.
     
     Как следует из вышеприведенной нормы НК РФ, условиями, необходимыми для отнесения обособленных подразделений букмекерской конторы к кассам букмекерской конторы, является выполнение данными обособленными подразделениями функций учета общей суммы внесенных участниками азартных игр ставок, а также функций определения подлежащих выплате им сумм выигрышей.
     
     Иных условий, в том числе условий по применению того или иного порядка (механизма) выполнения вышеуказанных функций, данной нормой НК РФ не предусмотрено.
     
     В этой связи организаторы букмекерских контор, имеющих обособленные подразделения [вне зависимости от используемого ими порядка (механизма) учета сумм ставок и определения сумм выигрышей], признаются плательщиками налога на игорный бизнес только по месту нахождения тех обособленных подразделений, которые выполняют вышеуказанные функции, то есть соответствуют предусмотренным ст. 364 НК РФ признакам касс букмекерских контор.
     
     При этом организаторы букмекерских контор, выполняющие данные функции в централизованном порядке по месту нахождения букмекерских контор, привлекаются к уплате налога на игорный бизнес только по месту нахождения таких букмекерских контор.
     

Оформление заявления о регистрации изменений количества объектов обложения налогом на игорный бизнес

     
     В форме заявления о регистрации изменений количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, утвержденной приказом МНС России от 08.01.2004 N ВГ-3-22/5, не предусмотрена подпись уполномоченного представителя налогоплательщика.
     
     Означает ли это, что уполномоченный представитель налогоплательщика не вправе подписывать данное заявление от имени налогоплательщика?
     
     На основании норм ст. 366 НК РФ приказом МНС России от 08.01.2004 N ВГ-3-22/5@ была утверждена рекомендуемая форма заявления о регистрации изменений количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
     
     При этом данной формой заявления не предусмотрена возможность ее подписания уполномоченным представителем налогоплательщика.
     
     В то же время согласно ст. 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
     
     Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в вышеуказанных правоотношениях.
     
     Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами.
     
     Согласно ст. 29 НК РФ уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
     
     Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
     
     Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
     
     Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание рекомендательный характер данной формы заявления, уполномоченные представители налогоплательщиков имеют право (при наличии соответствующих полномочий в выданных им доверенностях) подписывать от имени налогоплательщиков данные заявления.
     
     При этом к заявлениям они должны прилагать копии таких доверенностей.
     

Налогообложение игровых автоматов типа "Кран-машина"

     
     Индивидуальный предприниматель осуществляет с 1 июля 2006 года предпринимательскую деятельность, связанную с извлечением доходов от использования игровых автоматов типа "Кран-машина", предусматривающих выдачу призов в виде мягких игрушек.
     
     Аналогичная предпринимательская деятельность осуществлялась этим индивидуальным предпринимателем и в течение 2003 года (с 1 января 2004 года она была прекращена). При этом в имевшемся в то время у индивидуального предпринимателя свидетельстве о государственной регистрации данная деятельность была указана как предпринимательская деятельность по оказанию услуг проката. В связи с этим в течение 2003 года индивидуальным предпринимателем применялась система налогообложения в виде ЕНВД.
     
     Вправе ли индивидуальный предприниматель и в настоящее время отнести осуществляемую им предпринимательскую деятельность к деятельности, связанной с оказанием услуг по прокату данных игровых автоматов (то есть к предпринимательской деятельности по оказанию бытовых услуг), и применять систему налогообложения в виде ЕНВД?
     
     Статьей 1 Федерального закона от 27.12.2002 N 182-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января 2004 года введена в действие глава 29 "Налог на игорный бизнес" НК РФ.
     
     Согласно ст. 365 НК РФ плательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
     
     Для целей главы 29 НК РФ под игорным бизнесом согласно ст. 364 настоящего Кодекса понимается предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг, а под азартной игрой - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения по правилам, установленным организатором игорного заведения (организатором тотализатора).
     
     Пунктом 1 ст. 366 НК РФ установлено, что объектами обложения налогом на игорный бизнес являются, в частности, игровые автоматы.
     
     При этом в соответствии со ст. 364 НК РФ игровым автоматом для вышеуказанных целей признается специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведение азартных игр с любым видом выигрыша без участия в этих играх представителей организатора игорного заведения.
     
     Таким образом, начиная с 1 января 2004 года предпринимательская деятельность, связанная с извлечением доходов от проведения игр на игровых автоматах типа "Кран-машина" с выигрышем в виде мягких игрушек, признается для целей налогообложения предпринимательской деятельностью в сфере игорного бизнеса, а сами игровые автоматы для данных целей считаются объектами обложения налогом на игорный бизнес.
     
     В этих условиях отнесение с 1 января 2004 года данного вида предпринимательской деятельности к деятельности в сфере оказания бытовых услуг (в частности, услуг проката) и, следовательно, применение в отношении него системы налогообложения в виде ЕНВД является неправомерным.