Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об имущественных налогах


Об имущественных налогах


Н.А. Гаврилова,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     

О земельном налоге

Документы, подтверждающие право организации на применение ставки в размере 0,3%

     
     Какие документы подтверждают право организации применять ставку налога в размере 0,3% в отношении земельных  участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) ставки земельного налога не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства. Конкретные налоговые ставки устанавливаются нормативным актом муниципального образования о земельном налоге.
     
     Согласно ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. Порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий. Территория поселения в пределах его административных границ делится на территориальные зоны. Документы зонирования территорий утверждаются и изменяются нормативными правовыми актами местного самоуправления (правилами землепользования и застройки).
     
     Согласно ст. 85 ЗК РФ в состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к определенным территориальным зонам, одной из которых является зона сельскохозяйственного использования. Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях - это земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, которые используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами поселений и правилами землепользования и застройки.
     
     Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) (п. 2 ст. 85 ЗК РФ).
     
     В этой связи документами, подтверждающими право на использование ставки земельного налога, установленной в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства, должны быть нормативные правовые акты органов местного самоуправления о зонировании территорий поселений, устанавливающих правила землепользования и застройки для каждой территориальной зоны.
     

     Кроме того, организация или индивидуальный предприниматель, использующие земельный участок в зоне сельскохозяйственного использования, должны подтвердить, что их уставная деятельность связана с сельскохозяйственным производством согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), утвержденному постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст.


Налоговые ставки, применяемые по земельным участкам, занятым общежитиями, гостиницами, санаторными учреждениями, дачами

     
     Какие ставки земельного налога надо применять по земельным участкам, занятым общежитиями, гостиницами, санаторными учреждениями, дачами? Возможно ли по этим земельным участкам применение налоговой ставки в размере 0,3%, как по жилому фонду?
     
     В соответствии с главой 31 НК РФ ставки земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
     
     1) 0,3% в отношении земельных участков:
     
     - отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
     
     - занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
     
     - предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
     
     2) 1,5% в отношении прочих земельных  участков.
     
     Согласно ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) жилые помещения предназначены для проживания граждан. Жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания на основании договора. Размещение в жилых домах промышленных производств не допускается. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое.
     
     В соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
     
     Статья 16 ЖК РФ относит к жилым помещениям в том числе:
     

     1) жилой дом, часть жилого дома. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании;
     
     2) квартиру, которой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
     
     Кроме того, ст. 92-98 ЖК РФ определены виды жилых помещений специализированного жилищного фонда, к которым относятся:
     
     1) служебные жилые помещения; предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления;
     
     2) жилые помещения в общежитиях; предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения;
     
     3) жилые помещения маневренного фонда; предназначены для временного проживания граждан, в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома; граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; в результате чрезвычайных обстоятельств и иных случаях, предусмотренных законодательством;
     
     4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения; предназначены для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг;
     

     5) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами; предназначены для временного проживания граждан, признанных в установленном федеральным законом порядке соответственно вынужденными переселенцами и беженцами;
     
     6) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан; предназначены для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите.
     
     Земельным законодательством определены категории земель.
     
     В частности, согласно ст. 85 ЗК РФ в состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градо-строительными регламентами к следующим территориальным зонам:
     
     1) жилым;
     
     2) общественно-деловым;
     
     3) производственным;
     
     4) инженерных и транспортных инфраструктур;
     
     5) рекреационным;
     
     6) сельскохозяйственного использования;
     
     7) специального назначения;
     
     8) военных объектов;
     
     9) иным территориальным зонам.
     
     Таким образом, общежития учебных заведений и иных организаций, предназначенные для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения, также относятся к жилому фонду и, следовательно, земельные участки, занятые такими объектами, должны облагаться земельным налогом по ставке не более 0,3%.
     
     Если на земельном участке, предназначенном для ведения основной деятельности, находятся не только административное здание, корпуса для занятий со студентами, но и отдельно стоящий объект - общежитие и объекты инженерной инфраструктуры, то по ставке 0,3% облагается земельный участок, непосредственно занятый зданием общежития и объектами инженерной инфраструктуры, то есть за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
     
     Статьей 96 ЗК РФ определены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов, которые относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей, рапой лиманов и озер), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, определяются Правительством РФ.
     
     В этой связи земельные участки, занятые санаторно-курортными учреждениями, домами отдыха, летними дачами и дачами круглодичного проживания, а также гостиницами (в том числе для преподавателей, студентов), летними и зимними базами отдыха, корпусами пионерских лагерей, пригодными для круглогодичного проживания, подлежат обложению земельным налогом по ставке не более 1,5%.
     

     Если на балансе, например, санатория имеются жилые дома, отвечающие признакам, установленным ст. 16 и 92 ЖК РФ, и объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса для обслуживания жилых домов, то организация вправе применять ставку земельного налога в размере не более 0,3% в отношении земель под жилыми домами и вышеуказанными объектами.
     
     Земельные участки под иными находящимися на балансе санатория объектами, предназначенными для ведения основной деятельности, для оказания санаторных услуг (под административными и лечебными зданиями, санаторными корпусами для пребывания граждан и иными объектами), должны облагаться земельным налогом по ставке 1,5%.
     

О налоге на имущество организаций

    

Использование льготы организациями, на балансе которых находятся железнодорожные пути и линии энергопередачи

     
     Имеет ли право ОАО, имеющее на балансе железнодорожные пути и необходимые для их обслуживания объекты электроснабжения, применять льготу по налогу на имущество организаций согласно п. 11 ст. 381 НК РФ в отношении линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью вышеуказанных объектов, по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504?
     
     В соответствии с п. 11 ст. 381 НК РФ организации освобождаются от обложения налогом на имущество в отношении находящихся на их балансе железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью вышеуказанных объектов, в соответствии с Перечнем имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504 (далее - Перечень).
     
     Для целей применения налоговой льготы коды по Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденному постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, сложных технологических объектов, поименованные в Перечне, применяются с учетом иерархической структуры кодов. Причем имущество, указанное в примечании к Перечню, может иметь свой код ОКОФ (то есть имущество указано, но код не определен в Перечне), независимый от кода ОКОФ основного сложного технологического объекта (сооружения), если иное не установлено Перечнем.
     
     В разделе Перечня в отношении имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, поименованы объекты электроснабжения и связанные с ними сооружения: пункт электрический распределительный (код ОКОФ - 12 4521121), линия электропередачи воздушная (код ОКОФ - 12 4521125), централизация электрическая (код ОКОФ - 12 4526202), электрификация существующих железных дорог (код ОКОФ - 12 4526203), линия электропередачи кабельная (код ОКОФ - 12 4527341).
     
     Таким образом, объекты электроснабжения, связанные с железнодорожными путями общего пользования и поименованные в Перечне, не облагаются налогом на имущество организаций. При этом данный Перечень является закрытым, то есть не подлежит расширению.
     
     Относительно применения ОАО раздела Перечня, относящегося к налоговой льготе по налогу на имущество организаций в части линий энергопередачи и относящихся к ним сооружений, необходимо иметь в виду следующее.
     
     Статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) определено, что электроэнергетика - это отрасль экономики Российской Федерации, включающая комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам.
     
     При этом объекты электроэнергетики определены как имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства (линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование).
     
     Пунктом 1 ст. 5 Закона N 35-ФЗ установлено, что технологическую основу функционирования электроэнергетики составляют единая национальная (общероссийская) электрическая сеть, территориальные распределительные сети, по которым осуществляется передача электрической энергии, и единая система оперативно-диспетчерского управления.
     
     В соответствии со ст. 7 Закона N 35-ФЗ единая национальная (общероссийская) электрическая сеть представляет собой комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики и обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств. Положение, критерии и порядок ведения реестра объектов электросетевого хозяйства единой национальной (общероссийской) электрической сети утверждены постановлениями Правительства РФ от 28.10.2003 N 648 и от 26.01.2006 N 41.
     
     Согласно п. 2 ст. 5 Закона N 35-ФЗ экономической основой функционирования электроэнергетики является обусловленная технологическими особенностями функционирования объектов электроэнергетики система отношений, связанных с производством и оборотом электрической энергии на оптовом и розничных рынках.
     
     Законом N 35-ФЗ установлены субъекты электроэнергетики, к которым отнесены лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической и тепловой энергии, поставки (продажу) электрической энергии, энергоснабжение потребителей, предоставление услуг по передаче электрической энергии, по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии, организацию купли-продажи электрической энергии, а также потребители электрической и тепловой энергии, к которым отнесены лица, приобретающие электрическую и тепловую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд (ст. 3 Закона N 35-ФЗ).
     
     Учитывая вышеизложенное, полагаем, что налоговая льгота в отношении линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью вышеуказанных объектов, может быть предоставлена только организациям, которые осуществляют экономическую деятельность в сфере электроэнергетики и на балансе которых учитываются электрические сети и иные объекты электросетевого хозяйства, входящие в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
     
     Если акционерное общество не осуществляет деятельность в сфере электроэнергетики, а является потребителем электрической энергии для собственных и производственных нужд, то находящиеся на балансе акционерного общества электрическое оборудование и сооружения, используемые для собственных и производственных нужд, не могут рассматриваться как линии энергопередачи, к которым согласно Закону N 35-ФЗ относятся электрические сети и иные объекты электросетевого хозяйства, входящие в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть; в связи с этим ОАО, о котором идет речь в ситуации, не имеет права использовать налоговую льготу, предоставляемую согласно п. 11 ст. 381 НК РФ в соответствии с Перечнем в части линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.


Расчет остаточной стоимости имущества при применении организацией различных режимов налогообложения

     
     Как правильно рассчитать остаточную стоимость имущества по состоянию на 1-е число каждого месяца налогового периода и на 1-е число месяца следующего налогового периода для целей обложения налогом на имущество организаций, если имущество используется одновременно как в деятельности, переведенной на специальный налоговый режим, предусмотренной главой 26.3 НК РФ, так и в деятельности, облагаемой налогами согласно общему режиму налогообложения?
     
     Согласно п. 4 ст. 346.26 НК РФ уплата организациями единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) предусматривает их освобождение от обязанности по уплате в том числе налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом). При этом установлено, что налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей обложению ЕНВД, иные виды предприниматель-ской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей обложению этим налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения (п. 7 ст. 346.26 НК РФ).
     
     При этом налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей обложению ЕНВД, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными НК РФ.
     
     Поэтому в части имущества, полностью используемого организацией в предпринимательской деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, налог на имущество организаций не уплачивается.
     
     Что касается основных средств (движимого и недвижимого имущества), которые используются для иных видов предпринимательской деятельности и раздельный учет которых обеспечен налогоплательщиком, то их стоимость включается в налоговую базу в порядке, предусмотренном главой 30 НК РФ.
     
     Если имущество организации используется и в сферах деятельности, переведенных на уплату ЕНВД, и в подлежащих налогообложению согласно общему режиму и по данному имуществу невозможно обеспечить раздельный бухгалтерский учет, то стоимость имущества, являющегося объектом обложения налогом на имущество организаций, должна определяться пропорционально сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг), полученной в процессе иной деятельности, в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг) организации (или обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс). При этом при определении выручки от реализации товаров (работ, услуг) принимается показатель "Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)", формируемый в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету и отражаемый в Отчете о прибылях и убытках (форма N 2). В то же время для целей налогообложения при расчете не должна учитываться выручка от реализации продукции (работ, услуг), полученной от непосредственного использования имущества, обособленный учет которого обеспечен в рамках деятельности, связанной с общим режимом налогообложения или со специальным налоговым режимом (уплатой ЕНВД).
     
     Согласно ст. 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость признаваемого объектом налогообложения имущества, которая исчисляется в соответствии с п. 4 ст. 376 настоящего Кодекса как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и на 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.
     
     Учитывая, что в НК РФ не установлен порядок определения стоимости имущества для целей налогообложения в случае, если имущество организацией используется одновременно в деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, и в деятельности, подлежащей налогообложению согласно общему режиму, и обеспечить раздельный бухгалтерский учет невозможно, полагаем, что организация может использовать любой из методов расчета стоимости налогооблагаемого имущества по состоянию на  1-е число каждого месяца налогового периода и на 1-е число, следующего за налоговым периодом месяца, что должно быть закреплено в учетной политике организации.
     
     В то же время при установлении в учетной политике организации порядка расчета стоимости налогооблагаемого имущества читателям журнала необходимо учитывать, что ст. 346.30 НК РФ предусмотрено следующее: налоговым периодом при системе налогообложения в виде ЕНВД признается квартал, в связи с чем в течение календарного года, который признается налоговым периодом по налогу на имущество организаций, организация может быть переведена неоднократно с системы налогообложения в виде ЕНВД на общий режим налогообложения и наоборот или может применять одновременно оба режима налогообложения.
     
     В этой связи если организация использует имущество одновременно в деятельности, связанной с общим режимом налогообложения и с системой налогообложения в виде ЕНВД, остаточная стоимость налогооблагаемого имущества в налоговом (отчетном) периоде по состоянию на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода во взаимосвязи норм, установленных ст. 376 и 346.30 НК РФ, должна определяться исходя из выручки от реализации продукции (работ, услуг) за квартал (то есть за налоговый период по ЕНВД).
     
     Таким образом, остаточная стоимость налогооблагаемого имущества для целей исчисления налога на имущество организаций по состоянию на 1 января, 1 февраля, 1 марта и 1 апреля формируется исходя из показателей выручки от реализации продукции (работ, услуг) за I квартал (за январь - март); по состоянию на 1 мая, 1 июня и 1 июля - выручки за II квартал (апрель - июнь); по состоянию на 1 августа, 1 сентября и 1 октября - выручки за III квартал (июль - сентябрь); по состоянию на 1 ноября, 1 декабря и 1 января года, следующего за налоговым периодом, - выручки за IV квартал (октябрь - декабрь). При этом данный метод не требует перерасчета остаточной стоимости налогооблагаемого имущества на каждое 1-е число налогового (отчетного) периода.


Налогообложение военных образовательных учреждений высшего профессионального образования, военных госпиталей и санаториев внутренних войск МВД России

     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 4 ст. 374 НК РФ имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации, не признается объектом обложения налогом на имущество организаций.
     
     Как следует из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27.01.1999 N 2-П, в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство РФ, состоящее из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" и иных федеральных законов. По вопросам, касающимся системы федеральных органов исполнительной власти, не урегулированным законодателем, Президент Российской Федерации может издавать указы, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
     
     В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
     
     Согласно п. 1 и 3 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2004 N 927, МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе миграции. При этом одной из основных задач МВД России является управление и организация деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России.
     
     МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему главные управления МВД России по федеральным округам, министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел субъектов Российской Федерации, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и т.д.
     
     Согласно ст. 1 Федерального закона от 06.02.1997 N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" внутренние войска входят в систему МВД России и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.
     
     При этом ст. 2 Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" определено, что выполнение задач, возложенных на внутренние войска, осуществляется:
     
     - органами управления внутренними войсками;
     
     - соединениями и воинскими частями оперативного назначения;
     
     - специальными моторизованными соединениями и воинскими частями;
     
     - соединениями и воинскими частями по охране важных государственных объектов и специальных грузов;
     
     - авиационными воинскими частями;
     
     - военными образовательными учреждениями высшего профессионального образования;
     
     - разведывательными воинскими частями (подразделениями) и т.д.
     
     Соединения и воинские части входят в состав оперативно-территориальных объединений (округов, региональных командований, региональных управлений и других видов оперативно-территориальных объединений) внутренних войск, за исключением соединений и воинских частей, непосредственно подчиненных главнокомандующему внутренними войсками МВД России. Органы управления внутренними войсками, соединения, воинские части, военные образовательные учреждения высшего профессионального образования и учреждения внутренних войск в гражданско-правовых отношениях выступают в качестве организаций. Вышеуказанные организации могут быть юридическими лицами, регистрация которых осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
     
     При этом в соответствии с п. 1 Положения об оперативно-территориальном объединении внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2005 N 627, оперативно-территориальное объединение внутренних войск МВД России является основной военно-административной единицей внутренних войск.
     
     Кроме того, п. 2 и 6 Общего положения о соединении и воинской части внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 15.11.2003 N 884, определено, что под соединениями и воинскими частями внутренних войск понимаются органы военного управления соединений (дивизий и отдельных бригад), бригады, полки, отдельные батальоны, отдельные военные и специальные комендатуры, учреждения (медицинские, научные и другие), воинские части обеспечения деятельности внутренних войск (учебные, связи и другие), полигоны, учебные центры, входящие в состав оперативно-территориальных объединений (округов, региональных командований, региональных управлений и других видов оперативно-территориальных объединений внутренних войск) или непосредственно подчиненные главнокомандующему внутренними войсками МВД России. Воинские части могут быть юридическими лицами. В гражданско-правовых отношениях воинские части выступают в качестве организаций в организационно-правовой форме государственных учреждений.
     
     Учитывая вышеизложенное, оперативно-территориальные объединения внутренних войск, включая входящие в их состав соединения и воинские части, а также непосредственно подчиненные главнокомандующему внутренними войсками соединения и воинские части, вправе использовать налоговую льготу, установленную подпунктом 2 п. 4 ст. 374 НК РФ в отношении имущества, используемого для обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
     
     Что касается находящихся в ведении МВД России воинских частей, военных образовательных учреждений высшего профессионального образования, учреждений (медицинских, научных и других), а также санаториев, являющихся самостоятельными юридическими лицами и, следовательно, не входящих в структуру федерального органа, то имущество, находящееся на балансе данных организаций, подлежит обложению налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке.
     
     Аналогичные разъяснения о применении льготы по налогу на имущество организаций и транспортному налогу учреждениями и организациями, подведомственными Минобороны России, даны Минфином России в письме от 05.08.2004 N 01-02-01/03-1625.
     
     Судебная практика подтверждает данную позицию Минфина России (см. постановления ФАС Северо-Западного округа от 11.08.2005 N А42-13441/04-20, от 14.10.2005 N А13-1616/2005-05, от 28.10.2005 N А42-871/2005-20; ФАС Дальневосточного округа от 20.04.2006 N Ф03-А73/06-2/315, от 12.04.2006 N Ф03-А73/06-2/159), из которой следует, что подведомственные Минобороны России учреждения и унитарные (казенные) предприятия, являющиеся самостоятельными юридическими лицами, не относятся к федеральным органам исполнительной власти.