Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О порядке налогообложения земельных участков в 2006-2007 годах


О порядке налогообложения земельных участков в 2006-2007 годах


Н.Г. Трофимова
     

1. Общие положения

     
     Последние два года налоговой реформы  ознаменовались в части имущественных налогов переходом на новую систему налогообложения земли.
     
     С 1 января 2005 года Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) дополнен главой 31 "Земельный налог", которая установила новый порядок исчисления земельного налога: налог уплачивается исходя из кадастровой стоимости земельного участка без сложной системы применения коэффициентов индексации ставок земельного налога.
     
     Земельный налог является местным налогом, обязательным к уплате на территориях тех муниципальных образований, представительные органы власти которых приняли нормативный правовой акт о введении земельного налога.  В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельный налог установлен и введен в действие законами вышеуказанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на их территориях.
     
     Налогоплательщики, а также конкретные элементы налогообложения, такие как объект налогообложения, налоговая база, налоговый (отчетный) период и порядок исчисления налога, установлены главой 31 НК РФ.
     
     Что же касается представительных органов муниципальных образований [законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга], то они определяют в своих нормативных правовых актах (законодательных актах) только те элементы земельного налога, право на определение которых им прямо предоставлено НК РФ, в частности, ставки по налогу в пределах, установленных главой 31 Кодекса (в том числе дифференцированных в зависимости от категорий земель и разрешенного использования земельных  участков), порядок и сроки уплаты налога.
     
     Кроме того, в вышеуказанных актах могут быть предусмотрены сверх установленных ст. 395 НК РФ налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая определение размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
     
     Представительные органы муниципальных образований [законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга] также вправе не устанавливать отчетные периоды по земельному налогу.


2. Объект налогообложения

     
     Объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог.
     
     Согласно ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Таким образом, земельный налог уплачивается организациями и физическими лицами, которые обладают земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, в том числе на основании решений органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков. Плательщиками земельного налога также являются индивидуальные предприниматели по земельным участкам, которые используются ими как в предпринимательской деятельности, так и в личных целях.
     
     При этом в соответствии с п. 1 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) собственностью юридических лиц являются земельные участки, приобретенные этими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. В то же время право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется.
     
     Вышеуказанные права на земельные участки удостоверяются документами и подлежат государственной регистрации, которая осуществляется с 31 января 1998 года в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ). При этом датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
     
     Права на недвижимое имущество, возникшие до 31 января 1998 года, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом N 122-ФЗ. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ  "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", если в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о существующих правах на земельные участки, налогоплательщики определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю  и выданных до вступления в силу Закона N 122-ФЗ, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления о предоставлении земельных участков.
     
     К таким документам относятся:
     
     - Свидетельство о государственной регистрации права по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
     
     - Свидетельство на право собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России";
     
     - Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей по формам, утвержденным постановлением Совмина РСФСР от 17.09.1991 N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей";
     
     - Свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.03.1992 N 177  "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения";
     
     - акты о предоставлении земельных участков, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления.


3. Налоговая база

     
     Налоговой базой для исчисления земельного налога является кадастровая стоимость земельного участка, определяемая по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель, которая основывается на классификации земель по целевому назначению, виду функционального использования и проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Результаты оценки утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости.
     
     В настоящее время установлены правила определения налоговой базы по земельным участкам, находящимся в общей долевой и в общей совместной собственности. В отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, налоговая база определяется пропорционально доле каждого налогоплательщика в общей долевой собственности. По участкам, находящимся в общей совместной собственности, налоговая база устанавливается для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.
     
     Организации устанавливают налоговую базу самостоятельно в отношении каждого земельного участка как его кадастровую стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговая база по участкам, принадлежащим гражданам, определяется налоговыми органами на основании сведений, предоставляемых Роснедвижимостью, путем направления гражданам налоговых уведомлений. Граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями, самостоятельно устанавливают налоговую базу в отношении участков, используемых для предпринимательской деятельности.
     
     Определенным категориям граждан, владеющих земельными участками, предоставлена возможность уменьшать налоговую базу на 10 000 руб. Это касается, в частности, Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы; инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности, инвалидов с детства, инвалидов Великой Отечественной войны и боевых действий; ветеранов Великой Отечественной войны и боевых действий; граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на объединении "Маяк", ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; граждан, принимавших участие в испытаниях ядерного оружия и перенесших лучевую болезнь.
     
     При этом органы муниципальных образований также имеют право устанавливать налоговые льготы и основания для их использования, в том числе определять размер не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
     
     Для того чтобы воспользоваться данной льготой, граждане должны обращаться в соответствующий налоговый орган по месту нахождения земельного участка и представлять необходимые документы.
     
     Для целей налогообложения не учитываются земли, изъятые из оборота или ограниченные в обороте. Перечень таких земель приведен в ст. 389 НК РФ и ст. 27 ЗК РФ.
     

4. Налоговые льготы

     
     Согласно ст. 395 НК РФ некоторые категории налогоплательщиков имеют право на льготы по земельному налогу в виде освобождаемых от налогообложения земельных участков, используемых для определенной деятельности.
     
     В частности, от налогообложения в том числе освобождаются:
     
     1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций (п. 1 ст. 395 НК РФ).
     
     Льгота по земельному налогу распространяется на учреждения, исполняющие наказания, федеральные и территориальные органы уголовно-исполнительной системы, которые указаны в ст. 5 Федерального закона от 21.07.1993 N 5473-1  "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", а также на учреждения и организации, которые включены в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 01.02.2000 N 89, за исключением предприятий;
     
     2) организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования (п. 2 ст. 395 НК РФ).
     
     Земельные участки, предоставленные для размещения государственных автомобильных дорог общего пользования и установленных полос отвода этих государственных автомобильных дорог общего пользования, освобождаются от обложения земельным налогом.  К ведомственным и частным автомобильным дорогам относятся дороги предприятий, объединений, учреждений и организаций, колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, предпринимателей и их объединений и других организаций, используемые ими для своих технологических, ведомственных или частных нужд. Ведомственные и частные автомобильные дороги подлежат обложению земельным налогом в общеустановленном порядке;
     
     3) религиозные организации - в отношении земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения (п. 4 ст. 395 НК РФ).
     
     Освобождению от обложения земельным налогом подлежит весь земельный участок, принадлежащий религиозной организации, на котором расположено здание, строение или сооружение религиозного назначения, независимо от нахождения на данном земельном  участке зданий, строений и сооружений иного назначения.
     
     К зданиям, строениям и сооружениям благотворительного назначения относятся объекты, непосредственно предназначенные для благотворительной деятельности. Льготное налогообложение применяется в отношении принадлежащих религиозным организациям земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения благотворительного назначения.
     

     При этом представительство иностранной религиозной организации не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью и на него не распространяется статус религиозного объединения;
     
     4) общероссийские общественные организации инвалидов - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности (п. 5 ст. 395 НК РФ).
     
     Общественные организации инвалидов, не имеющие статуса общероссийских, а также организации, созданные такими общественными организациями, не имеют права применять льготу, установленную п. 5 ст. 395 НК РФ, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
     
     Региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов, являющееся самостоятельным юридическим лицом, вправе воспользоваться льготой согласно п. 5 ст. 395 НК РФ, если его уставные документы и документы о государственной регистрации подтверждают, что отделение является структурным подразделением общероссийской общественной организации инвалидов и численность инвалидов и их законных представителей соответствует численности инвалидов, установленной абзацем первым п. 5 ст. 395 настоящего Кодекса.
     
     Для получения льготы общественные организации инвалидов (в том числе созданные в форме союзов) должны документально подтвердить, что среди членов этих организаций (включая структурные подразделения) инвалиды и их законные представители составляют не менее 80% (на начало и конец отчетного и налогового периода);
     
     5) организации народных художественных промыслов - в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов (п. 6 ст. 395 НК РФ).
     
     При этом должны соблюдаться следующие критерии:
     
     - деятельность организации должна быть непосредственно связана с народным художественным промыслом;
     
     - местом традиционного бытования народного художественного промысла должна признаваться территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его социально-бытовая инфраструктура и могут находиться необходимые сырьевые ресурсы;
     
     - изделием народного художественного промысла должно признаваться художественное изделие утилитарного и (или) декоративного назначения, изготовленное в соответствии с традициями данного промысла;
     

     - должно иметься решение художественно-экспертных советов по народным художественным промыслам об отнесении изделий к изделиям народных художественных промыслов, принимаемое по результатам рассмотрения представленных типовых образцов и уникальных изделий народных художественных промыслов;
     
     - образцы изделий народных художественных промыслов должны быть зарегистрированы на основании решения художественно- экспертного совета по народным художественным промыслам соответствующего субъекта Российской Федерации и Правил регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.01.2001 N 35;
     
     6) организации - резиденты особой экономической зоны (п. 9 ст. 395 НК РФ).
     
     Налоговая льгота предоставляется организации - резиденту особой экономической зоны в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности (ст. 9 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации") с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов особой экономической зоны в течение пяти лет с  момента возникновения права собственности на земельный участок, предоставленный резиденту особой экономической зоны.
     
     Если право на налоговую льготу возникло или прекратилось в течение налогового (отчетного) периода, налогоплательщик исчисляет сумму налога в отношении льготного участка с учетом коэффициента использования налоговой льготы.


5. Налоговые ставки

     
     Ставки земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. При этом законодателем установлены максимальные ставки налога. Так, по землям сельскохозяйственного назначения, а также по землям, занятым жилищным фондом, землям, предоставленным для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, установлена максимальная ставка в размере 0,3%, а в отношении других земель - в размере 1,5%.
     
     При установлении ставок органы муниципальных образований могут дифференцировать налоговые ставки в вышеназванных пределах в зависимости от категорий земель или разрешенного использования земельного участка.
     

6. Порядок исчисления земельного налога

     
     Исчисление земельного налога осуществляется налоговыми органами по месту нахождения земельных участков. Для того чтобы налоговые органы могли исчислить налог, законодателем предусмотрена обязанность территориальных органов Роснедвижимости и органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представлять в налоговые органы сведения о земельных участках, расположенных на подведомственной им территории.
     
     Сумма земельного налога за налоговый период рассчитывается как произведение налоговой базы и налоговой ставки соответствующей категории земельного участка. Если отчетный период - квартал, то сумма авансового платежа по истечении отчетного периода определяется как одна четвертая суммы налога за налоговый период, рассчитанной по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
     
     Организации и индивидуальные предприниматели (в отношении земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности) должны самостоятельно исчислять и уплачивать авансовые платежи по итогам отчетных периодов и сумму земельного налога по итогам года, представляя расчеты по авансовым платежам и налоговые декларации.
     
     Налоговая декларация представляется не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, в налоговые органы, в которых налогоплательщики состоят на учете по месту нахождения земельных участков.
     
     Если у налогоплательщика несколько земельных участков и они расположены на территории одного муниципального образования, представляется одна декларация. На каждый объект налогообложения, в том числе на долю в праве на земельный участок, заполняется отдельный лист соответствующего раздела налоговой декларации. Налоговая декларация по земельному налогу направляется в налоговые органы по форме, утвержденной приказом Минфина России от 23.09.2005 N 124н.
     
     Налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу представляется по форме, утвержденной приказом Минфина России от 12.04.2006 N 64н.
     
     Форма налогового уведомления утверждена ФНС России приказом от 31.10.2005 N САЭ-3-21/551.
     

7. Практика применения налогового законодательства

     
     Практика применения вышеприведенных норм главы 31 НК РФ говорит о наличии множества вопросов, возникавших в течение всего 2006 года. На сегодняшний день как налогоплательщиками, так и налоговыми органами наиболее часто поднимаются вопросы определения налоговой базы по земельному налогу, расчета суммы земельного налога, применения налоговых льгот, а также налоговых ставок. На некоторые из них хотелось бы обратить особое внимание.


7.1. Уплата земельного налога в случае изменения в течение налогового периода кадастровой стоимости земельного участка или ее отсутствия

     
     Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
     
     Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, устанавливают налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 3 ст. 391 НК РФ).
     
     При этом согласно п. 4 ст. 391 НК РФ, если иное не предусмотрено п. 3 данной статьи Кодекса, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, устанавливается налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.
     
     В случае отсутствия кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения читателям журнала необходимо исходить из того, что если результаты кадастровой оценки по состоянию на 1 января календарного года не утверждены до 1 марта этого года, то в отношении таких земельных участков авансовые платежи и земельный налог не уплачиваются до утверждения результатов кадастровой оценки. В отношении таких земельных участков налогоплательщик представляет по истечении налогового (отчетного) периода "нулевую" налоговую декларацию ("нулевой" налоговый расчет по авансовым платежам).
     
     После утверждения результатов кадастровой оценки по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, налогоплательщик представляет уточненную налоговую декларацию за соответствующий налоговый период. Если информация о кадастровой стоимости доведена до сведения налогоплательщиков до окончания сроков уплаты авансовых платежей за III квартал календарного года, то представляются также уточненные налоговые расчеты по авансовым платежам за I и II кварталы календарного года с уплатой сумм авансовых платежей.
     
     При исчислении земельного налога в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода читателям журнала следует руководствоваться нормами ст. 390 и 396 НК РФ, а именно: налоговая база, размер которой зависит от кадастровой стоимости земельного участка, устанавливается на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода (в том числе в зависимости от перевода земель из одной категории в другую, изменения вида разрешенного использования земельного участка), если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли, вызванных исправлением технических ошибок, судебным решением и т.д. и внесенных обратным числом на вышеуказанную дату.
     
     Изменения кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода в зависимости от перевода земель из одной категории в другую, изменения вида разрешенного использования земельного участка, влияющие на величину кадастровой стоимости земельного участка и произошедшие в течение налогового периода, учитываются при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде.
     

7.2. Налогообложение нескольких земельных участков, находящихся в пользовании налогоплательщика, имеющего право на льготу в виде не облагаемой земельным налогом суммы

     
     До настоящего времени НК РФ не урегулирован вопрос в отношении определения налоговой базы по земельному участку налогоплательщика, который имеет право на льготу в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую земельным налогом сумму и который обладает несколькими земельными участками, расположенными на территории одного или нескольких муниципальных образований.
     
     Если земельные участки вышеуказанного налогоплательщика расположены на территории одного муниципального образования, то уменьшение налоговой базы на не облагаемую земельным налогом сумму осуществляется в отношении только одного из этих участков. При этом налогоплательщик самостоятельно определяет, в отношении какого земельного участка налоговая база будет уменьшена, и оповещает об этом налоговый орган по месту нахождения земельного участка путем подачи заявления вместе с документами, подтверждающими право на уменьшение налоговой базы по земельному налогу.
     
     Если налогоплательщик имеет по одному земельному участку в нескольких муниципальных образованиях, то уменьшение налоговой базы осуществляется в этом случае в отношении каждого из этих участков.
     
     Что касается земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, то уменьшение на не облагаемую земельным налогом сумму применяется только к налоговой базе, приходящейся на долю земельного участ- ка, которая принадлежит налогоплательщику, имеющему право на уменьшение налоговой базы в соответствии с п. 5 ст. 391 НК РФ.
     
     Налогоплательщики часто задают вопрос: будет ли сохраняться право на уменьшение налоговой базы на не облагаемую земельным налогом сумму в отношении лиц, обладающих земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, при передаче ими земельных участков в аренду?
     
     В соответствии со ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Налогоплательщиками не признаются организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
     
     Таким образом, лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, остаются при передаче земельных участков в аренду плательщиками земельного налога, и, следовательно, в отношении указанных в п. 5 ст. 391 НК РФ налогоплательщиков сохраняется право на уменьшение налоговой базы на не облагаемую земельным налогом сумму.


7.3. Уплата земельного налога в отношении земельных участков, расположенных на территории нескольких муниципальных образований

     
     НК РФ не установлен механизм определения налоговой базы в отношении земельных участков, расположенных на территории нескольких муниципальных образований, так называемых линейных объектов (железнодорожные пути и т.д.).
     
     Практика показывает, что при установлении административных границ муниципальных образований, которые были образованы в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не учитывалось кадастровое деление территории Российской Федерации, в результате чего возникают ситуации, при которых земельные участки разделяются административными границами муниципальных образований на несколько частей.
     
     При исчислении земельного налога по земельным участкам, находящимся на территории нескольких муниципальных образований ("линейные объекты"), налоговая база определяется в отношении площади земельного участка, находящейся на территории соответствующего муниципального образования, как доля кадастровой стоимости земельного участка, пропорциональная доле площади, занимаемой земельным участком, на территории соответствующего муниципального образования.
     
     Для такого земельного участка земельный налог исчисляется отдельно в отношении площади земельного участка, находящейся на территории соответствующего муниципального образования.
     
     Сумма земельного налога должна определяться как произведение налоговой базы, рассчитанной для соответствующей площади земельного участка, и налоговой ставки, установленной на территории муниципального образования, где расположена данная площадь земельного участка. Исчисленная в таком порядке сумма земельного налога зачисляется в бюджет соответствующего муниципального образования. При этом если налогоплательщик не может самостоятельно определить размер земельного участка (под "линейными объектами"), находящегося на территории муниципального образования, рекомендуется обращаться в органы Роснедвижимости.
     

(Окончание следует)