Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налогообложении внешнеэкономической деятельности


О налогообложении внешнеэкономической деятельности

     
     С.В. Плужникова,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     

Расчет налогооблагаемой прибыли по деятельности через отделение на территории Российской Федерации

     
     Иностранная организация имеет филиал в г. Москве, который оказывает услуги российской организации - клиенту по договорам на поставку оборудования, технический надзор, консультационные услуги, пусконаладочные работы, направляя сотрудников головного офиса в краткосрочные командировки по месту нахождения и регистрации клиента в другом субъекте Российской Федерации. Имеет ли право иностранная организация рассчитывать налогооблагаемую прибыль, относящуюся к ее деятельности через отделение на территории Российской Федерации, в целом по группе таких отделений, руководствуясь п. 4 ст. 307 НК РФ?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 289 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту нахождения каждого обособленного подразделения налоговые декларации независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация представляется в налоговые органы всеми иностранными организациями, имеющими отделения в Российской Федерации, независимо от того, привела их деятельность к образованию постоянного представительства или нет.
     
     Если в соответствии со ст. 307 НК РФ иностранная организация осуществляет деятельность через отделения в рамках единого технологического процесса (или в других аналогичных случаях по согласованию с ФНС России), то такая организация вправе рассчитывать налогооблагаемую прибыль, относящуюся к ее деятельности через отделение на территории Российской Федерации, в целом по группе таких отделений.
     
     Согласно п. 4 ст. 307 НК РФ в вышеприведенной ситуации иностранная организация не может рассчитывать налогооблагаемую прибыль, относящуюся к ее деятельности через отделения на территории Российской Федерации, в целом по деятельности всех отделений.
     
     Поскольку в данном случае деятельность иностранной организации на территории Российской Федерации не осуществляется в рамках единого технологического процесса, рассчитывать налогооблагаемую прибыль необходимо в соответствии с нормами ст. 289 НК РФ.     


Учет приобретения в собственность недвижимого имущества

     
     Иностранная организация осуществляет инвестиционную деятельность на территории Российской Федерации и состоит на налоговом учете в г. Москве. В 2006 году иностранная организация приобрела в собственность недвижимое имущество - нежилые помещения, расположенные в другом субъекте Российской Федерации. Относится ли в данном случае приобретенное иностранной организацией имущество к отделению организации и в какой территориальный налоговый орган надо подавать заявление в случае приобретения недвижимого имущества - по месту приобретения имущества или по месту регистрации представительства?
     
     Порядок учета в налоговых органах иностранных организаций установлен Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденным приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124.
     
     Согласно данному Положению постановке на учет подлежат иностранные и международные организации, имеющие в Российской Федерации недвижимое имущество, принадлежащее им на праве собственности или на правах владения, и/или пользования, и/или распоряжения.
     
     Если иностранная организация состоит на учете в налоговом органе в связи с наличием отделения и имеет (приобретает) недвижимое имущество, которое находится на территории, подконтрольной другому налоговому органу, иностранная (международная) организация информирует об этом оба налоговых органа (по месту нахождения имущества и по месту нахождения отделения, к которому это имущество относится) путем направления сообщения по установленной форме в соответствии с п. 2.4.5 вышеуказанного Положения.
     
     В течение пяти дней с момента получения сообщения от иностранной (международной) организации налоговый орган по месту нахождения имущества этой организации выдает ей информационное письмо по установленной форме с указанием соответствующего кода причины постановки на учет (КПП).
     

Подтверждение постоянного местонахождения налогоплательщика

     
     За какой период - за 2005 или за 2006 год - необходимо подтвердить акционеру - нерезиденту Республики Кипр свое постоянное местонахождение в случае выплаты в 2006 году дивидендов за 2005 год?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 312 НК РФ при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения. Данное подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего государства.
     
     При представлении иностранной организацией, имеющей право на получение дохода, подтверждения налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором (соглашением) Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, такой доход освобождается от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты производится по пониженным ставкам.
     
     Налоговому агенту представляется только одно подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации за каждый календарный год выплаты доходов независимо от количества и регулярности таких выплат. При этом вышеуказанный период должен соответствовать тому периоду, за который причитаются доходы, выплачиваемые иностранной организации.     


Налогообложение транспортно-экспедиционных услуг

     
     По договору транспортной экспедиции, который организация (заказчик) заключает с иностранным юридическим лицом (немецким экспедитором), экспедитор обязуется за счет и по указанию заказчика выполнять транспортно-экспедиционные услуги, связанные с международными перевозками грузов клиентов заказчика. В обязанность немецкого экспедитора входит заключение от своего имени договоров перевозки груза, обеспечение отправки и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. Подлежат ли доходы иностранного экспедитора обложению налогом у источника выплаты в Российской Федерации?
     
     Как следует из ситуации, российская организация (заказчик) по договору транспортной экспедиции поручает иностранному юридическому лицу - резиденту Федеративной Республики Германия (экспедитору) оказание транспортно-экспедиционных услуг, связанных с международными перевозками грузов клиентов заказчика.
     
     В соответствии со ст. 801 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по до- говору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
     
     Подпунктом 8 п. 1 ст. 309 НК РФ предусмотрено, что доходы от международных перевозок, полученные иностранной организацией (если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью иностранной организации через постоянное представительство в Российской Федерации), относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
     
     Под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случая, если перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации.
     
     Статьей 8 "Доходы от международных морских и воздушных перевозок" Соглашения от 29.05.1996 между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (далее - Соглашение) предусмотрено, что доходы резидента Договаривающегося Государства от эксплуатации морских или воздушных судов в международных морских и воздушных перевозках могут облагаться налогом только в этом Договаривающемся Государстве.
     
     Для целей Соглашения доходы от международных перевозок включают доходы, полученные от использования, содержания или сдачи внаем контейнеров (включая трейлеры и сопутствующее оборудование для контейнерного транспорта), если такие использование, содержание или сдача внаем относятся к эксплуатации морских, речных или воздушных судов в международных морских и воздушных перевозках.
     

     Таким образом, услуги, предоставляемые резидентом Федеративной Республики Германия, не подпадают под действие ст. 8 Соглашения.
     
     В соответствии с положениями ст. 309 НК РФ транспортно-экспедиционные услуги не относятся к международным перевозкам и по законодательству Российской Федерации.
     
     Таким образом, доходы, выплачиваемые иностранному юридическому лицу на основании договора транспортной экспедиции, могут подлежать обложению налогом на прибыль в случае, если они оказываются через постоянное представительство в Российской Федерации в соответствии со ст. 7 "Прибыль от предпринимательской деятельности" Соглашения.
     
О.И. Шапошникова,
консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
    

Обложение НДС информационно-консультационных услуг с использованием сети Интернет

     
     Российская организация приобретает у иностранного лица, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, информационно-консультационные услуги с использованием сети Интернет. При этом иностранное лицо, оказывающее эти услуги, не является плательщиком НДС на территории иностранного государства и соответственно в стоимость реализуемых услуг НДС не включает. Каков порядок обложения НДС таких услуг на территории Российской Федерации?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации информационных и консультационных услуг признается территория Российской Федерации, если покупатель таких услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. При этом местом осуществления деятельности покупателя услуг считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя этих услуг на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства, если услуги оказаны через данное постоянное представительство.
     
     Таким образом, местом реализации информационно-консультационных услуг с использованием сети Интернет, оказываемых иностранным лицом, не состоящим на учете в налоговых органах Российской Федерации, российской организации, признается территория Российской Федерации и соответственно такие услуги облагаются НДС на территории Российской Федерации.
     
     Согласно ст. 161 НК РФ при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации, НДС исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные услуги у иностранного лица. При этом налоговая база устанавливается как сумма дохода от реализации этих услуг с учетом НДС. Если иностранное лицо не учитывает в стоимости услуг сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет Российской Федерации, российская организация уплачивает этот налог в бюджет за счет собственных средств.
     
     Учитывая вышеизложенное, российская организация, приобретающая у иностранного лица, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, информационно-консультационные услуги, является налоговым агентом и обязана уплачивать в бюджет НДС независимо от того, что данное иностранное лицо не зарегистрировано на территории иностранного государства в качестве плательщика НДС.
     

Налогообложение при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь

     
     Российская организация выполняет для белорусской организации опытно-конструкторские работы по разработке опытного комплекта оборудования. Каков порядок обложения НДС таких услуг?
     
     Согласно ст. 5 Соглашения от 15.09.2004 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Соглашение от 15.09.2004) порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ и оказании услуг устанавливается отдельным протоколом. До подписания и вступления в силу такого протокола в отношении операций по выполнению работ, оказанию услуг действуют нормы национальных законодательств государств - участников Соглашения от 15.09.2004.
     
     Учитывая, что до настоящего времени данный протокол не вступил в силу, операции по реализации опытно-конструкторских работ, выполняемые российской организацией, подлежат обложению НДС в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
     
     Подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ предусмотрено, что объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     В соответствии со ст. 769 ГК РФ договор на выполнение опытно-конструкторских работ предусматривает разработку образца нового изделия, конструкторской документации на него или новой технологии. При этом такой договор между исполнителем и заказчиком может охватывать как весь цикл разработки и изготовления образца, так и отдельные его этапы (элементы).
     
     Таким образом, опытно-конструкторские работы включают создание опытного образца нового изделия и соответственно стоимость таких работ определяется с учетом стоимости опытного образца.
     
     Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен нормами ст. 148 НК РФ.
     
     Так, на основании подпункта 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации опытно-конструкторских работ является место деятельности организации, приобретающей такие работы.
     
     В связи с тем что в рассматриваемом случае организация, приобретающая опытно-конструкторские работы по разработке опытного комплекта оборудования, осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь, местом реализации данных работ территория Российской Федерации не признается и соответственно такие работы объектом обложения НДС на территории Российской Федерации не являются. Местом реализации таких работ признается территория Республики Беларусь, и операции, связанные с приобретением опытно-конструкторских работ, облагаются НДС согласно законодательству Республики Беларусь о налогах и сборах.
     
     Документами, подтверждающими место выполнения работ, являются на основании п. 4 ст. 148 НК РФ договор на выполнение опытно-конструкторских работ, заключенный с белорусской организацией, и документы, подтверждающие факт выполнения таких работ.
      

Налогообложение услуг по организации, сопровождению и транспортировке ввозимых на территорию Российской Федерации для переработки товаров и вывозимых за пределы территории Российской Федерации продуктов переработки таких товаров

     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 164 НК РФ услуги по организации, сопровождению и транспортировке ввозимых на территорию Российской Федерации или вывозимых за пределы территории Российской Федерации товаров, выполняемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), облагаются НДС по налоговой ставке в размере 0%. При этом для обоснования права на применение этой налоговой ставки в отношении вышеуказанных услуг налогоплательщики должны представить в налоговые органы документы, предусмотренные п. 4 ст. 165 НК РФ, в том числе копии транспортных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих ввоз товаров на территорию Российской Федерации (вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации).
     
     Таким образом, при оказании российскими организациями или индивидуальными предпринимателями услуг по организации, сопровождению и транспортировке ввозимых на территорию Российской Федерации товаров и вывозимых за пределы территории Российской Федерации продуктов переработки вышеуказанных товаров налоговая ставка в размере 0% применяется независимо от таможенных режимов, под которые помещены данные товары (продукты переработки), при наличии документов, предусмотренных п. 4 ст. 165 НК РФ. Если эти услуги оказываются между двумя пунктами, находящимися на территории Российской Федерации, то на основании п. 3 ст. 164 НК РФ такие услуги подлежат обложению НДС по налоговой ставке в размере 18%.
     
     Если российские перевозчики оказывают услуги по организации, сопровождению и транспортировке продуктов переработки на железнодорожном транспорте, то в соответствии с Федеральным законом от 28.02.2006 N 28-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона  "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" такие услуги облагаются НДС по налоговой ставке в размере 0% при помещении вывозимых с таможенной территории Российской Федерации продуктов переработки под процедуру внутреннего таможенного транзита и при наличии документов, предусмотренных п. 5 ст. 165 НК РФ.


Налогообложение банковских операций по реализации клиентам банков дорожных чеков на основании контракта с иностранной организацией - резидентом иностранного государства, взимающей с клиентов комиссию

     
     В соответствии с п. 3 и 6 ст. 149 НК РФ банковские операции (за исключением инкассации), производимые банками, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации при условии наличия у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом на основании п. 7 ст. 149 НК РФ освобождение от обложения НДС, предусмотренное данной статьей Кодекса, не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров.
     
     Таким образом, операции по реализации российским банком дорожных чеков не подлежат обложению НДС на территории Российской Федерации, если данные операции осуществляются при соблюдении вышеуказанных условий, предусмотренных нормами ст. 149 НК РФ.


Налогообложение услуг по сдаче российской организацией в аренду на условиях тайм-чартера морского судна с экипажем иностранной компании, которая не имеет представительства на территории Российской Федерации и осуществляет перевозки между российским и иностранным портами

     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Согласно подпункту 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг по предоставлению морских судов по договору фрахтования (включая договор аренды с экипажем), предполагающему перевозку на этих судах, признается территория Российской Федерации, если данные услуги оказываются российской организацией и пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации. При этом на основании п. 3 ст. 164 НК РФ вышеуказанные услуги подлежат обложению НДС по налоговой ставке в размере 18%.
     
     Таким образом, услуги по предоставлению морского судна в аренду на основании договора аренды с экипажем на определенный срок (тайм-чартер), оказываемые российской организацией иностранной организации, осуществляющей перевозки между российским и иностранным портами, подлежат обложению НДС по налоговой ставке в размере 18%.
     
     Если российская организация оказывает не предусмотренные подпунктом 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ услуги по предоставлению морских судов по договору аренды с экипажем на определенный срок (тайм-чартер), предполагающему перевозку на этих судах между портами, находящимися за пределами территории Российской Федерации, то место реализации таких услуг определяется на основании положений подпункта 5 п. 1 ст. 148 настоящего Кодекса по месту осуществления деятельности организации, оказывающей такие услуги. При этом абзацем вторым п. 2 ст. 148 НК РФ установлен особый порядок определения места осуществления деятельности организации в случае оказания услуг по аренде морского судна, используемого для осуществления перевозок между портами, находящимися за пределами территории Российской Федерации. Так, согласно данному порядку в вышеуказанном случае местом осуществления деятельности организации территория Российской Федерации не признается. В связи с этим местом реализации оказываемых российской организацией услуг по передаче морских судов во временное пользование на основании договоров аренды с экипажем для последующего использования этих судов за пределами территории Российской Федерации, территория Россий-ской Федерации не признается и такие услуги на территории Российской Федерации объектом обложения НДС не являются.
     

Налогообложение услуг по сдаче в аренду на основании договора бербоут-чартера морского судна без экипажа, оказываемых иностранной организацией российской компании

     
     На основании подпункта 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     В соответствии с подпунктом 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг по предоставлению в пользование морских судов по договору аренды без экипажа (бербоут-чартер), оказываемых иностранной организацией, территория Российской Федерации не признается и соответственно такие услуги на территории Российской Федерации объектом обложения НДС не являются.