Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на добавленную стоимость


О налоге на добавленную стоимость

          
          О.Ф. Цибизова,
начальник отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     

Вычет сумм НДС при реализации товара на экспорт

     
     Товар реализован на экспорт в течение месяца, а счета-фактуры по товарам (работам, услугам), использованным в производстве этого товара, датированы последним днем месяца. Подлежат ли вычету суммы НДС, указанные в таких счетах-фактурах?
     
     Согласно п. 3 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) вычеты сумм НДС по товарам (работам, услугам), применительно к экспортным операциям, производятся при представлении в налоговые органы соответствующих документов, подтверждающих правомерность применения ставки НДС в размере 0% и предусмотренных ст. 165 настоящего Кодекса. Пунктом 1 ст. 172 НК РФ установлено, что налоговые вычеты производятся на основании в том числе счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). При этом данным пунктом ст. 172 НК РФ ограничений по дате выставления счетов-фактур не установлено.
     
     Учитывая вышеизложенное, при реализации товаров на экспорт суммы НДС по товарам (работам, услугам), использованным в производстве экспортированных товаров, указанные в счетах-фактурах, датированных последним днем месяца, в котором осуществлена операция по реализации товаров на экспорт, принимаются к вычету в общеустановленном порядке.
     

Разделение затрат при оказании услуг по транспортировке товаров

     
     Каким образом транспортная организация должна разделять затраты, большую часть которых составляют общепроизводственные и общехозяйственные расходы, при оказании услуг по транспортировке товаров как на внутреннем рынке, так и на экспорт?
     
     Пунктом 3 ст. 172 НК РФ установлен особый порядок вычетов сумм НДС в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по налоговой ставке в размере 0%. Так, в соответствии с этим порядком вычеты производятся только при представлении в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
     
     Таким образом, транспортные организации, оказывающие услуги по транспортировке товаров, облагаемые НДС по ставкам в размере 18% и 0%, обязаны вести раздельный учет сумм этого налога, предъявленных поставщиками товаров (работ, услуг), в том числе относящихся к общепроизводственным и общехозяйственным расходам. При этом следует отметить, что нормами главы 21 НК РФ порядок ведения такого раздельного учета не установлен, поэтому данный порядок разрабатывается налогоплательщиком самостоятельно и отражается в приказе об учетной политике организации.
     

Налогообложение при реализации услуг по международной перевозке пассажиров

     
     Можно ли применять налоговую ставку в размере 0% к доходам, полученным от реализации услуг по международной перевозке пассажиров, в части компенсационного топливного сбора, который отдельной строкой выделен в пассажирском билете и установлен в связи с повышением цен на авиационное топливо?
     
     В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 164 НК РФ услуги по перевозке пассажиров и багажа облагаются по налоговой ставке в размере 0% при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов.
     
     Согласно п. 2 ст. 153 НК РФ при определении налоговой базы по НДС выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате вышеуказанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной форме, включая оплату ценными бумагами.
     
     Кроме того, подпунктом 2 п. 1 ст. 162 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по НДС при реализации товаров (работ, услуг) увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
     
     Учитывая вышеизложенное, компенсационный топливный сбор, установленный в связи с повышением цен на авиационное топливо, включается в налоговую базу по НДС, определяемую в отношении услуг по перевозке пассажиров. В случае документального подтверждения обоснованности применения налоговой ставки в размере 0% в порядке, установленном п. 6 ст. 165 НК РФ, данная ставка налога применяется в отношении всей стоимости услуги по международной перевозке пассажиров и багажа с учетом компенсационного топливного сбора.
     

Восстановление НДС по списываемому легковому автомобилю, попавшему в аварию

     
     В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежат вычетам в случае приобретения таких товаров (работ, услуг), имущественных прав для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС.
     
     В связи с тем что выбывший в результате аварии легковой автомобиль при осуществлении операций, облагаемых НДС, не используется, суммы этого налога, ранее принятые к вычету по автомобилю, должны быть восстановлены. При этом восстановление сумм НДС должно производиться исходя из остаточной стоимости автомобиля в том налоговом периоде, в котором машина списывается с учета.
     

Налогообложение услуг по обработке информации иностранным заказчиком

     
     Российская организация оказывает услуги по обработке информации иностранным заказчикам, которые не имеют постоянного представительства и филиалов на территории Российской Федерации. Как в данном случае определяется место реализации услуг в целях применения НДС? Облагаются ли данные услуги на территории Российской Федерации НДС и по какой ставке? Имеет ли российская организация право на вычет НДС по указанным услугам, оказанным для этой организации российскими субподрядчиками?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Порядок определения места реализации работ (услуг) установлен ст. 148 НК РФ в зависимости от видов выполняемых работ (оказываемых услуг).
     
     В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг по обработке информации признается территория Российской Федерации, если деятельность покупателя услуг осуществляется на территории Российской Федерации. При этом место осуществления деятельности покупателя услуг устанавливается на основе государственной регистрации.
     
     Согласно подпункту 4 п. 1 ст. 148 НК РФ к услугам по обработке информации относятся услуги по осуществлению сбора и обобщению, систематизации информационных массивов и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации.
     
     Таким образом, местом реализации услуг по обработке и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки определенной информации, оказываемых российской организацией иностранным заказчикам, территория Российской Федерации не признается и такие услуги не являются объектом обложения НДС.
     
     Согласно п. 4 ст. 148 НК РФ документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами, а также любые документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).
     
     Что касается вычета сумм НДС по вышеуказанным услугам, оказанным российской организации российскими субподрядчиками, то на основании подпункта 2 п. 2 ст. 170 НК РФ данные суммы НДС вычету не подлежат и учитываются в стоимости услуг.
     

Е.С. Лобачева,
консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     

Документы, необходимые для подтверждения правомерности применения освобождения от НДС научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

     В соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
     
     Согласно подпункту 16 п. 3 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождаются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), выполняемые за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств и ведомств; НИОКР, выполняемые учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров. При этом ст. 149 НК РФ перечень документов, подтверждающих правомерность применения данного освобождения, не установлен. В связи с этим основанием для освобождения от НДС НИОКР, выполняемых за счет средств федерального бюджета, по нашему мнению, является договор на выполнение работ с указанием источника финансирования, а также письменное уведомление (справка) заказчика, которому выделены средства непосредственно из федерального бюджета, в адрес исполнителей и соисполнителей о выделенных ему бюджетных средствах для оплаты вышеуказанных работ. Поскольку нормативно-правовыми актами о налогах и сборах форма вышеуказанного уведомления (справки) не установлена, документ составляется заказчиком в произвольной форме.
     
     При выполнении НИОКР научными организациями на основе хозяйственных договоров для применения освобождения от НДС организации должны иметь документы, подтверждающие статус научной организации.
     
     Кроме того, на основании ст. 31, 88 и 93 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговые органы имеют право требовать от налогоплательщиков иные документы, подтверждающие правильность применения НДС.
     

Налогообложение деятельности адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты

     
     В соответствии со ст. 143 НК РФ плательщиками НДС являются организации и индивидуальные предприниматели.
     
     Согласно ст. 11 НК РФ (в ред. от 27.07.2006 N 137-ФЗ) с 1 января 2007 года адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, не признаются индивидуальными предпринимателями.
     
     Таким образом, с 1 января 2007 года адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, плательщиками НДС не являются и при оказании услуг в рамках своей профессиональной деятельности этот налог не уплачивают.
     

Ведение раздельного учета

     
     Можно ли не вести раздельный учет при осуществлении операций, как облагаемых, так и не облагаемых НДС, если доля совокупных расходов на оказание услуг, операции по реализации которых подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на все осуществляемые организацией виды деятельности?
     
     Согласно п. 4 ст. 170 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий операции, как облагаемые, так и не облагаемые НДС, обязан вести раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению операций.
     
     При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), не включается.
     
     В соответствии с нормами п. 4 ст. 170 НК РФ налогоплательщик имеет право не вести раздельный учет вышеуказанных сумм НДС только в налоговых периодах, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство.
     
     Таким образом, если доля совокупных расходов на оказание услуг, операции по реализации которых подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на все осуществляемые организацией виды деятельности, требуется ведение раздельного учета затрат в вышеуказанном порядке.
     

Восстановление сумм НДС при приватизации

     
     В соответствии с республиканской программой приватизации в 2004 году ряд государственных унитарных предприятий был подвергнут реорганизации в форме преобразования в акционерные общества. При этом основные средства предприятий были переданы правопреемникам по остаточной стоимости. Правомерно ли применялись вычеты сумм НДС, уплаченных по основным средствам государственными унитарными предприятиями, собственником которых являлся субъект Российской Федерации?
     
     Подлежали ли восстановлению суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету, при передаче в порядке приватизации в 2004 году основных средств государственными унитарными предприятиями?
     
     Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2006 года) вычетам подлежали суммы НДС, предъявленные налогоплательщикам и уплаченные ими при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС. При этом особенностей в отношении вычетов НДС по основным средствам, приобретенным государственными унитарными предприятиями, собственником которых являлся субъект Российской Федерации, не устанавливалось. Таким образом, суммы НДС, уплаченные по основным средствам государственными унитарными предприятиями, собственником которых являлся субъект Российской Федерации, подлежали вычету в общеустановленном порядке.
     
     В соответствии с подпунктом 3 п. 2 ст. 146 НК РФ передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации, объектом обложения НДС не является. При этом согласно п. 3 ст. 170 НК РФ в случае принятия налогоплательщиком сумм НДС к вычету при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не признаются объектом обложения НДС, соответствующие суммы этого налога подлежат восстановлению. В связи с этим суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету, при передаче основных средств государственными унитарными предприятиями в порядке приватизации в 2004 году подлежали восстановлению. Исчисление суммы НДС, подлежавшей восстановлению по амортизируемому имуществу, следовало производить с учетом остаточной стоимости такого имущества без учета переоценки.
     

М.Н. Хромова,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России


Заполнение отдельных реквизитов счетов-фактур структурными подразделениями организации

     
     Согласно подпункту 3 п. 5 ст. 169 НК РФ в реквизиты счета-фактуры включены наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя.
     
     В соответствии с Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 (далее - Правила N 914) при составлении счетов-фактур структурными подразделениями в строках 2 и 2а указываются реквизиты организации-продавца; в строке 2б - КПП соответствующего структурного подразделения; в строке 3 - наименование и почтовый адрес грузоотправителя, если продавец и грузоотправитель не являются одним и тем же лицом.
     
     При заполнении счетов-фактур по товарам (работам, услугам), отгруженным (выполненным, оказанным) структурным подразделениям, в строке 4 указываются наименование и почтовый адрес грузополучателя; в строках 6 и 6а - реквизиты организации-покупателя; в строке 6б - КПП соответствующего структурного подразделения организации-покупателя.
     
     Поскольку при выполнении работ или оказании услуг понятия "грузоотправитель" и "грузополучатель" не используются, то в случае выполнения работ или оказания услуг в строках 3 и 4 счета-фактуры ставятся прочерки.
     
     В то же время если в отдельных случаях в строках 3 и 4 счетов-фактур, составленных структурными подразделениями по выполненным работам (оказанным услугам), и при заполнении счетов-фактур по работам (услугам), выполненным (оказанным) структурным подразделениям, указаны реквизиты продавца и реквизиты покупателя, то по таким счетам-фактурам принимать к вычету суммы НДС правомерно.
     
     Согласно Правилам N 914 отдельные показатели указываются в счете-фактуре в соответствии с учредительными документами юридического лица.
     
     В соответствии со ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.
     
     Кроме того, согласно ст. 11 и 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" учредительными документами общества являются устав и учредительный договор.
     
     Поэтому если учредительным документом является устав организации, то в строках счетов-фактур, в которых согласно Правилам N 914 должно указываться место нахождения продавца (покупателя) в соответствии с учредительными документами, налогоплательщикам следует указывать юридический адрес в соответствии с уставом организации.
     

Обложение НДС денежных средств, выделяемых из бюджета в связи с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг отдельным категориям граждан

     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации независимо от источника финансирования.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2006 года) при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставлявшихся бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставлявшихся отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определялась как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
     
     Кроме того, согласно подпункту 2 п. 1 ст. 162 НК РФ в налоговую базу по НДС включались суммы, полученные в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
     
     Учитывая вышеизложенное, до 1 января 2006 года денежные средства, полученные из бюджета в счет увеличения доходов при реализации коммунальных услуг по льготным тарифам, включались в налоговую базу по НДС.
     
     С 1 января 2006 года в соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ (в редакции, действующей с 1 января 2006 года) при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий (субвенций), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы вышеназванных субвенций (субсидий) при определении налоговой базы по НДС не учитываются.
     
     Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Под субсидиями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
     
     Кроме того, после 1 января 2006 года продолжает действовать норма подпункта 2 п. 1 ст. 162 НК РФ об увеличении налоговой базы по НДС на суммы, полученные в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
     
     Учитывая вышеизложенное, если денежные средства, получаемые из бюджета в связи с реализацией услуг по льготным тарифам, выделяются не на компенсацию расходов организаций по оплате приобретаемых ими материальных ресурсов или на покрытие убытков, связанных с применением указанных льгот, а на оплату услуг, оказываемых льготным категориям граждан, такие денежные средства включаются в налоговую базу по НДС.
     

Налогообложение передачи здания в качестве вклада в уставный капитал организации

     
     Надо ли восстанавливать суммы НДС при передаче здания в качестве вклада в уставный капитал вновь создаваемой организации, если первичные документы (счета-фактуры) отсутствуют?
     
     На основании подпункта 1 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае передачи имущества, нематериальных активов и имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативов. При этом восстановлению подлежат суммы НДС в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов - в размере суммы, пропорциональной их остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.
     
     Что касается рассматриваемой ситуации, то целесообразно и необходимо проинформировать налоговый орган по месту учета организации о том, что НДС по зданию, передаваемому в качестве вклада, организация к вычету не предъявляла и в связи с этим восстановление НДС не производила.
     

Налогообложение передачи имущества по договору безвозмездного пользования подразделениям милиции на железнодорожном транспорте

     
     В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации услуг на территории Российской Федерации признаются объектом обложения НДС. При этом в целях применения данного налога оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией услуг.
     
     В связи с вышеизложенным и принимая во внимание, что согласно п. 2 ст. 689 ГК РФ к договору безвозмездного пользования применяются правила о договоре аренды, услуги по передаче имущества подразделениям милиции на железнодорожном транспорте в безвозмездное пользование облагаются НДС в общеустановленном порядке.
     
     Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, за исключением расходов, указанных в ст. 270 настоящего Кодекса. Так, в соответствии с п. 16 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей.
     
     Таким образом, расходы организации, связанные, например, с предоставлением милиции на безвозмездной основе служебных помещений, а также расходы по технической эксплуатации (в том числе отопление, освещение, капитальный ремонт) вышеуказанных помещений налоговую базу по налогу на прибыль не уменьшают.